Главная страница

«Буддизм на Востоке в Средние века. Арабо-мусульманская цивилизация»


Скачать 284.8 Kb.
Название «Буддизм на Востоке в Средние века. Арабо-мусульманская цивилизация»
Дата 23.04.2016
Размер 284.8 Kb.
Тип Документы

Учебно-методическая карта (план) занятия №

6


Дисциплина

История




Тема занятия

«Буддизм на Востоке в Средние века. Арабо-мусульманская цивилизация»




Время

90 минут

Вид занятия (тип урока)

Занятие - путешествие





Цели занятия

учебная

Ознакомить студентов с историей средневековой Индии и

особенностями распространения буддизма.

Ознакомить студентов с возникновением ислама. Показать особенности

государственного и общественного строя арабов. Продемонстрировать

географические и политические границы мира ислама к концу ХV в.




развивающая

Формировать понятийный аппарат, логическое мышление




студентов, прививать навыки анализа

и сопоставления исторических событий, их взаимосвязи.

воспитательная

Формировать интерес к изучению истории




Межпред-метные связи

обеспечивающие

Биология, обществознание, литература

обеспечиваемые

Жизнь, философия, обществознание, литература







Внутренние связи

«Цивилизации Древнего мира», «Цивилизации Запада и Востока в Средние века»











Обеспечение занятия


А.Наглядные пособия




Б. Раздаточный материал










В.Технические средства обучения

Мультимедийная установка

Г. Место проведения

Аудитория

Д. Литература:

Основная

Волобуев О.В. Россия и мир. 10 класс. – М.: Дрофа, 2006

Дополнитель-ная

3аrладин Н.В., Симония Н.А. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. - М.: ООО ТИД Pycское слово, 2008.




















План занятия

I.Организационный момент – 2 мин.

II.Мотивация – 2 мин.

III.Актуализация базовых данных – 12 мин.

IV. Организация и управление учебно-познавательной деятельностью студентов60 мин.

V.Контроль усвоения знаний – 16 мин.

VI.Подведение итогов- 1 мин.

VII.Домашнее задание – 2 мин.
Содержание занятия


эле-

мента

Элементы занятия, учебные вопросы

Время

Формы, методы

обучения и контроля.

Примечания

I

Организационный момент

  1. Приветствие студентов.



  1. Проверка посещаемости и внешнего вида студентов.



  1. Знакомство с темой занятия.

  2. Знакомство целями и задачами занятия

Занятие путешествие – раскроет основные причины районы возникновения первых цивилизации, их отличительные черты, позволит увидеть материальное и духовное наследие древних Цивилизаций, особенности быта.

2

мин.

Традиционное приветствие уч-ся

Отметить отсутствующих в журнале

Запись темы в тетрадях

(Презентация, слайд 1-2)

II

Мотивация

Проблемность изучения нового материала:

Попытки создания вселенских (всемирных) империй предпринимались неоднократно. Однако характер завоеваний Арабского халифата был уникальным: это был первый в истории поход под религиозными лозунгами, которые принимались большинством покоренных народов. Они присоединялись к завоевателям, чтобы нести дальше зеленое знамя ислама. Попытки повторения этого опыта (в частности, во время крестовых походов христиан) были не столь успешными.



2

мин.

Слова преподавателя

III

Актуализация базовых знаний учащихся

План

  1. Проверка выполнения домашнего задания

1. Особенности развития Востока в Средние века.

2. Китайско-конфуцианская цивилизация

3. Индия и индийское общество в Средние века.

4. Этапы превращения буддизма в мировую

религию.

12

мин




Выступления учащихся с обсуждением (вопросы учащихся выступающим)

IY

Организация и управление

учебно-познавательной деятельностью студентов

План

I. Аравийские племена в начале новой эры

II. Возникновение ислама III. Арабские завоевания

IV. Арабский халифат во второй половине VII—X в.

V. Историческое наследие Арабского халифата


60

мин.



Рассказ преподавателя, сопровождающийся беседой и конспектированием основного материала, демонстрацией презентации

(см. содержание лекции)

Y

Контроль усвоения знаний
1. Вопросы:

(?) - Охарактеризуйте природные условия Аравийского полуострова. Как климат влиял
на хозяйственную деятельность арабских племен? Почему межплеменные войны были
частым явлением среди арабов?

(?) - Расскажите о возникновении ислама. В чем отличие мусульманской-веры от других мировых религий? Какую роль сыграл ислам в складывании Арабского государства?

(?) - Объясните, почему арабам сравнительно легко удалось покорить огромные территории и подчинить народы, стоявшие на более высоком уровне общественного развития. Сформулируйте особенности государственного устройства Арабского халифата.

(?) - Какую политику проводили арабские завоеватели в отношении покоренных народов?

(?) - Укажите факторы кризиса Арабского халифата. Какую роль в обострении противоречий играли религиозные разногласия?

