|
|
 Скачать 1.28 Mb.
|
5.ФРАЗЕОЛОГИЯ ВАРИАНТ I 1. Укажите неверное утверждение:
 а) фразеологизмы — свободные сочетания слов;
б) существуют фразеологизмы-синонимы;
в) к фразеологизмам можно отнести также и пословицы;
г) в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения.
2. Найдите предложения, в которых встречаются несвободные словосочетания.
А. Все заботы в семье лежали на плечах Гаврика (В. Катаев).
Б. Я перемахнул через забор в какой-то сад (В. Пье-Цух).
В. Игрушкой золотой он блещет на стене (М. Лермонтов).
Г. Она знала, что старуху ждут со дня на день (Л. Толстой).
Д. Отец мой редко бывал в хорошем расположении духа (А. Герцен).
Е. Хан, строивший крепость, думал только о собственном благе (П. Лукиницкий).
3. Укажите фразеологизмы — синонимы к словосочетанию очень любить:
а) как свои пять пальцев;
б) яблоку негде упасть;
в) души не чаять;
г) проще пареной репы;
д) носить на руках;
е) положа руку на сердце.
4. Найдите синонимические фразеологизмы:
а) во что бы то ни стало;
б) игра не стоит свеч;
в) ни слуху ни духу;
г) хоть караул кричи;
д) себе дороже;
е) хоть волком вой;
ж) кровь из носу;
з) как в воду канул.
5. Найдите антонимические фразеологизмы:
а) душа в душу;
б) засучив рукава;
в) играть на руку;
г) положа руку на сердце;
д) вставлять палки в колеса;
е) кривить душой;
ж) как кошка с собакой;
з) через пень колоду.
6. Определите, кто является автором фразеологизмов литературного происхождения:
1) вернуться к разбитому корыту; а) А. Пушкин;
2) Демьянова уха; б) А. Чехов;
3) рыльце в пуху; в) Н.Некрасов;
4) человек в футляре. г) И. Крылов.
7. Разбор предложения по членам
Незачем валить с больной головы на здоровую
ВАРИАНТ II
1. Укажите неверное утверждение:
а) фразеологизмы придают речи живость и образность;
б) смысл фразеологизма нельзя выразить одним словом;
в) существуют фразеологизмы-антонимы;
г) к фразеологическим оборотам можно отнести и поговорки.
2. Найдите предложения, в которых встречаются несвободные словосочетания.
А. Чуть стелется туман над золотистой нивой (К. Фофанов).
Б. И веют древними поверьями ее упругие шелка (А. Блок).
В. С часу на час Сергей ожидал телеграммы (А. Гайдар).
Г. Он всю литературу как свои пять пальцев знает (Б. Лавренев).
Д. Симонов в виде шутки хлопал меня по плечу (В. Гиляровский).
Е. Но и такая цена была мне не по карману (С. Маршак).
3. Укажите фразеологизмы — синонимы к словосочетанию очень быстро:
а) как с гуся вода;
б) хоть пруд пруди;
в) пуд соли съесть;
г) сломя голову;
д) вытягиваться в струнку;
е) во весь дух.
4. Найдите синонимические фразеологизмы:
а) волосы дыбом;
б) два сапога пара;
в) ум за разум заходит;
г) испустить дух;
д) протянуть ноги;
е) кровь стынет в жилах;
ж) голова идет кругом;
з) одним миром мазаны.
5. Найдите антонимические фразеологизмы:
а) семи пядей во лбу;
б) дойная корова;
в) китайская грамота;
г) заячья душа;
д) проще пареной репы;
е) не робкого десятка;
ж) олух царя небесного;
з) черная дыра.
6. Определите, кто является автором фразеологизмов литературного происхождения:
1) тришкин кафтан; а) А. Пушкин;
2) подковать блоху; б) И. Крылов;
3) вертеться как белка в колесе; в) Н. Гоголь;
4) есть еще порох в пороховницах, г) Н. Лесков.
7. Разбор предложения по членам.
Скрепя сердце пришлось дать согласие.
ВАРИАНТ III
1. Укажите неверное утверждение:
а) фразеологизмам присуща устойчивость грамматической формы;
б) существуют многозначные фразеологизмы;
в) существуют синонимические и антонимические фразеологизмы;
г) к фразеологизмам нельзя отнести афоризмы.
2. Найдите предложения, в которых встречаются несвободные словосочетания.
А. Наперекор всем невзгодам я был бодр и весел (В. Гиляровский).
