|
Анкета для учащихся, желающих вступить в кружок с. 15 Приложение Памятка №1. «Основы исследования»
|
 Скачать 203.87 Kb.
|
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ
«АЛТАЙСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС»
СОГЛАСОВАНО:
Директор КГОУКШИ
«Алтайский кадетский корпус»
_____________ А.А. Андреев
«___» ____________ 2011г.
Постнова Наталья Александровна,
учитель географии КГОУКШИ «Алтайский кадетский корпус»
Программа исследовательского кружка « ГЕОГРАФИЯ И ЖИЗНЬ»
Городской округ ЗАТО Сибирский 2011
Содержание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общие положения………………………...………………………………...... с. 3
Структура кружка…………………………………………..………….…..…. с.4
Цели и задачи ………..……………………………………………………..…с. 4
Основные направления работы………………………………………….……с. 5
Научно-исследовательская конференция……………………………..…...…с. 5
Общие требования к работам………………………………………………….с. 6
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ КРУЖКА………………………..…. с. 8
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ……………......…с. 11
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ……………………………………………...с. 14
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 Анкета для учащихся, желающих вступить в кружок….….с. 15
Приложение 2. Памятка №1. «Основы исследования»…………………..…с. 16
Приложение 3. Памятка №2. «Работа с литературными источниками».…с. 17
Приложение 4. Права и обязанности членов экспертных комиссий научно-практических конференций школьников и учащейся молодежи………….с. 18
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общие положения.
-
Исследовательский кружок «География и жизнь» (далее - кружок) является самостоятельным, добровольным формированием, которое объединяет учащихся школы, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний, как по географии, так и в области смежных с нею наук, используя собственные исследования и современные научные знания.
-
Непосредственное руководство кружком осуществляет педагог-географ, имеющий опыт работы с учащимися-исследователями, а также свои учебно-методические наработки в виде печатных статей в методических сборниках, предметно-методических журналах, брошюрах.
-
Положение о работе кружка принимается общим собранием кружка и утверждается директором АКК.
-
Собрание кружка проводится два раза в году. Первое собрание проводится в первой четверти учебного года, после того как в корпусе изучены научные интересы учащихся. Второе собрание проводится в конце учебного года с целью подведения итогов.
-
На общем собрании принимается положение кружка, его символика, утверждаются направления работы на год и примерные темы, план работы, выбирается староста и редактор. Выборы происходят посредством открытого голосования кружковцев. Руководитель кружка может воспользоваться своим правом голоса только в случае, если голоса кружковцев разделились поровну.
-
Занятия кружка проходят 1 раз в неделю, по два часа подряд. Они могут проходить не только в виде практических консультаций педагогов предметников, но и в виде занимательных занятий, внутренних праздников и психологических тренингов.
-
Каждый кружковец или группа из двух-трех человек выбирает направление своей работы, планирует ее. Результаты своей деятельности (награды конференций, викторин или конкурсов) кружковцы должны предоставлять в общую копилку кружка в виде копий.
-
Научно-исследовательская конференция проходит 1 раз в год, в первой неделе четвертой четверти.
Структура кружка.
-
Руководитель кружка - педагог-географ, имеющий опыт работы с учащимися-исследователями, а также свои учебно-методические наработки в виде печатных статей в методических сборниках, предметно-методических журналах, брошюрах.
-
Староста кружка - ученик 9-11 класса, имеющий опыт исследовательской работы.
-
Редактор - руководитель редакционной коллегии, выпускающей периодическую печать кружка.
-
Педагоги-соруководители проектов - учителя-предметники смежных с географией наук, работающие в данном направлении науки, непосредственно обучающие кадет-исследователей и лично заинтересованные в углубленном изучении их предмета данными исследователями.
Цели и задачи исследовательского кружка «География и жизнь»
ЦЕЛИ:
-
Расширение кругозора кадет в области достижений отечественной и зарубежной науки.
-
Выявление наиболее одаренных учащихся в области географии и смежных с нею наук и развитие их творческих способностей.
-
Активное включение учащихся корпуса в процесс самообразования и саморазвития.
-
Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы кадет, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки.
-
Организация исследовательской деятельности кадет для усовершенствования процесса обучения и профориентации.
На пути продвижения кружка к вышеуказанным целям, его руководитель должен оказать реальную помощь в решении следующих задач:
-
Овладеть знаниями, выходящими за пределы учебной программы.
-
Развивать интерес к поисково-исследовательской деятельности.
-
Научиться методам и приемам научного исследования.
-
Научиться работать с литературой.
