Главная страница

Царско сельская чугунка первая железная дорога России


Скачать 197.32 Kb.
Название Царско сельская чугунка первая железная дорога России
Дата 24.04.2016
Размер 197.32 Kb.
Тип Методическая разработка

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Республики Мордовия среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)

Рузаевский железнодорожно – промышленный техникум

имени А. П. Байкузова

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

внеклассного мероприятия

на тему:

«ЦАРСКО - СЕЛЬСКАЯ ЧУГУНКА – первая железная дорога России»

Составила:

преподаватель

Разживина И.Н.

Рузаевка, 2015

Методическая разработка предназначена для преподавателей, кураторов, классных руководителей, мастеров производственного обучения.

Методическая разработка составлена преподавателем Рузаевкого железнодорожно-промышленного техникума имени А.П. Байкузова Разживиной И.Н.

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение______________________________________________________

3

Основная часть (Сценарий)____________________________________

4

Заключение_________________________________________________

13

Список используемых источников_______________________________

14

Приложение А______________________________________________

15


ВВЕДЕНИЕ

Методическая разработка внеклассного мероприятия является актуальной для преподавателей, работающих в железнодорожных образовательных учреждениях.

Перед мастерами производственного обучения и преподавателями специальных предметов стоит важнейшая задача: не только сообщить студентам определённую сумму знаний, развивать их умения и навыки, но, главное,  научить ребят применять полученные знания на практике. Внеклассные мероприятия приучают к самостоятельной творческой деятельности, развивают инициативу студентов, вносят элементы исследования в их работу. Внеклассные мероприятия имеют большое воспитательное значение, способствуя развитию чувства ответственности за порученное дело. Преподаватель должен находить такие эффективные способы взаимодействия со студентами, которые развивают их творческий потенциал и способствуют организации образовательной деятельности.

Данная методическая разработка предназначена для студентов 1 курса по профессиям среднего профессионального образования: «Машинист локомотива», «Техническая эксплуатация подвижного состава», «Организация перевозок и управления на железнодорожном транспорте». Особенностью методической разработки является то, что по программе на 1 курсе студенты не изучают учебные дисциплины по профессии и междисциплинарные комплексы, не проходят учебную и производственную практику, поэтому они еще не совсем знакомы с областью железнодорожного транспорта. Сегодня по железным дорогам ходят поезда дальнего следования, пригородные электрички и товарные составы с самыми разными грузами. Даже письма и посылки перевозят по железным дорогам. Но так было не всегда. Поэтому данное внеклассное мероприятие знакомит студентов, как и когда, возникла в России первая железная дорога «Царско-сельская чугунка».

Цели методической разработки:

1.Образовательная - познакомить обучающихся с историей развития железных дорог.

2.Развивающая – развитие познавательного интереса к профессии. Развитие технического мышления.

3.Воспитательная – воспитание любви и гордости за свою будущую профессию.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, музыкальное сопровождение, видеоматериалы, электронная презентация, костюмы для танцоров.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Сценарий

Внеклассное мероприятие сопровождается презентацией (Приложение А).

1 СЛАЙД

Ведущий:

Добрый день, уважаемые студенты, педагоги!

2 СЛАЙД

Ведущий:

Мы живём с вами в самой большой и прекрасной стране на Земле! И имя этой страны – Россия! Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. У нас много всего самого удивительного: необыкновенно красивая природа; красивые города; удивительные люди. А как вы думаете, чем же живет Россия?

3 СЛАЙД - демонстрация видеоролика: реклама ОАО РЖД «Чем живет Россия».

4 СЛАЙД

1 чтец

Жизнь уверенно, стремительно несётся,

Человек мечтает всё успеть.

Без дорог железных он не обойдётся,

Да и нам настало время их воспеть.

5 СЛАЙД

2 чтец

«О, Российские железные дороги!

Пролегли вы через всю страну,

Через степи, через горные отроги,

За окном оставив пенную волну!

6 СЛАЙД

3 чтец

Вы – чудесные стальные работяги,

Управляет вами человек,

И локомотив такой огромной тяги

Подчиняется ему из века в век.

7 СЛАЙД - демонстрация видеоролика: ОАО РЖД «Российские железные дороги сегодня».

8 СЛАЙД

Ведущий:

Словно серебряные нити, железные дороги связывают нашу страну воедино, простираясь даже в самые отдалённые уголки. Куда угодно домчат сегодня поезда людей и грузы. И нам трудно представить, что когда-то всё было по-другому.

