Главная страница

«Армавирский медицинский колледж»



Скачать 122.38 Kb.
Название «Армавирский медицинский колледж»
Дата 24.02.2016
Размер 122.38 Kb.
Тип Статья

Государственное бюджетное образовательное Учреждение

среднего профессионального образования

«Армавирский медицинский колледж»

Министерства здравоохранения Краснодарского края
Статья
Директор колледжа, преподаватель, к.м.н. Д.Э. Манукян
Методы организации учебной деятельности в учреждениях среднего профессионального образования.
При применении субъектами образовательного процесса различных активных методов организации образовательной деятельности реализуются задачи обучения, задекларированные в ФГОС СПО последнего поколения.
Методы учебной деятельности можно подразделить в зависимости от их оснований. Таковыми могут выступать источник передачи и восприятия информации, степень самостоятельности мышления обучаемых, характер учебной работы. Так, в зависимости от источника передачи и восприятия информации, выделяют группы словесных (лекция, рассказ, беседа, объяснение, дискуссия), наглядных (иллюстрации, демонстрации), практических (упражнения, опыты, практика) методов.      К числу методов, влияющих на степень самостоятельности мышления обучаемых, относятся репродуктивные и продуктивные (проблемные, поисковые, эвристические и т.д.) методы.      Характер учебной работы субъектов образовательного процесса зависит от следующих методов организации учебной деятельности: учебная работа под руководством преподавателя и самостоятельная работа учащихся (работа с книгой, письменная работа, проект, лабораторная и практическая работа).

Умение учиться вырабатывается в процессе настойчивого овладения знаниями обучаемыми. Вместе с тем развитие эффективных способов и навыков успешного обучения в образовательном учреждении зависит от обучающего. Именно от педагога зависит приведение в движение всех внутренних и внешних механизмов обучения для приобретения обучаемыми необходимых знаний. Эффективность процесса обучения во многом зависит от реализуемых на практике технологий обучения. Оптимальное построение технологии обучения определяется ответами на следующие вопросы:

  1. Что изучать и с какой целью?

  2. Как изучать?

  3. При каких обстоятельствах?

  4. В какой форме?

  5. В каких видах учебных занятий?

  6. Какими средствами?

  7. Какими методами? 

Ответы на эти вопросы представляют собой общий технологичный цикл получения и усвоения знаний обучаемым: выбор образовательного учреждения для приобретения необходимого образования и формы получения образования, посещение различных видов учебных занятий, использование преподавателями эффективных средств и методов для более качественной подготовки обучаемых, успешное завершение обучения.