(?) - Перечислите достижения халифата. В каких областях знаний преуспели арабские ученые? Объясните причины сравнительно высокого уровня научного развития арабов?

16

мин.


Фронтальная беседа, при необходимости – записи в тетради

YI

Подведение итогов

Оценивание работы группы на занятии, при необходимости отдельным учащимся выставление оценок.

1

мин.

Выставление оценок

YII

Домашнее задание

1. Составить связный рассказ на тему Арабо-мусульманская цивилизация, использую план занятия, лекцию.

2. Волобуев О.В. Россия и мир. 10 класс. (§ 5, стр. 38-43)


2

мин.

Письменное задание


Дисциплина: «История»

Занятие 6

Тема: «Буддизм на Востоке в Средние века. Арабо-мусульманская цивилизация»

План

I. Аравийские племена в начале новой эры

II. Возникновение ислама

III. Арабские завоевания

IV. Арабский халифат во второй половине VII—X в.

V. Историческое наследие Арабского халифата

Содержание занятия

I. Аравийские племена в начале новой эры

(презентация, слайд 3) Огромный полуостров, омываемый водами Персидского залива, Красного моря и Индийского океана, издревле назывался Аравией. В древности местное население нередко называло Аравию островом: реки Евфрат и Иордан отделяли ее от континента.

Центральные, северные и восточные районы Аравии - гигантская пустыня. Здесь есть небольшие оазисы, но для оседлой жизни они непригодны. Аравию не смог завоевать ни один великий полководец древности. Пустыня надежно хранила ее от вторжений. При этом арабы жили вблизи торговых путей и богатых стран, невольно втягиваясь не всегда в мирные, но устойчивые отношения с ними.

На юго-западе полуострова и побережье Красного моря не пересыхали подземные источники и бывали ливневые дожди. Вода несла с собой жизнь. Римляне называли эту часть полуострова «счастливой».

(презентация, слайд 4) Жившие здесь арабские племена издревле бы­ли участниками событий истории Ближнего Востока. Арабская кон­ница не раз беспокоила пределы Римской империи, Византии, Ирана. Большинство арабов были кочевниками-бедуинами, разводив­шими в пустыне с чахлой растительностью коней, верблюдов, овец.

Бедуины (от араб. Bedawi- бадауи - т. е. жители низменности или пустыни обитатели пустынь) - общее название, присвоенное европейцами всем племенам и народностям Аравии, которые в отличие от обитателей городов, занимающихся хлебопашеством и торговлей (хадези), ведут кочевую, привольную жизнь. Они занимались скотоводством и сопровождали (за определенную плату) по пустыне караваны или снабжали их своими верблюдами. Превосходные наездники, ловкие охотники, необыкновенно искусны в бросании мяча. Племена бедуинов враждовали друг с другом и совершали набеги на соседей. Борьба шла за контроль над источниками воды. Целью войн был также захват рабов, скота, при этом в качестве наибольшей ценности рассматривались верблюды.

Но среди арабов были и жители городов, самые крупные из которых возникли на пути торговых караванов. По ним купцы провозили то­вары из глубин Азии на Запад. Богатейшими арабскими городами были Мекка и Ясриб.

(презентация, слайд 5) Вместе с купеческими караванами в Аравию из других стран про­никали философские и религиозные идеи. Арабы были хорошо зна­комы со священными книгами иудеев и христиан. Среди жителей аравийских городов было немало приверженцев этих религий. Одна­ко большинство арабов оставались язычниками, каждое племя име­ло своего бога-покровителя. Одни поклонялись грозным небесным светилам — звездам, Солнцу, Луне. Другие верили в злых (шайтанов) и добрых духов. Борьба между ними, считали арабы, определяет успехи и неудачи в жизни людей. У каждого племени и даже семьи были свои идолы-хранители, защищавшие их от злых духов-шайтанов.

В Аравии в то время приобрело распространение камнепоклонничество. Некоторые камни являлись предметом поклонения в качестве жилища или вместилища богов.

(презентация, слайд 6) Главным святилищем всех арабских пле­мен была находившаяся в Мекке Кааба — здание кубической формы, покрытое со всех сторон черным шелком, в один из углов которого вмурован священный черный камень, упавший с неба (предположи­тельно, это метеорит). На стенах были изображения Иисуса Христа и Авраама, от сына которого, по преданию, происходили арабы. Неподалеку располагался священный колодец Замзам. Властителем Каабы и верховным божеством Мекки считался Аллах. Внутри и вокруг святилища арабы-язычники поставили 360 идолов. Ключами от Каабы владело жившее в Мекке племя курейш.

Мекка пользовалась особым почетом, предоставляя место паломничества для десятков тысяч арабов из разных племен Западной Аравии. Территория Мекки считалась запретной для военных действий, имела статус неприкосновенной.

