|
Анализ этического содержания пословиц, поговорок, цитат. Пословицы, поговорки, цитаты используются как
|
 Скачать 118.8 Kb.
|
Анализ этического содержания пословиц, поговорок, цитат.
Пословицы, поговорки, цитаты используются как:
А) иллюстративный материал, подтверждающий проводимую учителем мысль.
Б) создания ситуаций размышления, раздумья.
Работа над цитатой.
-
Объяснение незнакомых слов.
-
Раскрытие смысла цитаты.
-
Размышление над цитатой «Обладай добрым, чистым и сияющим сердцем».
-
Составьте предложения со словами: Обладай
Чистое сердце
Доброе сердце Сияющее сердце Запоминание цитат посредством игр.
-
Игра «Словесный волейбол» передавая мяч, дети поочередно говорят последующее слово из цитаты.
-
Игра «Паровозик» Для игры приглашаются несколько человек. Они выстраиваются в шеренгу и будут представлять паровозик. Каждый вагончик будет назван, словом из цитаты. Поезд может отправиться в путешествие, если все вагончики правильно назовут свои имена. Остальные дети будут регулировщиками. «Важны не рассуждения о доброй жизни, а добрые дела».
-
Игра «Громко, тихо».
Анализ проблемных вопросов
. Проблемным вопрос является лишь в том случае, если в нем просматривается противоречие между чем-то известным и новым или иным взглядом на общеизвестное. Это противоречие отражается в структуре вопроса: в нем явно выделяются две части. Например:
Можно ли дружить с человеком, который менее интересен, менее развит, чем ты? Ведь дружба должна обогащать?
-
Существует понятие «бескорыстная дружба». Означает ли это, что может быть «корыстная дружба»?
Анализ нравственных проблемных ситуаций.
Оценочная деятельность развертывается на основе анализа конкретных жизненных ситуаций, соотнесения действий и поступков их участников с этическими нормами и принципами.
Важно, чтобы школьники в процессе анализа решили для себя некоторую нравственную проблему
Так, например, для подростков свойственно не различать понятия «смелость», «храбрость» и «лихачество». Можно предложить детям следующую ситуацию:
Два друга ехали в автобусе и стали свидетелями такой сцены – пассажиры сгрудились у выхода, спеша сойти на остановке, и двое мужчин добрались до него в тот момент, когда автобус тронулся. Один из них выскочил на ходу, другой остановился, прыгать не стал. «Струсил» прокомментировал его действия один из приятелей. В этот момент пассажир повернулся лицом к ребятам, и они увидели на лацкане его пиджака Звезду Героя России.
Итак, возникает явное противоречие: все знают, что высшей наградой Родины удостаиваются отважные люди, вместе с тем, по мнению подростков, поступок пассажира свидетельствует об обратном. Разрешив это противоречие, дети приходят к осмыслению истинной сущности человеческой смелости, храбрости, отваги. Дилемма
Джуди 12 лет. Мать пообещала ей, что девочка сможет пойти на концерт рок-ансамбля, если соберет деньги на билет, оставляя их от завтраков и подрабатывая няней. Джуди удалось собрать 15 долларов (стоимость билета) и еще пять дополнительно, Но мать внезапно переменила решение, сообщив, что хочет купить на эти деньги школьное платье. Джуди ужасно разочарована и готова любой ценой попасть на концерт. В итоге она потихоньку купила билет, а матери сообщила, у нее есть всего 5 долларов. В субботу вечером она пошла на концерт, а матери сказала, что гуляла с подругой. Прошла неделя, и мать ничего не знала. Однажды Джуди рассказала о случившемся своей старшей сестре Луизе. Луиза обдумывает, должна ли она сообщить матери.
Вопросы:
Должна ли Луиза сообщить матери о том, что Джуди солгала, или она должна сохранить случившееся в тайне?
Обдумывая, что делать, Луиза все время помнит, что Джуди – ее родная сестра. А как, на ваш взгляд, должно ли это играть какую – то роль в принимаемом решении?
Если Луиза расскажет матери, означает ли это, что она хорошая дочь?
Важен ли в данной ситуации факт, что Джуди сама заработала на билет?
