Главная страница

Бинарное занятие для детей подготовительной группы «Из Холмогор в Москву» с использованием икт


Скачать 74.35 Kb.
Название Бинарное занятие для детей подготовительной группы «Из Холмогор в Москву» с использованием икт
Дата 14.02.2016
Размер 74.35 Kb.
Тип Документы

Бинарное занятие
для детей подготовительной группы


«Из Холмогор в Москву»

с использованием ИКТ

Воспитатель высшей категории
МБДОУ «Детский сад №113 «Ветерок»
Вилимавичюте И.Р.

Цель: Формировать представления детей о жизни и творчестве М.В. Ломоносова.

Задачи:

  • Закрепить полученные на занятиях знания детей о жизни и творчестве М.В.Ломоносова. Уточнить представления о научных открытиях великого ученого.

  • Развивать любознательность, поисково-познавательную деятельность, умение совместно обсуждать задания, находить правильные ответы.

  • Воспитывать чувство уважения к великому земляку, патриотизм.

Материал: мультимедийное оборудование; разрезные картинки старинных судов, в т.ч. поморских, в конвертах; карточки с изображением старинной мужской одежды; стойка с 6-ю прищепками для подвешивания картинок и карточки с цифрами от 1 до 6; магнит, металлические опилки, два листа бумаги, трубочка для коктейля, воздушный шар, мелкие кусочки бумаги; медали, хлеб с солью.

Предварительная работа:

  • посещение мини-музея М.В.Ломоносова,

  • познавательные занятия,

  • чтение книги «Михайло Ломоносов» О. Тихомировой, главы 26 – 28 из книги «Северный клубок»,

  • дидактические игры,

  • выставка рисунков,

  • составление фильма из рисунков и рассказов детей о жизни и творчестве М.В.Ломоносова,

  • отгадывание кроссвордов,

  • просмотр виртуальных экскурсий: «Имя Ломоносова на карте

г. Архангельска», «Я иду по земле Ломоносова» (музей М.В. Ломоносова).

  • экскурсия к памятнику М.В.Ломоносова.

Ход:

Дети входят в зал, исполняя «Северный хоровод».

«Северный хоровод» муз. А. Филиппенко

  1. На лужку у ворот,

Где рябина растёт,

Мы в тенечке, холодочке

Заведем хоровод.

  1. Кто на Севере бывал,

Ночи белые видал

Полюбил он всей душой

Север наш дорогой.

  1. Неспроста говорят,

Что наш Север богат,-

Лесорубы и поморы,

Чудеса здесь творят!

Дети кланяются и здороваются.

- Сегодня об одном из известных поморов мы с вами и поговорим. А о ком, вы узнаете, отгадав загадку.

Он на севере родился,
На Курострове он жил
Арифметику с грамматикой -
С детства полюбил.
Наш земляк известен в мире
Он ученый и поэт.
Он человек – университет! /М.В.Ломоносов/

1 слайд: портрет М.В.Ломоносова.

М.В. Ломоносов был великим ученым, поэтом, художником. Но трудным был его путь к знаниям.

2 слайд: карта «Путь Ломоносова из Холмогор в Москву».

- Перед вами карта. На ней изображен путь Михайло Ломоносова с рыбным обозом из Холмогор в Москву.

3 слайд: слышен шум ветра и с карты исчезают все обозначения.

4 слайд: голос и изображение ветра из мультфильма «Сказка о мертвой
царевне и семи богатырях:

Я – северный ветер
Холодный норд-ост.
Все ваши значки
я с собою унес.
Задания выполнить надо мои,
на карту, чтоб снова вернулись значки.
Я сегодня мимо пролетал
и задания на листочке вам прислал.

Из-за экрана вылетает листок с заданиями.

- Северный ветер унес все обозначения на карте, надо вернуть все на свои места. Выполним задания ветра?

1 задание: - Назовите место рождения Михайло Ломоносова.
/ д. Мишанинская/

5 слайд: карта, на ней появляется первое обозначение – д. Мишанинская. 2 задание – Как звали родителей Михайло Ломоносова?
/Василий Дорофеевич и Елена Ивановна/

6 слайд: карта с обозначениями: Холмогоры, Сийск, Емецк.

3 задание: - Перед вами конверты с разрезными картинками старинных судов. Соберите их и выберите из них судно, на котором Михайло с отцом ходили в море на промысел.

7 слайд: если дети неправильно выполнили задание, на экране знак - ?. 8 слайд: если правильно – картинка с кочем. 9 слайд: карта с новыми обозначениями: Усть – Вага, Шенкурск, Вельск.

- В старину суда встречали песней да хлебом с солью.

Дети исполняют:

«Вдоль по морю»

сб. «Лети над Севером песня»,
составитель Мокроусова Л.И.

Вдоль по морю, вдоль по морю,

Вдоль по морю, морю синему. – 2р.

Плывут суда, плывут суда,

Корабли плывут из разных стран – 2р.

Мы встретим их, мы встретим их,

Хлебом солью, словом ласковым. – 2р.

Дети вручают гостям хлеб с солью.

- А Михайло с другими детьми любили играть в рыбаков и рыбок.

Игра «Тянем невод»
Невод поднимаем
рыбу вынимаем
ёршиков – котику,
косточки – пёсику,
треску в засол.
Остальные же,
остальные же,
остальные в котёл.

Мальчики строятся полукругом. На раз – ритмично наклоняются вперед с вытянутыми руками. На два – встают, руки прижимают к груди – тянут «невод».

