Главная страница

Автор: Ермолович Л. Г. Учителю, родителю I. Для педагогов


Скачать 186.12 Kb.
Название Автор: Ермолович Л. Г. Учителю, родителю I. Для педагогов
Ермолович Л.Г
Дата 04.03.2016
Размер 186.12 Kb.
Тип Документы

Автор: Ермолович Л.Г.
УЧИТЕЛЮ, РОДИТЕЛЮ
I. ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Краткая методика обучения игре на гитаре классической шестиструнной детей дошкольного возраста.

Введение:

Опыт показывает, что учить игре на классической гитаре можно детей, начиная с дошкольного возраста (с 4-5 лет). Чем раньше войдет музыка в жизнь человека, тем более прочное место займет она в его душе. Но обучение с дошкольного возраста требует от педагога знания психологии и физиологии детей этого возраста, особых профессиональных приемов.

Обучение дошкольников дает педагогу возможность спокойно, не торопясь готовить детей развивать те качества, навыки, которые необходимы для последующих занятий. Дети успевают узнать больше музыки, о музыке, выучить обширный репертуар. Резко выделяются их значительно большая музыкальная грамотность, хороший музыкальный вкус, знание музыки и любовь к ней по сравнению с другими учениками, которые начали заниматься в более позднем возрасте.

Умение чувствовать, понимать, любить музыку развивается с ранних детских лет. Дошкольный возраст – время активного узнавания окружающей жизни. В процессе обучения малышей, которых привлекает все яркое, необычное, широко используются игрушки, игровые приемы, которые активизируют детское мышление.

Пусть малыш, пришедший на свой урок музыки, увидит в классе игрушки - героев сказок. Большинство детей любит и знает множество сказок, живут сказками.

Пусть герои сказок, друзья ребенка, этот привычный для него, родной сказочный мир появится на уроке, будет связующим звеном между малышом и музыкой. Для этого полезно узнать из разговора с учеником, кто его любимые сказочные герои.

Педагог должен уметь обыграть связь между героями-игрушками и уроком. Игрушки должны быть для малыша не только забавой, но и помогать в обучении музыке.

Герой сказки может «встречать» ребенка, когда он входит в класс: учитель обращается к ученику от имени сказочного героя (озвучивая обращение голосом этого героя).

Например, ученика может встречать Крошка Енот или три поросенка, любящих петь и плясать. Один из них был очень трудолюбивый, поэтому и дом крепкий построил, и петь хорошо научился. Чтобы хорошо научиться играть, тоже надо работать. Вот такая поучительная сказка.
Первые уроки

Первая встреча ученика и педагога очень ответственна. Движения ребенка, его речь, реакция на окружающее многое раскроют педагогу в ученике. С первой встречи педагог проверяет музыкальные данные будущего ученика, его интеллект, любит ли он рисовать, знает ли стихи и т.д. Уже с первого общения с малышом можно узнать, как будет развиваться этот ребенок в музыкальном плане.

С первого урока знакомим ребенка с шестью струнами гитары способом сравнения высоты струн игрушки Матрешки, поющие разными голосами: самая маленькая – поет тонким голоском, другая – голосом пониже и вы видите, что ребенок сам начинает вам подыгрывать, сравнивает высоту струн, сам говорит за матрешек разными голосами.

Игра на уроке - эффективный помощник, ведь в этом возрасте все малыши живут сказкой, подражая ее героям положительным, иногда и отрицательным. Игра и обучение должны быть взаимосвязаны. В игре воспитываются психические и физические навыки, которые необходимы в учении. Детей будет обязательно тянуть на такой урок – ведь там его ждет сказка!

На первом уроке обязательно дайте малышу в руки гитару, ведь он пришел учиться играть именно на гитаре! Покажите, как нужно держать инструмент (в магазинах музыкальных инструментов сегодня можно найти маленькие гитары, подходящие для малышей).
Посадка гитариста

Прежде, чем начать обучение ребенка игре на гитаре, маленький гитарист должен очень удобно сидеть на маленьком стульчике, подобранном индивидуально (по росту ребенка), чтобы его ноги уверенно опирались на пол. Левая нога ребенка стоит на специальной подставке для гитаристов, правая – отведена в сторону. Такое положение позволяет малышу устойчиво сидеть, правильно, естественно, без лишнего напряжения держать гитару. Головка гитары должна быть расположена немного выше плечевого сустава левой руки.