Встречалось среди арабов иудеи и христиане, в силу разных причин отказавшихся от многобожия и поклонения идолам. Распространение этих религий свидетельствовало о готовности многих арабов отречься от прежних богов и принять веру в единого могущественного и грозного Бога. Путь к такой вере для арабов лежал, однако, не через обращение в иудаизм или христианство. К началу VII века в Аравии все острее ощущалась проблема перенаселенности. Торговля переживала серьезный кризис, контроль над торговыми путями в основном перешел к Ирану. Угроза голода, рост цен, засилье ростовщиков были причиной массового недовольства городских низов. Люди все внимательнее прислушивались к невесть откуда взявшимся прорицателям и колдунам.

II. Возникновение ислама

Человеком, бросившим вызов арабскому язычеству, основателем новой религии стал Мухаммед.

(презентация, слайд 7) Мухаммед (это имя означает «одержимый духом», или «пророк») родился около 570г. в довольно знатной семье, традиционно связанной с охраной священного колодца Замзам. Он был сиротой с самого рождения: его отец умер еще до появления сына на свет. Матери не стало, когда мальчику исполнилось шесть лет.

Сиротство — тяжкий крест. Мухаммед познал много горького и печального в раннем детстве. Он делал то, что считалось позорным для представителя его рода: пас коз и овец на склонах окружавших Мекку возвышенностей.

Вступив во взрослую жизнь, он долго не мог ничего добиться. Денег не было, и Мухаммед жил в беспросветной нужде.

Женитьба на состоятельной вдове Хадидже во многом изменила его жизнь. Хадиджа вела караванную торговлю, была женщиной энергичной, самостоятельной и практичной. Ей было под пятьдесят, когда она вышла замуж за 25-летнего Мухаммеда. Мухаммед стал состоятельным купцом.

Мусульмане чтят Хадиджу. Верная жена, тонкая и умная собеседница, она первой поверила в Мухаммеда, искренне поддержала его в мысли о том, что его устами говорит сам Бог. Смерть Хадиджи в 619г. Мухаммед тяжело переживал. Он любил ее.

В числе первых немногочисленных последователей Мухаммеда были двоюродный брат Али и именитый купец Абу Бекр, оказывавший основателю новой религии огромную поддержку.

(презентация, слайд 8) Жизнь Мухаммеда изменилась в 40 лет, когда его стали посещать видения ангелов, одетых в белые одежды. Однажды перед ним предстал архангел Джебрил (Гавриил), изложивший ему основы нового учения и провозгласивший Мухаммеда пророком единого Бога — Аллаха. С откровениями, которые Мухаммед получил от Всевышнего - Аллаха, он обратился к своим соплеменникам.

(презентация, слайд 9) В своих проповедях Мухаммед решительным образом выступал против многобожия, провозглашая веру в единого Бога, бессмертие души и воскресение мертвых, предупреждая о страшном суде и загробном возмездии, утверждая справедливость в отношениях между людьми, милосердие и смирение.

Он действительно не сомневался, что Аллах выбрал его пророком Божественной истины, и не пытался представить себя личностью священной, полубожественной. Я лишь человек, постоянно повторял Мухаммед, которого Аллах призвал к служению и сделал глашатаем правды.

Он смотрел на религию просто, стараясь дать на все вопросы ответы ясные и понятные.

Преследования курейшитов-язычников заставили Мухаммеда и его сторонников бе­жать из Мекки в Ясриб. Это событие, произошедшее в 622 г., получи­ло название «хиджра» и стало началом мусульманского летосчисле­ния.

(презентация, слайд 10-11) Задание для сильной группы: Чтобы перевести дату с действующего у нас григорианского календаря на мусульманский, применяют такую формулу: М = Гр – 622 + [(Гр – 622) : 32], где Гр – год по григорианскому календарю, а М – по мусульманскому. Остаток от деления Гр на 32 означает, что полученную цифру нужно увеличить на единицу. Например, если вы получили 1222г, то он соответствует 1222-1223 мусульманским годам.

Какой год у мусульман, если у нас 2012? (1433-1434)

В Ясрибе, с тех пор получившем название Медина (город пророка), сложилась община верующих-мусульман. Многие жители Медины приняли ислам и стали помогать Мухаммеду в его борьбе с Меккой. В 630 г. посланник Аллаха одержал победу над своими про­тивниками и торжественно вступил в Мекку. Пророк объявил Мекку и Медину священными городами. Кааба была очищена от языческих идолов, и паломничество к святилищу было объявлено обязанностью каждого мусульманина. Вскоре все арабские племена — кто добро­вольно, а кто и под воздействием силы — приняли ислам. Так в Ара­вии возникло единое государство.

Поверившие в проповедь пророка стали называться мусульманами (т.е. «вручившими себя Богу»), а сама религия - исламом («покорность Богу). Приверженцы Мухаммеда стали объектом преследования. Немалая часть мусульман (как назывались сторонники пророка) была даже вынуждена перебраться, спасаясь от преследований, из Мекки в Эфиопию.

