Главная страница

«Азбука общения»


Скачать 0.57 Mb.
Название «Азбука общения»
страница 2/4
Мусина Людмила Петровна
Дата 21.04.2016
Размер 0.57 Mb.
Тип Пояснительная записка
1   2   3   4

Качественные:

Количественные:

  • 12 групповых коррекционно-развивающих занятий для детей

  • 3 тематических семинара для родителей и воспитателей


Сведения о практической апробации программы на базе образовательного учреждения
Программа прошла апробацию в МБОУ СОШ №3 с октября 2013 года по февраль 2014 года. В программе приняли участие учащиеся 2-4 классов. Занятия проходили в групповой форме. Было сформировано 2 группы обучающихся(1 группа-2 класс-12 человек; 2 группа-3 класс-10 человек)

человек. Всего в программе приняло участие 22 ученика.

Аннотация психолого-педагогической программы

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Программа по развитию коммуникативных навыков младших школьников «Азбука общения» направлена на обогащение поведенческого репертуара учащихся социально приемлемыми навыками взаимодействия в конфликтной ситуации, игровой ситуации, ситуации повседневного общения, формирование умений сотрудничать, работать в мини-группе. Кроме этого, в систему работы включено обучение детей приемлемым способам избавления от гнева и других негативных эмоций. Важным в коррекционной работе с детьми является развитие способности анализировать свое поведение, чувства, качества личности, а также формирование чувства эмпатии и других положительных качеств (толерантности, ответственности за свои поступки и др.). Т.е., создаются условия для оптимальной социальной и психолого-педагогической адаптации ребенка путем развития его личности.

Разработка данной программы была обусловлена, во-первых, увеличившемся количеством обучающихся с ОВЗ в школе. Во-вторых, требованиями, предъявляемыми в настоящее время к ученику Государственными Федеральными Образовательными Стандартами нового поколения, с учетом которых современный школьник должен владеть рядом коммуникативных компетенций, а именно – владеть способами совместной деятельности в группе, умениями корректно вести учебный диалог, искать и находить компромиссы; иметь позитивные навыки общения в социуме и т.д.

За основу программы положены исследования отечественных психологов рассматривающих основные принципы построения системной коррекционной работы психолога с детьми с отклоняющимся развитием (И.В. Дубровиной, Г.В. Бурменской, О.А. Карабановой, И.И. Мамайчук, М.М. Семаго); роль общения в развитии личности ребенка (М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, А.Н. Леонтьев, М.С. Каган); значение невербальных средств в процессе общения подчеркивали (М.Р. Битянова, А.Н. Леонтьев, В.А. Лабунская, Н.И. Шевандрин, В.Д. Ширшов).

В программе использовались материалы следующих авторских программ: программ «Первый раз – в первый класс», «Середина пути» «Мы-выпускники» Ю.В. Груздевой, Н.А. Богачкиной; программа коррекции агрессии младших школьников Долговой А.Г.; Силиной О.;
Программа рассчитана на 5 месяцев работы. Из них 3 месяца посвящается проведению психологических корекционно-развивающих занятий с детьми. Частота проведения – 1 раз в неделю. Кроме этих занятий, в программу включается направление по психологическому сопровождению родителей и педагогов. Для решения этой задачи в программе разработан специальный информационный блок, включающий тематические семинары, упражнения и рекомендации для родителей и воспитателей.

Приложение 1.

Развёрнутые конспекты занятий
Занятие №1 «Знакомство»

Цель: развитие навыков общения, положительного эмоцио­нального настроя и атмосферы принятия каждого. Способствовать сплочению детского коллектива, учить детей понимать чувства дру­гих, оказывать поддержку и сопереживать; развивать навыки со­трудничества; научить детей доверять друг другу.

Ход занятия

Педагог-психолог:

- Здравствуйте, ребята. С сегодняшнего дня мы будем учиться работать одной еди­ной командой. И на этом занятии мы узнаем друг друга ближе. Давайте все вместе встанем в круг и познакомимся друг с другом.

