Главная страница

Автономного округа югры



Скачать 2.79 Mb.
Название Автономного округа югры
страница 1/11
Дата 21.02.2016
Размер 2.79 Mb.
Тип Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Департамент образования и молодежной политики

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО

АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Рабочая программа

по предметам учебного плана

1 класс



Чтение и развитие речи

132 часа

Письмо и развитие речи

132 часа

Математика

132 часа

Окружающий мир

66 часов

Изобразительное искусство

33 часа

Музыка и пение

33 часа

Физическая культура

99 часов

Трудовое обучение

66 часов


Учитель: Аскарова Г.А.

г. Нефтеюганск-2015

СОДЕРЖАНИЕ



Название раздела

Стр.

1

Паспорт программы

3

2

Пояснительная записка

7

2.1.

Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся 1 класса

7

2.2.

Цель и задачи обучения по предметам

7

2.3.

Нормативное обоснование программы

10

2.3.

Основные принципы отбора материала

11

3

Общая характеристика учебных предметов

12

3.1.

Содержание учебных предметов, основные изучаемые вопросы

12

3.2.

Основные требования к результатам реализации программы

19

3.2.1.

Предметные результаты

19

3.2.2.

Личностные результаты

25

3.2.3.

Система контрольно-измерительных материалов

26

3.2.4.

Система работы с обучающимися, имеющими пробелы в знаниях

27

4

Тематическое планирование

28

4.1.

Тематическое планирование по предмету «Чтение и развитие речи»

28

4.2.

Тематическое планирование по предмету «Письмо и развитие речи»

47

4.3.

Тематическое планирование по предмету «Математика»

70

4.4.

Тематическое планирование по предмету «Окружающий мир»

90

4.5.

Тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство»

97

4.6.

Тематическое планирование по предмету «Музыка и пение»

102

4.7.

Тематическое планирование по предмету «Физическая культура»

108

4.8.

Тематическое планирование по предмету «Трудовое обучение»

124

5

Организационный раздел

133

5.1.

Учебный план

133

5.2.

Календарный график реализации программы

133

5.3.

Объем учебных предметов

135

6

Материально-технические условия реализации программы

137

6.1.

Учебно-методический комплекс

137

6.2.

Оборудование

137

7

Приложение к программе

140

7.1.

Проверочная работа

140




  1. Паспорт программы




Наименование образовательного учреждения

Казенное образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Наименование программы

Рабочая программа по предметам учебного плана для обучающихся 1 класса


Нормативное обеспечение

  • Закон Российской Федерации от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 12, 13, 28, 58);

  • Санитарно – эпидемиологические правила и нормы СанПиН, 2.4.2.28-21-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • Приказ от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от 28.03.2002 № 199/13 «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе»;

  • Письмо Министерства образования и науки России от 12

  • мая 2011 года N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

  • Приказ Министерство образования и науки Российской федерации от 19.12.2014 № 1599

  • Федеральный закон от 29 октября 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 июня 2012 г. №03-470 «О методических материалах по разработке и учебно-методическому обеспечению Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни основной образовательной программы начального общего образования»;

  • Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31.08.2012 №1046

  • «Об утверждении примерных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»

  • Устав казенного образовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Локальные акты:

  • Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ.

  • Положение о коррекционно-развивающем занятии.

  • Положение об индивидуальном образовательном маршруте.

  • Инструкция о педагогической диагностике обучающихся, воспитанников.

  • Положение о текущей и промежуточной аттестации обучающихся.

Цель программы

Обучающийся со сформированными ключевыми компетенциями: общекультурной, допрофессиональной, методологической, по предметам учебного плана, в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями здоровья.

Задачи программы

  • Сформировать у обучающихся 1 класса необходимый уровень знаний умений навыков по предметам учебного плана;

  • Создать условия для овладения обучающимися комплексом базовых учебных действий;

  • Создать условия для применения обучающимися полученных знаний, умений и навыков во внеурочной деятельности.

Сроки

реализации


Программа реализуется в период 2015-2016г. (1 год обучения)



Объём программы

Всего - 693 часов

Чтение -132 ч.

Русский язык -132 ч.

Математика - 132 ч.

Окружающий мир- 66 ч.

Изобразительное искусство - 33 ч.

