Главная страница

Автор и составитель



Скачать 1.28 Mb.
Название Автор и составитель
страница 7/8
и составитель
Дата 22.04.2016
Размер 1.28 Mb.
Тип Документы
1   2   3   4   5   6   7   8

5.Укажите предложение с согласованным определением:

1.Раздается гудение толстого шмеля (Тургенев).

2.Радость весны меня не оставляла (Пришвин).

6. Укажите предложение с несогласованным определением:

1.Солнце гуляло по мокрым от вчерашнего дождя жнивьям(Первенцев).

2.В теплом воздухе плыл шелковый шелест берез, лип, ольх и густых кустарников

7.Укажите предложение с приложением:

1)Против моих окон, заслоняя для меня солнце, высится громадный рыжий домище с грязными карнизами

2.В избу вбежала Феня - дочь Тихона, девочка лет пятнадцати (Паустовский).

8.Укажите предложение с обстоятельством места:

1. Было что-то знакомое в этом лице (Паустовский).

2. По дороге рядышком вышагивали три брата... (Шолохов)

9. Укажите предложение с обстоятельством образа действия:

1)Становилось холодно (Чехов).

2) Он шел по аккуратно расчищенным дорожкам села (Горький).

10.Укажите предложение с обстоятельством цели:

1.Наш кучер уехал в кузницу подковывать лошадей (Чехов).

2.Прошло минут десять (Достоевский).

11.Укажите предложение с обстоятельством причины:

1.Лошадь дважды ударила копытом по мягкой земле (Горький).

2.Старик побледнел от бешенства (Герцен).

12.Определите, каким членом предложения является инфинитив:
Скитаться по берегам Англии - занятие порой веселое, а порой и грустное (Паустовский).

1подлежащее;

2.сказуемое.

13.Определите, каким членом предложения является инфинитив:
Он приехал в город учиться.

1. часть составного глагольного сказуемого;

2.обстоятельство.

14.Определите, каким членом предложения является инфинитив:
Долг наш — защищать крепость до последнего нашего дыхания(Пушкин).

1. часть составного глагольного сказуемого;

2.дополнение.

15.Определите, каким членом предложения является инфинитив:
Желание высказаться всегда бывает сильнее, чем желание чему-нибудь научиться (Писарев).

1.дополнение;

2. определение;

3. обстоятельство.

16.Определите, каким членом предложения является наречие напротив.

С крыши дома напротив сбрасывали снег (Конецкий).

1.обстоятельство;

2.несогласованное определение;
3)дополнение.

17.Определите, каким членом предложения является существительное волнами:

Туман волнами переливался в лощинах (Л. Толстой).

1.дополнение;

2. обстоятельство.

18.Определите дополнение в предложении:

Слово «метра» придумано для людей нерешительных и для детей (Тургенев).

1.для людей и для детей;

2. для людей нерешительных и для детей.

19.Определите, чем выражено дополнение в предложении:

Они во многом были близки друг другу (Федин).

1) существительным;

2)словосочетанием.

20.Определите, какой частью речи выражено выделенное определение в предложении:

В той стороне блекло светилось зарево,прикрытое черной полосой тучи (Шолохов).

1. прилагательным;

2.причастием.
21.Определите, какой частью речи выражено выделенное обстоятельство в предложении:

За ночь на деревьях еще гуще лег иней(А.Н. Толстой).

1.кратким прилагательным;

2.наречием в сравнительной форме.

22.Определите предложение с обстоятельством степени:

1....ему страшно хочется спать (А.Н. Толстой).

2)Лошади шли бодро (А.Н. Толстой

Вариант 2

1. Найдите распространенное предложение:

1.Ночь. Улица. Фонарь. Аптека (Блок).

2.Навстречу солнцу ползет темная свинцовая громада (Чехов).

2.Определите, чем выражено выделенное дополнение:

Иногда я воображаю, что мне удалось сказать что-то значительное о людях этого рода (Горький).

1.именем прилагательным;

2.неразложимым сочетанием слов.

3.Укажите предложение с прямым дополнением:

1.Возле Тихой речки начинался лес (Гайдар).

