|
Бинарное занятие для детей подготовительной группы «Из Холмогор в Москву» с использованием икт
|
 Скачать 74.35 Kb.
|
Бинарное занятие для детей подготовительной группы
«Из Холмогор в Москву»
с использованием ИКТ
Воспитатель высшей категории МБДОУ «Детский сад №113 «Ветерок» Вилимавичюте И.Р.
Цель: Формировать представления детей о жизни и творчестве М.В. Ломоносова.
Задачи:
-
Закрепить полученные на занятиях знания детей о жизни и творчестве М.В.Ломоносова. Уточнить представления о научных открытиях великого ученого.
-
Развивать любознательность, поисково-познавательную деятельность, умение совместно обсуждать задания, находить правильные ответы.
-
Воспитывать чувство уважения к великому земляку, патриотизм.
Материал: мультимедийное оборудование; разрезные картинки старинных судов, в т.ч. поморских, в конвертах; карточки с изображением старинной мужской одежды; стойка с 6-ю прищепками для подвешивания картинок и карточки с цифрами от 1 до 6; магнит, металлические опилки, два листа бумаги, трубочка для коктейля, воздушный шар, мелкие кусочки бумаги; медали, хлеб с солью.
Предварительная работа:
-
посещение мини-музея М.В.Ломоносова,
-
познавательные занятия,
-
чтение книги «Михайло Ломоносов» О. Тихомировой, главы 26 – 28 из книги «Северный клубок»,
-
дидактические игры,
-
выставка рисунков,
-
составление фильма из рисунков и рассказов детей о жизни и творчестве М.В.Ломоносова,
-
отгадывание кроссвордов,
-
просмотр виртуальных экскурсий: «Имя Ломоносова на карте
г. Архангельска», «Я иду по земле Ломоносова» (музей М.В. Ломоносова).
-
экскурсия к памятнику М.В.Ломоносова.
Ход:
Дети входят в зал, исполняя «Северный хоровод».
«Северный хоровод» муз. А. Филиппенко
-
На лужку у ворот,
Где рябина растёт,
Мы в тенечке, холодочке
Заведем хоровод.
-
Кто на Севере бывал,
Ночи белые видал
Полюбил он всей душой
Север наш дорогой.
-
Неспроста говорят,
Что наш Север богат,-
Лесорубы и поморы,
Чудеса здесь творят!
Дети кланяются и здороваются.
- Сегодня об одном из известных поморов мы с вами и поговорим. А о ком, вы узнаете, отгадав загадку.
Он на севере родился, На Курострове он жил Арифметику с грамматикой - С детства полюбил. Наш земляк известен в мире Он ученый и поэт. Он человек – университет! /М.В.Ломоносов/
1 слайд: портрет М.В.Ломоносова.
М.В. Ломоносов был великим ученым, поэтом, художником. Но трудным был его путь к знаниям.
2 слайд: карта «Путь Ломоносова из Холмогор в Москву».
- Перед вами карта. На ней изображен путь Михайло Ломоносова с рыбным обозом из Холмогор в Москву.
3 слайд: слышен шум ветра и с карты исчезают все обозначения.
4 слайд: голос и изображение ветра из мультфильма «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях:
Я – северный ветер Холодный норд-ост. Все ваши значки я с собою унес. Задания выполнить надо мои, на карту, чтоб снова вернулись значки. Я сегодня мимо пролетал и задания на листочке вам прислал.
Из-за экрана вылетает листок с заданиями.
- Северный ветер унес все обозначения на карте, надо вернуть все на свои места. Выполним задания ветра?
1 задание: - Назовите место рождения Михайло Ломоносова. / д. Мишанинская/
5 слайд: карта, на ней появляется первое обозначение – д. Мишанинская. 2 задание – Как звали родителей Михайло Ломоносова? /Василий Дорофеевич и Елена Ивановна/
6 слайд: карта с обозначениями: Холмогоры, Сийск, Емецк.
3 задание: - Перед вами конверты с разрезными картинками старинных судов. Соберите их и выберите из них судно, на котором Михайло с отцом ходили в море на промысел.
7 слайд: если дети неправильно выполнили задание, на экране знак - ?. 8 слайд: если правильно – картинка с кочем. 9 слайд: карта с новыми обозначениями: Усть – Вага, Шенкурск, Вельск.
- В старину суда встречали песней да хлебом с солью.
Дети исполняют:
«Вдоль по морю»
сб. «Лети над Севером песня», составитель Мокроусова Л.И.
Вдоль по морю, вдоль по морю,
Вдоль по морю, морю синему. – 2р.
Плывут суда, плывут суда,
Корабли плывут из разных стран – 2р.
Мы встретим их, мы встретим их,
Хлебом солью, словом ласковым. – 2р.
Дети вручают гостям хлеб с солью.
- А Михайло с другими детьми любили играть в рыбаков и рыбок.
Игра «Тянем невод» Невод поднимаем рыбу вынимаем ёршиков – котику, косточки – пёсику, треску в засол. Остальные же, остальные же, остальные в котёл.
Мальчики строятся полукругом. На раз – ритмично наклоняются вперед с вытянутыми руками. На два – встают, руки прижимают к груди – тянут «невод».
Девочки – «рыбки», «плавают».
