Главная страница

Автор и составитель



Скачать 1.28 Mb.
Название Автор и составитель
страница 2/8
и составитель
Дата 22.04.2016
Размер 1.28 Mb.
Тип Документы
1   2   3   4   5   6   7   8



























5.ФРАЗЕОЛОГИЯ

ВАРИАНТ I


1. Укажите неверное утверждение:

http://www.uroki.net/br/adlog.php?bannerid=15&clientid=4&zoneid=72&source=&block=0&capping=0&cb=bd5236c199268f5da65423f6a2134e3ehttp://www.uroki.net/br/adview.php?what=zone:72&n=a398794cа) фразеологизмы — свободные сочетания слов;

б) существуют фразеологизмы-синонимы;

в) к фразеологизмам можно отнести также и пословицы;

г) в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения.

2. Найдите предложения, в которых встречаются несвободные словосочетания.

А. Все заботы в семье лежали на плечах Гаврика (В. Катаев).

Б. Я перемахнул через забор в какой-то сад (В. Пье-Цух).

В. Игрушкой золотой он блещет на стене (М. Лермонтов).

Г. Она знала, что старуху ждут со дня на день (Л. Толстой).

Д. Отец мой редко бывал в хорошем расположении духа (А. Герцен).

Е. Хан, строивший крепость, думал только о собственном благе (П. Лукиницкий).

3. Укажите фразеологизмы — синонимы к словосочетанию очень любить:

а) как свои пять пальцев;

б) яблоку негде упасть;

в) души не чаять;

г) проще пареной репы;

д) носить на руках;

е) положа руку на сердце.

4. Найдите синонимические фразеологизмы:

а) во что бы то ни стало;

б) игра не стоит свеч;

в) ни слуху ни духу;

г) хоть караул кричи;

д) себе дороже;

е) хоть волком вой;

ж) кровь из носу;

з) как в воду канул.

5. Найдите антонимические фразеологизмы:

а) душа в душу;

б) засучив рукава;

в) играть на руку;

г) положа руку на сердце;

д) вставлять палки в колеса;

е) кривить душой;

ж) как кошка с собакой;

з) через пень колоду.

6. Определите, кто является автором фразеологизмов литературного происхождения:

1) вернуться к разбитому корыту; а) А. Пушкин;

2) Демьянова уха; б) А. Чехов;

3) рыльце в пуху; в) Н.Некрасов;

4) человек в футляре. г) И. Крылов.

7. Разбор предложения по членам

Незачем валить с больной головы на здоровую

ВАРИАНТ IIhttp://www.uroki.net/br/adview.php?what=zone:72&n=a398794c

1. Укажите неверное утверждение:

а) фразеологизмы придают речи живость и образность;

б) смысл фразеологизма нельзя выразить одним словом;

в) существуют фразеологизмы-антонимы;

г) к фразеологическим оборотам можно отнести и поговорки.

2. Найдите предложения, в которых встречаются несвободные словосочетания.

А. Чуть стелется туман над золотистой нивой (К. Фофанов).

Б. И веют древними поверьями ее упругие шелка (А. Блок).

В. С часу на час Сергей ожидал телеграммы (А. Гайдар).

Г. Он всю литературу как свои пять пальцев знает (Б. Лавренев).

Д. Симонов в виде шутки хлопал меня по плечу (В. Гиляровский).

Е. Но и такая цена была мне не по карману (С. Маршак).

3. Укажите фразеологизмы — синонимы к словосочетанию очень быстро:

а) как с гуся вода;

б) хоть пруд пруди;

в) пуд соли съесть;

г) сломя голову;

д) вытягиваться в струнку;

е) во весь дух.

4. Найдите синонимические фразеологизмы:

а) волосы дыбом;

б) два сапога пара;

в) ум за разум заходит;

г) испустить дух;

д) протянуть ноги;

е) кровь стынет в жилах;

ж) голова идет кругом;

з) одним миром мазаны.

5. Найдите антонимические фразеологизмы:

а) семи пядей во лбу;

б) дойная корова;

в) китайская грамота;

г) заячья душа;

д) проще пареной репы;

е) не робкого десятка;

ж) олух царя небесного;

з) черная дыра.

6. Определите, кто является автором фразеологизмов литературного происхождения:

1) тришкин кафтан; а) А. Пушкин;

2) подковать блоху; б) И. Крылов;

3) вертеться как белка в колесе; в) Н. Гоголь;

4) есть еще порох в пороховницах, г) Н. Лесков.

7. Разбор предложения по членам.

Скрепя сердце пришлось дать согласие.

ВАРИАНТ III

1. Укажите неверное утверждение:

а) фразеологизмам присуща устойчивость грамматической формы;

б) существуют многозначные фразеологизмы;

в) существуют синонимические и антонимические фразеологизмы;

г) к фразеологизмам нельзя отнести афоризмы.

