Главная страница

Автор и составитель


Скачать 1.28 Mb.
Название Автор и составитель
страница 3/8
и составитель
Дата 22.04.2016
Размер 1.28 Mb.
Тип Документы
1   2   3   4   5   6   7   8

13.Найдите грамматическую основу в предложении:

Слева на заднем плане виднеются руины величественных зданий, навевающих мысли о Древней Греции.

  1. виднеются руины;

2)виднеются руины величественных зданий.

14.Найдите подлежащее в предложении: Имя вещи есть сила самой вещи (по Лосеву).

  1. имя;

  2. имя вещи

3)сила.

15.Найдите подлежащее в предложении: Имя вещи есть орудие общения с нею всего окружающего (Лосев). 1)орудие

2);имя.

16.Найдите подлежащее в предложении:

Я кладу все это в вдвижной ящик стола и достаю оттуда пистолет (Роб-Грийе).

1)я;

2)все это;

3)ящик;

4)пистолет.

17.Найдите подлежащее в предложении: Я заменил сюртучок курткой, но галстука не снял (Тургенев).

1)я;

2)сюртучок;

3)галстука.

18.Найдите подлежащее в предложении: Каждый хочет иметь и невесту, и друга (по Несмелову) .

1) каждый хочет иметь;

2)каждый.

19.Определите подлежащее в предложении:

В песчаных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли (Лермонтов).

1)три гордые пальмы;

2)три пальмы.

20. Определите подлежащее в предложении: Во дворе, возле крыльиа, стояла пара лошадей .

  1. пара лошадей;

2) пара.

21. Определите подлежащее в предложении:

Теперь едущий или и пешком в разных местах заметит... пограничные метки-столбы (Песков).

  1. метки-столбы;

  2. едущий;

  3. едущий или идущий.

22 Найдите сказуемое в предложении: Она осталась печальной и озабоченной до самого вечера (Тургенев).

  1. осталась печальной и озабоченной;

  2. осталась;

  3. осталась печальной.

23. Определите сказуемое в предложении: Взяла да и говорить с ней перестала

  1. взяла да и перестала говорить;

  2. перестала.

24. Найдите предложение с составным сказуемым:

  1. Я не стал его дальше расспрашивать (Роб-Грийе).

  2. Сравнение снова обогащает вещь (Лосев).

25. Найдите предложение с составным глагольным сказуемым:

  1. Безгласность ужаса, безумий дуновенья свой след означили

  2. на мертвенном челе (по Бодлеру).

3)Без медицинского халата тут нельзя свободно разгуливать по отделениям..

26. Найдите предложение с составным именным сказуемым:

1)Анна Сергеевна даже попыталась сказать что-то умное, внести, так сказать, свою лепту в интеллектуальную беседу.

  1. Дмитрий думал о ней, скучал, жил ею, можно сказать, не замечая того отвращения, которое она испытывала к нему вот уже много лет.

  2. Своим друзьям она казалась умной, знакомым - интересной, людям посторонним - оригинальной, но для матери все эти «казалось» были по меньшей мере странными.

27.Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым:

  1. Дети это мира нежные загадки, и в самих загадках кроется ответ!

  2. Именно эта старуха, как оказалось, его идеал.

28. Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым:

1) Нация это прежде всего общность, не расовая и не племенная, а исторически сложившаяся определенная общность людей, языка и территории (по Сталину).

2) Эскориал, кажется, резиденция испанских королей, включающая дворец и монастырь.

29.Объясните, почему не нужно тире между подлежащим и сказуемым в предложении:

У тебя брошка вроде как пчелка (Чехов).

  1. между подлежащим и сказуемым сравнительный союз как;

  2. тире никогда не ставится.

30.Объясните, почему не нужно тире между подлежащим и сказуемым в предложении:

Наш новый сотрудник, по-видимому, хороший специалист.

  1. между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово;

  2. тире никогда не ставится. .

Вариант 3.

1.Определите грамматическую основу предложения:

Одинокая яркая звезда сверкала над лесами и отражалась в глубине озер

  1. звезда сверкала;

  2. звезда сверкала и отражалась.

2.Определите подлежащее в предложении: Я был в восхищении от старого чабана и его жизненной морали

1)я;

2) я в восхищении.

3.Определите подлежащее в предложении: Пара черных куличков с плачем метнулась в дождливое небо.

  1. пара;

  2. пара куличков.

4.Определите подлежащее в предложении:

Приезжий сбросил начинку шинель и оказался еще стройнее в одном мундире и сапогах

1.приезжий;

2.нет подлежащего.

5.Определите подлежащее в предложении: Пятеро монахов прошли по еще безлюдному городу 1.пятеро;

2.пятеро монахов.

6.Определите подлежащее в предложении:

Стаи птиц со свистом и легким шумом разлетаются в стороны (Паустовский).

1.стаи;

2.стаи птиц.

7.Определите сказуемое в предложении: Невидимые жаворонки тотчас запели над рожью (Паустовский). 1.запели;

2.тотчас запели.

8. Определите предложение с составным сказуемым:

  1. По пустым садам начинают летать и кричать сороки (Телешов).

  2. Лунный свет неподвижно лежит длинными квадратами на полу (А. Толстой).

9.Определите составное глагольное сказуемое:

  1. Я перестал ругаться, а Дерсу перестал ворчать (Арсеньев).

  2. Возьму вот и продам завтра тройку! (Чехов)

10.Определите предложение с составным именным сказуемым:

  1. Ели на усадьбах, в затишке, стояли тихие и загадочные

  2. Большинство забав определялось течением деревенской жизни (Солоухин).

