|
«Атмосфера» через организацию самостоятельной исследовательской работы учащихся, развитие их творческих способностей, приобретение навыков коллективной деятельности
|
 Скачать 41.24 Kb.
|
Тема проекта: «Путешествие на воздушном шаре» 6 класс. Цель данного проекта – усвоение программного материала по теме «Атмосфера» через организацию самостоятельной исследовательской работы учащихся, развитие их творческих способностей, приобретение навыков коллективной деятельности.
Оборудование урока: дополнительная литература, термометр, барометр, раздаточный, наглядный материал. Ход урока:
Последовательность действий учителя и учащихся. I этап. Вводный.
1. Вступительное слово учителя, преследующее цель пробуждения интереса учащихся к данной проблеме и желания включиться в работу над проектом.
Можно продемонстрировать картину В. М. Васнецова «Ковер - самолет»; вызвать детей на беседу об известном стремлении человека подняться над землей, об отражении этой мечты в сказках, рассказах: о полете на воздушном шаре А. И. Куприна, который он совершил в 1911 г.
Перу А. И. Куприна принадлежат слова: «Авиация никогда не перестанет занимать, восхищать и снова удивлять свободные умы. Вот они высоко в воздухе проплывают над нами с поражающим гулом, волшебные плащи-мерлены, сундуки самолеты, летающие ковры, ручные орлы, драконы – самая смелая сказка человечества, символ свободы духа и победы духа над тяжестью земли…»
2. Формулировка исследовательской проблемы.
СЛАЙД№1
Конечно, каждому из нас хотелось бы подняться над землей, чтобы с высоты птичьего полета посмотреть на свой дом, улицу, школу, лес, поле, луг, реку.… У нас нет сейчас возможности осуществить реальный полет, но можем сделать это заочно в своем воображении. Мы запишем все, что увидим, в дневник нашего путешествия, а потом прочитаем сами и расскажем другим, что нам довелось испытать. Но прежде чем отправиться в полет, к нему надо подготовиться и много узнать об атмосфере и ее свойствах. Ведь без необходимых знаний легко угодить в неприятную историю. Так в 1862 г. естествоиспытатель Джейм Глейшер и его друг Коксуэл путешествовали на воздушном шаре. Они отправились в путь в одних пиджаках, не взяв с собой теплой одежды, - бесстрашные исследователи не ожидали, что на большой высоте будет так холодно. Они поднялись на высоту 11 км. Воздух там сильно разрежен, дышать очень трудно, а температура его равнялась, как показывал минимальный термометр в момент приземления воздушного шара, - 25 С. Путешественники потеряли сознание и сильно обморозились.
-
Предложение заданий мини – группам.
СЛАЙД№2
Задание 1. Космонавты говорят, что атмосфера очень красива. Нежной голубоватой дымкой она как бы окутывает Землю.
А вы знаете, что такое атмосфера? Найдите ответ на этот вопрос в указанной ниже литературе.
-
Люди всегда стремились к тому, чтобы познать атмосферу. Изучите ее и вы: а) начертите схему строения атмосферы; б) охарактеризуйте особенности разных слоев атмосферы; в) постройте круговую диаграмму «Состав воздуха тропосферы».
-
Расскажите одноклассникам, какие знания из изученного вами материала будут необходимы при подготовке к путешествию на воздушном шаре. Для выполнения задания обратитесь к следующей литературе 1. Герасимов Т. Г. и др. География, 6 кл. 2. Плешаков А. А. Природоведение, 5 кл. 3. Энциклопедический словарь юного географа – краеведа.
СЛАЙД№3
Задание 2.
-
Представьте, что вы поднялись на воздушном шаре на высоту 15000 м. Над уровнем моря. Чему равны температура воздуха и атмосферное давление на этой высоте, если у поверхности земли температура воздуха равна 17 С, а давление 760 мм. рт. ст.? Чтобы решить эту задачу, вам необходимо узнать а) что такое атмосферное давление; б) как изменяются температура воздуха и атмосферное давление в зависимости от высоты над уровнем моря.
-
Почему температура воздуха и атмосферное давление уменьшаются с высотой ?
-
Как влияет на самочувствие человека, по мере поднятия над землей, изменение температуры и атмосферного давления? Расскажите своим одноклассникам, как следует использовать полученные знания при подготовке к полету?
Задание 3.
-
В полете нам будет необходим барометр. Выясните предназначение этого прибора, его устройство и принцип действия.
-
При полете на воздушном шаре необходимо постоянно контролировать высоту подъема.
Это можно сделать с помощью барометра. Выясните, как определить высоту с помощью барометра.
Попробуйте решить задачу.
На какую высоту поднялся воздушный шар, если у поверхности земли давление равнялось 740 мм. рт. ст., а через 3 часа полета оно уменьшилось до 540 мм.?
Чтобы решить эту задачу, вам необходимо узнать, на какую высоту надо подняться, чтобы давление изменилось на 1 мм. рт. ст.
-
Выясните, как называется прибор, с помощью которого можно определять высоту без математических расчетов. Расскажите одноклассникам, как работает этот прибор, его возможности, покажите его.
II этап. Самостоятельная работа мини - групп. III этап. Творческая лаборатория.
Подготовка к полету.
В процессе ответов мини –групп учащиеся фиксируют в тетради сведения, необходимые при подготовке к путешествию на воздушном шаре в виде: а) записей; б) схем; в) таблиц; г) графиков; д) диаграмм. IV этап. Путешествие.
Класс делится на 3 группы – экипажа. Каждый экипаж выбирает название своему воздушному шару. Задания экипажам: 1 Совершая воображаемое путешествие, оформите свои впечатления о полете в дневнике. 2 Проанализировав трудности, встречающиеся в путешествии, разработайте инструкции пассажиру воздушного шара.3 Опишите экстремальную ситуацию, в которой вы оказались во время полета. Разработайте модели поведения экипажа в данной ситуации.
Оформляя отчетные материалы о путешествии, постарайтесь написать яркий, интересный рассказ. Для этого познакомьтесь с приключениями литературных героев, совершивших полет на воздушном шаре. V этап. Игра – соревнование на лучшее описание путешествия.
Перед игрой выбирается жюри, в состав которого можно включить старшеклассников, учителя литературы и др. Предварительно жюри знакомиться с письменными материалами экипажей. Во время игры каждый экипаж представляет творческий отчет о полете, отвечает на вопросы жюри, зрителей. Жюри оценивает каждую группу, принимая во внимание: яркость, эмоциональность, содержательную насыщенность выступлений; качество оформления письменных материалов; участие в работе каждого члена экипажа. Завершается игра награждением победителя. |
|
|