-
Мать обещала Джуди, что пойдет на концерт, если соберет деньги. Важен ли этот факт в данной ситуации?
-
Почему надо держать данное слово?
-
Так ли важно сдержать слово, данное человеку малознакомому или тому, кого никогда больше не увидишь?
-
Что наш ваш взгляд, самое важное в отношении матери к дочке?
-
На чем строится материнский авторитет? На чем должно строиться отношение дочери к матери?
-
Что, на ваш взгляд, должна все же сделать Луиза?
В результате проведенного Л. Кольбергом исследования были выделены
Пять основных характеристик моральной дилеммы. Она должна:
-
иметь отношение к реальной жизни учащихся;
-
быть по возможности простой для понимания;
-
быть не законченной;
-
включать два и более вопросов, наполненных нравственным содержанием.
Альтернативный выбор
Прием, позволяющий на основе обсуждения выборов детей стимулировать развитие их ценностного сознания. Возможны два варианта его использования.
Первый: Учащиеся записывают тот вариант, который они выбрали, и отдают свои записи учителю.
Второй: дети отвечают устно, друг за другом, по кругу.
Так, при изучении темы «Доброта» можно предложить следующую ситуацию с альтернативным выбором:
Классный руководитель объявил ребятам, что на елку в театр удалось достать 18 билетов, и сказал: «Вас в классе 35 человек. Я вас всех люблю и не могу решить, кому не идти. Сделайте сами. Я предлагаю несколько вариантов решения этой проблемы, выберите тот, который вы считаете самым лучшим, или предложите, как сделать по-другому»
Как бы ты поступил в этой ситуации?
-
предложу тянуть жребий, чтобы не было обидно;
-
предложу решить голосованием, кто достоин получить билет;
-
предложу отдать билет тем, кто заслужил их хорошей учебой и активной работой;
-
подниму руку сам, что не пойду, уступлю другим;
-
другое решение.
А теперь давайте проанализируем, какой вариант свидетельствует об истинно добром, чутком отношении к другому…..
Всегда ли справедливое решение является добрым?
Как соотносятся справедливость и доброта? С целью развития чуткости, пробуждения у детей стремления понимать состояние другого человека и умения проявлять это понимание можно использовать такую ситуацию.
Света долго и упорно готовилась к уроку истории. Она выучила все, что задал учитель, продумала как будет отвечать завтра на уроке, выстроила свой ответ. Но на следующий день, когда учитель спросил, вдруг растерялась и не смогла рассказать все так, как хотела. Учитель недовольно покачал головой и поставил ей тройку. После урока все вышли из класса, она сидела за партой, опустив голову. Слезы наварачивались на глаза. К ней подошла подруга и сказала:
-
«Ну что ты расстраиваешься. Сама виновата. Надо было собраться и спокойно все ответить. Я бы на твоем месте сказала, что учила и попросила спросить меня снова»;
-
«Ну что ты плачешь. Подумаешь, тройку получила. Не обращай внимания. Стоит из-за этого расстраиваться»:
-
«Тебе, наверное, так плохо, ведь ты все приготовила и старалась. Я так понимаю тебя»;
-
«Ты ведь все выучила, я знаю. Наверное ты в этот момент просто растерялась и все забыла»;
-
присела бы рядом, обняла ее выслушала все, что Света ей скажет.
Какой из вариантов выбрал бы ты?
В каком из них проявляется больше понимания?
Как научиться понимать других людей? Приемы организации работы с нравственными понятиями Для того чтобы помочь ученикам осмыслить, познать сущность любого понятия, необходимо рассматривать его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими противоположными ему. И здесь совместное обсуждение должно сочетаться с самостоятельной индивидуальной работой учащихся: записью, выделением данных понятий и относящимся к ним слова и т.д. Поиск близких и противоположных понятий
Прием, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими, близкими и противоположными ему. Совместная работа с учениками может строиться двумя способами:
а) учитель предлагает каждому ученику самостоятельно подумать и записать в тетрадь понятия, близкие данному, затем каждый знакомит всех ребят результатами своей деятельности, и составляется общий ряд, анализируются смысловые оттенки, отличающие каждое понятие друг от друга;
б) совместно в процессе обсуждения выстраивается ряд близких по значению нравственных понятий, записывается на доске. Затем каждый в тетради анализирует их смысловое значение.