11.Укажите предложение с тире между подлежащим и сказуемым:

1)Обитатели Горюхина большей частью роста среднего(Пушкин).

2)Иметь разборчивый почерк первое правило вежливости.

12.Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым:

  1. Длина Волги три тысячи шестьсот восемьдесят восемь километров.

  2. Смотрителем маяка был старый боцман парусного флота(Арсеньев).

13.Найдите грамматическую основу в предложении:

А тени прошлого так тихо пролетают под вальс томительный (по Бодлеру).

1.тени прошлого;

2.тени пролетают.

14.Найдите подлежащее в предложении: Ползет подземный змей, ползет, везет людей (по Цветаевой). 1.змей;

2.подземный змей.

15.Найдите подлежащее в предложении: Голубей над крышей вьется пара (по Цветаевой).

1.пара;

2.пара голубей.

16. Найдите подлежащее в предложении: Приезжий не мог оценить всю прелесть дождливой погоды 1.приезжий;

2.нет подлежащего.

17.Найдите подлежащее в предложении: В моей камере сидели пятеро (Новодворская).

  1. сидели пятеро;

  2. пятеро.

18.Найдите подлежащее в предложении: И рыб воздушных скрылась стая .

  1. стая;

  2. стая рыб.

19.Определите подлежащее в предложении: Немногие пойдут этой дальней и трудной дорогой (Горький). 1.немногие;

2.подлежащего нет.

20.Определите подлежащее в предложении: Каждый из нас станет на самом краю площадки (Лермонтов) 1.каждый;

2.каждый из нас.

21.Определите подлежащее в предложении: Наступило, наконец, пятнадцатое мая (Куприн).

1.пятнадцатое;

2.пятнадцатое мая.

22.Найдите сказуемое в предложении: Особенно полюбил я развалин оранжереи (Тургенев).

1.полюбил;

2.особенно полюбил.

23.Найдите предложение с простым сказуемым:

1) Редкие припадки его расположения ко мне никогда не были вызваны моими безмолвными, но понятными мольбами (по Тургеневу).

2) Вдали по Рейну бежал и дымился пароход (Тургенев).

24. Найдите предложение с составным глагольным сказуемым:

1)Первым делом я собирался до смерти ее напугать (по Робу-Грийе).

2)Эта картина застыла на несколько мгновений сгустком непререкаемой реальности (по Робу-Грийе).

25. Найдите предложение с составным именным сказуемым:

1.Я часто толковал о радостной созидательной одержимости.

2.Море отливало алюминием (Паустовский).

26. Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым:

  1. Во взгляде вашем знак вопроса, шаги по гравию шуршат

  2. Напрасные слова виньетка ложной сути (по Рубальской).

27. Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым:

1Невеселая пора осень поздняя, и в ушедшее тепло нам не верится

2Страницы наших биографий зальет недолгий солнца свет).

28.Объясните, почему не нужно тире между подлежащим и сказуемым в предложении:

Степь словно сплошной солнечный диск

  1. между подлежащим и сказуемым стоит сравнительный союз словно',

  1. тире никогда не ставится.

29.Объясните постановку тире в предложении:

Они говорили долго: бабушка - тихо и жалобно, дед - крикливо, сердито (Горький).

  1. на месте пропущенного сказуемого в неполном предложении;

  2. между подлежащим и сказуемым.

30.Объясните, почему нужно тире между подлежащим и сказуемым в предложении:

Если жизнь - большая сцена, сцена - маленькая

1 два существительных в одном падеже; 2интонационное тире.

31. Какое сочетание является грамматической основой одного из предложений?

1) Узкая тропинка то переходила прямо в канавку, то вилась по почти отвесному склону.

2) Мы долго не ложились спать и любовались то небом, то морем.

1.переходила в канавку;

2.мы не ложились и любовались.

32. Какому предложению соответствует характеристика подлежащего - предложение с однородными подлежащими:

1) К захвату жертвы у рыси приспособлены как зубы, так и острые когти.

2) Весь лес состоял из каких-нибудь двухсот или трехсот огромных дубов и ясеней.8. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Вариант 1

1. Укажи предложения с уточняющими членами.

а) И, в конце концов, перестань напоминать мне о случившемся.

б) Трасса канала с выгодой использовала все естественные преимущества, в частности русла пересыхающих рек.

в) Все предметы, в особенности ветки деревьев, рельефно выделялись на темнеющем небе.

г) Привлечённые ярким огнём, бабочки весь вечер кружили над столом.

д) Мы, помимо подготовки к экзаменам, успевали посещать все выставки и концерты.

е) Эти ребята плавали по-волжски сажёнками.

2. Найди предложения, в которых необходимо обособить уточняющие члены. Укажи их. Расставь знаки препинания.

а) Уже тогда рядом с тротуаром был устроен тротуар на сваях высокий и узкий.

б) Книга эта написана чистым как ключевая вода языком.

в) Самые скороспелые грибы, например берёзовики достигают полного развития в три дня.

г) Только тогда в моё время больше было в человеке силы и огня, и оттого жилось веселее и лучше.

д) Вдруг далеко внизу раздался глухой выстрел.

е) По степи влево от нас поплыли тени облаков, пропитанные голубым сиянием луны.

3. Найди и отметь предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.

а) Все другие охоты, даже удочка, потеряли в моих глазах всю прелесть.

б) Пора бы, казалось, и сойти вниз, в долину и начать исследования там.

в) В полукилометре от шоссе по другую его сторону виднелись тесовые крыши.

г) Гребли они помаленьку, не спеша, с таким расчётом, чтобы добраться до берега, когда стемнеет.

д) Но и лёд тоже трещал сам по себе просто от солнца.
е) Впервые сосны, когда мы вышли из садика, или с участка Надежды увиделись нам чёрными силуэтами.

