Главная страница

«Азбука общения»


Скачать 0.57 Mb.
Название «Азбука общения»
страница 3/4
Мусина Людмила Петровна
Дата 21.04.2016
Размер 0.57 Mb.
Тип Пояснительная записка
1   2   3   4

Завершение

Педагог – психолог:

- Наше занятие подошло к концу.

В заключении давайте ответим на вопросы.

Можно ли постоянно контролировать свое состояние?

Как вы думаете, сможете ли вы достойно выходить из кон­фликтных ситуаций?

Что для вас было самым трудным на занятии?

(Ответы детей.)
Занятие №6 «что такое дружба»

Цель: создание положительного дружественного настроения в классе. Способствовать сплочению детского коллектива.

Оборудование:

большая иллюстрация с изображением друзей;

таблицы «друг» и «дружба»;

аудиозапись с музыкой ;

магнитофон.

Ход занятия

Педагог – психолог:

- Добрый день, друзья! Поставьте свои стульчики вкруг так, чтобы не помешать другим. Как можно это сделать?

(Под музыку все по очереди садятся на стульчики в круг).

Педагог – психолог:

- Посмотрите на иллюстрацию. Придумайте название к этой иллюстрации. («Друзья»).

(Необходимо помочь детям придти к ответу — друзья).

Педагог – психолог:

- А почему вы решили, что эти ре­бята друзья?

А кого можно назвать другом?

Друг — человек, который связан с кем-нибудь дружбой («Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова).

(Дружба — близкие отношения, основанные на взаимном до­верии, привязанности, общности интересов («Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова).

Педагог – психолог:

- Как вы понимаете «доверие», «привязанность», «общие интересы»?

У кого есть друг?

(По кругу, передавая мягкую игрушку, назвать своего друга и рассказать, почему ты его считаешь другом).

Педагог – психолог:

- С древних времен принято при­ветствовать своего друга, товарища, приятеля рукопожатием. Это означало, что в руках у меня нет оружия, я пришел к тебе с миром.

Давайте поздороваемся друг с другом, протягивая и пожимая руку. Учтем, что старшие первыми протягивают руку младшим, да­мы первыми подают руку.

(Все пожимают друг другу руки).

Театрализованно-ролевая игра «Если случилась беда».

(Развивает умение просить, принимать и оказывать помощь, развивает стратегии поиска социальной поддержки, развитие навыков взаимодействия и общения).

Педагог-психолог:

- «Ребята, вы знаете такую пословицу: «Настоящий друг познается в беде? Что это значит?...Давайте поиграем в такую театральную игру. Кто хочет быть актером? Нужны два актера: желающие. Остальные будут зрителями» Далее обращается к первому ребенку: «Витя, представь, что ты попал в беду, например, ехал на велосипеде и упал, да так сильно, что ударился и поранился, и даже не можешь встать от боли. Недалеко от тебя твой друг Петя (психолог обращается ко второму ребенку: «Петя, а ты будешь другом). Витя зовет Петю, и Петя сразу же бежит на помощь к Вите: дает руку, помогает подняться. У Пети в сидении велосипеда есть тюбик с лекарством, чтобы помазать рану. (Петя достает тюбик и обрабатываешь рану, жалеет Витю). А Витя улыбается и говорит другу: «большое спасибо, Петя, ты настоящий друг!».

(Зрители аплодируют. Потом дети меняются ролями. Далее «на сцену» выходят следующие двое желающих).

Игра «Добрые пожелания волшебников»(5 мин)

Цель: создание атмосферы доброжелательности, учить детей умению адекватно выражать радость: радовать других и радоваться вместе с ними.

Педагог – психолог:

- Ребята, а вы знаете какое самое лучшее качество в человеке? (Доброта, доброжелательность). А с чего начинается дружба вы тоже, наверняка знаете из песни: «С голубого ручейка, начинается река, ну а дружба начинается с улыбки». Улыбка-это начало дружбы. А доброжелательный человек – это человек, который желает добро. Давайте мы с вами сядем в круг, возьмемся за руки, и поиграем в добрых волшебников: мы по очереди улыбнемся друг другу и пожелаем что-то доброе. Я начну: Катя, я желаю тебе много радости и счастья!...».

