|
Анкета для определения способностей ребенка ( Г. Е. Акимова, "Как помочь своему ребенку" у-фактория, 2003 г.)
|
 Скачать 168.02 Kb.
|
Беседы с психологом
Как определить способности у ребенка Многих родителей волнует, способен ли их ребенок, есть ли у него "изюминка" - особенность, которую нужно развивать. Как правило, к школе основные предпочтения ребенка уже сформированы, но в начальных классах и даже в более старшем возрасте могут проявиться способности. Чаще всего взрослые обращают внимание на способности ребенка к математике, к овладению иностранными языками, к литературному или изобразительному творчеству. Гораздо реже обращают внимание на склонность к экспериментированию, на организаторские и лидерские способности. Часто творчество в этих областях не поощряется взрослыми, а воспринимается как баловство и проказы.
У каждого ребенка есть сильные стороны, которые необходимо поддерживать и развивать. Один силен физически, другой хорошо рисует, третий - сочиняет стихи… Учитывая индивидуальность ребенка, мы повышаем его самооценку, уверенность в себе, организуем досуг, корректируем поведение.
Анкета для определения способностей ребенка ( Г. Е. Акимова, "Как помочь своему ребенку" У-Фактория, 2003 г.)
Как пользоваться анкетой:
внимательно прочитайте утверждение;
дайте оценку каждому качеству (5 баллов - такое качество сильно выражено у ребенка; 4 балла - выражено выше среднего; 3 балла - выражено средне; 2 балла - слабо выражено; 1 балл - совсем не выражено);
суммируйте баллы внутри каждой из областей, общее количество набранных баллов в каждой области разделите на число вопросов в ней;
попробуйте составить графическое изображение способностей ребенка, для этого на горизонтальной оси обозначьте 8 областей способностей, на вертикальной - полученный на каждой средний балл; получится ломанная линия - профиль способностей ребенка.
Способности к занятию научной деятельностью
| 5
| 4
| 3
| 2
| 1
| 1. Выражает мысли ясно и точно (устно и письменно).
|
|
|
|
|
| 2. Читает книги, научно-популярные издания с опережением возраста на 1-2 года.
|
|
|
|
|
| 3. Обладает хорошей способностью к пониманию абстрактных понятий, установлению обобщений.
|
|
|
|
|
| 4. Обладает хорошей сенсомоторной координацией (отлично фиксирует то, что видит и записывает то, что слышит).
|
|
|
|
|
| 5. После уроков любит читать научно-популярные книги и журналы.
|
|
|
|
|
| 6. Не унывает, если проект или новая идея не поддержаны учителями, родителями или если его эксперимент не удался.
|
|
|
|
|
| 7. Пытается выяснить причины и смысл событий.
|
|
|
|
|
| 8. Проводит много времени над созданием собственных проектов (конструирование, построение, собирание).
|
|
|
|
|
| 9. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается над этим.
|
|
|
|
|
| 10. Пластичен и открыт новому, не зацикливается на старом. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не использует уже испытанные варианты, не боится новых попыток, всегда проверяет новые идеи и только после экспериментальной проверки может от них отказаться.
|
|
|
|
|
|
Итого: __________ Музыкальные способности
| 5
| 4
| 3
| 2
| 1
| 1. Быстро и хорошо отзывается на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них.
|
|
|
|
|
| 2. Хорошо поет.
|
|
|
|
|
| 3. В игру на инструменте, в песню, танец вкладывает много энергии и чувств.
|
|
|
|
|
| 4. Стремится как можно больше слушать музыку.
|
|
|
|
|
| 5. В пении или музыке выражает чувства, свое состояние.
|
|
|
|
|
| 6. Сочиняет оригинальные, свои собственный мелодии, песни.
|
|
|
|
|
| 7. Хорошо играет на каком-нибудь музыкальном инструменте.
|
|
|
|
|
|
Итого: __________ Технические способности
| 5
| 4
| 3
| 2
| 1
| 1. Хорошо выполняет задания по ручному труду.
|
|
|
|
|
| 2. Интересуется механизмами и машинами.
|
|
|
|
|
| 3. Увлекается конструированием машин, приборов, авиамоделей, поездов и т.д.
|
|
|
|
|
| 4. Может чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.
|
|
|
|
|
| 5. Разбирается в капризах механизмов, любит загадочные поломки, вопросы “на поиск”.
|
|
|
|
|
| 6. Любит рисовать чертежи и наброски механизмов.
|
|
|
|
|
| 7. Читает журналы и статьи о создании новых машин и механизмов.
|
|
|
|
|
|
Итого: __________ Литературные способности
| 5
| 4
| 3
| 2
| 1
| 1. Может легко построить рассказ (начало, завязка, окончание).
