Главная страница

Бурлакова Светлана Евстахиевна 2012г Введение Научить детей правильному беглому осознанному выразительному чтению одна из задач начального образования. И эта задача


Скачать 425.16 Kb.
Название Бурлакова Светлана Евстахиевна 2012г Введение Научить детей правильному беглому осознанному выразительному чтению одна из задач начального образования. И эта задача
страница 3/4
Дата 12.02.2016
Размер 425.16 Kb.
Тип Задача
1   2   3   4


3. Для совершенствования чтения и развития произносительной стороны речи у учащегося взяты в практику 3 эффективных уп­ражнения
И.Т. Федоренко. Это такие упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
Набор скороговорок, подобранных И.Т. Федоренко

1. Водовоз вез воду из-под водопада.

2. Говори, говори, да не заговаривайся.

3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.

4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.

5. Наш дуда и туда и сюда.

6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.

7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.

9. Летят три пичужки через три пусты избушки.

10. В один, Клим, клин колоти.

11. Каково волокно, таково и полотно

12. Клюет курка крупку, курит турка трубку.

13. Либретто “Риголетто”.

14. Полили ли лилию, видели ли Лидию?

15. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.

16. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.

Многократное чтение

Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать! Избегайте утомления. Закрепите ситуацию успеха. Похвалите ребенка.
Чтение в темпе скороговорки

Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.
Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста

Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: “Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться.
Через месяц чтение учеников значительно улучшается.

Приложение3
4. Иногда беглость чтения не может быть сформирована из-за отрывистого чтения. В таком случае надо поработать над плавностью чтения. Для работы над плавным чтением используются таблицы следующего вида.
ухо сеть точка медуза водопад ласточка пропеллер палец

нос бусы акула гнездо запятая трапеция двоеточие ветка

чек пила пожар паштет патефон лабиринт подшипник лента

меч лицо лоток ливень магазин маслёнок стремнина манеж

год поле район лошадь кружево режиссер лейтенант резец

тушь боец рация телега трактор телятина бандероль тиски
Таблица представляет собой набор существительных. Ученику предлагается про­читать строчку, повторяя после каждого следующего слова все предыдущие слова. На­пример: ухо, ухо - сеть, ухо - сеть - точка, ухо - сеть - точка - медуза и т.д. Рекомендуется читать предыдущие слова как можно быстрее, но при этом осмысливать каждое слово. Прочитать ещё раз эту строчку «по кругу», замеряя время. Проделать то же самое с други­ми строчками.

5. Аналогично проводится работа с предложением.

Например: В лесу раздавался стук дятла. В лесу - В лесу раздавался -
В лесу раздавался стук - В лесу раздавался стук дятла.


Последние два задания не подходят для работы со всем классом. Они выносят­ся на индивидуальную работу с учеником, испытывающим трудности в чтении. Результаты зафиксированы в графике. Приложение4
Развитие широты поля зрения учащегося

Цель: через расширение поля зрения содействовать развитию плавного произношения.


Расширение поля зрения





Работа с таблицами «Пира­мида»

Работа с таблицами Шульте

Под полем зрения понимается участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации. Так как у детей поле зрения мало, их глаза делают много фиксаций. Необходимо расширять поле зрения, чтобы взгляд фиксировал не 1-3 буквы, а целое слово или несколько слов.

1. На решение этой задачи направлено упражнение «Прирамида». Приложение8


МА * МА

ШИ * ЛО

КЕ * ДЫ

РЕ * КА

ВО * ДА

ОЧ * КИ

ДЫ * НЯ

ЮБ * КА

ПУ * ЛЯ

АР * ФА

БУ * СЫ



КОС*ТЕР

ПАТ * РОН

ПЛА * КАТ

ГНЕЗ * ДО

ПАШ * ТЕТ

ЛИ * ВЕНЬ

ЛО * ШАДЬ

МОР * КОВЬ

ТЕТ * РАДЬ


Г
Глядя в центр на точку и не двигая глазами по горизонтали, надо постараться одновременно увидеть два слога одного слова. Опуститься на следующую строчку и т.д. Найти предель­ную строчку, которую ребенок видит, не двигая глазами. Опять начать с первой строчки, каждый раз опускаясь на одну строчку ниже. Если ребёнку трудно, можно прочитать сло­во по слогам, а затем, глядя в точку, увидеть это слово одномоментно.

