Главная страница

Анализ работы библиотеки моу нош №9


Скачать 256.92 Kb.
Название Анализ работы библиотеки моу нош №9
Дата 01.03.2016
Размер 256.92 Kb.
Тип Анализ

Утверждаю:

директор МОУ НОШ № 9
_____________Зуева Т.С.


Анализ работы библиотеки МОУ НОШ № 9


за 2011-2012 учебный год

Целью работы библиотеки было создание информационной и воспитательной среды в библиотеке.


  1. В течение года библиотекой решались следующие задачи:




    1. обеспечивала участникам образовательного процесса доступа к информации, знаниям и культурным ценностям, использования библиотечно-информационных ресурсов на различных носителях;

    2. формировала у школьников информационную культуру чтения;

    3. воспитывала любовь к Родине, к окружающей природе, семье; прививала любовь к чтению;

    4. укрепляла материально-техническую базу библиотеки, совершенствовала библиотечные технологии.

Таким образом, библиотека выполняла основные функции: образовательную, информационную, культурную.



  1. Общие сведения о библиотеке.


Библиотека занимает помещение общей площадью 28 кв. м, оборудована корпусной стенкой, тремя шкафами для газет и журналов. В 2005 были заменены стеллажи, поступили 6 одноместных парт , 9 стульев. В 2007 году материально-техническая база библиотеки была дополнена цветным принтером и ксероксом. В 2008-09 учебном году поступили: телевизор, DVD-проигрыватель, CD-проигрыватель, 6 парт, 10 стульев, стеллажи для журналов и брошюр, стол для библиотекаря. В 2010 году для работы с дисками медиатеки был приобретён ноутбук. В 2011-12 учебном году материальная база пополнилась компьютером и колонками, устаревший ксерокс был заменён на новый сканер-принтер-копир. Оборудовано рабочее место библиотекаря с выходом в интернет, рабочее место пользователя с выходом в интернет. Также имеется книгохранилище площадью 8 кв.м.

В течение учебного года услугами библиотеки пользовалось 390 учеников (из 438), 27 учителей , 3 человека обслуживающего персонала.

Объем книжного фонда на конец учебного года составил 4044 книги, книгообеспеченность - 9 книг, обращаемость – 2,9 (норма), объем учебного фонда – 11355.


  1. В течение года библиотека выполняла основные функции:




    1. формировала фонд библиотечно-библиографических ресурсов образовательного учреждения;

    2. организовывала и вела справочно-библиографический аппарат;

    3. осуществляла дифференцированное библиотечно-библиографическое обслуживание обучающихся, родителей и педагогических работников.


  1. Группы читателей.



В библиотеке выделены следующие группы читателей:

    1. учащиеся 1-х классов 101 (в прошлом году – 102 учеников);

    2. учащиеся 2-х классов 105 (в прошлом году – 107);

    3. учащиеся 3-х классов 103 (в прошлом году – 103);

    4. учащиеся 4-х классов 81 (в прошлом году – 98);

    5. руководители детским чтением (РДЧ) 27 (в прошлом году – 26);

    6. обслуживающий персонал 5 (в прошлом году – 2).



Всего обслуживалось 420 читателей, что ниже показателя прошлого года на 21 человека.

В целом, читаемость на конец года составила 28,00 книги на ученика, что ниже уровня прошлого года на 3,4 книги и соответствует показателям нормы по городу.

Наиболее активно посещали библиотеку ученики 2-4-х классов. Среди них выделялись учащиеся 3а класса (450 книг), 2в (376), 4а (361), 3в (283), 3г (298), 4а (361). В этих классах осуществлялось планомерное и систематическое (и системное) руководство детским чтением. По сравнению с прошлым годом наблюдается рост числа прочитанных книг в классах:


  1. 2в- 376 (в прошлом году – 217), учитель Никифорова О.Л.;

  2. 2г – 152 (в прошлом году – 98), учитель Пономаренко О.И.;

  3. 4в – 280 (в прошлом году – 263), учитель Цыба И.В.


Повышение читаемости произошло по причине использования из фонда библиотеки литературы для коллективного чтения, усиления контроля над чтением со стороны классных руководителей и работе библиотекаря по привлечению читателей. Также велась индивидуальная работа с классными руководителями малочитающих классов по нахождению путей активизации читательской активности: проводились воспитательные мероприятия, велась разъяснительная работа о пользе чтения, привлекались ресурсы библиотеки для организации чтения программных произведений в полном объёме.

