|
Алфавитный подход к определению количества информации с использованием эор «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»
|
 Скачать 117.24 Kb.
|
Алфавитный подход к определению количества информации
с использованием ЭОР «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»
-
| ФИО
| Борисова Елена Петровна
| -
| Место работы
| государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с.Петровка муниципального района Борский Самарской области
| -
| Должность
| учитель информатики
| -
| Предмет
| информатика и ИКТ
| -
| Класс
| 8
| -
| Тема урока
| Алфавитный подход к определению количества информации
| -
| Базовый учебник
| Информатика и ИКТ. Учебник для 8 класса / Н.Д.Угринович. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
|
Цель:
-
Сформировать у учащихся понимание алфавитного подхода к измерению информации, научить решать задачи на определение количества информации.
Задачи:
-
обучающие (формирование познавательных УУД) – закрепить понятие количества информации, познакомить с алфавитным подходом при определении количества информации, формировать практические навыки по определению количества информации, научить решать задачи на определение информационного объёма сообщения
-
развивающие (формирование регулятивных УУД) – продолжить формирование научного мировоззрения, расширять словарный запас по теме «Информация»
-
воспитательные(формирование личностных и коммуникативных УУД) – формировать интерес к предмету, воспитывать настойчивость в преодолении трудностей в учебной работе.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
-
Организационный момент.
Приветствие, организация внимания детей.
-
Проверка домашнего задания.
Ребята, кто выполнил все задания, поднимите руки.
Давайте проверим выполнение заданий и исправим ошибки.
Учащиеся объясняют алгоритм выполнения задания.
Задание 1.5 (2 бит)
Задание 1.6 (32 шариков)
Задание 1.7 (4 бит)
-
Актуализация знаний
Фронтальный опрос (Работа с интерактивной доской).
Учащиеся выходят к доске и записывают ответы на поставленные вопросы.
Какая формула связывает между собой количество возможных информационных сообщений и количество информации, которое несет полученное сообщение? Запишите ответ и поясните. (N=2i , где N – количество возможных информационных сообщений, i – количество информации, которое несет полученное сообщение)
Каковы единицы измерения информации? Запишите в порядке их возрастания. (бит, байт, килобайт и т.д.)
Что такое бит? (бит – это количество информации, содержащееся в информационном сообщении, уменьшающем неопределенность знания в два раза)
Чему равен 1 байт? (1 байт = 8 битов = 23 битов);
Переведите: 2 Мбайта = _______ Кбайт (2048 Кбайт) 16 бит = __________ байт (2 байта) 4 байта = _________ бит (32 бита)
-
Подготовка к усвоению новых знаний
Учитель:
Ребята, какой урок у вас был перед информатикой?
Вы получили информацию?
А какое количество информации вы получили?
А если всю полученную информацию набрать в текстовом редакторе и сохранить в виде файла, можно будет определить его объём?
Ребята, откройте ноутбук, откройте программу Блокнот (Пуск/Все программы/Стандартные/Блокнот). Наберите слово Информация и сохраните файл в собственной папке под именем Информация. Определите информационный объём файла. Сколько получилось? (10 байт)
Внесите изменение – добавьте восклицательный знак и вновь сохраните файл.
Определите объём файла. (11 байт) На сколько изменился объём файла. Какой можно сделать вывод. (1 символ имеет вес 1 байт).
Сформулируйте тему урока.
Тема урока Алфавитный подход к измерению информации.
-
Усвоение новых знаний
При алфавитном подходе к определению количества информации отвлекаются от содержания (смысла) информации и рассматривают информационное сообщение как последовательность знаков определенной знаковой системы.
Под алфавитом некоторого языка мы будем понимать набор букв, знаков препинания, цифр, скобок, пробел и других символов, используемых в тексте.
Мощностью алфавита называется полное число символов алфавита. Мощность алфавита обозначается буквой N.
Например:
-
мощность алфавита из русских букв равна 33;
-
мощность алфавита из латинских букв – 26;
-
мощность алфавита текста набранного с клавиатуры равна 256 (строчные и прописные латинские и русские буквы, цифры, знаки арифметических операций, скобки, знаки препинания и т.д.);
-
мощность двоичного алфавита равна 2.
При алфавитном подходе считается, что каждый символ текста имеет информационную емкость. Информационная емкость знака зависит от мощности алфавита.
Алфавит, с помощью которого записано сообщение состоит из N знаков. В простейшем случае, когда длина кода сообщения составляет один знак, отправитель может послать одно из N возможных сообщений, которое будет нести количество информации i. Тогда в формуле
 N – количество знаков в алфавите знаковой системы i – количество информации, которое несет каждый знак 
| Например, из формулы можно определить количество информации, которое несет знак в двоичной знаковой системе 
Информационная емкость знака двоичной знаковой системы составляет 1 бит.
Задание (устно): определить какое количество информации несет буква русского алфавита (без буквы ё)
Решение: 
Буква русского алфавита несет 5 битов информации. Формула N=2I связывает между собой количество возможных событий и количество информации, которое несёт полученное сообщение. В рассматриваемой ситуации N – это количество знаков в алфавите, знаковой системы, а I – количество информации, которое несёт один знак.
Откройте Интернет браузер и выберите закладку Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/), предмет Информатика и ИКТ, класс 8, глава 1. Человек и информация, §4. Измерение информации. Слайд 1.Алфавитный подход к измерению информации.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/58f73ba3-5116-4d38-8009-61f7fe64ed6d/view/

