Главная страница

Борисова Татьяна Васильевна учитель-логопед гбоу школы №163



Скачать 116.25 Kb.
Название Борисова Татьяна Васильевна учитель-логопед гбоу школы №163
Дата 17.02.2016
Размер 116.25 Kb.
Тип Документы

Борисова Татьяна Васильевна
учитель-логопед ГБОУ школы №163

Центрального района Санкт-Петербурга
Россия, г. Санкт-Петербург

E-mail: [email protected]


Раковская Наталья Ириковна
учитель музыки ГБОУ школы №163

Центрального района Санкт-Петербурга,

Россия, г. Санкт-Петербург
E-mail: [email protected]


Активизация мотивации к обучению через логоритмические упражнения на уроках и во внеурочной деятельности
Аннотация: в статье автор рассказывает о коррекции эмоционально-волевых проблем у учащихся в общеобразовательных школах.
Ключевые слова: логопедическая ритмика, музыка, театрализация с немотивированными учащимися.


Государственная общеобразовательная школа сегодня – единое образовательно-воспитательное пространство. Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей.

Учащихся с первых минут в школе охватывают разнообразными развивающими программами. Учитываются любые желания, круг интересов. Забываем мы о том, что ребёнок устаёт от потока информации, от сложных задач, от серьёзных требований по новым ФГОСам.

В нашу школу 70% ребятишек в первый класс поступает из речевых детских садов. Родители и дети вправе рассчитывать на щадящий режим. Приходит в школу маленький человек, который нуждается в коррекции и помощи в адаптации к школьному ритму жизни. Подавляющее большинство учащихся первого и следующих начальных классов не в состоянии лично поддерживать интерес к учёбе. Ребёнок «отсиживает» положенные уроки и остаётся безынициативным. Встречаются дети моторно возбуждённые или моторно напряжённые с замедленным темпом мышления, для многих из них характерна замедленность и непрочность процесса запоминания, неточность воспроизведения материала, быстрота забывания, малая устойчивость и трудности распределения внимания, замедленная его переключаемость, слабость собственных побуждений, часты реакции негативизма, безразличия, нежелания активно работать на уроках. Все задания, все обучающие и воспитывающие действия учителя абсолютно бесполезны, если ребёнок не заинтересован обучаться.

Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, другими словами как активизировать познавательную деятельность в процессе обучения.

Одним из критериев обеспечивающим качество обучения является учебная мотивация учащихся.

Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Роль мотивации в успешном обучении трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации детей выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.

Чтобы развить у ребенка интерес к обучению, нужен интересный урок, интересное занятие. Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учебы – Щукина Г.И. считает, что интересный урок можно создать за счет следующих условий:

  • личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);

  • содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета);

  • методов и приемов обучения.

Следовательно, у взрослого – один путь: пробудить интерес, мотив.

Для активизации мотивации нужно использовать на уроке и во внеурочной деятельности активные методы обучения.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения.

Одной из форм активной работы с детьми может быть логопедическая ритмика.

Логоритмика – это упражнения на координацию слова с движением. Цель логоритмических занятий - преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Занятия логопедической ритмикой укрепляют моторику, развивают дыхание, пространственные навыки. Для логопедической ритмики важны исследования о связи общей и речевой моторики. И.П.Павлов рассматривал речь как «прежде всего кинестезические раздражения, идущие в кору от речевых органов». Психологи М.О.Гуревич, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия указывали на связь речи и выразительных движений, двигательных и речевых анализаторов. Логопедическая ритмика – фрагмент в целой системе обучения, но этот фрагмент позволяет успешно справляться с выработкой фоновых автоматизмов, осуществляет посредничество для побуждения к действию при каждом выполнении уже изученного действия. При использовании приёмов логопедической ритмики на уроках музыки необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребёнка, чтобы правильно подбирать приёмы обучения. Достичь эффективных результатов помогает работа в логопедических группах. В процессе коррекционной логопедической работы остро возникает необходимость замотивировать ребёнка. Занятия с логопедом проходят во внеурочное время и ребятишки «устают» получать знания. Спасение приходит с неожиданной стороны – музыка оказывает положительное релаксирующее влияние. Движения с музыкальным сопровождением снимают усталость, бодрят, мобилизуют эмоциональные возможности ребёнка, развивают коммуникативные качества и, наконец, помогают подружиться ученику и учителю.

