Главная страница

Авторитет педагога и уважение к нему как условие формирования персональных ценностей воспитанников



Скачать 78.13 Kb.
Название Авторитет педагога и уважение к нему как условие формирования персональных ценностей воспитанников
Дата 03.05.2016
Размер 78.13 Kb.
Тип Документы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО −ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ИМЕНИ. САВВЫ МОРОЗОВА»

Д О К Л А Д
к Педагогическому Совету ОЗПЭК им.С.Морозова 15.02.2010 г.
Тема:
Авторитет педагога и уважение к нему как условие формирования персональных ценностей воспитанников
Подготовила:

Пархоменко А.Ю.

Г. Орехово-Зуево, 2010 г.

Педагогические условия процесса формирования персональных ценностей учащихся мало изучены, также как и авторитет педагога вместе с уважением к нему нельзя подвести к какой-либо теоретической основе. Тем не менее. Уважение, согласно толковому словарю русского языка, - это «почтение, почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо заслуг, качеств, достоинств», а также «уважительное отношение к законам, порядкам, правилам, интересам и чувствам других людей». Если качества личности, заслуги человека, его опыт по достоинству оценивается окружающими, то уважение личности становится итогом оценки и общества. В свою очередь «авторитет», также согласно толковому словарю русского языка, понимается как «общепризнанное значение, влияние».

Педагог, пользующийся авторитетом и уважением своих учеников обладает так называемым «кредитом доверия», основанным на оценке самостоятельности, поступков, личностных качеств, жизненной позиции, профессионализма и опыта.

Фактически, личностные качества педагога воспринимаются учащимися и соотносятся со своими представлениями о ценностях и идеалах. Мы, порой, являемся примером для подражания, становимся образцом, с которым они сравнивают свои поступки, правила поведения, жизненную позицию, отношение к труду, к окружающим...

Таким образом, мы с вами должны быть некими «собирателями» ценностей и идеалов, являться их усилителями в сознании учащихся. Педагог, пользующийся авторитетом и уважением у воспитанников способен заинтересовать их своим предметом и увлекательной совместной деятельностью, справедлив к студентам, требователен к себе, а также не совершает непозволительных поступков. Например, наказание имеет свое педагогическое воздействие лишь в том случае, если преподаватель, его применяющий, пользуется авторитетом и уважением в группе, иначе оно может вызвать у них обиду и явиться причиной конфликта. Поощрение же, исходящее от педагога, не обладающего авторитетным статусом в группе, может восприниматься ими с усмешкой, расцениваться как акт заискивания перед учащимися. Преподаватель, неуверенно владеющий учебным материалом, вызывает недоверие, у ребят появляются сомнения в правильности выбора учебного заведения, профессии… Нередко на вопрос студенту: «Почему тебе нравится предмет?» - можно услышать ответ: «Хороший преподаватель, интересно ведет занятие, считается с мнением, дает его высказать»…

Конечно, мы все в душе мечтаем и стремимся воспитать талантливого студента, чтобы реализовать древнейшую педагогическую заповедь: «Преподаватель! Подготовь ученика, у которого можешь учиться сам!» Иногда эта мечта сбывается, когда, приходят выпускники и рассказывают о своих успехах, о том, что им пригодилось из полученных знаний или данных советов. Поверьте дорогого стоит то, что, студенты, которых больше всего критикуешь из-за их недобросовестности и безответственности, приходят навестить и выражают глубокую благодарность за те уроки жизни, которые приходилось преподносить.

Главное, что вызывает авторитет и уважение к личности преподавателя – это без сомнения, эрудиция, интеллект, профессиональное мастерство, но и умение слушать, а также ответное уважение к личности учащегося. От того, как мы с вами общаемся между собой и со студентами как раз и зависит уважение к нам как личности и педагогу. Судят о нас с вами и по нашим умениям себя адекватно вести.

Таким образом, качествами, которыми должны обладать мы, для формирования персональных ценностей воспитанников являются авторитет и уважение через развитие в нас с вами следующих важных критериев этого:

1.Культура педагогического мышления, когда любя свой предмет показываем это студентам, умело сочетая теорию и практику в процессе преподавания.

2. Умение строить стабильные, гуманные взаимоотношения с учащимися.

3. Соблюдать принципы педагогической деятельности – это целостные отношения, комплиментарность, эволюционная этика, креативное мышление и постоянная психологическая поддержка учащегося.

4. Испытывать потребность в повышении своего интеллектуального и профессионального уровня, вера в свои идеалы и убеждения, умение критически мыслить, иметь четкую гражданскую позицию.

5. В совершенстве владеть своей речью – главным «орудием» своего труда, чему приходится учится самостоятельно.

6. Способность строить обучение на основе главных психологических потребностей ученика, учитывая индивидуальность, возрастные особенности студентов, дифференцированно подходить к учебно-воспитательному процессу.

7. Обладать волевыми качествами, находчивостью как во время занятия (задают, порой каверзные вопросы) так и во внеурочной работе.

8. Уметь быть сдержанными и тактичными в оценке деятельности студента, его поведения, внешнего вида, отношения к окружающим.

Залогом успеха для завоевания уважения и авторитета обязательна созидательная направленность личности педагога и его социальная значимость, что определяется только нами самими как выражение нашей собственной позиции – преподаватель, воспитатель или учитель жизни, духовный наставник.

При подготовке к сегодняшнему выступлению я провела анонимный тест в банковских группах. В тестировании приняли участие 75 учащихся из 21, 31 и 41 группы. Всего в этих группах обучается 87 студентов. Тест состоял из 7 вопросов. Итоги таковы:



Ответ

по

тесту


С о д е р ж а н и е т е с т а

Количество

студентов

Процентное соотноше

ние

(%)




1. По-моему, хуже всего, когда педагог:

75

100

А

Не скрывает, что некоторые учащиеся ему не симпатичны, насмехается и подшучивает над ними


49


65,4

Б

Вызывает дух соперничества в коллективе

13

17,3

В

Недостаточно знает свой предмет

13

17,3




2. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:

75

100

А

Проявляет интерес к учащимся и каждому имеет индивидуальный подход

29

38,7

Б

Вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удовольствием углубляют знание в этом предмете

22

29,3

В

Создаёт в коллективе такую атмосферу, при котором никто не боится высказать своё мнение.

24

32




3. Оказывает ли внешний вид педагога влияние на твоё отношение к нему:

75

100

А

Да

39

52

Б

Нет

26

34,7

В

Все равно

10

13,3




4. Обращаюсь за советом к преподавателю:

75

100

А

Часто

24

32

Б

Иногда

39

52

В

Никогда

12

16




5. У вас случилась неприятность. Кому вы расскажите:

75

100

А

Друзьям

41

54,7

Б

Преподаватель

5

6,7

В

Родителям

29

38,6




6. Кто может вам указать на ваши недостатки, кого вы больше послушаете:

75

100

А

Друзей

18

24

Б

Преподаватель

17

22,7

В

Родителей

40

53,3




7. Кто может быть для вас примером в жизни:

75

100

А

Преподаватель

26

34,7

Б

Друг (подруга)

27

36

В

Литературный герой

22

29,3


Преподаватель А.Ю.Пархоменко