В течение года велась активная работа по привлечению читателей в библиотеку:

1)проводились различные воспитательные мероприятия (выставки, беседы, викторины, уроки с использованием ИКТ);

2)для учащихся и родителей создавались брошюры и рекомендательные списки для внеклассного чтения;

3)на сайте школы велась страничка для родителей с рекомендациями по семейному чтению;

4) уроки по формированию библиотечно-библиографических знаний;

6)налажено сотрудничество с Детской городской библиотекой, сотрудники которой проводили мероприятия, приносили подшивки новых детских журналов;

7)среди классных руководителей велась работа по привлечению к коллективному чтению, силами школы было продолжено комплектование фонда художественной литературы по программе Кушнира;

8)оформлены тематические полки для облегчения выбора книги в библиотеке;

9)в конце каждой четверти проходил конкурс на лучшего читателя и лучший читающий класс (итоги регулярно публиковались на страницах школьного сайта);

10)работа школьной библиотеки регулярно освещалась на сайте образовательного учреждения.

Вывод.

Проводимые мероприятия позволили повысить читаемость, но, к сожалению, не все классы показали системное и систематическое чтение. Для сохранения высоких показателей и улучшения качества чтения необходимо в следующем учебном году продолжить работу по привлечению читателей:

1) провести традиционную акцию «Подари книгу школе»;

2)оформить подписку на новые детские журналы, удовлетворяющие запросам учеников;

3)рекламировать библиотеку во время проведения мероприятий;

4)продолжить совместную работу с классными руководителями по контролю над детским чтением;

5)продолжить традицию выступлений на родительских собраниях с рекомендациями по воспитанию любви к чтению;

6)продолжить создание брошюр для родителей и учеников

6)продолжить оформление тематических полок для облегчения выбора книги в библиотеке;

7)продолжить проведение конкурса на лучшего читателя (ежемесячно);

8)регулярно освещать на сайте образовательного учреждения работу школьной библиотеки.


  1. Посещаемость.


Проводимые массовые мероприятия, книжные выставки библиотечные уроки способствовали поддержанию оптимального уровня посещаемости, и к концу учебного года она составила 11539 посещений (что соответствует средним показателям за последние три года, но на 2620 посещения ниже уровня прошлого года). Посещаемость учебного года отличалась стабильностью и в среднем составила 991 посещений в месяц (45-55 в день). В течение года наблюдались периоды спада посещаемости (в январе, феврале, апреле), связанные с объективными причинами (актированные дни, повышение заболеваемости учащихся, нахождение заведующей библиотекой на больничном).

В целом, показатель посещаемости составил 21,2 (ниже средних показателей за последние пять лет на три книги).


График посещаемости библиотеки за 2007-2012 г.г.




  1. Книговыдача.


Книговыдача за отчетный период составила 11795 книг (норма), что ниже уровня прошлого года на 15 % (2039 книг). При этом наибольшим спросом пользовалась детская и художественная литература, универсальная (справочники и энциклопедии). Также наблюдался повышенный интерес к общественно-политической литературе (книги о ВОВ, о космосе), что было связано с проведением в школе крупных массовых мероприятий и выставок в школьной библиотеке.

Анализ читательских предпочтений показал наличие стабильного спроса на художественную литературу (4466 книг за год), что связано с проводимыми мероприятиями по привлечению к чтению малочитающих классов и желанием учащихся прочитать программные произведений в полном объёме. Также на высоком уровне сохраняется количество книговыдачи детской литературы (3484 книг за год). Регистрируется увеличение спроса на СD информационные носители (с 91 до 180), что связано с формированием медиатеки в количестве 463 экземпляров CD, внедрению электронных приложений к учебникам. В то же время наблюдается снижение интереса к литературе отдела «Народное образование» (в связи с отсутствием подписки в школьной библиотеке, в том числе на методические издания).

Диаграмма книговыдачи по разделам за 2010-2011 уч. год.



Диаграмма книговыдачи по разделам за 2011-2012 уч. год.



