Главная страница

Балет



Скачать 52.52 Kb.
Название Балет
Дата 29.04.2016
Размер 52.52 Kb.
Тип Урок

Учитель музыки МКОУ «Основная школа №4 имени Ю.А.Гагарина городского округа город Фролово» Русаева С.Н.

Тема урока: Балет.
Цель урока: формирование представления о балете, как о музыкально-хореографическом спектакле.
Задачи урока:
1) обучающие
расширить представление о средствах музыкальной выразительности;
сформировать представление о контрасте, как приёме художественного и музыкального развития;
учить работать на уроке в групповой и в коллективной форме;
2) развивающие
развитие творческого воображения, интонационно-образного мышления;
3) воспитательные
- посредством музыки воспитывать такие качества человеческой личности как доброта, сопереживание к чужому горю;
- воспитывать у школьников интерес к балетной классической музыке;
-напомнить о книге, источнике мудрости, знаний и радости.
Тип урока: изучение нового материала.
Методические приёмы и методы, использованные учителем на уроке: цветовосприятие, графическое моделирование.
Средства обучения: учебник музыки и фонохрестоматия по программе В.В.Алеева, Т.Науменко 5 класс, презентация, видеофрагмент балета «Спящая красавица», компьютер, экран и видеопроектор.
Ход урока:
1.Организационный момент.
- вход в класс под музыку. Звучит вальс из балета П.Чайковского «Спящая красавица» (фрагмент). Музыкальное приветствие.

Учитель. Наш урок начался со звуков музыки, которая снова приглашает нас с вами на встречу с прекрасным миром музыкального искусства.

2. Повторение изученного материала.
Учитель: Ребята! На прошлом уроке мы говорили о жанре «опера». Что такое опера? Что лежит в основе оперного спектакля? Как называется музыкальное вступление к опере? Как называется эпизод в опере, исполняемый певцом в сопровождении оркестра? Если в опере поют все исполнители, это называется…. Слова, реплики героев, произнесенные «говорком»….Конечно, если бы не было музыки, осталась бы пьеса-либретто. А не было бы литературы, то и не появился бы жанр оперы.

3. Объяснение нового материала.

Учитель. Сегодня мы познакомимся с новым музыкальным жанром, тема сегодняшнего урока – БАЛЕТ. Слайд 1.

Слово «балет» в переводе с итальянского языка означает «танец». Вот уже более трех столетий балетом называют музыкальный спектакль, в котором соединены музыка и танец, драматическое действие и изобразительное искусство. Балет – искусство синтетическое, в нем воедино переплетены различные виды искусства: инструментально-симфоническая музыка, литература, хореография, драматическое и изобразительное искусство. Возник балет в Италии в эпоху Возрождения. В Россию он пришел в XVIII веке и был прославлен русскими композиторами и артистами. С XIX века ни одна страна не может сравниться с Россией в искусстве балета. Всему миру известны балеты П.Чайковского, С.Прокофьева, Р.Щедрина и других композиторов.

Как музыка передает характер героев балетного спектакля? Это делается через пластику движения и жеста, пантомиму, мимику, связанные с образным содержанием музыки. Танец служит средством выражения чувств героев. Слайд 2. И большинство балетмейстеров и композиторов долгое время, вплоть до Чайковского, считали, что поскольку балет – искусство танца, то музыка имеет в нем второстепенное значение. П.И.Чайковский стал новатором в жанре балета. Музыка его трех гениальных балетов «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» настолько выразительна и красива, что прекрасно существует и вне театральной сцены, исполняется в концертном зале, по радио и телевидению. Великая музыка вдохновила балетмейстеров, мастеров и артистов балета на создание новых образов и приемов балетного танца – хореографии. А потом и хореография настолько развилась, что балетмейстеры стали ставить балеты на музыку симфоний, опер и других сочинений.

В балете, как и в опере, есть свои элементы. Балетная вариация, как и оперная ария, передает портрет героя, помогает понять его характер. Слайд 3

А большая группа артистов, принимающих участие в балете, называется кордебалет. Танцы кордебалет исполняют роль, аналогичную хору в опере. Слайд 4

Одному композитору, пусть даже самому талантливому, не под силу создать балетный спектакль. Для его музыки нужны исполнители – танцоры и музыканты. А для артистов, нужны костюмы и декорации на сцене. Классическую пачку придумали для того , чтобы балерины могли исполнять сложные повороты требующие свободного движения ног. Пачка балерины состоит из нескольких коротких юбочек торчащих в разные стороны от талии. Слайды 5,6,7,8,9,10.

