|
Цель: обобщить знания учащихся о баснях И. А. Крылова; повторить основные принципы построения басни. Задачи урока
|
 Скачать 42.62 Kb.
|
Жанр басни в творчестве И. А. Крылова. Инсценирование басен.
Цель: обобщить знания учащихся о баснях И.А. Крылова; повторить основные принципы построения басни.
Задачи урока:
-
Развивающая: совершенствовать навыки выразительного чтения басни,
-
Обучающая: расширять представление о басне, формировать умение находить мораль в басне, аллегорический смысл.
-
Воспитывающая: делать выводы для себя, наблюдая за поступками других.
Тип урока: комбинированный (повторение пройденного материала и усвоения новых знаний)
Метод: обучение в диалоге.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, игровая.
Оборудование: презентация «Жанр басни в творчестве И. А. Крылова, ЭОР Единой Коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов, учебники, тетради.
Ход урока
-
Слово учителя. Повторим, что такое басня и из каких элементов она состоит. Басня — краткий рассказ нравоучительного характера. В баснях используется аллегория (иносказание). Персонажей обычно бывает немного — два или три. Автор рассказывает о событии и подводит итоги, т. е. формулирует мораль.
-
Чем басни помогают нам? (Высмеивают недостатки людей, помогают узнавать жизнь и ориентироваться в ней.)
-
Электронное задание «Решение тестов» Повторение. http://www.openclass.ru/node/62097 http://www.openclass.ru/sites/default/files/dig_resource/2009/10/test5_jcross_rar_10899.rar
-
Просмотр мультфильма по басням Крылова И. А. http://www.proshkolu.ru/user/ahm-anu/file/1272737/
-
Слово учителя. Каждая группа показывает заранее подготовленную инсценировку басни. Учащиеся поясняют значение морали каждой из показанных басен; напоминают, что басня состоит из двух частей: рассказа и морали; также сообщают, что басня может быть написана прозой; ее героями могут быть люди.(при инсценировании на слайдах иллюстрации к басням)
-
Инсценирование и анализ басни «Ворона и лисица».
Анализ басни по вопросам:
-
Кто главные герои басни?
-
Что заставляет Лисицу так унижаться, чтобы попробовать сыр? («Лисицу сыр пленил».)
-
Что использует Лисица для достижения своей цели? Каково ее поведение? (Использует лесть, хвалебные речи. «Вертит хвостом… и говорит так сладко, чуть дыша …».)
-
В чем заключается глупость Вороны? (У нее преувеличенное самомнение. Она оказалась падкой на сладкую лесть («вскружилась голова», «от радости в зобу дыханье сперло».)
-
Можно ли сказать, что Лисица издевается над Вороной? (Лисица преследует свою цель, хочет любыми путями получить сыр. Ворона же принимает похвалы как вполне заслуженные, думает, что все сказанное Лисицей – правда.
-
В чем смысл басни? (Нужно уметь случайно не оказаться Вороной, уметь правильно оценивать свои способности, возможности.)
-
Можно ли принять к сведению мораль этой басни сегодня?
-
Вывод. И. А. Крылов дает возможность читателям понять, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддается лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но опасна («…лесть гнусна, вредна»).
-
Самостоятельная работа. Какие слова и выражения из этой басни и сегодня живут в нашей речи? Записать в тетрадь.
-
Работа с басней «Волк на псарне», ее анализ.
-
Сообщение подготовленного учащегося «У каждой басни Крылова своя история».
Н. В. Гоголь сказал: «Всякая басня его имеет сверх того историческое происхождение. Несмотря на свою неторопливость и, по-видимому, равнодушие к событиям современным, поэт, однако же, следил всякое событие внутри государства: на все подавал свой голос, и в голосе этом слышалась разумная середина, примиряющий третейский суд, которым так силен русский ум, когда достигает до своего полного совершенства».
-
Инсценирование басни «Волк на псарне».
-
Электронное задание «Решение тестов» вариант 1 и 2
http://www.proshkolu.ru/club/lit/file2/714121
-
Вывод. Басня «Волк на псарне» мудра и сурова в своей правде. Разве можно верить хищнику-захватчику? Таких нельзя щадить.
Произведение проникнуто патриотическим пафосом, чувством любви к Родине, ответственности за ее судьбу. В этой басне мораль заключается в словах Ловчего, реплика которого звучит последней.
-
Физминутка.
-
Инсценирование басни «Свинья под дубом».
-
Электронное задание «Решение тестов» вариант 3
http://www.proshkolu.ru/club/lit/file2/714121
-
Анализ басни по вопросам:
-
Интересна ли басня
-
Что же лучше: быть грамотным ученым или оставаться неученым, невеждой?
-
Кто такой невежда? (Неученый, необразованный ученьем, книжным знанием, непосвященный.)
-
Объясните аллегорию басни. (Глупый, необразованный человек (Свинья) пользуется плодами просвещения (желуди), они ему приятны. Но невежда не в силах понять, откуда берутся эти плоды, не в силах откликнуться на советы грамотных людей (Ворон, Дуб). Сам того не осознавая, губит своим невежеством начало познания (Корни). Не понимает, что науки должны развиваться.)
-
Можно ли сказать, что автор осуждает Свинью?
-
Какая интонация звучит в реплике Дуба? (Отчаяние, беспомощность.)
-
Актуальна ли мораль басни в наше время?
-
Чему вас научила эта басня?
-
Итог урока. И. А. Крылов в своих баснях высмеивал пороки людей. Самих людей представлял в образах птиц, зверей, растений. Обобщения в баснях глубоки, мы учимся понимать истинные нравственные ценности, пользоваться народной мудростью, тем самым накапливая жизненный опыт. Знакомство с последним слайдом.
-
Домашнее задание. Выписать из басен выражения, ставшие крылатыми. Составить кроссворд по полюбившейся басне.
|
|
|