Главная страница

Болдинская осень Литературно-музыкальная композиция


Скачать 123.91 Kb.
Название Болдинская осень Литературно-музыкальная композиция
Дата 22.04.2016
Размер 123.91 Kb.
Тип Документы

Болдинская осень

Литературно-музыкальная композиция

ЧТЕЦ:

Сухая, звенящая осень

Касается щек, точно жесть

Листами, которые сносит

На травы, которым не цвесть.

Уже под ногой каменеет

Песок опустевших аллей .

Но зрелым спокойствием веет

От точно прямых тополей.

И в рыжей вот в этой метели

Я думаю только о том

Как в Болдино листья летели

В бессмертие-лист за листом

В. Соколов

ВЕДУЩИЕ: Есть в России места, примечательнее не только архитектурными памятниками или красотами природы. Мы называем их - и перед глазами возникают картины. Мы говорим: набережная Мойки,12, - и представляем себе мрачноватый дом, вереницы скорбных людей, всеобщую печаль.

Мы говорим: Царское Село - и сразу вспоминаем: «Друзья мои, прекрасен наш союз» пушкинский лицей и группу мальчиков, таких талантливых, таких одаренных. Мы говорим: Болдино – и сразу возникает сочетание Болдинская осень, 1830 год, пора удивительного творческого взлета Александра Сергеевича Пушкина. Того, что было написано им за три месяца в Болдине, хватило бы на несколько жизней. Поэзия и проза, драматургия и критические статьи, сказки и письма – всего не вспомнить в один час, не рассказать подробно. Мы сегодня только перелистаем не которые страницы тех произведений, которые Пушкин создал осенью 1830 года, в его первую Болдинскую осень.

Уезжал Пушкин в настроении смутном и печальном, по делам, для него совершенно чуждым, - предстоял раздел имения, часть которого отец выделил ему накануне свадьбы с Натальей Николаевной Гончаровой. Вот строчки из писем последних дней августа

ЧТЕЦ: А. С. Пушкин – Н. Н. Гончаровой:

«Я уезжаю в Нижний, не знаю, что меня ждет в будущем. Если ваша матушка решила расторгнуть нашу помолвку, а вы решили повиноваться ей,- я подпишусь под всеми предлогами, какие ей угодно будет выставить…

Быть может, она права, а не прав был я, на мгновение, поверив, что счастье создано для меня. Во всяком случае, … что касается меня, то заверяю вас честным словом, что буду принадлежать только вам, или никогда инее женюсь »

ЧТЕЦ: А. С. Пушкин – П. А. Вяземскому:

«Милый мой, расскажу тебе все, что у меня на душе: грустно, тоска, тоска… Еду в деревню, бог весть буду ли там иметь время заниматься и душевное спокойствие, без которого ничего не произведешь, кроме эпиграммы…»

ЧТЕЦ:

БЕСЫ

Мчатся тучи, вьются тучи

Невидимкою луна

Освежает снег летучий:

Мутно небо, ночь мутна.

Еду, еду в чистом поле:

Колокольчик дин-дин-дин…

Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин!



Бесконечны, безобразны,

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны,

Будто бесы в ноябре…

Сколько их? Куда их гонят?

Что так жалобно поют?

Домового ли хоронят,

Ведьму ль замуж выдают?
ВЕДУЩИЙ: Откроем книгу Марины Ивановны Цветаевой «Мой Пушкин»: «… Самое любимое из страшных, самое страшное по-родному и по-странному родное были – «Бесы». Все страшно – с самого начала: луны не видно, а она есть, луна-невидимка, луна в шапке-невидимке, чтобы все видеть и чтобы ее не видели. Странное стихотворение (состояние), где сразу можно быть (нельзя быть) всем; луной, ездоком шарахающимся конем и – о, сладкое обмирание – ими! Ибо нет читателя, который бы не сидел в санях и не пролетал над санями, там в беспредельной вышине, на разные голоса не выл и там, в санях, от этого воя не обмирал. Два полета: саней и туч, и в каждом ты – летишь… » (Цветаева М. Автобиографическая проза. – М., 1991. С. 331)

номерами 65 и 67 пытались разработать и первый пушкинист Анненков, и академик Майков, но только в начале XX века академику Петру Осиповичу Морозову удалось восстановить некоторые строфы главы, которая начиналась словесным портретом царя:

Властитель слабый и лукавый,

Плешивый щеголь, враг труда,

Нечаянно пригретый славой,

Над нами царствовал тогда.