Основные направления работы географического кружка.
-
Включения в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их научными интересами.
-
Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.
-
Знакомство и сотрудничество с представителями науки в интересующей области знаний, оказание практической помощи учащимся в проведении экспериментальной и исследовательской деятельности.
-
Организация индивидуальных консультаций, промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся.
-
Привлечение педагогов и научных сил к соруководству научными работами учащихся.
-
Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.
-
Участие в проведении научно-практических конференций, турниров, олимпиад.
-
Редактирование и издание ученических научных работ (сборников).
Научно-исследовательская конференция.
Научно-исследовательская конференция организуется и проводится в период весенних каникул (от 1 до 3-х дней) административным советом общеобразовательных учреждений в рамках ЗАТО Сибирского имеет статус районной. На данную конференцию могут быть приглашены учащиеся и педагоги из различных школ и кадетских корпусов края (в том числе АКК), ученые ВУЗов края.
Цели конференции состоят в том, чтобы создать условия для:
-
Развития познавательных и творческих интересов учащихся, развития кругозора в различных областях знаний, привития навыков самостоятельной работы.
-
Вовлечения учащихся в научный поиск, стимулирования активного участия кадет в научно-исследовательской жизни края, страны, а на основе этого – воспитания патриотизма и кадетского братства.
-
Профессионального самоопределения и ранней профессиональной ориентации.
Участники конференции.
К участию в конференции допускаются учащиеся 9-11 классов, активно участвующие в работе кружка и получившие разрешение и положительную рецензию научного общества в рамках своего кадетского корпуса или школы. Выписка из решения научного общества должна прилагаться к печатному варианту или тезисам электронного варианта работы.
Исследователи 7-8-х классов могут быть заслушаны на конференции вне конкурса и награждаются только грамотами за участие (особо выдающиеся работы могут быть отмечены ценными подарками).
Общие требования к работам.
На конференцию могут быть представлены работы поискового и исследовательского характера, выполненные членами корпусных (школьных) кружков и научных обществ индивидуально или в группах в форме доклада, отчета об эксперименте (в печатном варианте на стандартных листах М = А4, с иллюстрациями, приложениями и дополнениями) или в электронном изложении (сайты, презентации и др.) с обязательными тезисами в печатном виде. Защита работы обязательно должна сопровождаться иллюстративными материалами (рисунками, слайдами, чертежами и схемами) для более глубокого восприятия работы.
Работа должна быть:
-
Исследовательской;
-
Актуальной;
-
Практически значимой.
В связи с этим научное общество АКК и экспертная комиссия конференции оценивают работу по следующим критериям:
-
Актуальность
-
Новизна
-
Оригинальность
-
Значение
-
Достоверность
-
Проработанность исследований (личный вклад исследователя)
-
Качество изложения
Обязательные составляющие научно-исследовательской работы:
-
Титульный лист (лицо работы);
-
Цели работы (актуальность, для чего?);
-
Задачи работы (что нужно сделать?);
-
Методы, с помощью которых выполнялась работа (как это делалось; наблюдение, прогнозирование, анализ, синтез и др.);
-
Пути решения поставленных задач (ход работы);
-
Рецензии (научного руководителя, руководителя научного общества, ученого);
-
Список используемой литературы и других материалов (в алфавитном порядке по фамилиям авторов).
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ КРУЖКА
В географический кружок «Наука и жизнь» может вступить каждый ученик, имеющий интерес к научной деятельности в области географии и получивший рекомендацию учителя-предметника.
Возраст вступления в кружок – 14-18 лет (исключение могут составить 13-ти летние учащиеся 7-х классов).
Ученик, участвующий в работе кружа (кружковец, исследователь) имеет право:
-
Выбрать форму выполнения научной работы (реферат, доклад, отчет об эксперименте, сайт и др.).
-
Получить необходимую консультацию у своего руководителя;
-
Иметь индивидуальный график консультаций и календарный план действий по выполнению работы.
-
Получить рецензию на написанную научную работу у педагогов АКК и района, компетентных в данной теме.
-
Выступить с окончательным вариантом научной работы на научно-исследовательской конференции в своем учебном заведении.
-
Представлять свою научную работу, получившую высокую оценку, на конференциях более высокого уровня.
-
Опубликовать научную работу, получившую высокую оценку, в сборнике научных работ учащихся.
Ученик 9 класса, получивший высокую оценку своей научной деятельности (призовые грамоты и дипломы районных, краевых, всероссийских конференций), имеет право получить оценку за экзамен по окончанию курса основной школы по тому учебному предмету (предметам), с которым связана суть содержания научной работы (если экзамен не проводится исключительно в виде ГИА).
