Главная страница

Борис Шергин «Слово о Ломоносове»


Скачать 238.4 Kb.
Название Борис Шергин «Слово о Ломоносове»
Дата 09.02.2016
Размер 238.4 Kb.
Тип Документы

История _ – 12


1)Радуется мысль, соглядая

его жизнь и дела.

Борис Шергин

«Слово о Ломоносове»

2) Ты тайны природы

Постигнешь, тая

Мечту, что продолжат

Искания внуки,

И веря, что станет Россия

Твоя –

Пусть через столетия!

Храмом науки.

Айтиф Зейнылы

«Сын рыбака»

Задание 1

Это Михаил Васильевич Ломоносов; цитата – слова А.С. Пушкина.

Год рождения – 1711. Деревня Мишанинская Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии; ещё при жизни Ломоносова деревня Мишанинская слилась с соседней деревней Денисовкой, что дало основания называть родиной великого учёного именно Денисовку.

Год смерти – 1765. Санкт-Петербург, собственный дом на Мойке. Похоронен Ломоносов в Санкт-Петербурге на Лазаревском кладбище Александро-Невской Лавры (Некрополь XVIII века).

Михаил Васильевич Ломоносов – русский Просветитель, энциклопедист, химик, физик, механик, географ, геолог, поэт, реформатор русского языка, художник, историк, приборостроитель, астроном, геодезист …
Задание 2

Ломоносов происходил а) из черносошных (государственных) крестьян-поморов, не знавших гнёта крепостного права и отдававших государству барщину деньгами; отец, Василий Дорофеевич, владел достаточно большим земельным участком, но основной статьёй дохода был рыбный промысел.

В 1751 году императрица Елизавета Петровна пожаловала Ломоносову чин коллежского советника, который автоматически причислял обладателя к дворянскому сословию, и жалованьем 1200 рублей в год. В марте 1753 года учёный получил во владение поместье в 9 000 десятин земли с 5-ю деревнями и 211 душ крепостных крестьян (мужского пола) для создания мозаичной фабрики. Так сын рыбака стал поместным дворянином.

В конце жизни Ломоносов имел свой собственный дом в Санкт-Петербурге, а в 1763 году был произведён Екатериной II в чин статского советника с жалованьем 1875 рублей в год.

Кроме того, Ломоносов – профессор химии, Советник Академической канцелярии, руководитель Исторического собрания, Географического департамента, Академических университета и гимназии, почётный член Шведской королевской Академии наук, почётный член Академии наук Болонского университета, член Академии трёх знатнейших художеств.

Итак, в конце жизни М.В. Ломоносов принадлежал к дворянскому сословию.
Задание 3

Это Заиконоспасская Московская Славяно-греко-латинская академия (по-другому – Московские Спасские школы). Не показывая паспорт, назвавшись сыном холмогорского дворянина, Ломоносов подал прошение о зачислении в Академию. Попал туда в возрасте почти 20 лет, а все остальные ученики были детьми. Терпел отчаянную материальную нужду. За первый год обучения освоил программы 3-ёх курсов, за 3 года окончил 6 курсов. Много корпел над книгами в Заиконоспасской библиотеке. Проучился в академии 5 лет (до 1735 года; причём в 1734 году выезжал на обучение в Киево-Могилянскую академию), после чего был в числе лучших учеников отправлен на учёбу в Императорскую Петербургскую Академию наук и художеств.
Задание 4

М.В. Ломоносов обучался за границей в Германии в

а) Марбургском университете (1736 – 1739 годы);

д) Фрейбургском университете (1739 – 1740 годы).

За границей Ломоносов пробыл 5 лет: около 3 лет в Марбургском университете под руководством знаменитого Христиана Вольфа и около 1 года во Фрейбурге под руководством Генкеля. Ещё 1 год Ломоносов провёл в переездах, посетил Голландию. Ломоносов получил обширные познания в области математики, физики, химии, горного дела. На лекциях Вольфа Ломоносов мог выработать свои взгляды в области естественного права и государственности.
Задание 5

Учителями Ломоносова за границей были Христиан Вольф в Марбурге и Иоанн Генкель во Фрейбурге.

Но влияние на формирование научных взглядов М.В.Ломоносова оказал, пожалуй, только а) Х.Вольф.