ж) Это был авиационный, то есть самый точный, прогноз.
з) Отражение света ударило, порывисто дрожа, во все стороны особенно кверху.

и) Простые слова его речи как-то сами собой, без усилий со стороны слушателей, укладывались в их памяти.

4. Укажи схемы, которые составлены неверно.

а) "П, — а, — п". б) А: "П!" в)"П? — а. — п". г) "П, — а. — П". д) "П, - а. - п".

5. Найди соответствия.

а) Гуров, глядя на неё теперь, думал: 1)"П,—а.—П". "Каких только не бывает в жизни встреч!"

б) "Они на обрыв полезли, — быстро 2) «П,»- а.
и тихо сказал мальчик. — Терентий их повёл на катакомбы".

3)"П?"-а.



в) "Возле города, — вспоминает один из моих


4) «П, -а,- п.»

товарищей, — тогда была берёзовая роща".

г.) "А в самом деле, где теперь мои друзья?»

— думал лейтенант. 5) А: "П!"

д) "Нам необходимо встретиться", — сказал он.

6. Отметь предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.

а) "Вновь я захандрил без меры и границ, — писал Левитан Чехову из Финляндии. — Здесь нет природы".

б) "А как же поезд?" — подумала Наташа и удивилась, что эта мысль не вызывала у неё никакой тревоги.

в) После нескольких минут молчания я сказал ей, приняв самый покорный вид: "Я слышал, княжна, что я имел уже несчастье заслужить вашу немилость".

г) "Полно тебе, болтунья," — полусердито сказала бабушка. — "Поди к Верочке и узнай, что она".

д) "Идите за мной — сказала она, взяв меня за руку, и мы стали спускаться".

е) "Скажи, пожалуйста, Вера, — спохватился Райский, —зачем она вызвала меня?"

ж) "Дядя, не бейте его, он — старик" — со слезами отчаяния закричал Гаврик, бросаясь к приставу.

з) Он спросил у мальчика о том, где до войны проживали его родственники.

и) "Значит, — подумала я, — не увижу уже его больше!"

7. Найди и отметь предложения, в которых допущены речевые ошибки при передаче прямой речи.

а) Они неоднократно спрашивали его о том, какие впечатления остались от поездки.

б) Девочка долго размышляла, что будет ли это неприличным, если она придёт в гости с опозданием.

в) Мальчик сказал своему приятелю, что я не смогу прийти на день рождения.

г) "Почему ты так со мной разговариваешь?" — сказала мама.

д) Колхозник сказал, что: "Лошадь запряжена и можно ехать".

е) Старуха Изергиль, вспоминая молодость, рассказала, что я ткала ковры с восхода по закат.

ж) Подросток пытался убедить своего друга, что я не виноват в случившемся.

8. Найди соответствия.

а) Белинский писал: "Создаёт человека природа, но развивает и образует общество".

б) "Человек! Это — великолепно! Это звучит... гордо!" — провозгласил М. Горький в одном из своих произведений.

в) Иван Киреевский, размышляя о поэзии А. С. Пушкина, писал, что "ещё одно важное качество в характере его поэзии: соответственность со своим временем".

г) С удивительным мастерством, проникновенно, Бунин в одном из стихотворений передаёт красоту зимнего утра:

За окнами — снега, степная гладь и ширь,

На переплётах рам — следы ночной пурги...

Как тих и скучен дом! Как съёжился снегирь

От стужи за окном...

1) Цитата введена в авторский текст как часть предложения.

2) Цитата представляет собой стихотворный текст, который приводится с соблюдением авторских строк.

3) Цитата представляет собой прямую речь, стоящую после слов автора.

4) Цитата представляет собой прямую речь, стоящую перед словами автора.

9. Найди и отметь предложения, в которых знаки препинания расставлены верно.

а) Ещё Тургенев заметил, что "язык Тютчева часто поражает смелостью и красотой своих оборотов".

б) Л. Н. Толстой писал: В искусстве простота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы.

в) "Фет есть преимущественно поэт впечатлений природы", —указывал В. П. Боткин в статье, посвященной стихотворениям прекрасного художника.

г) В поэме Лермонтова "Мцыри" "картины природы обличают кисть великого мастера..."

д) Анализируя "Бородино" Лермонтова, Белинский отмечал, что это стихотворение отличается простотою, безыскусственностью.

е) Афанасий Фет с удивительным мастерством передаёт свежесть и обаяние весенних ощущений:

"Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом,

Опять весна душистая Повеяла крылом."


Вариант 2

1. Укажи предложения с уточняющими членами.

а) К счастью, погода уже изменилась.

б) В этот час везде, особенно в лесостепной зоне, начинается таяние снега.

в) Он, к примеру, никогда об этой стороне дела не говорил.

г) В самом низу, прямо под нами, белела река.

д) Почувствовав ожог, он одёрнул руку.

е) Все, за исключением моего товарища, приняли эту весть с радостью.

2. Найди предложения, в которых необходимо обособить уточняющие члены. Укажи их. Расставь знаки препинания.

а) Там в полуверсте от берега виднелось скопление рыбачьих шаланд.

б) Кроме того не всё то красиво, что броско и ярко.

в) Наконец приходит этот жаркий час самый счастливый для неподвижных деревьев.

г) Пронзительно скрипя на песок въехала арба.

д) В это утро в половине марта кусты глядели веселее.

е) Степь вздрагивала, а там вдали глухо и скорбно рыдал лес.

3. Найди и отметь предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.

а) Низко, над самой машиной, кружились чайки.

б) Он сразу, без всяких сомнений, решил, что поедет.