Учащиеся 7-8, 10-11 классов, получившие высокую оценку своей научной деятельности (призовые грамоты и дипломы районных, краевых, всероссийских конференций), имеют право получить оценку по окончанию учебного года на 1 балл выше по тому учебному предмету (предметам), с которым связана суть содержания научной работы.
(по решению Методического совета школы)
Ученик, участвующий в работе кружка (кружковец, исследователь) обязан:
-
Регулярно и активно участвовать в занятиях кружка;
-
Периодически сообщать о промежуточных результатах своей деятельности на заседаниях секции;
-
Обращаться в школьную библиотеку для заказа необходимой для исследования литературы;
-
Активно участвовать во внутрикорпусных и внекорпусных конференциях и других мероприятиях, касающихся научной деятельности и развития кругозора;
-
Строго соблюдать сроки выполнения научных работ;
-
Строго выполнять требования к оформлению научных работ.
Педагог-руководитель научной деятельностью имеет право:
Получить исчерпывающую консультацию руководителя научного общества АКК по интересующим его вопросам в рамках работы кружка.
Получить помощь коллег-предметников, библиотекаря АКК, психологов, членов кружка в работе над проектом.
Заявить от имени своего подопечного кадета-исследователя апелляционную жалобу в организационный комитет научной конференции в случае несогласия с мнением экспертной комиссии, предоставив основания оспаривания оного. Апелляция может быть подана в течение двух суток с момента вынесения решения конференции и рассмотрена орг. комитетом в течение одной недели.
Педагог-руководитель научной деятельностью обязан:
Регулярно отслеживать качественный уровень ведения работы учащимся исследователем.
Своевременно сообщать о возникших трудностях в исследованиях руководителю научного общества АКК.
Сообщать об изменениях темы, задач и направлении исследования руководителю секции. Последние изменения могут быть внесены в работу не позднее, чем за три недели до ее представления на конференции. В противном случае вся организационная документация конференции, требующая исправлений, будет переоформлена за счет учителя предметника (педагога-руководителя научной деятельностью).
Запись в исследовательский кружок «География и жизнь».
Запись в кружок определяется на основании желания учащихся участвовать в научно-исследовательской деятельности корпуса, результатов предварительного анкетирования и рекомендаций учителей-предметников.
Записываясь для участия на конференции, кадет пишет заявление по следующей форме:
Руководителю исследовательского
кружка «География и жизнь» АКК
__(Ф.И.О.)__
кадета ____ класса __(Ф.И.)_
Заявка
на участие в конкурсе научных работ учащихся.
Педагог-руководитель.
Тема будущей работы.
Учебные предметы, в рамках которых будут проводиться исследования.
Дата. Подпись кадета.
Подпись педагога-руководителя.
После того как ребята определились с тематикой своих научных работ, составляется четкое расписание занятий и консультаций кружковцев и определяется место и время их проведения. В течение учебного года проводятся занятия, связанные с тематикой научных работ, а также занятия познавательного и занимательного характера.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
Длительность каждого занятия 2 академических часа. №пп
| Тема занятия
| Цель занятия
| Результаты работы
| Сроки
| -
| Проведение анкетирования учащихся на предмет научной деятельности.
| Анализ диагностических материалов, рассмотрение заявлений.
| Список учащихся в журнале кружковой работы.
| Сент
| -
| Проведение организационного собрания кружка.
| Выборы нового старосты, редактора, вступление новых членов кружка.
| Актив кружка.
| Сент
| -
| Выбор тем, постановка проблемы, накопление материала для исследования.
| Обсуждение тематики научных работ учащихся. Распределение кадет по направлениям.
| Накопление материалов на электронных носителях.
| Сент
| -
| Интервьюирование школьного библиотекаря на тему: «Как работать с научной литературой»
| Умение работать с научной литературой.
| Поиск информации по инд. темам в научной литературе.
| Сент
| -
| Знакомство с получением научной информации в сети интернет.
| Умение самостоятельно добывать знания в сети интернет.
| Поиск информации по инд. темам в сети интернет.
| Сент
| -
| Обработка данных, полученных в сети интернет.
| Умение обрабатывать данные, полученные в сети интернет.
| Обработка данных, полученных в сети интернет на эл. носителях.
| Окт
| -
| Поиск информации в официальных источниках (организации и официальные лица).
| Умение общаться с официальными лицами в рамках своего проекта.
| Сбор информации в официальных источниках.