Музыка и пение- 33ч.

Физкультура - 99 ч.

Трудовое обучение - 66 ч.

Учебно – методическое обеспечение

Чтение

С.В. Комарова

«Устная речь» для 1 класса специальных

(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Издательство: Москва

«Просвещение» 2011

Русский язык

А.К. Аксенова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова «Букварь» для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Издательство: Москва «Просвещение» 2015

Математика

Т.В. Алышева. « Математика» 1 класс

Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2 частях.

Москва "Просвещение"2012

Окружающий мир

Н.Б. Матвееева М.С. Котина Т.О. Куртова

«Живой мир» 1 класс

Учебник для специальных (коррекционных) образо-вательных учреждений VIII вида

Москва "Просвещение" 2012

Трудовое обучение

Л.А. Кузнецова " Ручной труд"

Учебник по трудовому обучению

для 1 класса специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида

Санкт-Петербург, "Просвещение"

2012

Музыка

В.В.Алеев, Т.Н. Кичак «Музыка» учебник для 1 класса

Москва «Дрофа» 2014

Физическая культура

А.П. Матвеев «Физическая культура» учебник для 1 клааса общеобразовательных организаций

Москва "Просвещение" 2014

Ожидаемые результаты

Обучающийся со сформированными ключевыми компетенциями: общекультурной, допрофессиональной, методологической, в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями здоровья.

Автор программы

Аскарова Галия Акрамовна, учитель

Контактная информация образовательного учреждения

Адрес: Российская Федерация, 628305, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Нефтеюганск, 11 микрорайон, здание 121,

тел./факс 8(3463) 22-81-48 E-mail: Specschool[email protected]mail.ru


2. Пояснительная записка

2.1. Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся 1 класса

В 1 классе обучаются 7 обучающихся 1 девочка и 6 мальчиков, из них пятеро дети-инвалиды.

В своей практике мы используем следующую дифференциацию обучающихся:

Первую группу составляют дети, которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.

Для второй группы характерен более замедленный темп усвоения учебного материала. Дети, входящие в эту группу, успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, т.к. самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются.

Третья группа учащихся отличается пассивностью, инертностью психических процессов, сочетающихся с нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при решении задач, примеров, списывании текстов и других заданий.

К четвёртой группе относятся дети, которые занимаются по индивидуальной программе, т.к. основное содержание тех или иных предметов для них недоступно

Дифференциация детей по группам:

1 группа –

3 группа - Азизов З.;

4 группа – Гарифуллин Б., Коркина Ж., Мельник Л., Миляев А., Нуриев Х., Чижиков Р.
2.2. Цель и задачи обучения по предметам

Программа направлена на реализацию целей и задач школы-интерната:

Тема школы-интерната: Социально – трудовая адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе внедрения Федерального государственного образовательного стандарта.

Цель школы - интерната: Обучающийся, компетентный в социально-трудовой деятельности в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями здоровья.

Задачи:

  • Сформировать умение организовывать свою деятельность социально-приемлемыми способами на основе освоения предметов учебного плана и правил поведения в обществе.

  • Проводить профориентационную работу на основе освоения профилей трудового обучения (занимательного и ручного труда), психологической коррекции и практической деятельности.

  • Научить обучающихся самостоятельно применять знания, умения и практические навыки на основе организации и проведения внеклассных и внешкольных мероприятий.

  • Обеспечить ресурсные условия (кадровые, материально-технические, финансово – экономические, организационные) реализации цели образовательного учреждения.

Исходя из целей и задач школы составлены общие цель и задачи к рабочим программам по предметам учебного плана за 1 класс.

Цель рабочей программы: Обучающийся со сформированными ключевыми компетенциями: общекультурной, допрофессиональной, методологической, по предметам учебного плана, в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями здоровья.
Задачи:

  • Сформировать у обучающихся 1 класса необходимый уровень знаний умений навыков по предметам учебного плана;

  • Создать условия для овладения обучающимися комплексом базовых учебных действий;

  • Создать условия для применения обучающимися полученных знаний, умений и навыков во внеурочной деятельности.


Задачи предметных курсов в соответствии

с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью




п/п

Учебный предмет

Задачи

1.

