Главная страница

«Буква я в начале слова. Закрепление написания букв А, а, Я, я»



Скачать 101.76 Kb.
Название «Буква я в начале слова. Закрепление написания букв А, а, Я, я»
Дата 19.02.2016
Размер 101.76 Kb.
Тип Урок

Пояснительная записка

Конспект фрагмента урока составлен учителем начальных классов Резняк И.Т.

Предмет : Обучение грамоте.

МБОУ СОШ №5 Г. Одинцово МО

УМК «Начальная школа XXI века»

Тема урока: «Буква Я в начале слова. Закрепление написания букв А, а, Я, я»

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели:

1. Знакомство с буквой Я в начале слова, овладение умением давать характеристику звукам; формирование навыка чтения слов, предложений с изученными буквами.

2. Развитие речи, фонематического слуха, творческого воображения.

3. Воспитание прилежания, любознательности в процессе учения.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник «Букварь» Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, рабочая тетрадь «Я учусь писать и читать» М.И. Кузнецова.



Этапы


Деятельность учителя


Деятельность ученика


Комментарии

(формируемые УУД)


I.Организационный момент


Здравствуйте. Я рада видеть вас, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Мы многое узнаем и многому научимся. Пожелаем друг другу успехов в учении.(1 слайд)


Мы умные, мы дружные

Мы - внимательные,

Мы - старательные

Мы в первом классе учимся

И всё у нас получится!


Регулятивные действия. Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.


II. Актуализация опорных знаний.


-На какие 2 группы делятся все звуки?
-Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают?
-Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают согласные звуки?


-Гласные и согласные.
-Ударные и безударные.

-Твёрдые, мягкие и звонкие, глухие.



Познавательные УУД

III. Постановка темы урока.

Постановка целей урока.

1.Сегодня мы с вами отправимся в сказку, а поможет нам в этом путешествии наш язычок. Итак, жил был язычок и был он очень застенчивый и стеснительный, но как- то раз решил он для себя стать смелым и решительным. А для этого надо было выйти на улицу. Набрался язычок храбрости и выглянул на улицу. Посмотрел налево, потом направо, потом потянулся к солнышку, дальше нагнулся размять спинку. И тут он заметил, что-то недалеко от домика.


. Дети повторяют движения язычка за учителем, затем самостоятельно

-

Регулятивные: прогнозирование (антиципация).

Познавательные УУД.

Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук.


VI. Работа над новым материалом.

2. Загадка.

Текст загадки появляется на интерактивной доске. Сто один брат (2 слайд)

Все в один ряд,

Вместе связаны стоят. …(слайд 3)

Мотивационная основа учебной деятельности

-А язычок у нас что делает? И стало ему интересно, какие звуки живут в слове забор.. Давайте поможем язычку, кто составит схему слова забор? Какой первый звук, а второй

Сколько гласных в слове, какие они по счету, каким цветом выделены. Сколько согласных….

– Итак, в путь! За новыми знаниями.

3. Физкультминутка.

Встали прямо, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Не беда, что места мало, разомнемся для начала….

Вместе дружно все присели и опять за парты сели. Повторяют движения. Мотивационная основа учебной деятельности.



Отгадывают загадку. (Забор)

- .(говорит звуки)

Выходят к доске составляют схему слова, проговаривают выделяя поочередно звуки. Говорят, что в слове две гласных и три твердых согласных. Классифицируют звуки по заданному основанию (гласные – согласные, твердые и мягкие согласные звуки.)
-


Познавательные УУД.

Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук.

Познавательные (обоснование и доказательства)





-Посмотрел язычок, а заборчик совсем ветхий стал. Некрасивый. Решил язычок его покрасить. Красим забор (водим языком по зубам влево и вправо).

-Молодцы помогли язычку. Дальше пошел язычок и увидел лошадь с груженой телегой. (4слайд)

- Вокруг лошади жужжало много пчел. Как назвать одним словом множество пчел, летящих вместе. Делаем звуковой анализ слова рой, посмотрите у нас в слове есть звук й, каким цветом мы его обозначим? Правильно звук Й мягкий согласный и обозначать мы его будем фишкой зеленого цвета.

Лошадь медленно везла груз в гору. Язычку стало интересно и он начал повторять звуки цоканья копыт.
-

4. Загадка на интерактивной доске.( 5 слайд.)

-Лошадь пошла дальше, перед ней появилось море, а в море … Загадка:

Это что там, в дымке тает,

Птицей по волнам летает?

Паруса меняет вахта,

Держит нос по ветру.

(6 слайд)

Подведение к определению новой темы урока.

Цель: Сформулировать тему урока.

-Учитель: Опять язычку стало интересно, какие звуки живут в этом слове, давайте поможем ему разобраться.

Рисую на доске пять клеточек- домики для звуков. Кто пойдет к доске?