Девочки – «рыбки», «плавают».

Мальчики, стоящие с краев, на слова: «Остальные же …», заводят круг, на слово «котёл» опускают сцепленные руки. «Рыбки», оказавшиеся в круге, считаются пойманными.

Воспитатель: - Хорошо поиграли, но надо выполнять задания ветра.

4 задание:

10 слайд: на экране появляются изображения книг: «Арифметика», «Грамматика», «Сказки», «Былины», Комиксы.

- Выберите те книги, которые Михайло называл «Вратами науки».

11 слайд: если дети правильно назвали, то на экране исчезают «Сказки», «Былины», Комиксы.

12 слайд: появляется карта – на ней новые обозначения: Вологда, Данилов, Ярославль.

5 задание: - В какое время года Михайло отправился с рыбным обозом?
- Выберите одежду, которую он надел. Соблюдайте цифровой ряд.

На столах картинки с изображением старинной мужской одежды с номерами и стойка с цифрами: 1, 2, 3, 4, 5, 6.

  1. – тулуп, кафтан, сюртук.

  2. – валенки, пимы, лапти.

  3. – штаны, джинсы, брюки.

  4. – треух, колпак, картуз.

  5. – холщовая косоворотка, атласная рубаха, рубаха с вышивками.

  6. – рукавицы (с вышивкой, меховые, вязанные).

Дети выбирают нужные картинки и развешивают их на стойке, поясняя свой выбор.

13 слайд: на экране появляются обозначения: Переяславль, Ростов, Загорск.

Воспитатель поворачивает стойку другой стороной и на обратной стороне картинок читается надпись «Москва».

- Как вы думаете, почему сложилось это слово?

14 слайд: на карте появляется последнее обозначение: Москва.

15 слайд: голос и изображение ветра: - Вы правильно выполнили мои задания, и вас ожидает сюрприз.

16 слайд: на экране – портрет М.В. Ломоносова. Затем изображение рассыпается на маленькие частички и раздается торжественная музыка.

Появляется «М.В.Ломоносов».

М.В.Ломоносов: - Здравствуйте, отроки. Наслышан о ваших прекрасных знаниях. Если будете также хорошо учиться и далее, то вас ждет великое будущее.

Составление СИНКВЕЙНА:

  1. Узнали, кто я? (М.В. Ломоносов)

  2. Какой я для вас? (умный, талантливый, любознательный, пытливый, и т.д.)

  3. Что я сделал для вас и других людей? (создал первую химическую лабораторию, создал смальты, мозаику, ночезрительную трубу, открыл атмосферу на Венере и т.д.).

- В детстве я любил читать, писать, наблюдать. Очень мне нравилось смотреть на небо. Особенно привлекало северное сияние. Что это такое, откуда оно берется? А вы видели северное сияние? Хотели бы об этом узнать? - Тогда вы станете участниками опыта.

17 слайд: изображение полярного сияния.

Опыт: - Кусочки бумаги – частицы солнечного ветра, которые посылает в сторону Земли солнце, воздушный шар – Земля. (Шар трут о волосы). Посмотрите, как частицы притягиваются к наэлектризованному шару.

Показывает магнит.

- Это магнит, который притягивает металл. У Земли тоже есть магнитные силы.

На столе два листа бумаги. На один кладут магнит, на другой – металлическую стружку. С помощью трубочки сдувают в сторону магнита стружку. Выясняют, что происходит (опилки располагаются в соответствии с полюсами магнита).

- Магнитные силы Земли задерживают солнечный ветер. Его частицы, двигаясь к полюсам, сталкиваются с частицами воздуха и светятся. Так появляется полярное сияние.

Понравился вам опыт? Что вы узнали? - Молодцы! Настоящие ребята, с севера!

Дети исполняют песню.

«Мы – ребята с Севера»

сб. «Лети над Севером песня»,
составитель Мокроусова Л.И.

муз.М.Картушиной
сл. А.Онегиной


  1. С неба северное солнышко

светит весело для всех

и река Двина широкая

это гордость здешних мест.

Припев: А мы – ребята с Севера,

А мы идем уверенно

По городу любимому

Архангельской земле.

А мы – ребята с Севера,

Делами мы проверены,

Торопимся к победам мы

В учебе и труде.

  1. Как цветы растем на радость мы

набираемся мы сил

и науки покорятся нам

Ломоносов так учил.

  1. Много вырастет учёных,

много вырастет врачей.

Много вырастет хороших

замечательных людей.

М.В.Ломоносов: - За такое рвение к знаниям надобно наградить отроков.

Из сундучка М.В.Ломоносов достает медали и награждает каждого ребенка.

Слышен шум ветра.

М.В.Ломоносов: - Мне пора. Спасибо вам за гостеприимство. Желаю вам великих достижений.

18 слайд: на экране из частиц начинает составляться портрет
М.В.Ломоносова, а он сам уходит из зала.

19 слайд: голос и изображение ветра:

Вот спасибо вам, друзья!
Порадовали вы меня.
Столько знать о земляке!
Кто? Когда? Откуда? Где?
Возвратил я вам значки.
Всем успехов! Молодцы!

20 слайд: на экране появляется карта со всеми обозначениями.

- Мы выполнили все задания, восстановили карту. Она пригодится другим детям, которые тоже будут изучать жизнь и творчество М.В.Ломоносова. Молодцы!