(Игра сопровождается музыкой «Где водятся волшебники»).

Завершение

Педагог – психолог:

- В завершении нашей встречи прошу продолжить предложение: «Сегодня на занятии я понял (по­няла)...».
Занятие №7 «Учимся дружить»

Цель: способствовать формированию навыков конструктив­ного взаимодействия в группе;

способствовать преодолению барьеров в общении; совершен­ствовать навыки общения; повысить самооценку детей; осознание школьниками важности и необходимости дружеских взаимоотно­шений; помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе. Предоставить учащимся рекомендации для установления, сохране­ния и поддержания дружеских взаимоотношений.

Оборудование: мяч или игрушка; поговорки и пословицы о дружбе; листы бумаги; ручки или карандаши, материалы к упраж­нению «Что важно для дружбы».

Ход занятия

Педагог – психолог:

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы на нашем занятии продолжим изучение такого важного чувства, как дружба. Каждый из вас — интересный человек, интересная личность, каждый вносит свой вклад в дела класса, внутриклассные взаимоотношения.

(Передавая мяч (или игрушку) друг другу расскажите немного о том, что каждый из вас любит делать и что у рас лучше всего получается. И скажите также о том, чему вы бы хотели научиться).

(Выполнение задания.)

Чтение и обсуждение сказки В.Г.Сутеева «Кораблик». Беседа о дружбе.

(формирование представлений о дружбе, азвитие нравственных качеств, развитие навыков слушания и коммуникации)

Педагог – психолог:

Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Пришли на речку.

- Давайте купаться! - сказал Лягушонок и прыгнул в воду.

- Мы не умеем плавать, - сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

- Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! - засмеялся Лягушонок. - Куда же вы годитесь?! - И так стал хохотать - чуть было не захлебнулся.

Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Стали думать. Думали-думали и придумали.

Пошел Цыпленок и принес листочек.

Мышонок - ореховую скорлупку.

Муравей соломинку притащил. А Жучок - веревочку.

И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали - и построили кораблик!

Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли!

Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл... И не догонишь!

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему кораблик уплыл от лягушонка?

(Друзья обиделись, построили кораблик и уплыли на нем от лягушонка; они не захотели с ним дружить, потому что он их обидел, когда сказал: «…на что же вы годитесь?..» и т.д.)

  1. Вам бы хотелось дружить с таким лягушонком? Хороший ли он друг? Хорошо ли он себя повел? Что он сделал плохо?

  2. Умеет ли дружить лягушонок? Что значит уметь дружить?

(Это прежде всего поступать так, как бы хотели чтобы они поступали с вами. Если хотите, чтобы вам улыбались и были добры – сами улыбайтесь и делайте добро.

С друзьями нужно делиться, помогать им, когда у них беда или что-то не получается.

Не надо хвастаться и ругаться, надо учиться уступать и договариваться.)

  1. Как друзья построили кораблик?

(Они делали его все вместе, по правилам, распределили поровну обязанности, договорились - Цыпленок принес листочек. Мышонок - ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. Жучок - веревочку. И построили кораблик.)

  1. Каким должен быть хороший друг?

(добрый, не жадный (щедрый), смелый, готовый придти на помощь, честный и т.д.)

  1. У вас есть такой друг? Как его зовут? А вы дружные ребята?

Педагог – психолог:

- Так, что же такое дружба?

(Дружба — это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Дружба — отношение самоценное, само по себе являющееся благом, так как друзья помогают друг другу бескорыстно.

Дружба — индивидуально-избирательна и основана на вза­имной симпатии.

Известно, что друзья могут быть постоянные или временные. Временных друзей мы называем приятелями).