(Дети вместе с педагогом-психологом стоят в кругу. Дети прикасаются друг к другу ладошками, смотрят в глаза и произносят:

Доброе утро, Лна... (называются имена детей по кругу). Доброе утро, Наталья Владимировна.

Доброе утро, солнце (все поднимают руки, затем опускают). Доброе утро, всем нам (все разводят руки в стороны, затем опускают).

Упражнение «Доброе животное»

Педагог – психолог:

- Теперь мы вместе с вами поигра­ем в игру под названием «Доброе животное».

Педагог - психолог (говорит тихим, таинственным голосом):

- Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно ды­шит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на вы­дох — 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед. Выдох — 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе.

Упражнение «Приклей пятачок»

(способствует развитию взаимоподдержки, развивает умение слушать партнера).

На стене висит изображение головы Хрюши без пятачка. Детям по очереди закрывают глаза. С помощью подсказок детей ребенок с завязанными глазами должен прикрепить пятачок как можно точнее.

Педагог – психолог:

- Следующая игра покажет нам, как мы узнали друг друга.

Игра «Узнай по голосу»

(развитие внимания, умения узнавать друг друга по голосу, созда­ние положительного эмоционального фона)

Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга и старается узнать детей по голосу.

Игра «Ласковое имя»

Дети стоят в кругу. Педагог – психолог предлагает вспомнить, как его ласково называют дома. Затем предлагает бросать друг другу мяч и тот, к кому мяч попадает, называет свое ласковое имя. После того как все назовут свои имена, мяч бросается в обратном направлении. При этом нужно вспомнить и назвать ласковое имя того, кому бро­саешь мяч.

Завершение

В конце занятия педагог - психолог задает вопросы детям: «Что вам больше всего понравилось на нашем занятии или что больше всего запомнилось»?

Прощание

Дети берутся за руки и все вместе произносят девиз: «Вместе мы сила».
Занятие №2 «Общаемся играя»

Цель: предоставление детям опыта межличностного взаимо­действия в ситуации, предполагающей обмен информацией, нала­живание отношений, кооперацию и построение личного простран­ства.

Оборудование:

музыкальное сопровождение.

Ход занятия

Педагог – психолог заходит в класс и предлагает детям немного поиг­рать. Проводится тематическая игра-разминка «Угадай животное».

Педагог – психолог:

- Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Давайте поиграем в игру «Угадай животное». Нам нужно выбрать водящего, которому предстоит угадывать, каких животных вы изображаете. Все должны представлять разных животных. Как вы думаете, что для этого необходимо сделать?

Дети высказывают свои предположения. Педагог – психолог должен подвести детей к выводу, что надо договориться друг с другом о том, кто какое животное будет изображать.

Педагог – психолог:

- Водящий будет выходить из класса, а вы в это время должны договориться, кто какое животное изображает.

(Педагог – психолог в начале игры помогает детям договориться, а затем участники пытаются делать это самостоятельно. Хорошо, если все желающие побывают в роли водящего).

Педагог – психолог:

- Вы очень хорошо справились с заданием, сумели изобразить разных животных. Как вы думаете, животным нравится жить в лесу? Почему?

(Дети по очереди высказывают свое мнение.)

Педагог – психолог:

- Давайте представим, что сегодня у нас появилась возможность попасть в волшебный лес и пожить в нем. Но, чтобы оказаться в лесу, нам надо проделать путь, на котором будут встречаться различные препятствия, и их нужно суметь преодолеть. Вы готовы? Тогда в путь. Встаньте все в колонну по одному за... (Называется имя ребенка. Желательно, чтобы он был бойким и сообразительным.)

Педагог – психолог:

- Сейчас вы змейкой пойдете по воображаемой тропинке. По дороге вам будут встречаться различ­ные препятствия, которые я буду называть. Задача водящего ре­шить, как это препятствие можно преодолеть, сказать нам об этом и показать, как он станет это делать. Вы должны точно повторять его движения, преодолевая препятствие. По моему хлопку все останав­ливаются, водящий становится в хвост змейки и водящим становит­ся тот, кто оказался первым в колонне.

