|
Царско сельская чугунка первая железная дорога России
|
 Скачать 197.32 Kb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Республики Мордовия среднего профессионального образования
(среднее специальное учебное заведение)
Рузаевский железнодорожно – промышленный техникум
имени А. П. Байкузова
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
внеклассного мероприятия
на тему:
«ЦАРСКО - СЕЛЬСКАЯ ЧУГУНКА – первая железная дорога России»
Составила:
преподаватель
Разживина И.Н.
Рузаевка, 2015
Методическая разработка предназначена для преподавателей, кураторов, классных руководителей, мастеров производственного обучения.
Методическая разработка составлена преподавателем Рузаевкого железнодорожно-промышленного техникума имени А.П. Байкузова Разживиной И.Н.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение______________________________________________________
| 3
| Основная часть (Сценарий)____________________________________
| 4
| Заключение_________________________________________________
| 13
| Список используемых источников_______________________________
| 14
| Приложение А______________________________________________
| 15
|
ВВЕДЕНИЕ
Методическая разработка внеклассного мероприятия является актуальной для преподавателей, работающих в железнодорожных образовательных учреждениях.
Перед мастерами производственного обучения и преподавателями специальных предметов стоит важнейшая задача: не только сообщить студентам определённую сумму знаний, развивать их умения и навыки, но, главное, научить ребят применять полученные знания на практике. Внеклассные мероприятия приучают к самостоятельной творческой деятельности, развивают инициативу студентов, вносят элементы исследования в их работу. Внеклассные мероприятия имеют большое воспитательное значение, способствуя развитию чувства ответственности за порученное дело. Преподаватель должен находить такие эффективные способы взаимодействия со студентами, которые развивают их творческий потенциал и способствуют организации образовательной деятельности.
Данная методическая разработка предназначена для студентов 1 курса по профессиям среднего профессионального образования: «Машинист локомотива», «Техническая эксплуатация подвижного состава», «Организация перевозок и управления на железнодорожном транспорте». Особенностью методической разработки является то, что по программе на 1 курсе студенты не изучают учебные дисциплины по профессии и междисциплинарные комплексы, не проходят учебную и производственную практику, поэтому они еще не совсем знакомы с областью железнодорожного транспорта. Сегодня по железным дорогам ходят поезда дальнего следования, пригородные электрички и товарные составы с самыми разными грузами. Даже письма и посылки перевозят по железным дорогам. Но так было не всегда. Поэтому данное внеклассное мероприятие знакомит студентов, как и когда, возникла в России первая железная дорога «Царско-сельская чугунка».
Цели методической разработки:
1.Образовательная - познакомить обучающихся с историей развития железных дорог.
2.Развивающая – развитие познавательного интереса к профессии. Развитие технического мышления.
3.Воспитательная – воспитание любви и гордости за свою будущую профессию.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, музыкальное сопровождение, видеоматериалы, электронная презентация, костюмы для танцоров.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Сценарий
Внеклассное мероприятие сопровождается презентацией (Приложение А).
1 СЛАЙД
Ведущий:
Добрый день, уважаемые студенты, педагоги!
2 СЛАЙД
Ведущий:
Мы живём с вами в самой большой и прекрасной стране на Земле! И имя этой страны – Россия! Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. У нас много всего самого удивительного: необыкновенно красивая природа; красивые города; удивительные люди. А как вы думаете, чем же живет Россия?
3 СЛАЙД - демонстрация видеоролика: реклама ОАО РЖД «Чем живет Россия».
4 СЛАЙД
1 чтец
Жизнь уверенно, стремительно несётся,
Человек мечтает всё успеть.
Без дорог железных он не обойдётся,
Да и нам настало время их воспеть.
5 СЛАЙД
2 чтец
«О, Российские железные дороги!
Пролегли вы через всю страну,
Через степи, через горные отроги,
За окном оставив пенную волну!
6 СЛАЙД
3 чтец
Вы – чудесные стальные работяги,
Управляет вами человек,
И локомотив такой огромной тяги
Подчиняется ему из века в век.
7 СЛАЙД - демонстрация видеоролика: ОАО РЖД «Российские железные дороги сегодня».