Роман «Евгений Онегин» можно назвать нашим национальным достоянием. Пушкин очень часто указывал не только даты, но и время суток написания своих произведений. В конце октября появляются «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», в которых поэт пишет о желании найти смысл жизни.

ЧТЕЦ:

Мне не спится, нет огня;

Всюду мрак и сон докучный.

Ход часов лишь однозвучный

Раздается близ меня.

Парки бабье лепетанье,

Спящей ночи трепетанье,

Жизни мышья беготня…

Что тревожишь ты меня?

Что ты значишь, скучный шепот?

Укоризна или ропот

Мной утраченного дня?

От меня чего ты хочешь?

Ты зовешь или пророчишь?

Я понять тебя хочу,

Смысла я в тебе ищу…

ВЕДУЩИЙ: В рукописи видно, как Пушкин очень долго ищет последние строчки, подбирает варианты, и вдруг все зачеркивает и говорит просто и ясно: «Я понять тебя хочу, смысла я в тебе ищу».

Казалось бы, прост и ясен язык Пушкина, но прошло уже почти 200 лет, и все новые поколения говорят, читая Пушкина: я понять тебя хочу. Некоторые целой жизни не хватает, чтобы понять эту ясность и простоту. Пусть наша встреча сегодня хотя бы приоткроет занавесу непостижимой тайны Пушкинского слова, и да будет счастлив тот, кому Пушкин станет другом.

(Рядом с ведущим оформлена книжная выставка; он пользуется имеющимися здесь книгами, когда цитирует Пушкина)

ЛИТЕРАТУРА: Болдино. Осень, 1830.: Фотолитературная композиция. – М.: Планета, 1989; Гессен А. Жизнь поэта. – М.: Книга, 1970; Московская изобретательная Пушкиниана. – М.: ИЗО, 1991; Пушкинские места России. – М.: Профиздат, 1984; Смольников И. Болдинская осень. – Л.: Дет. Лит, 1986.

ЧТЕЦ:

Мчатся тучи, вьются тучи;

Неведимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне…

ВЕДУЩИЙ: Но уже на следующее утро приходит некоторое успокоение , и в прекрасной жемчужине поэтического наследия Пушкина – «Элегии» (Безумных лет угасшее веселье)- мы читаем такие строчки:

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть – за мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

От Натальи Николаевны пришло, по словам Пушкина, «премиленькое» письмо, погода установилась, и в послании к Плетневу мы читаем:

ЧТЕЦ: А.С.Пушкин – П.А.Плетневу: «Ах, мой милый! что за прелесть здешняя деревня! вообрази: степь да степь; соседей ни души; езди верхом сколько душе угодно, пиши дома, сколько вздумается, никто не мешает. Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы и стихов…»

ВЕДУЩИЙ: Невозможно, даже бегло остановиться на всех написанных в этот период произведениях. Большое место в творчестве Пушкина занимают женские образы. Предлагаем вам вспомнить диалог между двумя девушками.

Идет сценка

НАСТЯ: Позвольте мне сегодня пойти в гости.

ЛИЗА: Изволь; а куда?

НАСТЯ: В Тугилово, к Берестовым. Повара жена у них именинница, и вчера приходили звать нас отобедать

ЛИЗА: Вот! господа в ссоре, а слуги друг друга угощают.

НАСТЯ: А нам, какое дело до господ! К тому же я ваша, а не папенькина. Вы ведь не бранились еще с молодым Берестовым; а старики пускай себе дерутся, коли им это весело.

ЛИЗА: Постарайся… увидеть Алексея Берестова, да расскажи мне хорошенько, каков он собою и что он за человек.

ВЕДУЩИЙ: Вечером того же дня.

НАСТЯ: …видела молодого Берестова; нагляделась довольно; целый день были вместе.
ЛИЗА: Как это? Расскажи, расскажи по порядку.

НАСТЯ: Извольте-с: пошли мы, я, Анисья Егоровна, Ненила, Дунька…

ЛИЗА: Хорошо, знаю. Ну потом?

НАСТЯ: Позвольте-с, расскажу все по порядку. Вот пришли мы к самому обеду. Комната полна была народу. Были колбинские, захарьевские, приказчица с дочерьми, хлупинские…

ЛИЗА: Ну! а Берестов?
НАСТЯ: Погодите-с. Вот мы сели на стол, приказчица на первом месте, я подле нее… а дочери и надулись, да мне наплевать на них…

ЛИЗА: Ах,… как ты скучна с вечными своими подробностями!