(презентация, слайд 12) Исламское учение после смерти пророка было изложено в священной книге — Коране, составленной в стихотворной форме. В переводе с арабского Коран означает «чтение». Известно, что Мухаммед не владел грамотой. Это было особое чтение: пророком овладевало вдохновение, и он произносил целые речи, будучи не в силах остановиться. Мухаммед верил, что это Аллах, единый и всемогущий Бог, изрекает его устами священные истины. Произнесенного пророк не записывал. Всегда сопровождавшие его ученики запоминали изречения учителя. Некоторые записывали их на пальмовых листах или коже.

После смерти Мухаммеда Коран продолжал жить только в памяти немногих людей. Изречения пророка было приказано собирать и записывать. Окончательный вид Коран приобрел к концу VII в. Коран состоит из 114 сур (глав). Они расположены не по тематике или в хронологической последовательности, а в соответствии с длиной текста.

Кроме Корана, многие мусульмане чтут сборник изречений Мухаммеда и рассказов о его жизни — Сунну

Предписывая жить по законам праведности, обещая вознаграждение после смерти, ислам значительно отличался от христианства.

(презентация, слайд 13) Внешней стороной этих различий были гораздо более жесткие требования к нормам праведной жизни.

Правоверные должны пять раз в день совершать молитву (намаз), омовение, строго соблюдать посты. Им запрещалось пить вино, есть свинину, играть в азартные игры. Как и иудеям, им предписывался обряд обрезания. Женщинам полагалось носить чадру. Каждый мусульманин должен был хотя бы раз в жизни совершить паломничество в священный город Мекку (хадж), платить особый налог в помощь бедным.

Ислам выступал не только религией, он жестко регламентировал основы повседневной жизни. Каждый шаг правоверного мусульманина должен был сверяться с нормами Корана. Важнейшую роль в жизни му­сульман стал играть шариат — комплекс правил и установлений, пред­начертанных самим Аллахом и потому неизменных. Шариат включает в себя религиозные, нравственные, юридические, бытовые правила, ко­торыми должен руководствоваться последователь ислама в своей жизни. Эти нормы являются общими для всех мусульман и могут трактоваться только знатоками исламского вероучения.

Соответственно в исламском мире не разграничивались светская и духовная власть, церковный и светский суд; государство и религиозная органи­зация верующих составляли единое целое.

Ислам был воинствующим учением. При провозглашении джихада, священной войны с неверными, участие в ней рассматривалось как долг каждого мусульманина. Считалось, что погибшие в этой войне сразу обретают вечное блаженство. В философском и поведенческом планах ислам не поощрял сомнения. Он основывался на фатализме (вере в предопределенность), убеждении, что все случающееся в мире, в жизни отдельного человека решается волей единого Бога — Аллаха.

Ислам закреплял нормы патриархата, отводя женщине подчиненную роль. Это обеспечило поддержку новой религии со стороны аравийских племен, в которых сохранявшиеся традиции матриархата уже изжили себя.

Мусульмане верят, что все в мире подчинено и повинуется Аллаху; ничто не может свершиться без его воли и его знания об этом. По от­ношению к людям он милостив, милосерден и всепрощающ. Люди же должны, осознавая могущество и величие Аллаха, полностью подчи­нять себя ему, быть покорными Аллаху, во всем доверяться и пола­гаться на его волю и милость. Большое место в Коране занимают рас­сказы о воздаянии Аллаха людям за их добрые и греховные поступки. Аллах выступает и как судья человечества. После смерти каждый че­ловек попадет в ад или рай, в зависимости от его земных деяний.

Пять столпов веры

1. Свидетельство веры — Шахада. Свидетельство, о том, что «Нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — раб Его и посланник Его».

2. Молитва — Салят (Намаз)

Совершение ежедневной пятикратной молитвы.

3. Выплата очистительного пожертвования — Закят

Один раз в году состоятельный мусульманин обязан выплатить очистительное пожертвование, размер которого определяется в зависимости от вида имущества и объёма его доходов.

4. Пост в месяц Рамазан — Ураза

Каждый мусульманин обязан один раз в году в течение 30 дней месяца рамазан держать пост, который заключается в воздержании от еды, питья, половой близости и всего, что может нарушить благочестивое поведение человека. Время поста длится с восхода зари до захода солнца.

5. Паломничество – Хадж

Паломничество к храму Каабы в Мекке.

III. Арабские завоевания

(презентация, слайд 14) Еще при жизни Мухаммеда (скончавшегося в 632 г.) начались заво­евательные походы арабов.

Их соперниками были могущественные державы — Византия и Иран. Находившиеся в постоянной вражде, эти государства не смогли проти­востоять натиску арабской кон­ницы, окрыленной новой религи­ей.

Считалось, что мусульманин, погибший во время джихада, сра­зу попадал в рай. Поэтому араб­ские воины как должное прини­мали смерть, надеясь вкусить райское блаженство, обещанное пророком. Победить фанатичных воинов было очень трудно.