Механизм усвоения знаний, их закрепление и формирование готовности применения их на практике должен иметь определенную логику.
В процессе обучения в ходе различных занятий обучаемый слышит (воспринимает) информацию, осмысливает (пытается понять) услышанное, самостоятельно углубляет в процессе чтения полученную информацию, а в ходе ответов или письменных работ выражает свои мысли по поводу воспринятой в процессе учебы информации. Отметим, что слушание (аудирование) является видом речевой деятельности человека и представляет собой процесс отражения в сознании обучаемого вербализированной информации о предметах и явлениях окружающего мира. Слушание характеризуется включенностью обучаемого в активную познавательную деятельность. В процессе восприятия устного речевого сообщения на сенсорном уровне осуществляется акустический анализ и выделение звуков в составе слова, которое узнается на перцептивном уровне восприятия. На смысловом уровне устанавливается смысл предложения и всего сообщения в целом. Обучаемый воспринимает речевое сообщение с предположения о возможном характере получаемой информации. Для этого процесса характерна разная (в зависимости от индивидуальных особенностей обучаемого) глубина и уровень прогнозирования смысла сообщения и хода развития мысли. Вместе с тем обучаемому необходимо помнить, что словесное сообщение, предназначенное для восприятия, заключает в себе помимо смыслового значения, звуковые признаки, выражающие настроение говорящего, его отношение к содержанию того, о чем он говорит, отношение к аудитории в целом. Интонационные оттенки речи, паузы, изменение темпа, акцентирование и т.п. - все это непосредственным образом отражается на восприятии обучаемыми информации. Возникающие у них в процессе слушания эмоции находятся также в определенной зависимости от содержания вызываемых речью преподавателя образов и представлений. Данный процесс речевой деятельности достаточно сложен из-за необходимости поддержания обучаемых в достаточно длительном временном интервале познавательной активности, высокой концентрации на смысловом содержании услышанного, моментальном анализе и переработке воспринимаемой информации, ее запоминании и последующем воспроизведении.
     Понимание - это мысленное воспроизведение объективного процесса возникновения и формирования предмета целенаправленной деятельности и мышления. Понимание представляет собой необходимое условие процесса обучения и вместе с тем выступает продуктом общения и совместной деятельности обучающего и обучаемых. Понимание осуществляется в актах внутренней речи обучаемого и раскрывает ему мотивы, цели и содержание обращенного к нему действия, речи, поступка, наглядной демонстрации со стороны обучающего.     В ходе данного процесса обучаемый систематизирует полученную информацию, усваивает основные понятия и связи между ними. Как показывают исследования, осмысленного (понятого) материала обучаемый способен усвоить в 15-20 раз больше, чем неосмысленного. Кроме этого, процесс понимания представляет собой этап превращения полученных знаний в убеждения.
Поскольку обучение предполагает взаимодействие обучающего и обучаемых, то важным моментом образовательного процесса выступает коммуникация и присущее этому взаимодействию его речевое сопровождение в процессе общения. В образовательном процессе говорение представляет собой внешнюю, произносимую и воспринимаемую на слух речь и выступает как средство выражения мыслей, результат их образования и развития. Говорение обучаемого в учебном процессе может носить функцию сообщения, когда обучаемый высказывает свои суждения по какому-либо вопросу. Это требует определенной подготовленности говорящего, так как его высказываемые мысли должны быть логически связаны, их изложение требует систематизации.
Важным моментом в процессе обучения выступает расширение обучаемым имеющихся знаний при помощи чтения. Чтение выступает как активный самостоятельный познавательный процесс целостного восприятия учащимся знаковой информации.

Специалисты выделяют несколько основных способов чтения: чтение-просмотр, чтение-сканирование, выборочное, быстрое и углубленное. 

Чтение-просмотр используется при предварительном знакомстве с книгой или учебным материалом. Для того чтобы быстро определить содержание и ключевые проблемы, быстро прочитываются аннотации, оглавление и заключение.

Чтение-сканирование представляет собой краткий просмотр текста с целью поиска нужной информации, фамилии, слова, факта.

При выборочном чтении избирательно читаются отдельные разделы, части книги или учебника. Читающий ничего не пропускает, но фиксирует свое внимание только на тех аспектах текста, которые его интересуют. Способ выборочного чтения очень часто используется при вторичном чтении книги или после ее предварительного просмотра.

Быстрое чтение (иногда такой способ называют скорочтением) базируется на расширенном оперативном поле зрения человека. Специальными тренировками можно добиться разведения зрительных осей глаз, в результате чего в поле зрения удерживается сразу несколько слов или вся строка книги. Поэтому взгляд человека движется уже не слева направо вдоль строк, а сверху вниз, что значительно сокращает время на чтение. Конкретные методики освоения техники быстрого чтения изложены в специальной литературе.

В ходе углубленного чтения основное внимание уделяется анализу, оценке содержания текста. Такой способ чтения считается аналитическим, творческим. Текст не просто прочитывается и выделяются непонятные места, но и критически анализируется его содержание, сильные и слабые стороны в объяснениях и аргументах, дается самостоятельное толкование положениям и выводам. Данным способом читаются учебники, тексты по незнакомым, сложным темам.

Достаточно продуктивной представляется техника активного чтения, предполагающая чтение без артикуляции, чтение вертикальным движением глаз (развивать периферическое зрение), запоминание прочитанного в процессе чтения, чтение с переменной скоростью.

Учет подобных правил в процессе чтения различной текстуальной информации будет способствовать более успешному овладению учебным материалом.
Насколько процесс чтения представляется достаточно простым и понятным, настолько ему присущи определенные недостатки, существенным образом снижающие эффективность чтения.     К недостаткам процесса чтения относятся действия, снижающие скорость и эффективность чтения.

В их числе отмечаются:

  1. Артикуляция, т.е. внутреннее проговаривание звуков и слов в процессе чтения.

  2. Регрессия - непроизвольное, механическое повторение глазами одного и того же участка текста.

  3. Малое поле зрения, под которым понимается участок графической информации, воспринимаемый глазом за одну фиксацию взгляда.

