Главная страница

Буквы а-о в корне -лаг- / -лож


Скачать 112.13 Kb.
Название Буквы а-о в корне -лаг- / -лож
Дата 04.05.2016
Размер 112.13 Kb.
Тип Учебник

Коновалова Лариса Абрамовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Поспеловская СОШ» Елабужского района РТ



Предмет русский язык

Класс 5

УМК Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях.

Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцовва и другие. М.: Просвещение, 2012 год
Тема: Буквы А-О в корне –ЛАГ- / -ЛОЖ-

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель: организация работы в парах для открытия и закрепления нового материала.

Задачи

личностные УУД: положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения; следование в поведении моральным и этическим требованиям;

-регулятивные УУД: понимать и строить планируемые действия; проговаривать вслух последовательность производимых действий.

- коммуникативные УУД: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать в паре. Отвечать на вопросы, слушать и слышать; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

- познавательные УУД: понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять.

Извлекать нужную информацию.
Планируемые результаты: учащиеся сформируют представление о способе выбора написания О-А в корне –ЛАГ-/-ЛОЖ-; научатся определять написание О-А в корне с чередованием и комментировать условия написания; смогут на практике применять теоретические знания.
Оборудование урока: компьютермультимедийный проектор, доска, тетрадь, ватманы, маркер.

ЭОР, используемые на уроке

Технологии: аудио сопровождение (музыкальные композиции, голосовая запись), сенсорно-резистивная технология (интерактивная доска), гиперссылка, визуальная фиксация информации (графические изображения), текстовая визуальная поддержка, создание графических сообщений, создание структурированных сообщений
Структура урока

-организационный момент, включающий эмоциональный настрой, мотивирование на результат

- актуализация знаний - это проблемное задание, связанное с формулировкой темы урока. Этот прием использовала, чтобы подвести детей к самостоятельной формулировке темы и постановке познавательной цели урока.

- объяснение нового материала, с параллельным созданием обучающимися собственного минипроекта, цель которого заключалась в том, чтобы сформировать у детей представление о том, как пишутся слова с чередованием в корне –ЛАГ-/-ЛОЖ-

-закрепление с проговариванием во внешней речи (цель: создать у детей представление о том, как используется данная орфограмма и закрепить её на практике).

- рефлексия (цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности)

- домашнее задание (цель: подвести детей к самостоятельной, по выбору - творческой, работе по изученному материалу).

Ход урока

1. Оргмомент (цель: организовать направленное внимание на начало урока, создать положительный настрой учащихся на урок).


Добрый день, добрый час!
Рада видеть очень вас!
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели

Ребята, сегодня урок русского языка у вас проведу я

Вы помощь окажете мне, друзья?
Зовут меня Лариса Абрамовна,

На бейджиках вижу ваши имена
2. Эпиграф

Мы живем в стране российской,

Признаем язык английский,

Итальянский, датский, шведский

И японский признаем,

Но в родном краю по-русски

Пишем, думаем, поем

(Сергей Михалков)
Да, ребята, мы сегодня на уроке действительно будем писать, думать и петь на нашем родном русском языке. А помогут нам в этом герои русских сказок

Недаром дети любят сказку,

Ведь сказка тем и хороша:

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытания

Согласны юные сердца

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца.

(В. Берестов)
3. Актуализация знаний (цель: вспомнить материал по теме «виды орфограмм», проблемное задание, связанное с формулировкой темы урока).
Ребята, вот наш первый герой. Кто это?

(Попугай Кеша)

- Что его интересует?

- Что вы делаете на уроках русского языка?

-Раз будем писать, нам надо подготовить, согреть наши ручки
Пальцы сильно мы сожмем

И потом их разожмем.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем с легкостью писать
Запишите, пожалуйста, в тетрадках число, классная работа
Второй герой

Крокодил Гена: На уроке вы будете творить, без сомнения,

А начните урок с повторения
Вставьте пропущенные буквы, подбирая проверочные слова

  • Исх...дить -

  • В...селый -

  • Л…сной -

  • Изл…жить -

  • Предл...гать –


Исходить – ходит

Веселый – весело

Лесной – лес
– Прочитайте слова парами.

- Как бы вы назвали второе слово в каждой паре? (Проверочным.)

- Почему? (Гласный звук находится под ударением.)

- Итак, какие корни вы отметили в словах?
- На какое правило слова? (проверяемая гласная в корне)

Безударный гласный, он с сомнением,
Проверим его корнем под ударением.


