Главная страница

Бурлакова Светлана Евстахиевна 2012г Введение Научить детей правильному беглому осознанному выразительному чтению одна из задач начального образования. И эта задача


Скачать 425.16 Kb.
Название Бурлакова Светлана Евстахиевна 2012г Введение Научить детей правильному беглому осознанному выразительному чтению одна из задач начального образования. И эта задача
страница 2/4
Дата 12.02.2016
Размер 425.16 Kb.
Тип Задача
1   2   3   4

Понятие чтения


Чтение - сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Об основе этого процесса, как пишет Б.Г. Ананьев, лежат “сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем”.

Чтение на своем первичном этапе, на этапе формирования технологии чтения, наш известный психолог Б.Д. Эльконин характеризовал как «процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической модели». Это значит, что ребенок должен увидеть букву, отдифференцировать букву, определить какая эта буква, а дальше он должен увидеть, отдифференцировать и определить следующую букву. И только, если время опознания второй буквы не будет больше времени забывания предыдущей, не будет забывания, ребенок сможет опознать слог. А эти этапы ребенок проходит достаточно долго.

Процесс чтения - это не тот процесс, который можно сформировать быстренько. К сожалению, за последние 50 лет очень резко сократилось время обучения чтению и письму, практически в два раза. А если мы возьмем букварь 50-го года и современные учебники, которые ребенок должен уже читать через 2 месяца, то мы поймем, что информационная насыщенность, тот темп, который мы даем ребенку, вырос неимоверно. А возможности ребенка остались теми же. Какие имел он определенные функциональные возможности, такими они и остались. Если в 50-е годы в школу приходили дети почти восьми лет, то в последние 20 лет в школу приходят дети шести лет
В сложном процессе чтения можно различить три основных момента:
1. Восприятие данных слов.

Уметь читать - это значит, прежде всего, уметь по буквам догадываться о тех словах, которые ими обозначаются. Чтение начинается только с того момента, когда человек, смотря на буквы, оказывается в состоянии произнести, или вспомнить, определенное слово, соответствующее сочетанию этих букв.

Не трудно показать, что в этом процессе восприятия букв, как символов определённого слова, большое участие принимают не только зрение, но также память, воображение и ум человека. Когда мы читаем слова, то не только складываем букву за буквой, а, схватив одну или несколько букв, сразу догадываемся о целом слове.
2. Понимание содержания, связанного с прочитанными словами.

Каждое слово, прочитанное нами, может вызывать в нашем сознании какие-нибудь изменения, которыми определяется понимание нами этого слова. В одном случае в нашем сознании возникает определённый, более или менее яркий образ, в другом - какое-нибудь чувство, желание или отвлечённый логический процесс, в третьем и то, и другое вместе, в четвертом - никакого образа и чувства, а только лишь простое повторение воспринятого слова или, быть может, другое слово, с ним связанное.
3. Оценка прочитанного.

Умение не только прочесть книгу, но и критически отнестись к её содержанию наблюдается, как известно, не всегда. Мотивом чтения является потребность. У младшего школьника, овладевающего чтением, вначале возникает потребность научиться читать, т. е. освоить звуковую систему и сам процесс чтения - возникновения из букв слова. Это вызывает у него интерес. Освоив первоначальное чтение (грамоту), ученик меняет мотив чтения: ему интересно понять, какая мысль кроется за словами. По мере развития чтения мотивы усложняются и школьник читает с целью узнать какой-то конкретный факт, явление; даже появляются более сложные потребности, например, познать мотив поступка героя, чтобы оценить его; найти главную мысль в научно-популярном тексте. Чтение непосредственно связано и с устной речью. С помощью устной речи отрабатывается выразительность чтения; при чтении используются средства речевой выразительности, а также связная устная речь для передачи содержания текста и общения между читающими.Восприятие текстов младшими школьниками не соответствует восприятию зрелого чтеца и имеет ряд особенностей. Ему свойственна:

- фрагментарность, отсутствие целостности восприятия текста;

- слабость абстрагирующего и обобщающего восприятия;

- зависимость от жизненного опыта;

- связь с практической деятельностью ребенка;

- ярко выраженная эмоциональность и непосредственность, искренность сопереживания;

- превалирование интереса к содержанию речи, а не к речевой форме;

- недостаточно полное и правильное понимание изобразительно выразительных средств речи;

- преобладание репродуктивного (воспроизводящего) уровня восприятия.

