МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО −ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ. САВВЫ МОРОЗОВА»
Д О К Л А Д к Педагогическому Совету ОЗПЭК им.С.Морозова 15.02.2010 г. Тема: Авторитет педагога и уважение к нему как условие формирования персональных ценностей воспитанников Подготовила:
Пархоменко А.Ю.
Г. Орехово-Зуево, 2010 г.
Педагогические условия процесса формирования персональных ценностей учащихся мало изучены, также как и авторитет педагога вместе с уважением к нему нельзя подвести к какой-либо теоретической основе. Тем не менее. Уважение, согласно толковому словарю русского языка, - это «почтение, почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо заслуг, качеств, достоинств», а также «уважительное отношение к законам, порядкам, правилам, интересам и чувствам других людей». Если качества личности, заслуги человека, его опыт по достоинству оценивается окружающими, то уважение личности становится итогом оценки и общества. В свою очередь «авторитет», также согласно толковому словарю русского языка, понимается как «общепризнанное значение, влияние».
Педагог, пользующийся авторитетом и уважением своих учеников обладает так называемым «кредитом доверия», основанным на оценке самостоятельности, поступков, личностных качеств, жизненной позиции, профессионализма и опыта.
Фактически, личностные качества педагога воспринимаются учащимися и соотносятся со своими представлениями о ценностях и идеалах. Мы, порой, являемся примером для подражания, становимся образцом, с которым они сравнивают свои поступки, правила поведения, жизненную позицию, отношение к труду, к окружающим...
Таким образом, мы с вами должны быть некими «собирателями» ценностей и идеалов, являться их усилителями в сознании учащихся. Педагог, пользующийся авторитетом и уважением у воспитанников способен заинтересовать их своим предметом и увлекательной совместной деятельностью, справедлив к студентам, требователен к себе, а также не совершает непозволительных поступков. Например, наказание имеет свое педагогическое воздействие лишь в том случае, если преподаватель, его применяющий, пользуется авторитетом и уважением в группе, иначе оно может вызвать у них обиду и явиться причиной конфликта. Поощрение же, исходящее от педагога, не обладающего авторитетным статусом в группе, может восприниматься ими с усмешкой, расцениваться как акт заискивания перед учащимися. Преподаватель, неуверенно владеющий учебным материалом, вызывает недоверие, у ребят появляются сомнения в правильности выбора учебного заведения, профессии… Нередко на вопрос студенту: «Почему тебе нравится предмет?» - можно услышать ответ: «Хороший преподаватель, интересно ведет занятие, считается с мнением, дает его высказать»…
Конечно, мы все в душе мечтаем и стремимся воспитать талантливого студента, чтобы реализовать древнейшую педагогическую заповедь: «Преподаватель! Подготовь ученика, у которого можешь учиться сам!» Иногда эта мечта сбывается, когда, приходят выпускники и рассказывают о своих успехах, о том, что им пригодилось из полученных знаний или данных советов. Поверьте дорогого стоит то, что, студенты, которых больше всего критикуешь из-за их недобросовестности и безответственности, приходят навестить и выражают глубокую благодарность за те уроки жизни, которые приходилось преподносить.
Главное, что вызывает авторитет и уважение к личности преподавателя – это без сомнения, эрудиция, интеллект, профессиональное мастерство, но и умение слушать, а также ответное уважение к личности учащегося. От того, как мы с вами общаемся между собой и со студентами как раз и зависит уважение к нам как личности и педагогу. Судят о нас с вами и по нашим умениям себя адекватно вести.
Таким образом, качествами, которыми должны обладать мы, для формирования персональных ценностей воспитанников являются авторитет и уважение через развитие в нас с вами следующих важных критериев этого:
1.Культура педагогического мышления, когда любя свой предмет показываем это студентам, умело сочетая теорию и практику в процессе преподавания.
2. Умение строить стабильные, гуманные взаимоотношения с учащимися.
3. Соблюдать принципы педагогической деятельности – это целостные отношения, комплиментарность, эволюционная этика, креативное мышление и постоянная психологическая поддержка учащегося.
4. Испытывать потребность в повышении своего интеллектуального и профессионального уровня, вера в свои идеалы и убеждения, умение критически мыслить, иметь четкую гражданскую позицию.
5. В совершенстве владеть своей речью – главным «орудием» своего труда, чему приходится учится самостоятельно.
6. Способность строить обучение на основе главных психологических потребностей ученика, учитывая индивидуальность, возрастные особенности студентов, дифференцированно подходить к учебно-воспитательному процессу.
7. Обладать волевыми качествами, находчивостью как во время занятия (задают, порой каверзные вопросы) так и во внеурочной работе.
8. Уметь быть сдержанными и тактичными в оценке деятельности студента, его поведения, внешнего вида, отношения к окружающим.
Залогом успеха для завоевания уважения и авторитета обязательна созидательная направленность личности педагога и его социальная значимость, что определяется только нами самими как выражение нашей собственной позиции – преподаватель, воспитатель или учитель жизни, духовный наставник.
При подготовке к сегодняшнему выступлению я провела анонимный тест в банковских группах. В тестировании приняли участие 75 учащихся из 21, 31 и 41 группы. Всего в этих группах обучается 87 студентов. Тест состоял из 7 вопросов. Итоги таковы:
Ответ
по
тесту
|
С о д е р ж а н и е т е с т а
| Количество
студентов
| Процентное соотноше
ние
(%)
|
| 1. По-моему, хуже всего, когда педагог:
| 75
| 100
| А
| Не скрывает, что некоторые учащиеся ему не симпатичны, насмехается и подшучивает над ними
|
49
|
65,4
| Б
| Вызывает дух соперничества в коллективе
| 13
| 17,3
| В
| Недостаточно знает свой предмет
| 13
| 17,3
|
| 2. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:
| 75
| 100
| А
| Проявляет интерес к учащимся и каждому имеет индивидуальный подход
| 29
| 38,7
| Б
| Вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удовольствием углубляют знание в этом предмете
| 22
| 29,3
| В
| Создаёт в коллективе такую атмосферу, при котором никто не боится высказать своё мнение.
| 24
| 32
|
| 3. Оказывает ли внешний вид педагога влияние на твоё отношение к нему:
| 75
| 100
| А
| Да
| 39
| 52
| Б
| Нет
| 26
| 34,7
| В
| Все равно
| 10
| 13,3
|
| 4. Обращаюсь за советом к преподавателю:
| 75
| 100
| А
| Часто
| 24
| 32
| Б
| Иногда
| 39
| 52
| В
| Никогда
| 12
| 16
|
| 5. У вас случилась неприятность. Кому вы расскажите:
| 75
| 100
| А
| Друзьям
| 41
| 54,7
| Б
| Преподаватель
| 5
| 6,7
| В
| Родителям
| 29
| 38,6
|
| 6. Кто может вам указать на ваши недостатки, кого вы больше послушаете:
| 75
| 100
| А
| Друзей
| 18
| 24
| Б
| Преподаватель
| 17
| 22,7
| В
| Родителей
| 40
| 53,3
|
| 7. Кто может быть для вас примером в жизни:
| 75
| 100
| А
| Преподаватель
| 26
| 34,7
| Б
| Друг (подруга)
| 27
| 36
| В
| Литературный герой
| 22
| 29,3
|
Преподаватель А.Ю.Пархоменко |