в) Снизу, с поверхности моря берега совсем не было видно.
г) Лучше всего, наблюдать скворца рано утром, до восхода солнца.

д) Зимой, на берегу Буга, в распутицу, мы заночевали в деревне, где разместился госпиталь.

е) Жёлтые кувшинки замерли и теперь утром горят ярче, чем в полдень.

ж)В этот момент на станции не было никого даже дежурного.

з)Завтра, на всех концертных площадках города, будут вы ступать дети.

и) Там, на воде, мелькала маленькая чёрная точка.

4. Укажи те схемы, которые составлены верно.

а) "П? — а. — П. б) "П! — а, — п". в) "П. — а. г) А: "П?" д) "П, - а. - п". 5. Найди соответствия.

а)"Дяденька, — захныкал Петя 1) А: "П".
привычным голосом, — пропустите,
мы живём тут недалеко". 2) « П,» - а.

б)"Как я счастлив, что родился
в России", — подумал Кипренский. 3) "П, — а, — п".

в)"Что это? — шёпотом спросил Петя. — Ящики?" 4) "П? " — а.

г)"Что же, по-вашему, нам нужно
делать?" — спросил он, явно

издеваясь над присутствующими 5) "П? — а. — П?"

д)Старик покачал головой и заметил нежно:

"Спит и ничего не чует".

6. Отметь предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.

а)"Компас изучаешь?" — спросил Басов, придавая голосу общительное выражение. — "Я сам давно собираюсь заняться навигацией".

б) "Это дикие голуби", — сказал пожилой лесничий.

в)"Друг мой, Аркадий Николаевич!" — воскликнул Базаров. — "Об одном прошу тебя: не говори красиво".

г)"Откуда ты? Как сюда попал? Куда идёшь?" — засыпал я его своими вопросами.

д)"Тихо, товарищи! — крикнул из прикрытия связист. — Сообщают, что под Москвой враг остановлен".

е)Он спросил девушку, будет ли она участвовать в новогоднем карнавале.

ж)"Где, — сказал художник с тоской, — где я возьму красок, чтобы изобразить это зимнее безмолвие?"

з)Я подошёл к нему и спросил: "Как ты попал сюда?"

и) "Слышал ли ты, чтоб где-нибудь ещё так пели?" — спросила Изергиль, поднимая голову и улыбаясь.

7. Найди и отметь предложения, в которых допущены речевые ошибки при передаче прямой речи.

а) Продавец спросила покупателя, что вы хотели бы приобрести в магазине.

б) Проснулся я от какого-то шума и спросил, что случилось.

в) Одноклассники сказали Сергею, что мы на тебя уже не в обиде.

г) Я опасался дождя, но охотники сказали, что это не туча, а туман.

д) Подруга сказала, что ты очень виновата перед ней.

е) Лена прямо отказалась от отпуска и сказала, что: "Мне не хочется ехать сейчас в санаторий".

ж) Взрослые попытались внушить подростку, что твоему горю именно сейчас можно помочь.

8. Найди соответствия.

а) Л.Н.Толстой писал: "В искусстве простота, краткость есть высшее совершенство формы".

б) Белинский, размышляя о стихотворениях Лермонтова, находил в них "мощь духа, смирение жалоб, тихую грусть, вопли гордого страдания".

в) В одном из стихотворений Фет рисует "яркую, кипящую... весенними соками природы" картину:

Я пришёл к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало.

г) "Горек чужой хлеб, — говорит Данте, — и тяжелы ступени чужого крыльца".

1) Цитата введена в авторский текст как часть предложения.

2) Цитата представляет собой стихотворный текст, который приводится с соблюдением авторских строк.

3) Цитата представляет собой прямую речь, стоящую после слов автора.

4) Цитата представляет собой прямую речь, стоящую внутри слов автора.

9. Найди и отметь предложения, в которых знаки препинания расставлены верно.

а) "Лермонтов — поэт совсем другой эпохи, — так определил место поэта Белинский в истории русской литературы XIX века".

б) Создавая поэму "Мцыри", Лермонтов, считал Белинский, "брал цветы у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии..."

в) "После Пушкина и Лермонтова мы не знаем ни одного поэта, — писал В. Боткин, — у кого бы поэтическое чувство было таким свежим и чистым ключом".

г) Основная идея, стихотворения "Бородино" выражена Лермонтовым в следующих строках: "Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя..."

д) Лермонтов, по словам Белинского, в своей поэме перенёсся в историческое прошедшее, подслушал биение его пульса.

е) Белинский был убеждён, что "ни один поэт на Руси не имел такой странной судьбы, как Гоголь".


9. Типы сказуемых. Тире между подлежащим и сказуемым. Односоставные предложения. 9.1 Вариант 1

1. Найди и отметь предложения с составными глагольными сказуемыми. а) Люди научились использовать энергию для своих нужд.

б) В лесу и поле было жарко.

в) Природа помогала животным добывать необходимую пищу.

г) Он будет очень стараться.

д) На тёмном небе начинали мигать звёзды.

е) Посмотри в окно!

ж) Кучевые облака громоздились в небе.

з) Я вышел на берег насладиться ароматом листьев,
и) Он должен был тебе помочь.

2. Укажи предложения с составными сказуемыми.

а) Голоса участниц ансамбля удивительно красивы.

б) К нашему сожалению прибавилось и чувство досады.

в) На морозном воздухе все почувствовали себя бодрее .

г) Мы будем отдыхать в этом удивительном месте.

д) Путешествие оказалось крайне интересным.

3. Определи тип сказуемого в предложениях и обозначь составные именные и составные глагольные сказуемые соответственно буквами И. и Г.

