Главная страница

Анализ работы районного методического объединения учителей русского языка и литературы за 2014-2015 учебный год



Скачать 85.72 Kb.
Название Анализ работы районного методического объединения учителей русского языка и литературы за 2014-2015 учебный год
Дата 25.04.2016
Размер 85.72 Kb.
Тип Анализ

Анализ работы районного методического объединения

учителей русского языка и литературы

за 2014-2015 учебный год.

Работа методического объединения учителей русского языка и литературы осуществлялась в соответствии с планом на 2014-2015 учебный год.

Методическое направление по русскому языку и литературе «Подготовка учащихся выпускных классов к итоговой аттестации в новых образовательных условиях»

В методическом объединении работали 26 учителей из 9 школ района. На заседания методического объединения выносились темы, связанные с решением важнейших проблем преподавания русского языка и литературы:
1 . Подготовка учащихся к обязательному экзамену по литературе в 11 классе

2. Подготовка обучающихся выпускных классов к ЕГЭ.

3. Организация работы с детьми с ограниченными возможностями.

4. Организация работы с трудными детьми, опекаемыми, детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

5. Подготовка учащихся выпускных классов к итоговой аттестации в новых образовательных условиях
На первом заседании РМО были рассмотрены итоги работы учителей русского языка и литературы за 2013-2014 учебный год. Был составлен план работы на 2014-2015 учебный год.

В I четверти текущего года было проведено семинарское занятие по теме

«Подготовка обучающихся 11 классов к обязательному экзамену по литературе»на базе МБОУ СОШ № 2.

Были рассмотрены вопросы:

1.Сообщение Клочковой Т.В. «Подготовка обучающихся 11 классов к обязательному экзамену по литературе». ( Учитель МБОУ СОШ № 2)

2.Сообщение Лыженковой О.Д «Подготовка обучающихся выпускных классов к ЕГЭ». ( Учитель МБОУ СОШ № 2)

3.Сообщение Клочковой Т.В. «О минимальном количестве баллов по предметам ЕГЭ»

( Учитель МБОУ СОШ № 2)

Клочкова Т.В. рассказала об аттестационном сочинении обучающихся 11 классов. Особое внимание в сообщение было уделено критериям оценивания итогового сочинения, основным направлениям, по которым будут формулироваться темы сочинений, требованиям к содержанию и построению сочинения.

Лыженкова О.Д. поделилась опытом подготовки обучающихся выпускных классов к ЕГЭ, рассказала о работе по подготовке к аттестационному сочинению, представила список литературных произведений, на которые можно опираться при работе над сочинением.

Клочкова Т.В. рассказала о минимальном количестве баллов по предметам ЕГЭ, обратила внимание на изменения в структуре заданий ЕГЭ по русскому языку, подробно рассказала о количестве баллов за каждое задание. В сообщение было отмечено, что в заданиях ОГЭ по русскому языку в 9 классе есть небольшие изменения в части В и в части С на выбор даются три темы сочинений.

Во II четверти заседание РМО проводилось на базе МБОУ СОШ №1

Семинарское занятие «Организация работы с детьми с ограниченными возможностями».

Рассмотрели:

1. «Организация работы с детьми с ограниченными возможностями».

2. Организация работы с трудными детьми, опекаемыми, детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

3. Апробация обязательного итогового сочинения по литературе в 11 классе.
Бакаева В.Ш рассказала о том, что такое инклюзивное образование. Инклюзивное или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах.

Мусинову В.К. в своём сообщении рассказала о развитии инклюзивного образования в России, познакомила с развитием инклюзивного образования за рубежом..

Иванова Т.И. рассказала о том, что по данным на 2013 год в России насчитывается около 13 миллионов инвалидов, из них 580 тысяч детей. Инклюзивное образование имеет положительные моменты: новый социальный подход к инвалидности, личностное развитие, самореализация, самоопределение людей с ограниченными возможностями, развитие прав и возможностей вместо дискриминации.
Черекаеву Л.В. поделилась опытом работы учителя специальной коррекционной школы.

Клочкову Т.В. познакомила с результатами проверки бланков записи апробации итогового сочинения по литературе в 11 классе.


В III четверти заседание РМО проводилось на базе Центральной районной библиотеки. На заседании рассматривались вопросы:

  1. Проведение районного литературного фестиваля «Не гаснет пламени свеча», посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Подготовила мероприятие Дубинина Л.А. - учитель русского языка и литературы МБОУ COШ №3

Районное мероприятие состояло из конкурсов:

    1. Конкурс презентаций «Великая Отечественная Война в художественной литературе»

    2. Конкурс чтецов.

    3. Конкурс сочинений.

    4. Конкурс иллюстраций.

    5. Конкурс методических разработок.

Дубинина Л.А. подготовила сценарий мероприятия, оформление, подготовила ведущих ( учащиеся МБОУ CОШ №3), был продуман порядок выступлений школ. Сценарий содержал продуманность, логическую последовательность.

Мероприятие было проникнуто духом патриотизма, содержало в себе информативность и имело огромное воспитательное значение.

Присутствующими учителями было отмечено, что мероприятие было отлично подготовлено, ведущими было продемонстрировано прекрасное знание материала, его художественное чтение.
В IV четверти заседание РМО проводилось на базе МБОУ СОШ села Новоалександровка в соответствии с планом.

