Главная страница

Ббк74. 102 Д 36 Рецензенты



Скачать 2.38 Mb.
Название Ббк74. 102 Д 36 Рецензенты
страница 1/11
Дата 21.04.2016
Размер 2.38 Mb.
Тип Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11





ББК74.102 Д 36

Рецензенты:

М.Н. Полякова — кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена;

С.В. Васильев — кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии здоровья СПбТИПиСР.

Д 36 Деркунская В.А.

Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. — М.: Центр педагогического образования, 2012. — 144 с.

ISBN 978-5-91382-091-4

При всей своей актуальности проектная деятельность дошкольников остается малоизученным видом совместной деятельности взрослых и детей. Предлагаемое пособие ставит своей задачей объяснить воспитателям и специалистам дошкольного образования специфику работы в методе проектов, показать его существенные отличия от других методов и форм работы с детьми в детском саду, оснастить педагогов технологией организации проектной деятельности детей разного дошкольного возраста. Разнообразная тематика проектов, представленных в пособии, охватывающих все возрастные периоды детей детского сада, учитывающих психические и физические возможности малышей, методические рекомендации по их реализации делают пособие доступным для использования всеми педагогами, увлеченными своей работой, осознающими свою ответственность перед нынешним и будущим поколением, желающими дарить радость детям.

Пособие адресовано воспитателям детских садов, студентам педагогических специальностей, может быть полезно родителям дошкольников.

ББК 74.102

ISBN 978-5-91382-091-4

© Деркунская В.А., 2012 © ООО «Центр педагогического образования», 2012


ВВЕДЕНИЕ

Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным становится поиск форм совместной деятельности взрослых (педагогов и родителей) и детей.

В Федеральных государственных требованиях к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования определено, что совместная деятельность воспитателя и ребенка является одним из основных способов реализации образовательного содержания, но не уточнено, в каких именно формах должна реализовываться совместная деятельность. Таким образом, решение этого вопроса открывает широкие возможности для опытно-экспериментального поиска, для проектирования и внедрения педагогических инноваций, для поддержания и развития педагогического творчества специалистов дошкольного образования.

В совместной деятельности с взрослым ребенок способен к выполнению тех действий, которые самостоятельно он выполнить еще не может. Они образуют зону ближайшего развития ребенка, становясь его индивидуальным достоянием на следующем этапе развития, благодаря процессу интериоризации. Доля участия ребенка в его совместной деятельности с взрослым закономерно растет с возрастом малыша. В конечном итоге (по достижении взрослости) в его индивидуальной активности может полностью воспроизводиться содержание целостной совместной деятельности. Таким образом, процесс интериоризации относится не только к отдельным действиям и психическим функциям, но и к деятельности ребенка в целом.

В каждом возрастном периоде может быть выявлено основное, характерное для этого периода содержание совместной деятельности малыша с взрослым (А.В. Венгер).

Совместная деятельность с взрослым понимается как совместная партнерская деятельность, обусловленная равноправным

-3-


Проектная деятельность дошкольников

участием и взаимным уважением участников (Н.А. Короткова), Выбор форм совместной деятельности, обусловленный, в первую очередь, психологическими особенностями дошкольного возраста, ведущим видом деятельности, будет зависеть от интересов и предпочтений воспитанников детского сада, от профессиональной компетентности воспитателей и специалистов дошкольного образования, от заинтересованности и включенности родителей в совместную деятельность.

Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых является проектная деятельность.

Проектную деятельность можно рассматривать как вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.

Культурные практики — это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающиеся с первых дней его жизни. Как отмечает Н.Б. Крылова, до школы культурные практики формируются, с одной стороны, на основе взаимодействия с взрослыми, а с другой, не менее важной, — на основе его постоянно расширяющихся самостоятельных действий (собственные пробы, поиск, выбор, манипулирование предметами и действиями, конструирование, фантазирование, продуктивная деятельность, творчество, наблюдения-изучения- исследования).