(Все дети могут побывать в роли водящего, количество препятствий должно соответствовать числу участников игры. Во время игры используется музыкальное сопровождение).

Игра «Жизнь в лесу»

(развивает навыки невербальной коммуникации и взаимодействия)

Педагог – психолог включает музыку леса, садится на пол и рассаживает детей вокруг себя.

Педагог – психолог:

- Ребята, а вы знаете, как дружат и общаются звери в лесу? Они ведь не знают человеческого языка, но ведь им тоже надо как-то разговаривать и общаться. Поэтому у них есть особый язык. Сейчас мы с вами будем зверушками. Когда мы хотим поздороваться, мы тремся друг о друга носами (взрослый показывает, как это делать, подходя к каждому ребенку). Когда хотим спросить как дела – мы хлопаем ладонью по ладони другого (показывает), когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому, когда хотим выразить свою дружбу и любовь – тремся об него головой (показывает). Итак, начинаем! Выглянуло солнышко, наши зверушки выходят на полянку…».

(Важное правило игры - исключение разговоров. Если дети все же начинают разговаривать, Педагог – психолог подходит к ним и прикладывает палец к губам, напоминая, что звери в лесу не умеют разговаривать).

Завершение

В конце занятия педагог - психолог задает вопросы детям: «Что вам больше всего понравилось на нашем занятии или что больше всего запомнилось»?

Прощание

Дети, стоя в кругу, по очереди, говорят, прикасаясь друг к другу ладошками:

Спасибо, Саша, спасибо, Маша, и так все дети.

(Берутся все вместе за руки: спасибо всем нам (аплодируют себе и всем, кто присутствовал на занятии).
Занятие №3 «Учимся общаться»

Цель: развитие коммуникативных навыков. Установление и поддержка контакта. Снятие скованности и замкнутости. Развитие связной речи. Формирование у детей самоконтроля за речью. При­витие навыка общения со сверстниками и взрослыми людьми.

Оборудование:

опорные карточки с образцами начала фраз. Несколько игрушечных телефонов.

Ход занятия

Педагог – психолог:

- Сегодня будем учиться тому, как нужно общаться друг с другом. Научимся разговаривать с людьми.

Как вы думаете, что нужно для того, чтобы люди понимали нас?

(Возможные ответы детей: не знаешь, что и как сказать; труд­но подобрать слова).

Педагог – психолог:

- Подумайте и скажите, как выра­зить свое настроение, объяснить свои чувства словами, чтобы тебя поняли?

Игра «Знакомство»

Для игры подготовлены конверты с табличками, на которых написаны фразы. Дети по очереди знакомятся друг с другом, ис­пользуя одну из фраз:

• «Я хочу с тобой познакомиться, меня зовут...»

• «Давай познакомимся. Как тебя зовут?»

• «Хочешь, будем играть вместе? Как тебя зовут? А меня зо­вут...»

• «Меня зовут.... А тебя как? Вот мой номер телефона, по­звони мне».

Итог игры.

Педагог – психолог:

- Познакомились, а теперь можно позвонить по телефону новому знакомому (знакомой).

Игра «У меня зазвонил телефон»

Для игры подготовлено несколько игрушечных телефонов на батарейках. Карточки с фразами, помогающими начать разговор. Дети делятся на пары и по очереди разговаривают друг с другом по телефону, используя данные фразы. Отрабатывается речевой этикет в ситуациях приветствия, просьбы, отказа, прощания.

• Начать разговор «Ты можешь поговорить со мной?» «Я хочу с тобой посоветоваться...»

• Спросить, что случилось «Что случилось? Я могу тебе помочь?» «Не хочешь ли ты мне рассказать?»

• Предложение «Если хочешь, возьми... (пойдем)...»

