Главная страница

Анализ результатов работы по экологическому образованию учащихся


Скачать 173.91 Kb.
Название Анализ результатов работы по экологическому образованию учащихся
Дата 25.04.2016
Размер 173.91 Kb.
Тип Анализ


Управление Администрации по образованию и делам молодежи

Благовещенского района Алтайского края

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Благовещенская средняя общеобразовательная школа №1»

им. П.П. Корягина Благовещенского района Алтайского края

Анализ

результатов работы

по экологическому образованию учащихся

Подготовлен:

Шаповалова В.С., учитель биологии,

зам. директора по УВР;

Фаргер А.А., учитель биологии;

Ермоленко Л.И., учитель географии;

Гаврилова Е.И., учитель химии

В Алтайском крае, как и во многих других регионах России, экология находится в трудном положении. Острая экологическая ситуация и наибольшая заболеваемость отмечается в городах и промышленно развитых районах - Бийском, Благовещенском, Заринском, Локтевском, Первомайском, Рубцовском, Славгородском. Состояние окружающей среды в Алтайском крае постоянно контролируется органами Госкомгидромета. Судя по его данным, ежегодно в атмосферу края выбрасывается более 200 тыс. тонн загрязняющих веществ, а очистка воздуха проводится лишь, примерно, на 70%. Основной причиной загрязнения воздуха являются предприятия нефтехимической и пищевой промышленности, электроэнергетики, черной металлургии, коксохимии, машиностроения. Особенный вред наносит в Благовещенском районе ОАО «Кучуксульфат», у него в год выделяется 6,6 тыс. т загрязняющих веществ. Немалый вред экологии приносят автомобили, выбросы вредных веществ которых составляют более 45% от общего загрязнения воздуха.     Экологическая проблема края требует к себе все больше и больше внимания.

В крае ведется работа по ликвидации источников загрязнения, а также ведётся работа по экологическому воспитанию школьников.
Целью экологического образования является формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Реализации этой цели способствуют Федеральные государственные образовательные стандарты, которые устанавливают в числе требований к результатам освоения основной образовательной программы на ступени начального и основного общего образования формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, умение реализовать его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Педагогический коллектив Школы здоровья МБОУ БСОШ №1 им. П.П. Корягина считает экологическое образование и воспитание одним из приоритетных направлений работы, так как формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительные процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относится к природе, что может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем поселке, районе, крае.

Согласно ФГОС, в начальной и основной школе экологическое образование реализуется как экологическая составляющая базовых учебных предметов и как одно из направлений Программы духовно-нравственного развития и воспитания – в инвариантном и вариативном компонентах учебного плана, а также во внеурочной деятельности. Анализируя экологическую составляющую процесса реализации ФГОС в МБОУ БСОШ №1, можно выделить следующие направления:
- введение в учебные планы специальных курсов экологического содержания

В учебном плане, познакомиться с которым можно на сайте МБОУ «Благовещенская СОШ №1» им. П.П. Корягина blgschool1.edu22.info в разделе «Документы», экологическое образование реализуется следующим образом:

- в начальной школе – через изучение учебного предмета «Окружающий мир» и ведение факультативного курса «Зеленая планета»;

- в основной школе – через изучение учебных предметов естественнонаучного цикла и факультативных курсов «Экология», «Эко-знайка».

В рамках внеурочной деятельности учащиеся 5, 6, 7 классов занимаются в экологическом объединении «Юный эколог», с Программой и Положением о деятельности которого можно также познакомиться на сайте школы blgschool1.edu22.info в разделе «Воспитание», подраздел «Экологическое воспитание».
- внедрение в практику новых форм экологического образования учащихся
МБОУ БСОШ №1 им. П.П. Корягина успешно внедряет в практику новые формы экологического образования учащихся:




Просветительские проекты


- осуществление сетевого взаимодействия с другими организациями в реализации экологической деятельности

В рамках реализации мероприятий по реализации программы экологического образования и воспитания учащихся школа взаимодействует с муниципальными и региональными организациями.