-А затруднились где? Что вас удивило?

- Ага, гласная в корне –лож-/-лаг-.
Изложить – излагать

Предлагать - предложить
- Можно ли проверить безударную гласную одного корня другим? Почему?

(Нельзя, потому что оба корня – безударные)


- Какие варианты букв могли здесь написать?
- Итак, какую тему предстоит нам изучать?

- Правильно, молодцы!

У вас на столах листы исследования, так как сегодня мы с вами будем проводить научные исследования и его результаты фиксировать.

Запишите тему урока «Буквы А - О в корне – ЛАГ- / -ЛОЖ-» в листе исследования фломастерами
Корень ЛАГ-/-ЛОЖ- называется корнем с чередованием!

Проверочное слово к нему подбирать нельзя!

Отметьте это в листах исследования.
Формулирование цели урока

В листах исследования

Обозначьте цель, попутные задачи,
Чтобы знать, как действовать нам дальше.

Молодцы, правильно мы должны узнать условия выбора букв о-а в этих корнях, научиться приводить соответствующие примеры. Эти знания необходимы нам для грамотного письма.
3. Изучение новой темы через проблемную ситуацию (остров догадок)

а) фиксация индивидуального затруднения в учебном действии (цель: подвести детей к самостоятельной формулировке темы и постановке познавательной цели).
А какой следующий гость пожаловал к нам на урок?

Слушайте, вспоминайте и быстренько отвечайте!
Плавно мы подошли с вами к теме,
Разобраться нужно нам в проблеме.
Излагать изложить

Слагать сложение

Полагать приложение
– Что объединяет слова в каждом столбике?

- Назовите корень.

- Что вы заметили?

- Как выбрать букву о, а в корнях с чередованием ЛАГ, ЛОЖ, если нельзя подобрать проверку?

Справились? А в чём была проблема?
Надо поскорее разобраться,
Чтобы впредь самим не ошибаться.
Физкультминутка «Две руки»
На пороге гость другой,

Урок продолжим мы с тобой!
Маша


На урок сегодня так спешила,
Что задание одно я выполнить забыла.
Разделите слова на две группы,
Вставьте в них пропущенные буквы,
Не забудьте выделить морфемы.
Мальчики выписываю слова одной группы, а девочки – другой.

Мальчики, какие слова вы будете выписывать?

Девочки, вы что выпишете?

Работаем.
Изл…жение, предл…гать, прил…гательное,
прил…жить, разл…жить, прил…гать.

Проверим, прочитайте, что у вас получилось, какие морфемы выделили?

Обсудите в парах закономерность в написании букв А-О в корне –ЛАГ-/-ЛОЖ-
Правило

Свою память не тревожь:

«О» пиши лишь в корне –лож-

А вот умный корень –ЛАГ-

Суффикс –А-, как будто флаг,

За собою развернул

И ни разу не чихнул.

ПоЛАГаю, ясно, дети,

Как писать вам корни эти.

Можно правило, конечно,

из учебника узнать,
Я же предлагаю вам понаблюдать

И самим правила составлять,

Затем в листы исследования их записать


Что получилось у вас, демонстрируем,
Правило новое мы сформулируем.


Можно с учебником сверить ответ,
Правильный вывод у вас или нет.


Чтение правила по учебнику, сравнение формулировки учащихся с формулировкой учебника, приведение собственных примеров.
Уточнение и углубление понимания правила учащимися с помощью вопросов:

– По какому опознавательному признаку в слове можно найти орфограмму «Буквы а–о в корне ­лаг­ – ­лож­»?

– Назовите условия выбора букв а–о в корне ­лаг­ – ­лож­.

-Обратите внимание, как графически обозначены условия выбора.

(Выделен корень, подчёркнута буква г или ж двумя чертами, поставлено ударение.)
Эта гостья непроста

Дом ее - лесная избушка.

Она же непростая старушка
Баба Яга:

Чтобы дальше игру продолжать,

Нам должны монетки вы собрать.

Ручки не жалейте,

Один хлопок – буква О,

Два хлопка – конечно, это буква А
Игра «О или А»

(один хлопок обозначает одну букву О, два хлопка обозначают две буквы а в корне и в суффиксе)

в) Закрепление с проговариванием во внешней речи (цель: создать у детей представление о том, как используется данная орфограмма и закрепить её на практике).
- А про экзамен вы не забыли?