Запишите слово «дружба». Самостоятельно подумайте и запишите в тетрадь понятия, близкие к нему.
«дружба» - «товарищество» - «приятельские отношения»,
Обсудите в группах, что они обозначают, какие смысловые оттенки вкладывается в каждое из них.
В тех случаях, когда рассматриваются понятия, характеризующие личностные качества, глубокое проникновение в их сущность, требует сравнительного анализа позитивных и негативных свойств. То есть, после выделения близких понятий идет поиск противоположных по смыслу.
Запишите слово «Достоинство».
Разделите лист на две части.
1. Выстройте ряд близких по значению понятий. ( в левой части)
2. Определить понятия, характеризующие, отрицательные проявления тех же свойств и качеств в человеке. ( в правой части)
3. Сравните записанные понятия
достоинство эгоизм
гордость гордыня
самоуважение высокомерие
самолюбие самовлюбленность
честь тщеславие
Сравнительный анализ данных понятий поможет ученикам осознать, что позитивные человеческие качества и свойства способны перейти в свою противоположность, если отсутствует чувство меры, гармония их с другими нравственными качествами.
Выделение слов, выражающих смысл понятия.
Для того, чтобы глубоко проникнуть в смысл нравственных понятий, можно предложить детям тексты, содержание которых позволит им совершить для себя открытия и по – новому осмыслить сущность человеческих отношений и поступков. Особое место среди таких источников занимают мудрые мысли и притчи. Так, анализируя с детьми сущность такого явления, как «любовь», организуем индивидуальную работу по карточкам.
1. Прочитайте. Подчеркните слова, которые относятся к слову «любовь» и выражают ее сущность.
«Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится.
Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется не правде, а сорадуется истине.
Все покрывает, всему верит, всегда надеется, все переносит, любовь никогда не уходит».
2. Прочитайте слова в группах, обсудите. Определение понятий
Данная работа помогает выяснить, какие ассоциации возникают у учащихся в связи с данным понятием, создает возможность для более глубокого и тонкого понимания его сущности. 1. На доске записать слово «любовь»
2. Составить ассоциативный ряд слов к нему.
3 Назовите слова, которые у вас связаны со словом любовь.
4. Напишите общее определение любви.
2 вариант
1 На доске записать слово «любовь»
2. Дополнить его глаголами, отвечая на вопрос «Что делает любовь».
3. Прочитайте. Обсудите. Коммуникативное письмо
Значение нравственной активизации личности, в основе которых лежит запись своих мыслей в письменной форме, нельзя недооценить т.к. основным условием нравственного развития личности является погружение человека в свой внутренний мир, актуализация своего жизненного опыта, пробуждение нравственных чувств, эмоций, мыслей их рефлексия – самонаблюдение и самоанализ внутренних состояний, действий. В высшей степени такая возможность создается тогда, когда, выполняя задание ученик остается наедине с листом бумаги, безмолвным собеседником, которому он поверяет свои мысли и чувства. В процессе занятий необходимо создать такие ситуации погружения в себя. А уж потом, если есть такая необходимость и возможность, - поделиться своим открытием с другими. Существует целый ряд приемов, которые можно объединить под названием коммуникативное письмо. В основе таких приемов лежит 1) сообщение посылаемое себе и другим. 2)Незаконченное предложение
Детям даются предложения, закончить которые они должны сами. Предложения могут быть составлены от первого лица – и в этом случае ребенок должен определить свои действия, мысли, чувства в описываемой ситуации.
Предложения составленные от третьего лица, побуждают ученика определить действия другого человека – и в этом случае ребенок как бы проецирует на поведение другого человека свой собственный способ действия, мысли, чувства возникающие в подобной ситуации.
Так, для того чтобы привести детей к осознанию того, что в основе доброго, заботливого отношения к людям лежит способность понимания их состояния и проявлять сочувствие, можно предложить следующие задания:
-
Когда я пришел домой, мама только что вернулась с работы. Ужин был еще не готов. Я спросил…..
