Главная страница

Бурлакова Светлана Евстахиевна 2012г Введение Научить детей правильному беглому осознанному выразительному чтению одна из задач начального образования. И эта задача


Скачать 425.16 Kb.
Название Бурлакова Светлана Евстахиевна 2012г Введение Научить детей правильному беглому осознанному выразительному чтению одна из задач начального образования. И эта задача
страница 4/4
Дата 12.02.2016
Размер 425.16 Kb.
Тип Задача
1   2   3   4

1. Чтение с пропущенными окончаниями.

Используются слова из текста, предлагаемого для работы.

Образец использования данного упражнения при составлении устного рассказа о снежинке по вопросам плана (1-й класс).

чудо

чудный

причудЛИвый

Бел снежинка

Я протянул руку. Снежинка тихо опустилась ко мне на варежку. Она была бел, мохнат, с причудлив узорами. Вдруг она растаяла. Мне было очень жаль.

Как снежинка попала к тебе на варежку?

Какая она была?

Что с ней произошло?

Как ты к этому отнесся?

2. Доскажи строчку.

Ло – ло – ло – как на улице … (светло)

Ул – ул- ул – у меня сломался … (стул)

Мама Милу мыла мылом,

Мила мыло не … (любила).

3. Занимательные модели.

- е- (мел, сел, лес)

е - - (еда, ели, ела)

е - - - - (енот, езда, ерши)

- е - - (леса, село, пела)

4. Слова-невидимки

- Я толстый и большой. С - - -

- Я там, где боль. Я – ах, я – ой! С - - -

- На мне кузнечики звенят. С - - -

- А я - конечный результат.

(слон, стон, стог, итог)

  1. «Чтение наоборот» по словам. Написанное причитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, и т.д.

6. «Поиск смысловых несуразностей».

Детям предлагается специально подготовленный текст, в котором наряду с обычными, правильными предложениями встречаются такие, которые содержат смысловые ошибки, делающие нелепым описание. Например, «Дети не промокли под ливнем, потому что спрятались под телеграфным столбом».

7. «Чтение текста через слово».

Читать нужно не как обычно, а перескакивая через слово. Это вносит разнообразие в упражнения. Дети с большим желанием его выполняют.

Приложение8

Упражнение «речевая разминка»

В речевую разминку для 1 – 2 классов я включаю: дыхательную; артикуляционную; звуковую или речевую гимнастику. Для постановки правильного дыхания использую одну из шумовых игр. В моей методической копилке они называются: “Пчела на лужайке”, “Жучки в полете”, ”Насос”, “Проколотый мяч”, “Поезд мчится”, “Трактор”, “Задуем свечи”, “Цветы” и др. Кстати, их можно использовать и в качестве физминутки в 1 классе.

Кроме того, они (шумовые игры) способствуют исправлению дефектов речи.

Для артикуляционной гимнастики (условное название – разомнем язычок) беру 2–3 упражнения, которые способствуют развитию подвижности языка, мышц губ. Приведу описание некоторых из них.

1. “ЛОШАДКА”.

- Присосать язык к небу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянем подъязычную связку.

2. “ГАРМОШКА”.

- Рот раскрыт, язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

3. “МАЛЯР”.

- Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.

4. “ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ”.

-Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

5. “ГРИБОК”.

- Рот открыт. Язык присосать к нёбу. С силой оторвать от нёба (получается щелчок).

6. “ИНДЮК”.

- Приоткрыть рот. Энергично проводить широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: бл-бл-бл-бл…

Для речевой гимнастики использую скороговорки (литературные и фольклорные), веселые стихи Б. Заходера, В. Берестова, С. Маршака, И. Токмаковой и др. Многие скороговорки при первоначальном произношении не совсем понятны детям, поэтому вначале необходимо раскрыть их смысловое значение. Когда смысл скороговорки понятен, приступаем к чтению:

читаем “глазами”, следуя за указкой учителя;

говорим, но беззвучно (шевеля губами);

шепотом;

вполголоса;

медленно, выделяя каждый слог;

в полный голос;

быстро;

быстро-быстро.