На уровне Славгородского образовательного округа и Алтайского края педагоги школы сотрудничают со Славгородским детско-юношеским центром, Алтайским краевым детским экологическим центром (обучение учащихся в заочной экологической школе, участие в профильных экологических сменах).
- опытническо-экспериментальная, исследовательская, проектная деятельность учащихся

Важнейшим звеном в трудовом обучении и экологическом воспитании школьников является учебно-опытный участок, так как он содержит большие возможности для формирования экологических знаний и экологической культуры школьников, развития навыков научно-исследовательской работы. Здесь учащиеся приобретают трудовые навыки и умения, получают практическое представление о профессии овощевода, цветовода-декоратора, ландшафтного архитектора, а физический труд на свежем воздухе укрепляет здоровье.

На пришкольном участке проводится опытническо-экспериментальная работа по следующим темам:

1. «Влияние пикировки на рост и развитие цветочно-декоративных культур»;

2. «Пасынкование как один из способов ускорения созревания плодов томатов»

Учебно-исследовательские проекты по исследованию химического состава и свойств воды в школе, влиянию сотовых телефонов на окружающую среду и здоровье школьников, изучению последствий испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне были представлены на школьной Конференции проектно-исследовательских работ научного общества учащихся (НОУ) МБОУ БСОШ №1 им. П.П. Корягина в апреле 2015 года.

Педагоги Школы здоровья - МБОУ БСОШ №1 им. П.П. Корягина убеждены, что экологическое и валеологическое воспитание очень тесно взаимосвязаны, поэтому в целях воспитания у учащихся ответственного отношения к здоровью работа осуществлялась через разнообразные учебно-исследовательские проекты эколого-валеологической направленности: проект «Какую воду мы пьём», проект «Влияние прослушивания музыки через наушники на физиологическое состояние школьников». Последний проект был представлен на окружном этапе конкурса «Дети Алтая исследуют окружающую среду» в г. Славгороде.

- наличие экологических объединений учащихся

Учащиеся из экологического объединения «Юный эколог» - постоянные участники конкурсов, акций, конференций, проектов и других мероприятий экологической направленности. Деятельность объединения осуществляется на основании Положения о школьном экологическом объединении и Программы экологического воспитания и обучения школьников, познакомиться с которыми можно на сайте школы в разделе «Воспитание», подраздел «Экологическое образование».

Работа экологического объединения «Юный эколог» организована через совместную деятельность учащихся 5-7 классов. Сотрудничество обучающихся разного возраста позволяет решить разные задачи:


  1. Создать условия для обучения учащихся всех возрастов основам того, как оберегать окружающую среду, как её сохранять и восстанавливать.




  1. Создать условия для активной творческой и учебно-исследовательской учащихся 5 – 9 классов.




  1. Использовать экологические знания как необходимое условие для выработки правильного отношения к окружающему миру.




  1. Способствовать созданию условий для ежедневного общения детей с естественной природной средой.




  1. Организовывать экскурсии по Благовещенскому заказнику, на озеро Кучукское и Кулундинское с целью изучения видового разнообразия природы района.




  1. Разрабатывать беседы экологического содержания для проведения просветительской работы.




  1. Организовывать конкурсы заметок, сочинений, стихотворений, рисунков, фотографий по обсуждаемым событиям экологического характера, по результатам экскурсий и к значимым экологическим датам и событиям.




  1. Вести учебно - исследовательскую и проектную работу.




Формирование разновозрастного коллектива объединения способствует развитию коммуникативных качеств личности учащихся, учит строить отношения сотрудничества. Интересные и разнообразные формы работы делают самореализацию учащихся успешной, помогают формировать экологическое мышление и позитивное отношение к себе и окружающему миру в целом.
- создание и использование в образовании учащихся школьных заказников, учебных экологических троп, памятников природы

Большое воспитательно-образовательное значение имеют экскурсии и прогулки по экологической тропе. Экологическая тропа «Понимать, любить и беречь родную природу» - это место приобретения знаний и пропаганды правильного поведения в природном сообществе. Цель создания такой тропы - обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней. На прогулках по экологической тропе дети фиксируют красивый пейзаж, делают зарисовки и составляют рассказы по своему рисунку. Огромное значение в экологическом воспитании детей педагоги школы придают проведению наблюдений на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе, развивая логическое мышление и разговорную речь ребенка. Детям экскурсии по экологической тропинке приносят большую радость и удовольствие.

