Главная страница

Биология: теоретические основы и тесты



Скачать 1.11 Mb.
Название Биология: теоретические основы и тесты
страница 1/7
Дата 21.02.2016
Размер 1.11 Mb.
Тип Тесты
  1   2   3   4   5   6   7

Зеленовский районный отдел образования

БИОЛОГИЯ:

теоретические основы и тесты.

Пособие для подготовки к ЕНТ.


Таксымбаева Э.С. – учитель биологии

Рубежинской СОШ - детсад


2012год.


Рекомендовано к публикации решением экспертного совета Зеленовского районного отдела образования от 05.10.2012 протокол № 16.

Составитель: Э.С. Таксымбаева – учитель биологии Рубежинской СОШД Зеленовского района.
Рецензент: С.В. Цыганова – заведующая РМК Зеленовского РОО.

Данное учебное пособие предназначено для учащихся средних школ, абитуриентов и учителей.

Пособие можно использовать как для самостоятельной работы учащимся, так и для занятий с учителем.

Рекомендовано в качестве текущей и итоговой контроля знаний обучающихся, а также систематизации знаний как вводного этапа в подготовке к предметной олимпиаде.

Организация контроля знаний при подготовке к ЕНТ по биологии.
Процесс контроля - это одна из наиболее трудоемких и ответственных операций в обучении.

Систему контроля образуют экзамены и зачеты, устный опрос, контрольные работы, коллоквиумы, рефераты, семинары, лабораторные работы, отчеты. Выбор форм контроля зависит от цели, содержания, методов, времени и места.

Тестирование — специфическая форма контроля знаний.

Применение тестов обеспечивает не только объективную оценку знаний и умений учащихся, но и эффективную обратную связь в учебном процессе, выявляет факт усвоения знаний, что необходимо для получения реальной картины того, что уже сделано в ходе учебного процесса и что еще предстоит сделать.

В настоящее время тестирование стало методом контроля знаний, умений и навыков, учащихся не только на уроках, но и во время экзаменов.

К ЕНТ, как и любому другому экзамену, учащихся надо готовить, но эта подготовка не должна сводится к «натаскиванию» на бездумное выполнение различных заданий. Залогом высоких результатов, демонстрируемых выпускниками на экзамене является систематическая продуманная работа в течении всех лет обучения.

В рамках тестирования проверяется содержание всех основных разделов школьных курсов биологии 6-11 классов, отраженных в обязательных минимумах содержания основного и среднего (полного) образования по биологии.
Непосредственная подготовка к экзамену в форме ЕНТ включает в себя следующие этапы:

I. Организационно-установочный - отбор учебной литературы для учителя и учащихся при подготовке к централизованному тестированию – необходимый первоначальный этап совместной работы.
II. Диагностический этап осуществляется путем вводного тестирования по всем разделам курса биологии и индивидуальных бесед. При этом анализируются ошибки школьников, выявляются пробелы в знаниях.

III. Составление сводных таблиц учащимися (по крупным темам) приучает приобретать знания самостоятельно, вырабатывает умение пользоваться справочной литературой. Крупноблочная подача материала дает возможность обобщения и закрепления изученного в средних классах и осмысления более сложного материала. Такая форма организации повторения материала при работе со старшеклассниками способствует в конечном результате повышению качества обучения учащихся.
IV. Ликвидация выявленных пробелов путем повторения, основываясь на построении индивидуальной образовательной траектории, которая строится исходя из предметной осведомленности учащегося, уровня сформированности ЗУНов, особенностей развития личности учащегося.

V. Промежуточный тематический контроль — в форме тестирования по отдельным темам, фронтальный опрос.

VI. Итоговое тестирование по всем разделам курса.
Поэтому цель данного пособия – не только помочь абитуриенту быстро повторить учебный материал, но и сформировать осмысленность конкретных знаний до такого уровня, на котором все разнообразие живой природы воспринимается как единая система.

Содержание:

Предисловие.

Часть I. Живые организмы. Растения.

Тема 1.Генеративные органы. Цветок. Плоды и семена.

Тема 2.Вегетативные органы. Побег. Корень.

Тема 3. Систематика растений.
Часть II. Живые организмы. Животные.

Тема 1. Биологическая организация животных.

Тема 2. Систематика беспозвоночных животных.

Тема 3. Систематика хордовых животных.
Часть III. Вирусы. Бактерии. Грибы. Лишайники.

Тема 1. Биология вирусов, бактерий, грибов, лишайников, их значение.
Часть IV. Человек.