  4. Незнание рациональных приемов работы с текстом - неумение пользоваться логической структурой текста, абзаца, малый запас словарных штампов.

  5. Отсутствие гибкой стратегии чтения, т.е. нецеленаправленное чтение, незнание алгоритмов работы с текстом, неучитывание специфики текста.

  6. Психологическая зависимость качества усвоения информации от таких факторов, как сиюминутный интерес, настроение, неуверенность в усвоении, отсутствие внутреннего настроя: "Все получится".

  7. Недостатки внимания и памяти - недостаточная концентрация внимания, неумение управлять им, несформированный навык послепроизвольного внимания. Использование приемов механического запоминания как самого непродуктивного, незнание приемов мнемотехники.

Для повышения эффективности чтения можно пользоваться определенным алгоритмом, включающим в себя определенные блоки. Применение алгоритма зависит от цели чтения, когда путем беглого просмотра текста можно определить: какую информацию нужно и можно извлечь из текста.

Внешней формой сопровождения процесса обучения является выполнение письменных работ учащихся. Письмо - это речь, реализуемая в форме, доступной для зрительного восприятия, закрепленная в виде письменного текста.

С точки зрения используемых в письменной речи средств, она обладает определенной спецификой, выделяемой на трех уровнях:

- используется графический код (письменность);

- существуют отличия в языковой организации письменной речи, например, в устной речи для смыслового выделения, выражения эмоциональности и т.п. используется интонация, а в письменной речи те же функции выполняются при помощи лексики (т.е. выбора определенного сочетания слов), грамматики и знаков препинания;

- существуют языковые формы, принятые в письменной речи, и не обязательные в устной. Используемый при письме графический код может быть буквенным, алфавитным. слоговым. Рассмотренные составляющие познавательных процессов учебной деятельности (слушание, чтение, говорение, понимание, письмо) выступают неотъемлемыми элементами умственного труда обучаемых и обеспечивают продуктивное овладение учебными знаниями как в процессе учебных занятий, так и в ходе самостоятельной работы.

Виды письменных работ обучаемых.


Результаты мыслительной работы с текстом могут быть закреплены при отработке конспекта изучаемого материала. Происходит это слово от латинского слова conspectus, что означает "обзор". А обзор - это всегда нечто сжатое, сокращенное. В словаре С.И. Ожегова конспект определяется как "краткое изложение, краткая запись чего-то", а в словаре Д.Н. Ушакова сказано еще точнее: "Краткое изложение, существенная запись чего-то". Но и это достаточно четкое определение хочется уточнить: это систематизированная, логически связанная запись. Такая запись дает возможность продуманно расставить акценты, при этом уменьшив объем материала и сохранив его стройное изложение. Конспект - это план, превращающийся в краткий пересказ, который содержит только существенную информацию.
Конспект - это также и прием понимания и запоминания материала. Между конспектом (так же планом) и пониманием - двусторонняя связь. С одной стороны, нельзя конспектировать то, чего не понимаешь, поэтому, чтобы законспектировать текст, нужно вникнуть в его содержание. С другой стороны, сам процесс конспектирования текста способствует его осмыслению. Конспект помогает запомнить материал. В книге В.П. Павловой "Обучение конспектированию" (М., 1978) говорится о существовании экспериментальных данных о том, что самостоятельно сформулированная фраза запоминается в 7 раз быстрее, чем продиктованная.
Конспектирование - это активный способ не только понимания и запоминания информации, но и концентрирования внимания на читаемом.
Умение составлять конспект письменного текста, безусловно, оказывает влияние на конспектирование устной речи, лекции. Это умение необходимо старшеклассникам и студентам, так как и учитель, и преподаватель, как правило, используют материал, собранный из разных источников. Кроме того, по наблюдениям В.П. Павловой, конспектирование лекций более эффективно и требует меньше времени и затраты сил, чем извлечение той же информации из каких-либо учебных пособий.
Образно говоря, конспект - это скелет текста, в котором позвоночником является план. В отличие от краткого пересказа конспект может не содержать плавных переходов от одной части к другой.     В данном случае мы говорим о конспекте как результате определенной обработки материала, но есть еще и сам процесс создания конспекта - конспектирование.
Конспектирование - это такая обработка материала, которая приводит к его сокращению без существенных смысловых потерь. Сокращение происходит разными способами. Это может быть как отбрасывание слов, содержащих второстепенную информацию, так и перевод текста на свой язык, его переформулирование с попутным сокращением. Существуют разные виды конспекта.