8 СЛАЙД
Ведущий:
Словно серебряные нити, железные дороги связывают нашу страну воедино, простираясь даже в самые отдалённые уголки. Куда угодно домчат сегодня поезда людей и грузы. И нам трудно представить, что когда-то всё было по-другому.
9 СЛАЙД
Ведущий:
А знаете ли вы, как в России перевозили грузы 200 лет назад? Перевозили их на баржах по рекам или на лошадях по дорогам. Нагрузят телегу мешками с зерном, выращенным в Нижегородской губернии, и плетутся лошадки по пыльным российским трактам в Петербург, а осенью и весной как зарядят дожди, образуется на этих дорогах непролазная грязь: месяц, а то и больше никуда не двинешься. Так что выращенный урожай доставляли в столицу только через год-полтора. Поэтому и говорили в народе: «За морем телушка - полушка, да рубль перевоз». Это означало, что корову в чужих краях купить-то можно дёшево, за полушку (четверть копейки), но дорого эту корову домой привезти, невыгодно.
Поэтому многие понимали, что надо в России пути сообщения как-то улучшать.
10 СЛАЙД
1 чтец
«Расскажите, деда! Слышал много, А не знал, какой она была, Первая железная дорога, С Питера до Царского Села?» 2 чтец «Правда, внучек, — первая в России... Только поначалу не для нас. Помню, дед мой в годы молодые.
Видел это чудо — и не раз.
11 СЛАЙД
Ведущий:
В 215 году исполнится 178 лет с тех пор, как Царскосельская дорога протяженностью 26,7 км соединила Петербург с императорской резиденцией и местом отдыха высшего общества. А начиналось все так…
12 СЛАЙД
Ведущий:
В 1834 году появился в России австрийский инженер, чех по происхождению, Франц Гeрстнер. Был он фантазёр каких мало! Он считал, что телеги с лошадьми уже отжили свой век и что скоро на всей земле будет совершенно другой вид транспорта — железные дороги. Они покроют всю планету и соединят города мира. И написал он письмо самому российскому царю. В письме говорилось: «Нет такой страны в мире, где железные дороги были бы столь выгодны и необходимы, потому что сократить большие расстояния России можно, только увеличив скорость передвижения по ним».
13 СЛАЙД
Ведущий:
Императору Николаю Первому идея понравилась. Дело в том, что в девятнадцатилетнем возрасте он побывал в Англии, где англичане его принимали очень радушно и показывали ему свои успехи. Показали и паровоз, который создал изобретатель Джордж Стeфенсон. Говорят, будущий император попросил чумазого машиниста прокатить его царское высочество на этом пыхтящем чуде и даже собственноручно в топку лопату угля подсыпал. Он как никто понимал, что Герстнер рассказывает вовсе не небылицы. Однако император не ожидал, что вопрос о постройке железных дорог в России встретит яростное сопротивление не только у простого народа, но и у министров.
14 СЛАЙД
Ведущий:
Каких только доводов не приводили противники железных дорог: «Чугунные рельсы помешают коровам пастись». «Куры в деревнях около этих дорог перестанут нести яйца!» «А воздух! Отравленный дымом, он непременно будет убивать пролетающих мимо птиц! Так мы всех птиц в нашей стране истребим!» «На дома около железной дороги будут попадать искры пламени из паровозных труб. Они же все погорят! Мало нам погорельцев!»
15 СЛАЙД
Ведущий:
Риск трудного решения взял на себя император Николай Первый. Выступив против мнения всех своих министров, он повелел: «Железной дороге быть!»
16 СЛАЙД
Ведущий:
А ведь вообще-то в те времена железная дорога в России уже существовала, и даже не одна. Была даже дорога с паровозом, который тащил груз в три тонны со скоростью шестнадцать километров в час. Соорудили её мастеровые люди, демидовские крепостные отец и сын Черепановы. 17 СЛАЙД
Ведущий:
Они построили в Нижнем Тагиле два своих паровоза — не хуже английских! И проложили чугунные рельсы от рудника до завода длиною около трёх километров. Возили по этой дороге в вагонетках железную руду. Только не знали тогда о Черепановых в Петербурге, а то бы позвали на обсуждение.