Мальчики, стоящие с краев, на слова: «Остальные же …», заводят круг, на слово «котёл» опускают сцепленные руки. «Рыбки», оказавшиеся в круге, считаются пойманными.
Воспитатель: - Хорошо поиграли, но надо выполнять задания ветра.
4 задание:
10 слайд: на экране появляются изображения книг: «Арифметика», «Грамматика», «Сказки», «Былины», Комиксы.
- Выберите те книги, которые Михайло называл «Вратами науки».
11 слайд: если дети правильно назвали, то на экране исчезают «Сказки», «Былины», Комиксы.
12 слайд: появляется карта – на ней новые обозначения: Вологда, Данилов, Ярославль.
5 задание: - В какое время года Михайло отправился с рыбным обозом? - Выберите одежду, которую он надел. Соблюдайте цифровой ряд.
На столах картинки с изображением старинной мужской одежды с номерами и стойка с цифрами: 1, 2, 3, 4, 5, 6.
-
– тулуп, кафтан, сюртук.
-
– валенки, пимы, лапти.
-
– штаны, джинсы, брюки.
-
– треух, колпак, картуз.
-
– холщовая косоворотка, атласная рубаха, рубаха с вышивками.
-
– рукавицы (с вышивкой, меховые, вязанные).
Дети выбирают нужные картинки и развешивают их на стойке, поясняя свой выбор.
13 слайд: на экране появляются обозначения: Переяславль, Ростов, Загорск.
Воспитатель поворачивает стойку другой стороной и на обратной стороне картинок читается надпись «Москва».
- Как вы думаете, почему сложилось это слово?
14 слайд: на карте появляется последнее обозначение: Москва.
15 слайд: голос и изображение ветра: - Вы правильно выполнили мои задания, и вас ожидает сюрприз.
16 слайд: на экране – портрет М.В. Ломоносова. Затем изображение рассыпается на маленькие частички и раздается торжественная музыка.
Появляется «М.В.Ломоносов».
М.В.Ломоносов: - Здравствуйте, отроки. Наслышан о ваших прекрасных знаниях. Если будете также хорошо учиться и далее, то вас ждет великое будущее.
Составление СИНКВЕЙНА:
-
Узнали, кто я? (М.В. Ломоносов)
-
Какой я для вас? (умный, талантливый, любознательный, пытливый, и т.д.)
-
Что я сделал для вас и других людей? (создал первую химическую лабораторию, создал смальты, мозаику, ночезрительную трубу, открыл атмосферу на Венере и т.д.).
- В детстве я любил читать, писать, наблюдать. Очень мне нравилось смотреть на небо. Особенно привлекало северное сияние. Что это такое, откуда оно берется? А вы видели северное сияние? Хотели бы об этом узнать? - Тогда вы станете участниками опыта.
17 слайд: изображение полярного сияния.
Опыт: - Кусочки бумаги – частицы солнечного ветра, которые посылает в сторону Земли солнце, воздушный шар – Земля. (Шар трут о волосы). Посмотрите, как частицы притягиваются к наэлектризованному шару.
Показывает магнит.
- Это магнит, который притягивает металл. У Земли тоже есть магнитные силы.
На столе два листа бумаги. На один кладут магнит, на другой – металлическую стружку. С помощью трубочки сдувают в сторону магнита стружку. Выясняют, что происходит (опилки располагаются в соответствии с полюсами магнита).
- Магнитные силы Земли задерживают солнечный ветер. Его частицы, двигаясь к полюсам, сталкиваются с частицами воздуха и светятся. Так появляется полярное сияние.
Понравился вам опыт? Что вы узнали? - Молодцы! Настоящие ребята, с севера!
Дети исполняют песню.
«Мы – ребята с Севера»
сб. «Лети над Севером песня», составитель Мокроусова Л.И.
муз.М.Картушиной сл. А.Онегиной
-
С неба северное солнышко
светит весело для всех
и река Двина широкая
это гордость здешних мест.
Припев: А мы – ребята с Севера,
А мы идем уверенно
По городу любимому
Архангельской земле.
А мы – ребята с Севера,
Делами мы проверены,
Торопимся к победам мы
В учебе и труде.
-
Как цветы растем на радость мы
набираемся мы сил
и науки покорятся нам
Ломоносов так учил.
-
Много вырастет учёных,
много вырастет врачей.
Много вырастет хороших
замечательных людей.
М.В.Ломоносов: - За такое рвение к знаниям надобно наградить отроков.
Из сундучка М.В.Ломоносов достает медали и награждает каждого ребенка.
Слышен шум ветра.
М.В.Ломоносов: - Мне пора. Спасибо вам за гостеприимство. Желаю вам великих достижений.
18 слайд: на экране из частиц начинает составляться портрет М.В.Ломоносова, а он сам уходит из зала.
19 слайд: голос и изображение ветра:
Вот спасибо вам, друзья! Порадовали вы меня. Столько знать о земляке! Кто? Когда? Откуда? Где? Возвратил я вам значки. Всем успехов! Молодцы!
20 слайд: на экране появляется карта со всеми обозначениями.
- Мы выполнили все задания, восстановили карту. Она пригодится другим детям, которые тоже будут изучать жизнь и творчество М.В.Ломоносова. Молодцы! |
|
|