Главная страница

Автор и составитель



Скачать 1.28 Mb.
Название Автор и составитель
страница 6/8
и составитель
Дата 22.04.2016
Размер 1.28 Mb.
Тип Документы
1   2   3   4   5   6   7   8

13.3 ОДНОСОСТАВНЫЕ предложения

1 вариант

1. Какие предложения не являются односоставными?

а)На морозном воздухе было трудно дышать.

б)Мне не хотелось возвращаться.

в)На востоке синело.

г)За окном виднелось уже вспаханное поле.

д)Дело словом не заменишь.

е)Свод неба был тих и чист.

2. Найди и отметь в каждом столбике определённо-личное предложении.

а) От листьев пахло осенью.

б) Меня об этом попросили.

в) Прошу повторить вопрос.

г) Мне нельзя ошибаться.

д) Я не ошибся.

е) С удовольствием перечитываем ваш роман.


3. Укажи неопределённо-личные предложения.

а) Дорожки парка каждое утро посыпали песком.

б) Клюкву собирают поздней осенью.

в) Хотелось бы мне с вами поговорить.

г) А тем временем нас увидят с самолёта.

д) В жаркую погоду лошадей выгоняют на ночь кормиться в поле.

е) Век живи, век учись.

4. Какие предложения являются безличными?

а) В октябре ещё жарко грело солнце.

б) Клюкву собирают поздней осенью.

в) Разве отдохнёшь за такое короткое время.

г) Быть дождю.

д) Грохотало на земле и на небе.

е) Мне было холодно и как-то неуютно в этой комнате.

ж) Необходимо прислушаться к этому предложению.

5 . Определить вид односоставного предложения.

а) В городе построили новый детсад.

б) Бездонную бочку водой не наполнишь.

в) Морозное утро.

г) Самолёт сильно тряхнуло.

д) С нетерпением ждём вашего ответа.

6. Найди и отметь назывные предложения.

а) Светало.

б) Впереди — непроходимые болота.

в) Чудесная ночь.

г) Ночь. Темень. Тишина.

д) Вот красивый многоэтажный дом.

е) В природе какая-то необыкновенная свежесть.

7. В каком из предложений нет подлежащего?

а) Неосторожность человека всегда подводит.

б) Пчелиный рой дымом не приманишь.

в) Радость горю не попутчик.

г) Горе никого не красит.

д) Не от добра дерево листья роняет.


2 вариант.

1. Какие предложения не являются односоставными?

а) Тихо и сонно в деревне.

б) Скалы продолжают изумлять нас.

в) От увядших цветов веет прощанием и покоем.

г) С дождями связано много примет.

д) Темнело в это время года рано.

е) Воздух чист и прозрачен.


2. Найди и отметь в каждом столбике определённо-личное предложение.


а) Утренний сон сладок.

б) Не забуду этой встречи.

в) В тот вечер долго спорили и говорили буквально обо всём.

г) Мне удалось поговорить с ним.

д) Люблю Балтийское море.

е) Дни поздней осени бранят обыкновенно.

3. Укажи неопределённо-личные предложения.

а) Его все подробно расспрашивали о поездке.

б) Иду на помощь!

в) Снег лежит до самой кромки воды.

г) В начале войны охотничьи ружья почему-то у всех отобрали.

д) А тем временем нас увидят с самолёта и спасут.

е) В доме по вечерам никогда не зажигали огня.

4. Какие предложения являются безличными?


а) От степи пахнет терпкой горечью и пряностью чабреца.

б) В Евпатории ветер пахнет только солью и степным мёдом.

в) Выслушайте меня внимательно.

г) Тихо и пустынно на морском берегу.


д) В это время у нас обычно украшали ёлку.

е) У меня не было времени разговаривать с ним.

ж) Никому не хотелось двигаться.




5 . Определить вид односоставного предложения.

а) В городе построили новый детсад.

б) Бездонную бочку водой не наполнишь.

в) Морозное утро.

г) Самолёт сильно тряхнуло.

д) С нетерпением ждём вашего ответа.

6. Укажи назывные предложения.

а) Здесь очень хорошо.

б) Поздняя осень.

в) Тихо в деревне.

г) На столе — старинные фотографии.

Д )Вот памятник архитектуры.

е) Вдали лес.

7. В каком из предложений нет подлежащего?

а) Зарево поднималось к лесу.

б) Я ему не враг.

в) Кашу маслом не испортишь.

г) Его проблемы никто не решит.

д) Не от солнца растения погибают.






14. Обособленные определения и приложения. Вариант 1.


1. Найди соответствия.

__ а) Настало утро, серенькое, тёплое.

__ б) Вскоре вышла и хозяйка, женщина пожилых лет.

__ в) Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.

__ г) Оглушённый падением, Григорий еле поднялся на ноги.

__ д) Талантливый артист, он всегда пользовался успехом у зрителей.

1. приложение, стоящее после определяемого слова


2. определение имеет добавочное обстоятельственное значение.


