Главная страница

Анализ этического содержания пословиц, поговорок, цитат. Пословицы, поговорки, цитаты используются как



Скачать 118.8 Kb.
Название Анализ этического содержания пословиц, поговорок, цитат. Пословицы, поговорки, цитаты используются как
Дата 23.04.2016
Размер 118.8 Kb.
Тип Анализ



Анализ этического содержания пословиц, поговорок, цитат.

Пословицы, поговорки, цитаты используются как:

А) иллюстративный материал, подтверждающий проводимую учителем мысль.

Б) создания ситуаций размышления, раздумья.

Работа над цитатой.

  1. Объяснение незнакомых слов.

  2. Раскрытие смысла цитаты.

  3. Размышление над цитатой «Обладай добрым, чистым и сияющим сердцем».

  4. Составьте предложения со словами: Обладай

Чистое сердце

Доброе сердце


Сияющее сердце
Запоминание цитат посредством игр.

  1. Игра «Словесный волейбол» передавая мяч, дети поочередно говорят последующее слово из цитаты.

  2. Игра «Паровозик» Для игры приглашаются несколько человек. Они выстраиваются в шеренгу и будут представлять паровозик. Каждый вагончик будет назван, словом из цитаты. Поезд может отправиться в путешествие, если все вагончики правильно назовут свои имена. Остальные дети будут регулировщиками. «Важны не рассуждения о доброй жизни, а добрые дела».

  3. Игра «Громко, тихо».


Анализ проблемных вопросов

. Проблемным вопрос является лишь в том случае, если в нем просматривается противоречие между чем-то известным и новым или иным взглядом на общеизвестное. Это противоречие отражается в структуре вопроса: в нем явно выделяются две части. Например:

 Можно ли дружить с человеком, который менее интересен, менее развит, чем ты? Ведь дружба должна обогащать?

  • Существует понятие «бескорыстная дружба». Означает ли это, что может быть «корыстная дружба»?


Анализ нравственных проблемных ситуаций.

Оценочная деятельность развертывается на основе анализа конкретных жизненных ситуаций, соотнесения действий и поступков их участников с этическими нормами и принципами.

Важно, чтобы школьники в процессе анализа решили для себя некоторую нравственную проблему

Так, например, для подростков свойственно не различать понятия «смелость», «храбрость» и «лихачество». Можно предложить детям следующую ситуацию:

Два друга ехали в автобусе и стали свидетелями такой сцены – пассажиры сгрудились у выхода, спеша сойти на остановке, и двое мужчин добрались до него в тот момент, когда автобус тронулся. Один из них выскочил на ходу, другой остановился, прыгать не стал. «Струсил» прокомментировал его действия один из приятелей. В этот момент пассажир повернулся лицом к ребятам, и они увидели на лацкане его пиджака Звезду Героя России.

Итак, возникает явное противоречие: все знают, что высшей наградой Родины удостаиваются отважные люди, вместе с тем, по мнению подростков, поступок пассажира свидетельствует об обратном. Разрешив это противоречие, дети приходят к осмыслению истинной сущности человеческой смелости, храбрости, отваги.
Дилемма

Джуди 12 лет. Мать пообещала ей, что девочка сможет пойти на концерт рок-ансамбля, если соберет деньги на билет, оставляя их от завтраков и подрабатывая няней. Джуди удалось собрать 15 долларов (стоимость билета) и еще пять дополнительно, Но мать внезапно переменила решение, сообщив, что хочет купить на эти деньги школьное платье. Джуди ужасно разочарована и готова любой ценой попасть на концерт. В итоге она потихоньку купила билет, а матери сообщила, у нее есть всего 5 долларов. В субботу вечером она пошла на концерт, а матери сказала, что гуляла с подругой. Прошла неделя, и мать ничего не знала. Однажды Джуди рассказала о случившемся своей старшей сестре Луизе. Луиза обдумывает, должна ли она сообщить матери.

Вопросы:

Должна ли Луиза сообщить матери о том, что Джуди солгала, или она должна сохранить случившееся в тайне?

Обдумывая, что делать, Луиза все время помнит, что Джуди – ее родная сестра. А как, на ваш взгляд, должно ли это играть какую – то роль в принимаемом решении?

