|
Ббк74. 102 Д 36 Рецензенты
|
 Скачать 2.38 Mb.
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

   
ББК74.102 Д 36 Рецензенты:
М.Н. Полякова — кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена;
С.В. Васильев — кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии здоровья СПбТИПиСР.
Д 36 Деркунская В.А.
Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. — М.: Центр педагогического образования, 2012. — 144 с.
ISBN 978-5-91382-091-4
При всей своей актуальности проектная деятельность дошкольников остается малоизученным видом совместной деятельности взрослых и детей. Предлагаемое пособие ставит своей задачей объяснить воспитателям и специалистам дошкольного образования специфику работы в методе проектов, показать его существенные отличия от других методов и форм работы с детьми в детском саду, оснастить педагогов технологией организации проектной деятельности детей разного дошкольного возраста. Разнообразная тематика проектов, представленных в пособии, охватывающих все возрастные периоды детей детского сада, учитывающих психические и физические возможности малышей, методические рекомендации по их реализации делают пособие доступным для использования всеми педагогами, увлеченными своей работой, осознающими свою ответственность перед нынешним и будущим поколением, желающими дарить радость детям.
Пособие адресовано воспитателям детских садов, студентам педагогических специальностей, может быть полезно родителям дошкольников.
ББК 74.102 ISBN 978-5-91382-091-4 © Деркунская В.А., 2012 © ООО «Центр педагогического образования», 2012
ВВЕДЕНИЕ Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным становится поиск форм совместной деятельности взрослых (педагогов и родителей) и детей.
В Федеральных государственных требованиях к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования определено, что совместная деятельность воспитателя и ребенка является одним из основных способов реализации образовательного содержания, но не уточнено, в каких именно формах должна реализовываться совместная деятельность. Таким образом, решение этого вопроса открывает широкие возможности для опытно-экспериментального поиска, для проектирования и внедрения педагогических инноваций, для поддержания и развития педагогического творчества специалистов дошкольного образования.
В совместной деятельности с взрослым ребенок способен к выполнению тех действий, которые самостоятельно он выполнить еще не может. Они образуют зону ближайшего развития ребенка, становясь его индивидуальным достоянием на следующем этапе развития, благодаря процессу интериоризации. Доля участия ребенка в его совместной деятельности с взрослым закономерно растет с возрастом малыша. В конечном итоге (по достижении взрослости) в его индивидуальной активности может полностью воспроизводиться содержание целостной совместной деятельности. Таким образом, процесс интериоризации относится не только к отдельным действиям и психическим функциям, но и к деятельности ребенка в целом.
В каждом возрастном периоде может быть выявлено основное, характерное для этого периода содержание совместной деятельности малыша с взрослым (А.В. Венгер).
Совместная деятельность с взрослым понимается как совместная партнерская деятельность, обусловленная равноправным -3-
Проектная деятельность дошкольников участием и взаимным уважением участников (Н.А. Короткова), Выбор форм совместной деятельности, обусловленный, в первую очередь, психологическими особенностями дошкольного возраста, ведущим видом деятельности, будет зависеть от интересов и предпочтений воспитанников детского сада, от профессиональной компетентности воспитателей и специалистов дошкольного образования, от заинтересованности и включенности родителей в совместную деятельность.
Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых является проектная деятельность.
Проектную деятельность можно рассматривать как вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.
Культурные практики — это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающиеся с первых дней его жизни. Как отмечает Н.Б. Крылова, до школы культурные практики формируются, с одной стороны, на основе взаимодействия с взрослыми, а с другой, не менее важной, — на основе его постоянно расширяющихся самостоятельных действий (собственные пробы, поиск, выбор, манипулирование предметами и действиями, конструирование, фантазирование, продуктивная деятельность, творчество, наблюдения-изучения- исследования).
Иными словами, проектная деятельность, как вид культурной практики, — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым формировать практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. Примечательно, что культурные практики для дошкольника — это также спонтанное, обыденное освоение разного опыта общения и коллективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. -4-
Введение Проектная деятельность охватывает разные стороны развития личности дошкольников, начиная с младшего возраста. Организация проектной деятельности детей позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд. Интеграция — один из ведущих принципов реализации содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Проектная деятельность сочетается с игрой, что также принципиально для осуществления педагогической работы с дошкольниками, и является коллективным продуктом и творчеством для каждого ребенка.