Чтобы сформировать чтение как учебное умение, необходимо это обстоятельство иметь в виду. Важно также учитывать особенности познавательной деятельности детей. У детей 6-7 лет еще не развито логическое мышление, оно носит наглядно- действенный характер, требует опоры на практические действия с различными предметами и их заместителями - моделями. Далее постепенно мышление приобретает наглядно-образный характер, и, наконец, возникает логическое абстрактное мышление. Эти ступени развития познавательной деятельности младшего школьника накладывают отпечаток на характер обучения.

Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое “вдумчивое чтение”, основанное на совершенном навыке чтения, становится средством приобщения ребенка к культурной традиции, погружения в мир литературы, развития его личности. При этом важно помнить, что навык чтения - залог успешного учения как в начальной, так и в средней школе, а также надежное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку.

В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.

Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.

Беглость - это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).

Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

Выразительность - это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.

Все названные качества взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. Без правильного озвучивания графических знаков невозможно понимание отдельных единиц текста, без уяснения значения каждой единицы нельзя уяснить их связь, а без внутренней связи отдельно взятых компонентов текста не произойдет осознания идеи произведения. В свою очередь, понимание общего смысла произведения помогает правильности чтения отдельных его элементов, а правильное чтение и понимание текста становятся основой для выразительности чтения. Беглость, являясь темпом чтения, при определенных условиях становится средством выразительности. Таким образом, подготовка чтеца должна строиться с учетом одновременной работы над всеми четырьмя качествами навыка чтения.
Упражнения, направленные на развитие устойчивых навыков чтения

Все упражнения многофункциональны. Они не только развивают правильность, осознанность, способствуют совершенствованию способа чтения, но и развивают восприятие, внимание, память, мышление, учат ребенка самостоятельно формулировать вопросы, искать на них ответы и стимулируют интерес к чтению.
Развитие речевого аппарата учащихся

Цель: создать благоприятные условия для эффективного устного общения между людьми.

«Чрезвычайно важна также произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии – произносительных норм литературного языка, умение говорить (и читать!) выразительно, достаточно громко, владеть интонациями, паузами». Нормально устроенный речевой аппарат учащихся функционирует в большинстве случаев недостаточно энергично или же излишне напряженно. Уровень слухового восприятия звуков, особенно близких по своим артикуляционно-акустическим признакам, невысок. Названные психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста заставляют признать дикционную работу не просто желанной, но и обязательной в начальных классах.
1. Благодатным материалом для тренировки речевого аппарата являются скороговорки, богатые звуковыми повторами, обладающие четко выраженным ритмом. Они занимательны по своему содержанию, легко запоминаются детьми.

В школьной практике существует уже достаточно закрепившаяся последовательность проведения упражнений со скороговорками.

Произносительная зарядка в середине урока снимает усталость детей, активизирует их внимание к звучащей речи. Речевая гимнастика должна не загромождать урок, а сливаться органически со всеми другими компонентами его структуры.

Тема учебного занятия: «Скороговорки».

Дидактические цели:

Образовательная: создать условия для формирования понятия «скороговорка».

Развивающая: создать условия для развития речи учащихся; продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательная: создать условия для совершенствования коммуникативных качеств личности.


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Оргмомент.

Приветствует класс, создает позитивный настрой на познавательную деятельность, определяет готовность учащихся к занятию.

Настраиваются на самостоятельную работу, проверяют готовность своего рабочего места.

2. Актуализация знаний.

а) Создает игровую ситуацию с помощью куклы.