4. два нераспространенных определения, стоящих после определяемого слова

3. распространенное определение, стоящее после определяемого слова


5. приложение, относящееся к личному местоимению

2. В каких предложениях причастные обороты необходимо обособить? Укажи причину обособления: 1 — стоит после определяемого слова; 2 — имеет добавочное обстоятельственное значение; 3 — относится к личному местоимению.

а) Под ногами шуршат жёлтые листья покрывающие густым слоем дорожку.

б) Кажется, что величаво приосанившийся курган караулит степь.

__ в) В воздухе стоял морозный блеск захватывающий при дыхании горло.

__ г) В зеркальных окнах башни пылало только что поднявшееся солнце.

д) Окутанная мглистым утренним воздухом. Москва слабо серебрилась под крылом самолёта.

е) Волнуемый воспоминаниями я забылся тяжёлым сном.

3. Какие предложения осложнены обособленными определениями? Расставь знаки препинания в этих предложениях.

а) Мягко похрустывая пухом рассыпается под ногами снег.

б) Голос его был тих вкрадчив и неуверен.

в) Нестройные но воодушевлённые звуки понеслись по роще.

г) Дождь нудный и бесконечный всё ещё лил и лил.

д) Гроза медленно накоплявшаяся за весь этот жаркий день разразилась с необыкновенной силой.

е) Сначала они только молча разглядывали беспомощную пугливо озиравшуюся по сторонам девушку.

4. Отметь предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки. Исправь их.

а)И снился мне, сияющий огнями вечерний пир в родимой стороне.

б)Между тем мне, одетому всё ещё по-московски, сделалось жарко.

в)И глаза его маленькие и светлые, остро поблёскивали в глубоких глазницах.

г)Свернувшаяся от мороза листва, шуршит под ногами.

д)Утомлённый утренней прогулкой я медленно брёл по аллее сада.

е)Но всё-таки мы, охотники, не очень боимся встречи с хозяином леса.

ж)Не стану описывать всех рыболовных приключений, происшедших со мною на причале, и, оказавших на меня такое сильное воздействие. з)Три дня кряду моё внимание привлекала эта коренастая, плотная фигура и лицо восточного типа обрамлённое красивой бородой.

и) Мне человеку в костюме босяка трудно было вызвать его на разговор.

Вариант 2

1.Найди соответствия.

__ а) Испытавший многое на своём жизненном пути, этот человек настороженно относился ко всему новому.

__ б) Боцман, светловолосый бородатый костромич, насмешливо спросил меня о шторме.

__ в) Эти звуки, тихие, грустные, тоже потрясли меня.

__ г) Хороший хозяин, он не сразу согласился на его предложение.

__ д) На дворе, мощённом камнем, жарко.

1. приложение, стоящее после определяемого слова

2. определение имеет добавочное обстоятельственное значение

3. распространённое определение, стоящее после определяемого слова

4. два нераспространённых определения, стоящих после определяемого слова

5. приложение, относящееся к личному местоимению

2. В каких предложениях причастные обороты необходимо обособить? Укажи причину обособления:1 — стоит после определяемого слова; 2 — имеет добавочное обстоятельственное значение; 3 — относится к личному местоимению.

_ а) Под ногами рассыпается свинцовый лёд изъеденный водою.

_ б) Сломленные бурей и вырванные кое-где из почвы деревья преграждают течение.

_ в) Хорошо наезженная дорога вела к старинному замку.

_ г) Левый берег поросший поверху редкими голыми елями виднелся с поразительной чёткостью.

__ д) Уставший от тяжёлого перехода я сел отдохнуть под большим кедром.

_ е) Подавленные общим презрением сестры утратили веру в свои силы, всякую надежду на будущее.

3. Какие предложения осложнены обособленными определениями? Расставь знаки препинания в этих предложениях.

а) Листья то косо летели по ветру то отвесно ложились на сырую траву.

б) Встревоженный голосами раздававшимися на улице хозяин не сразу открыл дверь.

в) Желая укрыться от дождя мы разбили палатки.

г) Поднялась за рекой туча большая и тёмная.

д) Молодые берёзки ещё не успевшие окрепнуть темнели нежной листвой.

е) Перед глазами ехавших расстилалась широкая бесконечная равнина.

4. Отметь предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки. Исправь их.

а) Когда-то здесь был ручей, впадавший в Северный Донец.

б) Сидевший в машине начальник штаба, устало улыбался.

в) Крупный отряд, действовавший недалеко от города, и, на несший ему непоправимый урон, наконец-то был разбит.

г) По бирюзовому небосклону, бесконечно высокому и бледно-голубому, поднимался золотистый шар солнца.