Б. Вся цепь гор Таунуса видна как на ладони (И. Тургенев).
В. Хотел о чем-то спросить, а ее нет как нет (М. Пришвин).
Г. И пострадали-то они когда-то за одно и то же (А. Говоров).
Д. Та же профессия, тот же круг знакомых, та же семейная ситуация (Ф. Абрамов).
Е. Не вдруг раскрыл он мне свою душу (М.С.-Щедрин).
3. Укажите фразеологизмы — синонимы к словам угождать, льстить:
а) бередить душу;
б) невзирая на лица;
в) играть в кошки-мышки;
г) рассыпаться мелким бесом;
д) переворачивать вверх тормашками;
е) извиваться ужом.
4. Найдите синонимические фразеологизмы:
а) закинуть удочку;
б) показать где раки зимуют;
в) висеть на плечах;
г) шито-крыто;
д) наступать на пятки;
е) бросить пробный шар;
ж) концы в воду;
з) прописать ижицу.
5. Укажите соответствие антонимических фразеологизмов :
а) задать перцу;
б) курить фимиам;
в) идти ва-банк;
г) кошки скребут на душе;
д) лучше синица в руках...;
е) отлегло от сердца;
ж) гладить по шерсти;
з) обливать грязью.
6. Определите, кто является автором фразеологизмов литературного происхождения:
1) двадцать два несчастья; а) А. Пушкин;
2) с корабля на бал; б) А. Грибоедов;
3) герой не моего романа; в) И. Крылов;
4) не мудрствуя лукаво. г) А. Чехов.
7. Разбор предложения по членам (знаки препинания не расставлены).
 Он был не лыком шит и пустив пыль в глаза и нашим и вашим дал деру куда Макар телят не гонял.
6. Строение и грамматическое значение предложений.
Вариант 1.
1. Найдите повествовательное предложение:
-
Дни лета клонились к осени (Пушкин).
-
Ну кто из нас весне не рад (Жаров).
-
Дорожите вековой культурой народа (Янов).
2. Найдите вопросительное предложение:
-
Любимые всегда кажутся нам бессмертными (Паустовский).
-
Не расскажешь ли ты нам о случившемся
-
Пусть им навстречу Солнце зноем брызнет (Дудин).
3. Найдите побудительное предложение:
-
Какая в нем гордость может быть (Горький).
-
Во дворе что-то опять запищало(Куприн).
-
Пойди домой, да и скажи все, как было (Горький).
4. Найдите восклицательное предложение:
1) Веселей кружитесь, дамы На носки не наступать (Твардовский).
2) Чей это конь неутомимый бежит в степи необозримой (Пушкин).
3) В городском саду без умолку кричали... галки (Куприн).
5. Найдите простое предложение:
-
С утра я чувствовал себя нехорошо (Куприн).
-
Приближалась осень, и в старом саду было тихо, грустно(Чехов).
6. Найдите односоставное предложение:
-
Все было полно грустного и сладостного, необъяснимого весеннего очарования (Куприн).
-
В лесу совсем стемнело (Куприн).
7.Найдите двусоставное предложение:
-
Прибрежные пески делаются темными от росы (Куприн).
-
Самолет тряхнуло и снова резко рвануло вверх (Симонов).
8.Найдите распространенное предложение:
-
По-настоящему бывает счастлив человек, попавший в эти края (Соколов-Микитов).
-
Вести были радостными.
9.Найдите предложение со значением действия в настоящем времени:
-
Пруд едва начинает дымиться (Тургенев).
-
Старинные вязы будут попадаться вам на пути (Солоухин).
3) Брат еще утром разыскал его в училище.
10. Найдите предложение со значением действия в прошедшем времени:
-
Неуловимый свет разлился над землей (Бунин).
-
Он возьмет, бывало, ружье, наденет ягдташ и отправится будто на охоту (Тургенев).
Вариант 2.
I. Найдите повествовательное предложение:
-
С горы бежит поток проворный (Тютчев).
-
Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна (Пушкин).
2. Найдите вопросительное предложение:
-
Спой мне песню про дикие горы (Лебедев-Кумач).
-
Знаете ли вы украинскую ночь (Гоголь). 3. Найдите побудительное предложение:
-
Редкие капли проносятся в воздухе и висят на листьях (Короленко).
-
Не алый ли цветок вспыхнул это на голубом просторе Волги (Немирович-Данченко)
3)Проходи, садись, дорогим гостем будешь (Шолохов) 4. Найдите восклицательное предложение:
-
Во время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну (Чехов).