а) Христиан Вольф – знаменитый математик и прекрасный педагог, преподаватель Марбургского университета, от которого Ломоносов взял не только знания по предметам, но также основы своего мировоззрения: демократизм, свободолюбие, любовь к наукам, стремление к энциклопедическим знаниям.

Впоследствии при преподавании Ломоносов руководствовался сочинениями Вольфа, перевёл на русский язык его учебник физики. Также Ломоносов учился у Вольфа риторике (что специализацией Вольфа, к стати сказать, не являлось) и позаимствовал у него параграфы «о сопряжении простых идей» и об «изобретении доводов». У Вольфа Ломоносов также почерпнул идею о возможности преподавания наук не на латыни, а на родном русском языке (Вольф читал лекции студентам на немецком).

Христиан Вольф – такая же значительная фигура в Германии, как Ломоносов в России. Он стоял у истоков Санкт-Петербургского университета (с ним советовался Пётр I, учреждая Университет). В Марбурге Вольф читал лекции сразу по 16 предметам, применяя почти повсеместно математический метод. По своей высокой нравственности, свободолюбивым взглядам и эрудиции Вольф далеко обогнал современную ему Германию.

Задание 6

Выдающиеся российские учёные – современники М.В. Ломоносова:

  1. Тредиаковский Василий Кириллович (1703 – 1769) – известный русский учёный и поэт, один из основателей (наряду с Ломоносовым и Сумароковым) силлабо-тонической системы стихосложения в России; первый обративший внимание на оды Ломоносова; незаслуженно забытый.

  2. Татищев Василий Никитич (1686 – 1750) – историк, географ, экономист и государственный деятель; автор «Истории Российской», основатель Ставрополя-на-Волге (г.Тольятти), Перми и Екатеринбурга.

  3. Щербатов Михаил Михайлович (1733 – 1790) – историк, публицист, член Российской академии, почётный член Санкт-Петербургской Академии Наук.

  4. Болтин Иван Никитич (1735 – 1792) – историк, государственный деятель. Русскую историю начинает с пришествия Рюрика.

  5. Нартов Андрей Константинович (1693 – 1756) – механик и скульптор, статский советник, член Академии Наук; изобретатель первого в мире токарно-винторезного станка с механизированным суппортом и набором сменных зубчатых колёс.

  6. Попов Никита Иванович (1720 – 1782) – сын дьякона; учитель Академической гимназии в Санкт-Петербурге, затем адъюнкт, позже – профессор; первый русский астроном; автор научных трудов по астрономии.

  7. Виноградов Дмитрий Иванович (1720 – 1758) – основоположник производства фарфора в России; соученик и друг Ломоносова; талантливый мастер, не признанный Российскими властями.

  8. Ползунов Иван Иванович (1728 – 1766) – изобретатель, создатель первой в России паровой машины и первого в мире двухцилиндрового парового двигателя.

  9. Кулибин Иван Петрович (1735 – 1818) – механик-изобретатель, самоучка; конструктор уникальных часов с боем, одноарочного моста через Неву, фонаря-прожектора с параболическим отражателем из мельчайших зеркал, речного судна с вододействующим двигателем, механического экипажа с педальным приводом и других диковинных машин и аппаратов; более 30 лет – заведующий механической мастерской Петербургской Академии наук.

  10. Румовский Степан Яковлевич (1734 – 1812) – астроном и математик, ученик Ломоносова, один из первых русских академиков, отобран Ломоносовым в числе лучших для поступления в Петербургскую Академию наук, вместе с Ломоносовым наблюдал прохождение Венеры через Солнце.

  11. Головин Михаил Евсеевич (1756 – 1790) – племянник Ломоносова, первый крепостной, обучавшийся в Академической гимназии, ученик В. Л. Крафта и Л. Эйлера, физик, переводчик, математик, педагог; написал 7 учебных руководств по арифметике, геометрии, физике, математической географии и архитектуре, которые выдержали несколько изданий.

  12. Крашенинников Степан Петрович (1711 – 1755) – географ, геолог, сейсмолог, вулканолог, метеоролог, ботаник, этнограф, путешественник, исследователь Сибири и Камчатки, первый в России исследователь цунами; адъюнкт натуральной истории и ботаники Академии Наук, ректор Университета Академии наук и инспектор Академической гимназии. Его именем названы остров и бухта у юго-восточной оконечности Камчатки, мыс на острове Карагинском и гора на восточном побережье Камчатки; также в его честь названо множество растений, преимущественно камчатских.