Психологи убедительно доказали, что размер оперативного поля, с которого проис­ходит съем информации, зависит от обучения. Значительно расширяют поле зрения широ­ко известные у психологов цифровые таблицы Шульте. Но при работе с ними глаза чи­тающего движутся скачкообразно. А для расширения поля зрения необходима фиксация глаз в одном центре.

2. Расположив в центре зеленую точку, можно успешно применять таблицы на практике. При работе с этими таблицами необходимо волевое усилие. Взгляд обязательно фиксируется на зеленой точке в центре таблицы. Ставится задача видеть всю таблицу целиком. Учитель называет букву, ученик должен найти её, не отрывая взгляда от центра.

Приложение9

Я

Е

И

Ю



Г

А

К

О





Э

У

Ю

И

Ы

О

Т



С

Р

Е

М

А

Н

Я







3. Расширению поля зрения способствует упражнение.

«Словесная пирамида»

Пирамиду строим из слов произведения, которое читаем. Читаем слова в разном темпе:

кол

укол

уколол

уколоть

укололся

ма

мал

мама

марка

маркиз

знать

узнать

познать

опознать

опознанный

При проведении этого и следующих упражнений организуется работа по развитию речи через лексическое определение значения слова.


строить

стройка

строитель

построили

строительный

-

-

-

-

-


то, где…

тот, кто …

кончили …

то, из чего…

4. Упражнение «Найди лишнее слово».

- Все ли слова из одной семьи? Докажи.

Гора – горка – горный – гористый – горький
Работа по расширению поля зрения не ограничивается уроками литературного чтения, а включается в структурные элементы других предметов.

Покажем, как работа по расширению поля зрения осуществляется на уроках математики.

  1. 6 • 4 3

5 3 • 9 2

7 2 • 6 4

Задание: смотри на зеленую точку и найди сумму красных чисел, разность, произведение

Для отслеживания результатов по развитию поля зрения можно использовать индивидуальные карты В данных картах дети выполняли задания и в конце фиксировали свои результаты. Таблица №1 Приложение10










  1. Смотри в центр.




  1. Не отводи взгляд от центра.




  1. Назови все буквы, какие ты видишь справа и слева.




  1. Сравни свои результаты по таблице.


Отметь результат в таблице.


Дата

На какой строчке ты остановился



















Т

аблица №2

Отметь результат в таблице.


Дата

На какой строчке ты остановился



















Таблица №3 Приложение 11










  1. Сравни слова 1-ой строчки.




  1. Чем они похожи?




  1. Чем они отличаются?


Отметь результат в таблице.


Дата

На какой строчке ты остановился




















Данные результаты используются для дальнейшей индивидуальной работы с учащимися.

Работа над расширением поля зрения облегчает переход от слогового чтения к чтению целыми словами. Приложение5
Совершенствование оперативной памяти

Успешность обучения чтению зависит от сформированности оперативной памяти (способно­сти удерживать только что воспринятую информацию). При недостаточно развитой оперативной памяти ребенок не может уловить смысл прочитанного. Для развития оперативной памяти используются диктанты, разработанные профессором И.Т.Федоренко. Они должны писаться ежедневно.

Зрительные диктанты мы проводим не только как тренинг, но и включаем в структурные элементы урока и связываем эту работу с развитием связной речи учащихся на уровне предложения и текста.
Примеры использования зрительных диктантов в структурных элементах учебных занятий


Класс

Предмет

Этап урока

Предложение

Инструкция

1-й


Озна­комле­ние с окру­жаю­щим

миром


Актуализация опорных зна­ний.

Выход на тему урока.


Разбегались ежи.

Женя играл молча.

Дима надрезал яблоки.


1. Прочитайте и запомните первое предложение.

2. Запишите первые буквы слов предложения в тетрадь.

3. Прочитайте и запомните второе предложение.

4. Запишите первые буквы слов предложения в тетрадь.

5. Прочитайте и запомните третье предложение.

6. Запишите первые буквы слов предложения в тетрадь.

7. Назовите тему урока. (Режим дня)

1-й



Чтение и

письмо


Формулирова­ние темы урока


Серые утки еле взле­тели.


1. Прочитайте и запомните предло­жение.

2. Первые буквы слов по порядку вставьте вместо пропусков.











Т

Е










3. Назовите автора, чье произведение будем изучать на уро­ке.

2-й

Русский язык

Формулиро-вание темы урока

Корреспондент Генна­дий сидел на террасе с юннатами.

1. Прочитайте и запомните предло­жение.

2. Запишите его в тетрадь.