-
Какие тропинки Какая задумчивость, тишина (Пришвин).
5.Найдите простое предложение:
1)Он сказал это и почувствовал, как у него холодеет лицо (Паустовский).
2)Люди работали спокойно, споро, молчаливо (Фадеев). 6.Найдите односоставное предложение:
-
Кое-где сквозь соломенную крышу закапала вода на душистое сено (Тургенев).
-
В предгорьях Кавказа из яблок и ягод, из овощей на новых заводах делают консервы (Михайлов).
7. Найдите двусоставное предложение:
-
От воды потянуло сыростью (Шолохов).
-
Из-за деревьев видны недалекие крутые вершины лесистых гор (Короленко).
8.Найдите предложение со значением действия в настоящем времени:
-
Тихо зыблется зеленая рожь (Тургенев).
-
От жарко запылавшего костра речонка отливала плавленой сталью (Пермитин).
-
Вдруг с шумом сорвется и полетит тяжелый глухарь (Соколов-Микитов).
9.Найдите предложение со значением действия в прошедшем времени:
-
На моховых кочках под деревьями краснеет спелая брусника (Соколов-Микитов).
-
Дивный давно привык к моим уходам на рассвете (Паустовский).
10. Найдите предложение со значением действия в прошедшем времени:
-
Неуловимый свет разлился над землей (Бунин).
-
Он возьмет, бывало, ружье, наденет ягдташ и отправится будто на охоту (Тургенев).
Вариант 3.
1.Найдите повествовательное предложение:
-
На далеком берегу горели костры(Паустовский).
-
Что заставило вас уехать из Петербурга
2.Найдите вопросительное предложение:
-
Чей конь во весь опор по грозной площади несется (Пушкин).
-
Чистое небо усеялось миллионами звезд (Пушкин).
-
Не медли, друг (1). Через туман - вперед (Блок).
3.Найдите побудительное предложение:
-
В окно смотрит голубая весна (Пришвин).
-
Кто не проклинал станционных смотрителей (Пушкин).
-
Идите же побыстрее в столовую.
4.Поставьте знаки препинания в конце предложений
1) Темнеют лазурные своды (Жуковский)
2) Скажи-ка, хорошо на мне сидит мундир (Лермонтов).
5.Найдите простое предложение:
-
Вскоре мы оказались перед густыми зарослями болотного кустарника (Гайдар).
-
Уже вечерело, солнце скрылось за небольшую осиновую рощу (Тургенев).
6.Найдите односоставное предложение:
1 ) Я увидел, как звезды стали туманиться и терять свою лучистость (Чехов).
2) Наверху, на чердаке, посвистывало, подвывало протяжно (А. Толстой).
7.Найдите двусоставное предложение:
-
Долину затянуло сероватым дымом (Паустовский).
-
Воздух был напитан запахом листьев и корней (Паустовский).
8.Найдите распространенное предложение:
-
Вот зима. Трещат морозы (Никитин).
-
Покрытые инеем скалы уходили в неясную озаренную даль(Короленко).
9.Найдите предложение со значением действия в настоящем времени:
-
Золотое солнце горит в ясном небе (Телешов).
-
На рассвете небо затянули тяжелые Тучи (Шолохов).
10.Найдите предложение со значением действия в прошедшем времени:
-
Желтые дубовые заросли стояли в росе (Паустовский).
-
Дорога спускается вниз и потом убегает в хвойный лес(Чехов).
7.Главные члены двусоставного предложения.
Вариант 1.
-
Определите грамматическую основу предложения:
Он к нам подошел, сказал мне несколько ласковых слов и стал опять командовать.(Пушкин).
-
Он подошел, сказал.
-
Он подошел, сказал и стал командовать.
-
Он подошел и стал командовать.
2.Определите подлежащее в предложении: Больно щиплет нос и щёки лунный мороз (Гладков).
-
мороз;
-
нос и щеки.
-
Определите подлежащее в предложении: Никто из ребят не стал его догонять (Тендряков).
-
никто;
-
никто из ребят.
4. Определите подлежащее в предложении: Мы с Костей молча переглянулись (Хелемский).
-
мы с Костей;
-
мы.
5. Определите подлежащее в предложении: Несколько недель бездействия проносятся мигом .
1) несколько;
2) несколько недель.
6. Определите сказуемое в предложении: Под мостом курлычет речка, днем неслышная совсем .