  13. Лепёхин Иван Иванович (1740 – 1802) – сын солдата Семёновского полка; биолог, зоолог, этнограф, исследователь Урала, путешественник; студент университета при Академии Наук, студент Страсбургского университета, доктор медицины, адъюнкт Академии Наук, позже академик, секретарь Академии Наук. Автор труда «Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепёхина по разным провинциям Российского государства в 1768 и 1769 годах», в котором подробно описал природу, экономику, историю, этнос, фольклор Поволжья, Урала и Сибири. Обнаружил в Поволжье и на Урале ряд новых месторождений полезных ископаемых; высказал прогрессивные научные идеи о постоянных изменениях земной поверхности, об изменении свойств животных и растений под воздействием внешней среды, о причинах образования карстовых пещер и др.

  14. Рихман-Георг Вильгельм (1711 – 1753) – физик, действительный член Академии Наук и Художеств; адъюнкт, потом профессор физики; автор работ по калориметрии и электричеству; автор носящей его имя формулы для определения температуры смеси однородных жидкостей, имеющих разные температуры; автор первой работающей модели электроскопа со шкалой; соратник М.В. Ломоносова; был убит молнией во время опыта с атмосферным электричеством.

  15. Беринг Витус Ионассен (1681 – 1741) – обрусевший датчанин, мореплаватель, капитан-командор русского флота, участник морских сражений с турками и шведами; исследователь Русского Севера. Первая Камчатская экспедиция (1725 – 1728) подтвердила наличие морского северного пути, провела обширные географические наблюдения и чрезвычайно точные картографические работы. Вторая Камчатская экспедиция (1733 – 1743, так называемая Великая Северная экспедиция) была исключительно военной и очень секретной. На карте остались имена некоторых участников этого предприятия: братья Лаптевы, Семён Челюскин, Дмитрий Стерлагов, Степан Малыгин, Алексей Скуратов, Дмитрий Овцын, Василий Прончищев. Сам Беринг не дожил до завершения работы экспедиции: умер «от голода, жажды, неудобств, печали и скорби» на необитаемой земле, названной впоследствии островом Беринга; а весь архипелаг тоже в его честь получил название Командорские острова.

  16. Иноходцев Пётр Борисович (1742 – 1806), сын солдата Преображенского полка, замеченный Ломоносовым, астроном; географ, путешественник; разрабатывал проект соединения каналом Волги и Дона.


Задание 7

Санкт-Петербургская Академия наук и художеств была основана Петром I в 1724 году и соединила в себе функции научного исследования и обучения, имея в своём составе университет и гимназию. Это было, в отличие от европейских академий, государственное учреждение. Делилась академия на три класса: 1) математика, астрономия с географией и навигацией, механика; 2) физика, анатомия, химия, ботаника; 3) древности, история, право, красноречие. По сути, Санкт-Петербургская Академия наук и художеств стала прообразом Московского университета.

8 января 1742 года, после возвращения из-за границы, М.В. Ломоносов был назначен адъюнктом физического класса Санкт-Петербургской Академии наук и художеств. В 1745 году получил должность профессора химии в той же академии (то есть стал первым русским академиком Петербургской Академии наук). В 1748 году там же создал первую в России научно-исследовательскую и учебную химическую лабораторию. Оттуда в 1753 году представил проект создания Московского университета. Работал в академии почти до последних дней своей жизни.
Задание 8

Список 9-ти научных достижений Ломоносова словами самого Ломоносова:

«1. Научный труд «Размышления о причине теплоты и холода», где доказывается, что сила теплоты и разное напряжение её происходит от внутреннего вращательного движения собственной материи тел, различно ускоряемого, а холод объясняется замедленным вращением частичек.

2.Диссертация о причине упругости воздуха приводит жаждущего более обоснованной естественной науки к механическому объяснению причины упругости, исключающему предположение о том, что причина кроется в упругих частичках, но согласованному во всех своих выводах с нашей теорией теплоты.

3.Основанная на химических опытах и физических началах теория растворов – первый пример и образец для основания истинной физической химии, особенно потому, что явления объясняются по твёрдым законам механики, а не на жидком основании притяжения.