Если для речевой разминки используется стихотворение, то читаем его с грустью, весело, удивленно, с досадой, жалобно, голосами животных. Это упражнение дети выполняют с удовольствием, а положительные эмоции при обучении – это всегда хороший результат

Таким образом, речевая разминка дает эмоциональный настрой уроку и занимает всего 2-3 минуты.

В 3-4-х классах акцентирую внимание детей на интонационную разминку, цель которой, - выбор интонации для чтения стихотворения. Для ее проведения использую средство обратной связи - доску. Класс пишет на доске знаки !, ?, ., после того, как ученик произнесет слово или фразу.

Например,

1 ученик:. Утро! (Бодро, торжественно).

2 ученик: Утро. (С жалобным вздохом).

3 ученик: Утро? (Капризно, с удивлением).

4 ученик: Урок! (Восторженно).

5 ученик: Урок? (Беспокойно, с удивлением).

6 ученик: Урок. (Мечтательно).

7 ученик: Тут урок? (Жизнерадостно, с удивлением).

8 ученик: Тут урок. (Мягко, ласково, приветливо).

9 ученик: Тут урок! ( Дерзко, властно).

Кроме того, я предлагаю детям придумать ситуации, в которых эти предложения можно произносить с разной интонацией, в стихотворной форме, повторяем правила чтения.

Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко, говорим,
Потому что не спешим.
Паузы мы соблюдаем,
Звук ударный выделяем,
Хорошо мы говорим,
Потому что не спешим.

Формирование читательских умений.

«Привить ребенку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать», - писала автор книги «Поверь в свое дитя» Сесиль Лупан. Но как этого добиться? Можно ли поставить знак равенства между понятиями «уметь читать» и «быть читателем»?
Современное литературоведение рассматривает художественное произведение как сложное системное единство, познать которое можно лишь с помощью целостного анализа. Умение анализировать художественное произведение следует рассматривать как сложное умение, представляющее собой систему читательских умений, ориентированных на постижение отдельных компонентов произведения как частей художественного целого.

Рассмотрим частные читательские умения.

1. Умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.

Основой для верного восприятия и оценки изобразительно – выразительных средств языка послужит представление о слове как о средстве создания художественного образа и выражения авторского отношения, которое дети приобретают в процессе анализа текста.

Нужно научить школьника адекватно воспринимать те выразительные средства, с которыми он встречается при чтении, то есть, вникая в построение фразы, в выбор слова, задумываться над авторским выбором.

2. Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем.

При недостатке впечатлений образ художественной действительности будет беден. Следовательно, необходимо развивать активность воображения читателя и учить младших школьников направлять и корректировать свое воображение, опираясь на текст художественного произведения. Анализ произведения должен быть направлен на изображение жизни автором, а не на саму жизнь.

3. Умение устанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме.

Данное умение направлено на постижение композиции. «Композиция - это членение произведения на части, главы, абзацы, строфы, сцены, расстановка персонажей, порядок сообщения о ходе событий, смена приемов повествования» Младшие школьники не могут освоить понятие «композиция» в полном объеме, но важно приучать юных читателей прослеживать динамику эмоций, зарождение и развитие конфликта. Необходимо познакомить с сюжетом и его элементами – вступлением, завязкой, развитием действия, заключением – и их ролью в раскрытии идеи.

4. Умение целостно воспринимать образ – персонаж в эпосе, образ – переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи.

В художественном произведении основная роль в раскрытии идеи принадлежит образам героев. Целостное восприятие персонажа предполагает, что у читателя возникает эмоциональное отношение к нему, что читатель соотносит мотивы, последствия поступков героя, видит развитие образа, становление характера персонажа. Формирование данного умения опирается на представление о том, что изображая героев, автор высказывает свою точку зрения на решение какого – либо вопроса.

5. Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения.

Данное умение можно рассматривать как составную часть каждого из перечисленных выше умений, но в учебных целях его полезно выделить. Это позволит направить внимание читателя на постижение авторской позиции в самой ткани художественного произведения, а не только в прямых авторских оценках. Авторская позиция всегда присутствует в воссозданном читателем образе. Но если читатель не чувствует авторской оценки, то знакомство с художественным произведением обогащает его знанием еще одной жизненной ситуации, но не приобщает к авторскому пониманию жизни.