Используя приёмы музыкальной и логопедической ритмики, мы решаем не только вопрос о мотивации ребёнка, но помогаем ему раскрепоститься, развиваем чувство ритма, умение слушать (внимать) и слышать (делать выводы), ставим правильное дыхание, стимулируем активное речевое общение. Общение с взрослыми и развитие предметной деятельности формируют предпосылки общения между детьми. Этим процессом можно успешно руководить на уроках музыки, а также во время работы над совместными спектаклями, представлениями. Создаются ситуации, требующие общения, организовывается совместная деятельность детей, не нарушающая эмоциональную сторону. У ребёнка пробуждается интерес к детскому коллективу, желание и возможность найти своё место в школьной жизни, появляется сознание своей нужности и, как следствие, интерес к учёбе, образованию, стремление быть лучше, учиться, добиваться положительных результатов.

При работе с учащимися с фонетико-фонематическими нарушениями необходимо учитывать, что неправильное произнесение ими звуков затрудняет различение этих звуков на слух. У таких ребятишек выявляется недостаточность слухоречевого ритма, затруднение в усвоении словесных, фразовых ударений, интонаций и модуляций. При этом со стороны общей моторики нарушения незначительные. Коррекционные логоритмические занятия с детьми, страдающими фонетико-фонематическими нарушениями, направлены на развитие:

  1. диафрагмального дыхания,

  2. фонематического восприятия (учимся различать оппозиционные звуки),

  3. речевого слуха (умение услышать, понять и выполнить инструкции под музыку),

  4. артикуляционной моторики – это на начальных этапах обучения в первом классе активно используется во время логопедических занятий,

  5. чёткого и интонированного проговаривания звуков речи, отдельных слов, коротких фраз.

Коррекционные логоритмические занятия с детьми, страдающими дислексией на почве нарушения фонемного распознавания, направлены на развитие:

  1. артикуляционной моторики (чёткое проговаривание согласных, умение различать артикуляцию гласных),

  2. фонематического анализа (используем музыкально-дидактические игры в диалоге, совершенствуем звуковую сторону речи в монологе),

  3. умения правильно строить грамматические конструкции (согласовывать прилагательные с существительным, использовать предложно-падежные конструкции, сложные предлоги, безударные окончания),

  4. умения исполнять по ролям сценки, пьесы, использовать интонационную выразительность.

Всё вышеперечисленное поможет детям с дислексией понимать и выразительно прочитывать сказки, рассказы, повести и басни. Ведь учитель с удовольствием эти произведения поможет инсценировать и подобрать музыкальный фон.

Учащиеся с проблемами недоразвития языкового анализа и синтеза нуждаются в комплексном подходе. Прежде всего, речь взрослого должна быть опорой, образцом для ребёнка. Огромное значение имеет правильно поставленная задача, грамотно и доступно сформулированная учебная проблема. Решать проблему ребёнок должен используя опоры (наглядность, технические средства, деятельность других детей). В логоритмических заданиях полезно обратить внимание на развитие:

  1. психических процессов (мышления, памяти – слуховой и зрительной, восприятия, внимания – слухового и зрительного, способности саморегуляции психической деятельности);

  2. умения запоминать и воспроизводить материал с наименьшим количеством дублей;

  3. эстетического вкуса и эрудиции (пробуем развить экспрессивную речь ребёнка).

На уроках музыки и на занятиях внеурочной деятельности, при постановке спектакля можно применять следующие виды деятельности, используя логоритмические упражнения:

Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Эти упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Работа над голосом позволяет его более выразительным, воспитывать основные качества голоса - силу и высоту, а так же оказывает профилактическое действие. Музыкальным материалом для данного вида деятельности служат дразнилки, стихи, простые рифмы, заклички, прибаутки. С удовольствием дети участвуют в конкурсе «мыльных пузырей».

Упражнения на развитие речевого дыхания, голоса и артикуляции

«Подсолнух»

«Воздушный шарик»

«Сапожник»

«Кошкин бал»

«Муха»

Пение и движение под музыку так же улучшает дикцию и координирует слух и голос. Игры с вокальным исполнением способствуют развитию фонетико-фонематического слуха. На данном этапе уделяется внимание формированию певческих навыков: чистоте интонирования, дыханию, дикции, правильному звукопроизношению.

Вокальное музицирование

«Волшебный клубок»

«Мыльные пузыри»

«Приветствие»

«Птичка» 

«Милая кукла»

«Прогноз погоды»

«Млечный путь»

Речедвигательные упражнения

«Говорливый ручеёк»

«Звездопад»

«Паровоз»

«Загадки»

Следующие очень любимы детьми - это ритмические упражнения.

У детей, имеющих речевую патологию, часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма, проявляющиеся в затруднениях воспроизведения слов. Ритм имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Ритмические упражнения, различные типы движения развивают, таким образом, и эмоциональную сферу. Очень важным элементом являются именно игровые методы работы с детьми. В процессе игры легко естественно вырабатываются навыки согласованных действий, концентрируется внимание, дети легко ориентируются в пространстве и происходит все это очень естественно, без всякого давления на ребенка, который не испытывает при этом никаких психологических затруднений.