4.Диссертация «О светлости металлов» (Новые комментарии, т. I) и «Слово о рождении металлов от трясения земли» показали, как далеко можно двинуться в раскрытии и основательном объяснении подземных тайн, не ограничиваясь только практической химией

5.«Слово об электрических явлениях, происходящих в воздухе» на основании открытого, объяснённого и доказанного им опускания верхней атмосферы в нижнюю

даются вполне приемлемые (если не угодно назвать их несомненными) объяснения внезапных холодов, сил молний, северных сияний, хвостов великолепных комет и т. д.

6.«Слово о происхождении света и цветов» показывает, сколь прочно и правильно несравненными мужами Картезием и Мариоттом установлена теория света и числа цветов. Также предлагается новая элементарная система и вводится новое, доселе неизвестное свойство первичных элементов, обозначенное названием «освещение»; утверждается, что оно — причина весьма многих явлений природы, обусловленных мельчайшими корпускулами.

7.«Рассуждение о большей точности морского пути» описывает центроскопический маятник и в конце добавлен образчик записей, показывающих его колебания. Производимые до сего дня в течение более пяти лет наблюдения доказали с несомненностью изменения центра тяжести, так как последние 1) периодичны, 2)

приблизительно соответствуют лунным движениям, 3) во всякое время года, при любом состоянии атмосферы, при натопленной и нетопленной печке, до и после полудня всегда дают при наблюдениях одинаковые периоды.

8.Описание в работе «Рассуждение о большей точности морского пути» запаянного барометра. В этом инструменте подмечено нечто любопытное, а именно, что изменения высоты ртути (хотя обычное отверстие сосуда запаяно наглухо и действие изменчивой тяжести атмосферы вполне исключено) по большей части согласуются с изменением обыкновенного барометра, что весьма наглядно доказывает изменение высоты обыкновенного барометра не только от различного давления атмосферы. Не зависит это и от различной температуры и изменившейся благодаря этому упругости заключённого в сосуде воздуха, так как термометр, находящийся возле или даже внутри сосуда, показывает другое. Причина этого явления имеет громадное значение в метеорологических вопросах.

9. Из того что установлены бесспорным образом изменения показаний центроскопического маятника и центра, к которому стремятся весомые тела, необходимо следует, что и тяжесть тел непостоянна. Чтобы исследовать это, автор озаботился устройством машины, содержащей упругую стальную спиральную пружину, применяемую в больших часах; по устранении всякого трения она при нагрузке в 26 унций чувствует и отчётливо показывает на шкале увеличение веса на 1/10 грана».

Итог: говоря своими словами, вот эти достижения М.В. Ломоносова в области естественных наук:

1 – молекулярно-кинетическая теория тепла;

2 – разграничение понятий атома («элемента») и молекулы («корпускулы»);

3 – закон диффузии;

4 – исследования в области геологии (история происхождения минералов);

5 – исследование природы атмосферного электричества;

6 – исследования в области оптики (спектральный анализ света);

7, 8, 9 – исследования и изобретения в области механики (исследование свойств маятника, исследование свойств барометра, изобретение точных весов).

В области гуманитарных и общественных наук достижения М.В. Ломоносова следующие:

– научный труд «Предисловие о пользе книг церковных» – программное исследование о характере становления русского литературного языка;

– реформа русского стихосложения (начатая совместно с Василием Кирилловичем Тредиаковским и изложенная в его «Письме о правилах российского стихотворства»): создал по немецкому образцу классический русский четырёхстопный ямб, первоначально тяжёлый полноударный, затем облегчённый пиррихиями;

– разработка стилистической системы русского языка, изложенной в труде «Теория трёх штилей»;

– сближение разговорной и литературной речи, обеспечение целостности русского языка («Краткое руководство к риторике» на русском языке (1743); «Риторика» (1748) – первая в России хрестоматия мировой литературы, включавшая и лучшие произведения отечественной словесности; «Российская грамматика» (1755) – первый научный труд по грамматике русского языка);

– литературное и научное творчество Ломоносова, заложившее основы национального русского языка, поэзии, грамматики;

– основоположник русской торжественной (хвалебной) и философской оды;

– автор первого учебника истории России;

– педагог-просветитель, всю жизнь посвятивший популяризации научных знаний: создавал учебные пособия на русском языке; выступил как инициатор создания Московского университета и при нём – гимназии; разработал программы развития среднего и высшего образования в России на основе принципов гуманизма, демократизма и народности; преподавал в академии и университете;

– статьи и проекты по вопросам социального характера ( «О истреблении праздности», «О исправлении нравов и большем народа просвещении», «О исправлении земледелия», «О исправлении и размножении ремесленных дел и художеств», трактат «Рассуждение о размножении и сохранении российского народа» и т.д.).