6. Умение осваивать художественную идею произведения.

Включение данного умения в систему читательских умений обусловлено тем, что освоение идеи – это цель анализа, и если она не достигнута, то и членение живой ткани художественного произведения на части не оправдано. Освоение идеи основано на установлении связей между всеми элементами произведения, в результате чего и рождается более глубокое его восприятие. Полноценное восприятие не сводится к формулированию своего понимания идеи произведения, оно предполагает переживание, принятие или непринятие авторской позиции.

В реальном процессе восприятия все читательские умения взаимно обогащают друг друга. В основе полноценного восприятия лежит умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка. Только постигнув их образную окраску и осознав их роль в произведении, можно воссоздать в воображении описанные автором картины, установить связь между ними. Умение воссоздавать картины способствует воссозданию образа – персонажа. Умение осваивать идею произведения вбирает в себя все умения. А освоив идею, читатель по – новому взглянет и на язык, и на композицию, и на персонажей произведения.

Таким образом, каждое читательское умение не формируется по отдельности, все умения, образующие систему, формируются одновременно при обращении к каждому новому произведению, поскольку более высокий уровень восприятия достигается только в результате взаимодействия всех элементов системы.
Упражнения для понимания смысла текста.

1.Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.

2.Озаглавливание текста.

3.Деление текста на части, составление плана.

4.Определение темы текста, главной мысли.

5.Определение типа текста.

6.Подбор иллюстрации к тексту.

7.По иллюстрации определить содержание текста.

8.Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.

9.Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.

10.Работа по вопросам учителя. Учебника или ученика.

11.Чтение для подготовки к пересказу.

12. «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.

13.Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.

14.Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Бригада из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.

15.Распространение предложений. В 1-2 классах по вопросам учителя, в 3-4 –самостоятельно.

16.Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом:

а) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой, время года, место действия и др.). Ученики фантазируют, как изменится содержание;

б) придумать продолжение рассказа;

в) всем ученикам раздаются листы, на которых написаны 2-3 фразы (одни и те же). Это начало рассказа. Дальше каждый продолжает по-своему. Затем рассказы зачитываются и определяются лучшие.

17.Составление кроссвордов по тексту.

18.Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.

19.Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя.

20.Подбор загадок к словам из текста.

21.Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.

22.Составление ребусов к словам из текста.

При подготовки к уроку я выбираю из банка несколько упражнений (в зависимости от класса, текста, целей урока и др.) и отмечаю это в списке. Хорошо видно, какие задания уже выполнялись, а над чем еще предстоит работать.
План рассказа о герое

1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился(ась)... Мне очень запомнился(ась)... Мне показался интересным... Я восхищаюсь... Мне очень не понравился(ась)...)
2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).
3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?
4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.
5. Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.
6. Назови героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.
7. Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?
8. Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать характер этого героя?
9. Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего любимого героя, какое бы у него было выражение лица, как бы ты его одел, что было бы вокруг?


План работы над лирическим стихотворением

1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Какого цвета это стихотворение?
2. Что, по-твоему, послужило толчком для создания этого произведения?
3. Какие строчки показались наиболее образными (как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми образами)? Какие образы?
4. Какие рифмы показались самыми необычными, новыми, удивительными?
5. Попробуй подобрать несколько синонимов к словам, которые тебе показались новыми, редко встречающимися в современном языке.
6. Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?
7. Какие слова употребляются в переносном выражении?
8. Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения?
9. Какую иллюстрацию ты хотел бы сделать к этому стихотворению
План анализа рассказа

1. Прочитай рассказ. Обрати внимание на имя автора. Подумай, когда и где рассказ написан. Что ты знаешь об авторе?
2. Подумай, какой из трех типов текста здесь преобладает:

· повествование (рассказывает);

· описание (показывает);

· рассуждение (доказывает).