Если Луиза расскажет матери, означает ли это, что она хорошая дочь?

Важен ли в данной ситуации факт, что Джуди сама заработала на билет?

  • Мать обещала Джуди, что пойдет на концерт, если соберет деньги. Важен ли этот факт в данной ситуации?

  • Почему надо держать данное слово?

  • Так ли важно сдержать слово, данное человеку малознакомому или тому, кого никогда больше не увидишь?

  • Что наш ваш взгляд, самое важное в отношении матери к дочке?

  • На чем строится материнский авторитет? На чем должно строиться отношение дочери к матери?

  • Что, на ваш взгляд, должна все же сделать Луиза?


В результате проведенного Л. Кольбергом исследования были выделены

Пять основных характеристик моральной дилеммы. Она должна:

  • иметь отношение к реальной жизни учащихся;

  • быть по возможности простой для понимания;

  • быть не законченной;

  • включать два и более вопросов, наполненных нравственным содержанием.


Альтернативный выбор

Прием, позволяющий на основе обсуждения выборов детей стимулировать развитие их ценностного сознания. Возможны два варианта его использования.

Первый: Учащиеся записывают тот вариант, который они выбрали, и отдают свои записи учителю.

Второй: дети отвечают устно, друг за другом, по кругу.

Так, при изучении темы «Доброта» можно предложить следующую ситуацию с альтернативным выбором:

Классный руководитель объявил ребятам, что на елку в театр удалось достать 18 билетов, и сказал: «Вас в классе 35 человек. Я вас всех люблю и не могу решить, кому не идти. Сделайте сами. Я предлагаю несколько вариантов решения этой проблемы, выберите тот, который вы считаете самым лучшим, или предложите, как сделать по-другому»

Как бы ты поступил в этой ситуации?

  • предложу тянуть жребий, чтобы не было обидно;

  • предложу решить голосованием, кто достоин получить билет;

  • предложу отдать билет тем, кто заслужил их хорошей учебой и активной работой;

  • подниму руку сам, что не пойду, уступлю другим;

  • другое решение.

А теперь давайте проанализируем, какой вариант свидетельствует об истинно добром, чутком отношении к другому…..

Всегда ли справедливое решение является добрым?

Как соотносятся справедливость и доброта?
С целью развития чуткости, пробуждения у детей стремления понимать состояние другого человека и умения проявлять это понимание можно использовать такую ситуацию.

Света долго и упорно готовилась к уроку истории. Она выучила все, что задал учитель, продумала как будет отвечать завтра на уроке, выстроила свой ответ. Но на следующий день, когда учитель спросил, вдруг растерялась и не смогла рассказать все так, как хотела. Учитель недовольно покачал головой и поставил ей тройку. После урока все вышли из класса, она сидела за партой, опустив голову. Слезы наварачивались на глаза. К ней подошла подруга и сказала:

  • «Ну что ты расстраиваешься. Сама виновата. Надо было собраться и спокойно все ответить. Я бы на твоем месте сказала, что учила и попросила спросить меня снова»;

  • «Ну что ты плачешь. Подумаешь, тройку получила. Не обращай внимания. Стоит из-за этого расстраиваться»:

  • «Тебе, наверное, так плохо, ведь ты все приготовила и старалась. Я так понимаю тебя»;

  • «Ты ведь все выучила, я знаю. Наверное ты в этот момент просто растерялась и все забыла»;

  • присела бы рядом, обняла ее выслушала все, что Света ей скажет.


Какой из вариантов выбрал бы ты?

В каком из них проявляется больше понимания?

Как научиться понимать других людей?
Приемы организации работы с нравственными понятиями
Для того чтобы помочь ученикам осмыслить, познать сущность любого понятия, необходимо рассматривать его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими противоположными ему. И здесь совместное обсуждение должно сочетаться с самостоятельной индивидуальной работой учащихся: записью, выделением данных понятий и относящимся к ним слова и т.д.
Поиск близких и противоположных понятий

Прием, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими, близкими и противоположными ему. Совместная работа с учениками может строиться двумя способами:

а) учитель предлагает каждому ученику самостоятельно подумать и записать в тетрадь понятия, близкие данному, затем каждый знакомит всех ребят результатами своей деятельности, и составляется общий ряд, анализируются смысловые оттенки, отличающие каждое понятие друг от друга;

б) совместно в процессе обсуждения выстраивается ряд близких по значению нравственных понятий, записывается на доске. Затем каждый в тетради анализирует их смысловое значение.