2.Из толстых бревен люди выдалбливали легкие лодочки- челноки, делали корыта (Соколов-Микитов).

4.Укажите предложение с определением:

1.Вечером мы разожгли костер (Арсеньев).

2.Но голый уже лес гудел туго, сурово, по-зимнему (Бунин).

5.Укажите предложение с согласованным определением:

1.В природе редко встречается сплошной осиновый лес.

2.Небо было чистое, высокое, зеленоватое над горами (Сергеев-Ценский).

6.Укажите предложение с несогласованным определением:

1.Дальше по оврагу еще лежал снег в желтых, в синих пятнах (Л. Толстой).

2.После душной ночи потянул на рассвете свежий ветер (Арсеньев).

7.Укажите предложение с приложением:

1.Мы охотники счастье свое находим у огня (Соколов-Микитов).

2.Я люблю северный лес за строгую красоту его девственных линий (Мамин-Сибиряк).

8.Укажите предложение с обстоятельством места:

1.Над синеватым лесом остро поблескивал тонкий серп месяца (Закруткин).

2.Прохладный воздух едва качает язычок свечи (Паустовский).

9.Укажите предложение с обстоятельством времени:

1.Дорога шла под уклон, все вниз, вниз, вниз (Н.Чуковский).

2.По вечерам у нас дома всегда читали вслух.

10.Укажите предложение с обстоятельством цели:

1.Я вышел на воздух освежиться (Лермонтов).

2.Он работал не покладая рук (Горький),

11.Укажите предложение с обстоятельством причины:

1.Утомившись от долгой прогулки, дети быстро заснули.

2.Невдалеке от дороги виднелась небольшая деревушка (Куриленко).

12.Определите, каким членом предложения является инфинитив:
Перед грозой рыба переставала клевать (Паустовский).

1.подлежащее;

2.часть составного сказуемого.

13.Определите, каким членом предложения является инфинитив:
Долго противился я искушению прилечь где-нибудь в тени, хоть на мгновение (Тургенев).

1.часть составного сказуемого;

2.определение.

14. Определите, каким членом предложения является инфинитив:
Напрасный труд -удить без крючка и учиться без книг (пословица).

1.сказуемое;

2.дополнение.

15.Определите, каким членом предложения является инфинитив:
Мать ушла на кухню ставить самовар (Горький).

1.часть составного глагольного сказуемого;

2.обстоятельство.

16.Определите, каким членом предложения является сочетание для детей:

Книга для детей стала для нас делом всей большой советской художественной литературы (Маршак).

1. несогласованное определение;

2. дополнение

I7 Определите, какими членами предложения являются выделенные существительные в предложении:

Без жертв, без усилий и лишений нельзя жить на свете: жизнь - не сад, в котором растут ко одни цветы (Гончаров).

1)дополнение;

2) обстоятельство.

18. Определите, каким членом предложения является существительное серебром в предложении:

Тусклым серебром шумели над прудом листья столетних ив (Паустовский).

1)дополнение;

2) обстоятельство.

19.Определите приложение в предложении:

Станица Вешенская известна всему миру потому, что тут жил Михаил Шолохов (Песков)

1. станица;

2.Вешенская.

20.Определите, какой частью речи выражено выделенное определение в предложении:

Дождь прошумел, омыв землю щедрыми струями, и, уступая место разгорающемуся рассвету, затих.

1.прилагательным;

2.причастием.

21.Определите, какой частью речи выражено выделенное обстоятельство в предложении:

Огромные серые волны взлетали и, разбиваясь и пенясь, исчезали в темноте.

1) деепричастиями

2) наречиями.

Вариант 3.

1..Найдите распространенное предложение:

1.За стеной избы по ночам шумел соседский сад (Паустовский).

2.Вечереет. Начинает смеркаться.

2.Определите предложение с дополнением:

1.Все дышало доверием, красотой, согласием, радостью плодотворного труда

2.Почти из-под ног выскочит и побежит заяц (Соколов-Микитов).