9 СЛАЙД

Ведущий:

А знаете ли вы, как в России перевозили грузы 200 лет назад? Перевозили их на баржах по рекам или на лошадях по дорогам. Нагрузят телегу мешками с зерном, выращенным в Нижегородской губернии, и плетутся лошадки по пыльным российским трактам в Петербург, а осенью и весной как зарядят дожди, образуется на этих дорогах непролазная грязь: месяц, а то и больше никуда не двинешься. Так что выращенный урожай доставляли в столицу только через год-полтора. Поэтому и говорили в народе: «За морем телушка - полушка, да рубль перевоз». Это означало, что корову в чужих краях купить-то можно дёшево, за полушку (четверть копейки), но дорого эту корову домой привезти, невыгодно.

Поэтому многие понимали, что надо в России пути сообщения как-то улучшать.

10 СЛАЙД

1 чтец

«Расскажите, деда! Слышал много, 
А не знал, какой она была, 
Первая железная дорога, 
С Питера до Царского Села?»
2 чтец
«Правда, внучек, — первая в России... 
Только поначалу не для нас. 
Помню, дед мой в годы молодые.

Видел это чудо — и не раз.

11 СЛАЙД

Ведущий:

В 215 году исполнится 178 лет с тех пор, как Царскосельская дорога протяженностью 26,7 км соединила Петербург с императорской резиденцией и местом отдыха высшего общества. А начиналось все так…

12 СЛАЙД

Ведущий:

В 1834 году появился в России австрийский инженер, чех по происхождению, Франц Гeрстнер. Был он фантазёр каких мало! Он считал, что телеги с лошадьми уже отжили свой век и что скоро на всей земле будет совершенно другой вид транспорта — железные дороги. Они покроют всю планету и соединят города мира. И написал он письмо самому российскому царю. В письме говорилось: «Нет такой страны в мире, где железные дороги были бы столь выгодны и необходимы, потому что сократить большие расстояния России можно, только увеличив скорость передвижения по ним».

13 СЛАЙД

Ведущий:

Императору Николаю Первому идея понравилась. Дело в том, что в девятнадцатилетнем возрасте он побывал в Англии, где англичане его принимали очень радушно и показывали ему свои успехи. Показали и паровоз, который создал изобретатель Джордж Стeфенсон. Говорят, будущий император попросил чумазого машиниста прокатить его царское высочество на этом пыхтящем чуде и даже собственноручно в топку лопату угля подсыпал. Он как никто понимал, что Герстнер рассказывает вовсе не небылицы. Однако император не ожидал, что вопрос о постройке железных дорог в России встретит яростное сопротивление не только у простого народа, но и у министров.

14 СЛАЙД

Ведущий:

Каких только доводов не приводили противники железных дорог: «Чугунные рельсы помешают коровам пастись». «Куры в деревнях около этих дорог перестанут нести яйца!» «А воздух! Отравленный дымом, он непременно будет убивать пролетающих мимо птиц! Так мы всех птиц в нашей стране истребим!» «На дома около железной дороги будут попадать искры пламени из паровозных труб. Они же все погорят! Мало нам погорельцев!»

15 СЛАЙД

Ведущий:

Риск трудного решения взял на себя император Николай Первый. Выступив против мнения всех своих министров, он повелел: «Железной дороге быть!»

16 СЛАЙД

Ведущий:

А ведь вообще-то в те времена железная дорога в России уже существовала, и даже не одна. Была даже дорога с паровозом, который тащил груз в три тонны со скоростью шестнадцать километров в час. Соорудили её мастеровые люди, демидовские крепостные отец и сын Черепановы.
17 СЛАЙД

Ведущий:

Они построили в Нижнем Тагиле два своих паровоза — не хуже английских! И проложили чугунные рельсы от рудника до завода длиною около трёх километров. Возили по этой дороге в вагонетках железную руду. Только не знали тогда о Черепановых в Петербурге, а то бы позвали на обсуждение.