ЧАСТЬ 1. САМОЕ ГЛАВНОЕ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ Проектная деятельность — это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Проектная деятельность основана, с одной стороны, на взаимодействии с взрослыми, а с другой, не менее важной, - на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребенка (собственные пробы, поиск, выбор, манипулирование предметами и действиями, конструирование, фантазирование, наблюдение-изучение-исследование).
Проектная деятельность — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать», - писал Песталоцци. В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки.
Суть проектной деятельности — активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным в данной деятельности разнообразным проблемам. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и обретать умения, развитие критического мышления. Проектная деятельность стимулирует надситуативную активность, что означает стремление ребенка к постоянному углублению в проблему.
Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников и помогает ребенку приобретать универсальные культурные способы -6-
Часть 1. Самое главное в проектной деятельности дошкольников действий (умения), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.
Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации педагогического процесса в ДОУ отличает следующее:
-
практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений;
-
нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников;
-
интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем.
Проектная деятельность включает в себя:
-
задание для детей, сформулированное в виде проблемы;
-
целенаправленную детскую деятельность;
-
формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом;
-
результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.
Проектная деятельность дошкольников может быть познавательно-исследовательского, игрового и творческого характера. По продолжительности проекты бывают краткосрочными (от 1 недели до нескольких месяцев) и долгосрочными (от полугода до нескольких лет).
Для детей младшего дошкольного возраста характерны небольшие по продолжительности и простые по результату продуктивной деятельности тематические мини-проекты, организуемые чаще при участии родителей или совместно с родителями.
Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более продолжительным занятием, она может активно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей.
Метод проектов включает в себя несколько этапов, выделенных
Н.Ю. Пахомовой, и только при их соблюдении можно говорить о том, что реализуется проектная деятельность в детском саду:
-
Погружение в проект;
-
Организация деятельности;
-7-
-
Осуществление деятельности;
-
Презентация результатов.
Новая форма работы закономерно влечет за собой изменение позиции воспитателя. Для проектной деятельности характерны такие изменения в профессиональном взаимодействии взрослого и ребенка, как:
-
Переход от трансляции готовых знаний к инициированию активизации поисковой активности воспитанников, к совместному поиску решения поставленной или обнаруженной ими проблемы.
-
Педагог помогает детям самостоятельно найти решение, «открыть» новое знание и присвоить его на уровне опыта. В ходе выполнения проекта дети учатся самостоятельно искать информацию, делать выводы, подбирать способы изложения найденного материала для сверстников, младших детей.
Рассмотри более подробно этапы проектной деятельности и сущность выполняемых действий со стороны воспитателя и детей в ее условиях. Проектная деятельность дошкольников Воспитатель
| Дети
| Погружение в проект
| Формулирует проблему проекта, сюжетную игровую ситуацию, цель и задачи.
Вводит детей в проблему, активи- зируя интерес к ней, «заражая» стремлением решить ее.
| Осуществляют присвоение проблемы на личном уровне, вживаются в ситуацию, принимают, уточняют и конкретизируют цели и задачи предстоящей деятельности.
| Организация деятельности
| Создает условия для самостоятельной деятельности детей.
Предлагает и организует:
-
группы детей;
-
распределяет роли, ответственность;
-
планирование детской деятельности по решению задач проекта;
-
формы презентации результатов, итогов работы.
| Распределяются по группам с помощью взрослого. Распределяют роли, ответственность. Планируют свою работу и работу всех участников проекта. Выбирают формы и способы презентации полученных результатов.
|
-8-
Часть 1. Самое главное в проектной деятельности дошкольников Воспитатель
| Дети
| Осуществление деятельности
| При косвенном участии:
-
при необходимости консультирует, отвечает на вопросы, подсказывает, советует;
-
деликатно контролирует;
-
обогащает знания детей, повышает их эрудицию;
-
репетирует с детьми презентацию, обсуждает, помогает.