3. Определите предложение с прямым дополнением:

1.Горькую кору осин гложут лоси (Соколов-Микитов).

2.С дерева на дерево с шумом перелетают птицы (Соколов-Микитов).

4.Укажите предложение с определением:

1.На дворе стояла совершенно черная, непроницаемая ночь(Куприн).

2.Изредка вдалеке вспыхивает молния (Л.Толстой).

5. Укажите предложение с согласованным определением:

1.Из глубины лощины тянуло влажным пахучим холодком(Вересаев).

2.В семействе был обычай давать всем прозвища (Короленко).

6.Укажите предложение с несогласованным определением:

1.Главное упражнение его состояло в стрельбе из пистолета(Пушкин).

2.Их окружили утомившиеся долгим ожиданием инженеры(Куприн).

7.Укажите предложение с приложением:

1.Как истинный художник, Пушкин не нуждался в выборе и поэтических предметов для своих произведений (Белинский).

2.Угловатые тени от виноградных листьев лежат на потолке беседки

8. Укажите предложение с обстоятельством места:

1.Дорога вышла из леса в поле (Паустовский).

2.Я нарвал большой букет этих цветов (Паустовский).

9.Укажите предложение с обстоятельством образа действия:

1.Все внимательно слушали мальчика, сбивчиво рассказывающего о своих приключениях.

2.Тени вечера становились удушливее, гуще (Горький).

10.Укажите предложение с обстоятельством времени:

1.А может, просто хорошо ему на реке ранним утром (Солоухин).

2.Сенокос запаздывал из-за дождей (Паустовский).

11.Укажите предложение с обстоятельством цели:

1.Пассажиры выходят размять затекшие ноги, подкрепиться в буфете (Бианки).

2.Черное озеро было налито вровень с берегами (Паустовский).

12.Укажите значение выделенного обстоятельства:

Наш кучер уехал в кузницу подковывать лошадей (Чехов).

1.цель;

2.причина;

3.условие.

13.Укажите предложение, в котором сказуемое выражено фразеологическим оборотом:

1) Вдруг он сделал мне знак, чтобы я остановился (Арсеньев).

2) Красная рыба последние годы плоховато идет на крюк(Песков).

I4. Определите, какой частью речи выражена именная часть сказуемого:

Рыжая степь облита золотым солнцем (Горький).

1.кратким прилагательным;

2.кратким страдательным причастием.

15.Определите, каким членом предложения является выделенный инфинитив:

Назвать его в глаза обманщиком - было подвергнуть себя неминуемой гибели (Пушкин).

1.часть составного сказуемого;

2.дополнение.

16. Определите, каким членом предложения является инфинитив:
Отрядите своего человека и немедленно посылайте в Блитчу для выяснения положение (Вершигора).

1.часть составного сказуемого;

2.обстоятельство.

17.Определите, каким членом предложения является инфинитив в предложении:

Теперь Ерофей Кузьмич понял, что наступила пора действовать (Бубеннов).

1) несогласованное определение;

2)часть составного сказуемого.

18.Определите, каким членом предложения является выделенное существительное в предложении:

В дверь заглядывают черные мужики и солдат (1) будочник (Горький).

1.приложение;

2.дополнение

19.Объясните постановку тире в предложении: Слева – горы ,справа - море, а между ними -узкое шоссе

1.между подлежащим и сказуемым;

2.в неполном предложении.

20. Определите приложение в предложении:

Мебель и разные вещи три дня распродавал старьевщикам-татарам (Горький).

1.старьевщикам;

2.татарам.

21.Определите, каким членом предложения являются выделенные слова в предложении:

Нелюдимо наше море: день и ночь шумит (Языков).

1.обстоятельство;

2.дополнение.

22.Определите, какой частью речи выражено выделенное обстоятельство в предложении:

Спросонья я не мог понять, о чем меня спрашивали (Вершигора).

1.существительным;

2.наречием.



17.УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1.Расставьте недостающие знаки препинания при уточняющих членах.

Укажите номера предложений, в которых следует обособлять уточняющие члены.