Письмо и развитие речи

формирование умения и навыки графического письма букв русского алфавита, соединению их в слоги слова Развитие фонематического слуха на основе упражнений в распознании и дифференциации звуков речи

2.

Чтение и развитие речи

формирование навыков чтения путём усвоения графического образа печатных букв и их соотнесения со звуками речи. Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия на основе упражнений в распознании и дифференциации различных звуков и букв

3.

Математика

формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.

4.

Окружающий мир

формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире

5.

Изобразительное искусство

формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.

6.

Музыка

формирование элементарных музыкальных знаний, слушательских и доступных исполнительских умений

7.

Физическая культура

формирование двигательных умений и навыков; развитие двигательных способностей в процессе обучения; укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки; раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка для освоения доступных видов спортивно-физкультурной деятельности

8.

Трудовое обучение

формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности, формирование интереса к разнообразным видам труда


В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) программа формирует у обучающихся базовые учебные действия:

  • личностные;

  • познавательные;

  • коммуникативные;

  • регулятивные.


Личностные учебные действия

- Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе
Коммуникативные учебные действия

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик– ученик, ученик–класс, учитель−класс);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия

- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия

- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

- устанавливать видородовые отношения предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; - пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

- читать; писать;

- выполнять арифметические действия;

- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
2.3. Нормативное обоснование программы
Программа составлена с учетом требований федерального образовательного стандарта образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями), в соответствии Примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью, на основании Программы специальной коррекционной образовательной школы VIII вида: 1-4 классы в 2 сб. [Текст]/и под ред. В.В. Воронковой.- М.: Владос, 2010 - Сб. 1.

Логика и изложения и содержания программы по предметам учебного плана соответствуют примерной программе.
2.4. Основные принципы отбора материала
Основные принципы отбора программного материала это – коррекционная и практическая направленность, научность материала и системность его изложения. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся. В программах реализуются межпредметные связи с учебными дисциплинами: письмо и развитие речи, чтение и развитие речи, математика, трудовое обучение.

Программа построена на основе концентрического принципа размещения учебного материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений. Большинство разделов программ изучается с 1 по 4 класс. Это обусловлено особенностью динамики нервных процессов обучающихся и позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала, использовать опыт обучающихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых. Принимая во внимание неполноценность личного опыта школьников в любом виде деятельности в программах выделяются пропедевтические периоды, в течение которых у обучающихся коррегируются недостатки прошлого опыта, дети подготавливаются к усвоению последующих разделов программ.

3. Общая характеристика учебных предметов

3.1. Содержание учебных предметов, основные изучаемые вопросы
«Чтение и развитие речи» и «Письмо и развитие речи». Добукварный период.
1. Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в классе. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и ученики», «Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», «Ученики и учителя других классов», «Перемены в школе, их назначение», «Я и моя семья», «Окружающий меня мир».

2. Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.

3. Изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся к обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы.

4. Развитие устной речи учащихся: формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию, внятно выражать свои просьбы и желания, слушать сказки и рассказы в устной передаче учителя, разучивать короткие и понятные стихотворения с голоса учителя, пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам, называть слова по предметным картинкам, составлять простые предложения по своим практическим действиям, по картинкам и по вопросам.

5. Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия.

Различение звуков в окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и др.). Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и играми.

Выработка у учащихся умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, практически различать слова, сходные по звуковому составу (жук — лук, стол — стул, палка — лапка).

Деление простого предложения (из двух-трех слов) на слова. Деление простых по структуре слов на слоги (у-хо, ру-ка, го-ло-ва). Выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков (а, у, м и др.), различение их в словах (узнавание и называние слов, начинающихся с данных звуков).

6. Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. Различение наиболее распространенных цветов (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый).

Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путем подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета (зрительный диктант).

Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, скамейка, лесенка, забор, оконная рама, елочка и др.).

Выработка у учащихся умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).

7. Специальная подготовка к обучению письму.

Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом.

Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Лепка, складывание и разрезание бумаги ножницами по прямым линиям. Составление фигурок из тонких палочек, цветной соломки, бумажных полосок по данному учителем образцу. Игра с мозаикой.

Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления на другое, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями. Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых линий и несложных предметов из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв).

Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.
«Чтение и развитие речи» и «Письмо и развитие речи». Букварный период.
Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.

1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.

Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).

Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произношением.

Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов.

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с.

2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р.

Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).

Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.

Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла).

Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом).

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н, р.

Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.

Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа.

3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.

Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце).

Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, вил).

Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-та, ко-тик).

Чтение предложений из двух-трех слов.

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д.

Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов.

Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.

Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава.

Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью.

Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.

4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.

Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких.

Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, кни, пле).

Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э.

Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трех-четырех слов. Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление).

Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом.

Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.

Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.
Математика
Названия, обозначение чисел от 1 до 9. Счет по 1 и равными группами по 2, 3 (счет предметов и отвлеченный счет). Количественные, порядковые числительные. Число и цифра 0. Соответствие количества, числительного, цифры. Место каждого числа в числовом ряду (0—9). Сравнение чисел. Установление отношения больше, меньше, равно.

Число 10. Число и цифра. Десять единиц — 1 десяток.

Состав чисел первого десятка из двух слагаемых. Приемы сложения и вычитания. Таблицы состава чисел в пределах 10, ее использование при выполнении действия вычитания. Название компонентов и результатов сложения и вычитания (в речи учителя). Переместительное свойство сложения (практическое использование).

Название, обозначение, десятичный состав чисел 11—20 2. Числа однозначные, двузначные. Сопоставление чисел 1—10 с рядом чисел 11—20. Числовой ряд 1—20, сравнение чисел (больше, меньше, равно, лишние, недостающие единицы, десяток). Счет от заданного числа до заданного, присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5. Сложение десятка и единиц, соответствующие случаи вычитания.

Единицы (меры) стоимости — копейка, рубль. Обозначение: 1 к., 1 р. Монеты: 1 к., 5 к., 10 к, 1 р., 2 р., 5 р. Размен и замена.

Простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка.

Точка. Прямая и кривая линии. Вычерчивание прямой линии с помощью линейки в различном положении по отношению к краю листа бумаги. Прямая, отрезок. Длина отрезка. Черчение прямых, проходящих через 1—2 точки.

Единицы (меры) длины — сантиметр. Обозначение: 1 см. Измерение отрезка, вычерчивание отрезка заданной длины.

Единицы (меры) массы, емкости — килограмм, литр. Обозначение: 1 кг, 1 л.

Единица времени — сутки. Обозначение: 1 сут. Неделя — семь суток, порядок дней недели.

Вычерчивание прямоугольника, квадрата, треугольника по заданным вершинам.
Изобразительное искусство.
Упражнения на различение предметов по форме и цвету. Рисование (на одном листе) предметов разной формы и окраски (после наблюдения и показа учителем).

Упражнения на различение предметов по форме и размерам; рисование (на одном листе) предметов разной формы и величины (после наблюдения и показа учителем)

Игровые графические упражнения — рисование прямых линий в различных направлениях (по показу): высокие столбы, заборчик и др. (прямые вертикальные линии); провода, дорожки, цветные веревочки и др. (прямые горизонтальные линии); идет косой дождь, высокие горы, туристические палатки и др. (наклонные линии).

Игровые графические упражнения — рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий (по показу): лесенки, окошки, рамки, шахматная доска, качели и др.

Игровые графические упражнения — рисование дугообразных линий (по показу): дым идет, бьет фонтанчик, самолет летит, плывет кораблик по волнам, скачет мяч, прыгает лягушка, бабочка перелетает с цветка на цветок и др.

Игровые графические упражнения — рисование замкнутых круговых линий (по показу): намотаем несколько клубков ниток, воздушные шарики, много колечек — цепочка, тележка с разноцветными колесами, ветка с ягодами и др.

Игровые графические упражнения — рисование (по показу) знакомых детям предметов разной величины (размеров): разноцветные шары — большие и маленькие, клубки ниток — большие и маленькие, ленты — длинные и короткие, карандаши — толстые и тонкие, елочки — высокие и низкие и др.

Игровые графические упражнения — рисование (по показу) предметов круглой, овальной и квадратной формы: арбузы, апельсины, яблоки, огурцы, лимоны, сливы, рамки, кубики, коробки и др.