_ а) Небо здесь кажется далёким и недосягаемым.

_ б) Воображение — это свойство человеческой натуры.

_ в) Он хотел дышать свежим воздухом будущих городов, шумных от листвы и детского смеха. _ г) Каждую минуту волны могли обрушиться на нашу лодку.

_ д) С каждым часом положение становилось тревожней.

_ е) Знаки препинания — это как нотные знаки.

_ ж) Уроки к этому часу уже выучены.

_ з) Он прилежный ученик.

4. В каком из предложений глагол "быть" является глаголом-связкой?

а) Он будет участвовать в концерте.

б) Они, несомненно, будут победителями.

в) Я скоро буду.

г) Будут у вас и другие впечатления.

д) Пусть будет так!

5. Отметь предложения, в которых необходимо поставить тире между подлежащим и сказуемым. а) Наша задача переплыть этот пролив.

б) Книга есть верный, бескорыстный друг.

в) Речь это способ общения между людьми.

г) Сегодняшняя наша встреча словно чудесное возвращение в далёкое прошлое.

д) Попытаться помочь каждому больному долг врача.

е) Он просто хороший мой знакомый.

6. Найди и отметь предложения, в которых тире поставлено неверно.

а) Жизнь человека — чудо из чудес.

б) Мир — это лес, в котором нет и двух одинаковых листочков.

в) Судьбы людей — как истории планет.

г) Грустить о прошлом — скучная работа.

д) Лес — точно крепкая стена, воздвигнутая силой ночи.

е) Я ему — не враг.

7. Укажи предложения, в которых на месте пропуска ставится тире.

а) Наука__это неустанная многовековая работа мысли.

б) Пейзаж ___ не вывеска к прозе и не украшение её. в) Жить на Земле__великое счастье.

г) Высота этого здания__ пятнадцать метров.

д) Я__ лишь ваш восторженный почитатель.

8. В каком из предложений употреблено тире?

а) В этом районе расположены заводы—гиганты.

б) Исследовать жизнь во всём её многообразии — задача литературы. в) Мы живём на берегу Москвы-реки.

г) Мчится по тропинке заяц—русак.

9. Какие предложения не являются односоставными?

а) На морозном воздухе было трудно дышать.

б) Мне не хотелось возвращаться.

в) На востоке синело.

г) За окном виднелось уже вспаханное поле.

д) Дело словом не заменишь.

е) Свод неба был тих и чист.

10. Найди соответствия.

а) глагол в форме 1—2 лица ед. и мн. Числа

б) безличный глагол

в) глагол в форме 3 лица мн. числа наст, и буд. времени

г) глагол в форме мн. числа прош. времени

е) существительное в им. п.

ж) личный глагол в безличной форме 1) определённо - личное предложение_______________________ 2) безличное предложение________________________________

3) неопределенно - личное предложение________________________ 4) назывное предложение__________________________________

11. Найди и отметь в каждом столбике определённо-личное предложение.

а) От листьев пахло осенью,

г) Мне нельзя ошибаться.

б) Меня об этом попросили.

д) Я не ошибся.

в) Прошу повторить вопрос.

е) С удовольствием перечитываем ваш роман.

12. Укажи неопределённо-личные предложения.

а) Дорожки парка каждое утро посыпали песком.

б) Клюкву собирают поздней осенью.

в) Хотелось бы мне с вами поговорить.

г) А тем временем нас увидят с самолёта.

д) В жаркую погоду лошадей выгоняют на ночь кормиться в поле.

е) Век живи, век учись.

13. Какие предложения являются безличными?

а) В октябре ещё жарко грело солнце.

б) Клюкву собирают поздней осенью.

в) Разве отдохнёшь за такое короткое время.

г) Быть дождю.

д) Грохотало на земле и на небе.

е) Мне было холодно и как-то неуютно в этой комнате.

ж) Необходимо прислушаться к этому предложению.

14. Найди соответствия.


1.определенно-личное предложение


2.неопределенно-личное предложение

3.безличное предложение

4.обобщённо-личное предложение

5.назывное предложение

а) В городе построили новый детсад. б) Бездонную бочку водой не наполнишь.

в) Морозное утро.

г) Самолёт сильно тряхнуло.

д) С нетерпением ждём вашего ответа.

15. Найди и отметь назывные предложения.

а) Светало.

б) Впереди — непроходимые болота.

в) Чудесная ночь.

г) Ночь. Темень. Тишина.

д) Вот красивый многоэтажный дом.

е) В природе какая-то необыкновенная свежесть.

16. В каком из предложений нет подлежащего?

а) Неосторожность человека всегда подводит.

б) Пчелиный рой дымом не приманишь.

в) Радость горю не попутчик.

г) Горе никого не красит.

д) Не от добра дерево листья роняет.

ВАРИАНТ 2.

1. Найди и отметь составные глагольные сказуемые.

а) Снеговая крупа сменилась дождём.

б) Воздух прозрачен, свеж.

в) Между тем жара понемногу начала спадать.

г) Стали носиться в воздухе зловещие слухи.

д) Мы рады помочь в эту трудную пору жизни.

е) Я буду писать вам каждый день.

ж) Время было неясное и неспокойное.

з) Она не могла противиться обаянию сына,
и) Долго-долго будет моросить дождь.

2.Укажи предложения с составными сказуемыми.

а) Гроза будет затяжная.

б) Человек должен стремиться к высшей цели.

в) Поля вспаханы.

г) Ребята будут отдыхать в это лето в санатории.

д) Приезжайте в гости.

3. Определи тип сказуемого в предложениях и обозначь составные именные и составные глагольные сказуемые соответственно буквами И. и Г. __ а) Севастополь — город моря и революции.