Иными словами, проектная деятельность, как вид культурной практики, — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым формировать практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. Примечательно, что культурные практики для дошкольника — это также спонтанное, обыденное освоение разного опыта общения и коллективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

-4-


Введение

Проектная деятельность охватывает разные стороны развития личности дошкольников, начиная с младшего возраста. Организация проектной деятельности детей позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд. Интеграция — один из ведущих принципов реализации содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Проектная деятельность сочетается с игрой, что также принципиально для осуществления педагогической работы с дошкольниками, и является коллективным продуктом и творчеством для каждого ребенка.




ЧАСТЬ 1. САМОЕ ГЛАВНОЕ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Проектная деятельность — это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Проектная деятельность основана, с одной стороны, на взаимодействии с взрослыми, а с другой, не менее важной, - на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребенка (собственные пробы, поиск, выбор, манипулирование предметами и действиями, конструирование, фантазирование, наблюдение-изучение-исследование).

Проектная деятельность — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать», - писал Песталоцци. В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки.

Суть проектной деятельности — активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным в данной деятельности разнообразным проблемам. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и обретать умения, развитие критического мышления. Проектная деятельность стимулирует надситуативную активность, что означает стремление ребенка к постоянному углублению в проблему.

Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников и помогает ребенку приобретать универсальные культурные способы

-6-


Часть 1. Самое главное в проектной деятельности дошкольников

действий (умения), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.

Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации педагогического процесса в ДОУ отличает следующее:

  • практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений;

  • нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников;

  • интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем.

Проектная деятельность включает в себя:

  • задание для детей, сформулированное в виде проблемы;

  • целенаправленную детскую деятельность;

  • формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом;

  • результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.

Проектная деятельность дошкольников может быть познавательно-исследовательского, игрового и творческого характера. По продолжительности проекты бывают краткосрочными (от 1 недели до нескольких месяцев) и долгосрочными (от полугода до нескольких лет).

Для детей младшего дошкольного возраста характерны небольшие по продолжительности и простые по результату продуктивной деятельности тематические мини-проекты, организуемые чаще при участии родителей или совместно с родителями.

Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более продолжительным занятием, она может активно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей.

Метод проектов включает в себя несколько этапов, выделенных

Н.Ю. Пахомовой, и только при их соблюдении можно говорить о том, что реализуется проектная деятельность в детском саду:

  1. Погружение в проект;

  2. Организация деятельности;

-7-



  1. Осуществление деятельности;

  2. Презентация результатов.

Новая форма работы закономерно влечет за собой изменение позиции воспитателя. Для проектной деятельности характерны такие изменения в профессиональном взаимодействии взрослого и ребенка, как:

  • Переход от трансляции готовых знаний к инициированию активизации поисковой активности воспитанников, к совместному поиску решения поставленной или обнаруженной ими проблемы.

  • Педагог помогает детям самостоятельно найти решение, «открыть» новое знание и присвоить его на уровне опыта. В ходе выполнения проекта дети учатся самостоятельно искать информацию, делать выводы, подбирать способы изложения найденного материала для сверстников, младших детей.

Рассмотри более подробно этапы проектной деятельности и сущность выполняемых действий со стороны воспитателя и детей в ее условиях.

Проектная деятельность дошкольников
Воспитатель

Дети

Погружение в проект

Формулирует проблему проекта, сюжетную игровую ситуацию, цель и задачи.

Вводит детей в проблему, активи- зируя интерес к ней, «заражая» стремлением решить ее.

Осуществляют присвоение проблемы на личном уровне, вживаются в ситуацию, принимают, уточняют и конкретизируют цели и задачи предстоящей деятельности.

Организация деятельности

Создает условия для самостоятельной деятельности детей.

Предлагает и организует:

  • группы детей;

  • распределяет роли, ответственность;

  • планирование детской деятельности по решению задач проекта;

  • формы презентации результатов, итогов работы.

Распределяются по группам с помощью взрослого. Распределяют роли, ответственность. Планируют свою работу и работу всех участников проекта. Выбирают формы и способы презентации полученных результатов.




-8-



Часть 1. Самое главное в проектной деятельности дошкольников
Воспитатель

Дети

Осуществление деятельности

При косвенном участии:

  • при необходимости консультирует, отвечает на вопросы, подсказывает, советует;

  • деликатно контролирует;

  • обогащает знания детей, повышает их эрудицию;

  • репетирует с детьми презентацию, обсуждает, помогает.