18 СЛАЙД
Ведущий:
Встал вопрос: «А где же строить железную дорогу?». Франц Герстнер предложил построить первую колею из Петербурга до императорской резиденции — Царского Села. Многим эта идея понравилась. Ведь в Царском Селе жили придворные, чиновники и лица царской свиты, 15 апреля 1836 года вышел указ Николая Первого о сооружении Царскосельской железной дороги. Император самолично наметил на карте будущую трассу — прочертив линию от столицы до Царского Села. 19 СЛАЙД
Ведущий:
Весь участок длиной в двадцать шесть километров поделили на небольшие отрезки. Прежде всего нужно было соорудить насыпь. Всего на строительство было привлечено 1800 крестьян и 1400 солдат. На пути железной дороги вставали овраги, речушки, болото, которое пришлось осушить. А ещё нужно было построить целых сорок два моста. Первые рельсы делали из чугуна, поэтому в народе её стали называть «чугунка». 20 СЛАЙД
Ведущий:
Первый паровоз был изготовлен в Англии. Его доставили морем в разобранном виде в Кронштадт, а оттуда привезли на лошадях в Царское Село на сборку. Всего было шесть паровозов. Каждого назвали своим именем: «Слон», «Богатырь», «Орел», «Лев», «Стрела» и «Проворный».
21 СЛАЙД
4 чтец
Так и шло. С опаской, понемногу
Это чудо каждый испытал.
Чтоб прославить новую дорогу,
В Павловске построили «Вокс-зал». 5 чтец
Каждый вечер завитой маэстро
От заката до ночной звезды
Потрясал неистовством оркестра
Павловские липы и пруды. Ведущий:
Воксалами тогда назывались вовсе не здания на станциях. Само слово произошло от названия одного английского парка Vauxhall — с эстрадой и концертами для гуляющей публики. В своё время царю Петру Первому это слово так понравилось, что он повелел называть воксалами места для развлечений. Ведущий:
Вот таким местом для развлечений и замыслил Франц Герстнер сделать вокзал дачного городка Павловска. Ведь надо же было хоть чем-то привлечь людей, которые не очень-то хотели становиться пассажирами.
22 СЛАЙД
Ведущий:
Поэтому вокзал должен был поражать публику всевозможными концертами, зрелищами, фейерверками, фонтанами. Там устроили сцену и места для зрителей, поставили рояль. А в результате Павловский вокзал надолго стал самым лучшим концертным залом России. Там дирижировали такие знаменитые композиторы, как Иоганн Штраус и Михаил Иванович Глинка. А выглядело это все так.
23 СЛАЙД – демонстрация клипа «ПАВЛОВСКИЙ ДВОРЕЦ» на музыку М.И. Глинки «ВАЛЬС-ФАНТАЗИЯ».
На фоне клипа выходят 2 пары студентов танцующих вальс.
24 СЛАЙД
Ведущий:
А вы знаете, что Первые паровозы в России называли совсем не паровозами, а пароходами, потому что к тому времени на реках уже ходили суда, движимые паровыми машинами. Поэт Нестор Васильевич Кукольник в своей песне, прославляющей первую железную дорогу, так и написал: «Дым столбом — кипит, дымится пароход…». Песня называлась «Попутная», то есть сопровождающая в пути, а музыку к ней сочинил композитор
Михаил Иванович Глинка. Сегодня нам смешно представить, как пароход «мчится в чистом поле». Но всё становится на свои места, если мы понимаем, что это — паровоз. 25 СЛАЙД – демонстрация видеоклипа на песню «Попутная», сл. Н.В. Кукольник, муз. М.И. Глинка.
26 СЛАЙД
Ведущий:
А из чего состоял первый поезд? Конечно же, из паровоза и вагонов. Только вагоны тогда именовались не просто вагонами, а имели свои названия, такие как, берлины, дилижансы, шарабаны и просто вагоны. Все они имели свой класс. 27 СЛАЙД
Ведущий:
Самые важные гости железной дороги ездили в берлинах — роскошных крытых каретах рассчитанных на 8 человек, сиденья в них были обиты бархатом, на окнах висели занавески. Берлины считались вагонами первого класса. 28 СЛАЙД
Ведущий:
Вагоны второго класса назывались дилижансами - крытые вагоны большей вместимости, они рассчитаны. на 10 человек. 29 СЛАЙД
Ведущий:
Третий класс вагонов назывался — шарабанами. Они представляли собой открытые повозки со скамьями для сидения.