- Чем приятели отличаются от друзей?

- Сколько у человека может быть настоящих друзей?

(Ответы детей.)

Педагог – психолог:

- Проведенные социологические исследования показали, что люди, которые утверждали, что имеют много друзей, в сложной, критической ситуации оставались либо сами с собой, либо с близкими родственниками. А люди, которые утверждали, что друзей у них мало (1—3 человека) всегда находили у них поддержку и понимание. Таким образом, можно сказать, что настоящих друзей всегда не так много. Но у любого человека обяза­тельно должны быть не только друзья, но и приятели.

Итак, друзья — это те, кому мы верим, кто нас не придаст, не подведет, способен поддержать нас в трудную минуту, посочувст­вовать нам и помочь. Другу мы можем доверить все свои открове­ния. Человек в течение своей жизни приобретает и, к сожалению, Иногда, теряет друзей из-за различных ситуаций. Дружба доставля­ет нам много радости. Дружеские отношения могут изменяться по Мере того, как мы сами растем и изменяемся.

Кто же такой друг? Какими качествами в идеале он должен обладать? На эти вопросы помогут ответить нам следующие упраж­нения».

Упражнение «Мой идеальный друг»

Педагог – психолог:

- Делимся на группы по 2 человека.

(Учащимся предлагается в группах написать те качества, которые необходимы другу. «Друг это тот, кто...»).

Совместное обсуждение результатов.

Педагог – психолог:

- Если бы твой лучший друг (под­руга) сказал о том, что ему (ей) больше всего нравится в тебе, как ты думаешь, что именно он (она) сказал бы?

А если бы этого человека попросили сказать о том, что ему не нравится в тебе, как ты думаешь, о чем он сказал бы?

Как вы думаете, что важнее всего в дружбе?

Что может помешать дружбе?»

(Ответы детей.)

Завершение

Педагог – психолог:

- Давайте подведем итоги нашего занятия.

О чем мы сегодня говорили? Что вы чувствовали на занятии? Что вы запомнили? Что вам понравилось, а что нет? Что удивило или обрадовало? Какие вопросы по теме остались?
Занятие №8 «хорошо ли мы знаем друг друга?»

Цепь: развить социальную наблюдательность, умение заме­тить в человеке наиболее характерные для него качества, умение присоединения и чувствования; учить детей высказывать, пред­ставлять и доказывать свою точку зрения; направить работу на создание единой общности группы; развивать умение работать в группе на общую цель коллектива, исследовать ведущие тенден­ции в группе.

Оборудование: мяч, чистые листы для заполнения, фломасте­ры, карандаши, 1—2 ватмана.

Ход занятия

Педагог – психолог:

- Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем друг друга добрыми словами в упражнении под названием «Комплименты».

Упражнение «Комплименты»

Дети по кругу, передавая друг другу мяч, говорят рядом си­дящему: «Мне нравится, что ты добрый», а сосед отвечает: «Да, я Добрый, а еще я умный» и т. д.

Педагог – психолог:

- А теперь мы немного разо­мнемся и поиграем в игры. Первая игра называется «Щепки плывут по реке».

(Участники становятся в две шеренги на расстоянии вытяну­той руки друг от друга — они берега. Один участник — щепка. Он Медленно проплывает между «берегами», они мягкими прикоснове­ниями помогают «щепке». Упражнение можно проводить с открытыми и с закрытыми глазами).

Педагог – психолог:

- Ребята, я вас очень люблю, каж­дый из вас очень важен, каждый из вас особенный. Давайте нау­чимся признаваться в любви друг другу.

Упражнение «Мы тебя любим»

Все участники становятся в круг. Каждый участник по очере­ди выходит в центр, его хором называют по имени три раза. Затем хором проговаривают фразу: «Мы тебя любим!»

Педагог – психолог:

- После этих упражнений мы еще больше ощутили себя единой командой, единым организмом. А те­перь мы поиграем в игру «Распускающийся бутон».