Тема 1. Нервная система.

Тема 2. Органы чувств.

Тема 3. Опорно- двигательная система.

Тема 4. Внутренняя среда организма.

Тема 5. Система кровообращения.

Тема 6. Дыхательная система.

Тема 7. Пищеварительная система.

Тема 8. Выделительная система. Кожа.

Тема 9. Размножение и индивидуальное развитие человека.

Тема 10. Высшая нервная деятельность.

Тема 11. Гигиена.
Часть V. Общая биология.

Тема 1. Биологические дисциплины.

Тема 2. Вклад ученых в развитие биологической науки.

Тема 3. Цитология. Химический состав клетки.

Тема 4. Цитология. Строение клетки. Оптические приборы.

Тема 5. Гистология. Растительные и животные ткани.

Тема 6. Обмен веществ и энергии. Регуляция обмена веществ.

Тема 7. Деление клеток. Размножение.

Тема 8. Развитие жизни на Земле. Эволюционная теория. Антропогенез.

Тема 9. Основы генетики и селекции.

Тема 10. Основы экологии. Биосфера.

Ответы на тестовые вопросы.

Заключение.

Рекомендуемая литература.
Часть I. Живые организмы. Растения.

Тема 1. Генеративные органы. Цветок. Плоды и семена.

Цветок укороченный видоизмененный побег.

Обоеполый цветок - цветок, содержащий и тычинки, и пестики (яблоня, картофель, рожь)

Однополый(раздельнополый) цветок – тычиночный или пестичный цветок(кукуруза, огурец, тополь, ольха, береза, облепиха, крапива, ива).

Тычиночный (мужской) цветок – цветок, у которого есть только тычинки

Пестичный (женский) цветок – цветок, имеющий только пестики.

Однодомное растение – растение с раздельнополыми цветками (кукуруза, огурец, ольха, береза)

Двудомные растения – растения одного вида, у которых тычиночные и пестичные цветки находятся на разных особях (тополь, облепиха, крапива, ива, конопля, шелковица).

Чашечка(calyx) – наружные листочки околоцветника, называемые чашелистиками.

Венчик (corolla)– совокупность лепестков.

Сростнолепестный венчик образован сросшимися лепестками (ландыш, колокольчик, незабудка).

Раздельнолепестный венчик состоит из отдельных лепестков (мак, шиповник, яблоня, тюльпан).

Двойной околоцветник составляют венчик и чашечка.

Простой околоцветник образован либо только чашелистиками (крапива, свекла, щавель, карагач), либо лишь лепестками (лилия, тюльпан, ландыш).

Тычинка – часть цветка, состоящая из тычиночной нити и пыльника, в котором образуются споры и затем пыльца.

Пестик – центральная часть цветка, состоящая из завязи, столбика и рыльца; рыльце улавливает пыльцу, столбик выносит рыльце, завязь защищает семязачатки и образует плод.

Опыление – перенос пыльцы с пыльника на рыльце пестика.

Самоопыление – перенос пыльцы внутри одного цветка.

Перекрестное опыление – перенос пыльцы с одного цветка на другой. Ветроопыляемые растения- береза, орешник, ольха, осина, дуб, полынь, солянка, злаковые. Насекомоопыляемые растения – яблоня, вишня, сирень, огурец.

Соцветие – цветоносный побег, совокупность цветков.

Простые соцветия имеют одну ось; сложные – ветвящуюся ось.

Простые соцветия

Сложные соцветия

Название соцветия

Растение

Название соцветия

Растение

Кисть

Смородина, капуста, сурепка, черемуха, солодка, карагана, ландыш

Метелка

(сложная кисть)

Виноград, сирень, просо, овес, рис

Колос

Подорожник, любка, ятрышник

Сложный колос

Пшеница, рожь, ячмень, пырей

Початок

Кукуруза, каллы, белокрыльник

Сложный зонтик

Морковь, укроп, тмин

Щиток

Яблоня, груша, боярышник

Сложный щиток

Калина, рябина

Зонтик

Лук, женьшень, примула, первоцвет







Головка

Клевер







Корзинка

Одуванчик, василек, ромашка,

подсолнечник, хризантемы







Плод служит для сохранения и распространения семян. Из стенки завязи формируется околоплодник, который бывает сухим и сочным.

Простой плод развивается из одного пестика в цветке (костянка вишни, боб гороха, ягода помидора).

Сложный плод развивается из нескольких пестиков одного цветка (сборная семянка земляники, сборная костянка малины, сборный орешек шиповника).

