Главная страница

Ббк 88 н 62



Название Ббк 88 н 62
страница 3/3
Дата 16.02.2016
Размер 0.51 Mb.
Тип Документы
1   2   3

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:

О магнитная доска (наборное полотно); О сюжетная картина «Стыд»;

О карточка с условным обозначением вкусовых ощущений (рот);

О поднос с наколотыми на зубочистки кусочками банана, соленого огурца, яблока, лимона, ананаса, горькой редьки, киви и т.п. (по набору на каждого ребенка);

О набор цветных карандашей и лист бумаги (для каждого ребенка);

О аксессуары для игры-драматизации: шарфы, платки, галстуки, шапки и т.п.;

О набор карточек-символов.

ХОА ЗАНЯТИЯ

1. Психолог прикрепляет к магнитной доске (наборному полотну) сюжетную картину «Стыд» и говорит:

- Бабушка Дина жила в другом лесу. Когда Дин узнал, что она заболела, то очень забеспокоился и сразу стал собираться в дорогу. Уезжая, Дин попросил Тима выполнить оставшиеся дела, потому что не знал, когда вернется обратно. А дел было немало. Приближалась зима, а гномики заготовили еще недостаточно дров, не заклеили окна в доме, не укрыли розы.

«Как только бабушка поправится, я приеду», - сказал Дин, сел на лошадь и поехал.

Но Тим был очень ленивым.

«Я все сделаю позже», - решил он и пошел играть со своими любимыми игрушками.

И чем холоднее становилось, тем меньше ему хотелось заниматься хозяйством.

Когда приехал Дин, в доме было совсем холодно, кусты роз замерзли, а Тим лежал под тремя одеялами и дрожал. Дин очень рассердился на ленивого Тима, но сначала он растопил печь, приготовил обед. После обеда Дин начал стыдить Тима. Он говорил о том, что Тим совсем не подготовился к зиме: дров не наколол, окна не заклеил, розы не укрыл.

Тим чувствовал себя все хуже. Ему было очень стыдно.

«Извини, Дин, я хочу все исправить», - сказал Тим.

Вскоре гномики сделали все необходимые дела, и им стало тепло и уютно в их маленьком домике.

2. Психолог говорит:

- Расскажите, как выглядит человек, которому стыдно. (Ответы детей.)

Его плечи приподняты, голова наклонена вперед и втянута в плечи, руки опущены или спрятаны за спину. Брови подняты вверх и сдвинуты, уголки губ опущены вниз. Переживая стыд, человек отворачивает или низко опускает голову, прячет взгляд, прикрывает глаза, часто на щеках появляется румянец. Кажется, что от стыда человек становится меньше ростом.

Давайте попробуем изобразить такого человека. (Дети выполняют задание.)

- Когда нам бывает стыдно? (Когда мы делаем то, что нельзя делать.)

Подскажите мне, что это может быть? (Ответы детей.) Человеку бывает стыдно, когда он нарушает принятые всеми правила. Например, нельзя бегать и громко разговаривать в театре или в цирке во время представления. Стыдно бывает и тогда, когда обещаешь что-то сделать и не выполняешь своего обещания.

Никогда нельзя обижать маленьких детей, пожилых людей, домашних животных.

3. Психолог прикрепляет к магнитной доске (наборному полотну) карточку с условным изображением вкусовых ощущений (рот) и объясняет значение символа.

На подносе лежат наколотые на зубочистки кусочки банана, соленого огурца, яблока, лимона, ананаса, горькой редьки, киви и т.п.

Психолог говорит:

— У стыда есть свой вкус. Давайте его найдем вместе с вами. (Дети пробуют кусочки фруктов и овощей и высказывают свое мнение.)

& Примечание. Иногда детям бывает трудно связать выбранное эмоциональное состояние с вкусовыми ощущениями. Поэтому можно начать с обсуждения приятных и неприятных на вкус продуктов.

Зная вкусовые предпочтения ребенка, можно обсудить с ним позитивное эмоциональное состояние и предложить ответить на вопросы: какой вкус у радости? у удивления? А вкус, отвергаемый ребенком, объединить, например, с чувством страха. Затем можно переходить к более сложным эмоциям, таким как стыд, вина.

4. Перед каждым ребенком - набор цветных карандашей и лист бумаги.

Психолог говорит:

- Мы уже попробовали стыд на вкус. А теперь давайте представим, как он выглядит. Вспомните состояние, когда вам было стыдно. После чего вам стало стыдно? Как вы узнали, что вам стыдно? Что бы вы сделали сейчас, если бы оказались на том же месте? Нарисуйте стыд.

Дети выполняют задание, а затем рассказывают о своих рисунках.

5. На столе психолога - различные аксессуары: шарфы, платки, галстуки, шапки и т.п

Психолог говорит:

- Давайте выберем самые интересные истории из тех, что вы услышали, и проиграем их. Не забудьте показать, как стоит, ходит, говорит человек, которому стыдно.

Психолог, учитывая желания детей, распределяет роли, дает время на подготовку, после чего дети инсценируют истории.

6. Перед каждым ребенком - карточка с условным обозначением зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, цветоощущения, состояния природы и погоды и своего отношения к заданной эмоции.

Дети с опорой на символы составляют «портрет обиды».