Ребята а у нас буква Я загадочная, когда она стоит в начале слова, то обозначает 2 звука

Й и А, где Й согласный мягкий звук, который обозначается каким цветом? Правильно зеленым. Так как мы теперь составим схему?

Как вы думаете какая тема урока сегодня будет?
5.Работа с учебником.

Давайте откроем наш букварь на стр. 34

Посмотрите на картинку яхты на домики, что для буквы Я оставили 2 домика, но только если она стоит вначале слова. Вспомните, как мы разбирали слово пять. Посмотрите на стр. 35 находим стихотворение. Я читаю вы следите пальчиком

- Чтение стихотворения Ю. Раевского

Якоря кругом сверкают.

Явно бравый капитан.

Яхтой ловко управляет,

Направляя в океан. Слушают чтение учителя.

Цель: Познакомить учащихся со звуковым анализом слов, в которых первой пишется буква Я. проводим звуковой анализ слова яхта. Определяем каждый звук, сколько букв, сколько звуков почему букв меньше, какими звуками обозначается буква я, Каким цветом обозначаются звуки буквы Я. Пользуясь фишками, составим звуковую схему слова «дятел».

- Подойдите к доске…(5 учеников). Раздаю фишки нужные для составления схемы слова.

6.А теперь отгадаем еще одну загадку:(7 слайд)

Когда нужен -

В реку бросают,

А когда не нужен -

Наверх поднимают

(Якорь) (8 слайд )

Проводим звуковой анализ.

Давайте скажем это слово, выделив первый звук. Что мы слышим вместо когда произносим букву Я. Мы слышим Й А. Кто пойдет к доске и покажет какие звуки. Остальные работают с фишками на парте. Определяем каждый звук, сколько букв, сколько звуков почему букв меньше, какими звуками обозначается буква я, Каким цветом обозначаются звуки буквы Я.

7. Физминутка язычка. Артикуляционное упражнение «Солнышко»

-Язычок стал в своем путешествии, лавайте ему поможем!


8.Игра. (Слайд 9).

- Ребята, а сейчас мы с вами поиграем. Я прочитаю слова, а вы ,если услышали звук «Й»,хлопайте в ладоши, если нет не хлопаем. Посмотрим кто внимательнее.

Яша, семя, яблоко, Оля, язык, дядя, Емеля, Ляля,

Яма, ягодка.

9.-В завершении своего путешествия язычок должен запомнить еще несколько слов с буквой «я» в начале слова, сколько звуков она издает и сделать из фишек схемы этих слов. Поможем ему?

(Слайд 10).

Выбираем себе по 3 слова и составляем их схему фишками.

(учитель работает с детьми – билингвами. Учат новые слова, изображенные на картинках, повторяя их. Потом показывает картинки, а дети называют слова.


-


Выполняют язычковую гимнастику Мотивационная основа учебной деятельности
-


Отвечают на вопрос: рой. Делают звуковой анализ слова.

- Цокают языками сначала медленно в гору, потом быстро с горы.

Отгадывают загадку. Яхта

По В. Бианки

На доске составляют схему слова. Создается проблемная ситуация букв 4, а домиков пять. Помогают с места, предлагают решение. Предлагают тему урока.

Формулируют тему урока. Буква я в начале слова Обозначает два звука Й и А Постановка учебной задачи совместно с учителем.

Умение определять тему и задачи урока.

Различать звучание и значение слова. Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове.

Соотносить звук и соответствующую ему букву.
Слушают чтение учителя.

Считают гласные и согласные звуки. Вспоминают каким цветом обозначается мягкий согласный.

Составляют схему на доске и каждый у себя на парте при помощи фишек.

Отгадывают загадку
- Проводят звуковой анализ.

Осуществляют развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивают построенную модель с образцом


Дети выполняют круговые движения во рту, потом высунув язык по губам.

Дети хлопают при чтении слов

Яша, яблоко, язык, Емеля, яма, ягодка.

Да.



Познавательные (обоснование и доказательства)

Познавательные УУД.

Моделирование, т.е. преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные признаки объекта.

Коммуникативные: сотрудничество.
Познавательные (обоснование и доказательства)
Общеучебные: формирование навыка чтения.


Общеучебные: формирование навыка чтения.

Познавательные (обоснование и доказательства).
Регулятивные (контроль и коррекция).

Познавательные УУД.

Смысловое чтение.

Коммуникативные УУД.

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.
Общеучебные: выборочное чтение.

Общеучебные: развитие умения сравнивать по существенным признакам.

Коммуникативные: сотрудничество.


V. Закрепление пройденного. Дифференцированная работа по рабочей тетради «Я учусь писать и читать».





.


Коммуникативные: сотрудничество.
Регулятивные (контроль и коррекция)


VI. Подведение итогов урока.




.

Регулятивные УУД.

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Личностные УУД

смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Что дал урок.

- нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор.