Главная страница

Базовый учебник : география 5класс начальный курс. Автор Летягин А. А. План- конспект урока. Тема: Вода на Земле Цель урока : познакомиться с понятием «гидросфера», «круговорот воды в природе»


Скачать 63.24 Kb.
Название Базовый учебник : география 5класс начальный курс. Автор Летягин А. А. План- конспект урока. Тема: Вода на Земле Цель урока : познакомиться с понятием «гидросфера», «круговорот воды в природе»
Турченко Э.П
Дата 27.04.2016
Размер 63.24 Kb.
Тип Учебник

План - конспект урока географии в 5 классе

Автор: Ажигатова Ш.У

Место работы: МБОУ «Забузанская СОШ имени Турченко Э.П.» Красноярский район Астраханская область

Должность: учитель географии и биологии

Предмет: география

Класс: 5

Тема урока: Вода на Земле.

Базовый учебник: география 5класс - начальный курс .Автор Летягин А.А.

План- конспект урока.

Тема: Вода на Земле

Цель урока:

  • познакомиться с понятием «гидросфера», «круговорот воды в природе», создание условий для формирования знаний учащихся о единстве водной оболочки Земли – гидросфере.


  • развивать умение анализировать, выделять главное, работать самостоятельно и в группах


  • воспитывать рациональное отношение к использованию воды.

Задачи:

- обучающие:

  • сформировать общие представления о водной оболочке Земли – гидросфере, ее составе и строении, о Мировом круговороте воды;

  • доказать единство всех частей гидросферы, а также связь между сушей и гидросферой;

- развивающие:

  • развивать наблюдательность, память, логическое мышление (при работе с ЭОР), умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала;

  • развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное отношение к предмету через использование элементов проблемного обучения;

  • создать условия для совершения учащимися «малых открытий», привитие навыков самостоятельной работы при поиске требуемого материала.

- воспитательные:

воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам, окружающему миру;

  • воспитывать информационную культуру;

  • воспитывать чувства интереса к открытиям на уроке;

  1. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

  2. Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная работа.

  3. Необходимое техническое оборудование: физическая карта полушарий, компьютер, проектор, Интернет, учебник, ЭОР,


Структура и ход урока:

1.Мобилизующий этап. (Слайд 1)

Приветствие учащихся, настраивание на урок. Проверка готовности к уроку.

2.Самоопределение учащихся на основе антиципации.

Отгадывание загадок (слайд 2)

- Много меня - пропал бы мир,
Мало меня - пропал бы мир. 

- Книзу летит капельками, 
А кверху - невидимкою. 

- Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.

(Вода)

Посмотрите на глобус, такой видят Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то он покажется одноцветным – голубым. Этой краски больше всего на глобусе, карте. Что же изображается эти цветом? (Вода).

-Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке, правильно речь пойдет о воде на Земле.

3.Момент осознания учеником недостаточности имеющихся знаний:

Проблемный вопрос урока (Слайд 3)

-Ребята, а много ли воды на Земле и почему она не заканчивается никогда?( выслушиваются мнения учащихся)

Сегодня в течении урока мы попытаемся ответить на поставленный вопрос.

Задание: (Слайд 4)

Нарисуйте пожалуйста облик Земли, закрасьте поверхность суши на Земле – коричневым цветом, а голубым ,поверхность воды на Земле из соотношения 1/4 (25 %), 3/4 (75%).

-Во сколько раз больше поверхность воды на Земле?

Ребята, как вы думаете, почему воду называют «самое необыкновенное и обыкновенное вещество в природе»? (выслушиваются мнения учащихся).

Чтобы найти правильный ответ обратимся к учебнику.

1.Работа с учебником параграф 15,пункт 1.

Задание: Найти основные свойства воды.(Слайд5)

Проверка (Слайд 6)

- вода может находиться в трех состояниях :жидком, твердом, газообразном,

- не имеет запаха, вкуса, цвета.

- универсальный растворитель,

- способность расширяться при замерзании,

- накопитель тепла,

- хорошо проводит электрический ток.

(демонстрация воды в трех агрегатных состояниях)(Слайд 7)

Домашнее задание (Слайд 8)

Выполнить задания на стр.86-88 «Школа географа-следопыта» (по выбору)

2. Работа с геословарем: (Слайд 9)

слова «гидросфера», «круговорот воды в природе», гидрологи заносятся в геословарь, с одновременным расшифрованием понятий (в тетрадь).

Гидросфера – водная оболочка Земли – состоит из нескольких частей.

Работа по учебнику.

Задание:

- Используя текст учебника на стр. 84 п. 2, § 15, дополните схему (слайд 10,11)

Состав гидросферы

……………… ……………… ………………

96,5%)

(Гидросфера состоит из Мирового океана (96,5%), вод суши и воды в атмосфере.)

(Слайд 12-13)

- Вы знаете, что вода бывает пресная и солёная. Какие части гидросферы состоят из пресной воды, а какие – из солёной? (Мировой океан солёный, воды суши могут быть пресными и солёными, вода в атмосфере только пресная.)

- Почему вода в атмосфере всегда пресная? (При испарении все соли остаются в водоёме, а испаряется только вода.)

«Хоть в это поверить не очень легко,

Но Волги вода есть в реке Лимпопо…)

И. Якимов (слайд 14)

- Как вы думаете, возможно, ли это?

Используя слайд 15,рисунок 57 в учебнике стр.86, составьте краткий рассказ о Мировом круговороте воды в природе. А затем попытайтесь ответить на вопросы:

- Чем отличается малый круговорот воды от большого?

- Какую роль в круговороте воды играет Мировой океан?

- Благодаря чему происходит круговорот воды, что является его движущей силой?

- Докажите, что все части гидросферы взаимосвязаны.

- составление опорного конспекта



- работа с магнитной схемой «Мировой круговорот воды» и текстом учебника стр.85-86. (взаимопроверка ответа ).

Ребята, обратите внимание таблицу рекордов по обмену воды (Слайд16)

человек – несколько часов 2-3

воздух – 8 суток

река - 14 суток

озеро - 7 – 300 лет

океан – 3000 лет

подземные воды – 5000 лет

ледники – 8000 лет

Домашнее задание (по выбору) вопросы и задания на ст.89.(Слайд 17)

4.Закрепление нового материала:

Итак, возвращаемся к проблемному вопросу урока:(Слайд18)

-Как вы, думаете, много ли воды на Земле и почему она не заканчивается никогда?

Учитель предлагает учащимся поучаствовать в игре «верю – не верю» (проверить правильность утверждений). Самостоятельно, на листочках-шаблонах напротив номера утверждения поставить либо «+», либо «-».(Слайд 19)

Утверждения:

  1. Вода, находящаяся в воздухе, не является частью водной оболочки Земли, я является частью атмосферы.

  2. Мировой круговорот воды в природе происходит благодаря Солнцу.

  3. В Мировом круговороте воды никак не задействованы подземные воды.

- самооценка: выбрать сектор 3 – балл – «3» (Слайд 20-21)

4 – балл – «4»

5 – балл – «5»

Сектор 3

  • Завершите перечень оболочек Земли: атмосфера, гидросфера,….,…. .

  • Вода на планете находится больше всего в жидком состоянии, газообразном, твердом (выбрать правильный ответ).

  • Гидросфера – это водная оболочка, воздушная, название океана (выбрать правильный ответ)

Сектор 4

  • Завершите перечень: в гидросферу входит:

вода на суше

…………….

…………….

  • В малом круговороте участвуют:

суша – океан

океан - атмосфера

суша – атмосфера ( выбрать правильный ответ)

  • В какой оболочке происходят явления: течения, цунами, приливы, вулканизм

Сектор 5

  • Расставьте в правильном порядке составляющие Мирового круговорота: ледники, океан, осадки, сток с суши, испарение.

  • Вода в твердом состоянии больше всего находится в атмосфере , в Антарктиде, на вершинах гор ( выбрать правильный ответ)

  • В большом круговороте воды участвуют:

суша – океан- атмосфера; суша – океан; атмосфера – океан

Ученики ставят оценки.

5.Рефлексия. (Слайд 22)

У каждого на парте по 3 листика означающие:

Зеленый- было интересно на уроке, я все понял.

Коричневый - урок понравился, но некоторые моменты были трудными.

Красный – мне на уроке было скучно.

Сейчас я вас попрошу повесить на дерево один из листочков.