Главная страница

Биология наука о живой природе


Скачать 68.58 Kb.
Название Биология наука о живой природе
Дата 27.04.2016
Размер 68.58 Kb.
Тип Конспект

План – конспект урока по биологии



Учитель: Колягина Галина Борисовна, МБОУ « СОШ №47», г. Новокузнецк
Класс: 5

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Тема: Биология - наука о живой природе

Цели:

Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через работу с текстом учебника, иллюстрациями, знакомства с учебником и его методическим аппаратом, поиска решений проблемных вопросов, через сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.

Образовательная: формирование представлений о биологии как науки, биологических дисциплинах, биосфере, экологии, роли биологической науки в жизни общества.

Задачи:

Образовательная: учить учащихся составлять план к тексту параграфа, делить текст на части (смысловые единицы), выделять главное, существенное в части текста, составлять рассказ по плану, задавать вопросы к тексту, работать с иллюстрациями, схемами.

Развивающая: развивать общеучебные компетенции:

Коммуникативные: (владение всеми видами речевой деятельности и основам культуры устной речи).

Интеллектуальные: (анализ, оценивание, классификация, обобщение).

Информационные: (умение извлекать информацию из текста учебника, применять).

Организационные: (умение формулировать цель деятельности, планировать ее достижение, осуществлять самооценку).

Воспитательные: воспитывать обучающихся через погружение в содержание текста учебника.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся имеют представление о биологии как науке, о значении биологических знаний в современной жизни и роли биологической науки в жизни общества; усвоили понятия «биология», «биосфера», «экология».

Метапредметные: формируются умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты, адекватно использовать речевые средства, умение работать с разными источниками биологической информации.

Личностные: формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры.

Основные понятия урока: биология, биосфера, экология.

Методы: Основной: наглядные (работа с учебником, рисунками, таблицами), словесные (беседа, диалог, рассказ), практические ( поиск информации, работа с рисунками)

Дополнительные: частично – поисковый.

Основные вопросы: что изучает биология, значение биологии.

Средства обучения:

1.Учебник Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. М.: Дрофа, 2012;

2. Рабочая тетрадь к учебнику;

4.Оценочный лист.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер.

Ход урока: (см. технологическую карту).


Этап урока

Содержание, деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД Планируемые результаты ( К- коммуникативные, Л-личностные, П-познавательные, Р-регулятивные)

Формы организации урока

I.Актуализация знаний

Беседа учителя с учащимися о биологии как науке, о жизни, о разнообразии живых организмов.


1)Обратите внимание на доску, прочитайте высказывание:

«Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное». (Н.И. Пирогов)

Задание на экране

2) Выделите естественные тела живой природы:

1.Живая природа; 2. Неживая природа; А. Вода; Б. Животные;

В. Бактерии; Г. Горные породы

Д. Грибы; Е. Воздух; Ж. Растения; З.Тепло; И.Почва.

Учитель слушает учащихся, записывает на доске ответы 5 учеников из каждой пары

открывает правильные ответы:

  1. Б, В, Д, Ж

3) Вопрос: назовите признаки, по которым выделили тела живой природы.

4) Вопрос: назовите науку, которая изучает жизнь.

Учитель просит учащихся, у которых лучшие ответы сделать в своих оценочных листах пометки.

Объясняют смысл, данного высказывании, мысленно связывают его со своей деятельностью на уроке.

2.Осуществляют поиск информации в учебнике. 3.Обсуждают ответ, оформляют свои мысли в устной речи.

Учащиеся по очереди объявляют ответы.

Ответ: раздражимость, обмен веществ, размножение, клеточное строение.

Ответ: Биология

Учащиеся делают отметки в оценочных листах (приложение № 1)

Л: оценивают ситуации

К: слушают собеседника и вступают с ним в диалог

П: выбирают основания для классификации объектов

К: доносят свою позицию до других владея монологической речью; слушают собеседника и вступают с ним в диалог

Фронтальная

В парах

II.Знакомство учащихся с особенностями учебника, его методическим аппаратом и правилами работы с ним

Учитель знакомит с особенностями учебника, его методическим аппаратом и правилами работы с ним

Учащиеся слушают учителя, изучают структуру учебника, читают полезные советы в памятке (см. приложение

№ 2), задают вопросы учителю.