Каждое из достижений Ломоносова в гуманитарной области БЕСЦЕННО, так как:

  • во-первых, талантливо и самобытно,

  • во-вторых, прокладывает путь последователям,

  • в-третьих, направлено на пользу русского народа.

На мой взгляд, одним из наиболее важных с точки зрения заботы и боли о русских людях является трактат «Рассуждение о размножении и сохранении российского народа», который Ломоносов, не зная, как осуществить свои замыслы об улучшении положения русского народа, послал Шувалову 1 ноября 1761 года в качестве подарка ко дню рождения (!), в надежде, что Шувалов предложит императрице осуществить хотя бы некоторые из его пунктов.

В этом трактате Ломоносов доказывает, что для повышения рождаемости и снижения детской смертности нужно улучшить и сделать более разумными условия жизни крестьян, бороться с болезнями, пожарами, инфекционными заболеваниями, невоздержанностью и дикостью русского народа. Ломоносов разрабатывает и предлагает к осуществлению целую программу мер по улучшению жизни народа. Это грандиозный проект, и если бы он начал осуществляться тогда, в эпоху Екатерины, были бы спасены многие тысячи жизней и начато продвижение по пути к цивилизованному обществу. Это, по существу, был ПЛАН СПАСЕНИЯ РУССКОГО НАРОДА, не принятый властями во внимание.

Послание производит впечатление истинно письма, а не политико-экономического трактата. Оно написано живым, метким народным языком, с большим чувством.

Научные и педагогические труды гениального помора направляли русские умы на служение Российскому государству и народу.



Задание 9

1. Основной труд Ломоносова по истории — «Древняя Российская история» (начата в 1751 году). Это фундаментальный труд, задуманный Ломоносовым, но осуществлённый лишь частично. После усердного и тщательного отбора материалов Ломоносов подготовил I том книги и потом несколько лет вносил в неё изменения. Книга вышла в свет через год после смерти М.В. Ломоносова под названием «Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года». М. В. Ломоносов сравнивает российскую историю с историей Римской Империи. Сравнительный анализ античных верований и верований восточных славян обнаруживает множество сходных элементов. По мнению Ломоносова, античные и русские корни формирования языческого пантеона одни и те же. Кроме того, Ломоносов опровергает утверждение своего современника историка Миллера о том, что русский народ своим происхождением обязан исключительно варягам, то есть выступает с критикой норманнской теории, утверждая самобытное происхождение русского народа. Ломоносов высказал новую тогда идею о славяно-чудской основе населения России.

2. «Описание стрелецких бунтов и правления царевны Софьи» (1757 год), которое было использовано французским просветителем Вольтером в его книге «История Российской империи при Петре Великом».

3. «Краткий Российский летописец с родословием» (1759 год). Эта работа содержит перечень важнейших деяний князей и царей, включая Петра I.

Думаю, отношение к истории имеют также:

4. Мозаичное панно «Полтавская баталия» (1761 – 1764 годы) – прославление победы Петра I над шведами.

5. «Ода на взятие Хотина» (1742 год) – опираясь на историческое событие, Ломоносов рассуждает о значении мира для народа.

6. Поэма «Пётр Великий», в которой Ломоносов не только прославляет Петра, но и размышляет о сущности истории.

Ломоносов считал, что история должна быть «справедливостью своей полезна!»
Задание 10

Императорский Московский университет был основан по проекту М.В. Ломоносова по рекомендации И.И. Шувалова, фаворита императрицы Елизаветы Петровны. Императрица подписала указ о создании в Москве университета и двух гимназий от 25 января 1755 года (день Святой мученицы Татианы Римской) – день студентов со второй половины XIX века. Открытие состоялось 26 апреля (7 мая) 1755 года. Занятия начались 1 июня того же года. Университет был размещён в казённом доме бывшей дворцовой аптеки у Воскресенских ворот. При нём были сразу открыты 2 гимназии: «благородная» для дворян и «разночинная».