НАСТЯ: Да как же вы нетерпеливы! Ну вот вышли мы из-за стола… а сидели мы часа три, и обед был славный; пирожное бланманже синее, красное и полосатое… Вот вышли мы из-за стола и пошли в сад играть в горелки, а молодой барин тут и явился.

ЛИЗА: Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой?

НАСТЯ: Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку…

ЛИЗА: Право? А я так думала, что у него лицо бледное. Что же? Каков он тебе показался? Печален, задумчив.

НАСТЯ: Что вы? Да такого бешенного я и сроду не видывала. Вздумал он с вами в горелки бегать.

ЛИЗА: С вами в горелки бегать! Невозможно!

НАСТЯ: Очень невозможно! Да что еще выдумал! Поймет, и ну целовать!

ЛИЗА: Воля твоя… ты врешь.

НАСТЯ: Воля ваша, не вру. Я насилу от него отделалась. Целый день с нами так и провозился.

ЛИЗА: Да как же говорят, он влюблен и ни на кого не смотрит?

НАСТЯ: Не знаю-с, а на меня так уж слишком смотрел, да и на Таню, приказчиков дочь, тоже; да и на Пашу колбинскую, да грех сказать, никого не обидел, такой баловник!

ЛИЗА: Это удивительно! А что в доме про него слышно?

НАСТЯ: Барин, сказывают, прекрасный: такой добрый, такой веселый. Одно не хорошо: за девушками слишком любит гоняться. Да, по мне, это еще не беда: со временем остепенится.

ЛИЗА: Как бы мне хотелось его видеть!

НАСТЯ: Да что ж тут мудреного? Тугилово от нас недалеко, всего три версты: подите гулять в ту сторону или поезжайте верхом; вы, верно, встретите его. Он же всякий день, рано поутру, ходит с ружьем на охоту.
ЛИЗА: Да нет, нехорошо. Он может подумать, что я за ним гоняюсь. К тому же отцы наши в ссоре, так и мне все же нельзя будет с ним познакомиться.… Знаешь ли, что? Наряжусь я крестьянкою!

НАСТЯ: И в самом деле; наденьте толстую рубашку, сарафан, да и ступай смело в Тугилово; ручаюсь вам, что Берестов уж вас не прозевает.

ВЕДУЩИЙ: Мы специально опустили имена наших героинь. Как их зовут?(Елизавета Григорьевна Муромская, Настя. «Барышня-крестьянка»)

А как звучит общее название пяти повестей, куда вошла «Барышня-крестьянка»? («Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А.П.»)

Надо сказать, что Пушкин не сразу раскрыл свое авторство. Написаны все повести в Болдине и как бы от лица разных лиц. А в какой последовательности расположил их Пушкин при издании? («Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»)

Теперь предлагаем послушать диалог других героев Пушкина.

ДОН ГУАН:

Давно ли не давно, сам не знаю,

Но с той поры лишь только знаю цену

Мгновенной жизни, только с той поры

И понял я, что значит слово счастье.

ДОНА АННА: Подите прочь – вы человек опасный

ДОН ГУАН: Опасный! Чем?

ДОНА АННА: Я слушать вас боюсь.

ДОН ГУАН:

Я замолчу; лишь не гоните прочь

Того, кому ваш вид одна отрада.

Я не питаю дерзости надежд,

Я ничего не требую, но видеть

Вас должен я, когда уже на жизнь

Я осужден.

ДОНА АННА:

Подите - здесь не место

Таким речам, таким безумствам. Завтра

Ко мне придите. Если вы клянетесь

Хранит ко мне такое ж уваженье,

Я вас приму – но вечером – позднее –

Я никого не вижу с той поры,

Как овдовела…

ВЕДУЩИЙ: как зовут героиню? (Дона Анна «Каменный гость»)

«Каменный гость»- одна из блистательных

«Маленьких трагедий». Какие еще драматические произведения входят в число «Маленьких трагедий»? («Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы». )

ВЕДУЩИЙ: В Болдине вместе с романтической прозой создавались лирические стихи, наряду с трагическими сценами появились шутливые строчки.

ЧТЕЦ:

Параша (так звалась красотка наша)

Умела мыть и гладить, шить и плесть;

Всем домом правила одна Параша

Поручено ей было счеты весть,

При ней варилась гречневая каша

(Сей важный труд ей помогала несть

Стряпуха Фекла, добрая старуха,

Давно лишенная чутья и слуха ).
ВЕДУЩИЙ: Из какой поэмы эта героиня? («Домик в Коломне»)

В Болдине Пушкин подводит итог своей тридцатилетней жизни, прощается с некоторыми своими героями и друзьями, и возникают образы женщин, когда-то очень дорогих поэту. Кому посвящены эти строчки?