Активно и самостоятельно при косвенном участии воспитателя:

  • выполняют свою работу в рамках выбранной роли и ответственности;

  • консультируются, задают вопросы, ищут поддержки и положительного подкрепления;

  • ищут необходимые и недостающие знания;

  • фантазируют;

  • готовят презентацию.

Презентация

Обобщает полученные результаты проекта и подводит его итоги. Оценивает умения детей и совместную деятельность дошкольников.

Демонстрируют:

  • понимание проблемы, цели и задачи;

  • умение планировать и осуществлять работу;

Поощряет каждого участника, подобрав ему свою номинацию.

  • найденные способы решения проблемы;

  • самоанализ деятельности и ее результата;

  • взаимную оценку друг другу в деятельности, способность выбрать лучших участников.




Самое сложное в проектной деятельности для воспитателя — это обозначить и сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Об этом стоит задуматься серьезно на предварительном этапе.

Продукт проектной деятельности дети предложат сами, как только произойдет погружение в проблемную ситуацию. Для воспитателя главное — поддержать активность детей, помочь ей развернуться и развиться самостоятельно.

В отличие от проектной деятельности школьников, где больший упор делается на исследовательскую активность учащихся, проектная деятельность дошкольников более разнообразна и

-9-


Проектная деятельность дошкольников

вариативна. Она допускает элементы фантазирования и творчества, обязательный игровой контекст, учитывает возраст и опыт детей, ведущий вид деятельности.

Примерная тематика детских проектов в разных возрастных группах детского сада (образовательные области «Здоровье» и «Безопасность»).

Младшая группа

Основные новообразования возраста: опыт освоения предметного мира и простейших манипуляций с предметами; развитие наглядно-действенного мышления; возникновение новых социальных мотивов — войти в жизнь взрослых, пользоваться их предметами, действовать с ними, как взрослые; образование системы «Я» и развитие потребности действовать самому.

Ведущий вид деятельности: предметная и предметно-мани- пулятивная.

Тематика краткосрочных мини-проектов с детьми четвертого года жизни (совместно с родителями):

  • «Эти разные и полезные щетки» (выставка щеток с последующим накоплением опыта манипуляций с ними);

  • «Мыло» (создание коллекции мыла с последующим накоплением опыта его применения);

  • «Надо, надо умываться» (создание алгоритма мытья рук для куклы Кати или девочки чумазой);

  • «Хлеб-соль» (как с пользой для здоровья употреблять хлеб);

  • «Зонты и зонтики»;

  • «Варежки, перчатки»;

  • «Как одеться по погоде» (создание коллекций сезонной одежды с пользой для здоровья);

  • «Такая разная обувь»;

  • «Наши любимые игры» (пальчиковые, подвижные, физкультминутки);

  • «Любимая еда в детском саду и дома»;

- 10-


Часть 1. Самое главное в проектной деятельности дошкольников

  • «Фрукты»;

  • «Овощи»;

  • «Аккуратно, мебель!»;

  • «Я катаюсь на качелях»;

  • «Обереги».

Создание коллекций в рамках проектной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста отвечает ведущей деятельности детей — предметной и предметно-манипулятивной. Создание коллекций — это возможность познания ребенком предмета, его сенсорной стороны, разнообразных свойств и качеств; знакомство с разнообразием предметного мира в рамках одной темы или одного предмета. Учитывая возраст детей и небольшой опыт деятельности и представлений об окружающем, следует говорить о детско-родительском коллекционировании. Такой подход, в свою очередь, позволяет ребенку активно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, создает доброжелательную атмосферу в группе детского сада и в семье, поскольку совместная деятельность сближает родителей с ребенком.

Коллекционирование как продуктивная проектная деятельность позволяет по-новому взглянуть на обогащение предметноразвивающей среды в группе детского сада. Воспитатель имеет возможность обращаться к детской коллекции (выставке), решая разнообразные задачи воспитания и развития детей. Тематическая коллекция может стать опорой для педагога в организации познавательно-речевой и художественно-эстетической деятельности, в организации здоровьесбережения и социально-нравственном воспитании.