| Активно и самостоятельно при косвенном участии воспитателя:
-
выполняют свою работу в рамках выбранной роли и ответственности;
-
консультируются, задают вопросы, ищут поддержки и положительного подкрепления;
-
ищут необходимые и недостающие знания;
-
фантазируют;
-
готовят презентацию.
| Презентация
| Обобщает полученные результаты проекта и подводит его итоги. Оценивает умения детей и совместную деятельность дошкольников.
| Демонстрируют:
-
понимание проблемы, цели и задачи;
-
умение планировать и осуществлять работу;
| Поощряет каждого участника, подобрав ему свою номинацию.
| -
найденные способы решения проблемы;
-
самоанализ деятельности и ее результата;
-
взаимную оценку друг другу в деятельности, способность выбрать лучших участников.
|
Самое сложное в проектной деятельности для воспитателя — это обозначить и сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Об этом стоит задуматься серьезно на предварительном этапе.
Продукт проектной деятельности дети предложат сами, как только произойдет погружение в проблемную ситуацию. Для воспитателя главное — поддержать активность детей, помочь ей развернуться и развиться самостоятельно.
В отличие от проектной деятельности школьников, где больший упор делается на исследовательскую активность учащихся, проектная деятельность дошкольников более разнообразна и -9-
Проектная деятельность дошкольников вариативна. Она допускает элементы фантазирования и творчества, обязательный игровой контекст, учитывает возраст и опыт детей, ведущий вид деятельности.
Примерная тематика детских проектов в разных возрастных группах детского сада (образовательные области «Здоровье» и «Безопасность»).
Младшая группа
Основные новообразования возраста: опыт освоения предметного мира и простейших манипуляций с предметами; развитие наглядно-действенного мышления; возникновение новых социальных мотивов — войти в жизнь взрослых, пользоваться их предметами, действовать с ними, как взрослые; образование системы «Я» и развитие потребности действовать самому.
Ведущий вид деятельности: предметная и предметно-мани- пулятивная.
Тематика краткосрочных мини-проектов с детьми четвертого года жизни (совместно с родителями):
-
«Эти разные и полезные щетки» (выставка щеток с последующим накоплением опыта манипуляций с ними);
-
«Мыло» (создание коллекции мыла с последующим накоплением опыта его применения);
-
«Надо, надо умываться» (создание алгоритма мытья рук для куклы Кати или девочки чумазой);
-
«Хлеб-соль» (как с пользой для здоровья употреблять хлеб);
-
«Зонты и зонтики»;
-
«Варежки, перчатки»;
-
«Как одеться по погоде» (создание коллекций сезонной одежды с пользой для здоровья);
-
«Такая разная обувь»;
-
«Наши любимые игры» (пальчиковые, подвижные, физкультминутки);
-
«Любимая еда в детском саду и дома»;
- 10-
Часть 1. Самое главное в проектной деятельности дошкольников -
«Фрукты»;
-
«Овощи»;
-
«Аккуратно, мебель!»;
-
«Я катаюсь на качелях»;
-
«Обереги».
Создание коллекций в рамках проектной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста отвечает ведущей деятельности детей — предметной и предметно-манипулятивной. Создание коллекций — это возможность познания ребенком предмета, его сенсорной стороны, разнообразных свойств и качеств; знакомство с разнообразием предметного мира в рамках одной темы или одного предмета. Учитывая возраст детей и небольшой опыт деятельности и представлений об окружающем, следует говорить о детско-родительском коллекционировании. Такой подход, в свою очередь, позволяет ребенку активно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, создает доброжелательную атмосферу в группе детского сада и в семье, поскольку совместная деятельность сближает родителей с ребенком.
Коллекционирование как продуктивная проектная деятельность позволяет по-новому взглянуть на обогащение предметноразвивающей среды в группе детского сада. Воспитатель имеет возможность обращаться к детской коллекции (выставке), решая разнообразные задачи воспитания и развития детей. Тематическая коллекция может стать опорой для педагога в организации познавательно-речевой и художественно-эстетической деятельности, в организации здоровьесбережения и социально-нравственном воспитании.