Наиболее активно посещали библиотеку классы:

1г, учитель Маврина В.В., (на параллели 1-х классов) – 202 книги;

2в, учитель Никифорова О.Л., (на параллели 2-х классов) – 376 книг;

3а, учитель Ерёмина Ф.И., (на параллели 3-х классов) – 450 книг;

4а, учитель Самулыжко Л.В., (на параллели 4-х классов) – 361 книга.
Лучшими читателями стали:

1)среди 1-х классов

Гостюхина Софья, 32 книги, 1б;

2)среди 2-х классов

Черепенин Михаил, 53 книги, 2в;

3)среди 3-х классов

Туктамышева Мария, 60 книг, 3а;

4)среди 4-х классов

Порошина Александра, 36 книг, 4а.
Наиболее активно посещали библиотеку ученики 2-4-х классов. Среди них выделялись учащиеся 3а класса (450 книг), 2в (376), 4а (361), 3в (283), 3г (298), 4а (361). В этих классах осуществлялось планомерное и систематическое (и системное) руководство детским чтением. По сравнению с прошлым годом наблюдается рост числа прочитанных книг в классах:

  1. 2а –712 (в прошлом году – 325), учитель Закирова А.В.;

  2. 2в- 376 (в прошлом году – 217), учитель Никифорова О.Л.;

  3. 2г – 152 (в прошлом году – 98), учитель Пономаренко О.И.;

  4. 4в – 280 (в прошлом году – 263), учитель Цыба И.В.

Диаграмма читаемости за 2007-2012 гг.



Кроме обслуживания учащихся на абонементе проводилась работа по информационному сопровождению учебного процесса, выдача литературы учителям для коллективного чтения на уроках, организовано методическое обслуживание педагогов (использование ресурсов сети Интернет, пополнение фонда методической литературы). Также для преподавателей регулярно печатались рекомендательные списки для внеклассного чтения учащихся и информационные листки «Календарь знаменательных дат». Продолжалась работа над папкой «Методические материалы (в помощь учителю)», создана папка «Взаимодействие семьи, классных руководителей и библиотеки в формировании читателя». В рамках празднования Года учителя была создана папка «Стихи об учителе», материалы которой использовались для подготовки учащихся к конкурсу чтецов «Учитель, перед именем твоим…».

В 2011-2012 учебном году была продолжена работа по формированию отдела художественной литературы для коллективного чтения по программе Кушнира: составлены списки литературы, необходимой для приобретения, дополнены имеющиеся собрания книг подаренными изданиями (полученными в рамках акции «Подари книгу школьной библиотеке»). Данной литературой в течение года воспользовались 9 учителей (в прошлом году -15), объем книговыдачи составил 792 книги (в прошлом году - 1427 книг):

  1. Маврина В.В., 1г класс, - 101 книга;

  2. Пономаренко О.И., 2 б класс, - 27 книг;

  3. Бондаренко Н.В., 2г класс, - 37 книг;

  4. Ерёмина Ф.И.,3а класс, - 108 книг;

  5. Коваленко Л.А., 3в класс, - 122 книги;

  6. Аксёнова, 3г класс, 147 книг;

  7. Самулыжко Л.В., 4а класс, -162 книги;

  8. Цыба И.В., 4в класс, - 109 книг;

  9. Коновалова Т.В., 4г класс, - 87 книг.

Снижение числа пользователей фонда Кушнира объясняется тем, что по программе «Школа 21 века» получены учебные хрестоматии по литературному чтению. Работа по данному комплексу полностью обеспечивает учащихся дополнительным чтением.

Вывод.

В целом, библиотека на должном уровне справлялась с задачей по сопровождению учебно-воспитательного процесса информационным обслуживанием обучающихся и педагогических работников.

Положительным моментом стало то, что благодаря использованию художественной литературы по школьной программе из фондов школьной библиотеки к чтению были привлечены ранее малочитающие классы. Поддерживается активность читателей библиотеки (441 в прошлом году, 438 – в текущем). Наблюдается повышение читаемости в 2а,2в,2г,4в классах. В то же время, сохраняется тенденция к снижению книговыдачи в 1,4-х классах (дети читают лишь программные произведения и журналы). Для повышения уровня чтения необходимо в следующем году больше внимания уделять привлечению к чтению первоклассников и старших классов:

  1. Проводить системный анализ чтения.

  2. Изучать читательский спрос (при помощи классных руководителей), формировать банк литературы в помощь в работе над проектами.

  3. Осуществлять руководство детским чтением при помощи рекомендательных списков, оформления тематических полок, выставок, проведения библиотечных уроков и других мероприятий (см. пункт «Группы читателей»).

  4. Для удовлетворения растущих информационных запросов пользователей вести работу по комплектованию фонда художественной литературой.


  1. Работа с библиотечным фондом.


В течение учебного года проводилась плановая работа по изучению состава фонда и анализу его использования, приему и технической обработке изданий (поступило 185). Также производился учет новых поступлений, пополнение и редактирование картотеки учебников и учебных пособий. Была организована работа открытого фонда и расстановка новых изданий в фонде. Постоянно принимались меры по сохранности фонда: раз в месяц проводился санитарный день, регулярно производился мелкий ремонт книг, принимались меры по своевременному возврату книг в библиотеку.