-
курлычет;
-
курлычет днем.
7. Определите предложение с составным сказуемым:
-
Юные туристы летом побывали на Урале.
-
Иногда пароход начинал гудеть (Солоухин).
8. Определите составное глагольное сказуемое:
1) Тут он принялся переписывать мою подорожную (Пушкин).
-
Роса была холодная, обильная (Паустовский).
-
На дне озера толстым слоем лежали истлевшие листья(Паустовский).
9. Определите предложение с составным именным сказуемым:
-
Рудин начал рассказывать (Тургенев).
2)Сквозь волнистые туманы пробирается луна (Пушкин).
3) В дороге люди кажутся моложе, улыбчивей, доверчивей (Татьяничева).
10. Укажите предложение с тире между подлежащим и сказуемым:
-
Грановитая палата старинная постройка Кремля.
-
Дома города точно груды грязного снега (Горький).
11. Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым:
-
Площадь комнаты двадцать четыре метра.
-
Спина у акулы темно-синего цвета (Гончаров).
12. Объясните, почему не нужно тире между подлежащим и сказуемым в предложении: Человек не орех, сразу не раскусишь (пословица).
-
перед сказуемым стоит отрицание не;
-
не повторяется.
13. Объясните, почему не нужно тире между подлежащим и сказуемым в предложении:
Гусь, известно, птица важная и рассудительная (Тургенев).
-
между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово;
-
тире никогда не ставится.
14. Объясните, почему не нужно тире между подлежащим и сказуемым в предложении:
Дома города точно груды грязного снега (Горький).
-
между подлежащим и сказуемым стоит сравнительный союз точно;
-
тире никогда не ставится.
15. Какое сочетание является грамматической основой одного из предложений:
Любимый детьми и подростками, он затевал для них всевозможные игры. Утром он обычно работал и эти часы был невидим.
-
затевал игры;
-
он работал и был невидим.
16. Какому предложению соответствует характеристика сказуемого - сказуемое составное именное?
-
Благодаря особенностям строения горный массив являлся скоплением чуть ли не половины всех известных дикорастущих трав.
-
Лес шумел то убаюкивающе и певуче, то порывисто и тревожно.
17. Какому предложению соответствует характеристика подлежащего - подлежащее выражено словосочетанием?
-
Художник изобразил всадницу на вороном коне.
-
Наконец толпа людей в серых шинелях вывалилась в сени (Горький).
Вариант 2.
1. Выделите грамматическую основу предложения: Всю ночь не смолкает трель соловья в душистой сирени
1) трель не смолкает;
2) трель не смолкает всю ночь.
2. Определите подлежащее в предложении: Тщеславие в работе гадость и грязь (Герман).
1) тщеславие;
2)тщеславие в работе;
3) гадость и грязь.
3. Определите подлежащее в предложении: Несколько казаков обступили Савельича (Пушкин).
1) несколько;
2) несколько казаков.
4. Определите подлежащее в предложении: Дед с матерью шли впереди (Горький).
1) дед с матерью;
2) дед.
5.Определите подлежащее в предложении: Охранять природу – значит охранять Родину (Паустовский). 1) охранять;
2) охранять природу.
6.Определите подлежащее в предложении: Княгиня с княжною сидели на скамейке (Лермонтов)
1)княгиня;
2)княгиня с княжною.
7.Определите сказуемое в предложении: Лохматая лисица озабоченно мелькнула в тростниках (Пришвин)
1)мелькнула;
2)озабоченно мелькнула.
8.Определите предложение с составным сказуемым:
-
Прибрежные пески делаются темными от росы (Паустовский).
-
Солнце сверкало над головой (Паустовский).
9.Определите составное глагольное сказуемое:
I) С дерева на дерево перелетают птицы (Соколов-Микитов).
2) Лесник начал обрубать сучья у сломанных бурей берез.
10. Определите предложение с составным именным сказуемым:
1)Наутро мы поднялись довольно рано (Арсеньев).
2)Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встретились (Лермонтов).
3) Осиновый лес очень красив зимою.
11.Укажите предложение с тире между подлежащим и сказуемым
-
Толстой хранитель русского классического языка (Фурмнов).
-
Степь словно сплошной солнечный диск (Солоухин).
12.Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым:
-
Сухая, крепкая осень самое лучшее поэтическое время года,(Мамин-Сибиряк).
-
В окно с улицы лился глухой шум и летела пыль (Горький),
|
|
|