|
Цель психолого педагогического обследования
|
 Скачать 3.54 Mb.
|


Цель психолого – педагогического обследования:
осуществление контроля за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса.
Задачи:
-
раннее выявление отклонений в развитии ребенка, их коррекция и профилактика нарушений в поведении и деятельности;
-
выявление причин и характера первичных нарушений в развитии у обследуемого ребенка, а также определение степени тяжести этого нарушения;
-
выявление индивидуально – психологических особенностей развития обследуемого ребенка, (личностных и интеллектуальных);
-
определение условий воспитания ребенка;
-
обоснование педагогического прогноза;
-
разработка индивидуальной программы коррекционной работы;
-
организация коррекционной работы с родителями, педагогами и детьми.
Задачи коррекции психического развития ребенка:
-
профилактика нежелательных негативных тенденций личностного и интеллектуального развития;
-
коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка, которые могут быть правильно поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, определяемого понятием «зона ближайшего развития».
Психолого-медико-педагогическое консультирование детей Этап 1. Специалист проводит краткую беседу с родителями, выслушивая и фиксируя первые жалобы. Этап 2. Посвящен обследованию ребенка. Сначала изучается уровень познавательной деятельности, затем при необходимости проводится обследование слуха и в заключение проводится обследование речи.
Выбор методик для обследования познавательной сферы детей раннего и дошкольного возраста обусловлен их возрастными особенностями и поведением в новых условиях. Специалисты обращают внимание на то, как ребенок входит в экспериментальную комнату: держась за руку матери (отца); самостоятельно; охотно или неохотно, отворачиваясь от новых взрослых; вбегает и начинает сразу хватать игрушки, не фиксируя на них внимание, и т. д.
Исходные характеристики такого важного момента, как поведение ребенка при встрече с незнакомым взрослым в новой обстановке, подсказывают стратегию выбора следующего шага: переход к деловому общению на материале диагностических методик или использование дополнительных приемов для установления эмоционального контакта ребенка с новым взрослым. Этап 3. Собираются анамнестические сведения о развитии ребенка. Уточняются условия воспитания в младенческом и раннем возрасте, микроклимат в семье, понимание родителями проблем развития ребенка. Этап 4. Даются рекомендации по изменению условий жизни ребенка и микроклимата в семье. Рекомендации будут тем продуктивнее, чем больше в их осуществлении участвуют родители. Важно подвести родителей к пониманию значимости семьи в воспитании ребенка, так как коррекция личностных качеств ребенка невозможна без изменений его взаимоотношений со взрослыми в семье. Поэтому необходимо использовать педагогические возможности самих родителей в обучении ребенка, помочь им овладеть технологией наиболее распространенных форм педагогической работы с ребенком, навыками семейного общения. Этап 5. Составляется индивидуальная коррекционная программа развития ребенка и делается педагогический прогноз.



Социально – психологическая адаптация ребёнка к условиям дошкольного учреждения. Цель: Подготовка ребёнка к самораскрытию личности, самореализации социальных способностей.
Условия:
Учёт индивидуально – психологических особенностей.
Учёт факторов риска, усложняющих адаптацию.
Организация общения детей в совместной деятельности.
Формирование самоконтроля.
Механизм:
Мониторинг: педагог- воспитанник, педагог - родитель.
Психолого-педагогические технологии диагностико-коррекционного, развивающего характера.
Первые признаки того, что ребёнок адаптировался
1) Хороший аппетит.
2) Спокойный сон.
3) Охотное общение с другими детьми.
4) Адекватная реакция на любое предложение педагога.
5) Нормальное эмоциональное состояние Параметры оценки адаптации детей
Параметры
| 1 группа
| 2 группа
| 3 группа
| 4 группа
| Поведение
| сильные, уравновешенные,
подвижные
| сильные, возбудимые
| сильные, уравновешенные, инертные
| слабые
| Настроение
| бодрое, контактное
| бодрое, неуравновешенное, очень эмоциональное
| спокойное, уравновешенное, не контактное, неэмоциональное
| вялое,
не контактное
| Предел работоспособности
| соответствует
норме и возрасту
| быстро настраивается
| соответствует возрастной норме
| низкий
| Характер засыпания и
пробуждения
| быстро и спокойно
| медленно, неспокойно
| медленно и спокойно
| медленно и вяло
| Признаки утомления
| небольшая возбудимость
Н.С.
| нарушение координации
движений
| замедленная ответная реакция
| явно выраженные признаки утомления
| Поведение на занятии
| сосредоточен, инициативен, быстро отвечает
| не сосредоточен, не активен
| малоактивен, реакция замедленна
| Не сосредоточен, пассивен
|
|
|
|