За отчетный период было произведено списание 148 книг ветхой и морально устаревшей литературы:

  • «Художественная литература» - 77 экземпляров;

  • «Универсальная литература» - 34 экземпляра;

  • «Естественные науки» - 11 книг;

  • «Прикладные науки» - 3 книги;

  • «Народное образование» - 19 книг;

  • «Общественно-политической науки» - 4 книги.


Поступило в фонд 185 книг, из них:

  • «Общественно-политической науки» - 1 экземпляр;

  • «Народное образование» - 180 экземпляров;

  • CD – 289 экземпляров;

  • «Универсальная литература» - 34 книги.

Итого, библиотечный фонд на конец учебного года составил 4044 книги.


Разделы книжного фонда.


При изучении состава фонда было выявлено:

1)методическая литература стабильно пополняется новыми изданиями, но, в то же время, отсутствует финансирование на приобретение подписки на периодические издания для учителей;

2)детская литература является ветхой (средний «возраст» книг 15 лет), также недостаточно пополняется новыми книгами;

3)в отделе художественной литературы для 2-4 имеются не все запрашиваемые читателями книги;

4) в текущем году практически не произошло пополнение отдела художественной литературы новыми книгами, а имеющиеся издания уже обветшали;

4)в отделе «Журналы» имеющиеся издания недостаточно удовлетворяли запросы учеников (особенно 1-х и 4-х классов). Не улучшило ситуацию и то, что подписка журналов была отложена по финансовым причинам.

В течение года была проведена работа по решению данных вопросов:

1) в течение года был значительно обновлён фонд раздела «Народное образование» (в библиотеку поступила 180 книг);

2) в течение года был значительно пополнен фонд медиатеки (в библиотеку поступила 289 дисков, в основном, электронные приложения к учебникам);

3)проведена традиционная акция «Подари книгу школьной библиотеке», в рамках которой ученики подарили более 50 книг и журналов;

4)для коллективного чтения программных произведений были задействованы ресурсы учебного фонда списанных и неиспользуемых в процессе обучения учебников;

5) для удовлетворения информационных запросов пользователей активно использовался интернет: в течение года выдано 145 интернет-справок.

Также наряду с внутрибиблиотечной работой с фондом библиотекарем велось обслуживание на внутрибиблиотечном абонементе (школы № 2,6,10,11,14) в ходе которого было выдано 183 учебников (в прошлом году – 148).

Вывод.

Таким образом, в течение года был обеспечен свободный доступ пользователей к носителям информации, соблюдался требуемый режим систематизированного хранения и физической сохранности библиотечного фонда. В следующем учебном году планируется продолжить работу:

1)по списанию ветхой и морально-устаревшей литературы;

2)по проведению традиционной акции «Подари книгу школе»;

3)с фондом чтения по программе А.М.Кушнира (оформление новых поступлений, учёт, классификация, расстановка и соблюдение сохранности);

4)с Центральной городской детской библиотекой по снабжению школы разнообразными детскими журналами.



  1. Работа по пропаганде библиотечно-библиографических знаний. Справочно-библиографическая работа.



В библиотеке ведется справочно-библиографический аппарат на основе учета возрастных особенностей пользователей. Имеется алфавитный и систематический каталоги, картотека безынвентарного учета. В течение года заведующая библиотекой составляла рекомендательные списки (ко Дню космонавтики, к Дню Победы в ВОВ, списки для внеклассного чтения и др.), продолжала работу над папкой «Рекомендательные списки мероприятий» в помощь учителям при подготовке к классным часам и мероприятиям.

Заведующая библиотекой знакомила учащихся с необходимым минимумом библиотечно-библиографических знаний, провела уроки библиотечно-библиографической грамотности:

  1. Экскурсия в библиотеку. (1-е классы).

  2. Первое посещение библиотеки.(1-е классы).

  3. Выбор книги в библиотеке. (ГПД).

  4. «Путешествие в страну Журналию»: урок с использованием ИКТ (Газеты и журналы для младших школьников) -1-4-е классы.

  5. Строение книги. (2-4 классы).

  6. Детские энциклопедии. (4в класс).