Игра «Распускающийся бутон»

(можно постелить коврики перед началом занятия) Ребята садятся на пол и берутся за руки. Необходимо встать плавно, одновременно, не отпуская рук, после чего «цветок» начи­нает распускаться (отклоняться назад, крепко держа друг друга за руки) и качаться на ветру.

Педагог – психолог:

- Что вы ощутили после этих игр-упражнений? Какое у вас настроение?

(Ответы детей.)

Педагог – психолог:

- Ну а теперь можно перейти к выполнению важного задания для вас сегодня — создание Газеты о нашей группе. Для ее выполнения вам необходимо хорошо знать друг друга. Давайте проверим себя? Расскажите несколько качеств-характеристик, присущих 2-м каким-нибудь — мальчику и девочке, а мы все должны отгадать — о ком идет речь.

(По желанию выслушивается 23 ребенка.)

Педагог – психолог:

- Проверку вы прошли, перейдем непосредственно к выполнению задания. Необходимо создать со­вместными усилиями газету вашего класса, в которой есть название (необходимо придумать всей группой).

Затем каждый на выбор должен написать любую характери­стику группы и нарисовать рисунок-образ к написанному, в любой из предложенных рубрик:

> мы ученики;

> мы спортсмены;

> мы помощники;

> мы артисты;

>мы изобретатели;

> наши успехи.

По мере завершения работы все готовые материалы объеди­няются в одном месте (на доске или ватмане).

Педагог – психолог:

- Вот какая замечательная газета нашей группы у нас получилась. Давайте посмотрим, какой общий образ у нас получился, какова единая картина.

В целом больше положительного или негативного отражено о классе?

Какие качества и характеристики повторяются и почему?

Что нам здесь не нравится, что хотели бы убрать?

Завершение

Педагог – психолог:

- Спасибо всем за урок. Вы дейст­вительно единая дружная команда.
Занятие №9«ВЗАИМОПОМОЩЬ И СОТРУДНИЧЕСТВО»

Цепь: повышение уровня сплоченности группы; создание ус­ловий для включения детей в совместную деятельность с одно­классниками.

Оборудование: листы АЗ, небольшие листочки, ручки, цвет­ные карандаши и фломастеры; заранее подготовленные задания для групп, разноцветные клубки шерсти или толстые мотки веревки, маленькие кусочки картона 4 х 6 см и небольшие подарки для каж­дого из игроков.

Ход занятия

Педагог – психолог:

- Здравствуйте, друзья. Ведь вы друзья? Я знаю, что вы очень дружные. Чтобы выяснить, действительно ли вы дружные, мы проведем игру. Но для этого нужно разбиться на команды. А чтобы составить коман­ды, напишите свои имена на листочках и сложите их. Листочки с именами мы положим в коробку, а доставать их будет тот, кого вы считаете самым добрым в классе.

Рекомендации: вытягивать листочки могут захотеть все. Же­лательно направляющими вопросами убедить детей выбрать «пренебрегаемого» ребенка в классе. Чтобы после обсуждения, кто в классе самый добрый, дети назвали именно его.

Выбранный ребенок достает из коробки по три листочка, раз­ворачивает их и называет имена: создается первая команда, вторая команда, третья, четвертая и т. д.

Педагог – психолог:

- Сейчас вы будете выполнять за­дания. Но помните, что вы дружная команда и должны выполнять задания все вместе так, чтобы не ссориться, находить решение без конфликтов и плохих слов. Если подобное проявится, если кто-то из вас захочет все делать сам, не давая другим, команда будет полу­чать штрафные очки.

Первое задание: игра «Где мы были вам не скажем, а что делали покажем»…

(развитие эффективных форм взаимодействия, формирование навыков сотрудничества)

Каждой команде дается задание изобразить действия. Члены команды самостоятельно распределяют роли.