2. Найдите предложения, в которых встречаются несвободные словосочетания.

А. Наперекор всем невзгодам я был бодр и весел (В. Гиляровский).

Б. Вся цепь гор Таунуса видна как на ладони (И. Тургенев).

В. Хотел о чем-то спросить, а ее нет как нет (М. Пришвин).

Г. И пострадали-то они когда-то за одно и то же (А. Говоров).

Д. Та же профессия, тот же круг знакомых, та же семейная ситуация (Ф. Абрамов).

Е. Не вдруг раскрыл он мне свою душу (М.С.-Щедрин).

3. Укажите фразеологизмы — синонимы к словам угождать, льстить:

а) бередить душу;

б) невзирая на лица;

в) играть в кошки-мышки;

г) рассыпаться мелким бесом;

д) переворачивать вверх тормашками;

е) извиваться ужом.

4. Найдите синонимические фразеологизмы:

а) закинуть удочку;

б) показать где раки зимуют;

в) висеть на плечах;

г) шито-крыто;

д) наступать на пятки;

е) бросить пробный шар;

ж) концы в воду;

з) прописать ижицу.

5. Укажите соответствие антонимических фразеологизмов :

а) задать перцу;

б) курить фимиам;

в) идти ва-банк;

г) кошки скребут на душе;

д) лучше синица в руках...;

е) отлегло от сердца;

ж) гладить по шерсти;

з) обливать грязью.

6. Определите, кто является автором фразеологизмов литературного происхождения:

1) двадцать два несчастья; а) А. Пушкин;

2) с корабля на бал; б) А. Грибоедов;

3) герой не моего романа; в) И. Крылов;

4) не мудрствуя лукаво. г) А. Чехов.

7. Разбор предложения по членам (знаки препинания не расставлены).

http://www.uroki.net/br/adlog.php?bannerid=15&clientid=4&zoneid=72&source=&block=0&capping=0&cb=82373e441d0e9155d2cd7f98c3142e7ahttp://www.uroki.net/br/adview.php?what=zone:72&n=a398794c Он был не лыком шит и пустив пыль в глаза и нашим и вашим дал деру куда Макар телят не гонял.

6. Строение и грамматическое значение предложений.

Вариант 1.

1. Найдите повествовательное предложение:

  1. Дни лета клонились к осени (Пушкин).

  2. Ну кто из нас весне не рад (Жаров).

  3. Дорожите вековой культурой народа (Янов).

2. Найдите вопросительное предложение:

  1. Любимые всегда кажутся нам бессмертными (Паустовский).

  2. Не расскажешь ли ты нам о случившемся

  3. Пусть им навстречу Солнце зноем брызнет (Дудин).

3. Найдите побудительное предложение:

  1. Какая в нем гордость может быть (Горький).

  2. Во дворе что-то опять запищало(Куприн).

  3. Пойди домой, да и скажи все, как было (Горький).

4. Найдите восклицательное предложение:

1) Веселей кружитесь, дамы На носки не наступать (Твардовский).

2) Чей это конь неутомимый бежит в степи необозримой (Пушкин).

3) В городском саду без умолку кричали... галки (Куприн).

5. Найдите простое предложение:

  1. С утра я чувствовал себя нехорошо (Куприн).

  1. Приближалась осень, и в старом саду было тихо, грустно(Чехов).

6. Найдите односоставное предложение:

  1. Все было полно грустного и сладостного, необъяснимого
    весеннего очарования (Куприн).

  2. В лесу совсем стемнело (Куприн).

7.Найдите двусоставное предложение:

  1. Прибрежные пески делаются темными от росы (Куприн).

  2. Самолет тряхнуло и снова резко рвануло вверх (Симонов).

8.Найдите распространенное предложение:

  1. По-настоящему бывает счастлив человек, попавший в эти края (Соколов-Микитов).

  2. Вести были радостными.

9.Найдите предложение со значением действия в настоящем времени:

  1. Пруд едва начинает дымиться (Тургенев).

  2. Старинные вязы будут попадаться вам на пути (Солоухин).

3) Брат еще утром разыскал его в училище.

10. Найдите предложение со значением действия в прошедшем времени:

  1. Неуловимый свет разлился над землей (Бунин).

  2. Он возьмет, бывало, ружье, наденет ягдташ и отправится будто на охоту (Тургенев).


Вариант 2.

I. Найдите повествовательное предложение:

  1. С горы бежит поток проворный (Тютчев).

  2. Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна (Пушкин).

2. Найдите вопросительное предложение:

  1. Спой мне песню про дикие горы (Лебедев-Кумач).