Уже к середине VII в., через какие-то 30 лет после смерти пророка, под властью арабов оказались Сирия и Палестина, Египет и Иранская держава.

Арабы продвинулись до Средней Азии, Закавказья, Северной Африки. Без боя сдался Иерусалим. Патриарх Александрии предложил арабам занять город, если они сохранят в целости христианские церкви.

Торжествующие победители видели в своих удачах неоспоримое доказательство правоты учения Мухаммеда. Каждый новый успех умножал уверенность в силе Аллаха, избравшего арабов орудием выполнения своих замыслов.

Религиозный энтузиазм, доходивший подчас до фанатизма, был одной из важных причин побед мусульманского воинства. Идея джихада, священной войны, овладела к тому времени умами многих.

Арабы оказались прекрасными воинами. Костяк войска составила бедуинская конница. Опыт, приобретенный в разбойничьих набегах на торговые караваны, пригодился в новых сражениях. Завоеватели не были бескорыстны. Привыкшие к бедной и убогой жизни аравийские кочевники приходили в восторг от богатств, которые становились их добычей.

Земли, подпавшие под власть арабов, прежде входили в состав государств, ослабленных внутренними конфликтами. Для организации достойного отпора у них просто не было сил.

Сыграли свою роль и особенности раннего ислама. Он был понятен людям важное условие успеха. Но главное, в другом: он напоминал каждому народу его собственную веру. Ислам вобрал в себя элементы многих восточных религий, известных с древности. Он не отталкивал сложностью, не пугал новизной. Многие покоренные народы принимали ислам.

Преемники Мухаммада имели титул халифов (это слово означает «наместник», «заместитель пророка»), им принадлежала вся полнота духовной и светской власти. Т.о. халиф - это и религиозный вождь и правитель государства у арабов.

Первым халифом был Абу-Бакротец жены пророка. Он славился остротой ума и умением с выгодой решать все сложные вопросы.

После его смерти стал править Омар (Умар). Он по праву считался способным полководцем, неукротимым и бесстрашным воином. С ним арабские завоевания приобрели потрясающие воображение скорость и масштабы.

Это был настоящий вихрь, пронесшийся по огромной территории и увлекший за собой миллионы человек. Арабы воевали против Древних государств, переживавших тогда трудные времена. Оказать сопротивление мощному натиску арабской конницы, хотя и довольно малочисленной, правители Византии и Ирана не смогли. Омар был убит собственным рабом, и мусульманская знать выбрала халифом зятя Мухаммеда — Османа (Усмана).

Богатства, захваченные арабами во время завоевательных походов, концентрировались в руках военных предводителей. Это привело к по­явлению знати. Попытки халифов сохранить социальное равенство среди мусульман оказались безуспешными. Наместники завоеванных областей обладали реальной военной силой и все меньше прислушива­лись к халифу, жившему в Медине. Заговорщики, недовольные по­пытками халифа Османа обуздать знать, убили его. Это вызвало ост­рый кризис, охвативший весь Арабский халифат.

После гибели Османа халифом стал Али — двоюродный брат проро­ка и муж его дочери Фатимы. Но влиятельные силы в халифате не признали новой власти. Наместник Сирии, Муавия, родственник Ос­мана, обвинил Али в том, что он содействовал убийству халифа. В Арабском халифате началась смута. Али был убит во время совершения молитвы в мечети города Куфа. Он принял мученическую смерть от хариджитов – «отступников» (так в иранских источниках называют тех, кто во время решающих битв отрекся от Али, они ушли в Месопотамию, избрали нового предводителя, и получили название «хариджиты», что означает «отступившие, выступившие против»).

Мученическая смерть Али положила начало расколу мусульман­ской общины. Началась борьба за власть и влияние. В исламе появились два враждебных друг другу течения — суннизм и шиизм.

Большинство мусульман, последовавших за новым халифом Муавией, стали именоваться суннитами. Наряду с Кораном они признавали также Сунну — священное предание, рассказ о становлении ислама и первых халифах. Большинство мусульман принадлежит к суннитам. Сунниты кроме Корана признают Сунну, сборник изречений Мухаммеда и преданий о его жизни.

На другой стороне оказались те, кто считал, что халифом может быть только потомок Али. Все притязания других претендентов на власть они считали незаконными. Их стали называть шиитами («раскольниками»). Шииты считали Али едва ли не равным Мухаммеду, называя убитого халифа «носителем божьей благодати», наделенным абсолютным и непогрешимым авторитетом. Наибольшего влияния шииты добились в Иране. Шииты отвергают Сунну и оставляют право на толкование Корана только за прямыми потомками пророка.
IV. Арабский халифат во второй половине VII—X вв.

(презентация, слайд 15) Халиф Муавия I стал осно­вателем династии Омейядов (661—750). Ему удалось сделать власть халифов наследственной. Столицей халифата Омейядов стал сирий­ский город Дамаск.