Речевая декламация. Работа со словом, ритмизация текстов, речевая основа которых - простые рифмы, имена, считалки, дразнилки, поговорки и т. д.. С помощью данных приемов данной системы, воспитывается чувство ритма и тембрового слуха, развитие координации, реакции.

Ритмитизированная форма речи привлекает детей своей живностью, эмоциональность настраивает детей на игру. Именно способность захватывать своим ритмическим строем, активно стимулировать и регулировать движения человеческого тела делает её незаменимым компонентом логоритмики.

Пластические импровизации продолжают линию развития эмоционального отклика детей на музыку. Чаще всего для пластических импровизаций подбираются музыкальные произведения, в которых ярко и наглядно раскрывается либо музыкальный образ, либо выделяется солирующий инструмент.

Игра на элементарных музыкальных детских инструментах – любимый детьми вид деятельности. Интерес детей к инструментам неиссякаем. Детей очень радует, что они могут сами извлекать красивые звуки. Игра на музыкальных инструментах, это отличное средство для решения таких коррекционных задач

  • развитие внимания и памяти, так как каждому ребенку, играющему в ансамбле они необходимы, чтобы вовремя вступить и правильно сыграть свою партию;

  • развитие координации движений при игре на таких инструментах, как бубен, барабан, металлофон, маракасы;

  • развитие мелкой моторики пальцев рук при игре на пианино, металлофонах, бубенцах, колокольчиках, треугольниках и т.д.;

  • развитие фонематического слуха в музыкально – дидактических играх («Отгадай инструмент, сыграй как я!»);

  • формирование чувства музыкального ритма, метра и темпа.

Инструментальное музицирование

«Музыка на кубиках»

«Камешек, орешек, жёлудь, шишка»

«Телеграф»

«Маленькие и большие ножки»

Слушание музыки. Задачи на данном этапе таковы: развитие музыкального восприятия, умение грамотно высказывать свое мнение о прослушанном произведении. Во время прослушивания, при необходимости, ставятся задачи перед детьми: подобрать необходимый музыкальный инструмент, передавать ритм произведения игрой на них, уметь найти заданную учителем тему в прослушиваемом произведении.

Также дети с удовольствием принимают участие в театрализации песен, сказок, украшенных выразительной мимикой, жестами, актерским исполнением. Данный прием развивает творческое воображение, фантазию и доставляет огромное удовольствие. Это опять-таки материал из русского фольклора, песни с ярко выраженным игровым началом, разыгрыванием сюжета, танцем, пляской, шуткой.

Применение приемов логоритмики на уроках музыки и на логопедических занятиях способствуют улучшению общего эмоционального состояния детей, улучшению исполнения качества движений: выразительности, координации, ритмичности, плавности, координации и развитию ощущений, восприятий, представлений. Стимуляции речевой функции, нормализации просодической стороны речи, (темп, тембр, ритм, выразительность интонации). Речь детей становится более выразительной и эмоциональной, словарный запас увеличивается, а главное дети не чувствуют внутреннего, психологического дискомфорта по причине какого- либо речевого недостатка. Дети принимают активное участие в общешкольных мероприятиях и с большим удовольствием демонстрируют свои достижения выступлениями на школьных праздниках.

Список литературы

  1. Агапова. И.А.Давыдова. М.А. «30 музыкальных занятий» (для начальной школы) г. Москва, 2002.

  2. Бабушкина. Р.Л., Кислякова. О.М. Логопедическая ритмика. Методика работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи. С.-Петербург, 2005.

  3. Блинова. М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности М. 1974г.

  4. Бондаренко. А.А. Работа над дикцией. // Начальная школа. – 1987. №1.

  5. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., Просвещение, 1985

  6. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. Москва. 2002г.

  7. Ефименкова. Л.М. Коррекция звуков речи у детей. Москва. Просвещение. 1987г.

  8. Лизунова. С.В. Веселая логоритмика. // Музыкальная палитра. 2005г. №2.

  9. Правдина О.В. Логопедия. – М., 1973

  10. Селивестров. В.И. Игры в логопедической работе. Москва. 1987г.

  11. Тютюнникова.Т.Э. Речевые игры. // Музыкальная палитра. 2004г. №2.

  12. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1959

  13. Щербакова. Н.В. Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи. // Музыкальный руководитель. 2005г. №2.

  14. Щербакова. Н.В. Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи. // Музыкальный руководитель. 2005г. №3.

  15. Щербакова. Н.В. Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи. // Музыкальный руководитель. 2005г. №4.