Не допускайте поднятия плечь – это противоестественно организации тела человека и вызывает напряжение рук, тормозит развитие техники.

Только при правильной, устойчивой посадке и естественном положении позвоночника и рук ребенка можно добиться свободы игрового аппарата исполнителя. Маленький гитарист должен чувствовать себя свободно и удобно.
Постановка правой руки

Правую руку ученика положите у локтевого сгиба на край корпуса гитары, необходимо расположить кисть и предплечье на одной линии, повернув ладонь руки к струнам. Правильная постановка правой руки определяет качество звучания. Многие выдающиеся музыканты-исполнители и педагоги не раз отмечали, что такие разнородные понятия, как постановка и звучание, оказываются звеньями одной цепи, в результате чего, недостатки постановки могут привести к серьезным негативным последствиям, в том числе, к ухудшению качества звукоизвлечения.

Из этого следует, что, критерием правильности постановки рук и игровых движений является качество обеспечиваемого ими звучания. Свободное движение дает красивое звучание, зажатое движение создает большие препятствия в дальнейшем развитии техники и не может дать хорошего звукового результата.

На свободу исполнительского аппарата и всего корпуса ученика надо обращать пристальное внимание. Если не работать над свободой движения с самого начала, позже снять зажатость крайне трудно.

Учитель должен научить ученика перед началом исполнения освобождать корпус и руки и далее напоминать ему об этом в ходе исполнения произведения – на границах частей, во время пауз, перед переходами в позиции. Ученик должен постепенно привыкнуть постоянно контролировать свободу своих рук, плечевого пояса, всего корпуса.

Существует несколько причин, вызывающих излишнее мышечное напряжение у обучающихся гитаристов на начальном обучении:

  • Высокий уровень личной тревожности; снизить его помогают выполнение рекомендаций врача, доверительное отношение с педагогом, увлекательное, раскрепощающее обучение

  • Преждевременная игра в быстрых темпах; допускается игра в медленном и среднем темпах, не поощряется торопливое, нервозное, суетливое исполнение

  • Сложность произведения, превышающая технические возможности играющего; репертуар должен соответствовать постепенному развитию интеллектуального, технического и музыкального уровня ученика.

После объяснения постановки правой руки, целесообразно давать упражнения на открытых струнах. Дети любят музыку, содержание которой поясняется заглавием, поэтому даже самым простым упражнениям, лучше давать названия, так они станут привлекательнее и быстрее осваиваться детьми. Примерные названия: «Часы», «Дождик», «Прогулка» и др.

Разучивая первые пьески и упражнения, ученик играет двумя пальчиками – указательным и средним (im). Целесообразно дать имена этим пальцам( I) – Иван, m – Миша. В дальнейшем вам будет просто оперировать аппликатурой правой руки на уроке, называя пальцы по именам.
Постановка левой руки

Постановка левой руки стоит осваивать на пятом - шестом уроке, когда правая рука уже поставлена.

Положив правую руку на обечайку, все внимание ученика следует сосредоточить на левой руке. Первое время это будут «немые» упражнения без извлечения звука правой рукой. Инструмент должен обязательно подходить ученику по размеру, чтобы тот держал гитару без напряжения. Начиная с первого лада, ставьте пальцы ученика на лады аккуратно, точно, около металлических порожков на грифе (это способствует «чистому» звуку – без лишнего треска). Предложите ему самому поставить пальцы, затем, исходя их игрового положения, предложите поднимать поочередно каждый палец несколько раз, приговаривая, например, «полетели-посидели».

Локоть левой руки ученика свободно висит. В основе техники левой руки лежат несколько видов движения:

- движения опускающихся на струну пальцев,

- перемещение кисти левой руки вместе с предплечьем, от тонких струн к толстым (басовым), когда наблюдается наибольшее выдвижение кисти.