(презентация, слайд 16) После окончания смуты натиск арабов на соседние страны продолжился. Были совершены походы в Индию, Среднюю Азию, на запад Северной Африки. Арабы не раз осаждали Константи­нополь, но взять его не смогли. На Западе мусульманские войска в начале VIII в. переправились через Гибралтарский пролив на Пиреней­ский полуостров. Разгромив войско вестготов, они захватили большую часть Испании.

Высшей точки своего могущества халифат достиг в VIII в. Все за­воеванные земли арабы объявили собственностью мусульманской об­щины. Арабские завоеватели не навязывали своей религии. Подавив вооруженное сопротивление, они следовали принципам веротерпимости. Однако мусульмане оказывались в лучшем экономическом положении. Местное население, жив­шее на этих землях, должно бы­ло платить поземельный налог. Принявшие ислам освобождались от налогов. В отличие от других подданных халифа, мусульмане жертво­вали только милостыню в пользу бедных. Это косвенно содействовало распространению ислама.

Против власти халифов не раз вспыхи­вали восстания. Все они жестоко подавлялись. В середине VIII в. против­ники Омейядов, в том числе и шииты, объединились вокруг Аббасидов, потомков Аббаса, дяди Мухаммеда и Али. Начавшееся в Средней Азии восстание позволило им захватить власть в халифате. Представителям ди­настии Омейядов удалось сохранить свои позиции только в Испании.

Для управления государством халифы стали привлекать не только арабов, но и мусульман других национальностей. Возник разветвлен­ный чиновничий аппарат. Халифат все больше стал напоминать вос­точную державу с неограниченной властью правителя. Ежегодно каз­на получала подати в размере 350—400 млн дирхемов. Из них около 35—40 млн. шло на содержание двора. Символом халифата Аббасидов стала новая столица — Багдад.

Она превратилась в один из крупней­ших городов мира с населением в полмиллиона жителей. Нигде в ми­ре не было столько ученых, сколько в столице халифата. Здесь в «До­ме Мудрости» хранилось около 4 млн. книг.

В IX в. власть багдадских халифов стала ослабевать. Мятежи знати и народные восстания подтачивали силы государства, а его территория неумолимо сокращалась. Поставленные халифом наместники (эмиры) становились фактическими правителями в своих областях.

Сам прави­тель в X в. потерял светскую власть в Багдаде, оставшись только ду­ховным главой мусульман-суннитов. Халифат распался на независи­мые друг от друга государства. Несмотря на это, распространение мусульманского вероучения продолжалось. Теперь ислам стали испо­ведовать жители части Северной Индии и Юго-Восточной Азии.

V. Историческое наследие Арабского халифата

(презентация, слайд 17) Расселившись в новых областях, на землях, где существовали древние культуры Ближнего Востока, Ирана и Ви­зантии, арабы заимствовали многое из достижений местных народов.

При покорении Египта арабы разрушили библиотеку в Александрии, уничтожив большую часть хранившихся в ней рукописей. Завоеватели считали, что никакие другие книги, кроме Корана, не нужны. Однако со временем образованные слои населения обратились к античной философии и научной мысли.

(презентация, слайд 18) «Чернила ученого настолько же почтенны, как и кровь праведника», — говорили они. При дворах халифов и эмиров создавались богатые библиотеки, содержавшие сочи­нения античных авторов. На арабский язык были переведены труды знаменитых мудрецов древности — Аристотеля, Платона и др. С неко­торыми из трудов античных авторов западноевропейцев познакомили именно арабы. Арабские ученые добились больших успехов в медицине, астрономии, математике.

(презентация, слайд 19) В медицине арабы не только освоили опыт античных медиков, но и значительно продвинулись вперед. Они использовали в своей работе вивисекцию (операцию на живом животном с целью изучения функций организма), тщательно изучали анатомию, свойства различных лекарственных препаратов и особенности протекания болезней.

(презентация, слайд 20) Большой известностью не только на Востоке, но и в Европе пользовался Ибн Сина (изве­стный в Европе как Авиценна, 980-1037), таджик по национальности. Главное его произведение – «Канон врачебной науки», являлось настольной книгой у врачей Европы до XVI в. Ибн Сина, в частности, высказал предположение, что некоторые болезни передаются невидимыми «мельчайшими животными», чем на восемь столетий предвосхитил учение Л. Пастера о роли микробов как возбудителей инфекционных заболеваний.