  7. Энциклопедии о природе (4в класс)

Всего в течение года было проведёно 20 библиотечных уроков. В результате работы по данному направлению пользователи стали лучше ориентироваться в фонде, самостоятельно находить нужную информацию. К сожалению, не все запланированные уроки были проведены. В то же время, блок библиотечно-библиографических знаний всегда присутствовал на проводимых воспитательных мероприятиях. Таким образом, в следующем учебном году необходимо больше внимания уделять проведению библиотечных уроков в полном объёме.

В прошедшем учебном году библиотека успешно справлялась со справочно-библиографической работой: было выдано 23 библиотечных справок (в прошлом году 74), 145 интернет-справок (в прошлом году – 33). Случаи отказов (в связи с отсутствием литературы) были единичными.

Вывод:

В следующем учебном году необходимо больше внимания уделять проведению библиотечных уроков в полном объёме.


  1. Воспитательная работа.


Одним из основных направлений деятельности библиотеки является создание воспитательной среды в библиотеке; воспитание культурного и гражданского самосознания, любви к окружающей природе, Родине, семье формами и методами индивидуальной и массовой работы.

В течение года заведующей библиотекой было проведено 58 различных массовых мероприятий по следующим направлениям:

Диаграмма мероприятий



Годы

Всего

Крупные

массовые мероприятия

Открытые

просмотры

Библиотечные

уроки

Книжные выставки

Беседы, обзоры

Прочие

Библ. справки

Выход в интернет

2010-2011

77

2

-

18

22

1

34

74

33

2011-2012

58

2

3

20

15

1

17

23

145

1. Патриотическое воспитание:

-конкурс чтецов «родина моя – Россия» (1-4 классы)

-ко Дню рождения города прошла выставка «С днём рождения, Нягань!»;

-ко Дню рождения ХМАО оформлена краеведческая полка «Югра - мой край родной!», выставка «Милая моя и нежная Югра», проведён урок-игра «Югра – мой край родной» (1-4 классы школы и 4-е классы-участники олимпиады «Юниор-2012»).

-выставка «Ваши права и обязанности» (ко Дню Конституции);

-выставка «С честью исполнили воинский долг;

-выставка «Защитники Отечества»;

-выставка «Читаем о Великой Отечественной войне»;

-выставка «Пионеры-герои»;

-оформлена папка «Стихи о космосе»;

-ко Дню космонавтики проведена книжная выставка «Первые космонавты»;

- выставка «300 лет со дня рождения М.В.Ломоносова.
Вывод.

Запланированные выставки и мероприятия способствовали воспитанию патриотизма. Особый интерес у школьников вызвали мероприятия с использованием ИКТ.

Наибольший интерес вызвал урок-игра «Югра- мой край родной». В рамках уроки дети узнали много нового и интересного о животном и растительном мире родного края, приняли участие в викторине, отгадывали загадки, просмотрели клипы и животных ХМАО: волке, олене, буром медведе.
Проведённые мероприятия способствовали формированию чувства гордости за свою страну, любви к родному краю.

В следующем учебном году планируется продолжить работу в данном направлении:

-создать уроки с ИКТ, посвящённые героическим страницам ВОВ;

-создать уроки с ИКТ, посвящённые истории родного города;

-создать уроки с ИКТ, посвящённые космонавтике.
2. Воспитание любви к родному краю (краеведческое направление работы):

- выставка «С Днём рождения, Нягань!»;

-ко Дню рождения ХМАО оформлена краеведческая полка «Югра - мой край родной!», выставка «Милая моя и нежная Югра», проведён урок-игра «Югра – мой край родной» (1-4 классы);

- работа тематической полки «О Родине»;

-выставка «С честью исполнили воинский долг;

-выставка «Внимание, пешеход!»;

Вывод.

В прошедшем году краеведческое направление работы было представлено выставкой, работой тематической полки и крупным массовым мероприятием «Югра – мой край родной». В ходе урока дети и из прочитанных книг ученики узнали много нового об истории родного города и природе края.

В следующем году планируется продолжить работу в данном направлении и в дополнение к традиционным мероприятиям добавить:

1)оформить стенд «Югра – наш край родной»;

2)создать и провести урок с ИКТ «Нягань – история города»;

3)создать рекомендательный список о Нягани.
3. Воспитание любви и бережного отношения к природе:

- литературное чтение по рассказам Бианки «Мышонок Пик» (1в);

- краеведческая полка «Югра - мой край родной!», выставка «Милая моя и нежная Югра», проведён урок-игра «Югра – мой край родной» (1-4 классы);

-урок –открытие «Северный олень» (1а,1г,2б,3б,4гклассы);

-книжная выставка «В гостях у дедушки Корнея» (к юбилею Чуковского);

-книжная выставка «Хлеб – всему голова!»;

- книжная выставка «Винни-Пух и все-все-все» (к юбилею Милна);

-книжная выставка «Растрёпанный воробей» (к юбилею Паустовского);

-книжная выставка «Лесной котёнок (к юбилею Чарушина);

Вывод.