| Окт
| -
| Занимательная география «Из истории географических названий»
| Развитие географического кругозора.
| Занимательные сообщения на уроках.
| Окт
| -
| Участие в школьной предметной олимпиаде.
| Возможность показать широту своих знаний по географии на уровне школы.
| Научный бюллетень по итогам олимпиады.
| Окт
| -
| Социологический опрос, анкетирование, интервьюирование.
| Умение овладевать новыми способами получения информации, через непосредственное общение.
| Сбор информации для работ новыми способами.
| Нояб
| -
| Участие в районной предметной олимпиаде.
| Возможность показать широту своих знаний по географии на уровне района.
| Научный бюллетень по итогам олимпиады.
| Нояб
| -
| Работа со статистикой. Таблицы и графики.
| Умение обрабатывать статистические данные.
| Обработка статистики в проектах.
| Нояб
| -
| Работа со статистикой. Диаграммы.
| Умение обрабатывать статистические данные.
| Обработка статистики в проектах.
| Нояб
| -
| Научная терминология, работа со справочной литературой.
| Умение работать со справочной литературой.
| Работа со справочной литературой в рамках проектов.
| Дек
| -
| Подбор иллюстративного материала к работам.
| Умение работать с иллюстративным материалом.
| Работа с иллюстрациями.
| Дек
| -
| Обработка собранных материалов в камеральных условиях.
| Развитие навыка работы с информацией в камеральных условиях.
| Работа с собранным материалом.
| Дек
| -
| Занимательная география «Новый год в разных странах»
| Развитие географического кругозора.
| Популяризация занимательной информации на уроках.
| Дек
| -
| Обработка собранных материалов в камеральных условиях.
| Развитие навыка работы с информацией в камеральных условиях.
| Работа с собранным материалом.
| Янв
| -
| Как оформить научную работу.
| Знакомство с международными стандартами оформления работ .
| Оформление работ.
| Янв
| -
| Что такое приложения.
| Умение работать по составлению приложений к исследовательской работе.
| Оформление приложений.
| Янв
| -
| Оформление научных работ.
| Развитие навыка оформления работ согласно международным стандартам.
| Оформление работ.
| Февр
| -
| Роль речевых умений и использования ИКТ в представлении научной работы»
| Умение как можно ярче защитить свою работу.
| Защита работы.
| Февр
| -
| Составление тезисов к работе.
| Умение анализировать собственную деятельность, кратко передавая ее содержание.
| Оформление тезисов.
| Февр
| -
| Составление слайд-шоу, как иллюстративного материала к работе.
| Развитие навыка использования ИКТ в исследовательской деятельности, через составление презентаций.
| Работа со слайд-шоу.
| Февр
| -
| Составление слайд-шоу, как иллюстративного материала к работе.
| Развитие навыка использования ИКТ в исследовательской деятельности, через составление презентаций.
| Работа со слайд-шоу.
| Март
| -
| Занимательная география «Имена на карте мира»
| Развитие географического кругозора.
| Занимательные сообщения на уроках.
| Март
| -
| Пробная защита работ.
| Тренировка речевых навыков и артистизма для защиты работ.
| Защита работы.
| Март
| -
| Пробная защита работ.
| Тренировка речевых навыков и артистизма для защиты работ.
| Защита работы.
| Март
| -
| Районная научно-практическая конференция «Мы - будущее ХХI века!».
| Возможность показать уровень собственной исследовательской деятельности в рамках изучаемой проблемы.
| Наградные документы.
| Апр
| -
| Анализ выступлений на конференции.
| Умение анализировать результаты деятельности.
| Научный бюллетень по итогам конференции.
| Апр
| -
| Как узнать свой уровень интеллекта?
| Повышение интеллектуального уровня учащихся.
| Популяризация занимательной информации на уроках и вне школы.
| Апр
| -
| Великие умы планеты.
| Развитие общего кругозора.
| Занимательные сообщения на уроках.
| Апр
| -
| Занимательная география «Великие географические открытия»
| Развитие географического кругозора.
| Популяризация занимательной информации на уроках.
| Май
| -
| Занимательная география «Чудеса света»
| Развитие географического кругозора.
| Занимательные сообщения на уроках.
| Май
| -
| Итоговое собрание кружка.
| Подведение итогов работы кружка за учебный год.
| Научный бюллетень по итогам года.
| Май
|
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате полноценной работы кружка должна осуществляться ежегодная и планомерная деятельность кружковцев по следующим направлениям:
Научно-исследовательская деятельность. Научно-исследовательская деятельность предполагает работу кружка по направлениям:
-
Выполнение кадетами заданий экспериментально-исследовательского плана в рамках тематики их работы;
-
Посещение НИИ, ВУЗов, предприятий по направлению работы секции;
-
Встречи с учеными, рассказы о выдающихся деятелях науки;
-
Посещение выставок, архивов, библиотек для пополнения научных данных к работам и развития кругозора кадет;
-
Встречи со студентами ВУЗов, которые представляют те области знаний, по которым кадеты пишут научные работы
-
Участие в научно-практических конференциях различного уровня.