|
|
|
|
|
| 2. Привносит что-то новое, необычное, когда рассказывает о чем-то знакомом и известном всем.
|
|
|
|
|
| 3. Несущественные детали в рассказах, событиях отбрасывает, оставляя главное, наиболее характерное.
|
|
|
|
|
| 4. Рассказывая о чем-то, умеет придерживаться сюжета, не теряя основной мысли и не сбиваясь.
|
|
|
|
|
| 5. Хорошо описывает эмоции и чувства героев, умеет подобрать нужные слова.
|
|
|
|
|
| 6. Передает детали, важные для понимания события, в тоже время не упускает основную линию повествования.
|
|
|
|
|
| 7. Любит сочинять и писать рассказы, стихи.
|
|
|
|
|
| 8. Героев в рассказах изображает живыми, легко передает их характер, эмоции, чувства.
|
|
|
|
|
|
Итого: __________ Артистические способности
| 5
| 4
| 3
| 2
| 1
| 1. Легко входит в роль другого персонажа, человека и т.д.
|
|
|
|
|
| 2. Понимает и хорошо изображает конфликт, когда имеет возможность разыграть какую-то драматическую ситуацию.
|
|
|
|
|
| 3. Передает чувства через мимику, жесты, движения.
|
|
|
|
|
| 4. Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то рассказывает.
|
|
|
|
|
| 5. С легкостью передает эмоциональные переживания, чувства.
|
|
|
|
|
| 6. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека, животное.
|
|
|
|
|
| 7. Интересуется профессией актера.
|
|
|
|
|
| 8. Любит “играть” на публику.
|
|
|
|
|
|
Итого: __________ Способности к спорту
| 5
| 4
| 3
| 2
| 1
| 1. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических нагрузок, чтобы чувствовать себя счастливым.
|
|
|
|
|
| 2. Любит участвовать в спортивных играх или соревнованиях.
|
|
|
|
|
| 3. Преуспевает в каком-нибудь виде спорта.
|
|
|
|
|
| 4. Бегает быстрее всех в классе.
|
|
|
|
|
| 5. Двигается легко, грациозно, хорошая координация движений.
|
|
|
|
|
| 6. Любит ходить в походы, играть на открытых площадках.
|
|
|
|
|
| 7. Предпочитает проводить свободное время, играя в подвижные игры
|
|
|
|
|
|
Итого: __________ Интеллектуальные способности
| 5
| 4
| 3
| 2
| 1
| 1. На занятиях все легко и быстро схватывает.
|
|
|
|
|
| 2. Использует знания в практике.
|
|
|
|
|
| 3. Хорошо и ясно рассуждает, не путается в мыслях.
|
|
|
|
|
| 4. Улавливает связь между событиями, между причиной и следствием.
|
|
|
|
|
| 5. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что не проговаривается взрослым, но имеется в виду.
|
|
|
|
|
| 6. Понимает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
|
|
|
|
|
| 7. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специального заучивания.
|
|
|
|
|
| 8. Знает много такой информации, которой не владеет большинство его сверстников.
|
|
|
|
|
| 9. Богатый словарный запас, легко пользуется новыми словами, точно выражает свои мысли.
|
|
|
|
|
| 10. Любит книги, которые предназначены обычно для более старшего возраста.
|
|
|
|
|
| 11. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.
|
|
|
|
|
| 12. Обгоняет своих сверстников в учебе на год-два, часто скучает на уроке из-за того, что учебный материал уже знаком.
|
|
|
|
|
| 13. Задает много вопросов, внимательно выслушивает ответ, делает свои выводы.
|
|
|
|
|
| 14. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные ответы, решения.
|
|
|
|
|
| 15. Очень восприимчив, наблюдателен, моментально реагирует на новое, неожиданное.
|
|
|
|
|
|
Итого: __________ Художественные способности
| 5
| 4
| 3
| 2
| 1
| 1. Нет однообразия в нарисованных сюжетах.
|
|
|
|
|
| 2. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым, когда видит красивую картину, скульптуру, красиво оформленную вещь.
|
|
|
|
|
| 3. Оригинален в выборе сюжета, составляет своеобразные композиции из цветов, камней и т.д.
|
|
|
|
|
| 4. Всегда готов использовать в творчестве какой-то новый материал.
|
|
|
|
|
| 5. Когда есть свободное время, охотно рисует, лепит, создает разные поделки.
|
|
|
|
|
| 6. Прибегает к рисунку, лепке для того, чтобы выразить свои чувства, эмоции.
|
|
|
|
|
| 7. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Пытается воссоздать то, что понравилось.
|
|
|
|
|
| 8. Любит работать с пластилином, глиной.
|
|
|
|
|
|
Итого: __________ |
|
|