3. Догадайтесь, какая тема урока. (Слова с удвоенными согласными)

3-й

Русский язык

Первичное за­креп­ление но­вого мате­риала

Поздним вечером стояла нена­стная по­года.

1. Прочитайте и запомните предло­жение.

2. Запишите его в тетрадь.

3. Подчеркните слова, в кото­рых встретилась изученная на уроке ор­фограмма (поздним, ненастная)


Покажем, как при работе со зрительными диктантами мы совершенствуем речь учащихся на синтаксическом уровне.

1. Использование зрительных диктантов при составлении предложений, аналогичных данным на заданную тему.

2-й класс. Тема «Весна».

- Прочитайте предложения. Запомните. Запишите.

Уже прилетели первые птицы.

- Придумайте предложения по образцу.

(Уже появились первые цветы).

- Какие слова в предложении повторяются?

Замените их на другие.

- Соедините предложения, чтобы получился рассказ.

(Весна. Уже прилетели грачи и скворцы. На поляне расцвели яркие медуницы).

Снег уже растаял, но в поле еще сыро.

- Составить предложение по образцу про солнце.

(Солнце греет по-весеннему, но ветер ещё холодный).

2. Выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах

2-й класс.

- Прочитайте. Запомните. Запишите.

В марте с крыш капает, весна приближается

Дети запоминают предложение, записывают, подчеркивают орфограммы.

- Выразите мысль предложения по-другому.

(Приближается весна, с крыш уже капает. Закапало с крыш, значит, весна скоро.)

3. Составление предложений по опорным словам.

1-й класс.

- Прочитайте и запомните слова.

Воробьи, вороны, сороки

- Запишите столбиком с заглавной буквы.

- Прочитайте и запомните слова.

Трещат, чирикают, каркают

- Данные слова подпишите к уже написанным так, чтобы получились предложения.

4. Составление текста по плану

2-й класс.

- Прочитайте. Запомните. Запишите.

Куда отправились ребята после уроков?

Что они взяли с собой?

Чем занимались на катке?

Опорные слова: коньки, клюшку, шайбу, хоккей.

- Составьте небольшой рассказ «На катке».

Приложение 6

Устранение регрессии

Цель: создать условия для выработки внимания к слову и его частям; для устранения регрессии как предпосылки правильного чтения.

Регрессия – это возвратное движение глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток самый распространенный.

Причины регрессий в следующем:

  • сила привычки;

  • кажущиеся трудности текста;

  • отсутствие внимания.

Регрессии нарушают правильность чтения. Методика обучения чтению располагает немалым запасом средств, которые позволяют свести к минимуму регрессии и придать им позитивный характер, т.е. подчинить смысловой стороне чтения. Это – и предварительная отработка чтения трудных слов данного текста, и предварительная беседа по содержанию текста, и специальные упражнения.

В этом виде работы использовалась система упражнений, предложенная Климановой Л.Ф.

1. Чтение пар слов, отличающихся одной буквой:

козы – косы трава – травы

ветер – вечер взбежал - вбежал

2. Чтение цепочек слов, близких графическому облику:

вслух – глух – слух

вьют – вьюн – вьюга

3. Чтение цепочек родственных слов:

вода – водный – подводный

4. Чтение слов, в которых парные по твердости – мягкости фонемы выполняют смыслоразделительную функцию:

ест – есть

галка – галька

угол – уголь

Готовясь к уроку, мы отбираем слова, над которыми будет проведена работа, и определяем, какая именно. Эту работу планируем так, чтобы в словарь учащихся на одном уроке вводилось 3-5 новых слов и ещё с несколькими словами проводилась бы работа по уточнению значений, выяснению их оттенков.

Работу над уточнением значения слов ведем разными способами:

  • показ предмета.

  • логическое определение,

  • подстановка синонимов.

  • развернутое описание,

  • через введение в предложение.

5. Чтение и уточнение значения трудных слов перед чтением всего текста. (М.М.Пришвин «Ребята и утята»).

Раз – ли – ва – лось - разливалось

Пу – те - шест – во – вать - путешествовать

За – швы – ря - ли - зашвыряли

6. Чтение слов, в которых минимальные единицы чтения были напечатаны разным шрифтом:

поСКакаЛи взлеТЕЛ

Приложение7


Развитие навыка антиципации

Цель: создание условий для формирования и развития осознанного чтения.

Умение антиципировать способствует облегчению чтения и углублению восприятия и понимания его содержания. Приведенные ниже упражнения являются эффективными для развития речи на всех уровнях.
Упражнения, направленные на развитие навыка антиципации
1   2   3   4