Запишите слово «дружба». Самостоятельно подумайте и запишите в тетрадь понятия, близкие к нему.

«дружба» - «товарищество» - «приятельские отношения»,

Обсудите в группах, что они обозначают, какие смысловые оттенки вкладывается в каждое из них.

В тех случаях, когда рассматриваются понятия, характеризующие личностные качества, глубокое проникновение в их сущность, требует сравнительного анализа позитивных и негативных свойств. То есть, после выделения близких понятий идет поиск противоположных по смыслу.

Запишите слово «Достоинство».

Разделите лист на две части.

1. Выстройте ряд близких по значению понятий. ( в левой части)

2. Определить понятия, характеризующие, отрицательные проявления тех же свойств и качеств в человеке. ( в правой части)

3. Сравните записанные понятия

достоинство эгоизм

гордость гордыня

самоуважение высокомерие

самолюбие самовлюбленность

честь тщеславие

Сравнительный анализ данных понятий поможет ученикам осознать, что позитивные человеческие качества и свойства способны перейти в свою противоположность, если отсутствует чувство меры, гармония их с другими нравственными качествами.


Выделение слов, выражающих смысл понятия.

Для того, чтобы глубоко проникнуть в смысл нравственных понятий, можно предложить детям тексты, содержание которых позволит им совершить для себя открытия и по – новому осмыслить сущность человеческих отношений и поступков. Особое место среди таких источников занимают мудрые мысли и притчи. Так, анализируя с детьми сущность такого явления, как «любовь», организуем индивидуальную работу по карточкам.

1. Прочитайте. Подчеркните слова, которые относятся к слову «любовь» и выражают ее сущность.

«Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится.

Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется не правде, а сорадуется истине.

Все покрывает, всему верит, всегда надеется, все переносит, любовь никогда не уходит».

2. Прочитайте слова в группах, обсудите.
Определение понятий

Данная работа помогает выяснить, какие ассоциации возникают у учащихся в связи с данным понятием, создает возможность для более глубокого и тонкого понимания его сущности.
1. На доске записать слово «любовь»

2. Составить ассоциативный ряд слов к нему.

3 Назовите слова, которые у вас связаны со словом любовь.

4. Напишите общее определение любви.

2 вариант

1 На доске записать слово «любовь»

2. Дополнить его глаголами, отвечая на вопрос «Что делает любовь».

3. Прочитайте. Обсудите.
Коммуникативное письмо

Значение нравственной активизации личности, в основе которых лежит запись своих мыслей в письменной форме, нельзя недооценить т.к. основным условием нравственного развития личности является погружение человека в свой внутренний мир, актуализация своего жизненного опыта, пробуждение нравственных чувств, эмоций, мыслей их рефлексия – самонаблюдение и самоанализ внутренних состояний, действий. В высшей степени такая возможность создается тогда, когда, выполняя задание ученик остается наедине с листом бумаги, безмолвным собеседником, которому он поверяет свои мысли и чувства. В процессе занятий необходимо создать такие ситуации погружения в себя. А уж потом, если есть такая необходимость и возможность, - поделиться своим открытием с другими. Существует целый ряд приемов, которые можно объединить под названием коммуникативное письмо. В основе таких приемов лежит 1) сообщение посылаемое себе и другим.
2)Незаконченное предложение

Детям даются предложения, закончить которые они должны сами. Предложения могут быть составлены от первого лица – и в этом случае ребенок должен определить свои действия, мысли, чувства в описываемой ситуации.

Предложения составленные от третьего лица, побуждают ученика определить действия другого человека – и в этом случае ребенок как бы проецирует на поведение другого человека свой собственный способ действия, мысли, чувства возникающие в подобной ситуации.

Так, для того чтобы привести детей к осознанию того, что в основе доброго, заботливого отношения к людям лежит способность понимания их состояния и проявлять сочувствие, можно предложить следующие задания:

  • Когда я пришел домой, мама только что вернулась с работы. Ужин был еще не готов. Я спросил…..

