Главная страница

«Атмосфера» через организацию самостоятельной исследовательской работы учащихся, развитие их творческих способностей, приобретение навыков коллективной деятельности



Скачать 41.24 Kb.
Название «Атмосфера» через организацию самостоятельной исследовательской работы учащихся, развитие их творческих способностей, приобретение навыков коллективной деятельности
Дата 12.02.2016
Размер 41.24 Kb.
Тип Документы

Тема проекта: «Путешествие на воздушном шаре» 6 класс.
Цель данного проекта – усвоение программного материала по теме «Атмосфера» через организацию самостоятельной исследовательской работы учащихся, развитие их творческих способностей, приобретение навыков коллективной деятельности.

Оборудование урока: дополнительная литература, термометр, барометр, раздаточный, наглядный материал.
Ход урока:

Последовательность действий учителя и учащихся.
I этап. Вводный.

1. Вступительное слово учителя, преследующее цель пробуждения интереса учащихся к данной проблеме и желания включиться в работу над проектом.

Можно продемонстрировать картину В. М. Васнецова «Ковер - самолет»; вызвать детей на беседу об известном стремлении человека подняться над землей, об отражении этой мечты в сказках, рассказах: о полете на воздушном шаре А. И. Куприна, который он совершил в 1911 г.

Перу А. И. Куприна принадлежат слова: «Авиация никогда не перестанет занимать, восхищать и снова удивлять свободные умы. Вот они высоко в воздухе проплывают над нами с поражающим гулом, волшебные плащи-мерлены, сундуки самолеты, летающие ковры, ручные орлы, драконы – самая смелая сказка человечества, символ свободы духа и победы духа над тяжестью земли…»

2. Формулировка исследовательской проблемы.

СЛАЙД№1

Конечно, каждому из нас хотелось бы подняться над землей, чтобы с высоты птичьего полета посмотреть на свой дом, улицу, школу, лес, поле, луг, реку.… У нас нет сейчас возможности осуществить реальный полет, но можем сделать это заочно в своем воображении. Мы запишем все, что увидим, в дневник нашего путешествия, а потом прочитаем сами и расскажем другим, что нам довелось испытать. Но прежде чем отправиться в полет, к нему надо подготовиться и много узнать об атмосфере и ее свойствах. Ведь без необходимых знаний легко угодить в неприятную историю. Так в 1862 г. естествоиспытатель Джейм Глейшер и его друг Коксуэл путешествовали на воздушном шаре. Они отправились в путь в одних пиджаках, не взяв с собой теплой одежды, - бесстрашные исследователи не ожидали, что на большой высоте будет так холодно. Они поднялись на высоту 11 км. Воздух там сильно разрежен, дышать очень трудно, а температура его равнялась, как показывал минимальный термометр в момент приземления воздушного шара, - 25 С. Путешественники потеряли сознание и сильно обморозились.

  1. Предложение заданий мини – группам.

СЛАЙД№2

Задание 1. Космонавты говорят, что атмосфера очень красива. Нежной голубоватой дымкой она как бы окутывает Землю.

А вы знаете, что такое атмосфера? Найдите ответ на этот вопрос в указанной ниже литературе.

  1. Люди всегда стремились к тому, чтобы познать атмосферу. Изучите ее и вы: а) начертите схему строения атмосферы; б) охарактеризуйте особенности разных слоев атмосферы; в) постройте круговую диаграмму «Состав воздуха тропосферы».

  2. Расскажите одноклассникам, какие знания из изученного вами материала будут необходимы при подготовке к путешествию на воздушном шаре. Для выполнения задания обратитесь к следующей литературе 1. Герасимов Т. Г. и др. География, 6 кл. 2. Плешаков А. А. Природоведение, 5 кл. 3. Энциклопедический словарь юного географа – краеведа.

СЛАЙД№3

Задание 2.

  1. Представьте, что вы поднялись на воздушном шаре на высоту 15000 м. Над уровнем моря. Чему равны температура воздуха и атмосферное давление на этой высоте, если у поверхности земли температура воздуха равна 17 С, а давление 760 мм. рт. ст.? Чтобы решить эту задачу, вам необходимо узнать а) что такое атмосферное давление; б) как изменяются температура воздуха и атмосферное давление в зависимости от высоты над уровнем моря.

  2. Почему температура воздуха и атмосферное давление уменьшаются с высотой ?

  3. Как влияет на самочувствие человека, по мере поднятия над землей, изменение температуры и атмосферного давления? Расскажите своим одноклассникам, как следует использовать полученные знания при подготовке к полету?

Задание 3.

  1. В полете нам будет необходим барометр. Выясните предназначение этого прибора, его устройство и принцип действия.

  2. При полете на воздушном шаре необходимо постоянно контролировать высоту подъема.

Это можно сделать с помощью барометра. Выясните, как определить высоту с помощью барометра.

Попробуйте решить задачу.

На какую высоту поднялся воздушный шар, если у поверхности земли давление равнялось 740 мм. рт. ст., а через 3 часа полета оно уменьшилось до 540 мм.?

Чтобы решить эту задачу, вам необходимо узнать, на какую высоту надо подняться, чтобы давление изменилось на 1 мм. рт. ст.

  1. Выясните, как называется прибор, с помощью которого можно определять высоту без математических расчетов. Расскажите одноклассникам, как работает этот прибор, его возможности, покажите его.


II этап. Самостоятельная работа мини - групп.
III этап. Творческая лаборатория.

Подготовка к полету.

В процессе ответов мини –групп учащиеся фиксируют в тетради сведения, необходимые при подготовке к путешествию на воздушном шаре в виде: а) записей; б) схем; в) таблиц; г) графиков; д) диаграмм.
IV этап. Путешествие.

Класс делится на 3 группы – экипажа. Каждый экипаж выбирает название своему воздушному шару. Задания экипажам: 1 Совершая воображаемое путешествие, оформите свои впечатления о полете в дневнике. 2 Проанализировав трудности, встречающиеся в путешествии, разработайте инструкции пассажиру воздушного шара.3 Опишите экстремальную ситуацию, в которой вы оказались во время полета. Разработайте модели поведения экипажа в данной ситуации.

Оформляя отчетные материалы о путешествии, постарайтесь написать яркий, интересный рассказ. Для этого познакомьтесь с приключениями литературных героев, совершивших полет на воздушном шаре.
V этап. Игра – соревнование на лучшее описание путешествия.

Перед игрой выбирается жюри, в состав которого можно включить старшеклассников, учителя литературы и др. Предварительно жюри знакомиться с письменными материалами экипажей. Во время игры каждый экипаж представляет творческий отчет о полете, отвечает на вопросы жюри, зрителей. Жюри оценивает каждую группу, принимая во внимание: яркость, эмоциональность, содержательную насыщенность выступлений; качество оформления письменных материалов; участие в работе каждого члена экипажа. Завершается игра награждением победителя.