3. Вкратце передай сюжет (основные события) рассказа.
4. Что, по-твоему, является кульминацией (высшей точкой напряжения в развитии действия) этого рассказа?
5. Каких героев ты считаешь положительными, а каких отрицательными и почему?
6. Что в этом рассказе тебя рассмешило, а что показалось грустным?
7. Какому герою ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.
8. В чем, по-твоему, главная идея этого произведения? О чем нам предлагает задуматься автор?
9. Выпиши из рассказа несколько наиболее точных, ярких глаголов и прилагательных. Подбери к ним синонимы (слова, близкие по смыслу).
10. Как ты думаешь, как сложится судьба героев в будущем?
11. Если бы ты рекомендовал своему другу прочитать этот рассказ, то какие основные достоинства произведения ты бы отметил?
План анализа сказки

1. Прочитай сказку. Обрати внимание на то, есть ли у нее автор или она относится к устному народному творчеству.
2. Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышленно?
3. Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет (основные события) или описание волшебства? Какие волшебные предметы из этой сказки стали частью нашей реальной жизни? Чего на самом деле никогда не может быть?
4. Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?
5. Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли основные черты их характеров, вспомни самые значительные поступки.
6. Какому герою сказки ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.
7. Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки? В какой фразе сказки выражена ее главная мысль?
8. Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя?
План анализа басни

1. Прочитай произведение. Подумай, почему оно считается басней.
2. Попробуй передать мораль (основную мысль) басни своими словами.
3. Обрати внимание на то, как написана басня – прозой или стихами. Найди рифмы.
4. Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?
5. Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?
6. Перечисли основные черты характера главных героев басни.
7. Подумай, какие пословицы ближе всего к морали этой басни.
8. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что – поучительным?
9. Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай басню по ролям.
10. Какие выражения из этой басни обогатили русский язык, украсили нашу речь

Заключение:

Результатом описанной выше работы стало улучшение навыка чтения у 100% учащихся. На основе проводимой диагностики сделан вывод, что методики, предлагаемые В.Н.Зайцевым, А.К.Аксеновой, И.Т.Федоренко, М.И.Омороковй являются эффективными, доступными и интересными для детей.

Качество знаний моих учеников при 100% успеваемости составляет: по литературному чтению – 81%.

Успешность формирования прочных навыков чтения заключается в каждодневной плодотворной работе учителя и ученика, в использовании традиционных упражнений, приёмов и методов, а также внедрении развивающей системы обучения. Они помогут развить у ребёнка полноценное, эмоциональное восприятие художественного произведения, открыть секрет художественного слова, т.е. способствовать развитию ребёнка, на что и нацеливает учителя программа 1-4 классов по литературному чтению.

Я планирую продолжить работу по данной теме с целью дальнейшего совершенствования навыка чтения и читательских умений учащихся. Повысить качество знаний по литературному чтению на 4%.

Литература:

  1. Аксенова А.К. Подготовка детей с трудностями в обучении к овладению навыкам беглого чтения. - М., 1997.

  2. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать. - М.: Просвещение, 1991.

  3. Быстрова Н.Л. Обучение динамическому чтению Нач. школа. - 1994. -
    № 11. - С. 41-44.

  4. Егоров Т.Т. Психология овладению навыкам чтения. - М.: Изд-во Академия наук РСФСР, 1953.

  5. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. - М.: Просвещение, 2001.

  6. Калмыкова Э.Л. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М., 1981.

  7. Леонтьев А.А. Психология обучения чтению Нач. школа: плюс минус. – 1999. - № 10. - С. 9-13.

  8. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. - М.: Просвещение, 1985.

  9. Программы общеобразовательных учреждений Начальные классы 1-4. - М.: Просвещение, 2000.

  10. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. - М.: «Арка», 2001.

  11. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - М.: Барс, 1997.- С. 364.

  12. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Просвещение, 1991

  13. Светловская Н.Н. Основы науки о читателе. – М.: Магистр, 1993

14.Первова Г.М. Развитие теории формирования читательской самостоятельности. – Начальная школа, 1996, № 5.

15. Работа над рассказом с учетом его жанровых разновидностей. – Начальная школа, 1991, № 7.





1   2   3   4