1. Открытый урок учителя МОУ СОШ села Новоалександровка.

2. Анализ открытого урока.

3. Сообщение «Подготовка учащихся выпускных классов к итоговой аттестации в новых образовательных условиях»

Учитель Кадыкова Е.В. дала открытый урок в 6 классе: урок русского языка по теме: « Местоимение как часть речи»

В самоанализе урока учителем было отмечено, что урок построен в соответствии с ФГОС,на уроке использовался наглядный и раздаточный материал. Учащиеся справились с поставленной задачей. Цели урока были осуществлены.

Присутствующими учителями было отмечено следующее:

«Урок проведён с применением методов и приёмов ФГОС. В структуре урока четко прослеживались этапы: мотивация к деятельности, актуализация и пробное учебное действие, постановка учебной задачи, выявление места и причины затруднения, первичное закрепление, самостоятельная работа с проверкой по эталону, рефлексия деятельности, дифференцированное домашнее задание. Все этапы урока были тесно связаны. Чередовались различные виды деятельности: работа по учебнику, устная работа, работа в группах. Основными методами на уроке являлись проблемный , частично-поисковый. Урок сопровождался презентацией, раздаточным материалом (карточки, рабочие листы). Обучающиеся были активны, организованы. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что способствовало повышению мотивации к обучению.

На уроке наблюдалась смена видов деятельности ( работа по учебнику, устная работа, физкультминутка и т д ), что соответствует здоровьесберегающим технологиям.

Проверка и оценка знаний, умений и навыков была осуществлена в соответствии с требованиями.

Учителем была создана доброжелательная атмосфера и рабочая обстановка.
Таким образом, учителем был показан методически грамотно построенный урок.
Калдузова Т.Н. подготовила сообщение «Подготовка учащихся выпускных классов к итоговой аттестации в новых образовательных условиях».

В своём выступлении она рассказала о подготовке к ОГЭ учащихся 9 классов.

Были отмечены следующие направления работы учителя по предметной подготовки учащихся к ОГЭ: развитие мотивации и целеполагания; формирование умения решать задания разного уровня; развитие самоконтроля; формирование уверенности и положительной самооценки;
Задачи педагога: правильно оценивать в течение всего учебного периода знания,

умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями; организовать системную продуманную работу с 5 по 9 класс в основной школе обучения предмету; работать в тесном контакте с родителями.

Учителю необходимо использовать информационно- коммуникационные технологии

(цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет ресурсы), которые эффективно помогают ученикам в подготовке к урокам, к экзамену.

Таким образом, подготовка к сдаче ОГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по русскому языку и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки.


Помимо районных заседаний и мероприятий во всех школах района проводилась внеклассная работа по русскому языку и литературе, работали кружки по данным предметам.

В ноябре - декабре 2014 года состоялись I и II туры предметных олимпиад, в которых приняли участие учащиеся 5-11 классов всех школ района. Во II туре олимиады по русскому языку и литературе приняли участие учащиеся 7-11 классов. Всего- 80 учащихся школ района. Из них по русскому языку 43 человека, по литературе – 37 человек. Результаты: литература –победителей 5, призёров -8; русский язык – победителей 4, призёров- 2.
В течение 2014-2015 учебного года проводилась комплексная проверка состояния преподавания учебных дисциплин в МБОУ СОШ №1 и МБОУ СОШ с.Новоалександровка. Результаты проверки позволяют отметить, что состояние преподавания русского языка и литературы в школах соответствует методическим требованиям.
Проводилась аттестация педагогических работников.

Грицкова Е.П.- высшая категория

Лыженкова О.Д. -высшая категория

Каржавина Р.И.- первая категория

Бисекенева У.И.- первая категория

Трибунская Н.Д. -высшая категория

Калдузова Т.Н. -высшая категория
Результаты государственной (итоговой) аттестации в форме основного государственного экзамена по русскому языкe выпускников 9 кл. 2014-2015 учебный год

ГИА-2015 по русскому языку сдавали 166 учащихся. Результаты удовлетворительные

Качество знаний -64,4 %

Соответствие годовым оценкам -53,6%

Выше годовых оценок-39,7 %

Ниже годовых оценок- 6,6 %

Типичные ошибки

Задания с кратким ответом (тест)

1.Задание 3. Анализ средств выразительности.

2. Задание 8. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

3. Задание 7. Словосочетание.

4. Задание 9. Осложнённое простое предложение.

5. Задание 12. Знаки препинания в сложносочинённом и в сложноподчинённом предложениях.

6. Задание 14. Сложные предложения с разными видами связи.

Задания с развёрнутым ответом (изложение, сочинение)

1.Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

Грамотность ГК1-ГК4

1.Соблюдение орфографических норм.

2. Соблюдение пунктуационных норм.

3. Соблюдение грамматических норм.

4. Соблюдение речевых норм.
ЕГЭ -2015 по русскому языку сдавали учащиеся всех школ района и консультпункта. Результаты удовлетворительные.
Активно работали в методическом объединении учителя: Лыженкова О.Д., Грицкова Е.П., Курова Т.П., Дубинина Л.А., Медведева Ю.В., Калдузова Т.Н., Иванова Т.И..

Руководитель РМО учителей русского языка и литературы ______/ Клочкова Т.В../