1. Где-то там внизу в тайге идет сейчас этот маленький отряд связистов

2. На следующий день сосед уехал за Волгу в пионерский лагерь

3. Я снимал дачу на берегу Оки верст за десять от Алексина

4. Там между полей вилась дорога и убегала в лес, дорога в обетованную землю Петербург.

5. А в степи там далеко-далеко на краю ее раскинулся громадный пурпурный веер лучей заката

6. Под окнами вагонов на стороне противоположной станции медленно прошли по шпалам два мужика

7. Впереди между деревьями замелькали огни деревеньки, в которой он жил.

8. При самом ее начале направо от дороги под двумя развесистыми березами находилась мелочная лавочка .

9. Года через два в начале сентября мне снова пришлось побывать в этих местах

10. Всегда особенно зимой в низинах воздух был градусов на пять холоднее, чем на холмах

11. Пошли ровным шагом в ногу

2.Укажите номера предложений, в которых не следует обособлять обстоятельства.

1. Там за седыми горами темный нахмурился лес.

2. Через час слева показались полузатопленные водой кусты и редкие прошлогодние камыши

3. У самого берега слева от нас виден пустой маленький островок

4. Однажды весной я слышал в аромате почек благоухающую беседу березы с черемухой .

5. Мы жили тогда в Мещерских лесах в деревне

6. Высокие запыленные тополя шумели от знойного ветра возле большого белого вокзала

7. Где-то там далеко за деревней удалая гармонь разнеслась

8. Поворачиваются за солнцем в течение долгого дня почти все цветы

9. На той стороне за рекой запевал соловей

10. Из провала тучи из-за оранжевого окрашенного солнцем края широким веером косо ниспадали солнечные лучи.

I1. Райский перешел из старого дома опять в новый в свои комнаты

12. На другой день рано поутру я отправился к Колосову

3.Укажите номера предложений, в которых следует поставить запятые при уточняющих обстоятельствах.

1. Перед огнем на опрокинутой кадке сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником

2. В бревенчатом доме в квартире отца пахло угольным дымом

3. В темных улицах невысоко над землей плыли пятна разноцветного света

4. К утру еще затемно они должны быть на месте

5. Под окном в толпе народа стоял Грушницкий, прижав лицо к стеклу 6. Еще дома за час до отъезда на вокзал он получил письмо

7. Мать взяла ее за руку и молча повела на зады к бане

8. Там в Ленинграде осталась мама

9. В середине августа перед рождением молодого месяца вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черного моря

10. В первых числах июня в праздник Даша встала рано и чтобы не будить Катю, пошла мыться на кухню

11. В среду уже с четырех часов станция была битком набита участниками пикника

12. Там вдали метрах в семистах от шоссе чернели верхушки ивняка

4.Укажите номера предложений, в которых союз или присоединяет уточняющее приложение.

1. Виднелись или необработанные песчаные равнины или далекие горы

2. Известно, что смерчи или водяные столбы разбивают ядрами с кораблей

3. Шмидт испытал много предательства или, говоря по-старинному, ударов судьбы

4. С географическими картами в своей жизни связано несколько более или менее интересных историй

5. Шорох стоял по всей реке от лопавшихся то и дело пушистых клочьев пены или, как ее называют на Ветлуге, речного цвету.

6. Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая березка с мелкими клейкими листьями

7. Стены в каюте или, по-морскому, переборки и двери были красного дерева

8. Мы поехали в лес или, как у нас говорится, в ≪заказ≫

9. В нескольких десятков метров лежит темная рада или болото, покрытое мелкой, замшелой и какой-то гнусной елкой

10. Каждый встречный мог оказаться соратником или противником

11. Кольчатый тюлень или нерпа относится к числу ластоногих

18. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.

ВАРИАНТ 1.

1. В каком слове все согласные звуки являются мягкими? 1.Безмятежность 2)десятилетие 3)утешение 4)комментарий

2. В каком слове есть звук [з]? 1)Землемер 2)приморозит 3)сдаваться 4) зеленеющий

3. В каком ряду каждое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

  1. разморозивший, роскошный, замасливая, помешивали

  2. порошковый, раскручивая, изнуряющий, иссякнет

  3. искривлённый, приготовляя, припрятанный, заглохнувший

  4. раскраска, предвечерний, заземление, подстриженный

4. Сколько морфем выделяется в слове родственница

1)3 2)4 3)5 4)6

5. Каков способ образования слова внизу.