ЗАНЯТИЕ 8

ВИНА

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:

О магнитофон, аудиозапись музыки М. Мусоргского «Слеза»;

О магнитная доска (наборное полотно); О сюжетная картина «Вина»;

О карточка с условным обозначением осязания (рука с бабочкой);

коробочка с различным природным и «неспецифическим» материалом: шишки, ракушки, камешки, перышки, листья, пуговицы, бумага, проволока, пробки от бутылок, кусочки меха и ткани, ленты и т.п.;

О набор цветных карандашей и лист бумаги (на каждого ребенка);

О набор карточек-символов.

ХОА ЗАНЯТИЯ

1. Звучит аудиозапись музыки М. Мусоргского «Слеза».

Психолог прикрепляет к магнитной доске (наборному полотну) сюжетную картину «Вина» и карточку с условным обозначением осязания (рука с бабочкой).

Психолог объясняет значение символа, затем говорит:

- Каждое лето Тим и Дин собирали лепестки роз, из которых потом делали розовое масло. Оно было очень душистым и ароматным. Нескольких капелек масла хватало, чтобы все белье имело приятный, цветочный запах. Разовое масло гномики добавляли в крем для торта или в мороженое. Этим летом Тим и Дин хорошо потрудились, и у них получился целый горшочек розового масла. Гномы очень обрадовались, когда увидели так много масла и решили поделиться с бабушкой.

Тим собрался пойти за маленьким горшочком, а Дин увидел мячик и предложил сначала сыграть в футбол. Гномы так давно не играли, что тут же наперегонки бросились к мячу и забыли о горшочке. Дин и Тим заигрались, тут мячик со всей силы стукнул горшочек с розовым маслом и разбил его.

«Ох!» - воскликнул Дин и присел на корточки.

«Наше масло...» - прошептал Тим.

От ужаса глаза его стали круглыми, колени подогнулись. В воздухе сильно запахло розовым маслом, а в кувшинчике не осталось ни одной капли.

«Что же мы теперь отнесем бабушке?» - сказал Тим.

«Она, наверное, очень огорчится!» - добавил Дин.

Оба гномика до самого вечера думали, как загладить свою вину и чем порадовать бабушку.

2. Психолог говорит:

- Вина и стыд - очень похожие эмоции. Испытывая вину, человек низко склоняет голову, прячет глаза. Покажите, как смотрит, стоит, ходит виноватый человек.

Дети выполняют задание.

3. На столе психолога - коробочка с различным природным и «неспецифическим» материалом: шишки, ракушки, камешки, перышки, листья, пуговицы, бумага, проволока, пробки от бутылок, кусочки меха и ткани, ленты и т.п.

Психолог говорит:

- В моей волшебной коробочке собрались разные эмоции. Здесь спряталась радость и страх, гнев и вина, обида и робость, удивление и стыд. Но злая волшебница заколдовала их и превратила в разные предметы. Только потрогав предметы, мы сможем разгадать, какие эмоции спрятаны внутри. Давайте попробуем.

Психолог первым опускает руку в коробочку, выбирает предмет на ощупь, рассказывает о его качествах, своих ощущениях, а затем о тех эмоциях, которые он вызвал. Например, перышко может быть связано с удивлением, колючая раковина - со страхом и т.п.

Вслед за ним дети поочередно выполняют задание.

& Примечание. Психолог принимает любой вариант ребенка, при возникновении затруднений задает наводящие вопросы, фиксирует в журнале важные для диагностики и последующей коррекционной работы сведения.

4. Перед каждым ребенком - набор цветных карандашей и лист бумаги.

Психолог говорит:

- Вспомните, когда вы чувствовали себя виноватыми. Что вы сделали? Как вы переживали свою вину? Кто был рядом с вами? А что хотелось сделать в этот момент? Кого хотелось увидеть рядом с собой? Нарисуйте и расскажите нам об этом.

Дети выполняют задание, а затем рассказывают о своих рисунках.

5. Психолог говорит:

— Сейчас каждый из вас изобразит какую-нибудь эмоцию с помощью мимики, жестов, позы, интонации.

Дети выполняют задание. Когда один из детей изображает эмоциональное состояние, другие вспоминают, когда они его испытывали.

По ходу выполнения задания психолог задает вопросы:

- Что это за эмоция? Нравится она нам или нет? Если нравится, то почему?

Если не нравится, что бы хотелось с ней сделать?

6. Психолог прикрепляет к магнитной доске (наборному полотну) набор карточек-символов, напоминает их значение, затем говорит:

- Теперь мы многое знаем об эмоциях: радости, страхе, удивлении, обиде, вине, робости, гневе, стыде. Какая эмоция самая теплая? Самая большая? Самая сладкая? Самая громкая? Самая кислая? Самая тяжелая? Самая приятная? (Ответы детей.)

Как можно себя развеселить? (Вспомнить чье-нибудь веселое лицо, звук, приятный вкус, цвет, запах, хорошие ощущения, солнечную погоду, и свое радостное состояние.)

Как можно справиться со своим страхом, гневом, обидой? (Ответы детей.)

Может ли один и тот же человек испытывать все эти эмоции? (Ответы детей.)

Как вы думаете, для чего нам нужны разные эмоции и наши знания о них? (Чтобы научиться лучше понимать себя и других людей.)

Давайте улыбнемся друг другу. Вы - молодцы!

ЛИТЕРАТУРА

1. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррек-ционной работы с дошкольниками. - М..; Воронеж: Изд-во «Институт практической психологии», 1998.

2. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 1999.

3. Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. - СПб: Социальная литература, 1996.

4. Кэдъюсон X., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. - СПб: Питер, 2000.

5. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. - М.: Независимая фирма «Класс», 1997.

6. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.П. Ерофеевой. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.
1   2   3