Сухие плоды – зерновка, семянка, коробочка, орех, боб, стручок, желудь.

Сочные плоды – ягода, яблоко, тыквина, костянка, померанец, яблоко.

Соплодия развиваются не из одного цветка, а из целого соцветия (ананас, шелковица, свекла).

Семя - генеративный орган, образовавшийся из семязачатка.

Зародыш семени новое поколение, образующееся в результате развития зиготы, имеет диплоидный набор хромосом. Состоит из зародышевых корешка, стебелька и почки. Первые листья зародыша – семядоли; у однодольных 1 семядоля, у двудольных 2 семядоли.

Эндосперм семени триплоидная питательная ткань, сформировавшаяся в результате оплодотворения спермия и центрального ядра.

Тестовые вопросы:

  1. Оплодотворение у растений происходит:

А) в бутонах В) во время опыления С) на раскрытом цветке

Д) до опыления Е) после опыления

2. Пестик выполняет функцию:

А) удержания цветка в вертикальном положении В) образования плодов и семян

С) привлечения насекомых Д) защиты цветка Е) образования пыльцы

3. Семязачатки находятся:

А) в столбике пестика В) на рыльце пестика С) в яйцеклетке

Д) в полости завязи Е) в пыльцевой трубке

4. Защитную функцию выполняет:

А) тычинка В) завязь С) пыльца Д) пестик Е) чашелистик

5. В середине соцветия подсолнечника располагаются цветки:

А) ложноязычковые В) трубчатые С) язычковые Д) воронковидные

Е) ложноворонковидные

6. Семена тополя распространяются:

А) ветром В) искусственно С) животными Д) водой

Е) саморазбрасыванием

7. Сухие плоды имеет:

А) абрикос В) слива С) мак Д) вишня Е) яблоня

8. Цветки ржи собраны в соцветия:

А) сложный колос В) сложная кисть С) колос Д) сережка Е) султан

9. Мужская половая клетка цветковых растений:

А) зигота В) сперматозоид С) яйцеклетка Д) спермий Е) пыльца

10. Плод тыквина у:

А) репы В) рябины С) томата Д) лимона Е) огурца

Часть I. Живые организмы. Растения.

Тема 2. Вегетативные органы. Корень. Побег. Лист.

Корень- вегетативный орган растения.

Главный корень – корень, развивающийся из зародышевого корешка семени.

Боковые корни – корни, отрастающие от главного корня.

Придаточные корни – корни, развивающиеся на листьях или стеблях.

Корневая система – все корни одного растения.

Стержневая корневая система – корневая система с развитым главным корнем.

Мочковатая корневая система – корневая система без главного корня.

Корневые волоски – сильно вытянутые клетки кожицы.

Корнеплод - видоизмененный утолщенный главный корень для запасания питательных веществ.

Корневой клубень – видоизмененный утолщенный главный корень для запасания питательных вешеств.

Зоны корняструктуры, последовательно сменяющие друг друга.

Зона деления - участок корня, где происходит увеличение числа клеток в результате митотического деления клеток.

Зона ростазона растяжения клеток.

Зона всасывания- перемещающаяся по мере роста зона, где происходит специализация клеток в различные ткани и всасывание воды из почвы корневыми волосками.

Зона проведения- здесь в восходящем направлении осуществляется транспорт воды и минеральных солей по сосудам ксилемы (древесины), а в нисходящем – углеводов по ситовидным трубкам флоэмы ( луба). Корень в этой зоне покрыт пробковой тканью.

Корневой чехлик не относится к зонам корня. Он покрывает снаружи и защищает верхушку корня, его точку роста, состоящую из образовательной ткани.

Побег- стебель с листьями или почками.

Узел- место прикрепления листа или почки на стебле.

Междоузлие- расстояние между узлами.

Листовая пазуха- угол, образуемый стеблем и отходящим от него листом.

Почка- зачаточный побег.

Верхушечная почка- почка на верхушке стебля.

Пазушная (боковая) почка- почка в пазухе листа.

Придаточная почка- почка, развивающаяся в разных местах любого органа растения.

Вегетативная почка- почка роста.

Генеративная почка- почка размножения.

Точка роста- образовательная ткань, находится на верхушке побега.

Кора- наружный слой ствола.

Кожица(эпидермис)- покровная ткань молодых побегов.

Пробка- покровная ткань одревесневших побегов.

Чечевички- отверстия в пробке коры.

Луб(флоэма)- проводящая ткань коры.