Эстетичный дизайн объектов по маршруту тропы в колорите сельской местности с изготовленными на уроках технологии резным колодцем, плетнем и декоративными клумбами, не только позволяет школьникам познакомиться с разнообразием лекарственных растений, произрастающих в Благовещенском районе, но и способствует воспитанию эстетического вкуса.

В текущем учебном году планируется увеличение протяженности маршрута по близлежащему парку и Аллее, посвященной победе в ВОВ.
- пропаганда экологических знаний (наличие в школе музея или уголка природы, работа лекториев, клубов, театров, кружков, агитбригад и др.)

В рамках реализации проекта «Школьный двор - уголок Алтая» совместными усилиями педагогов, учащихся и родителей создан школьный природный уголок в деревенском стиле с многообразием лекарственных растений. Фотография объекта есть в приложении к материалам.

Учащиеся из объединения «Юный эколог» занимаются просветительской работой, организовывая вместе с педагогами лектории и воспитательные мероприятия для учащихся школы.

Волонтерское объединение под руководством педагогов школы оказывало помощь Благовещенскому информационному центру в реализации экологического проекта «Аллея журналистов», в рамках которого был разбит небольшой парк в районе с неблагоприятной экологической обстановкой (недалеко от одной из котельных).

Агитбригада «Время», основным предметом деятельности которой является пришкольный участок, ежегодно становится победителем или призером муниципального конкурса производственных агитбригад с наибольшим количеством грамот в личном зачете.
- организация эколого-педагогического просвещения родителей, включение родителей в образовательно-воспитательный процесс

Реализация проектов МБОУ БСОШ №1 им. П.П. Корягина была бы не такой масштабной без помощи родителей, которые всегда принимают активное участие, оказывая практическую и организационную помощь. Ежегодно изготавливается большое количество кормушек и скворечников. Родители оказывают помощь в организации экскурсий и поездок, подготовке и проведении субботников, в облагораживании огромной школьной территории. Родительский комитет и Управляющий совет школы отзываются на предложения педагогов в любой сфере, в том числе экологического воспитания, с большим энтузиазмом. Совместная деятельность школьников и их родителей положительно отражается на укреплении взаимоотношений в семье, установлении взаимопонимания и отношений сотрудничества.
- описание проекта (проектов), в котором (которых) достигнуты наилучшие результаты, и образовательная организация готова распространять свой положительный опыт

1. Акция «Поможем зимующим птицам».

Цель акции: привлечение учащихся к практической природоохранной деятельности, закрепление понятия "зимующие птицы", оказание помощи птицам в зимний период для сохранения количества особей и видового разнообразия местной орнитофауны, развитие интереса к живой природе, воспитание экологической культуры, бережного отношения ко всему живому.

Задачи :

1. Изучить видовое разнообразие зимующих и кочующих птиц фауны.

2. Ознакомиться с биологическими основами зимней подкормки птиц, правилами изготовления и размещения кормушек, составом кормов.

3. Информировать учащихся школы о необходимости и правилах зимней подкормки птиц.

4. Изготовить и разместить кормушки на пришкольном участке, в микрорайоне школы.

5. До конца зимнего сезона ухаживать за кормушками и добавлять в них корм.

Актуальность: Зима – самое трудное время года для птиц. Немногие из них доживают до весны. Сердце маленькой птахи бьется с частотой 460 ударов в минуту, что в 7 раз больше, чем у человека. Такой интенсивный расход энергии требует ее непрерывного пополнения за счет постоянного питания калорийной пищей.

Но корм для птиц в зимнее время становится малодоступен из-за глубокого снега. Да и день короток. За несколько часов нужно найти достаточно пищи, чтобы хватило на долгую холодную ночь. И непременное условие – наедаться досыта нужно каждый день. Голодать птицы не могут! Для маленькой птички сутки без пищи – все равно, что для человека – месяц.

Мы можем помочь птицам, создав необходимые условия для их подкормки. Чтобы привлечь внимание людей к заботе о пернатых в зимнее время школьники из экологического объединения «Юный эколог» под руководством педагогов организовывают и проводят ежегодно с ноября по март акцию «Покормите птиц зимой!». Это мероприятие уже стало доброй традицией для нашей школы. В этом году в нём приняли участие более 50 человек. Это учащиеся и члены их семей.