• Принять предложение «Спасибо, мне приятно, что ты это предложил» «Спасибо, я с удовольствием это сделаю»

• Попросить разрешение «Ты не возражаешь, если я...» «Разреши мне, пожалуйста...»

• Просьба «Я очень хотел бы пойти...» «Не мог бы ты мне дать...» '

• Отказ «Спасибо, я не могу этого сделать» «Спасибо, но мне это не нравится»

• Предложить помощь «Я готов тебе помочь» «Я могу помочь тебе»

• Поинтересоваться делами «У тебя все в порядке?»

«Как твои дела?» Итог игры.

Упражнение на отработку интонационной выразительности речи

Педагог – психолог:

- Понять собеседника нам помо­гают не только слова, но и интонация. Угадайте интонацию. Я гово­рю с интонацией восхищения, затем с интонацией огорчения: «Ты молодец!» А теперь скажите вы с разной интонацией.

(Перед детьми лежат карточки с фразами. Нужно сказать с различной интонацией:

• «Я очень рад за тебя» с одобрением с огорчением

• «Спасибо тебе!» с благодарностью с обидой

• «Ну и удивил!» с восхищением с огорчением

Дети стараются произносить фразы с соответствующей инто-3 нацией, а остальные оценивают, угадывают, с какой интонацией была произнесена фраза.

Итог игры).

Игра «Детская радиопередача»

Чтение сказки К.Чуковского «Федорино горе». Дети читают с нужной интонацией. Итог игры.

Игра «Достань мяч»

Педагог – психолог:

- Таня играла в мяч и уронила его в речку, зовет на помощь. Дети спешат на помощь девочке и разыг­рывают действие с помощью фраз, данных на табличках.

• Просьба

«Не могли бы вы мне помочь...»

«Помоги мне...»

«Я очень хотела бы...»

• Спросить, что случилось «Что случилось?»

«Мы можем тебе помочь?»

• Предложить помощь «Хочешь, я тебе помогу?» «Я хочу помочь тебе...»

• Согласие «Наверное, ты прав, давай...»

«Мне кажется, что ты сможешь помочь!» «Я тоже так думаю...»

• Поддержать другого

«Не волнуйся, сейчас я тебе помогу. Все будет хорошо!»

«Попробуй еще раз, ты сможешь это сделать!» «У тебя обязательно получится!»

• Похвалить другого «Здорово у тебя это получилось!» «Ты все сделал правильно!» «Ты — молодец!»

• Поздравление «Я рада за тебя. Ты достал мяч!» «Поздравляю тебя»

• Благодарность «Спасибо, как здорово!» «Спасибо!»

Итог игры.

Работа над неречевыми средствами коммуникации

Педагог – психолог:

- Можем ли мы понять друг друга без слов?

Иногда стоит посмотреть на человека и сразу видно, какое у него настроение. (Перед детьми — пиктограммы.)

За нас говорит выражение лица — мимика. Движения нашего тела — жесты. (Таблички с этими словами прикрепить на магнит­ную доску.)

Какую мимику и какие жесты вы использовали в игре «Дос­тань мяч»?

На магнитную доску крепится рисунок. Нужно рассмотреть его и сказать, что выражают жесты, мимика и позы этих людей.

Педагог – психолог:

- Подумайте и ответьте, как выра­зить свои чувства, настроение словами, чтобы тебя поняли?

Давайте завершим наше занятие песней. Споем песенку про улыбку.

Песня «Улыбка», музыка В. Шаинского, слова И. Пляцковского.

Дети поют и двигаются под музыку.

Педагог – психолог:

- Подумайте, для чего человеку нужна улыбка?

Завершение

Педагог – психолог задает вопросы для обратной связи:

— Что нового узнали на уроке?

— Что больше всего понравилось на уроке?
Занятие №4 «Страна «Эмоций»»

Цель: обучение учащихся приемлемым способам выражения обиды и гнева. обогащение репертуара поведенческих реакций в конфликтной ситуации, развитие умения анализировать собственное поведение.