Ситовидные трубки- ткань, по которым движутся органические вещества.

Камбий- образовательная ткань стебля, за счет которого происходит рост стебля в толщину.

Древесина(ксилема)- слой между камбием и сердцевиной.

Сосуды- проводящая ткань, по которой проходит вода с минеральными веществами.

Сердцевина- центральная часть стебля.

Годичное кольцо- прирост древесины за год по толщине стебля.

Клубень- видоизмененный подземный побег с сильно утолщенным стеблем (картофель, топинамбур)

Корневище- видоизмененный, многолетний подземный побег с узлами, междоузлиями, чешуевидными листьями и почками(ландыш, пырей, ирис, лапчатка, горошек мышиный, мать-и-мачеха, купена, горец змеиный, мятлик, ковыль, канна, земляника, гравилат).

Шип- выросты поверхностной ткани стебля(боярышник, облепиха, лимон, алыча, груша, терн, шиповник).

Усы- удлиненные надземные ползучие побеги(земляника)

Луковица- укороченный побег, стеблем которого является донце(лук, чеснок, тюльпан).

Листовая пластинка- расширенная часть листа.

Черешок- суженная часть листа.

Сидячий лист- листья без черешка.

Черешковый лист- лист, имеющий черешок.

Простой лист- на черешке одна листовая пластинка.

Сложный лист- на черешке несколько листовых пластинок.

Типы жилкования листьев- сетчатое(перистое)- жилки разветвляются; параллельное- жилки параллельные друг другу; дуговое- жилки изгибаются дуговидно.

Типы листорасположения- очередное- листья по одному в узле(яблоня, дуб); супротивное- в узле 2 листа противоположны(бузина, сирень, мята, клен, гвоздика); мутовчатое- в узле 3 и более листьев(барбарис, олеандр, подмаренник, вороний глаз, хвощ).

Устьице- щелевидное отверстие в кожице из замыкающих клеток для испарения и газообмена.

Столбчатая ткань- клетки фотосинтезирующей ткани, плотно расположенные друг к другу.

Губчатая ткань- рыхло расположенные клетки в мякоти листа.

Колючки- видоизмененный сильно вытянутый лист (кактус, барбарис, чертополох, татарник).

Усик- вытянутая центральная жилка листа(горох, фасоль).

Листья-ловушки- листья насекомоядных растений.

Тестовые вопросы:

  1. Видоизмененные корни георгина:

А) корнеплоды В) корни- присоски С) клубневые корни

Д) воздушные корни Е) корни- опоры

2. Придаточные корни образуются на:

А) стебле и листьях В) главном корне С) всех видах корней Д) почках Е) узле

3. Узел – это:

А) зачаточный побег В) конус нарастания С) утолщение кожицы

Д) участок стебля, от которого отходит лист Е) донце

4. Расширенная часть листа:

А) листовая пластинка В) чешуйка С) жилка Д) черешок Е) прилистник

5. Листья полевого хвоща располагаются:

А) мутовчато В) супротивно С) одиночно Д) попарно Е) очередно

6. Почка, находящаяся в состоянии покоя несколько лет:

А) вставочная В) верхушечная С) придаточная Д) спящая Е) пазушная

7. Для получения корнеплодов выращивают:

А) батат В) арбуз С) морковь Д) лук Е) картофель

8. Ценные сорта фруктовых деревьев размножают:

А) стеблевыми черенками В) корневыми черенками С) корневищами

Д) прививкой Е) черенками

9. Стебель гороха:

А) цепляющийся В) укороченный С) стелющийся Д) вьющийся Е) прямостоячий

10. Функция сердцевины стебля:

А) газообмен В) запас питательных веществ С) фотосинтез Д) опора Е) утолщение

Часть I. Живые организмы. Растения.

Тема 3. Систематика растений.

Царство Растений включает водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные и делится на 2 подцарства: низшие и высшие. К низшим растениям относят водоросли, одноклеточные и многоклеточные. Низшие растения отличает отсутствие органов, их тело представлено слоевищем (талломом).

Высшие растения имеют органы- лист, стебель, корень. Вегетативные органы- лист, побег, корень – выполняют функцию роста, генеративные – цветок, семя, плод- размножения.

Мхи, плауны, хвощи и папоротники относятся к высшим споровым, а голосеменные и покрытосеменные к высшим семенным.

Самая распространенная группа растений – покрытосеменные или цветковые подразделяются на классы двудольные и однодольные. В класс двудольные относятся семейства розоцветные, пасленовые, сложноцветные, бобовые, крестоцветные и другие; класс однодольные объединяет семейства злаковые, лилейные, луковые.