Средняя группа
Основные новообразования возраста: освоение социальных ролей и связей, социальных отношений; развитие нагляднообразного мышления; развитие способности к замещению предметов и пространственному моделированию; развитие познавательных интересов; развитие произвольности в эмоциональной сфере; появление новых социальных мотивов — за - 11 -
Проектная деятельность дошкольников ниматься общественно значимой и общественно оцененной деятельностью.
Ведущий вид деятельности: игровая (сюжетно-ролевая игра)
Примерная тематика проектов:
-
«Идем к врачу»;
-
«Как проверить и сохранить слух»;
-
«Утром дома; (правила умывания, закаливания и выполнение зарядки, прием пищи);
-
«Научим (какой-то игровой персонаж) соблюдать режим дня, умываться, правильно принимать пищу, полоскать рот после еды, чистить зубы»;
-
«Полезно-вредно для наших зубов»;
-
«Опасно-безопасно»;
-
«Книга здоровья нашей группы»;
-
«Острые предметы в наших руках: будь осторожен!»;
-
«Правила поведения в автобусе»;
-
«Мы — пешеходы».
Старшая и подготовительная группы
Основные новообразования возраста: опыт осознания своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний (самолюбие и самооценка, самосознание); стремление к разностороннему общению; развитие логического и понятийного мышления; соподчинение мотивов деятельности и начало формирования индивидуальной мотивационной сферы; компетентность; освоение новой социальной позиции.
Ведущий вид деятельности: игровая и продуктивная полидеятельность; учебная и исследовательская деятельность.
Примерная тематика проектов:
-
«Что внутри у человека?» (создание буклета или дидактического плаката);
-
«Азбука здоровья»;
-
«Зимние и летние виды игр или во что поиграть зимой и летом» (картотека игр);
-
«Создаем меню для малышей»;
-12-
Часть 1, Самое главное в проектной деятельности дошкольников -
«Сладкая, но полезная» (стенгазета или выпуск номера газеты), которому предшествует поэтапная работа. В условиях проекта «Сладкое и полезное» у дошкольников развиваются умения определять полезные продукты, значимость их потребления для здоровья человека, применять имеющиеся знания в практических житейских ситуациях (например, при приготовлении блюд). Проект предполагает организацию следующих видов деятельности:
-
беседы «Полезная и вредная пища», «Бывает ли сладкое полезным?»;
-
чтение художественной литературы (Т. Собакин «О пользе овсяной каши», Г. Ладонщиков «Лето в разгаре», Ф. Алхазова «Ягоды»);
-
дидактическая игра «Витаминная семейка»;
-
подготовка презентации (подбор стихотворений, составление сценария);
-
оформление «Книги рецептов»;
-
приготовление салатов и сладких блюд;
-
работа в практических тетрадях («Определи составляющие продукты для «Салата здоровья»);
-
дегустации с последующей оценкой и самооценкой деятельности ребенка;
-
фотовыставка «С мамой вместе»;
-
выполнение домашнего задания;
-
встреча с поваром.
При подведении итогов проекта проводится беседа, направленная на систематизацию и обобщение полученных представлений. Дети принимают активное участие в обсуждении проектной деятельности, при обсуждении процесса по созданию полезных сладких блюд.
Обобщают материал в стенгазету или тематический номер газеты:
-
«Где искать витамин С?» (интервью со знатоками, представителями разных профессий);
-
«Накорми меня правильно или Книга полезных советов»;
-
«Надо, надо умываться»;
-13-
Проектная деятельность дошкольников -
«Что и как мы едим?»;
-
«Как увидеть красивые сны?»;
-
«Хочу быть спортсменом»;
-
«Энциклопедия спорта»;
-
«Наши друзья — витамины»;
-
«Чистота в нашей группе»;
-
«Жизнь живого»;
-
«Жить здорово» (создание телевизионной передачи);
-
«Осторожно, незнакомец!»;
-
«Четвероногие»;
-
«Ядовитые растения и ягоды» (создание дидактической игры);
-
«Стоп: крыши, деревья, люки» (создание правил безопасного поведения);
-
«Детская площадка: качели, горки, карусели, спортивные снаряды»;
-
«Правила катания на велосипеде, роликах, самокате»;
-
«Знаки дорожного движения» (изготовление знаков);
-
«Осторожно пешеход».
В следующей части пособия мы рассмотрим примеры организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста.
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
|
|