Оборудование: видео-проектор, компьютер, диск с мультфильмом про кота Леопольда мяч или игрушка; поговорки и пословицы о дружбе; листы бумаги; ручки или карандаши, материалы к упраж­нению «Что важно для дружбы».

Ход занятия

Педагог – психолог:

- Сегодня у нас с вами необычное занятие, сегодня мы отправимся в путешествие в страну «Эмоций». В волшебной стране не любят хмурых и грустных людей, поэтому нам с собой необходимо взять хорошее настроение. А для этого мы выполним упражнение:

«Покажем друг другу ладошки» (Дети стоят в кругу и показывают движения под слова психолога)

«У друга мягкая ладошка,

Погладим ее немножко.

А теперь погладим друг друга взглядом,

Мягким взглядом.

Мы друг друга видеть рады!»

Ну, теперь у всех хорошее настроение?

Педагог – психолог:

- Ребята посмотрите на жителей этой страны ( психолог показывает пиктограммы эмоций) давайте угадаем их название.

Ответы детей.

Педагог – психолог:

- А где мы с ними встречаемся в повседневной жизни. Когда мы радуемся, когда удивляемся?

Ответы детей.

Просмотр мультипликационного фильма «Месть кота Леопольда» 

(Кот Леопольд не умел злиться на мышей, которые делали ему всякие пакости, и всегда прощал их. Для изменения ситуации он выпил лекарство «Озверин» - стал злым, страшным, грубым, мстительным. Но долго злиться на мышей не смог).

Обсуждение мультфильма

Педагог – психолог:

- Учащимся задаёт вопросы: «Как кот Леопольд вел себя в ситуации, когда его обижали в начале мультфильма?», «Как кот Леопольд вел себя в обидной ситуации в конце мультфильма, когда выпил «Озверин»?», «Какой из увиденных способов поведения правильный?». 

(В беседе с детьми необходимо подвести их к мнению о том, что ни первый способ (терпеть и прощать все обидные действия в свой адрес), ни второй способ (драться, ругаться в ответ на обидные действия) не приемлемы. Они являются крайними и нежелательными формами поведения. В первом случае страдает сам человек. Во втором случае – страдают окружающие. Выражать свое недовольство и обиду нужно, но надо уметь это делать правильно).

Упражнение «Опасно - безопасно»

Педагог – психолог предлагает ребятам возможные ситуации проявления агрессии. Им необходимо определить, являются ли предложные в перечне способы выражения гнева, злости, обиды опасными или безопасными для окружающих людей и самого человека. С учащимися обсуждается вопрос о том, почему одни способы выражения гнева опасны, а другие безопасны. Списки двух получившихся групп по желанию дополняются примерами ребят.

Упражнение «Волшебная фраза»

Педагог – психолог:

- Ребята есть волшебная фраза, которая поможет выразить свое недовольство, при этом не обидев другого человека. 

(Психолог знакомит учащихся с формулой «Я - высказывания», например: «Коля, мне очень неприятно, когда ты меня называешь таким обидным словом. Пожалуйста, называй меня по имени»). Давайте потренируемся.

Упражнение «Психологический театр»

Педагог – психолог:

- Ребята представьте, что вы актеры театра и им необходимо обыграть несколько ситуаций. Ситуации для обыгрывания, в которых необходимо выразить свое недовольство с помощью «волшебной» фразы - «Я - высказывания»:

1.Одноклассник взял без спроса твою ручку.

2.Девочки класса смеются над тем, что у тебя не получается прыгать на скакалке.

3.Ученик в классе придумал тебе прозвище и начал обзываться и т.п.

Завершение

Педагог – психолог:

- Благодарю всех за интересное занятие. Понравилось ли оно вам? Что больше всего понравилось? Ответы какой группы? Что нового узнали вы сегодня? На какой во­прос игры было труднее всего ответить?

Прощание – упражнение «Комплимент»

(Учащиеся по кругу друг другу говорят комплименты, ведущий начинает первый, задавая правильный настрой).
Занятие 5 «почему люди ссорятся?»

