1.Орг. момент. Нацели-вание. Мотивация.
2. Повторе-ние ранее изученного
3. Знакомство с новой темой.
4. Закрепле-ние изучен-ного.
5. Итог урока.
6. Д/ з. 7. Дополни-тельное задание.
| - Здравствуйте, ребята! Садитесь.
- Сегодня мы отправляемся в путешествие по островам Океана Орфографических Знаний. Во время нашего путешествия мы встретимся с законами Орфографии, постараемся доказать знание этих законов, т.к. они помогут нам в выполнении заданий. А может быть, мы сможем даже открыть новый Закон Орфографии, который необходим нам для дальнейшего изучения темы «Наречие».
- Поплывем мы на кораблях. Они лежат у вас на столах. Придумайте название кораблю, впишите фамилии членов команды. В команде 5 человек. Выберите капитана-консультанта, который будет фиксировать ваш курс в «бортовом журнале». От дружной и слаженной работы всех команд будет зависеть наше благополучное возвращение домой. На кораблях есть фонарь-сигнал, который будет сигнализировать следующее: зеленый – готовы плыть дальше, красный – нужна помощь. ПОДГОТОВКА К ПЛАВАНИЮ
- Отправляясь в плавание, мореплаватели запасаются провизией. В нашем плавании провизией служат знания о наречии. Проводим игру «Аукцион».
Учащиеся называют признаки наречия, за правильный ответ получают жетон. Тот, кто наберет большее количество жетонов, и последний, указавший признак наречия, получает отметку «5».
- Итак, отправляемся в путь. Мы в Океане Орфографических знаний. Приближаемся к острову. Но вот беда: некоторых жителей этого острова захватили в плен злые медузы. Освободить их поможет только Королева Ударение. Как вы думаете, почему?
Карточка № 1.
Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните условия выбора орфограмм. Вспомните и расскажите правила.
Меч..м, ландыш..м, кореш..к, лягуш..нок, оконц..м, малыш..м, гусениц..й, ковш..м, каш..й, хрящ..м, творож..к, ремеш..к, барсуч..нок, медвеж..нок, меж..й. - Какой Закон Орфографии нам встретился? Докажите его.
- Плавание продолжается. На нашем пути следующий остров. Здесь еще утро, и жители острова не проснулись. Попробуем их разбудить.
- Какой Орфографический Закон нужно вспомнить, чтобы жители острова проснулись? Посмотрите на карточку.
Карточка №2.
Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните условия выбора орфограмм. Вспомните и расскажите правила.
Охотничья тропка растворилась в камыш..вых зарослях. Егорушка умылся, надел кумач..вую рубаху. Для туристского похода я купил больш..й вещ..вой мешок. - Посмотрите, вот еще остров! Здесь часто бывает извержение вулканов и рождается новый Закон Орфографии. - Как вы думаете, какой закон может здесь появиться?
(О – Е после шипящих на конце наречий).
- Как этот новый закон связан с предыдущими законами? Выполним задание по карточке и попробуем сформулировать закон. Карточка № 3.
Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните условия выбора орфограмм.
1) Константин неуклюж.. высвободил из-под себя ноги. 2) Как здесь свеж.. под липою густою. 3) Рассыпчатая каша горяч.. обжигала язык. 4) В это время тягуч.. скрипнула дверь сарая. - Сформулируйте закон, который вы открыли.
- Запишем тему урока.
- Давайте проверим себя, обратимся к учебнику –
стр. 144. - Для того, чтобы плыть дальше, нам необходимо пополнить свои запасы продовольствием, т.е. закрепить новый Орфографический Закон. В этом нам поможет упр. 182. (Выполняем его в тетрадях и на доске.)
Проверка – устно.
- Теперь мы можем плыть дальше. Наш корабль приближается к еще одному острову. Посмотрите, кто нас встречает? Это же пираты! Их остров называется Безграмотландия. Здесь живут все те, кто пишет с ошибками. Пираты предлагают вам выполнить следующее задание. Тех, кто пишет с ошибками, пираты завтра найдут и возвратят на свой остров. Давайте докажем им, что все мы хорошо знаем Законы Орфографии. Карточка № 4.
Напишите буквенный диктант.
-
хорош… выглядеть
-
бежать неуклюж…
-
рассказывать певуч…
-
кричать угрожающ…
-
говорить общ…
-
ответить блестящ..
-
глядеть зловещ..
-
стало свеж..
-
проступают резч..
-
очень хорош..
Самопроверка и самооценка. - Мы отправляемся домой через узкий пролив. Огромные скалы, как океанические ворота, дают вам следующее задание: работа с текстом «Встреча в лесу». Карточка № 5 (1).
Вставьте пропущенные буквы.
Хорош.. осенью в больш..м лиственном лесу! Воздух чист и ароматен. В тени тянет ветерок, а выйдешь на поляну – горяч.. припекает солнышко. Вдруг мой товарищ предостерегающ.. поднял руку кверху: из кустов орешника выползла, угрожающ.. шипя, змея.
Карточка № 5 (2).
Вставьте пропущенные буквы.
Все глубж.. мы пробирались в лес. Нам хотелось получить как можно больш.. впечатлений. Неожиданно мы увидели больш..го бурого медведя. Он заметил нас, неуклюж.. повернулся и быстро ушел в чащу. Мы пошли тиш.. . Карточка № 5 (3).
Вставьте пропущенные буквы.
В стороне от нас тягуч.. скрипело сухое дерево. Рядом с ним певуч.. журчал быстрый ручеек. Все кругом было зелено и пахуч.. . Солнце горяч.. припекало.
Проверка – чтение текста по «цепочке» с объяснением орфограмм. - По пути домой выполняем творческое задание.
Карточка № 6.
Вставьте слова, подходящие по смыслу (с изучаемой орфограммой).
1) Ночь была теплая, но к утру стало _______. 2) Медведица ___________ заковыляла через ручей в чащу. 3) Бесконечные морозные ночи ____________ действуют на людей. 4) Над головами густо зачернело небо, ___________ нависли снежные наносы. 5) Косматые худые голодные псы __________ смотрели на путешественников.
Слова для справок: свеж.., могуч.., глубж.., отчаянно, уверенно, протяжно, неуклюж.., угнетающ.., тоскующ.., зловещ.., пугающ.. .
Проверка – чтение текста с объяснением орфограмм. - Плавание закончилось. Мы благополучно вернулись домой. Подведем итоги нашего путешествия.
- Какие Орфографические Законы мы повторили?
- Какой новый Закон вывели?
- Для чего нужны нам эти знания.
- Капитаны, отчитайтесь о путешествии на своем корабле по результатам «бортового журнала». Теория в «теорию», упр. 186. Упр. 184.
| Запись в тетрадях и на доске: дата, классная работа.
На столах – корабли, «бортовой журнал», сигнальные карточки. Напомним правила игры.
Опорную схему – на доску.
Опорную схему – на доску.
Проблем-ная ситуация.
Опорную схему – на доску.
1 ученик у доски, остальные в тетрадях.
Правильные ответы на обратной стороне доски:
-
о
-
е
-
е
-
е
-
о
-
е
-
е
-
о
-
е
10-о
|