Средняя группа

Основные новообразования возраста: освоение социальных ролей и связей, социальных отношений; развитие нагляднообразного мышления; развитие способности к замещению предметов и пространственному моделированию; развитие познавательных интересов; развитие произвольности в эмоциональной сфере; появление новых социальных мотивов — за

- 11 -


Проектная деятельность дошкольников

ниматься общественно значимой и общественно оцененной деятельностью.

Ведущий вид деятельности: игровая (сюжетно-ролевая игра)

Примерная тематика проектов:

  • «Идем к врачу»;

  • «Как проверить и сохранить слух»;

  • «Утром дома; (правила умывания, закаливания и выполнение зарядки, прием пищи);

  • «Научим (какой-то игровой персонаж) соблюдать режим дня, умываться, правильно принимать пищу, полоскать рот после еды, чистить зубы»;

  • «Полезно-вредно для наших зубов»;

  • «Опасно-безопасно»;

  • «Книга здоровья нашей группы»;

  • «Острые предметы в наших руках: будь осторожен!»;

  • «Правила поведения в автобусе»;

  • «Мы — пешеходы».

Старшая и подготовительная группы

Основные новообразования возраста: опыт осознания своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний (самолюбие и самооценка, самосознание); стремление к разностороннему общению; развитие логического и понятийного мышления; соподчинение мотивов деятельности и начало формирования индивидуальной мотивационной сферы; компетентность; освоение новой социальной позиции.

Ведущий вид деятельности: игровая и продуктивная полидеятельность; учебная и исследовательская деятельность.

Примерная тематика проектов:

  • «Что внутри у человека?» (создание буклета или дидактического плаката);

  • «Азбука здоровья»;

  • «Зимние и летние виды игр или во что поиграть зимой и летом» (картотека игр);

  • «Создаем меню для малышей»;

-12-




Часть 1, Самое главное в проектной деятельности дошкольников


  • «Сладкая, но полезная» (стенгазета или выпуск номера газеты), которому предшествует поэтапная работа. В условиях проекта «Сладкое и полезное» у дошкольников развиваются умения определять полезные продукты, значимость их потребления для здоровья человека, применять имеющиеся знания в практических житейских ситуациях (например, при приготовлении блюд). Проект предполагает организацию следующих видов деятельности:

  • беседы «Полезная и вредная пища», «Бывает ли сладкое полезным?»;

  • чтение художественной литературы (Т. Собакин «О пользе овсяной каши», Г. Ладонщиков «Лето в разгаре», Ф. Алхазова «Ягоды»);

  • дидактическая игра «Витаминная семейка»;

  • подготовка презентации (подбор стихотворений, составление сценария);

  • оформление «Книги рецептов»;

  • приготовление салатов и сладких блюд;

  • работа в практических тетрадях («Определи составляющие продукты для «Салата здоровья»);

  • дегустации с последующей оценкой и самооценкой деятельности ребенка;

  • фотовыставка «С мамой вместе»;

  • выполнение домашнего задания;

  • встреча с поваром.

При подведении итогов проекта проводится беседа, направленная на систематизацию и обобщение полученных представлений. Дети принимают активное участие в обсуждении проектной деятельности, при обсуждении процесса по созданию полезных сладких блюд.

Обобщают материал в стенгазету или тематический номер газеты:

  • «Где искать витамин С?» (интервью со знатоками, представителями разных профессий);

  • «Накорми меня правильно или Книга полезных советов»;

  • «Надо, надо умываться»;

-13-


Проектная деятельность дошкольников

  • «Что и как мы едим?»;

  • «Как увидеть красивые сны?»;

  • «Хочу быть спортсменом»;

  • «Энциклопедия спорта»;

  • «Наши друзья — витамины»;

  • «Чистота в нашей группе»;

  • «Жизнь живого»;

  • «Жить здорово» (создание телевизионной передачи);

  • «Осторожно, незнакомец!»;

  • «Четвероногие»;

  • «Ядовитые растения и ягоды» (создание дидактической игры);

  • «Стоп: крыши, деревья, люки» (создание правил безопасного поведения);

  • «Детская площадка: качели, горки, карусели, спортивные снаряды»;

  • «Правила катания на велосипеде, роликах, самокате»;

  • «Знаки дорожного движения» (изготовление знаков);

  • «Осторожно пешеход».

В следующей части пособия мы рассмотрим примеры организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста.




  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11