Результаты: В рамках акции была организована «Птичья Столовая» в окрестностях школы, в которой размещены 42 кормушки, и проведены несколько календарных мероприятий:

1. Игровые мероприятия «Зимующие птицы» для 5-6 классов

2. Конкурс кормушек для учащихся 1-7 классов

3. «Птичья викторина»

4. Конкурс фотографий и рисунков «Зимующие птицы»

5. Конкурс стихотворений «Покормите птиц зимой» для учащихся 5 классов

Ребята из экологического объединения приняли участие в акции Благовещенского районного информационного центра «Поможем зимующим птицам». Дипломы победителей получили 2 учащихся, благодарственные письма – 4 ученика 5 класса.
2. Участие в информационно-просветительском проекте «В гостях у тети Мульти»

В рамках сотрудничества с АУ «Благовещенский информационный центр» учащиеся МБОУ БСОШ №1 им. П.П. Корягина принимают активное участие в реализации проекта «В гостях у тети Мульти». В течение года были записаны транслируемые по районному телевидению передачи, посвященные акции «Поможем зимующим птицам», в которой учащиеся рассказали, из чего можно сделать кормушку, провели мастер-класс по изготовлению кормушек; телепередачи о Красной книге.

3. Проект по изготовлению экологической игрушки «Травянчик»

Цель: Изготовление экологической игрушки.

Задачи:

  • Обучать простейшим трудовым умениям работать в паре;

  • формировать представление о потребностях растений (тепло, свет, влага, грунт).

  • Развивать:

творческое воображение, внимание, наблюдательность.

  • Воспитывать у детей:

- желание самим вырастить растение из семян;

- трудолюбие;

- бережное отношение к окружающей природе;

- ответственность за живое;

- аккуратность при выполнении работы.

Оригинальность:

Уникальная экологическая игрушка, выполненная   вручную. Ее изюминка заключается в том, что при поливе   водой, через некоторое время, из ее головы начинает расти сочная, нежная, густая трава, создавая зеленую шевелюру. Наблюдать за этим процессом интересно и взрослым, и детям. После того как «волосы» «Травянчика» немного подрастут, им можно делать причёски, аккуратно подстригая траву так, как вам больше нравится.

Эта игрушка не только украсит ваш дом и принесет радость вам и вашим близким (в качестве подарка своими руками), но её можно ещё использовать и в качестве корма для домашних животных.

Экологические игрушки «Травянчик» отличаются большим разнообразием: это могут быть человечки с ножками и ручками, животные с лапками, хвостиком, глазками; отличаться по форме - в виде фигурок или полянки; иметь разные наполнители семян; могут быть обычными или ароматизированными.

Ожидаемые результаты: Изготовить экологические игрушки и использовать их в качестве:

  • Объекта наблюдения за ростом злаковых культур.

  • Украшения интерьера в доме, как своеобразную оригинальность и необычность.

  • Подарка-сувенира для близких и знакомых.

  • Подарочка для домашних животных, в частности птиц, кошек и хомячков, как источник свежей травы в период зимних холодов.

Результат: Под руководством учителей биологии учащимися объединения «Юный эколог», были проведены беседы в 1-5 классах, изучены рекомендации по изготовлению игрушки «Травянчик». Желающие принять участие в реализации проекта ребята вместе с родителями с увлечением трудились над изготовлением «Травянчика».

4. Эколого-патриотический проект «Голубятню – в каждый двор!»



Цель: приобщение молодого поколения к сохранению и воспроизводству объектов животного мира, через строительство голубятен.

Кроме этого, данная акция будет способствовать увеличению численности голубей в Алтайском крае.

Актуальность: Голубятня (изредка голубник, голубница) — помещение для содержания и размножения голубей. Усадебное строительство зачастую включало голубятню в виде многоярусной круглой башни на возвышении (обычно стойке). Право иметь голубятню в феодальных обществах Европы являлось дворянской привилегией, наряду с другими «правами угодий»: правом преимущественного лесопользования и охоты на чужих землях. В средневековой французской архитектуре отдельно стоящие голубятни были признаком высокого статуса и потому были весьма заметными сооружениями. В постоянно развивающемся обществе наряду с развитием технологий и разведением природного потенциала существует место и для селекции. Но преимущество в этом виде деятельности занимают такие животные, как собаки, лошади, кошки. Сейчас большое внимание уделяют тем видам живого мира, которые наиболее приспособлены к домашним условиям. К сожалению, древнейший вид птиц, таких как голуби, был забыт. В наше время сложно встретить человека, который будет предан разведению голубей. Ведь, для этого занятия важны действительно заинтересованные люди, имеющие определенные способности для ухода за прекрасными птицами.