18 СЛАЙД

Ведущий:

Встал вопрос: «А где же строить железную дорогу?». Франц Герстнер предложил построить первую колею из Петербурга до императорской резиденции — Царского Села. Многим эта идея понравилась. Ведь в Царском Селе жили придворные, чиновники и лица царской свиты, 15 апреля 1836 года вышел указ Николая Первого о сооружении Царскосельской железной дороги. Император самолично наметил на карте будущую трассу — прочертив линию от столицы до Царского Села.
19 СЛАЙД

Ведущий:

Весь участок длиной в двадцать шесть километров поделили на небольшие отрезки. Прежде всего нужно было соорудить насыпь. Всего на строительство было привлечено 1800 крестьян и 1400 солдат. На пути железной дороги вставали овраги, речушки, болото, которое пришлось осушить. А ещё нужно было построить целых сорок два моста. Первые рельсы делали из чугуна, поэтому в народе её стали называть «чугунка».
20 СЛАЙД

Ведущий:

Первый паровоз был изготовлен в Англии. Его доставили морем в разобранном виде в Кронштадт, а оттуда привезли на лошадях в Царское Село на сборку. Всего было шесть паровозов. Каждого назвали своим именем: «Слон», «Богатырь», «Орел», «Лев», «Стрела» и «Проворный».


21 СЛАЙД

4 чтец

Так и шло. С опаской, понемногу

Это чудо каждый испытал.

Чтоб прославить новую дорогу,

В Павловске построили «Вокс-зал».
5 чтец

Каждый вечер завитой маэстро

От заката до ночной звезды

Потрясал неистовством оркестра

Павловские липы и пруды.
Ведущий:

Воксалами тогда назывались вовсе не здания на станциях. Само слово произошло от названия одного английского парка Vauxhall — с эстрадой и концертами для гуляющей публики. В своё время царю Петру Первому это слово так понравилось, что он повелел называть воксалами места для развлечений.
Ведущий:

Вот таким местом для развлечений и замыслил Франц Герстнер сделать вокзал дачного городка Павловска. Ведь надо же было хоть чем-то привлечь людей, которые не очень-то хотели становиться пассажирами.

22 СЛАЙД

Ведущий:

Поэтому вокзал должен был поражать публику всевозможными концертами, зрелищами, фейерверками, фонтанами. Там устроили сцену и места для зрителей, поставили рояль. А в результате Павловский вокзал надолго стал самым лучшим концертным залом России. Там дирижировали такие знаменитые композиторы, как Иоганн Штраус и Михаил Иванович Глинка. А выглядело это все так.

23 СЛАЙД – демонстрация клипа «ПАВЛОВСКИЙ ДВОРЕЦ» на музыку М.И. Глинки «ВАЛЬС-ФАНТАЗИЯ».

На фоне клипа выходят 2 пары студентов танцующих вальс.

24 СЛАЙД

Ведущий:

А вы знаете, что Первые паровозы в России называли совсем не паровозами, а пароходами, потому что к тому времени на реках уже ходили суда, движимые паровыми машинами. Поэт Нестор Васильевич Кукольник в своей песне, прославляющей первую железную дорогу, так и написал: «Дым столбом — кипит, дымится пароход…». Песня называлась «Попутная», то есть сопровождающая в пути, а музыку к ней сочинил композитор

Михаил Иванович Глинка. Сегодня нам смешно представить, как пароход «мчится в чистом поле». Но всё становится на свои места, если мы понимаем, что это — паровоз.
25 СЛАЙД – демонстрация видеоклипа на песню «Попутная», сл. Н.В. Кукольник, муз. М.И. Глинка.


26 СЛАЙД

Ведущий:

А из чего состоял первый поезд? Конечно же, из паровоза и вагонов. Только вагоны тогда именовались не просто вагонами, а имели свои названия, такие как, берлины, дилижансы, шарабаны и просто вагоны. Все они имели свой класс.
27 СЛАЙД

Ведущий:

Самые важные гости железной дороги ездили в берлинах — роскошных крытых каретах рассчитанных на 8 человек, сиденья в них были обиты бархатом, на окнах висели занавески. Берлины считались вагонами первого класса.
28 СЛАЙД

Ведущий:

Вагоны второго класса назывались дилижансами - крытые вагоны большей вместимости, они рассчитаны. на 10 человек.
29 СЛАЙД

Ведущий:

Третий класс вагонов назывался — шарабанами. Они представляли собой открытые повозки со скамьями для сидения.

30 СЛАЙД

Ведущий:

Четвертый класс назывался – Вагоном, это открытая платформа без крыши, а предназначались такие платформы для неприхотливых пассажиров — крестьян, солдат, а также для домашних животных, например коров, и, конечно же, для перевозки карет. Все вагоны тогда не имели ни отопления, ни освещения.

31 СЛАЙД

Ведущий:

Макет первого поезда Царскосельской железной дороги можно увидеть на перроне Витебского вокзала.