Игровые графические упражнения — рисование (по показу) предметов прямоугольной и треугольной формы: альбомы, линейки, книги, флажки, чертежные треугольники, дорожные знаки и д.

Рисование по опорным точкам знакомых предметов: дом, скворечник, кораблик, лесенка.

Рисование по клеткам несложных геометрических узоров в полосе (полосу в тетради ученика проводит учитель).

Рисование узора в полосе из чередующихся по форме и цвету элементов (кругов и квадратов).

Рассматривание в иллюстрациях простейших изображений предметов, сравнивание их по форме, цвету и величине; рисование этих предметов.

Рисование по шаблону круга (диаметр 6 см). Деление круга на четыре равные части, построение внутри него квадрата, раскрашивание элементов с соблюдением контура.

Рисование (по показу) несложных по форме предметов, состоящих из нескольких частей (флажки, бусы).

Рисование в полосе узора из повторяющихся растительных элементов (веточки ели).

Рисование по памяти (после показа) несложных по форме елочных игрушек (4—6 на листе бумаги).

Рисование по представлению знакомых детям предметов (веточка елки с игрушками).

Рисование с натуры зимних вещей (шарф и вязаная шапочка).

Рисование на тему «Снеговик».

Рисование геометрического орнамента с образца по опорным точкам (прямоугольник делят пополам, а в полученных квадратах проводят диагонали; треугольники раскрашивают в контрастные цвета).

Рисование с натуры игрушки-светофора. Рисование с натуры связки воздушных шаров. Беседа на тему «Дымковские узоры». Составление в полосе узора для закладки.

Рисование с натуры игрушки-кораблика.

Рисование узора для открытки ко дню 8 Марта.

Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.

Рисование по замыслу «Что бывает круглое?».

Рассматривание иллюстраций к книге Е. Рачева «Колобок». Рисунок к сказке («Колобок лежит на окошке», «Колобок катится по дорожке»).

Декоративное рисование — узор в круге (круг — готовая форма).

Тематический рисунок «Я ракету нарисую».

Геометрический узор в полосе из треугольников.

Рисование с натуры праздничного флажка.

Рисование узора в полосе растительных элементов. Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя». Рисунок к этой сказке (три чашки разной величины и расцветки).
Музыка и пение
Пение.

Обучение певческой установке: правильно сидеть или стоять при пении, сохраняя прямое, без напряжения, положение корпуса и головы.

Постановка артикуляции гласных звуков как основы работы над певческой дикцией и звукообразованием (в последовательности у, о, а, и, э).

Развитие умения брать дыхание спокойно, бесшумно, не поднимая плеч, одновременно всем классом.

Развитие умения петь спокойно, без выкриков, при формировании гласных звуков следить за правильностью артикуляции.

Развитие слухового внимания и чувства ритма на специальных ритмических упражнениях.

Пение без напряжения, легким звуком в пределах меццо пияно (умеренно тихо) и меццо форте (умеренно громко).

Развитие понимания дирижерских жестов: «внимание», «вдох», «начало» и «окончание» пения.

Музыка. 

Привитие навыка спокойного и внимательного слушания музыки с начала и до конца.

Знакомство с музыкой разного эмоционального содержания.

Ознакомление с силой звучания: громкое и тихое.

Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: погремушка, колокольчик, бубен, барабан.

Физическая культура
В программу включены следующие разделы: общеразвивающие и корригирующие упражнения, прикладные упражнения, способствующие развитию прикладных умений и навыков, игры и игровые упражнения.

В процессе физического воспитания необходимо добиваться решения конкретных задач:

учить детей готовиться к уроку физкультуры;

учить правильному построению на урок и знанию своего места в строе;

учить правильному передвижению детей из класса на урок физкультуры;

учить ориентировке в зале по конкретным ориентирам (вход, стены, потолок, пол, углы);

учить простейшим исходным положениям при выполнении общеразвивающих упражнений и движений в различных пространственных направлениях (вперед, назад, в сторону, вверх, вниз);

учить навыкам правильного дыхания (по показу учителя);

учить выполнению простейших заданий по словесной инструкции учителя;

учить ходить и бегать в строю, в колонне по одному;

прививать навыки координации движения, толчка двумя ногами в различных видах прыжков;

обучать мягкому приземлению в прыжках;

учить прыжку толчком одной ноги и приземлению на две ноги;

учить правильному захвату различных по величине предметов, передаче и переноске их;

учить метаниям, броскам и ловле мяча;

учить ходить в заданном ритме под хлопки, счет, музыку;

учить выполнять простейшие упражнения в определенном ритме;

учить сохранению равновесия при движении по гимнастической скамейке;

учить преодолению простейших препятствий;

учить переноске различных грузов и коллективным действиям в переноске тяжелых вещей;

учить целенаправленным действиям под руководством учителя в подвижных играх.