Результат: Под руководством учителя биологии учащимися объединения «Юный эколог», были проведены беседы с жителем Благовещенки о строительстве голубятни, о разведении голубей, об уходе за ними , изучены рекомендации по изготовлению голубятни. Желающие принять участие в акции ребята вместе с родителями с увлечением изучали материал.

Но на этом работа не закончится. Ребятам предстоит вести наблюдения, надеемся, что красивых голубей в Благовещенском районе заметно прибавится.
- результативность участия детей, педагогов, организации в конкурсах разного уровня
Учащиеся и педагоги школы принимали активное участие в творческих и познавательных конкурсах: «Сохраним биосферу», «Познание и творчество», «Заповедными тропами Алтая», «Летопись добрых дел», «Дети Алтая исследуют окружающую среду», в Конкурсе грантов Губернатора Алтайского края на предоставление грантов в сфере экологического образования и воспитания.

Наибольшие успехи были достигнуты в следующих конкурсах:

«Сохраним биосферу» - лауреаты;

«Заповедными тропами Алтая» - лауреаты;

«Летопись добрых дел»- лауреаты;

«Дети Алтая исследуют окружающую среду» - участник в Славгородском округе;

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии – 1 место в районе;

Муниципальный конкурс производственных агитбригад – победители и призеры на уровне района;

Заочные предметные молодежные чемпионаты по биологии, географии -федеральные и региональные победители

По результатам обучения в краевой очно - заочной школе АКДЭЦ 4 учащихся, успешно выполнивших контрольные работы, приняли участие в экологической профильной смене «Сохраним биосферу» в Алтайском районе.
- методическое обеспечение современных направлений экологического образования, обучение педагогов использованию информационных и коммуникационных технологий в эколого-образовательном процессе

Для реализации экологического образования и воспитания педагоги школы используют печатные и электронные образовательные ресурсы, в том числе и разработанные самостоятельно для проведения занятий и мероприятий:

- печатные издания:

  1. Примерные учебные программы регионального компонента содержания образования: «Экология Алтайского края» для 5-9 классов.- Барнаул: АКИПКРО, 2007г

  2. Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений: 6 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений: под ред. д-ра биол. наук проф. Н.М. Черновой. - М.: Вента-Граф, 2007г

  3. В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов «Экология животных», 7 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений: под ред. д-ра биол. наук проф. Н.М. Черновой. - М.: Вента-Граф, 2007г

- электронные пособия:

1. Мультимедийные компакт-диски:

- «Природа России». Изд-во межвузовская лаборатория интенсивных методов обучения (КГПУ им. К.Э. Цикловского, МПГУ, МГУ им. М.В.Ломоносова), 2006.

- «Экология общий курс». Изд-во мультимедиа «Образ», 1998.

- Экология - «Умник» ООО «Физикон» 2008

- Занимательная экология - «Диполь»2009

2. Видеодиски:

- «Эволюция животного мира - ООО «Видеостудия »Кварт» 2009

- «Экологические факторы»- ООО «Телекомпания СГУТВ» 2005

-Экология XXXI век - ООО «Видеостудия «Кварт» 2008

-Экологический альманах: - ООО «Видеостудия «Кварт» 2008

-«Путешествие по Алтайскому краю» - Алтайский государственный краеведческий музей

3. Электронные уроки и тесты:

- «Взаимное влияние живых организмов», Просвещение «Медиа» 2009

- «Функции и среда обитания животных организмов», - Просвещение «Медиа»2009.

Информационно-коммуникационная компетентность педагогов, осуществляющих эколого-образовательный процесс, составляет 100%. Опытом работы по применению ИКТ педагоги ежегодно делятся на муниципальных заседаниях МО и региональном уровне.