б) Наш город невозможно представить без этой улицы.

в) Прибрежные пески делаются тёмными от росы.

г) Окна были закрыты.

_ д) Простота есть необходимое условие прекрасного.

е) Следующая его фраза могла свидетельствовать о крайнем раздражении.

ж) Его отец — активный участник восстания.

__ з) Местность эта ещё не была исследована учёными.

4. В каком из предложений глагол "быть" является глаголом- связкой?

а) Завтра будет гроза. б) Пусть будет по-вашему.

в) Я буду петь в этом концерте. г) Она будет хорошим специалистом.

д) Будут там и грибы, и ягоды.

5. Отметь предложения, в которых необходимо поставить тире между подлежащим и сказуемым. а) День жизни это совсем не так мало, как может показаться

б) Величайшее богатство народа его язык.

в) Роса как радости слеза.

г) Расстояние не помеха для того, чтобы помнить друг о друге

д) Длина этой полоски 25 сантиметров.

е) Дело писателя противостоять страданию всеми силами.

6. Найди и отметь предложения, в которых тире поставлено неверно.

а) Жизнь моя — железная дорога, вечное стремление вперёд

б) Над тобою облако — что парус.

в) Сейчас оттолкнуть его — навредить себе.

г) Электрический свет — словно жидкий янтарь.

д) Мои нервы — натянуты.

е) Я — романтик.

7. Укажи предложения, в которых на месте пропуска ставится тире.

а) Жизнь человека__ чудо из чудес.

б) Жизнь моя как железная дорога, вечное стремлении вперёд.

в) Искать друзей в будущем удел одиночества.

г) Новый роман современного прозаика ___ интересен и поучителен.

д) Писательство не искусство наживы.

8. В каком из предложений употреблено тире?

а) Порхает над грядками бабочка—лимонница.

б) В этот год трава иван-чай проросла через брёвна.

в) Самое трудное для меня дело- работа над словом.

г) Мы попрощались с добрым Дедом-корзинщиком.

9 . Какие предложения не являются односоставными?

а) Тихо и сонно в деревне.

б) Скалы продолжают изумлять нас.

в) От увядших цветов веет прощанием и покоем.

г) С дождями связано много примет.

д) Темнело в это время года рано.

е) Воздух чист и прозрачен.

10. Найди соответствия.

а) глагол в форме 1—2 лица ед. и мн. числа

б) безличный глагол

в) глагол в форме 3 лица мн. числа наст, и буд. времени

г) глагол в форме мн. числа прош. времени

е) существительное в им. п.

ж) личный глагол в безличной форме

1) определенно-личное предложение_____________________

2) безличное предложение______________________________

3) неопределённо-личное предложение___________________ 4) назывное предложение______________________________

11. Найди и отметь в каждом столбике определённо-личное предложение.

а) Утренний сон сладок.

б) Не забуду этой встречи.

в) В тот вечер долго спори ли и говорили буквально обо всём.

г) Мне удалось поговорить с ним

д) Люблю Балтийское море.

е) Дни поздней осени бранят обыкновенно.

12. Укажи неопределённо-личные предложения.

а) Его все подробно расспрашивали о поездке.

б) Иду на помощь!

в) Снег лежит до самой кромки воды. г) В начале войны охотничьи ружья почему-то у всех отобрали.

д) А тем временем нас увидят с самолёта и спасут.

е) В доме по вечерам никогда не зажигали огня.


13. Какие предложения являются безличными?

а) От степи пахнет терпкой горечью и пряностью чабреца.

б) В Евпатории ветер пахнет только солью и степным мёдом.

в) Выслушайте меня внимательно.

г) Тихо и пустынно на морском берегу.

д) В это время у нас обычно украшали ёлку.

е) У меня не было времени разговаривать с ним.

ж) Никому не хотелось двигаться.

14. Найди соответствия.


1)определенно-личное предложение

2) неопределённо-личное предложение

3) безличное предложение

4) обобщённо-личное предложение

5) назывное предложение


а) Век живи, век учись.

б) Тёплая южная ночь.

в) Вокруг говорят о предстоящих заморозках.

г) Люблю утреннюю прохладу на реке.

д) В лесах было холодно. 15. Укажи назывные предложения. а) Здесь очень хорошо.

б) Поздняя осень.

в) Тихо в деревне.

г) На столе — старинные фотографии.

д) Вот памятник архитектуры.

е) Вдали лес.

16 . В каком из предложений нет подлежащего?

а) Зарево поднималось к лесу.

б) Я ему не враг.

в) Кашу маслом не испортишь.

г) Его проблемы никто не решит.

д) Не от солнца растения погибают.


9.2 Тест Вариант 1

I. В каком предложении должно быть тире между главными членами?

1. Небо звёздное.

2. Вертолёт удобный вид транспорта в тайге.

3. Способность творчества есть великий дар природы.

4. Искусство есть песнь человечества о самом себе.

II. Определите вид простого предложения.

МНЕ ВАС ЖАЛЬ.

а) определённо-личное; в) неопределённо-личное;

б) безличное; г) двусоставное.

III. Найдите предложение с ошибкой в постановке дефиса.

  1. Насекомые-санитары очищают леса, поля, пастбища.

  2. Они видели Дубровского и Архипа-кузнеца за несколько минут перед пожаром.

  3. Школьники-старшеклассники лето провели в походах.

  4. Разукрасили волшебница-осень леса разноцветными красками.

IV. На месте каких цифр нужны запятые?

Споров более не затевалось(1) и (2) наоборот (3) после обеда все были в хорошем расположении духа.

  1. 2, 3;

  2. 1, 2, 3;

  3. 1, 3;

  4. 1, 2.