Плановый конспект. Наверное, правильнее его было бы назвать планом-конспектом. При создании такого конспекта вначале пишется план. Далее, по мере надобности, на отдельные пункты плана "наращивается" текст. Это могут быть цитаты или свободно изложенный текст. При этом некоторые пункты плана могут не нуждаться в более подробном освещении, и тогда они останутся без пояснений. Такой конспект, как правило, используется при подготовке к какому-либо устному сообщению. Он помогает понять изучаемый текст и лучше его запомнить. Однако, если пройдет небольшой срок, восстановить содержание материала по такому конспекту может быть довольно трудно.

Текстуальный конспект. Этот конспект представляет собой монтаж цитат.
Тематический конспект. Такой конспект является кратким изложением одной темы, раскрытой по нескольким источникам. Он может быть связным и расчлененным на пункты плана, кратким и подробным. Кроме того, в нем могут содержаться цитаты и схемы.
Свободный конспект. Он включает в себя и собственные формулировки, и цитаты. В нем могут быть связные переходы или отсутствовать. Это действительно "свободный" конспект. На наш взгляд, такой конспект является наиболее полезным, так как необходимость что-либо сформулировать самому всегда требует более глубокого проникновения в читаемый текст и способствует его запоминанию.      Выбор вида фиксации материала зависит прежде всего от цели конспектирования. Большую роль здесь также играет новизна и важность информации для того, кто конспектирует. При конспектировании человек может ставить перед собой задачу сделать заготовки для "внутреннего пользования" или объективное краткое изложение. Однако даже в последнем случае конспекты будут отличаться друг от друга. Это связано прежде всего с тем, что люди обладают разным запасом информации, тезаурусом (в пер. с лат. - "хранилище"), который влияет на содержание конспекта. При конспектировании новая информация соединяется с той, которая хранится в тезаурусе, и именно поэтому чужие конспекты, как правило, оказываются бесполезными. На конспекте лежит печать индивидуальности того человека, который его составляет.
     Навыки активной познавательной работы с текстуальными источниками, умения грамотно вести и правильно составлять конспект выступают залогом успешной самостоятельной работы студентов при подготовке текстов устных выступлений, рефератов, докладов, выпускных и дипломных работ.
     Подготовка устного выступления всегда начинается с определения цели предполагаемого выступления и проблемы, которая предполагается к раскрытию в ходе выступления. После определения целей и проблем необходимо составить план выступления, в котором систематизируется все, что должно быть освещено в ходе выступления. Обязательно учитываются возможные временные ограничения выступления. Каждый вопрос плана раскрывается необходимой информацией в виде цитат, таблиц, свободно изложенного текста. Составление такого конспекта развивает умение формулировать собственные мысли, а также помогает более глубокому усвоению учебного материала.
     Характер дипломной работы зависит от ряда условий: места дипломной работы в учебном плане, индивидуально-психологических особенностей личности студента, его руководителя, их отношения к дипломной работе и друг к другу.

По отношению к дипломной работе студентами может заниматься различная позиция:

    • необходимая учебная формальность;

    • источник знаний, умений и опыта, необходимых для будущей профессиональной деятельности;

    • работа, имеющая самостоятельное профессиональное значение.

Необходимо отметить, что дипломные работы разделяются на обзорные, поисковые и проблемные. Можно предположить, что наибольший интерес у студентов вызывают дипломные работы поискового типа, требующие умения видеть интересующие явления в широком контексте, оригинальности подхода, гибкости мышления и увлеченности научной работой. Дипломные работы, связанные с решением какой-либо научной проблемы (вопроса, задания), предполагают глубокие знания в определенной научной области, развитость способов анализа и обобщения результатов.
     Вместе с тем можно предположить, что дипломные работы обзорного, реферативного типа, требующие сформированных интеллектуальных умений, связанных с осуществлением категоризации, классификации, систематизации, сопоставления, обобщения и критической оценки научных фактов, положений и теорий, будут вызывать существенные затруднения в процессе их подготовки. Пути решения обозначенной проблемы буду мною рассмотрены в следующем издании.