Кроме того, левая рука перемещается вдоль грифа из позиции в позицию.

При изучении первой позиции необходимо параллельно воспитывать навыки перемещения левой руки вдоль грифа, что служит подготовкой к последующему изучению переходов в другие позиции, оказывает благотворное влияние на общее освобождение левой руки.

Раннее освоение грифа имеет двойную пользу:

  • ощущение грифа

  • свободное движение левой руки.

Пальцы левой руки должны активно и энергично падать на гриф и подниматься, но нужно избегать слишком высокого подъема пальцев, что мы наблюдаем у некоторых учеников-гитаристов. С увеличением скорости движения высота подъема пальцев и сила их падения на гриф уменьшается. « Практика показывает, что чрезмерный нажим пальцев на струны или чрезмерное их поднятие, несомненно, ухудшают качество звучания, отрицательно сказываются на общей свободе движений, на беглости, на характере вибрации. Этот недостаток является, без сомнения, и одной из главных причин, влияющих на ограничение свободы передвижения левой руки по грифу». (Ю.И. Янкелевич).
Раннее развитие слуха и усвоение навыков постановки

Занятия с малышами дошкольного возраста ведутся по двум направлениям:

  • Развитие слуха

  • Усвоение навыков постановки

Когда в специальный класс гитары приходят малыши-дошкольники, совершенно не знакомые с нотами, обучать их нотной грамоте нужно будет в классе по специальности.

Маленьких учеников с первых уроков целесообразно учить играть упражнения и песенки на одном звуке-ноте. Например: детская песенка «Андрей-воробей», играющаяся на одной ноте, ритм которой четырех - пятилетние дети легко запоминают. Можно спеть эту песенку с прохлопыванием ритмического рисунка. Такого порядка разучивания можно придерживаться при выучивании других песен.

Количество нового материала на уроке определяется педагогом в зависимости от индивидуальности ученика. Только, исходя из индивидуальности ребенка, можно определить, чему его научить, что показать на первом уроке, что на втором. Мерилом усталости должна быть потеря внимания.

Внимание в учебной работе играет особую роль. Значительное влияние на устойчивость внимания оказывает интерес. Если урок заинтересовал ученика, значит, педагог добился устойчивого внимания на долгое время. Усиливает внимание на уроке смена заданий, составные компоненты урока должны меняться.

Например:1) занятие начинаем с усвоения навыков постановки, затем проверка домашнего задания, разучивание новой пьесы; 2) занятие начинаем с ансамблевой игры, затем повторение выученной песенки, транспонированием этой песенки (играть на другой струне, «голосом» матрешки см.урок №1 пособия) и т.д.

«Метод транспонирования способствует развитию внутреннего слуха и укреплению связей его с игровыми движениями». ( К.Г. Мострас)

Способности ребенка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Дети четырех-пяти лет транспонированием занимаются с удовольствием и с легкостью.

Например: русскую народную песню «Сорока» можно предложить сыграть на разных струнах гитары: 1)

Во всех случаях ученик должен играть и подпевать себе выразительно, чисто интонируя, четко произнося слова. Хорошо запомнив слова песни, четко произнося их при игре, ученик быстро разберется в ритмическом рисунке песни, и не будет делать ритмических ошибок.

«Пение с опорой на звучание инструмента в условиях, позволяющих подравниваться к точному звуковысотному эталону, создает оптимальные предпосылки для успешного решения звуковой проблемы» (Г.М.Цыпин)

Урок, как бы он ни был заранее распланирован, должен быть всегда немного импровизирован. Малыш всегда будет охотно участвовать в таком уроке.