  1. «Повара» (один ребенок чистит овощи, другой режет, третий мешает суп, четвертый моет посуду, пятый вытирает и убирает посуду, шестой накрывает на стол и т.д.).

  2. «Садовники» (один ребенок копает, другой сажает, третий поливает, четвертый обрезает сухие ветки, пятый красит деревья, шестой собирает граблями листья и т.д.).

Затем сценка репетируется каждой командой в течение пяти минут. После «репетиции», команды показывают свою сценку друг другу. Они должны угадать, что и кого изображает та или иная команда.

Педагог – психолог:

- Ну а теперь немного отдохнем. Упражнение называется «Комплименты».

Сидя в команде, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, на­до сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Прини­мающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

Рекомендации: некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово. Если ребе­нок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.

Второе задание

Каждая команда получает на полосках бумаги предложения, из которых нужно составить загадку. Нужно также договориться, кто какое предложение будет читать другим командам, которые должны отгадать загадку (количество предложений, из которых со­стоит загадка на одно больше, чем членов команд).

Третье задание

Командам раздаются листы бумаги размером АЗ. Нужно на­рисовать групповую фотографию в виде стилизованных человече­ских фигурок и подписать имена.

Суть задания: ребята должны договориться, кто кого рисует, каждый должен нарисовать 3—4-х одноклассников!

Затем проводится анализ рисунков других команд. Команды представляют свои фото, называя имена одноклассником.

Завершение

Педагог – психолог:

- В завершении занятия поиграем в игру «Паутина». Подготовка к этой игре не менее увлекательна,

чем сама игра.

Игра «Паутина»

Для каждого игрока отрезается от мотка кусок нитки или бе­чевки длиной примерно 6—8 м.

Рекомендации: если нити будут разноцветными, ваша «конст­рукция» получится веселой и красивой. Кроме того, это поможет самым маленьким игрокам распутать паутину. Для усложнения за­дачи можно использовать одноцветные нитки.

На один конец каждой нити прикрепите табличку с именем игрока, а на другой — подарок для него.

Теперь вы должны «соткать паутину», протягивая нити через

всю комнату.

Педагог – психолог:

- Теперь, ребята, мы уверены, что класс действительно дружный. Давайте напоследок встанем все в один круг, возьмемся за руки и, смотря соседу в глаза, подарим ему молча самую добрую улыбку (каждому по очереди). Надеюсь, вы и дальше будет оправдывать название «Самый дружный класс».
Занятие №10 «планета - сотрудничества»

Цель: развивать навыки сотрудничества и умение соревно­ваться со сверстниками, правильно воспринимать и сравнить свои достижения с успехами других.

Оборудование:

4 листа ватмана по количеству команд;

4 бланка с изображением дерева;

листики для дерева по количеству участников;

цветные карандаши;

фломастеры;

цветная бумага;

шариковые ручки;

клей;

листочки белой бумаги 10—15 см по количеству участников.

Рекомендации: игру желательно проводить в свободном по­мещении. Ведущему необходим помощник. Перед началом игры пространство комнаты делится на две части. В первой половине с помощью веревки на полу выкладывается большой замкнутый круг (в нем должны с комфортом разместиться все дети). Во второй по­ловине выполняются упражнения за партами.

Ход занятия

Педагог – психолог:

- К нам прилетели инопланетяне За помощью. У них на планете произошла трагедия: «Мы не береги свою планету, мусорили, ругались друг с другом, дрались и в конце концов наша планета погибла. В космическом пространстве много пустых планет, но их нужно оживить. Помогите нам!» (Со­общение записано на магнитофоне.)

Разминка

Педагог – психолог:

- Для того чтобы помочь инопла­нетянам, нужно пройти отбор.

Представьте себе, что каждый из нас — цветное стеклышко. Представили? Какого вы цвета, какой формы? Чья-то гигантская рука (наверное, какого-то великана) собрала все стеклышки и зажа­ла их в ладони. Стеклышки оказались близко-близко друг к другу.