Балет создаётся многими людьми и это очень увлекательный и интересный труд.


4. Углубление в тему урока

Учитель: Знакома ли вам сказка о спящей красавице?
Учитель: Композитор П.И.Чайковский, сочинивший для нас эту красивую музыку, выбрал для этой сказочной истории удивительный музыкальный жанр – балет. Удивительным, я назвала его потому, что в балете соединяются сразу несколько видов искусства - музыка, живопись и танец. Чайковский был большим мастером своего дела. Я предлагаю нам вернуться к музыке его балета «Спящая красавица» и прослушать вступление к нему. Если вы будете внимательными слушателями, то сможете представить себе некоторых героев этой сказки. Вы, готовы? Начинаем.
Слушание музыкального фрагмента балета «Две волшебницы».

Учитель: Ну что, узнали кого-нибудь из героев сказки в этой музыке?
Обратили внимание на то, как отличаются наши персонажи, какая разная музыка их изображает!
Ответы учеников…………………………………………………………………

Учитель: Правильно! Первой появляется фея Карабос – злая колдунья. Слайд Её переполняет злоба и ненависть, оттого, что её не позвали на королевский бал. За ней появляется фея Сирени – крёстная нашей принцессы. Слайд. У каждой из волшебниц, на балу должен быть соответствующий её образу наряд.

Дифференцированное задание на цветовосприятие музыки.
Примечание: при выполнении этого задания, учащиеся могут разделиться на две группы (или каждый рисует на одном листе индивидуально два контрастных образа). Первая группа создаёт «костюм» для феи Карабос, вторая группа - для феи Сирени. Каждой группе нужно выбрать нужную цветовую палитру, согласно звучащему в данный момент музыкальному фрагменту. Можно предложить следующую цветовую гамму: чёрный, серый, коричневый, сиреневый светлый, сиреневый тёмный и цветочный рисунок в бело - розово-сиреневой гамме.

Повторное слушание музыкального фрагмента «Две волшебницы».

Учитель: Итак, выполнять это задание вам помогала сама музыка. Давайте послушаем сначала наших «художников», выбиравших цветовую гамму для нарядов волшебниц. Что они выбрали и почему?
Ответы учеников, работающих в группах (или индивидуальные ответы)

Учитель: Фея Карабос является олицетворением тёмных сил. Если вспомнить сказку, то именно она, подстроила так, что принцесса уколов свой палец заснула на долгие сто лет. А вот фея Сирени, напротив, вся очень светлая, красивая и цветущая. Словно красивый цветок.
У феи Карабос – мелодическая линия резкая, ломанные, а у феи Сирени – плавная и мягкая.
Такое сочетание делает музыку более яркой и выразительной. Этот приём, называется - контрастом.
Учитель: Мне кажется, что настало время очутиться на королевском балу. Давайте перевернём страницу учебника и окажемся там. Фрагменты этого чудесного бала изображены на цветных фотографиях. Как вы думаете, какое настроение царило на балу до прихода туда феи Карабос?
Ответы учеников класса……

Учитель: Гости веселились и танцевали под прекрасную музыку. Эта музыка уже звучала в начале нашего урока. Давайте вспомним её, и постараемся определить, что же это за танец.
Звучит фрагмент вальса из второго действия балета
Учитель: Как же называется танец с такой плавной, словно льющейся мелодией? Ну конечно, это вальс.

А теперь я предлагаю вам посмотреть фрагмент спектакля в исполнении настоящих артистов балета.
Учитель демонстрирует на экране видеофрагмент балета «Спящая красавица» (время по усмотрению учителя).

5. Закрепление темы урока
Учитель: Итак, что же такое балет? Где и когда возник этот жанр? Какие элементы балета вы знаете?

Молодцы! Вы были внимательными и активными на уроке, это помогло вам так хорошо справиться с моими вопросами. А как вы думаете, где могут вам пригодиться знания, полученные на этом уроке? Кому вы сможете рассказать о своих впечатлениях от услышанной музыки?
Если вас пригласят на балет, с каким настроением вы пойдёте на этот спектакль?
Ответы учеников класса………………………………………………………..
6. Заключительный этап урока
Учитель: Сегодня на уроке мы обратились к сказке.

Давайте закончим наш урок исполнением песни о сказке.

Исполнение песни «Сказки гуляют по свету»