ЧТЕЦ:

В последний раз твой образ милый

Дерзаю мысленно ласкать

Будить мечту сердечной силой

И с негой робкой и унылой

Твою любовь воспоминать.



Прими же, дальняя подруга,

Прощанье сердца моего,

Как овдовевшая супруга,

Как друг, обнявший молча друга

Пред заточением его.

(Елизавете Ксаверьевне Воронцовой )

ВЕДУЩИЙ:

Глубокое чувство, которое связывало Пушкина с Воронцовой еще с давних, юных лет, прошло через долгие годы. Ей посвящено нескольких стихотворений, около 30 портретов Воронцовой нарисовал Пушкин на нолях своих рукописей. И в этом «Прощанье», верно, единственный раз у Пушкина воспоминания любви
сравнивают с воспоминанием о близком друге: Пушкин имеет в виду случайную встречу с Кюхельбекером, когда того везли в Сибирь.

Но продолжим наше путешествие по страницам болдинских произведений.

ЧТЕЦ: А.С.Пушкин – Н.Н.Гончаровой: «Милостивая государыня Наталья Николаевна, я по-французски браниться не умею, так позвольте мне говорить вам по-русски, а вы, мой ангел. Отвечайте мне хоть по-чухонски, да только отвечайте».

ВЕДУЩИЙ: Кому адресовано это послание? (Н.Н.Гончаровой.)

Среди писем, написанных в это время, больше всего, девять,- будущей жене.

Хотел Пушкин задержаться всего на месяц, а застрял на целых три, окруженный со всех сторон холерными карантинами. И в каждом письме и беспокойство за жизнь любимой, и тоска и надежда.

Мы уже говорили, что ежедневно поэт обращается к разным жанрам

ЧТЕЦ:

Ум у бабы догадлив

На всякие хитрости повадлив.

Попадья говорит: «Знаю средство,

Как удалить от нас такое бедство »

ВЕДУЩИЙ: А откуда эта героиня? («Сказка о попе и о работнике его Балде»)

Сказка эта появилась 10 сентября, а впервые она записана Пушкиным прозой еще в Михайловском, со слов Арины Родионовны. И только через три года после кончины Пушкина сказка эта была опубликована под редакцией В.Жуковского, который заменил попа, попадью, поповну и попенка на купца, хозяйку, дочку сына. В авторском варианте сказку напечатали лишь в конце XIX века.

ЧТЕЦ: «Прежде, чем станет судить «Марфу Посадницу», поблагодарим неизвестного автора за добросовестность его труда, поруку истинного таланта ».

ВЕДУЩИЙ: Откуда эти строчки? (Критическая статья «О народной драме и драме «Марфа Посадница» )

Интересы Пушкина во время невольного заточения были настолько разнообразны, что, кроме собственного литературного творчества, он еще занимался литературной критикой. И как к нему через карантин пробилась драма Погодина «Марфа Посадница», он не только прочел ее, но и откликнулся большой статьей и письмом Погодину.

А какой женский образ, очень любимый Пушкиным, мы сейчас как бы забыли с вами? (Татьяна Ларина)

Именно в Болдине пушкин пишет восьмую главу – путешествие Онегина, девятую главу своего рамана, где образ Татьяны Лариной предстает перед читателями во всей глубине и простоте, с сердцем искренним и чутким.

ЧТЕЦ:

Княгиня перед ним, одна,

Сидит, не убрана, бледна

Письмо какое-то читает

И тихо слезы льет рекой,

Опершись на руку щекой.

О, кто б немых ее страданий

В сей быстрый миг не прочитал!

Кто прежней Тани, бедной Тани

Теперь в княгине б не узнал!

В тоске безумных сожалений

К ее ногам упал Евгений;

Она вздрогнула и молчит

И на Онегина глядит

Без удивления, без гнева…

Его больной, угасший взор,

Молящий вид, немой укор,

Ей внятно все. Простая дева,

С мечтами, сердцем прежних дней,

Теперь опять воскресла в ней.
ВЕДУЩИЙ: И именно в октябре 1830 года Пушкин напишет десятую главу. 19 октября – светлый день для Пушкина, годовщина лицея. Как часто Пушкин хотя бы несколько строк писал друзьям в этот день. 19 октября 1830 года Пушкин сжигает крамольную главу, предварительно ее зашифровав. Листы с жандармискими