Экологическое направление работы в прошедшем году прошло в полном объёме. Проведённые мероприятия были направлены на воспитание любви и бережного отношения к природе.

В следующем году планируется проложить работу в данном направлении и в дополнение к традиционным мероприятиям добавить викторины по произведениям русских писателей, посвящённых теме природы.
4. Воспитание любви к семье:

-выставка «О маме!»;

-выставка ко Дню защитника Отечества «Защитники Отечества»;

- созданы брошюры для родителей и детей «Семейное чтение» (рекомендации для родителей), «Библиотека рекомендует: списки литературы для внеклассного чтения» (для 1-5 классов);

- для родителей даны рекомендации по развитию семейного чтения, помещены на сайте школы (страничка «Школьная библиотека»);

- создана методическая папка «Взаимодействие семьи, классных руководителей и библиотеки в формировании читателя- ребёнка»;

- создана методическая папка «Семейное чтение»;

-создана методическая папка «Стихи о маме».

Вывод.

В библиотеке были проведены разнообразные мероприятия, направленные на воспитание любви к семье. Были разработаны беседы для родителей по развитию семейного чтения, используются ресурсы сети Интернет.

В следующем году планируется проведение таких мероприятий, как: выставки, составление рекомендательных списков литературы ко Дню Матери и Дню семьи, подбор стихов к конкурсу чтецов стихов о маме, проведение бесед на родительских собраниях, создание печатной продукции для родителей.
5. Знакомство с лучшими образцами русской и зарубежной литературы:

- литературное чтение по рассказам Бианки «Мышонок Пик» (1в);

-книжная выставка «В гостях у дедушки Корнея» (к юбилею Чуковского);

- книжная выставка «Винни-Пух и все-все-все» (к юбилею Милна);

-книжная выставка «Растрёпанный воробей» (к юбилею Паустовского);

-книжная выставка «Лесной котёнок (к юбилею Чарушина);

-книжная выставка «Путешествие по стране Маршака»;

-книжная выставка «Аленький цветочек» (к юбилею Аксакова);

-книжная выставка «Шутники и затейники» (к уроку по творчеству Н.Носова);

-конкурс чтецов «Родина моя – Россия»;

-конкурс чтецов – «Учитель, перед именем твоим…»;

-конкурс чтецов «Магия слова».
Вывод.
В прошедшем году был запланирован большой объём мероприятий. Викторины и литературные чтения были приурочены к юбилейным датам писателей и сопровождались выставками, рассказами об их жизни о творчестве. Проведено три конкурса чтецов, учащиеся заняли призовые места на муниципальном уровне.

Наибольший интерес возник у учеников к творчеству К.И.Чуковского, что связано с юбилейными торжествами в честь сказочника.

Также в нашей школе состоялся традиционный конкурс чтецов «Магия слова». Конкурс проводился по инициативе Центра детского творчества и в 2012 году был приурочен к празднованию юбилея К.И.Чуковского.

Целью конкурса является выявление детей, творчески одарённых в области декламации и риторики, а также раскрытие литературных способностей участников конкурса.

В отборочном туре приняли участие все ученики школы. В классах были выбраны лучшие чтецы, которые представляли свои классы на школьном конкурсе. В школьном конкурсе участвовали 36 учеников. В ходе мероприятия прозвучали произведения Чуковского и авторские произведения по мотивам сказок поэта. Победителями городского конкурса чтецов стали:


  • Князева Светлана, 2а класс- Гран- При

  • Колмогоров Егор, Сачук Татьяна, 2а класс- 1 место, «Проза»

  • Чепуренко Софья, 2а класс- 1 место, «Авторская поэзия»

  • Чуйкин Илья, 3б класс- 2 место, «Проза»


Во время выступлений дети продемонстрировали артистизм, владение техникой подачи слова, выразительность. Некоторые номера сопровождались музыкальным и видеорядом. Все выступления отмечались не только высокими оценками жюри, но и громкими аплодисментами участников конкурса.

В следующем году в целях воспитания любви к чтению также планируется проведение выставок, литературных чтений, викторин и конкурсов чтецов, посвящённых творчеству писателей-юбиляров.