д) Эта толпа людей, пёстро одетых, производила странное впечатлени


е) В небе ещё тлели тихие, светлые краски, переходящие одна в другую, а на лицах людей лежал этот странный свет.

ж) Не замеченный никем я вышел из дома и пошёл по направлению к лесу.

з) Где-то играла музыка; из оврага, густо поросшего ельником веяло смолистым запахом.

и) Небо, пышно расцвеченное бесчисленными роями звёзд, смотрело на землю с торжественной грустью.




15.Сравнительный и деепричастный обороты.

Вариант 1.

1. Укажите предложение со сравнительным оборотом, поставьте] где нужно, запятые:

  1. Герасим как лев выступал сильно и бодро (Тургенев).

  2. Через пять минут мы целеустремленно мчались из леса(Солоухин).

2. Укажите предложение, в котором сравнительный оборот не выделяется запятыми:

  1. В луга, вперед и в стороны (1) словно щупальца (2) побрели дозорные (А.Н. Толстой).

  2. Косой дождь, гонимый сильным ветром, лил (1) как из ведра (Л. Толстой).

3. Отметьте предложение, в котором слова, набранные курсивом, являются сравнительным оборотом:

  1. Крылатые ели (1) как большие птицы (Горький).

  2. На мысе, над морем, белел песок (1) как будто чайки сели отдохнуть среди кудрявой зелени садов (Паустовский).

4.Укажите предложение с деепричастным оборотом:

  1. Была у Ермолая легавая собака (1) по прозванию Балетки I(Тургенев).

  2. Раскрашенный в цвета осени (1) сад был тоже наполнен красноватой духотой (Горький).

  3. Сверкая и искрясь (1) осыпался иней с древесных вершим I(Полевой).

5.Укажите предложение, в котором деепричастный оборот не обособляется:

  1. Мельница работала (1) заглушая шум дождя (Чехов).

  2. Мальчик бежал (1) сломя голову.

6. Укажите предложение, в котором деепричастие обособляется:

  1. Пошумев (1) река успокоилась и вновь легла в берега (Полевой).

  2. Яков шел (1) не торопясь (Горький).

7. Поставьте правильно знаки препинания:

Я оглянулся. На опушке леса (1) приложив одноухо (2) и приподняв другое (3) перепрыгивал заяц

1)1,2,3; 2)1,3.

8. расставьте правильно знаки препинания:

«Орел» наконец пошел и( I)развив ход (2) и (3) догнав эскадру (4) занял свое место в строю .

1)1,2,3,4; 2)1, 4.

9.Укажите предложение с ошибкой:

I) Отредактировав рукопись, я передал ее в издательство.

2') Все изложенное в книге написано предельно кратко, учитывая бюджет времени студента.

Вариант 2.

I Укажите предложение со сравнительным оборотом, поставьте, мю, запятые:

  1. Лед был гладкий (1) как зеркало (2) чистый и прозрачный (Арсеньев).

  2. За опушкой кричали чибисы, точно плакали маленькие дети (С.-Ценский).

2, Укажите предложение, в котором сравнительный оборот не выделяется запятыми:

  1. В ожидании парохода все сидели (1) как на иголках

  2. Маленькие вагоны (1) точно игрушки (2) тянулись по профилю дороги (Короленко).

3. Отметьте предложение, в котором слова, набранные курсивом, являются сравнительным оборотом:

I) Жизнь теченье свое изменила, как река изменяет русло.(Н. Некрасов).

2) В неодетом лесу ранние ивы, как люстры, как грезы, виденья

4. У кажите предложение с деепричастным оборотом:

I) Прилетев на место, гуси шумно опускаются на воду (Соколов-Микитов). .

2) Страстный любитель охоты, я целыми неделями не бывал дома (Соколов-Микитов).

5. Укажите предложение, в котором деепричастный оборот не пишется:

1.Матрос сошел по сходням вниз и (1) не оборачиваясь (2)слился с толпой. .

2.Близкому человеку помогают (1) не задумываясь.

6. В каком варианте ответа правильно объяснены все запятые.
Соловей, рассыпаясь ликующей трелью, пел свою весеннюю песню.

  1. выделяется деепричастный оборот;

  2. выделяется причастный оборот.

7. Укажите грамматически правильное продолжение предложения:

Записывая математическое выражение...

  1. используйте только натуральные числа;

  2. мною была допущена ошибка.

8. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

1.Читая романы Дюма, получаешь интересные сведения и истории.

2.Благодаря осадкам в виде снега и дождя, выпавшим зимой в почве сохранилось много влаги.

Вариант 3.

1.Укажите предложение со сравнительным оборотом:

1)Но едва Владимир выехал за околицу в поле (1) как подняло ветер (Пушкин).

2) Вчерашняя пороша лежит по насту (1) как пудра со сверкающими блестками (Пришвин).

