МОУ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД МАНТУРОВО
КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Проект
«Апробация методов, повышающих уровень экологического образования
и воспитания младших школьников»
Выполнила: Яблочкова Ольга Ивановна
учительница начальных классов
г. Мантурово 2010 г.
Оглавление
Паспорт проекта. 4
I. Вступление. 5
1. Актуальность темы. 5
2. Цель проекта: 5
3. Задачи проекта: 6
4. Методы исследования 6
II. Основная часть. 7
Основные этапы создания проекта 7
1 этап работы. Определение уровня значимости экологического образования и воспитания, учащихся 3а класса и их родителей. 8
2 этап работы. Изучение Программ экологического образования и воспитания младших школьников. 10
3.Этап. Изучение литературы по экологическому воспитанию младших школьников. 11
4 этап. Анализ программы «Экологическое образование младших школьников – одно из направлений создания развивающей образовательной среды МОУ СОШ №7 г. Мантурова» (Яблочковой О.И.) Определение этапа развития экологической культуры учащихся 3 класса. Разработка модели ученика, находящегося на 2 ступени роста экологической культуры. 12
5 этап Анализ плана работы Центра внешкольной работы г. Мантурово. Выбор оптимальных видов деятельности и эффективных форм работы по экологическому воспитанию младших школьников. 14
6 этап Разработка Программы факультативного курса «Экология для младших школьников» 3 класс 14
7 этап Апробация факультативного курса «Экология для младших школьников» 3 класс 15
8 этап Анализ результатов проектов, выводы. 15
III. Заключение. 16
IV.Рекомендации и перспективы. 16
V. Презентация проекта. 17
VI. Список использованной литературы. 18
VII. Приложения 19
Паспорт проекта.
Тема: «Апробация методов, повышающих уровень экологического
образования и воспитания младших школьников»
Гипотеза: если в работе учителя начальных классов использовать методы, повышающие экологическое образование и воспитание школьников, то можно сформировать у учащихся высокий уровень экологической культуры
Цель проекта: создать модель ученика, находящегося на второй ступени роста экологической культуры.
Задачи проекта:
-
Апробировать методы повышения экологической культуры младших школьников и выявить их эффективность.
-
Определить показатели сформированности экологической культуры ученика начальной школы.
-
Создать условия для перехода учащихся 3 класса на 2 ступень экологического развития.
Руководитель: учительница начальных классов Яблочкова О.И. Консультанты: учительница биологии МОУ СОШ №7 Коновалова Н.С. Проект: исследовательский, межпредметный, годичный (2007 – 2008 г). Учебные предметы: «Окружающий мир», «Истоки», «Литературное чтение» Возраст учащихся: 9 – 10 лет Заказчик проекта: ученики 3а класса МОУ СОШ №7 г. Мантурова и их родители. Предполагаемые продукты проекта: модель ученика второй ступени роста экологического образования. Методическое обеспечение проекта: Программы по экологическому образованию и воспитанию школьников, методические пособия, статьи в журнале «Начальная школа», интернет – ресурсы, ресурсы Центра внешкольной работы.
Презентация проекта: выступление на методическом объединении учителей начальных классов МОУ СОШ №7 по теме «Повышение экологического образования и культуры младших школьников»
I. Вступление. 1. Актуальность темы.
В последние годы необходимость пересмотра отношений к окружающей среде осознана на мировом уровне.
Современная экономическая ситуация определяет настоятельную необходимость формирования нового экологического мышления, «Экологизацию» всех наук и сфер человеческой деятельности, поэтому так актуальна проблема всеобщего экологического образования и воспитания. В связи с этим экологическое образование «как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально – природной среде и здоровью, становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики». ( Из Концепции общего и среднего экологического образования)
Развитие экологического образования актуализировало проблему разработки содержания, форм и методов, способствующих внедрению идей современной экологии во все этапы и звенья школьной программы. В этой системе особое место принадлежит начальной школе – важнейшему этапу становления личности, формирования экологической культуры, познавательных, эмоциональных и практических отношений к природному и социальному окружению, интенсивного накопления знаний об окружающей среде.
Анализируя содержание, цели и задачи экологического воспитания, учащихся 3 класса МОУ СОШ №7 я пришла к выводу, что развитию экологического образования отводится недостаточно учебного времени в изучении предметов, отсутствует предмет «Экология», формы, и методы работы носят эпизодический характер, не разнообразны. Учащиеся испытывают трудности в решении олимпиадных заданий, во время проведения контрольных работ и тестов. Учащиеся находятся на первой ступени роста экологической культуры. Центры дополнительного образования не оказывают помощь в экологическом воспитании учащихся. В школе не ведется факультативный курс по экологии. 2. Таким образом, встал вопрос о необходимости повышения уровня экологического образования учащихся 3 класса и воспитания модели ученика второй ступени роста экологической культуры. 2. Цель проекта:
создать модель ученика, находящегося на второй ступени роста экологической культуры.
3. Задачи проекта: 1.Апробировать методы повышения экологической культуры младших школьников и выявить их эффективность.
2. Определить показатели сформированности экологической культуры ученика начальной школы.
3. Создать условия для перехода учащихся 3 класса на 2 ступень экологического развития. 4. Методы исследования а). Анкетирование учащихся и их родителей.
б). Изучение Программ экологического образования и воспитания учащихся.
в). Изучение литературы по экологическому воспитанию младших школьников.
г). Работа по авторской Программе «Экологическое образование младших школьников – одно из направлений создания развивающей образовательной среды МОУ СОШ №7 г. Мантурова»
д). Анализ плана работы ЦВР, выбор направлений и форм работы с учащимися 3 класса.
е). Разработка Программы факультативного курса «Экология для младших школьников» 3 класс.
ж). Апробация Программы факультативного курса «Экология для младших школьников» 3 класс.
з). Анализ результатов использования методов по повышению экологической культуры и образования младших школьников.
-
Гипотеза:
если в работе учителя начальных классов использовать методы, повышающие экологическое образование и воспитание школьников, то можно сформировать у учащихся высокий уровень экологической культуры.
|