32 СЛАЙД

Ведущий:

А как вы думаете, что необходимо приобрести, чтобы поехать на поезде? Конечно же, билет. Мы все привыкли видеть современные проездные документы. А тогда вот так выглядели билеты для проезда на поезде и изготовлялись они из латуни, а называли их жестянками.

33 СЛАЙД

Ведущий:

Официальное открытие дороги произошло 30 октября 1937 года в присутствии Императора и его семьи. В 12 часов 45 минут из Петербурга отошёл состав из восьми вагонов. Современник так описал свою первую поездку по железной дороге «Поскольку любопытных оказалось очень много, то места брались с боем. Женщины отважно боролись за свое право испробовать новый способ быстрой езды. Раздались пронзительные сигнальные свистки, и под звуки оркестра, заглушаемые шипением локомотива и грохотом бесчисленных колес, железное чудовище, выпускающее из трубы густые клубы черного дыма, медленно тронулось в путь. С каждой секундой оно ускоряло свой стальной пробег, унося нас с невообразимой быстротой. Нами овладело чувство трепета и воздушной устремленности в какие-то неведомые миры».

34 СЛАЙД – демонстрация видеоклипа «Первый поезд - из Петербурга в Царское село».

35 СЛАЙД

Ведущий:

О первой железной дороге мнения были самые противоречивые даже тогда, когда она уже в полной мере функционировала. Многие пересказывали друг другу острoту, сказанную министром финансов Канкриным: «В других странах железными дорогами связывают важные промышленные пункты, у нас выстроили такую в… трактир!» И верно: поездка по этой дороге поначалу многим казалась исключительно развлекательной.

В действительности же она имела огромное значение для России. Здесь проводили испытания первых отечественных паровозов; здесь опытным путём рассчитали необходимую ширину колеи; здесь проходили практику первые путейцы и машинисты будущих российских поездов.

36 СЛАЙД

Ведущий:

Через 3 месяца после открытия дороги началось регулярное движение поездов. Ежедневно из Петербурга уезжало 500-1000 пассажиров. Это оказалось в пять раз быстрее и дешевле, чем на лошадях. Александр Сергеевич Пушкин писал: «Теперь, когда Герстнер заканчивает свою чугунную дорогу между столицей и Царским Селом, всем нам нужно понять и усвоить великое изобретение, которому принадлежит будущее».
37 СЛАЙД - демонстрация мультфильма к 175-летию железных дорог России, выпуск ОАО РЖД.

38 СЛАЙД

Ведущий:

Сегодня мы сами живём в этом будущем. Россия по количеству железных дорог занимает второе место в мире. Между городами строятся новые скоростные трассы, такие, как Москва-Санкт-Петербург.

39 СЛАЙД

Ведущий:

И всем эти мы обязаны таким фантазёрам, как Герстнер, который говорил: «Мы покроем все страны железными путями. Рельсы пересекут пустынные пески Азии и Африки. Мы соединим Балтику с Каспийским морем. Мы посмеёмся над остряками, которые не верят, что два параллельных пути могут преобразить равнины, долы и горы. Мы победим пространство и время!» И ведь он оказался совершенно прав.

40 СЛАЙД

1 чтец

Вами, как сетью, Россия опутана.

С вами всегда доберёшься в нужный край.

И даже если всё снегом укутано -

Купе, плацкарт, СВ. - выбирай!

41 СЛАЙД

2 чтец
Да, везде эти рельсы и шпалы,

Ты по ним куда хочешь дойдёшь.

Как бы ни было трудно, каким бы не был усталым

По железным дорогам к счастью придёшь.
42 СЛАЙД

3 чтец

По горам, по степям и равнинам

Под дождём, в свете солнца иль в свете луны

Протянулись под этим небом синим

Железные дороги великой страны.
43 СЛАЙД – демонстрация клипа на песню «Славитесь России дороги железные», автор неизвестен.

44 СЛАЙД – Спасибо за внимание!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Железнодорожником называют человека, который задействован в сфере железнодорожного транспорта. Различают такие виды деятельности как путевой обходчик, машинист локомотива, поездной диспетчер, часовой на станции, механик СЦБ - это все включает в себя профессия железнодорожника. Насколько многообразна и сложная работа железных дорог, так и эта профессия включает у себя много разных деятельных процессов.

Как и много других профессий, профессия железнодорожник имеет историю своего возникновения. Императора Николая І считают основоположником железнодорожного дела. Ведь именно за его правление в 1837 году была открыта первая железнодорожная дорога от Царского Села до Санкт-Петербурга. Впоследствии она была продолжена еще и до Павловска. Не принимая во внимание, что многие люди в это время считали эту дорогу просто царской прихотью, она стала точкой опоры для развития всего железнодорожного транспорта. И соответственно с открытием первой железнодорожной дороги родилась данная профессия.