«Я советую тем, кто действительно хочет добиться мастерства в занятиях с начинающими, заниматься,…импровизируя на ходу. Педагог, работающий с начинающими, должен быть творчески одарен; для каждого отдельного ученика он творческим путем создает материал…» (К.А. Мартинсен)

Дети эмоционально воспринимают мир, что обязывает педагога быть внимательным и чутким, создавать в классе радостную, увлекательную обстановку. Удовольствие от урока должен получать и ученик, и педагог. Доброта, улыбка, ласка вместе с требовательностью - это так важно для занятий с детьми любого возраста. Радость от общения должна оставаться на протяжении всех лет обучения.
Домашние задания

Учитывая возраст ребенка (дошкольный), домашние задания должны быть небольшими, понятными ученику. Весь новый материал надо подробно объяснять и прорабатывать на уроке. В конце урока следует повторить то, что было пройдено, обратить внимание обучающегося на то основное, что он выучил, чему научился. Любое объяснение сопровождается показом, иллюстрацией, педагог использует подражательную способность ученика. Перед изучением произведения целесообразно проиграть его целиком, что дает представление о характере, стиле произведения и зажжет в ученике интерес.

В начальном обучении дошкольников полезно использовать знакомые ребенку детские песенки, прибаутки. Диапазоны мелодий должны быть небольшими, а сами мелодии построены на поступенных ходах или небольших интервалах с повторяющимися мелодическими оборотами. Ритмические рисунки должны быть не сложные. Если динамика развития музыкальных образов требует изменения их характера, то изменение это должно быть очень четким и ярко выраженным.
Контакт с родителями

Могучее средство воспитания и обучения – контакт с родителями. Важно, чтобы увлечения ребенка и его интересы находили живой отклик в семье, родители должны быть союзниками педагога. Необходимо наладить отношения с воспитателями малыша. Педагогу важно знать, что, так или иначе, касается домашних занятий ребенка:

  • музыкальное окружение,

  • бытовые условия,

  • режим дня,

  • интересы,

  • развлечения ребенка,

  • состояние его здоровья и т.д.

Педагог должен изучить характер ученика и уметь предвидеть, будет ли ему интересно, трудно, легко и т.д.
Слышать игру старших

Часто, приходя на урок по специальности, малыш слышит игру учеников старших классов, которые исполняют интересные, красивые произведения классиков и современных композиторов. Так малыш узнает, что на гитаре можно играть не только песенки и популярные мелодии. Педагог в доступной форме для малого возраста рассказывает об интересной истории (можно ввиде сказки) древнего классического инструмента гитары, на которой играют во всех странах мира.


  1. ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


«Музыкальное воспитание ребенка нужно начинать за девять месяцев до его рождения, а еще лучше – за девять месяцев до рождения его матери»

Залтана Кодаи
«Родители, - писал известный педагог прошлого Я. А. Коменский, - могут научить своих детей всему, что умеют сами». Например, петь, танцевать, слушать музыку. А играющие папы и мамы – играть на музыкальных инструментах. Семья становится первой школой малышей».
Многие привыкли считать, что воспитывать детей, в том числе и в музыкальном направлении надо начинать как можно позже. Это ошибочное мнение. Новейшие психолого-педагогические исследования показали, что время, упущенное на воспитание в дошкольном возрасте, трудно восполнить. Особенно необратимые последствия имеет потеря первых лет – от нуля до пяти.

Ранний период в жизни ребенка необычайно важен – у детей от года до пяти лет огромный жизненный потенциал. Их сознание – чистый лист. Оно не имеет стереотипных представлений и активно впитывает все новое - познает окружающий мир. Этот возрастной феномен необходимо использовать.

Если старшие дети, как и взрослые чему-либо учатся годами, то малыши «впитывают» знания легко, играючись. Это в полной мере относится и к музыкальному воспитанию.
Музыка с пеленок

«Для развития музыкальности ребенка, надо давать слушать музыку с самых первых дней жизни»

В.М.Бехтерев
С самого рождения ребенок попадает в мир звуков: это голоса близких, звон погремушек, шум машин за окном и множество других самых разнообразных – нежных, громких, резких и др. Младенец вслушивается в мир звуков и старается его понять, поворачивая голову в сторону звуков, фиксируя глазами предмет, издающий эти звуки.

Очень важно создать для ребенка приятное звуковое окружение: это погремушки, колокольчики, музыкальные игрушки. Особенно благотворное влияние на раннее музыкальное развитие ребенка оказывает пение матери. Если хотите, чтобы ваш малыш полюбили музыку, чаще ему пойте колыбельные и детские песенки. Пение родных – самый лучший способ добиться, чтобы ребенок с рождения реагировал на музыку, как на что-то приятное и радостное.