Общеразвивающие и корригирующие упражнения.

Дыхательные упражнения.

Основные положения и движения (по подражанию).

Ритмические упражнения. Прохлопывание учащимися показанного учителем ритма в разном темпе: два равномерных хлопка в медленном темпе, тоже в быстром темпе. Ходьба под хлопки или звучание бубна.

Прикладные упражнения.

Построения и перестроения.

Ходьба и бег.  Прыжки.  Лазанье и перелезание, подлезание.  Равновесие.  Игры.
Трудовое обучение.
Вводное занятие.

Работа с глиной и пластилином.

Лепка по образцу предметов шаровидной формы: бус. ягод, мяча, куклы-невяляшки из двух шаров различной формы.

Лепка по образцу овощей и фруктов, имеющих форму шара: яблока, помидора, апельсина;составление композиции из изготовленных овощей и фруктов.

Лепка по образцу предметов овальной формы: сливы. огурца, картофеля; составление композиции (овощи на тарелке).

Работа с природными материалами.

Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных листьев (лист большой, лсит маленький).

Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных цветков с последующим наклеиванием вазы или горшочка, вырезанных из гуммированной бумаги.

Составление по образцу сюжетной картинки из засушенных листьев: «Отлет птиц», «Букет».

Работа с бумагой.

Упражнения в сгибании и разрывании бумаги по прямым линиям. Изготовлении книжечки.

Изготовление по образцу наборной линейки из листа плотной рисовальной бумаги для работы с разрезной азбукой и цифрами.

Изготовление по образцу летающих игрушек из плотной бумаги: стрелы, змея.

Изготовление по образцу шапочки-пилотки из газеттной или оберточной бумаги. Обертывание учебников покупными суперобложками, бумагой.

Изготовление по образцу стаканчика для семян.

Упражнения в резании ножницами по следу сгиба. Вырезание полосы. Резание полосы бумаги на квадраты, прямоугольники, образованные путем складывания из глянцевой бумаги желтого, красного, синего цветов.

Вырезание квадратов, прямоугольников. Размеченных по шаблону.

Скругление углов прямоугольников и квадратов на глаз.
3.2.Основные требования к результатам реализации программы

3.2.1. Предметные результаты
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержания предметов программы и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни. Программы определяют два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся, воспитанников. Достаточный уровень рассматривается как повышенный и не является обязательным для всех обучающихся.


Предмет

Достаточный уровень усвоения программы

Минимальный уровень усвоения программы

Чтение и развитие речи

-Различать звуки на слух и в произношении;

-Анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;

- Читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;

-Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;

-Слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;

-Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;

-Наизусть 2 – 3 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя.

-Различать звуки на слух и в произношении;

-Слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;

-Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;


Письмо и развитие речи

-Названия основных цветов, форму, размер предметов (большой, маленький);

-Общую форму изученных букв;

-Состав букв (элементы и их расположение).

-Пользоваться карандашом, ручкой;

-Рисовать и раскрашивать по трафарету геометрические фигуры, рисунки, напоминающие образ, а затем элементы букв;

-Делить предложения (из двух-трех слов) на слова;

-Выделять звук из речи, правильно и отчетливо произносить его;

-Соотносить звук и букву;

-Писать изученные буквы, соединять их в слоги, слова;

-Составлять из слов предложения.

