|
"Царство Растения. Общая характеристика"
|
 Скачать 72.9 Kb.
|
Тема: "Царство Растения. Общая характеристика"
Цели и задачи:
Образовательные: - Познакомить учащихся с основными признаками растений; - Выделить отличительные особенности растений от представителей других царств живой природы; - Раскрыть критерии классификации растений на высшие и низшие; - Закрепить знания учащихся о строении растительной и животной клетки; о процессе фотосинтеза и его значении для жизни на Земле; - Повторить систематику растений.
Развивающие: - Формирование умения работы у компьютера; - Формирование информационных навыков при работе с текстом, его осмысливанию и формулированию выводов.
Воспитательные: - Воспитать целостное восприятие окружающего мира; - Воспитать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Оборудование: - Информационный текст; - Рисунок «Назовите части лишайника»; - Таблички с терминами: свет, вода, углекислый газ, глюкоза, фотосинтез; - Индивидуальные карточки; - Магнитные карточки; - Резиновый шарик. - Горшочек с цветком; - Оборудование для имитации пионерского костра; - Компьютер, мультимедийный диск «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»; - Проектор с экраном; - Цветные мелки; - Карточки с терминами: биом, тургор, биомасса, продуценты, пластиды; - Табличка с блиц вопросами; - Муляжи фруктов и листьев.
Технология: Здоровьесберегающая; личностно-ориентированная, информационная.
Ход урока:
I. Организационный момент
Учащиеся рассаживаются за парты, приглашаются гости.
II. Проверка знаний учащихся по теме: «Отдел Лишайники»
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы с вами выполним много интересных заданий у компьютера, поработаем с карточками, используем эффект магнитной доски. На прошлом уроке мы с вами изучили тему: «Отдел Лишайники». Ребята обратите внимание на доску, где с помощью магнитиков приклеены двухцветные лепестки. (Приложение 1)
Перевернув лепестки, вы можете ознакомиться с заданиями. Под лепестками желтого цвета скрываются задания не очень сложные. Лепестки красного цвета содержат чуть сложные задания. (Учитель определяет учащихся сильных и слабых и предлагает перевернуть соответствующие лепестки).
Под тремя желтыми лепестками скрываются карточки № 1, № 2, № 3 (Заранее приготовленные) (Приложение 2)
Под четырьмя красными карточками находятся следующие задания:
1. Выполнение упражнений упр. № 6, 7 (Проверьте свои знания у компьютера); 2. Укажите части лишайника; (Приложение 3) 3. Мнемотехническое упражнение; Под первым буквам «Стиха» легко вспомнить правильную последовательность расположения систематических групп растений (Царство, Отдел, Класс, Порядок, Семейство, Род, Вид). (Приложение 4) 4. Блиц – вопросы. Блиц – вопросы:
1. Какие компоненты входят в состав лишайника? 2. Какие типы слоевищ лишайников Вам известны? 3. Что является автотрофным компонентом гриба? 4. Какие физиологические особенности в жизнедеятельности лишайника показали новейшие исследования?
III. Объяснение нового материала
Учитель: Ребята мы являемся с вами частью огромного мира, где нет ничего лишнего и ненужного. Вместе с нами на планете Земля проживает множество организмов, взаимодействующих друг с другом. Наука систематика помогла нам в распределении живых организмов по группам. Самая большая группа – царство. Давайте вспомним, какие царства мы изучили?
Ученик: Мы изучили Царство «Прокариоты» и Царство «Грибы».
Учитель: Сегодня мы переходим к изучению нового царства – Царство «Растения». Итак, ребята, запишите число, тему урока (пишет на доске белым мелом) «Царство Растения. Общая характеристика». В современном мире насчитывают более 350 тыс. видов растений. Они составляют 95 % от биомассы планеты – массы всех населяющих ее живых организмов (красным мелом пишет на доске слово «биомасса» и открывает столбик новых терминов на доске). Растения – основные производители органического вещества, то есть продуценты (пишет на доске красным мелом слово «продуценты»). На сегодняшний день насчитываются растительные организмы разного строения и экологических особенностей. Поэтому ученые выделили: (пишет схему на доске, синим мелом). (Приложение 5)
Ребята запишите данную схему в тетрадях. (Учащиеся записывают).
А теперь, ребята, обратимся к экрану (на экране показан видеоролик мультимедийного пособия из раздела «Систематика растений»).
Физкультминутка
Учитель: Ребята, давайте мы с вами немножечко отдохнем. Я приглашаю Вас ко мне в прошлое. Когда я была такой как вы, я отдыхала на летних каникулах в пионерском лагере. К какой детской организации вы относитесь?
Ученик: Мы относимся к организации «Наследники».
Учитель: Правильно. Я и мои сверстники относились к пионерской организации и носили вот такие красные галстуки (показывает). Пожалуйста, подойдите ко мне, создайте круг вокруг этого пионерского костра (включается устройство, имитирующее костер). (Приложение 6) Я буду громко считать считалку, и сопровождать ее движениями (бег на месте, прыжки, хлопки в ладоши), вы же в точности должны повторять за мной. Тот, кто отстанет, будет выполнять любое наше желание. Начнем: О, але! О, саласа бимба! О, кикимис бамба! О, я бананы ем! О, я орехи ем! Салама бимба, кикимис бамба, Пш, пш, пш… (крутит указательным пальцем вокруг головы и дети повторяют, и быстро отпускают руки, отставшего ученика просят рассказать стихотворение о природе).