Сравнительная характеристика некоторых групп растений.

Отдел

Строение

тела

Способы

размножения

Представи

тели

Значение

Водорос

ли

Слоевище,

одноклеточные,
многокле точные

Половое,

Бесполое (хлорелла),

вегетативное

Хламидомонада, хлорококк, хлорелла,//

Спирогира, кладофора улотрикс// ламинария саргассум, //порфира, коралина

Компоненты лишайников, выделение кислорода, пищевое, изготовление бумаги

Мхи

Листья, стебли

Половое,

бесполое

Кукушкин лен,

сфагнум,

Заболачивание почв, образование торфа

Плауны

Листья, стебли, придаточ ные корни

Половое, бесполое, вегетативное

Плаун булавовид ный

Споры при литье металлов, почво образование

Хвощи

Листья, стебли, придаточные корни

Половое, бесполое, вегетативное

Хвощ полевой

Лекарственное, сорняк

Папорот

ники

Листья, стебли, придаточные корни

Половое, бесполое, вегетативное

Щитовник, орляк,


Декоративное, лекарственное, древние виды образовали уголь

Голосе

менные

Листья, стебли, корни, семя

Половое, бесполое

Сосна обыкновен

ная, сосна сибирская, можжевель

ник, ель,

эфедра

Лесообра зующее, строительство, лекарственное

Покрыто

семенные

Листья, стебли, корни, цветок, семя, плод

Половое, бесполое, вегетативное

Картофель, горох посевной, шиповник, пижма

Лекарственное, декоративное, пищевое

Сравнительная характеристика семейств отдела Цветковые.


Семейство

Жизненная

форма

Формула

цветка

Плод

Представители

Розоцвет ные

Деревья, кустарники, травы

Ч5 Л5 Т∞ П1

Вишня,

яблоня

Костянка, яблоко, сборная костянка, сборная

семянка

Слива, черемуха,

яблоня, груша,

малина, земляника

Кресто цветные

травы

Ч4 Л4 Т2+4 П1

Стручок,

стручочек

Редис, редька дикая, капуста, пастушья сумка

Бобовые

Кустарники,

травы

Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1

боб

Фасоль, бобы, горох, акация

Паслено вые

травы

Ч(5)Л(5) Т5 П1

Ягода, коробочка

Картофель томат, паслен, белена, дурман

Сложно цветные

травы

Ч5Л(5) Т5 П1-язычковые одуванчик, осот, цикорий трубчатые

пижма;

воронковидные василек

семянка

Подсолнечник лопух, салат, сафлор, полынь, астра, календула, череда

Злаковые

травы

О(2)+2 Т3 П1

зерновка

Рожь, рис, пырей, бамбук, костер

Лилейные

травы

О3+3 Т3+3 П1

Ягода

коробочка

Ландыш, тюльпан, лилия, гиацинт, алоэ, безвременник спаржа, эремурус

Луковые

травы

О3+3 Т3+3 П1

коробочка

Чеснок, лук


Тестовые вопросы:

1.Сорное растение из семейства Сложноцветные:

А) ромашка В) георгин С) василек Д) сафлор Е) подсолнечник

2. Широкое основание листа- влагалища у:

А) злаковых В) розоцветных С) пасленовых Д) сложноцветных

Е) бобовых

3. К классу Двудольных относится:

А) пшеница В) кукуруза С) чеснок Д) тополь Е) просо

4. Из растений семейства Крестоцветные корнеплод образует:

А) ярутка В) пастушья сумка С) сурепка Д) капуста Е) редька

5. Является основным кормом оленей:

А) лишайники В) мох С) грибы Д) водоросли Е) трутовики

6. Шишкоягоды имеет:

А) пихта В) ель С) можжевельник Д) сосна сибирская Е) тисс

7.Многолетнее растение:

А) редис В) томат С) крапива Д) картофель Е) свекла

8. Холодостойкое культурное растение:

А) овес В) дыня С) фасоль Д) кукуруза Е) огурец

9. Спора улотрикса, образующаяся при бесполом размножении называется:

А) зигота В) зооспора С) безжгутиковая спора Д) спермий Е) яйцеклетка

10. У хвоща весной появляются:

А) корневища В) стебли С) придаточные корни Д) зеленые побеги

Е) бурые побеги с колосками
Часть II. Живые организмы. Животные.

  1   2   3   4   5   6   7