От середины восемнадцатого века и до наших дней протяжность железнодорожных дорог увеличилась с 30 до 80 тысяч километров. За этим показателем Российская Федерация занимает сейчас второе место в мире. Это свидетельствует о значении такого вида перевозки как железнодорожном, а, следовательно, и чрезвычайно важной является профессия железнодорожник. Без железнодорожных дорог нельзя представить современную жизнь, ведь они соединяют разные города, страны. Стоит отметить, что передвижение железнодорожным транспортом является самым безопасным, сравнительно с авиатранспортом и автомобилями.

Данное внеклассное мероприятие знакомит студентов с историей развития железных дорог России, тем самым пробуждая познавательный интерес и гордость за выбранную профессию - профессию железнодорожника.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

  1. Павлов В.Е. Первая Российская железная дорога массового пользования, Журнал «Железнодорожный транспорт» № 9, 2007 г.

  2. Улыбышева М.А. От паровоза до "Сапсана", Москва, Издательский дом «Фома», 2012 г.

  3. Гурьева Н.А. Детям о Царском Селе и Павловске, Санкт-Петербург, «Паритет», 2011 г.

  4. Газета «Северная Пчела», специальный юбилейный выпуск, 2012 г.

  5. Фролов А.И. Вокзалы Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, «Глагол» 2003 г.
  6. Стихи К. Постоянного «Ода железной дороге».

  7. Отрывок из стихотворения Всеволода 
    Рождественского
     "Первая железная дорога (1937)".  

  8. Попутная песня" Нестора Васильевича  Кукольника  (1809-1868) посвящена первой  в России железной дороге. Положена на  музыку М.И.Глинкой. http://www.youtube.com/watch?v=zgyImDTLY0U

  9. Музыка М.Глинки «ВАЛЬС-ФАНТАЗИЯ». http://www.youtube.com/watch?v=6IvlAQTIoXk

  10. Отрывок из поэмы Кузьмы Сотского «Железные дороги великой страны».

  11. Реклама ОАО РЖД «Чем живет Россия». http://www.youtube.com/watch?v=Yj9X1TQU3C4

  12. ОАО РЖД «Российские железные дороги сегодня». http://www.youtube.com/watch?v=AkKxajf9cWs


  13. Видеоролика «Первый поезд - из Петербурга в Царское село». http://www.youtube.com/watch?v=y0iPwUBlI8g

  14. Мультфильма к 175-летию железных дорог России, выпуск ОАО РЖД. http://www.youtube.com/watch?v=ExpO4pA_lg8

  15. Клипа на песню «Славитесь России дороги железные», автор неизвестен. http://www.youtube.com/watch?v=0dH2XnBFElw













Приложение А


СЛАЙДЫ ПЕРЕЗЕНТАЦИИ К ВНЕКЛАССНОМУ МЕРОПРИЯТИЮ




1





2





3





4


c:\users\admin\yandexdisk\скриншоты\2015-06-18 17-34-57 скриншот экрана.png



9





10





11





12


c:\users\admin\yandexdisk\скриншоты\2015-06-18 17-37-57 скриншот экрана.png



17





18





19





20


c:\users\admin\yandexdisk\скриншоты\2015-06-18 17-39-19 скриншот экрана.png


5





6





7





8

c:\users\admin\yandexdisk\скриншоты\2015-06-18 17-37-09 скриншот экрана.png



13





14





15





16

c:\users\admin\yandexdisk\скриншоты\2015-06-18 17-38-44 скриншот экрана.png



21





22





23





24

c:\users\admin\yandexdisk\скриншоты\2015-06-18 17-40-10 скриншот экрана.png



25





26





27





28

c:\users\admin\yandexdisk\скриншоты\2015-06-18 17-41-06 скриншот экрана.png


33





34





35





36

c:\users\admin\yandexdisk\скриншоты\2015-06-18 17-42-29 скриншот экрана.png


41





42





43





24

c:\users\admin\yandexdisk\скриншоты\2015-06-18 17-44-54 скриншот экрана.png


29





30





31





32

c:\users\admin\yandexdisk\скриншоты\2015-06-18 17-41-44 скриншот экрана.png



37





38





39





40

c:\users\admin\yandexdisk\скриншоты\2015-06-18 17-43-08 скриншот экрана.png