Из особого мира звуков особенно привлекают малыша музыкальные звуки. В.М.Бехтерев предложил простой способ: «Маленькие дети живо реагируют на музыку. Одни произведения вызывают, у малышей плачь и раздражение; другие – радостные эмоции и успокоение. Этими внешними реакциями и следует руководствоваться в выборе музыкальных произведений».

Правила для слушания музыки:

  • Музыка не должна звучать постоянно

  • Музыка не должна звучать слишком громко

  • Не включайте музыку ребенку, если ему хочется чего-то другого (вы это почувствуете по реакции малыша)

  • Длительность прослушивания не должна превышать 10-15 минут


Игровая форма прослушивания музыки
Игра:

-- где звук?

Вы звоните в колокольчик или стучите в погремушку, которые находятся в поле зрения ребенка.

Потом отводите их в сторону, чтобы малыш их не видел. Ребенок ищет их взглядом и радуется, что обнаружил звучащие предметы.

-- найди меня:

Ваш малыш уже начал ползать. Вы прячетесь с колокольчиком в руках и звоните. Малыш по звуку находит вас.

--найди музыку:

Вы включаете магнитофон и слушаете музыку несколько секунд. Потом накрываете его материей и говорите малышу: «Где музыка? Нет музыки?» Ребенок с удовольствием принимает игру, ползет к источнику звука и снимает покрывало.
«Год – стартовая площадка для запуска всех возможностей ребенка»

В.Никитин

Один год – это именно тот возраст, когда определяется дальнейшее развитие малыша.

  • с этого возраста он начинает ходить и видит окружающий мир значительно лучше и полнее

  • малыш начинает говорить, речевое общение с близкими людьми дает значительный толчок его развитию

  • малыш может брать окружающие его предметы в руки и изучать их.

И поэтому важную роль в этом возрасте приобретают музыкальные игрушки.
Правила при выборе игрушек:

  • Музыкальные игрушки не должны быть спрятаны в шкафу

  • Избегайте игрушек, издающих чрезмерно громкие и резкие звуки

  • Музыкальных игрушек не должно быть много

В три-четыре года большое значение в музыкальном развитии малыша приобретают детские музыкальные инструменты. Они развивают слух, ритм, эмоциональную восприимчивость ребенка и в какой – то мере формирует его музыкальный вкус.
Правило при выборе детских музыкальных инструментов:

  • Не покупайте сразу много музыкальных инструментов, так как это приведет к переизбытку впечатлений

Детские музыкальные инструменты осваивайте поочередно. Пока ребенок не научился играть на одном, не стоит давать ему следующий (здесь потребуется ваша помощь).
Подбирайте мелодию на слух

Подбор мелодии на слух не только развивает музыкальный слух, доставляет ребенку удовольствие, но и является первым важным шагом в обучении его игре на настоящем музыкальном инструменте.

Начинайте подбор с самых простых песенок, прибауток из одной, двух или трех нот.

Пример: «Котя – котенька, коток, котя серенький хвосток»

«Тра-та-та, тра-та-та, мы везем с собой кота»
Сначала напойте ребенку песенку, а потом покажите малышу, как это звучит на детском музыкальном инструменте. В этом возрасте дети подражают родителям, и ваш ребенок будет пробовать подобрать мелодию самостоятельно. Обязательно похвалите малыша. Поправьте, если он ошибся. Постепенно мелодии можно усложнять.
Все дети музыканты

По мнению японского учителя Шиничи Сузуки, как и по мнению большинства авторов систем музыкального воспитания, все дети музыканты, без исключения. Надо только вовремя разглядеть и развить их способности.
Главные учителя – родители

Никто так, как родители, не любят своих детей. Папы и мамы становятся для учеников главными помощниками, а порой и главными учителями. Вы – родители, иногда должны присутствовать на занятиях, заниматься дома с детьми. А если кто желает – сами учиться играть на гитаре вместе с детьми.