6. Сотрудничество с Центральной детской библиотекой.
Также было налажено сотрудничество с Центральной детской библиотекой (ЦДБ). С библиотекой заключен договор о поставках литературы для нужд школьной библиотеки. Сотрудники ЦДБ за прошедший год провели на базе школы более 40 мероприятий (в прошлом году – 43):

- «Эта удивительная Пеппи» - литературное путешествие по сказке А.Линдгрен;

-«В гости осень к нам пришла» - литературный утренник;

- «О добре и зле» - занятие;

- «В школьные окна стучится октябрь» - дружеская беседа;

- «Путешествие в Югру» - заочное путешествие по родному краю;

- «Не открывай чужому дверь» - познавательно-игровая программа;

- «Дружные сестрицы - книжные страницы» - урок-игра;

- «В гостях у Бабы-Яги» - кукольное представление;

- «Спешите делать добро» - урок доброты и др.
Вывод.
Мероприятия проходили игровой форме, включали представления кукольного театра, просмотр фрагментов мультфильмов. В следующем году планируется продолжить сотрудничество с ЦДБ.
Воспитательная работа за 2011-12 учебный год.

Вывод.

Проведенные мероприятия способствовали формированию личности учеников, расширяли кругозор и углубляли их знания об истории страны и родного края. Как правило, мероприятия сопровождались книжными выставками и библиографическими обзорами, интегрировано включали библиотечно-библиографические знания. Отмечено, что после проведения мероприятия повышался интерес к чтению, увеличивалось количество посещений.

Положительным моментом в работе библиотеки за прошедший год считаю то, что ходе проведения мероприятий были задействованы разнообразные формы работы работы с читателями, такие, как проведение конкурсов на лучшего читателя, использование ИКТ при проведении библиотечных уроков и воспитательных мероприятий и другие. Также эффективной формой повышения читательской активности стало проведение традиционного конкурса чтецов «Магия слова», в котором приняли участие все ученики школы.

Чтобы привлечь внимание к книжным выставкам, была организована целая цепочка мероприятий, включающая: оформление выставок, проведение викторин, бесед и конкурсов. И все эти мероприятия всегда проводились в системе, объединялись одной темой.

Наряду с традиционными, эффективной формой работы с читателем стало использование ИКТ во время проведения мероприятий. Особенностью детей младшего школьного возраста является то, что у детей преобладает зрительное восприятие, а лучше всего усваивается материал, представленной в игровой форме. Всё это как нельзя лучше сочетается в уроке с использованием ИКТ.

В следующем году планируется продолжение воспитательной работы по данным направлениям.


  1. Информационная работа.


Библиотека в течение года осуществляла сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обеспечением преподавателей, учащихся и их родителей.

Для учителей проводился подбор документов в помощь при подготовке проектов, проведению общешкольных и классных мероприятий. Созданы библиографические списки сценариев мероприятий, ведется подборка стихов к конкурсам чтецов.

Библиотека ведет работу по подбору информации и оформлению выставок и открытых просмотров к семинарам, для подготовки педсоветов. Также осуществляется информационная поддержка при работе над методической темой школы «Совершенствование воспитательной системы школы как одного из направлений повышения качества обучения». В библиотеке ведется картотека, и выпускаются информационные листы по теме «Образование - приоритетный национальный проект», «Программы МБОУ МО г.Нягань «НОШ № 9», «Календарь знаменательных дат на 2011-2012 учебный год», создана папка «ФГОС в начальной школе».

Для преподавателей в течение года работала выставка «Новинки методической литературы», проводился обзор новых учебников, обзор новой методической литературы по всем программам, продолжено оформление папки «Рекомендательные списки литературы к мероприятиям». В рамках празднования Года учителя создана папка «Стихи об учителе». Материалы папки использовались учениками при подготовке к конкурсу чтецов «Мучитель, перед именем твоим…».

Одновременно с этим осуществлялось информационное обслуживание учащихся:

1)на абонементе (438 читателей);

2)по предварительному заказу через ВБА (школа № 3);

3)помощь в подборе литературы для написания рефератов, сообщений, проектов;

4)выдача библиографических справок (23 в течение года) и интернет-справок - 145.
Вывод.

Библиотека справлялась с задачей информационного обеспечения образовательного процесса.

В следующем году планируется продолжить работу в данном направлении:

-продолжить работу по учёту, классификации и расстановке фонда литературы для коллективного чтения по программе А.М.Кушнира;

-продолжить работу по созданию папки «ФГОС в начальной школе», папки «Рекомендательные списки литературы к мероприятиям»;

-продолжить создание тематических рекомендательных списков литературы для облечения выбора книги в библиотеке;

-провести акцию «Я рекомендую» среди читателей библиотеки, оформить «Золотую полку книг» по итогам акции.