Творческая деятельность кружка.
Творческая деятельность кружка предполагает работу исследователей по организации различных мероприятий конкурсного, занимательного и увлекательного плана:
-
Интеллектуальный марафон, викторины;
-
Дистанционные конкурсы;
-
Неделя географии;
-
Экскурсии в музеи и библиотеки ВУЗов;
-
Викторины различного уровня;
-
Предметные олимпиады;
-
Конкурсы знатоков;
-
Выпуск периодической печати (научные бюллетени).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ, ЖЕЛАЮЩИХ ВСТУПИТЬ В КРУЖОК.
-
В чем отличие понятий знание и научное знание?
-
Есть ли взаимосвязь между понятиями наука и цивилизация? В чем она выражается? Можно ли считать эти понятия абсолютно идентичными?
-
Каково соотношение знаний, получаемых в корпусе по определенным предметам с наукой?
-
Можете ли Вы объяснить и доказать, что преподаваемый в АКК предмет – это стимул к научным исследованиям? (На примере любого предмета).
-
Что побуждает человека к научной работе?
-
Какие цели должен преследовать человек, занимающийся научной деятельностью?
-
Какими качествами должен обладать исследователь?
-
Интерес к научной деятельности – это:
-
Увлечение;
-
Образ жизни;
-
Мода;
-
Показатель высокого интеллекта;
-
Возможность «проще» сдать экзамен;
-
Что-нибудь еще?
-
В какой сфере жизни (знаний) научные исследования (разработки) представляют, на Ваш взгляд, наибольшую ценность?
-
Каким образом наш корпус приобщает учащихся к научной деятельности?
-
Какой из изучаемых Вами предметов нравится Вам настолько, чтобы подвигнуть Вас на исследовательскую деятельность?
-
Чем отличаются понятия образованность и ученость? Каково их соотношение?
-
Когда, на Ваш взгляд, считается, что школьное образование полноценно? А когда нет?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Памятка №1. «Основы исследования»
Проблема исследования - это нечто неизвестное, что Вам предстоит открыть, исследовать, проанализировать, доказать.
Тема работы должна отражать характерные черты проблемы.
Объект исследований представляет собой совокупность связей, отношений, свойств, которые существуют объективно в теории и практике и служат источником необходимой для исследователя информации.
Предмет исследования более конкретен, чем объект. Он включает в себя только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Предмет исследования определяет цель и задачи самого исследования.
Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.
Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Памятка №2. «Работа с литературными источниками».
Этапы работы.
-
Общее ознакомление.
-
Внимательное чтение по главам и разделам.
-
Выборочное чтение.
-
Составление плана прочитанного материала.
-
Выписки из прочитанного материала.
-
Сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками.
-
Критическая оценка прочитанного и запись замечаний.
Содержание этапов.
-
Ознакомление с оглавлением. Беглый просмотр литературного источника. Выделение наиболее важного текста.
-
Перечитывание наиболее важного текста. В пунктах плана отражается наиболее существенная мысль.
-
Отмечается общее и отличительное в решении проблемы.
-
Обращается внимание на объективность суждений.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Права и обязанности членов экспертных комиссий научно-практических конференций школьников и учащейся молодежи. Члены экспертных комиссий имеют право:
коллегиальным решением (открытое голосование) отклонить представленную работу с соответствующей рецензией;
в процессе публичной защиты работы остановить докладчика в случае превышения временного регламента;
призвать участников конференции к дисциплине на заседании предметной секции в случае возникновения нарушений общепринятых норм;
отклонить некорректные вопросы участников дискуссии;
задавать вопросы докладчикам, не содержащих никаких элементов критики в адрес содержания работы
Члены экспертных комиссий обязаны:
соблюдать этику письменных рецензий научных работ и проведения публичных заседаний;
на заседании предметной секции не допускать со своей стороны вопросов к докладчику, содержащих оценочные суждения, и каких-либо замечаний по содержанию доклада и научного исследования;
выносить решения коллегиально путем открытого голосования.
|
|
|