  • Маленькая сестренка пожаловалась, что с ней детишки не играют. Я пошел во двор и…..

  • В классе был мальчик, которого почему – то не любили, мне…

  • У кассы магазина плакала девочка, потерявшая деньги. У меня не было денег, чтобы ей помочь. Я……


2 вариант

Закончите предложения:

  • Я показываю своей маме, что люблю ее…..

  • Я могу показать папе, что забочусь о нем, когда я …..

  • Я хочу, чтобы мой друг знал, что он мне дорог. Поэтому я …..

  • Я забочусь о себе, и поэтому я ….

  • Я могу показать незнакомым людям, что отношусь к ним с уважением. Я…..


Контраргументы

Прием, позволяющий организовать самоубеждение учащихся в ценности тех или иных нравственных норм, явлений, отношений, способности к решению, совершенствовать самого себя. С помощью этого приема можно начать беседу, дискуссию, ответ на любой проблемный вопрос.

Например, по вопросу «Нужен ли человеку идеал?»

  1. Лист бумаги разделить на две части.

  2. В левой части записать аргументы против идеала, а затем в правой – контраргументы подтверждающее противное.

А

Я знаю людей, у которых нет идеала, и они прекрасно

живут


Я знаю людей, которые живу с идеал. Идеал помогает человеку не останавливаться на достигнутом

Я не хочу быть повторением кого – либо. Я индивидуальность.

Я не буду повторением, я возьму лучшее в нем и при этом останусь индивидуальностью

Он будет мне мешать. В жизни возникают ситуации, когда мне придется вступать в противоречие с идеалом.

Он будет сдерживать меня от многих необдуманных поступков, от того, о чем впоследствии я могу пожалеть.








Б

Идеалы мешают человеку жить сегодняшним днем и воспринимать все таким, какое оно есть в действительности. Идеалы недостижимы изначально. Они формируют стереотипы, мешают жить в реальности.

Идеалы позволяют ориентироваться на что-то высшее, помогают самосовершенствоваться, расти. Деятельность и жизнь становятся целенаправленными.




  1. Прочитать свои аргументы и контраргументы.

  2. Провести дискуссию о сущности и смысле идеала.


2 вариант



  1. Составьте список ваших слабых сторон на левой стороне листа.

  2. На правой стороне против каждого пункта укажите положительное, что ему можно противопоставить.




Ни одному кто меня знает, я не нравлюсь.

Те, кто действительно меня знает, относятся ко мне хорошо.

Я ленив, мне очень трудно заставить себя готовиться к занятиям

Я могу быть волевым человеком. Я способен, когда это необходимо, собраться и выполнить все, что наметил.




  1. Работа в парах. Разверните и дайте обоснование контраргументам. Найдите подходящие примеры.


Напиши письмо
Ученику предлагается написать письмо самому себе, герою произведения, какому-то персонажу, значимому для него человеку. В этом письме он выразит все свои мысли, переживания по важным для него вопросам. Таким образом, создается ситуация самоисповеди, самораскрытия и внутреннего самоочищения, которая ведет к измене нравственного сознания человека.

Ранжирование
Метод, дающий возможность диагностировать ценностные предпочтения учащихся и прием, позволяющий осознать и осмыслить свой выбор. Ранжировать, то есть распределять предметы ,явления по степени их значимости.

Первый прием – когда список ценностей предлагается в готовом виде, а он должен выстроить ранговый ряд, расположив их от наиболее значимого до наименее значимого.

Второй прием – когда ученикам предлагается самим определить содержание ранжируемых понятий, а а уже затем определить их по степени значимости для себя.

Задание 1.

А) Возьмите лист бумаги и согните его три раза пополам, хорошо зафиксировав сгибы. В результате, когда лист развернете, на нем ясно выделяются восемь частей.

Б) Запишите в центре каждого из них одно из тех качеств, которые вы цените в людях.

В) А теперь разорвите бумагу по сгибам на восемь частей и разложите листочки в соответствии с тем, какое качество является для вас самым важным, затем менее важным и т.д.

Г) Запишите эти качества в том порядке, как вы их разложили.
Д) Прочитайте и обоснуйте ваш выбор.