V. Чем осложнено предложение?

ПОМОРОЖЕННЫЙ, ПРОСТУЖЕННЫЙ, ОТДЫХАЕТ ОН, ГЕРОЙ.

А) однородными членами и обращением;

Б) обособленным приложением и обособленными однородными определениями;

В) вводным словом и обращением;

Г) обращением и причастным оборотом.

VI. Найдите предложения с пунктуационными ошибками.

  1. Белые облака, бор, тянувшийся по сторонам дороги – всё радовало глаз.

  2. Ночью месяц тускл, и поле сквозь туман лишь серебрит.

  3. По вечерам дедушка смотрел телевизор, или читал, или уходил в театр, или к соседу поиграть в шахматы.

  4. Жёлтая акация и сирень, растущие в наших садах – декоративные кустарники.

Вариант 2.

I. В каком предложении должно быть тире между главными членами?

1. Небо в ноябре словно звёздный шатёр.

2. Цветущая верба среди иссиня-чёрных елей как луч света.

3. Небольшой снегопад не помеха для охотников.

4. Для туриста самое важное в походе удобная обувь.

II. Определите вид простого предложения.

МНЕ СЕГОДНЯ ВЗГРУСТНУЛОСЬ.

а) определённо-личное; в) неопределённо-личное;

б) безличное; г) двусоставное.

III. Найдите предложение с ошибкой в постановке дефиса.

1. Вернулся Иван-царевич домой с конём.

2. Старик-горец пришёл в аул поздно вечером.

3. Ковром расстилаются под берёзами подснежники-перелески.

4. Москва-река судоходна.

IV. Какие знаки препинания должны быть в выделенной части?

Книга может быть наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, созданных

человеком.

а) … - может быть наиболее сложное …

б) …, может быть, наиболее сложное …

в) … может быть, - наиболее сложное …

г) … - может быть, наиболее сложное …

V. Чем осложнено предложение?

ПОДНЯВ ОТ ГАЗЕТЫ НЕ ОЧЕНЬ ДОВОЛЬНОЕ, КАК ПОКАЗАЛОСЬ КРАВЧУКУ, ЛИЦО, ЧЕЛОВЕК СТРОГО ПОСМОТРЕЛ НА НЕГО.

а) однородными членами и сравнительным оборотом;

б) обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, и вводным

предложением одновременно;

в) вводными словами и причастным оборотом;

г) обращением и сравнительным оборотом.

VI. Найдите предложения с пунктуационными ошибками. Исправьте их.

  1. Лоси и медведи, волки и лисы, многие другие звери – водятся здесь.

  2. Кругом поют жаворонки в тишине и на землю с неба трели льют.

  3. Солнце уже взошло и светлыми яркими пятнами и тенями расцветило зелень, и блестело в каплях росы.

  4. На другой день Лиза проснулась ни свет, ни заря.



10. Прямая и косвенная речь. Цитаты и знаки препинания при них.

Вариант 1

1. Укажи схемы, которые составлены неверно.

а) "П, — а, — п".

б) А: "П!"

в) "П? — а. — п".

г) "П, — а. — П".

д) "П, - а. - п".

2. Найди соответствия.

а) Гуров, глядя на неё теперь, думал: 1)"П,—а.—П".


2) « П,»- а.

"Каких только не бывает в жизни встреч!"

б) "Они на обрыв полезли, — быстро


и тихо сказал мальчик. — Терентий их повёл на катакомбы". 3)"П?"-а.




4) «П, -а,- п.»

в) "Возле города, — вспоминает один из моих товарищей, — тогда была берёзовая роща".

г.) "А в самом деле, где теперь мои друзья?»

— думал лейтенант. 5) А: "П!"

д) "Нам необходимо встретиться", — сказал он.

3. Отметь предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.

а)"Вновь я захандрил без меры и границ, — писал Левитан Чехову из Финляндии. — Здесь нет природы".

б)"А как же поезд?" — подумала Наташа и удивилась, что эта мысль не вызывала у неё никакой тревоги.

в)После нескольких минут молчания я сказал ей, приняв самый покорный вид: "Я слышал, княжна, что я имел уже несчастье заслужить вашу немилость".

г)"Полно тебе, болтунья," — полусердито сказала бабушка. — "Поди к Верочке и узнай, что она".

д)"Идите за мной — сказала она, взяв меня за руку, и мы стали спускаться".

е)"Скажи, пожалуйста, Вера, — спохватился Райский, —зачем она вызвала меня?"

ж)"Дядя, не бейте его, он — старик" — со слезами отчаяния закричал Гаврик, бросаясь к приставу.

з)Он спросил у мальчика о том, где до войны проживали его родственники?

и) "Значит, — подумала я, — не увижу уже его больше!"

4. Найди и отметь предложения, в которых допущены речевые ошибки при передаче прямой речи.

а) Они неоднократно спрашивали его о том, какие впечатления остались от поездки.

б) Девочка долго размышляла, что будет ли это неприличным, если она придёт в гости с опозданием.

в) Мальчик сказал своему приятелю, что я не смогу прийти на день рождения.

г) "Почему ты так со мной разговариваешь?" — сказала мама.

д) Колхозник сказал, что: "Лошадь запряжена и можно ехать".

е) Старуха Изергиль, вспоминая молодость, рассказала, что я ткала ковры с восхода по закат.

ж) Подросток пытался убедить своего друга, что я не виноват в случившемся.

5) Найди соответствия.

а)Белинский писал: "Создаёт человека природа, но развивает и образует общество".

б)"Человек! Это — великолепно! Это звучит... гордо!" — провозгласил М. Горький в одном из своих произведений.