В Императорском Московском университете сначала (в 1755 году) были открыты 3 факультета: философский, юридический и медицинский и 10 кафедр. Обучение любой студент начинал на факультете философском, где получал основательные знания естественных и гуманитарных дисциплин. Образование можно было продолжить, специализируясь на том же философском факультете, или на юридическом, или на медицинском факультете. Преподавание гуманитарных в современном понимании дисциплин было сосредоточено на философском и юридическом факультетах, а точных и естественных – на медицинском. В отличие от западноевропейских университетов, в Московском отсутствовал богословский факультет.

Разработанный Ломоносовым проект университета имел 2 основные цели: общеобразовательную («да процветут здесь мужи, закрытые натуры таинства открывающие») и практическую («доставлять государству людей, могущих отправлять служение»).

От западноевропейского образования Ломоносов взял полное отсутствие сословности: «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды». По мысли Ломоносова, университет был создан «для генерального обучения разночинцев». В университет могли поступать юноши любого сословия, даже вольноотпущенные крестьяне. Не допускались только крепостные. Хлопотами Ломоносова плата за обучение не взималась и была даже назначена стипендия для 30 студентов и 100 гимназистов.

Преподавание велось на латыни и (впервые!) на русском языке. И это в эпоху, когда языком европейской науки был латинский, а в Санкт-Петербургской Академии наук студенты лучше знали латынь, чем русский, и не могли с латыни на русский перевести сочинения античных авторов. В Университете на момент открытия было всего 2 русских профессора и 1 русский преподаватель. Официально языком науки и преподавания русский язык станет только в 1768 году по указу Екатерины II (через 3 года после смерти Ломоносова).
Задание 11

Свидетельств того, что при жизни Ломоносов когда-либо посещал Императорский Московский университет, НЕТ. К тому же звание Императорского он получил уже после смерти Ломоносова – в 1804 году, когда профессорский состав стал полностью зависеть лично от решения императора.

Вообще роль Ломоносова в учреждении Университета замалчивалась. На торжественном открытии в 1755 году прославляли Елизавету и Шувалова, но ни словом не упомянули о Ломоносове. На открытии Ломоносов не присутствовал. А ведь именно Ломоносов, а не Шувалов, придал Университету свой облик.

Когда Ломоносов посетил Императорский Московский университет? Речь, конечно, только о посещении в переносном смысле, заочно. Возможны варианты.

  • Сам Университет – детище Ломоносова, плод его мыслей и чувств. Можно считать, что Ломоносов (его душа, его проекты, его мировоззрение) изначально поселился в университетских стенах, с 1755 года.

  • В 1756 году при Университете открылась типография. Одной из самых первых книг, напечатанных в этой типографии (в 1757 году), было «Собрание сочинений» Ломоносова с портретом автора. Так Ломоносов (а точнее, его труд) попал в Университет.

  • В 1759 году директор Университета Н.И. Мелиссино вместе с лучшими учащимися университетской гимназии присутствовал на приёме у графа Шувалова в Санкт-Петербурге; там с ними беседовал Ломоносов. Так Университет хотя бы неполным составом сам прибыл к своему создателю.

  • Впервые о заслугах Ломоносова перед Московским университетом заговорили в 1855 году – в 100-летний юбилей Университета (через 90 лет после смерти Ломоносова!). Для торжественной церемонии юбилея профессор истории С.М. Соловьёв и академик М.П. Погодин подготовили речи о Шувалове и Ломоносове. Однако времени на их чтение и слушание не хватило, поэтому этот момент церемонии сократили, а речи напечатали на листовках и раздавали в фойе, а затем опубликовали в московских газетах и журналах и отдельными изданиями. Так Ломоносов вновь (и опять заочно!) посетил свой Университет.

  • А 7 мая 1940 года Университету было присвоено звание «имени М.В. Ломоносова», и Ломоносов навсегда (теперь уже официально и законно!) остался в Университете.


Задание 12

е) Афанасий Никитин совершил путешествие в Индию и в Аравию в 1466 – 1472 годах;

б) Василий Поярков достиг Амура и по нему вышел в Сахалинский залив в мае 1645 года.

а) Семён Дежнёв открыл пролив между Азией и Америкой в 1648 году (в 1728 году капитан Витус Беринг прошёл через этот пролив, ещё позже этот пролив назовут Беринговым проливом, а северную часть Тихого океана – Беринговым морем);

в) Ерофей Хабаров составил «чертёж реке Амуру» в походе 1649 – 1653 годов.