30 СЛАЙД
Ведущий:
Четвертый класс назывался – Вагоном, это открытая платформа без крыши, а предназначались такие платформы для неприхотливых пассажиров — крестьян, солдат, а также для домашних животных, например коров, и, конечно же, для перевозки карет. Все вагоны тогда не имели ни отопления, ни освещения.
31 СЛАЙД
Ведущий:
Макет первого поезда Царскосельской железной дороги можно увидеть на перроне Витебского вокзала.
32 СЛАЙД
Ведущий:
А как вы думаете, что необходимо приобрести, чтобы поехать на поезде? Конечно же, билет. Мы все привыкли видеть современные проездные документы. А тогда вот так выглядели билеты для проезда на поезде и изготовлялись они из латуни, а называли их жестянками.
33 СЛАЙД
Ведущий:
Официальное открытие дороги произошло 30 октября 1937 года в присутствии Императора и его семьи. В 12 часов 45 минут из Петербурга отошёл состав из восьми вагонов. Современник так описал свою первую поездку по железной дороге «Поскольку любопытных оказалось очень много, то места брались с боем. Женщины отважно боролись за свое право испробовать новый способ быстрой езды. Раздались пронзительные сигнальные свистки, и под звуки оркестра, заглушаемые шипением локомотива и грохотом бесчисленных колес, железное чудовище, выпускающее из трубы густые клубы черного дыма, медленно тронулось в путь. С каждой секундой оно ускоряло свой стальной пробег, унося нас с невообразимой быстротой. Нами овладело чувство трепета и воздушной устремленности в какие-то неведомые миры».
34 СЛАЙД – демонстрация видеоклипа «Первый поезд - из Петербурга в Царское село».
35 СЛАЙД
Ведущий:
О первой железной дороге мнения были самые противоречивые даже тогда, когда она уже в полной мере функционировала. Многие пересказывали друг другу острoту, сказанную министром финансов Канкриным: «В других странах железными дорогами связывают важные промышленные пункты, у нас выстроили такую в… трактир!» И верно: поездка по этой дороге поначалу многим казалась исключительно развлекательной.
В действительности же она имела огромное значение для России. Здесь проводили испытания первых отечественных паровозов; здесь опытным путём рассчитали необходимую ширину колеи; здесь проходили практику первые путейцы и машинисты будущих российских поездов.
36 СЛАЙД
Ведущий:
Через 3 месяца после открытия дороги началось регулярное движение поездов. Ежедневно из Петербурга уезжало 500-1000 пассажиров. Это оказалось в пять раз быстрее и дешевле, чем на лошадях. Александр Сергеевич Пушкин писал: «Теперь, когда Герстнер заканчивает свою чугунную дорогу между столицей и Царским Селом, всем нам нужно понять и усвоить великое изобретение, которому принадлежит будущее». 37 СЛАЙД - демонстрация мультфильма к 175-летию железных дорог России, выпуск ОАО РЖД.
38 СЛАЙД
Ведущий:
Сегодня мы сами живём в этом будущем. Россия по количеству железных дорог занимает второе место в мире. Между городами строятся новые скоростные трассы, такие, как Москва-Санкт-Петербург.
39 СЛАЙД
Ведущий:
И всем эти мы обязаны таким фантазёрам, как Герстнер, который говорил: «Мы покроем все страны железными путями. Рельсы пересекут пустынные пески Азии и Африки. Мы соединим Балтику с Каспийским морем. Мы посмеёмся над остряками, которые не верят, что два параллельных пути могут преобразить равнины, долы и горы. Мы победим пространство и время!» И ведь он оказался совершенно прав.
40 СЛАЙД
1 чтец
Вами, как сетью, Россия опутана.
С вами всегда доберёшься в нужный край.
И даже если всё снегом укутано -
Купе, плацкарт, СВ. - выбирай!
41 СЛАЙД
2 чтец Да, везде эти рельсы и шпалы,
Ты по ним куда хочешь дойдёшь.
Как бы ни было трудно, каким бы не был усталым
По железным дорогам к счастью придёшь. 42 СЛАЙД
3 чтец
По горам, по степям и равнинам
Под дождём, в свете солнца иль в свете луны
Протянулись под этим небом синим
Железные дороги великой страны. 43 СЛАЙД – демонстрация клипа на песню «Славитесь России дороги железные», автор неизвестен.
