Главная страница

Цель: обобщить знания учащихся о баснях И. А. Крылова; повторить основные принципы построения басни. Задачи урока


Скачать 42.62 Kb.
Название Цель: обобщить знания учащихся о баснях И. А. Крылова; повторить основные принципы построения басни. Задачи урока
Дата 18.02.2016
Размер 42.62 Kb.
Тип Документы

Жанр басни в творчестве И. А. Крылова. Инсценирование басен.

Цель: обобщить знания учащихся о баснях И.А. Крылова; повторить основные принципы построения басни.

Задачи урока:

  1. Развивающая: совершенствовать навыки выразительного чтения басни,

  2. Обучающая: расширять представление о басне, формировать умение находить мораль в басне, аллегорический смысл.

  3. Воспитывающая: делать выводы для себя, наблюдая за поступками других.

Тип урока: комбинированный (повторение пройденного материала и усвоения новых знаний)

Метод: обучение в диалоге.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, игровая.

Оборудование: презентация «Жанр басни в творчестве И. А. Крылова, ЭОР Единой Коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов, учебники, тетради.

Ход урока

  1. Слово учителя.    Повторим, что такое басня и из каких элементов она состоит.
          
    Басня — краткий рассказ нравоучительного характера. В баснях используется аллегория (иносказание). Персонажей обычно бывает немного — два или три. Автор рассказывает о событии и подводит итоги, т. е. формулирует мораль.

  2. Чем басни помогают нам? (Высмеивают недостатки людей, помогают узнавать жизнь и ориентироваться в ней.)

  3. Электронное задание «Решение тестов» Повторение. http://www.openclass.ru/node/62097 http://www.openclass.ru/sites/default/files/dig_resource/2009/10/test5_jcross_rar_10899.rar

  4. Просмотр мультфильма по басням Крылова И. А. http://www.proshkolu.ru/user/ahm-anu/file/1272737/

  5. Слово учителя. Каждая группа показывает заранее подготовленную инсценировку басни. Учащиеся поясняют значение морали каждой из показанных басен; напоминают, что басня состоит из двух частей: рассказа и морали; также сообщают, что басня может быть написана прозой; ее героями могут быть люди.(при инсценировании на слайдах иллюстрации к басням)

  6. Инсценирование и анализ басни «Ворона и лисица».

Анализ басни по вопросам:

    • Кто главные герои басни?

    • Что заставляет Лисицу так унижаться, чтобы попробовать сыр? («Лисицу сыр пленил».)

    • Что использует Лисица для достижения своей цели? Каково ее поведение? (Использует лесть, хвалебные речи. «Вертит хвостом… и говорит так сладко, чуть дыша …».)

    • В чем заключается глупость Вороны? (У нее преувеличенное самомнение. Она оказалась падкой на сладкую лесть («вскружилась голова», «от радости в зобу дыханье сперло».)

    • Можно ли сказать, что Лисица издевается над Вороной? (Лисица преследует свою цель, хочет любыми путями получить сыр. Ворона же принимает похвалы как вполне заслуженные, думает, что все сказанное Лисицей – правда.

    • В чем смысл басни? (Нужно уметь случайно не оказаться Вороной, уметь правильно оценивать свои способности, возможности.)

    • Можно ли принять к сведению мораль этой басни сегодня?

  1. Вывод. И. А. Крылов дает возможность читателям понять, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддается лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но опасна («…лесть гнусна, вредна»).

  2. Самостоятельная работа. Какие слова и выражения из этой басни и сегодня живут в нашей речи? Записать в тетрадь.

  3. Работа с басней «Волк на псарне», ее анализ.

  4. Сообщение подготовленного учащегося «У каждой басни Крылова своя история».

Н. В. Гоголь сказал: «Всякая басня его имеет сверх того историческое происхождение. Несмотря на свою неторопливость и, по-видимому, равнодушие к событиям современным, поэт, однако же, следил всякое событие внутри государства: на все подавал свой голос, и в голосе этом слышалась разумная середина, примиряющий третейский суд, которым так силен русский ум, когда достигает до своего полного совершенства».

  1. Инсценирование басни «Волк на псарне».

  2. Электронное задание «Решение тестов» вариант 1 и 2

http://www.proshkolu.ru/club/lit/file2/714121

  1. Вывод. Басня «Волк на псарне» мудра и сурова в своей правде. Разве можно верить хищнику-захватчику? Таких нельзя щадить.

Произведение проникнуто патриотическим пафосом, чувством любви к Родине, ответственности за ее судьбу. В этой басне мораль заключается в словах Ловчего, реплика которого звучит последней.

  1. Физминутка.

  2. Инсценирование басни «Свинья под дубом».

  3. Электронное задание «Решение тестов» вариант 3

http://www.proshkolu.ru/club/lit/file2/714121

  1. Анализ басни по вопросам:

    • Интересна ли басня

    • Что же лучше: быть грамотным ученым или оставаться неученым, невеждой?

    • Кто такой невежда? (Неученый, необразованный ученьем, книжным знанием, непосвященный.)

    • Объясните аллегорию басни. (Глупый, необразованный человек (Свинья) пользуется плодами просвещения (желуди), они ему приятны. Но невежда не в силах понять, откуда берутся эти плоды, не в силах откликнуться на советы грамотных людей (Ворон, Дуб). Сам того не осознавая, губит своим невежеством начало познания (Корни). Не понимает, что науки должны развиваться.)

    • Можно ли сказать, что автор осуждает Свинью?

    • Какая интонация звучит в реплике Дуба? (Отчаяние, беспомощность.)

    • Актуальна ли мораль басни в наше время?

    • Чему вас научила эта басня?

  1. Итог урока. И. А. Крылов в своих баснях высмеивал пороки людей. Самих людей представлял в образах птиц, зверей, растений. Обобщения в баснях глубоки, мы учимся понимать истинные нравственные ценности, пользоваться народной мудростью, тем самым накапливая жизненный опыт. Знакомство с последним слайдом.

  2. Домашнее задание. Выписать из басен выражения, ставшие крылатыми. Составить кроссворд по полюбившейся басне.