г) Н. Спафарий совершил путешествие в Китай в 1675 – 1678 годах.

д) И.К. Кириллов составил «Атлас Российской империи» – работа велась с 1726 по 1738 год.

Достижения М.В. Ломоносова в географии, геодезии, астрономии:

– руководил созданием Географического атласа;

– восстановил после пожара гигантский глобус (карта Земли снаружи, карта звёздного неба изнутри; 12 посадочных мест; механизм, вращающий глобус, создавая иллюзию движения планеты под звёздами; глобус был привезён Петром I из Готторпа; архитектор глобуса – немецкий учёный и путешественник Адам Олеарий, XVII век); созданный практически заново глобус стали называть Большим академическим, и сейчас он хранится в музее М.В. Ломоносова в Санкт-Петербурге;

– создал циркумполярную карту (карта полушарий с нанесёнными на неё климатическими показаниями);

– в 1671 г. обнаружил наличие у Венеры атмосферы (организовал в России наблюдение прохождения Венеры по солнечному диску, обнаружил световой ободок вокруг Венеры, объяснил его рефракцией солнечных лучей в атмосфере Венеры, назвал его «пупырь»; в науке этот феномен получил название «явление Ломоносова»);

– создал русскую школу научной и прикладной оптики;

– сконструировал и построил усовершенствованную модель телескопа;

– сконструировал и построил несколько оригинальных оптических приборов («ночезрительную трубу» для ночных наблюдений, оптическую систему для наблюдения рефракции света при его прохождении сквозь жидкость; разработал и построил оптический «батоскоп» для наблюдений под водой; сконструировал «горизонтоскоп» -- перископ для горизонтального обзора местности);

– написал труд «Размышление о большой точности морского пути» (изучаются явления земного магнетизма, уделяется внимание метеорологии и геодезии)

– написал исследование по навигации «О северном ходу в Ост-Индию Сибирским океаном» (высказана идея северного морского пути); под влиянием этого исследования в 1764 году была снаряжена экспедиция в Сибирь.
Задание 13

Спустя более чем год после похорон Ломоносова канцлер граф Михаил Илларионович Воронцов поставил на могиле великого русского учёного обелиск из каррарского мрамора с пышными восхвалениями на латинском и русском языках и торжественной пышной резьбой.

Но, по-видимому, настоящий первый памятник Ломоносову был воздвигнут в конце XVIII века. В 1791 году Пётр Иванович Челищев (писатель; прогрессивно настроенный; получил военное образование в пажеском корпусе; в 1790 году вышел в отставку в чине секунд-майора и отправился в путешествие по северу России) побывал на родине Ломоносова и на месте его дома обнаружил новый дом другого крестьянина и НИЧЕГО, что говорило бы о знаменитом учёном. Челищев решил воздвигнуть на берегу реки Курополки, напротив Холмогор, памятник Ломоносову.

Челищев соорудил из досок памятник в форме четырёхгранной пирамиды, на кубе тоже из досок, и установил его на сваях. Общая высота памятника составляла 2 метра 85 сантиметров. Памятник был выкрашен белой краской, поверх были нанесены чёрным рисунки и надписи. На памятнике были изображены символы наук и искусств, которыми занимался Ломоносов: кадуцей со змеями – атрибут Меркурия, символ красноречия и проникновения в тайны природы; лира, квадрант с телескопом, реторта, карта, книга и т. д. На деревянном кубе – пальмы, между пальмами два щита (один – с вензелем Ломоносова) с сидящей на них совой. В нижнем левом углу – заходящее солнце, а вверху справа – месяц в тучах. Острие пирамиды обвивала змея. На остальных трёх сторонах пирамиды – три надписи: со сведениями о годах жизни и достижениями Ломоносова, с почтением самого Челищева, и со стихами Н. Н. Поповского (ученика Ломоносова, магистра и конректора Московского университета, профессора кафедры красноречия), написанными для портрета великого Просветителя:

Московский здесь парнас изобразил Витию,

Что чистый слог стихов и прозы ввёл в Россию,

Что в Риме Цицерон и что Вергилий был,

То он один в своём понятии вместил;

Открыл натуры храм богатым словом Россов,

Пример их остроты в науках Ломоносов.