Изучите информационный слайд и запишите в тетрадь формулы для определения объёма текстового сообщения и используемые обозначения.
Количество информации в сообщении.
Сообщение состоит из последовательности знаков, каждый из которых несет определенное количество информации.
Количество информации в сообщении можно посчитать, умножив количество информации, которое несет один знак на количество знаков в сообщении. I = K · i где I – количество информации в сообщении i – количество информации, которое несет один знак K – количество знаков в сообщении
| Пример решения задач
Задача.
Сообщение, записанное буквами из 16-символьного алфавита, содержит 50 символов. Какой объём информации оно несёт?
Чтобы решить задачу, записываем ДАНО, НАЙТИ, РЕШЕНИЕ, ОТВЕТ.
В решении записывайте формулы. Не забывайте прописывать единицы измерения величин. В ответе значение переводите в соответствующие единицы измерения информации.

-
Физкультминутка
-
Проверка понимания
Ответьте на вопросы: Что называется алфавитом?
Что такое мощность алфавита?
От чего зависит информационный вес одного символа?
От чего зависит информационный объём сообщения?
-
Закрепление нового материала
Ребята, сейчас вы самостоятельно потренируетесь в решении задач с использованием алфавитного подхода. Для решения задач используем ресурс Интерактивный задачник. Раздел «Измерение информации» в режиме тренировка.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a12b2b83-f353-4b69-88b8-b7eb29dfd642/view/

Работайте в удобном для вас темпе, внимательно читайте задание. При решении задач можно использовать калькулятор на компьютере. При затруднениях, поднимите руку и мы вместе решим проблему.
Режим Тренировка позволяет самостоятельно решить задачу, а при неверном ответе посмотреть образец решения, найти и исправить ошибку.