1)Приставочный

2) суффиксальный

3) приставочно-суффиксальный

4)бессуффиксный

6. Пишется буква О

1) ум_лять значение

2)проволочное загр_ждение

3)предпол_гать

4) ур_внять в правах

5)возр_ждение

7. Пишется буква Е

1)поч_татель

2)расст_лать покрывало

3)выд_рать с корнем

4)непр_миримый

5)скр_сти

8. Отметьте номера пропусков, где пишется частица НЕ. Как н____(1) крути, а н____(2)куда н____ (3) денешься от забот. Н_ (4) один из них не последовал за новым учителем.

9. Отметьте номера предложений, где слова пишутся раздельно.

  1. Все принимаются за работу; в нашей палатке так _ же все заняты.

  2. Кругом всё было так__же тихо, как накануне.

  3. И_ так, мне пора, я задержался.

  4. Сам стар, за__то душа молодая.

  5. Они долго спорили, за_тем притихли.

10. Какое сложное предложение состоит из двух неопределённо-личных?

  1. Выйду на озеро в синюю гать, к сердцу вечерняя льёт благодать.

  2. Над хвастунами хоть смеются, а часто в дележе им доли достаются.

  3. Забыли о свете вечерних окон, задули тёплый, рыжий очаг.

  4. Сяду да подумаю, как мне жить дальше.

11. Какое предложение не является безличным?

  1. Мне холодно и страшно.

  2. Жизнь хороша.

  3. Жить хорошо.

  4. Кругом сыро и грязно.

12. Отметь предложения, в которых НЕТ ошибок при передаче прямой речи. 1) Они неоднократно спрашивали его о том, какие впечатления остались у него от поездки.

2) Мальчик сказал своему приятелю, что я не смогу прийти на день рождения.

3) Колхозник сказал, что: "Лошадь запряжена и можно ехать".

4) Старуха Изергиль, вспоминая молодость, рассказала, что я ткала ковры с восхода по закат.

5) Подросток пытался убедить своего друга, что я не виноват в случившемся.

13. В каком словосочетании тип связи слов – управление? 1) Покупка дома; 2) второй номер; 3) учиться рисовать; 4) это дерево.

14. Какое предложение является сложным бессоюзным? 1) Перед грозой в лесу бывает так хорошо, точно все кругом курится благовонными испарениями.
2) Небо с закатного края прояснилось, выглянуло солнце.
3) Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.
4) По последним метеорологическим данным ожидается потепление.

15. К какой группе односоставных относится данное предложение?
Без птиц же не было бы наших урожаев.

  1. определенно-личное

  2. неопределенно-личное

  3. безличное

  4. назывное

16.Отметьте номера предложений, где слова, набранные курсивом, НЕ выделяются запятыми. 1) Ухаживала за мной одна девушка полька из Кракова.

2) Славный сын украинского народа Богдан Хмельницкий возглавил освободительную войну.

3) Ему аккуратному читателю разрешалось брать сразу до десятка книг.

4) Балагур и весельчак он быстро располагал к себе людей.

17.Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска НЕ ставится тире.

1) Грузинские деревни_ это сплошные сады.

2) Эти равнины_ __словно море бескрайнее.

3)Прилёт журавлей признак весны.

4) Агата Кристи __ самый популярный автор детективного жанра.

5) Наш долг____совершенствовать знания

18. Отметьте номера слов с ударением на ПЕРВОМ слоге. 1) ре-мень 2)гна-ла 3) и-скра 4) а-рест

19. В каком ряду не все слова являются синонимами?

  1. чахнуть, угасать, таять 2) одобрять, хвалить, хвастаться

3)хитрить, лукавить, лицемерить 4)устать, измучиться, изнемочь
1   2   3   4   5   6   7   8