-
Маленькая сестренка пожаловалась, что с ней детишки не играют. Я пошел во двор и…..
-
В классе был мальчик, которого почему – то не любили, мне…
-
У кассы магазина плакала девочка, потерявшая деньги. У меня не было денег, чтобы ей помочь. Я……
2 вариант
Закончите предложения:
-
Я показываю своей маме, что люблю ее…..
-
Я могу показать папе, что забочусь о нем, когда я …..
-
Я хочу, чтобы мой друг знал, что он мне дорог. Поэтому я …..
-
Я забочусь о себе, и поэтому я ….
-
Я могу показать незнакомым людям, что отношусь к ним с уважением. Я…..
Контраргументы
Прием, позволяющий организовать самоубеждение учащихся в ценности тех или иных нравственных норм, явлений, отношений, способности к решению, совершенствовать самого себя. С помощью этого приема можно начать беседу, дискуссию, ответ на любой проблемный вопрос.
Например, по вопросу «Нужен ли человеку идеал?»
-
Лист бумаги разделить на две части.
-
В левой части записать аргументы против идеала, а затем в правой – контраргументы подтверждающее противное.
А
Я знаю людей, у которых нет идеала, и они прекрасно
живут
| Я знаю людей, которые живу с идеал. Идеал помогает человеку не останавливаться на достигнутом
| Я не хочу быть повторением кого – либо. Я индивидуальность.
| Я не буду повторением, я возьму лучшее в нем и при этом останусь индивидуальностью
| Он будет мне мешать. В жизни возникают ситуации, когда мне придется вступать в противоречие с идеалом.
| Он будет сдерживать меня от многих необдуманных поступков, от того, о чем впоследствии я могу пожалеть.
|
|
|
Б
Идеалы мешают человеку жить сегодняшним днем и воспринимать все таким, какое оно есть в действительности. Идеалы недостижимы изначально. Они формируют стереотипы, мешают жить в реальности.
| Идеалы позволяют ориентироваться на что-то высшее, помогают самосовершенствоваться, расти. Деятельность и жизнь становятся целенаправленными.
|
-
Прочитать свои аргументы и контраргументы.
-
Провести дискуссию о сущности и смысле идеала.
2 вариант
-
Составьте список ваших слабых сторон на левой стороне листа.
-
На правой стороне против каждого пункта укажите положительное, что ему можно противопоставить.
Ни одному кто меня знает, я не нравлюсь.
| Те, кто действительно меня знает, относятся ко мне хорошо.
| Я ленив, мне очень трудно заставить себя готовиться к занятиям
| Я могу быть волевым человеком. Я способен, когда это необходимо, собраться и выполнить все, что наметил.
|
-
Работа в парах. Разверните и дайте обоснование контраргументам. Найдите подходящие примеры.
Напиши письмо Ученику предлагается написать письмо самому себе, герою произведения, какому-то персонажу, значимому для него человеку. В этом письме он выразит все свои мысли, переживания по важным для него вопросам. Таким образом, создается ситуация самоисповеди, самораскрытия и внутреннего самоочищения, которая ведет к измене нравственного сознания человека.
Ранжирование Метод, дающий возможность диагностировать ценностные предпочтения учащихся и прием, позволяющий осознать и осмыслить свой выбор. Ранжировать, то есть распределять предметы ,явления по степени их значимости.
Первый прием – когда список ценностей предлагается в готовом виде, а он должен выстроить ранговый ряд, расположив их от наиболее значимого до наименее значимого.
Второй прием – когда ученикам предлагается самим определить содержание ранжируемых понятий, а а уже затем определить их по степени значимости для себя.
Задание 1.
А) Возьмите лист бумаги и согните его три раза пополам, хорошо зафиксировав сгибы. В результате, когда лист развернете, на нем ясно выделяются восемь частей.
Б) Запишите в центре каждого из них одно из тех качеств, которые вы цените в людях.
В) А теперь разорвите бумагу по сгибам на восемь частей и разложите листочки в соответствии с тем, какое качество является для вас самым важным, затем менее важным и т.д.
Г) Запишите эти качества в том порядке, как вы их разложили. Д) Прочитайте и обоснуйте ваш выбор.
|
|
|