-Названия основных цветов, форму, размер предметов (большой, маленький);

-Пользоваться карандашом, ручкой;

-Рисовать и раскрашивать по трафарету геометрические фигуры, рисунки, напоминающие образ, а затем элементы букв;


Математика

-Цвет, величину, массу, размеры, форму предметов;

-Положение предметов в пространстве и на плоскости относительно себя и друг друга;

-Части суток, порядок их следования;

-Дни: вчера, сегодня, завтра;

-Количественные, порядковые числительные в пределах 10;

-Состав однозначных чисел и числа 10 из двух слагаемых;

-Линии – прямую, кривую, отрезок;

-Сравнивать предметы по величине, размеру, массе «на глаз», наложением, приложением;

-Оценивать и сравнивать количество предметов в совокупностях «на глаз», выделять лишние, недостающие;

-Увеличивать и уменьшать количество предметов в совокупностях «на глаз», объемы жидкостей, сыпучего вещества;

-Определять положение предметов в пространстве относительно себя;

-Узнавать и называть, классифицировать геометрические фигуры;

-Читать, записывать, откладывать на счетах, сравнивать числа в пределах 10, присчитывать, отсчитывать по 1, 2, 3;

-Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10, использовать переместительные свойства сложения;

-Решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, составлять задачи по образцу, предложенному сюжету;

-Чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять отрезок.

-Цвет, величину, массу, размеры, форму предметов;

-Положение предметов в пространстве и на плоскости относительно себя и друг друга;

-Дни: вчера, сегодня, завтра;


Окружающий мир

-называть изученные объекты, явления, их признаки;

-различать объекты живой и неживой природы;

-называть части растения;

-называть наиболее распространённых диких и домашних животных.

-называть наиболее распространённых диких и домашних животных.

Изобразительное искусство

-названия и назначение художественных материалов;

-названия изображаемых на уроке предметов;

-строение изображаемых предметов.

-правильно сидеть за партой;

-правильно располагать лист бумаги;

-правильно держать карандаш, кисть;

-ориентироваться на листе альбома;

-обводить шаблоны. пользоваться трафаретом;

-различать цвета;

-закрашивать цветным карандашом, соблюдая контуры.

-правильно сидеть за партой;

-правильно располагать лист бумаги;

-правильно держать карандаш, кисть;

-ориентироваться на листе альбома;

-обводить шаблоны. пользоваться трафаретом;

-различать цвета;

-закрашивать цветным.

Музыка и пение

-характер и содержание музыкальных произведений;

 -правильно сидеть или стоять при пении  — с расправленными плечами, не напрягая корпуса и мышц шеи;

-выразительно и достаточно эмоционально исполнять выученные песни с простейшими элементами динамических оттенков;

-одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно, прислушиваться друг к другу;

-определять разнообразные по содержанию и характеру музыкальные произведения (веселые, грустные и спокойные; громкие, тихие).

-передавать ритмический рисунок подпевок (хлопками, на металлофоне, голосом)

-слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях.

 -правильно сидеть или стоять при пении  — с расправленными плечами, не напрягая корпуса и мышц шеи;

-слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях.

Физкультура

Иметь представление о правильной осанке, ходьбе, беге, метании, прыжках. Правила поведения в физкультурном зале, на спортивной площадке. Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями. (По выбору). Как подбирать одежду и обувь для занятий на улице в зимний период.

Правила игр:

- Коррекционных «Запомни порядок»;

- С элементами общеразвивающих упражнений «Вот так позы», «Слушай сигнал»;

- Игры с бегом и прыжками «Быстро по местам», «Кошка и мышки»;

- Игры с бросанием, ловлей и метанием «Метко в цель»

Выполнять ходьбу, сохраняя правильную осанку, бег, метание, прыжки. Выполнять основную стойку;

Выполнять команды: «Встать!», «Сесть!», «Пошли!», «Побежали!», «Остановились!»;

Выполнять основные положения и движения рук, ног, туловища, головы, выполняемые на месте и в движении. Выполнять ходьбу на месте с подниманием носков лыж, ходьбу приставным шагом. Играть в игры, соблюдая правила:

- Коррекционные «Запомни порядок»;

- С элементами общеразвивающих упражнений «Вот так позы», «Слушай сигнал»;

- Игры с бегом и прыжками «Быстро по местам», «Кошка и мышки»;

- Игры с бросанием, ловлей и метанием «Метко в цель»

Иметь представление о правильной осанке, ходьбе, беге, метании, прыжках. Правила поведения в физкультурном зале, на спортивной площадке. Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями. (По выбору). Как подбирать одежду и обувь для занятий на улице в зимний период.