44 СЛАЙД – Спасибо за внимание!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Железнодорожником называют человека, который задействован в сфере железнодорожного транспорта. Различают такие виды деятельности как путевой обходчик, машинист локомотива, поездной диспетчер, часовой на станции, механик СЦБ - это все включает в себя профессия железнодорожника. Насколько многообразна и сложная работа железных дорог, так и эта профессия включает у себя много разных деятельных процессов.
Как и много других профессий, профессия железнодорожник имеет историю своего возникновения. Императора Николая І считают основоположником железнодорожного дела. Ведь именно за его правление в 1837 году была открыта первая железнодорожная дорога от Царского Села до Санкт-Петербурга. Впоследствии она была продолжена еще и до Павловска. Не принимая во внимание, что многие люди в это время считали эту дорогу просто царской прихотью, она стала точкой опоры для развития всего железнодорожного транспорта. И соответственно с открытием первой железнодорожной дороги родилась данная профессия.
От середины восемнадцатого века и до наших дней протяжность железнодорожных дорог увеличилась с 30 до 80 тысяч километров. За этим показателем Российская Федерация занимает сейчас второе место в мире. Это свидетельствует о значении такого вида перевозки как железнодорожном, а, следовательно, и чрезвычайно важной является профессия железнодорожник. Без железнодорожных дорог нельзя представить современную жизнь, ведь они соединяют разные города, страны. Стоит отметить, что передвижение железнодорожным транспортом является самым безопасным, сравнительно с авиатранспортом и автомобилями.
Данное внеклассное мероприятие знакомит студентов с историей развития железных дорог России, тем самым пробуждая познавательный интерес и гордость за выбранную профессию - профессию железнодорожника.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
-
Павлов В.Е. Первая Российская железная дорога массового пользования, Журнал «Железнодорожный транспорт» № 9, 2007 г.
-
Улыбышева М.А. От паровоза до "Сапсана", Москва, Издательский дом «Фома», 2012 г.
-
Гурьева Н.А. Детям о Царском Селе и Павловске, Санкт-Петербург, «Паритет», 2011 г.
-
Газета «Северная Пчела», специальный юбилейный выпуск, 2012 г.
-
Фролов А.И. Вокзалы Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, «Глагол» 2003 г.
-
Стихи К. Постоянного «Ода железной дороге».
-
Отрывок из стихотворения Всеволода Рождественского "Первая железная дорога (1937)".
-
Попутная песня" Нестора Васильевича Кукольника (1809-1868) посвящена первой в России железной дороге. Положена на музыку М.И.Глинкой. http://www.youtube.com/watch?v=zgyImDTLY0U
-
Музыка М.Глинки «ВАЛЬС-ФАНТАЗИЯ». http://www.youtube.com/watch?v=6IvlAQTIoXk
-
Отрывок из поэмы Кузьмы Сотского «Железные дороги великой страны».
-
Реклама ОАО РЖД «Чем живет Россия». http://www.youtube.com/watch?v=Yj9X1TQU3C4
-
ОАО РЖД «Российские железные дороги сегодня». http://www.youtube.com/watch?v=AkKxajf9cWs
-
Видеоролика «Первый поезд - из Петербурга в Царское село». http://www.youtube.com/watch?v=y0iPwUBlI8g
-
Мультфильма к 175-летию железных дорог России, выпуск ОАО РЖД. http://www.youtube.com/watch?v=ExpO4pA_lg8
-
Клипа на песню «Славитесь России дороги железные», автор неизвестен. http://www.youtube.com/watch?v=0dH2XnBFElw
Приложение А
СЛАЙДЫ ПЕРЕЗЕНТАЦИИ К ВНЕКЛАССНОМУ МЕРОПРИЯТИЮ
1
2
3
4 |
 |
9
10
11
12 |
 |
17
18
19
20 |
 |
5
6
7
8
|
|
13
14
15
16 |
|
21
22
23
24 |
|
25
26
27
28 |  |
33
34
35
36 |  |
41
42
43
24 |  |
29
30
31
32 | 
|
37
38
39
40 |
|
|
|
|
|
|