  1. Знаете ли вы украинскую ночь (Гоголь).
    3. Найдите побудительное предложение:

  1. Редкие капли проносятся в воздухе и висят на листьях (Короленко).

  2. Не алый ли цветок вспыхнул это на голубом просторе Волги (Немирович-Данченко)

3)Проходи, садись, дорогим гостем будешь (Шолохов)
4. Найдите восклицательное предложение:

  1. Во время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну (Чехов).

  2. Какие тропинки Какая задумчивость, тишина (Пришвин).

5.Найдите простое предложение:

1)Он сказал это и почувствовал, как у него холодеет лицо (Паустовский).

2)Люди работали спокойно, споро, молчаливо (Фадеев).
6.Найдите односоставное предложение:

  1. Кое-где сквозь соломенную крышу закапала вода на душистое сено (Тургенев).

  2. В предгорьях Кавказа из яблок и ягод, из овощей на новых заводах делают консервы (Михайлов).

7. Найдите двусоставное предложение:

  1. От воды потянуло сыростью (Шолохов).

  2. Из-за деревьев видны недалекие крутые вершины лесистых гор (Короленко).

8.Найдите предложение со значением действия в настоящем времени:

  1. Тихо зыблется зеленая рожь (Тургенев).

  1. От жарко запылавшего костра речонка отливала плавленой сталью (Пермитин).

  2. Вдруг с шумом сорвется и полетит тяжелый глухарь (Соколов-Микитов).

9.Найдите предложение со значением действия в прошедшем времени:

  1. На моховых кочках под деревьями краснеет спелая брусника (Соколов-Микитов).

  2. Дивный давно привык к моим уходам на рассвете (Паустовский).

10. Найдите предложение со значением действия в прошедшем времени:

  1. Неуловимый свет разлился над землей (Бунин).

  2. Он возьмет, бывало, ружье, наденет ягдташ и отправится будто на охоту (Тургенев).

Вариант 3.

1.Найдите повествовательное предложение:

  1. На далеком берегу горели костры(Паустовский).

  2. Что заставило вас уехать из Петербурга

2.Найдите вопросительное предложение:

  1. Чей конь во весь опор по грозной площади несется (Пушкин).

  2. Чистое небо усеялось миллионами звезд (Пушкин).

  3. Не медли, друг (1). Через туман - вперед (Блок).

3.Найдите побудительное предложение:

  1. В окно смотрит голубая весна (Пришвин).

  2. Кто не проклинал станционных смотрителей (Пушкин).

  3. Идите же побыстрее в столовую.

4.Поставьте знаки препинания в конце предложений

1) Темнеют лазурные своды (Жуковский)

2) Скажи-ка, хорошо на мне сидит мундир (Лермонтов).

5.Найдите простое предложение:

  1. Вскоре мы оказались перед густыми зарослями болотного кустарника (Гайдар).

  2. Уже вечерело, солнце скрылось за небольшую осиновую рощу (Тургенев).

6.Найдите односоставное предложение:

1 ) Я увидел, как звезды стали туманиться и терять свою лучистость (Чехов).

2) Наверху, на чердаке, посвистывало, подвывало протяжно (А. Толстой).

7.Найдите двусоставное предложение:

  1. Долину затянуло сероватым дымом (Паустовский).

  2. Воздух был напитан запахом листьев и корней (Паустовский).

8.Найдите распространенное предложение:

  1. Вот зима. Трещат морозы (Никитин).

  2. Покрытые инеем скалы уходили в неясную озаренную даль(Короленко).

9.Найдите предложение со значением действия в настоящем времени:

  1. Золотое солнце горит в ясном небе (Телешов).

  2. На рассвете небо затянули тяжелые Тучи (Шолохов).

10.Найдите предложение со значением действия в прошедшем времени:

  1. Желтые дубовые заросли стояли в росе (Паустовский).

  2. Дорога спускается вниз и потом убегает в хвойный лес(Чехов).


7.Главные члены двусоставного предложения.

Вариант 1.

  1. Определите грамматическую основу предложения:

Он к нам подошел, сказал мне несколько ласковых слов и стал опять командовать.(Пушкин).

  1. Он подошел, сказал.

  2. Он подошел, сказал и стал командовать.

  3. Он подошел и стал командовать.

2.Определите подлежащее в предложении: Больно щиплет нос и щёки лунный мороз (Гладков).

  1. мороз;

  2. нос и щеки.

  1. Определите подлежащее в предложении: Никто из ребят не стал его догонять (Тендряков).

  1. никто;

  2. никто из ребят.

4. Определите подлежащее в предложении: Мы с Костей молча переглянулись (Хелемский).

  1. мы с Костей;

  2. мы.