Наша с вами цель - не воспитать музыканта, а через музыку воспитать хорошего, благородного человека.
Родители коллеги педагогов

Для того чтобы правильно научить и воспитать детей, вы - родители, и мы - педагоги, должны постоянно учиться. Есть семьи, где папа и мама сами начинали учиться играть на том или ином музыкальном инструменте, чтобы потом научить детей или, если дети посещают музыкальную школу, помочь в их обучении.
Отношения учителя и родителей

Я уверена, что постоянный и близкий контакт между родителями и учителем совершенно необходим. Обучение игре на гитаре – дело сугубо индивидуальное, исключающее стандарты, программы, общие правила. Потому что мы – преподаватели, чтобы выстроить правильную линию поведения, должны знать индивидуальные особенности ученика: характер, темперамент, склонности, обстановку в семье. Особенности, которые никто не знает лучше родителей.

Мы – учителя, имеющие не только профессионально – педагогическую подготовку, но и опыт общения со многими детьми, можем подсказать вам – родителям, как именно вы

можете помочь в занятиях музыкой своим сыну или дочке.

Мой педагогический опыт показывает, что не только родители учатся у учителей или учителя учатся у родителей, но часто и те и другие учатся у детей. Учатся у учеников, у которых есть своя логика, свой взгляд, свое понимание жизни.

В Талмуде сказано: «Многому я научился у своих наставников, еще большему – у своих товарищей, но больше всего – у своих учеников».


У детей разный темперамент

Чтобы правильно организовать домашние занятия на инструменте, родителям надо постараться понять индивидуальные особенности своего ребенка, связанные с характером, склонностями, темпераментом. Древнегреческий врач Гиппократ выделил четыре темперамента: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. Для сангвиника( живой, подвижный ребенок) урок должен быть разнообразным: игра на инструменте чередуется с изучением нот, пение – со слушанием музыки. Флегматичный ребенок (спокойный, с несколько замедленной реакцией), напротив, плохо переносит частую смену впечатлений. Особенно осторожно надо заниматься с легкоранимыми детьми меланхолического склада, у которых особенно много зависит от настроения и которых перегрузки быстро приводят к истощению.

Независимо от темперамента всех детей пугает все монотонное, скучное. Поэтому для маленького музыканта большое значение имеет занимательный характер урока, введение в урок игровых ситуаций.
Первый период обучения на инструменте самый трудный

Особенно для тех, кто обучается на струнных инструментах. Если на фортепиано ребенок нажимает на клавишу и извлекает сразу более или менее полноценный звук, то начинающий гитарист первое время издает не совсем чистые и приятные звуки. Мы – педагоги чаще играем для начинающих музыкантов, показывая, как замечательно звучит гитара на самом деле. Как бы указывая цель, к которой надо стремиться.

Цель – целью, но дети не любят долго ждать. Им трудно объяснить, что, для того, чтобы добиться приятного звука, надо много играть однообразные и скучные упражнения. Это противоречит природе малыша – эмоциональной, пугающейся трудностей, стремящейся к быстрому результату. В этом случае на помощь придет материальный стимул, помогающий пройти этот трудный период.

Для успокоения родителей добавлю, что этот период длится сравнительно не долго, и что суммы материального стимулирования вполне могут быть символичны.
Внимание к музыкальным занятиям

Для стимулирования музыкальных занятий ребенка, многое делаем мы – учителя музыкальных школ: даем играть пьесы, которые нравятся ученику, организовываем классные концерты, конкурсы, другие выступления. Но немалая роль принадлежит и вам – родителям.

Мало просто отдать ребенка в музыкальную школу. Если ребенок не видит внимания со стороны родителей к своим занятиям музыкой, если он чувствует, что они к его исполнению равнодушны, вряд ли можно рассчитывать на успех. Игра на инструменте рассчитана на слушателя. Как писателю нужны читатели, так музыкантам – слушатели.

Жена Святослава Рихтера рассказывала, что великий пианист любил, чтобы она присутствовала, когда он занимался дома.