К: слушают собеседника и вступают с ним в диалог, задают вопросы


Фронтальная

III.Изучение нового материала

1.Целепологание

2.Биологические дисциплины

3.Введение и отработка понятий «биология», «биосфера», «экология».

4.Значение биологических знаний в жизни человека.


5) Вопросы:

1.Что такое биология?

2. Назовите тему нашего урока.

3.Сформулируйте цель урока.

Объяснение учителя «биологические дисциплины» рисунок 1 на с.6 учебника

6) Выполните задание №1 с.4 в рабочей тетради (на печатной основе). Найдите в тексте учебника с.6 понятия, указанные ниже и закончите предложения

7) Прочитайте текст на с.7., составьте план, используя инструкцию «Требования к составлению плана параграфа» на с.18 учебника. Опиши устно по плану строение биосферы, используя рис.2 с.7

8).Рассмотрите рис 3.с.8, ответьте на вопрос: что будет, если человек лишится биологических знаний…..

Учитель просит учащихся, у которых лучшие ответы сделать в своих оценочных листах пометки.

Биология – это наука о жизни.

Биология – наука о живой природе

Изучить, что изучает наука биология, определить значение биологических знаний в современной жизни.

Рассматривают рисунок 1 на с.6, слушают учителя

Читают текст, выписывают понятия в тетрадь

Читают текст, составляют план, записывают в тетради, используя план, рис.2 с.7 готовят рассказ

Выдвигают предположения,

Приводятся факты, которые можно найти в тексте, рисунке, личного опыта.

Обучающиеся заносят результаты в оценочный лист

(см. приложение № 1)

Р: определяют цели деятельности

К: принимают, сохраняют цели и следуют им в учебной деятельности; составляют отзыв на ответ одноклассника

П: учатся считывать информацию со схемы;

П:осуществляют поиск информации;

П: осуществляют поиск информации; составляют простой план

К: готовят устный рассказ;

Р: работают по инструкции

П: выдвигают гипотезы и их обосновывают;

К: выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


Фронтальная

В группах

В парах

Индивидуальная

Фронтальная беседа с использование рисунка 3 учебника

IV.Закрепление

Учитель совместно с учащимися подводит итоги урока. Биология – это наука, которая изучает жизнь. Биологические знания помогают человеку лечить и предупреждать болезни, сохранять и улучшать условия жизни.

Объясни:

Экология – это…, Биосфера - это ….

Биология – это…

Учитель выставляет оценки, называет отличившихся учеников

Учащиеся выполняют упражнение.

Обучающиеся заносят результаты в оценочный лист

(см. приложение № 1)

П: мысленное воспроизведение понятий

К: оформляют свои мысли в устной форме;

Л: подводят итоги своей деятельности

Фронталь-

ная

V. Рефлексия

Учитель просит высказать свои ощущения

Я узнал…

Я научился….

Мне понравилось…

Я затруднялся …..

Мое настроение…

Все что запланировал, на уроке сделал (да, нет)

Ученики в оценочных листах подводят итоги своей деятельности, соотносят результаты своей деятельности с целью урока

Л: подводят итоги своей деятельности: что получи -

лось? Что не получилось?

Р:Что еще следует повторить?

Адекватно воспринимают оценки и отметки

Индивидуа-льная

VI. Задание на дом


В учебнике изучить статью «Как работать с учебником» и § 1 «Биология— наука о живой природе».

Ответить на вопросы (устно) и подготовить сообщение по заданию в конце параграфа. В рабочей тетради выполнить задания 3, 4 и 5

Записывают домашнее задание, задают вопросы

К: слушают собеседника и вступают с ним в диалог, задают вопросы


Индивидуальная