- ОГЭ – экзамен непростой, но мы справимся с тобой!


Укажите слово с чередующейся гласной в корне  

А1. 1. Св..бодный 
2. Сл..гаемое
3. Гл..внейший
4. Зв..зда 

А2. Укажите номера предложений, содержащих слова, на месте пропусков в которых напишете О:

1)Л…жился

2) Распол…жились

3) Предпол…гал

4) Предл…жение
б) Реализация построения минипроекта

(цель: сформировать у детей представление о том, как пишутся слова с чередованием в корне –ЛАГ-/-ЛОЖ-).


Говорят, что голова одна – неплохо,
Ну а лучше, если несколько голов.
В парах поработайте немного
И посмотрим, будет результат каков.

Проявляйте активность, творите,
Правильное решение вы найдите,
Когда пишем а, когда - о, объясните.
- Ребята перед вами листы исследования, фломастерами впишите в них тему исследования, выберите цель, над достижением которой вы будете работать
(самостоятельная практическая работа ребят)

.

проверка работы

Что у вас получилось, нам покажите,

О своей работе расскажите
(пара ребят выходит к доске и рассказывает, что у них получилось)


Оценивание работы учащихся

– Оцените свои знания.

-Если вы поняли тему урока, возьмите и поднимите этот смайл:

- А если не поняли – такой смайлик (раздаточный материал)

Вот кто-то в дверь

стучится

к нам, друзья,

Мультяшный гость,

Угадаем мы тебя!
Коза:

  • Я, коза-дереза,

Плутовка и шалунья,

И даже чуточку колдунья!

В свой год пришла к вам на урок,

Козе отныне только править,

А вам «пятерки» только ставить!
Коза:

А «пятерки» заслужили?

Чем гостей вы удивили?

Что вы делали,

Что писали?

Что вы нового узнали?
Коза:

  • А раз пятерки заслужили

  • Тогда спеть вам не проблема

  • Тихо встали, и споём

  • Всё о том, что изучали,

  • За что «пятёрки» получали! 


- Ребята! Закрепить наши знания, полученные на уроке, поможет песенка, на мотив песни “Хороши весной в саду цветочки” (Слова на доске).
1. Мы сегодня правила учили,

Что в корнях нам - лаг- и- лож- писать,

Суффикс находили, по нему решили,

Букву нам какую там вставлять.

Суффикс находили, по нему решили,

Букву нам какую там вставлять.

2. Лаг- и лож- мы дружно изучали,

Закрепляли в речи и письме

Буковки вставляли, четко проверяли

И в тетрадь записывали все

Буковки вставляли, четко проверяли

И в тетрадь записывали все

3. Если суффикс – а -, то в корне тоже.

Если нет его, то -о –пиши,

Все запомнить сможем и себе поможем,

Все запомним это я и ты.

Все запомнить сможем и себе поможем,

Все запомним это я и ты.
4. Рефлексия (цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности).

Коза:

  • Вы такие молодцы, садитесь!

  • Хороший, видно, был у вас урок!

  • За это вам конфет большой мешок!


В год козы шлю вам лучшие пожелания,

Вот и подошёл черёд домашнего задания.

5 Домашнее задание (цель: подвести детей к самостоятельной, по выбору - творческой, работе по изученному материалу).

Предлагаю вашему вниманию
Разное, по выбору, домашнее задание:
Сказку написать, стихотворение,
Выполнить по книге упражнение,
Для соседа карточку составить.


А теперь, ребята, не ленитесь:
Снова вы улыбкой поделитесь.
Спасибо, ребята, за урок.

Вы сегодня все умнички и молодцы
Список информационных источников
1. Восьмое издание «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» (БЭКМ), 2004 год.

2. Ладыженская, Т.А. Школьная риторика 5 класс.- М.:Баласс, 2009.

3. Скляревский, Г.Н. Толковый словарь современного русского языка.-М.: ИЛИ РАН, 2001.

4. Г.П. Лазаренко. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки. М.: Дрофа, 2004

5. Большой справочник сочинений и изложений. Русский язык: 5-11 классы/авт-сос. Л.В. Мельникова, Г.Н. Король. – Изд.7-е. – Ростов н/Д: Донецк: ООО ПКФ «Бао», 2012г

6. http://www.youtube.com/watch?v=netTSomHG28

7. http://muzofon.com/search/хороши%20весной%20в%20саду%20цветочки%20минус

8. http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test156.xml