Трудовое обучение

-распознавать основные геометрические формы;

-раскатывать пластилин разными способами;

-ориентироваться в задании по вопросам учителя;

-называть материалы и операции.

-раскатывать пластилин разными способами.




Ожидаемые предметные результаты освоения программы:

  • Сформированость ЗУН по предметам в соответствии с программными требованиям




Предмет

Ожидаемый результат

Сформированность ЗУН по предмету

Достаточный

Сформированность ЗУН по предмету

Минимальный

Сформировнность ЗУН по предмету

Низкий уровень


Письмо и развитие речи




Азизов З.

Чехомов Д.


Гарифуллин Б

Коркина Ж.

Миляев А.

Нуриев Х.

Чижиков Р.

Чтение и развитие речи




Азизов З.

Чехомов Д.


Гарифуллин Б

Коркина Ж.

Миляев А.

Нуриев Х.

Чижиков Р.

Математика




Азизов З.

Чехомов Д.


Гарифуллин Б

Коркина Ж.

Миляев А.

Нуриев Х.

Чижиков Р.

Окружающий мир




Азизов З.

Чехомов Д.


Гарифуллин Б

Коркина Ж.

Миляев А.

Нуриев Х.

Чижиков Р.

Музыка




Азизов З.

Чехомов Д.


Гарифуллин Б

Коркина Ж.

Миляев А.

Нуриев Х.

Чижиков Р.

Изобразитель

ное искусство




Азизов З.

Чехомов Д.


Гарифуллин Б

Коркина Ж.

Миляев А.

Нуриев Х.

Чижиков Р.

Физическая культура




Азизов З.

Чехомов Д.


Гарифуллин Б

Коркина Ж.

Миляев А.

Нуриев Х.

Чижиков Р.

Трудовое обучение




Азизов З.

Чехомов Д.


Гарифуллин Б

Коркина Ж.

Миляев А.

Нуриев Х.

Чижиков Р.

Предметные результаты выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

  • по способу предъявления (устные, письменные, практические);

  • по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).

Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).

В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемон- стрированные обучающимся, с оценками типа:

  • «удовлетворительно» (зачѐт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

  • «хорошо» ― от 51% до 65% заданий.

  • «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

3.2.2. Личностные результаты
Формирование основ персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу; осознание себя, как гражданина России; формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей; формирование уважительного отношения к иному мнению; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя и т.д.) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
3.2.3.Система контрольно-измерительных материалов
Программа предполагает использование следуюших видов контроля: индивидуальный, групповой, фронтальный.

Типы контроля: внешний контроль учителя за деятельностью обучающихся, взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся. Особенно важным для развития учащихся является самоконтроль, потому что в этом случае школьником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.


Виды контроля

Виды контроля

Содержание

Методы

Вводный

Уровень знаний обучающихся

Тестирование, беседа, анкетирование, наблюдение

Текущий

Освоение учебного материала по теме, учебной единице.

Диагностические задания: опросы, практические работы, тестирование.

Коррекция

Ликвидация пробелов.

Повторные тесты, индивидуальные консультации.

Итоговый

Контроль выполнения поставленных задач.

Представление продукта на разных уровнях.



Для контроля используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, письменные контрольные работы, тестовые задания, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также практические работы, творческие работы. В приложении 1 представлена проверочная работа по предметам программы.

3.2.4. Система работы с обучающимися, имеющими пробелы в знаниях

Работа со слабоуспевающими будет проводиться в соответствии с планом работы.




п/п

Содержание работы

Сроки

Примечание

1.

Проведение консультаций для обучающихся по обучению приемам работы с информацией (инструкциями, памятками, алгоритмами, работы с учебником).

Сентябрь



2.

Проведение индивидуальных занятий

В течение учебного года по результатам текущей и промежуточной аттестации



3.

Обучение приемам работы над ошибками.





4.

Контроль за выполнением индивидуальных заданий.

В течение учебного года по результатам проверочных, контрольных работ.

Взаимодействие с родителями.

5.

Информирование родителей о результатах индивидуальной работы с обучающимися

1 раз в четверть
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11