5. Определите подлежащее в предложении: Несколько недель бездействия проносятся мигом .

1) несколько;

2) несколько недель.

6. Определите сказуемое в предложении: Под мостом курлычет речка, днем неслышная совсем .

  1. курлычет;

  2. курлычет днем.

7. Определите предложение с составным сказуемым:

  1. Юные туристы летом побывали на Урале.

  2. Иногда пароход начинал гудеть (Солоухин).

8. Определите составное глагольное сказуемое:

1) Тут он принялся переписывать мою подорожную (Пушкин).

  1. Роса была холодная, обильная (Паустовский).

  2. На дне озера толстым слоем лежали истлевшие листья(Паустовский).

9. Определите предложение с составным именным сказуемым:

  1. Рудин начал рассказывать (Тургенев).

2)Сквозь волнистые туманы пробирается луна (Пушкин).

3) В дороге люди кажутся моложе, улыбчивей, доверчивей (Татьяничева).

10. Укажите предложение с тире между подлежащим и сказуемым:

  1. Грановитая палата старинная постройка Кремля.

  2. Дома города точно груды грязного снега (Горький).

11. Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым:

  1. Площадь комнаты двадцать четыре метра.

  2. Спина у акулы темно-синего цвета (Гончаров).

12. Объясните, почему не нужно тире между подлежащим и сказуемым в предложении: Человек не орех, сразу не раскусишь (пословица).

  1. перед сказуемым стоит отрицание не;

  2. не повторяется.

13. Объясните, почему не нужно тире между подлежащим и сказуемым в предложении:

Гусь, известно, птица важная и рассудительная (Тургенев).

  1. между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово;

  2. тире никогда не ставится.

14. Объясните, почему не нужно тире между подлежащим и сказуемым в предложении:

Дома города точно груды грязного снега (Горький).

  1. между подлежащим и сказуемым стоит сравнительный союз точно;

  2. тире никогда не ставится.

15. Какое сочетание является грамматической основой одного из предложений:

Любимый детьми и подростками, он затевал для них всевозможные игры. Утром он обычно работал и эти часы был невидим.

  1. затевал игры;

  2. он работал и был невидим.

16. Какому предложению соответствует характеристика сказуемого - сказуемое составное именное?

  1. Благодаря особенностям строения горный массив являлся скоплением чуть ли не половины всех известных дикорастущих трав.

  2. Лес шумел то убаюкивающе и певуче, то порывисто и тревожно.

17. Какому предложению соответствует характеристика подлежащего - подлежащее выражено словосочетанием?

  1. Художник изобразил всадницу на вороном коне.

  2. Наконец толпа людей в серых шинелях вывалилась в сени (Горький).

Вариант 2.

1. Выделите грамматическую основу предложения: Всю ночь не смолкает трель соловья в душистой сирени

1) трель не смолкает;

2) трель не смолкает всю ночь.

2. Определите подлежащее в предложении: Тщеславие в работе гадость и грязь (Герман).

1) тщеславие;

2)тщеславие в работе;

3) гадость и грязь.

3. Определите подлежащее в предложении: Несколько казаков обступили Савельича (Пушкин).

1) несколько;

2) несколько казаков.

4. Определите подлежащее в предложении: Дед с матерью шли впереди (Горький).

1) дед с матерью;

2) дед.

5.Определите подлежащее в предложении: Охранять природу – значит охранять Родину (Паустовский). 1) охранять;

2) охранять природу.

6.Определите подлежащее в предложении: Княгиня с княжною сидели на скамейке (Лермонтов)

1)княгиня;

2)княгиня с княжною.

7.Определите сказуемое в предложении: Лохматая лисица озабоченно мелькнула в тростниках (Пришвин)

1)мелькнула;

2)озабоченно мелькнула.

8.Определите предложение с составным сказуемым:

  1. Прибрежные пески делаются темными от росы (Паустовский).

  2. Солнце сверкало над головой (Паустовский).

9.Определите составное глагольное сказуемое:

I) С дерева на дерево перелетают птицы (Соколов-Микитов).

2) Лесник начал обрубать сучья у сломанных бурей берез.

10. Определите предложение с составным именным сказуемым:

1)Наутро мы поднялись довольно рано (Арсеньев).

2)Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встретились (Лермонтов).

3) Осиновый лес очень красив зимою.

11.Укажите предложение с тире между подлежащим и сказуемым

  1. Толстой хранитель русского классического языка (Фурмнов).

  2. Степь словно сплошной солнечный диск (Солоухин).

12.Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым:

  1. Сухая, крепкая осень самое лучшее поэтическое время года,(Мамин-Сибиряк).

  2. В окно с улицы лился глухой шум и летела пыль (Горький),
1   2   3   4   5   6   7   8