2.Укажите предложение, в котором сравнительный оборот не выделяется запятыми:

  1. Дорога была видна (1) как на ладони.

  2. И сам (1) как камень, скользя по скалам, он быстро падал, ломая крылья, теряя перья (Горький).

3. Отметьте предложение, в котором слова, набранные курсивом, выделяются запятыми:

  1. Дорога гладка (1) как водяная поверхность (Федин).

  2. Дождь полил (1) как из ведра, и все скрылось (Пришвин).

4.Укажите предложение с деепричастным оборотом:

  1. Всю ночь гремел овраг соседний, ручей, бурля, бежал к ручью (Фет).

  2. Увлеченные игрой, они не слышали, как открылась дверь(Н. Чуковский).

Я люблю северный лес за строгую красоту его девственных линий, за бархатную зелень красавиц пихт (Соколов-Микитов).

5.В каком варианте ответа правильно поставлены и объяснены все запятые:

Прилетев на место (1) гуси шумно опускаются на воду(2) распахнув ее грудью на обе стороны. (Соколов-Микитов).

1) 1,2- выделяются деепричастные обороты;

2)1- выделяется деепричастный, 2 - причастный оборот.

6.Поставьте правильно знаки препинания:

Солнце (1) обойдя дом(2) и(3) уже переходя на западное небо (4) зеркально заглядывало под сосны и пихты (Бунин).

1)1,4;

2)1,2,3,4;

3)1,2,4.

7.Укажите, где нужно поставить знаки препинания:

Море играло маленькими волнами (1) рождая их (2) украшая бахромой пены (3) иногда сталкивая друг с другом (4) и разбивая в мелкую пыль (Горький).

1)1,2,3;

2) 1,2,3,4;

3)1;3;4.

8. Продолжите правильно предложение: Окончив училище...

  1. нас направили на стройку;

  2. многие из нас стали работать на заводе.

Вариант 3.

1.Укажите предложение со сравнительным оборотом:

  1. Но едва Владимир выехал за околицу в поле (1) как подняло
    ветер (Пушкин).

  2. Вчерашняя пороша лежит по насту (1) как пудра со сверкающими блестками (Пришвин).

2.Укажите предложение, в котором сравнительный оборот не выделяется запятыми:

1.Дорога была видна (1) как на ладони.

2.И сам (1) как камень, скользя по скалам, он быстро падал, ломая крылья, теряя перья (Горький).

3.Отметьте предложение, в котором слова, набранные курсивом, выделяются запятыми:

1.Дорога гладка (1) как водяная поверхность (Федин).

2.Дождь полил (1) как из ведра, и все скрылось (Пришвин).

4.Укажите предложение с деепричастным оборотом:

1.Всю ночь гремел овраг соседний, ручей, бурля, бежал к ручью (Фет).

2.Увлеченные игрой, они не слышали, как открылась дверь(Н. Чуковский).

3.Я люблю северный лес за строгую красоту его девственных!
линий, за бархатную зелень красавиц пихт (Соколов-Микитов).

5.В каком варианте ответа правильно поставлены и объяснены все запятые:

Прилетев на место (1) гуси шумно опускаются на воду(2) распахнув ее грудью на обе стороны (Соколов-Микитов).

1) 1,2- выделяются деепричастные обороты;

2)1- выделяется деепричастный, 2 - причастный оборот.

6.Поставьте правильно знаки препинания:

Солнце (1) обойдя дом(2) и(3) уже переходя на западное небо (4) зеркально заглядывало под сосны и пихты (Бунин).

1)1,4;

2)1,2,3,4;

7.Укажите, где нужно поставить знаки препинания:

Море играло маленькими волнами (1) рождая их (2) украшая бахромой пены (3) иная друг с другом (4) и разбивая в мелкую пыль (Горький).

1)1,2,3;

2) 1,2,3,4;

8.Продолжите правильно предложение: Окончив училище...

1.нас направили на стройку;

2.многие из нас стали работать на заводе.


16.Второстепенные члены предложения.

Вариант 1.

1.Определите падежную форму выделенного имени существительного:

Мне хочется заступиться за туристов (Пришвин).

1)В.п.;

2) Р.п.

2.Определите, чем выражено выделенное дополнение:

Нельзя возвратить сделанного, стыдно переменять решенное .

1.именем прилагательным;

2.причастием.

3.Определите предложение с прямым дополнением:

1.Блохин успокоился, раскрыл чемодан, разложил вещи, вынул книгу (Казаков).

2.Князь приехал, поселился, стал уходить и приходить, с кем-то видеться (Бунин).

4.Определите, чем выражено выделенное определение:

А в Ялте вот уже вторые сутки идет сильный дождь (Чехов).

1.причастием;

2.) именем прилагательным.
1   2   3   4   5   6   7   8