Деревянный памятник был поставлен на песчаном берегу, море быстро разрушило его и унесло остатки. Сохранились лишь записи и рисунки самого П.И. Челищева.
Задание 14

Это деревня Усть-Рудицы Копорского уезда – имение Ломоносова. Сначала фабрика выпускала стеклярус, бисер, мозаичные смальты. Уже через год на фабрике стали изготавливать галантерейные изделия: броши, запонки, огранённые камни. Позже на фабрике стали производить столовые сервизы, туалетные и письменные приборы из разноцветного стекла, обычно бирюзового. Ещё позже стали выпускать крупные вещи: скульптуры из дутого стекла (украшения для сада и дома), литые столешницы.

Ораниенбаум сейчас – город Ломоносов.
Задание 15

1) Что в Риме Цицерон и что Вергилий

был,

То он один в своём понятии вместил;

Открыл натуры храм богатым словом Россов,

Пример их остроты в науках Ломоносов.
(Н. Н. Поповский)




2)«Между Петром I и Екатериной II он (Ломоносов) один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый русский университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом»

(А.С. Пушкин)





Я сам и не совер-

шу, однако начну, то будет другим после меня легче сделать

(М.В. Ломоносов)

↙ ↘




3)«Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник»

(А.С. Пушкин)




4)«Нет, пожалуй, такой области знания – куда бы не проник светлый ум Ломоносова»

(С.И.Вавилов)


Трудно выбрать 1 высказывание о значении Ломоносова для России. Я выбрал 4, отражающие всеобъемлющий талант Ломоносова. А в центр поместил фразу самого Ломоносова, которая раскрывает причину такого широкого охвата наук и искусств.
Вот моё объяснение в 3-ёх предложениях:

По моему мнению, слова самого Ломоносова лучше всех других слов объясняют его научный и жизненный подвиг и выступают центром всех хвалебных высказываний о нём, ведь всё необыкновенно просто: Ломоносов просто РАБОТАЛ ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДРУГИХ, делал свою работу каждодневно, планомерно, и замыслов было очень много, и не все они, к сожалению, осуществились.

Но то, что было сделано, и то, что было задумано, действительно стало основой русской науки, русской литературы, русского искусства.

Жаль только, что верхи русского научного общества часто были настроены достаточно реакционно и не признавали достижений своего талантливого современника, считая его выскочкой; а вот многие зарубежные учёные позже Ломоносова совершали те же открытия или даже пользовались трудами Ломоносова.
И вот

пирамида

черт характера

автора высказывания –

Михаила Василевича Ломоносова:

ПРОСТОТА

СКРОМНОСТЬ

ПРАКТИЧНОСТЬ

НЕМНОГОСЛОВИЕ

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

ПРИЛЕЖАНИЕ К НАУКАМ

РАДЕНИЕ О ПОСЛЕДОВАТЕЛЯХ

РАДЕНИЕ О РАЗВИТИИ РУССКОЙ НАУКИ

ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЙ КОСМИЧЕСКИЙ УМ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК



  1. Морозов А.А. «Михаил Васильевич Ломоносов». М: Издательство «Молодая гвардия», 1955

  2. Мотольская Д.К. «Ломоносов//История русской литературы: в 10 тт. Т. 3. Литература XVIII века». М., Л.: Издательство АН СССР, 1941 – 1956.

  3. Дягилев Ф.М. «Из истории физики и жизни её творцов». М: Просвещение, 1996.

  4. Шергин Б. «Слово о Ломоносове». Электронный вариант.

  5. М.Л. Ремнёва, А.Г. Соколов. «Филологический факультет Московского университета. Краткий очерк истории». М.: Издание Московского университета «МАКС Пресс», 2006.

  6. Энциклопедия для детей. Литература. М: Аванта+, 2002.

  7. Энциклопедия для детей. География. М: «Мир энциклопедий Аванта+. Астрель», 2006.

  8. Энциклопедия для детей. Химия. М: Аванта+, 2000.

  9. Кто есть кто в мире. М: Олма-Пресс Образование, 2004.

  10. Я познаю мир. История России. М: АСТ «Астрель», 1999.

  11. В.Д. Сиповский. «Родная старина» в 2-ух тт. М: Современник, 1992.

  12. Википедия.