11. Повышение квалификации.
В течение года библиотекарь вела работу по самообразованию:

1)осваивала информацию из профессионального издания «Школьная библиотека»;

3)использовала опыт школьных библиотекарей города;

4)организовывала и проводила городские семинары школьных библиотекарей:

1. Роль школьной библиотеки в реализации ФГОС нового поколения.

2. Инновационные формы работы с читателями.

3. Библиографическое описание литературы в библиотеке: обучающий семинар.

5)консультировалась по различным вопросам с заведующими школьными библиотеками.

В следующем году планируется расширение объема библиотечно-информационных услуг на основе использования новых технологий (информации на электронных носителях, Интернет).

Отчет о работе с учебным фондом
В указанные сроки заведующей библиотекой совместно с заместителем директора по УМР и руководителем ШМО был составлен заказ на учебники в количестве 1573 экземпляра, который был утвержден директором школы.

Заказанная литература пришла в до начала учебного года в объёме 1468 учебников (93 % от заявленного количества). В предоставленном списке учебников, утверждённых для поставки в общеобразовательное учреждение, отсутствовало 3 наименования учебных изданий. В количественном отношении заказ сократился с на 105 экземпляров. Отсутствовали учебники Геронимус Т.М. Технология. 1 класс (70 штук) и Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 класс (35 штук).

В течение учебного года решался вопрос по обеспечению учебного процесса необходимой литературой: были получены субвенции на приобретение учебников, благодаря которой школа была на 100% укомплектована учебной литературой по всем предметам. Объем учебного фонда на конец учебного года составил 11355 изданий. В течение полугодия было произведено списание 4383 ветхих и устаревших учебников.

Прием и техническая обработка поступивших учебников производилась в течение 3-х дней со дня поступления. Выдача и прием учебных изданий осуществлялась классным руководителям по удобному для них графику.

В течение года объем книговыдачи составил 7050 учебников (в прошлом году –8618). Обращаемость составила 94 % .

Заведующая библиотекой в течение года проводила информирование учителей о новых поступлениях учебников, был подготовлен открытый просмотр новых изданий.

В течение года проводилась работа по сохранности учебного фонда:

1)велись групповые и индивидуальные беседы о правилах обращения с книгами;

2)производился мелкий ремонт изданий;

3)классным руководителям выданы «Листы возврата учебников»;

4)усилен контроль библиотекарем и классными руководителями за состоянием принимаемых учебников;

5) к работе по приёму учебников были привлечены учащиеся старших классов, которые помогали собрать учебники, убрать в них помарки и размесить книги в книгохранилище.

В целом, библиотека справилась с задачей обеспечения учебного процесса необходимой учебной литературой, соблюдались меры по обеспечению сохранности и рационального использования учебного фонда.

Вывод.

В 2011-2012 учебном году библиотека выполняла цели и задачи, поставленные на учебный год, запланированные мероприятия проводились в соответствии с планом работы библиотеки.

В течение года проведено несколько крупных массовых мероприятия (конкурс чтецов «Магия слова», урок-игра «Югра- мой край родной», конкурс чтецов «Учитель, перед именем твоим…», конкурс чтецов «родина моя – Россия»?» и 55 различных мероприятий других форм (беседы, уроки, викторины)).

В течение года также были выявлены следующие проблемы:

  1. недостаточная укомплектованность книжного фонда детской, художественной и периодической литературой;

  2. низкий уровень чтения в классах: 1а (96 книг), 4б (42), 4г (107);

  3. отсутствие подписки на периодические издания для учащихся и педагогов;

  4. отсутствие проектора для полноценного проведения библиотечных уроков.


Таким образом, в 2012-2013 учебном году перед библиотекой, наряду с основными, будут решаться следующие задачи:

  1. организация и проведение библиотечных уроков в запланированные сроки в соответствии с утвержденным директором графиком;

  2. организация регулярной работы библиотечного актива;

  3. комплектование книжного фонда детской и художественной литературой (через организацию благотворительной акции «Подари книгу школе» в рамках Недели чтения, помощь спонсоров);

5) повышение уровня чтения в классах за счет совместной работы с классными руководителями, администрацией школы по привлечению учащихся к систематическому чтению;

6) пополнение материально технической базы библиотеки проектором для полноценного проведения уроков и мероприятий.
Подготовила

заведующая библиотекой
______________________

Зинковская Н.С.