(Ведущий просит детей собраться в тесный круг.)

А затем великан рассыпал нас по ровной поверхности, но ни одно стеклышко не попало в круг!

(Дети разбегаются и застывают. Ведущий следит за тем, чтобы все стояли неподвижно.)

А теперь великанская рука берет цветные стеклышки по од­ному и перекладывает их в гигантский калейдоскоп. Видите круг? Это и есть наш калейдоскоп. Стеклышко, имя которого я буду на­зывать, перемещается в калейдоскоп и там застывает

(Ведущий называет имена детей по очереди. После того как все дети и педагог перешли в круг, разминка продолжается.)

И завертелся гигантский калейдоскоп в руках великана! Раз — и стеклышки объединились в пары!

(Ведущий просит детей разбиться попарно и застыть на месте.)

Два — и стеклышки снова распались по одному и застыли!

(Далее ведущий просит участников объединяться то в трой­ки, то в четверки, каждый раз обязательно застывая на месте)

А сейчас я прошу вас закрыть глаза и не подглядывать. Наш великан повернул калейдоскоп еще раз и увидел удивительный узор: все его стеклышки выстроились в ровный-ровный круг!

Сейчас с закрытыми глазами, касаясь друг друга, постарай­тесь встать в круг. Не подсматривайте, так интересно! Как вы ду­маете, круг уже получился? Итак, стеклышки застыли... и открыли глаза. Посмотрите: получился ли у нас круг?

(На этом разминка заканчивается, ведущий просит всех участников сесть на ковер внутри круга).

Работа в группах

Педагог – психолог:

- А сейчас прошу команды занять свои места на космических кораблях. Счастливого полета. (Звучит музыка.)

Наша задача — помочь инопланетянам оживить планеты. Как вы думаете, что для этого нужно? Без чего не может существовать человек?

Сначала мы поместим на наши планеты озера, океаны, моря. Их нужно вырезать из цветной бумаги и дать им название. Но на­звание должно быть необычное и обозначать чувства. Какие чувст­ва вы знаете?

(Любовь, надежда, гордость, веселье, удовольствие, радость, интерес, желание, восторг) (Дети работают в группах.)

У каждой группы на столах есть бланк с рисунком дерева. Но наше дерево не имеет листьев. Листочки необходимо изготовить из цветной бумаги ( отрывая бумагу). Каждая команда наклеит крону своему дереву. И на лис­тьях напишет какими вы хотели бы быть и чего хотели бы достичь в жизни.

Оденьте дерево и поместите на нашу планету.

(Дети клеят листочки на дерево и размещают дерево на пла­нете.)

А чего еще нет на ваших планетах? Конечно, гор не хватает. У вас на столах цветная бумага, сделайте горы, дайте им название, которое обозначает чувство, и поместите их на вашу планету.

Для того чтобы оживить планету, нужно самое главное — по­садить свой цветок. На столах лежат листики белой бумаги, каждый из вас рисует свой любимый цветок, называет его своим именем и сажает на планету. Вот теперь наша планета ожила. Потому что Цветы с вашим именем дали ей свою энергию, жизненную силу.

Обучение хорошим манерам

Педагог – психолог:

- Планеты мы оживили, но им Нужно дать название. Придумайте, пожалуйста, название. Наши инопланетяне потерпели неудачу, потому что не умели жить дружно сильно ругались, дрались между собой, и планета не выдержала вздоров и взорвалась. Я предлагаю вам научить инопланетян жить дружно.

Упражнение «Хорошие слова и чувства»

Педагог – психолог:

- Сейчас вы все образуете ручеек. Один человек проходит через ручеек, а вы все должны нежно дотронуться до проходящего и сказать ему очень хорошие, нежные, ласковые слова. Через ручеек чувств проходит каждый из вас. Ну вот молодцы. Теперь, я думаю, инопланетяне научатся жить хорошо и больше никаких катастроф не будет.
1   2   3   4