(презентация, слайд 21) У индийцев арабы заимствовали мате­матические знания и десятичную систе­му счета. Арабские цифры (которыми мы пользуемся и по сей день) позволяли быстро и удобно производить арифмети­ческие действия. Появившаяся в Индии алгебра стала известна в Европе под арабским названием ал-джебр. Средневековый математик Аль-Хорезми (787–ок. 850) прославился своими сочинениями по алгебре (это слово – арабское). Он применил алгебраические вычисления для решения практических дел: измерениях земли, разделах наследства, торговых операциях. При этом он усовершенствовал методы расчета площади поверхностей и объемов тел, решения уравнений первой и второй степеней. Имя Аль-Хорезми вошло в математику для обозначения системы вычислений, выполняемых по строго определенным правилам,– алгоритма. Аль-Хорезми по указанию просвещенного халифа ал-Мамуна вычислил размеры Земли, которая признавалась ими как шарообразное тело.

(презентация, слайд 22) Арабские труды по географии, состав­ленные еще в X в., дают описание всего тогдашнего мусульманского мира от Испании до Туркестана и реки Инд. Знали мусульмане о Китае, Корее, Сибири. Масуди и другие арабские путешественники составили подробные описания природы, народов, городов, занятий жителей самых различных земель. Арабские ученые по заказу христианского короля Сицилии сделали се­ребряный глобус и подготовили обширный труд, в котором изложили свои познания в географии. Так мусульманская культура стала своеоб­разным мостом между культурами и цивилизациями Средневековья.

(презентация, слайд 23-24) Значительного развития в исламском мире достигли научные и технические знания. Арабы раньше европейцев начали применять огнестрельное оружие. В начале XII века у них появились первые пушки, стрелявшие каменными ядрами и разрывными бомбами. (У европейцев артиллерия появилась лишь в начале XIV века.)

(презентация, слайд 25) В столицах разных халифатов – Багдаде, Кордове, Каире – существовали высшие школы, наподобие средневековых европейских университетов,– медресе (от араб. «дараса» – изучать).

(презентация, слайд 26) В Багдаде, Дамаске и Самарканде имелись большие обсерватории, благодаря которым арабские астрономы открыли много новых звезд и составили карты звездного неба.

(презентация, слайд 27) Ученые пользовались покровительством и материальной поддержкой официальных властей. Например, халиф ал-Мамун создал в Багдаде «Дом науки» – своеобразную академию, в которой размещались библиотеки, лаборатории, коллегии переводчиков и предоставлялись места для проживания ученым. Но в развитии науки были и сложности, порожденные стремлением исламских богословов жестко определить границы познаваемости мира. При всех этих сложностях взаимодействия ученых с богословами и правителями научные открытия арабов, что называется, опередили свое время.

(презентация, слайд 28) Общепризнанны достижения арабских философов. Среди них практически не было атеистов, но поражает различие точек зрения на проблемы мироздания и глубина обоснования своих взглядов.

В VIII в., когда лишь зарождалось исламское богословие, возникло движение кадаритов, которые поставили под сомнение догмат о фатальной предопределенности судьбы человека, а значит – его пассивности. На основе рационализма греческих философов кадариты отстаивали идею свободы воли, т.е. ответственности человека за свои поступки. Представитель этого направления Аль-Кинди признавал роль Бога как творца природы, абсолютную мудрость которого постичь человеку не дано.

Напротив, Ибн Сина был убежден в познаваемости мира. Он отрицал положение о том, что Аллах постоянно творит мир и поэтому он наполнен чудесами. Как материалист, Авиценна отрицал идеи креационизма – сотворения мира Богом из «ничего». Вместе с тем, стремясь примирить науку и религию, философ выдвинул емкую формулу: «Бог создает мир, чтоб человек познавал мир, а через него –Бога».

С критикой этих взглядов выступил сторонник мусульманского идеализма Аль-Газали (1054-1111). Он считал, что нельзя объяснить явления природы и человеческого сознания естественными причинами. Могущество Бога исключает независимость и самостоятельность материального начала.

Живший в Испании философ Ибн Рушд (Аверроэс, 1126– 1198), развивая материализм Аристотеля, отстаивал идеи о вечности и несотворенности мира, т.е. о независимом от воли Бога развитии материи; положение об эволюционном развитии природы. Он отрицал бессмертность индивидуальной души, т.е. отвергал догмат о наказании или воздаянии человеку после смерти. На основе учения Ибн Рушда в Европе возникло материалистическое направление «латинского аверроизма», осужденного католической церковью.

(презентация, слайд 29-30) Арабская литература имеет глубокие доисламские корни. Значение литературы этого периода отметил ал-Бируни (973 – ок.1050): «Когда арабы, жили в пустынях, они были народом бесписьменным и для увековечивания чего-нибудь прибегали к запоминанию и изустной передаче. Поэтому-то поэзия и стала для них вместилищем знаний и памяткой о битвах и родословиях»

Автором многочисленных рубаи – афористических четверостиший был классик персидско-таджикской поэзии, математик, астроном и философ Омар Хайям (1048-1123). В основе его творений было прославление мирских наслаждений, что явно не соответствовало догматическим принципам ислама.

 Невозможно представить арабскую литературу без сказок «100 и 1 ночь» Этот цикл окончательно сложился в XII в. на основе фольклора многих народов халифата – египетских, иранских, арабских сказок и преданий.