Учитель: Отдохнули? А теперь продолжим. С экологической точки зрения растения подразделяются на светолюбивые и теневыносливые, обитающие во влажных или засушливых местах.
В различных климатических зонах именно сообщества разных растений определяют структуру биомов (записывает на доске) – совокупность живых организмов. Ребята, какие живые организмы вы знаете?
Ученик: Животные, грибы, растения и микроорганизмы.
Учитель: Правильно. Эти организмы населяют определенную местность: тундра, тайга, смешанный и широколиственный лес, саванны, пустыни, влажный тропический лес. Вы изучали природные зоны при изучении какого предмета?
Ученик: Мы говорили о природных зонах на уроках географии.
Учитель: Правильно, молодец! А также в 5 классе на уроках природоведения. Однако, при всем многообразии растительные организмы имеют общие черты, которые отличают их от представителей других царств природы.
Рассмотрим эти особенности:
1. Все растения автотрофы - способны к фотосинтезу – образованию органических молекул из неорганических за счет энергии света (учитель показывает процесс фотосинтеза на горшочке с цветком, используя таблички с терминами: «свет», «вода», «углекислый газ», «фотосинтез»).
Благодаря этому у растений в процессах обмена преобладают реакции биологического синтеза органических молекул над процессами расщепления веществ. В результате растения образуют ту биомассу, которой питаются животные. 2. Обратимся к экрану (раздел «Строение клетки автотрофных организмов»). У растений имеются специфические пигменты, содержащиеся в пластидах, например хлорофилл зеленого цвета. (На экране раздел «Пластиды», информация о хромопластах). Другие пигменты, ребята, оранжево – желтые и красные относятся к каратиноидам и появляются при пожелтении листьев. Также каратиноиды придают плодам и цветам тот или иной цвет. (Показывает муляжи овощей и фруктов). (Приложение 7) 3. Процессы жизнедеятельности растительного организма регулируют особые растительные гормоны – фитогормоны. Из взаимодействие обеспечивает рост, развитие и другие физиологические процессы, происходящие в растениях. Фитогормоны синтезируются в ничтожно малых количествах и транспортируются по проводящей системе организма. 4. Четвертой важной особенностью растений является наличие в их клетках толстой оболочки лежащей к наружи от цитоплазмы, образованной целлюлозой (пишет на доске новое слово). Обратимся к экрану (на экране раздел «Внешнее строение растительной клетки»). Клеточная стенка всех растений состоит из микроворсинок, которые напоминают по строению стальную арматуру. Такая клеточная стенка специфичная особенность растений – у животных ее нет. Наличие у каждой клетки твердой оболочки определило малую подвижность растений. И в результате питание и дыхание стали зависеть от поверхности его тела, контактирующей с окружающей средой. 5. Обязательным продуктом обмена веществ растений является клеточный сок. Обратимся, ребята, к экрану. (На экране видеоролик «Вакуоль»). Клеточный сок - это раствор разнообразных органических веществ – аминокислот, белков, углеводов, неорганических солей, с подробностями вы столкнитесь в курсе изучения «Химии». Накапливаясь в цитоплазме клеточный сок, увеличивает внутриклеточное давление, вызывает напряжение клеточной стенки – тургор (пишет новое слово на доске). В результате ткани растений приобретают высокую прочность. Для наглядного представления обратите внимание на этот резиновый шарик (учитель надувает шарик). Воздух в шарике давит на стенки и поэтому он такой упругий. Кстати, подобные примеры вы рассматривали на уроках физики. 6. Ребята, скажите, сколько растут растения?
Ученик: Растения растут всю жизнь.
Учитель: Совершенно верно. И это является еще одним отличием растений. Растения характеризуются неограниченным ростом: они увеличиваются в размерах в течение всей жизни.
IV. Закрепление
Учитель: Итак, ребята, вы получили на уроке много новой информации. Сейчас мы выполним некоторые задания и закрепим полученные знания.
I. Вопросы: (устно) 1. На какие подцарства делят растения? 2. В чем особенность низших растений? 3. В чем особенность высших растений? 4. Назовите особенности растений, которые вы запомнили?
II. Учитель: Ребята обратите внимания на эту схему (Приложение 8). Вы видите на цветочке с лепестками записаны цифры и буквы, начиная с лепестка со стрекозы, выделите буквы находящиеся на одном лепестке с четными цифрами. Полученное слово определит следующее задания (слово «компьютер»). Следовательно, будем выполнять задания у компьютера.
Выполнение упражнений у компьютера: 1. Упр. № 2. (раздел «Строение клетки автотрофные организмов») 2. Упр. № 4.
V. Задание на дом
1. Прочитать «Царство Растения. Общая характеристика» 2. Выпишите в словари новые термины и найдите определения в учебнике (учащиеся получают список новых терминов: биомасса, продуценты, биом, целлюлоза, тургор).
Урок окончен, до свидания. |
|
|