Если ребенок разучивает какое- то музыкальное произведение, а вы заняты какими – то

другими делами и не можете посидеть и послушать его, непременно скажите, что вам нравится пьеса, что вы с удовольствием слушаете его игру. Ребенок будет стараться сыграть как можно лучше специально для вас. В данном случае уровень искренности не так уж принципиален.

Дети любят домашние концерты, на которых присутствуют близкие люди. Особенно им нравятся концерты совместные: поет бабушка, а ребенок аккомпанирует или дуэт с братом или сестрой, которые обучаются на других инструментах.
Доброжелательная атмосфера

При занятиях музыкой атмосфера, как на уроке, так и в домашних условиях, должна быть доброжелательной, спокойной. Крики, нервозность вызывают у детей отвращение, как к занятиям, так и к самой музыке.

Родители, постоянно ругающие своих детей – учеников, приносят им значительно больший вред, чем те, которые захваливают их. Считая себя людьми трезвыми, объективными, они скептически относятся ко всему, что делает ребенок, и тем самым вызывают у него сомнения в своих возможностях.
Играйте на равных

Родители, желающие развить творческий потенциал своего ребенка, должны попытаться сами действовать не по шаблону – вести себя с ребенком на равных: в стремлении фантазировать, в играх с детьми.

Откажитесь от ложного стереотипа «взрослого» поведения – «впадите в детство», чтобы ребенок почувствовал, что вам нравится фантазировать, выдумывать, играть. Что вы, как и он получаете от всего этого удовольствие.

Только тогда он раскроется. Будет искать творческий момент в любом деле.

Музыка – одна из многообещающих возможностей для развития творческого потенциала детей.
Занятия музыкой делают человека сильнее

Музыка не только помогает воспитанию чуткости, поэтического ведения мира, но и развивает такие качества, как: решительность, уверенность в себе. Как сказал Бетховен: « Музыка должна высекать огонь из мужественной души».

В истории немало ярких примеров воздействия музыки на человека и даже на массы людей.

В годы Великой Отечественной войны музыка воодушевляла советских людей, была источником мужества и нравственной силы. И здесь, конечно, вспоминается знаменитая песня А. Александрова «Вставай, страна огромная». Она была исполнена для бойцов, отправляющихся на фронт, прямо на Белорусском вокзале 25 июня, через три дня после начала войны. Или 7-я Ленинградская симфония Д. Шостаковича, которая прозвучала в марте 1942 года в осажденном Ленинграде. Причем многие музыканты для исполнения симфонии были отозваны с передовой.

Музыка приходит на помощь человеку в трагические минуты его жизни. Когда в 1912 году на «Титанике» возник пожар, корабль стал тонуть, и спасения уже не было, музыканты судового оркестра достали инструменты и заиграли Бетховена. И случилось чудо: обезумевшие люди, метавшиеся по палубе (в лодках уже места не было) остановились и стали слушать. Огромная внутренняя сила бетховенской музыки победила ужас смерти, помогла человеку до последнего мгновения остаться человеком.
Великие люди о музыке

Большое место занимала музыка в жизни многих великих людей.

Стендаль: « Слушая музыку, я сосредотачиваюсь с большой ясностью и напряженностью над тем, чем занят внутренне».

И.Е. Репин: «Я всегда любил музыку. Если мне подолгу не приходилось ее слушать, я тосковал».

Ч. Дарвин: « …Если бы мне пришлось вновь пережить свою жизнь, я установил бы для себя правило, ежедневно читать какое – то количество стихов, и слушать какое – то количество музыки. Быть может, путем таких упражнений мне бы удалось сохранить активность тех частей моего мозга, которые теперь атрофировались. Утрата этих вкусов к поэзии и музыке равносильна утрате счастья и может вредно отражаться на умственных способностях, а еще вероятнее. На нравственных качествах, так как ослабевает эмоциональную сторону нашей природы».

А.И. Герцен: « Есть минуты, в которые вполне чувствуешь недостаток земного языка, хотел бы высказаться какой – то гармонией, музыкой. Музыка одна может перенести трепет одной души в другую…»

И.С. Тургенев: « Редко что может заставить меня плакать. Еще иногда стихи Пушкина до слез тронут. А от музыки часто плачу».