(презентация, слайд 31) Ислам как мировая религия в целях укрепления своего влияния использует ценности художественной культуры, т.е. средства эстетического воздействия на верующих. При этом деятели искусства ставятся в достаточно жесткие рамки. С одной стороны, они должны использовать доступные им средства для прославления Аллаха и институтов Ислама, с другой – эти средства, т.е. формы и содержание творческой деятельности, не должны выходить за предписания мусульманских догматов.

В области изобразительного искусства мусульманские ортодоксы (от греч. – прямой, правильный) запрещают реалистическое творчество. Ибо единственным творцом всего сущего является Аллах, а соперничать с ним – грех. Этот запрет призван также избежать идолопоклонства, т.е. проявлений политеизма. Поэтому мусульманские художники обычно изображают либо стилизованные (условные, не существующие в природе) предметы, либо абстрактные картины в виде орнаментов.

(презентация, слайд 32) Одним из таких видов изобразительного искусства является арабеска – своеобразный орнамент, включающий композиции переплетений стилизованной растительности, геометрических фигур и элементов искусства каллиграфии (изящных надписей арабской вязью). Но арабеска – это не только искусство, но и наука. Прорисовка орнаментов строилась в соответствии со сложным математическим расчетом. С помощью арабесок создаются целые панно на стенах мечетей, дворцов.

(презентация, слайд 33) В то же время в арабоязычных странах не было полностью утрачено реалистическое направление в живописи. Это в первую очередь относится к странам, где утвердилось шиитское направление ислама. Реалистические рисунки получили распространение в книжных миниатюрах. Во многих музеях мира хранятся арабские книги X–XIII вв. с красочными иллюстрациями бытовых сцен, пейзажей, с портретами героев эпоса, в частности Искандера – так называли на Востоке Александра Македонского.

Особенно впечатляют изобразительные мотивы произведений декоративно-прикладного искусства – на тканях, керамике, металлических сосудах и утвари.

(презентация, слайд 34) Славятся во всем мире иранские (персидские) ковры. В средневековье основным мотивом коврового узора стала арабеска, при этом среди стеблей и цветов располагались фигурки людей и зверей, иногда с видоизмененными конечностями, чтобы не гневить Аллаха реалистическим изображением (например, лапа льва могла оканчиваться не когтями, а букетом цветов).

Таким образом, декоративно-прикладное искусство средневекового арабского Востока не всегда согласовывалось с установками исламских догматов, но соответствовало многовековым традициям различных народов халифата и подтверждало тот факт, что не все искусство здесь было подчинено религиозным установкам.

В области архитектуры ислам также выработал систему эстетических категорий, призванных подчеркнуть величие этой религии. Это – понятия-символы: джамал – божественно совершенная красота, которую олицетворяет купол мечети; джалал – божественное величие, которое подчеркивается высотой минарета; сифат – божественное имя, выраженное красотой арабской письменности, каллиграфии на внешних стенах мечети.

(презентация, слайд 35) Мечеть (от араб. «мастжид» – место поклонения) как основное культовое сооружение возводится с VII–VIII вв. в подражание христианским храмам. Она имеет прямоугольный двор, окруженный галереями, прямоугольное основное здание со сферическим куполом и многоколонным молитвенным залом. Мечети не отличаются богатым лепным декором, их украшения имеют плоскостной характер. Но в оформлении глади стен арабские мастера достигли большого совершенства. Они использовали резные многоцветные кирпичи, терракотовые облицовочные плиты с глазурью. Рядом с мечетью возводится величественный и также богато украшенный минарет (от араб. «манара» – маяк), который имеет форму круглой, квадратной или многоугольной в сечении башни.

Строительство мечети с куполом диаметром в десятки метров и минарета высотой с современное высотное здание требовало очень сложных математических расчетов, связанных с учетом сейсмичности региона, силы ветра, плотности почв, высокого мастерства строителей. И арабы достигли в этом большого совершенства. Если в VII–VIII вв. мечети строили преимущественно византийские мастера, то в дальнейшем уже нередко арабов приглашали строить христианские храмы Византии.

(презентация, слайд 35) Одна из главных святынь мусульман – соборная мечеть Куббат ас-Сахра (Купол скалы) в Иерусалиме.

Наряду с культовыми сооружениями арабы строили многочисленные здания светского назначения.

Многочисленные города, основанные арабами (Каир, Багдад и др.), строились по заранее разработанным планам, в которых предусматривалась ширина улиц, расположение дворцовых комплексов, жилых кварталов, базаров и т.п.
Арабский халифат послужил колыбелью для формирования мусуль­манской цивилизации. Ее влияние распространилось далеко за преде­лы Аравийского государства, вовлекая в свой круг многие народы. Арабы создали особый мир исламской культуры, которая оказалась жизнеспособной и стойкой.