Появляется Петенька. «Жебята, мне так понжавилось, как вы щитаете штихи, я шоже хочу с вами жажучить штихотвожение».

- Ребята, вы поняли, что сказал Петенька. Почему нам трудно его слушать?
б) Предлагает дать определение понятия «дикция», соотнести с определением этого понятия в словаре.

Участвуют в игровой ситуации.

Отвечают на вопросы учителя. Приходят к выводу, что речь понятна и её приятно слушать, когда у говорящего хорошая дикция.
Дают определение понятия «дикция», сравнивают с тем, которое дается в словаре.

3. Целеполагание.

а) Предлагает обсудить, как совершенствовать дикцию.

б) Через упражнение, развивающее оперативную память, предлагает выйти на тему урока.
Света, Коля, Оля радостно отвечали
Гуси опять возились около ручья,

копошились, играли.
в) Спрашивает, что бы дети хотели узнать на уроке. Выслушивает ответы.
г) Предлагает прочитать вопросы, на которые постараются ответить на уроке. (Через упражнение, развивающее прогнозирование).

Что такое скорог… ?
Каковы их особен…?

Для чего они…назначены?

Участвуют в обсуждении ответов.
Записывают первые буквы слов.
СКОРОГОВОРКИ
Выражают свои пожелания.


Ставят цели урока.

4. Первичное изучение нового материала.

а) Предлагает прочитать слово «Скороговорки» и найти слова, которые в нем спрятались (развитие внимательного отношения к слову).
б) Предлагает ответить, как образовалось это слово, что означает.
в) Предлагает вспомнить скороговорки.
г) Организует работу со скороговорками:

Наш Полкан попал в капкан.

На возу лоза, у воза коза.

Обращает внимание на рифму, на картину, которую она рисует, на повтор трудных для произношения звуков.

д) Предлагает уточнить значение слова «скороговорка» в толковом словаре



Находят слова «скоро» и «говор».


Выдвигают и обсуждают предложения.
Называют известные скороговорки.
Читают скороговорки. Устанавливают, что они ритмичны, напоминают короткое шуточное стихотворение, повторяют трудные для произношения звуки или их сочетания.

Устанавливают совместно с учителем, что основное назначение скороговорки – тренировка дикции.
Уточняют значение слова в словаре.

5. Осознание и осмысление нового материала.

Организует парную работу.

Предлагает из частей составить скороговорку и научиться её произносить.
Шесть мышат в камышах шуршат.
Щуку я тащу, тащу,
Щуку я не упущу.




В парах составляют скороговорку, доказывают, что это скороговорка, учатся правильно её произносить.

6. Закрепление знаний и умений.

Организует работу с печатными листами.

Самостоятельно выполняют работу.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

а) Анализирует результаты деятельности, вместе с учащимися подводит итоги по достижению поставленных целей.
в) Предлагает ответить на вопросы, поставленные в начале занятия, обобщает ответы.

Участвуют в процессе подведения итогов, выражают свое отношение к работе на занятии.

Дают варианты ответов.

8. Домашнее задание.

Нарисовать иллюстрацию к скороговорке, научиться её произносить.

Принимают домашнее задание.




Дидактический материал к уроку

Выбери, что относится к скороговорке:

  • Это короткое шуточное произведение

  • Это короткий рассказ

Выучи скороговорку:

Шесть мышат

В камышах шуршат

Нарисуй к скороговорке картинку



2. Для развития правильного произношения, совершенствования навыка чтения мы используем работу со структурными слоговыми таблицами.


Г

СГ

ГС

СГС

ССГ

ГСС

ССГС

СССГ

СГСС

ГССС

СССГС

ССГСС

СГССС

ССССГС

СССГСС

ССГССС

СГССССГ

ССССГСС

ССГССССГ

А

на

ум

умел

кто

акт

стол

мгла

гость

остр

страж

дрозд

центр

взгляд

вскользь

спектр

царство

всплеск

братство

1   2   3   4