Цель: познакомить с понятием «конфликт»; определить осо­бенности поведения в конфликтной ситуации; обучение способам выхода из конфликтной ситуации.

Оборудование: мяч, плакат с правилами.

Ход занятия

Педагог – психолог:

- Ребята, здравствуйте. Давайте поприветствуем друг друга. Встанем в круг и по кругу скажем друг другу: «Я очень рад тебя видеть».

(Выполнение упражнения.)

Педагог – психолог:

- Сегодня мы поговорим с вами на тему «Почему люди ссорятся?». Подумайте немного над этим во­просом, а затем запишите свои ответы в тетрадях. А теперь скажите ваши ответы.

Ответы.

Обсуждение. Все варианты ответов записываются на доске:

> не понимают друг друга;

> не владеют своими эмоциями;

> не принимают чужого мнения;

> не считаются с правами других;

> пытаются во всем доминировать;

> не умеют слушать других;

> хотят умышленно обидеть друг друга.

Педагог – психолог:

- Мы уже обсуждали на занятиях, как важно владеть собой при общении с другими людьми. Однако очень трудно бывает фиксировать свое состояние. Для того чтобы разобраться в этом вопросе больше, давайте поиграем.

Театрализованная игра «Мудрая сова и упрямые козлики»

(обучает стратегиям эффективного поведения в конфликтных ситуациях, снижает уровень агрессивного поведения, развивает социальный интеллект).

Педагог-психолог предлагает проиграть сказку по ролям. Для этого нужны три актера: два козлика и сова (играет роль миротворца). Остальные дети - зрители. Сначала Мудрая сова наблюдает за козликами, которые спорят и ругаются. (Задача Совы - миротворческая, научить их правильно себя вести во время конфликта). Затем подлетает к ним и пытается примирить их, успокоить и научить уступать друг другу. Козлики прислушиваются к словам совы, ведь она самая мудрая и становятся добрее, начинают уступать друг другу.

Игра «Разожми кулак»

Один сжимает руку в кулак, другой старается разжать его (нельзя причинять боль). Затем партнеры меняются ролями. Обсуждаются несиловые методы, которые применялись: уговоры, просьба, хитрость.

Игра «Толкалки без слов»

Участники свободно двигаются по комнате, касаются друг друга, толкаются, постукивают, щиплются, дерутся, но никто не \ разговаривает. Затем делятся своими впечатлениями.

Игра «Да и нет»

Все участники разбиваются на пары. Каждый выбирает себе I позицию «да» и «нет». Вслух произносить можно только это.

Педагог – психолог:

- Мы сейчас поиграли с вами в ряд игр. Давайте обменяемся впечатлениями и мнениями: Какие испытывали эмоции? Было ли ощущение напряжения и раздражения? Ощущали ли вы предконфликтную ситуацию? Что помогло избежать конфликта?

Педагог – психолог:

- Мы сейчас коснулись в играх конфликтных ситуаций, ощутили определенные эмоции и напряже­ние как их следствие. А теперь перейдем к обучению способам вы­хода из конфликтных ситуаций.

Рекомендации: Желательно предоставить учащимся возможность поделиться собственным опытом и рассказать, как они выхо­дят из конфликтов. На примерах из личного опыта проводится об­суждение возможных способов решения конфликтных ситуаций. Выводы записываются в тетрадь.

Педагог – психолог:

- Поведение, которое помогает выйти из конфликтной ситуации без ссоры.

1.Выслушать спокойно все претензии партнера.

2. На агрессивность партнера реагировать сдерживанием сво­их эмоций и постараться переключить разговор на другую тему. Можно сказать что-то доброе, неожиданное, веселое.

3.Попытаться заставить говорить партнера конкретней (толь­ко факты) и без отрицательных эмоций.

4. Всегда держать уверенную и равную позицию, но не пере­ходить на критику.

5. Извиниться, если в чем-то действительно не прав.

Все варианты обсуждаются и записываются участниками в тетрадях.
1   2   3   4