в)Иван Киреевский, размышляя о поэзии А. С. Пушкина, писал, что "ещё одно важное качество в характере его поэзии: соответственность со своим временем".

г)С удивительным мастерством, проникновенно, Бунин в одном из стихотворений передаёт красоту зимнего утра:

За окнами — снега, степная гладь и ширь,

На переплётах рам — следы ночной пурги...

Как тих и скучен дом! Как съёжился снегирь

От стужи за окном...

1) Цитата введена в авторский текст как часть предложения.

2) Цитата представляет собой стихотворный текст, который приводится с соблюдением авторских строк.

3) Цитата представляет собой прямую речь, стоящую после слов автора.

4) Цитата представляет собой прямую речь, стоящую перед словами автора.

6. Найди и отметь предложения, в которых знаки препинания расставлены верно.

а)Ещё Тургенев заметил, что "язык Тютчева часто поражает смелостью и красотой своих оборотов".

б)Л. Н. Толстой писал: В искусстве простота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы.

в)"Фет есть преимущественно поэт впечатлений природы", —указывал В. П. Боткин в статье, посвященной стихотворениям прекрасного художника.

г)В поэме Лермонтова "Мцыри" "картины природы обличают кисть великого мастера..."

д)Анализируя "Бородино" Лермонтова, Белинский отмечал, что это стихотворение отличается простотою, безыскусственностью.

е)Афанасий Фет с удивительным мастерством передаёт свежесть и обаяние весенних ощущений:

"Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом,

Опять весна душистая

Повеяла крылом."

Вариант 2

1. Укажи те схемы, которые составлены неверно.

а) "П? — а. — П.

б) "П! — а. — п".

в) "П. — а.

г) А: "П?"

д) "П, - а. - п".

2. Найди соответствия.

а) "Дяденька, — захныкал Петя 1) А: "П".
привычным голосом, — пропустите,
мы живём тут недалеко". 2) « П,» - а.

б) "Как я счастлив, что родился
в России", — подумал Кипренский. 3) "П, — а, — п".


4) "П?" — а.

в) "Что это? — шёпотом спросил
Петя. — Ящики?"

г)"Что же, по-вашему, нам нужно
делать?" — спросил он, явно

издеваясь над присутствующими 5) "П? — а. — П?"

д)Старик покачал головой и заметил нежно:

"Спит и ничего не чует".

3. Отметь предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.

а)"Компас изучаешь?" — спросил Басов, придавая голосу
общительное выражение. — "Я сам давно собираюсь заняться навигацией".

б)"Это дикие голуби", — сказал пожилой лесничий.

в)"Друг мой, Аркадий Николаевич!" — воскликнул Базаров. — "Об одном прошу тебя: не говори красиво".

г)"Откуда ты? Как сюда попал? Куда идёшь?" — засыпал я его своими вопросами.

д)"Тихо, товарищи! — крикнул из прикрытия связист. —Сообщают, что под Москвой враг остановлен".

е)Он спросил девушку, будет ли она участвовать в новогоднем карнавале?

ж)"Где, — сказал художник с тоской, — где я возьму красок, чтобы изобразить это зимнее безмолвие?"

з)Я подошёл к нему и спросил: "Как ты попал сюда?"

и) "Слышал ли ты, чтоб где-нибудь ещё так пели?" — спросила Изергиль, поднимая голову и улыбаясь.

4. Найди и отметь предложения, в которых допущены речевые ошибки при передаче прямой речи.

а) Продавец спросила покупателя, что вы хотели бы приобрести в магазине.

б) Проснулся я от какого-то шума и спросил, что случилось.

в) Одноклассники сказали Сергею, что мы на тебя уже не в обиде.

г) Я опасался дождя, но охотники сказали, что это не туча, а туман.

д) Подруга сказала, что ты очень виновата перед ней.

е) Лена прямо отказалась от отпуска и сказала, что: "Мне не хочется ехать сейчас в санаторий".

ж) Взрослые попытались внушить подростку, что твоему горю именно сейчас можно помочь.

5. Найди соответствия.

а)Л.Н.Толстой писал: "В искусстве простота, краткость есть высшее совершенство формы".

б)Белинский, размышляя о стихотворениях Лермонтова, находил в них "мощь духа, смирение жалоб, тихую грусть, вопли гордого страдания".

в)В одном из стихотворений Фет рисует "яркую, кипящую... весенними соками природы" картину:

Я пришёл к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало.

г)"Горек чужой хлеб, — говорит Данте, — и тяжелы ступени чужого крыльца".

1) Цитата введена в авторский текст как часть предложения.

2) Цитата представляет собой стихотворный текст, который приводится с соблюдением авторских строк.

3) Цитата представляет собой прямую речь, стоящую после слов автора.

4) Цитата представляет собой прямую речь, стоящую внутри слов автора.
6. Найди и отметь предложения, в которых знаки препинания расставлены верно.

а) "Лермонтов — поэт совсем другой эпохи, — так определил место поэта Белинский в истории русской литературы XIX века".

б) Создавая поэму "Мцыри", Лермонтов, считал Белинский, "брал цветы у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии..."

в) "После Пушкина и Лермонтова мы не знаем ни одного поэта, — писал В. Боткин, — у кого бы поэтическое чувство было таким свежим и чистым ключом".

г) Основная идея, стихотворения "Бородино" выражена Лермонтовым в следующих строках: "Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя..."

д) Лермонтов, по словам Белинского, в своей поэме перенёсся в историческое прошедшее, подслушал биение его пульса.

е) Белинский был убеждён, что "ни один поэт на Руси не имел такой странной судьбы, как Гоголь".
1   2   3   4   5   6   7   8