Выполнение практической работы учащимися.
-
Рефлексия. Подведение итогов урока.
Ребята, сегодня вы познакомились с алфавитным подходом к измерению количества информации. Этот подход имеет практическое применение, ведь все текстовые файлы в памяти компьютера имеют свой информационный объём, который вычитается по формулам с которыми мы сегодня познакомились. Вспомните какие цели мы ставили в начале урока? Как вы считаете, вы добились поставленной цели? Подумайте и продолжите высказывание:
-
Я сегодня на уроке открыл для себя…
-
Мне понравилось на уроке то, что…
-
На уроке меня порадовало…
-
Я удовлетворён своей работой, потому что…
-
Мне хотелось бы порекомендовать…
-
Если бы я был учителем, то …
Домашнее задание.
§1.3.3 стр. 31-33
№ 1.8 – 1.10 стр.33
Интерактивный задачник в режиме зачёта.
Урок окончен. Спасибо за урок. Технологическая карта урока
№
| Этапы урока
| Используемые ЭОР
| Действия учителя
| Действия учащихся
| Время
| Формируемые УУД
| Личностные
| Регулятивные
| Познавательные
| Коммуникативные
| 1
| Организационный
|
| Приветствует учащихся, проверяет готовность к учебному занятию, отмечает отсутствующих, организовывает внимание детей
| Демонстрируют готовность к уроку
| 1 мин
| Самоопределение, знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения и соотнести его с нормами
| Волевая саморегуляция
|
| Умение слушать и вступать в диалог
| 2
| Проверка домашнего задания
|
| Устанавливает правильность и сознательность выполнения заданий
| Отвечают, сравнивают с образцом, исправляют ошибки
| 3 мин
| Установление связи между целью учебной деятельности и мотивом
| Контроль, коррекция, оценка (выделение и осознание качества и уровня усвоения)
| Знаково-символические действия, умение осознанно строить речевые высказывания, выбор наиболее эффективных способов решения.
| Умение слушать и вступать в диалог, умение с достаточной полнотой и чёткостью выражать свои мысли, умение с достаточной полнотой и чёткостью выражать свои мысли.
| 3
| Актуализация знаний
|
| Организует проверку уровня усвоения знаний учащихся по вопросу «Определение количества информации»
Задаёт вопросы, уточняет ответы учащихся.
| Отвечают на вопросы, ответы записывают на интерактивной доске
| 4 мин
| Самоопределение, установление связи между целью учебной деятельности и мотивом.
| Оценка (выделение и осознание качества и уровня усвоения)
| Структурирование знаний Умение с достаточной полнотой и чёткостью выражать свои мысли
| Умение слушать и вступать в диалог
| 4
| Подготовка к изучению нового материала
|
| Постановка учебной проблемы, показ значимости изучаемого материала. Организует работу учащихся с ноутбуками, подводит учащихся к формулированию темы урока, определению целей.
| Выполняют практическое задание, участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, выдвигают гипотезы. Формулируют тему и цели урока
| 5 мин
| Установление связи между целью учебной деятельности и мотивом
| Постановка, цели, учебной задачи, выдвижение гипотез и их обоснование
| Поиск и выделение необходимой информации, анализ объектов,
выделение и формулирование познавательной цели
| Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами
| 5
| Изучение нового материала
| 
Алфавитный подход к измерению информации
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/58f73ba3-5116-4d38-8009-61f7fe64ed6d/view/
| Знакомит учащихся с понятиями алфавит, мощность алфавита, информационная емкость знака, информационный объем сообщения.
| Открывают ЭОР, изучают и фиксируют полученную информацию в тетрадь
| 6 мин
| Жизненное, личностное, профессиональное самоопределение
| Целеполагание, планирование деятельности, волевая саморегуляция
| Поиск и выделение необходимой информации, анализ объектов, знаково-символические действия
| Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с Интернет Умение слушать и вступать в диалог
| 6
| Физкультминутка
|
| Называет упражнения
| Выполняют упражнения
| 2 мин
| Знание моральных норм
| Волевая саморегуляция
|
| Взаимодействие со сверстниками и взрослыми
| 7
| Проверка понимания
|
| Задаёт вопросы по теме, выясняет уровень усвоения нового материала, корректирует ответы учащихся
| Отвечают на вопросы
| 2 мин
| Нравственно-этическое оценивание содержания
| Контроль, оценка, коррекция
| Умение структурировать знания
| Умение слушать и вступать в диалог, владение идеологическими и монологическими формами речи
| 8
| Закрепление нового материала
| Слайд

Интерактивный задачник. Раздел "Измерение информации"
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a12b2b83-f353-4b69-88b8-b7eb29dfd642/view/
| Рассматривает пример решения задачи.
Проговаривает алгоритм решения.
Демонстрирует пример оформления задачи.
Учитель демонстрирует ЭОР и делает необходимые комментарии.
Объясняет способы использования Интерактивного задачника
В процессе выполнения заданий оказывает помощь учащимся по их запросу
Проверяет запись в тетрадь учащимися решения и хода решения.
| Открывают информационный ресурс, выполняют практическую работу в соответствии с инструкциями
| 10 мин
| Самоопределение
| Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, саморегуляция, выбор наиболее эффективных способов решения задачи
| Составление плана и последовательности действий Поиск и выделение необходимой информации, знаково-символические действия,
| Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с Интернет
| 9
| Рефлексия. Подведение итогов урока
|
| Предлагает учащимся обобщить приобретённые знания. Просит учеников оценить уровень усвоения нового материала
Отмечает, в какой мере достигнуты цели, выполнены задачи урока, говорит о дальнейшем плане изучения темы.
Выставляет оценки за урок
Задаёт домашнее задание
| Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают своё мнение Записывают домашнее задание
| 7 мин
| Личностное самоопределение
| Контроль и оценка своей деятельности в рамках урока
| Построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия
| Умение слушать и вступать в диалог, умение с достаточной полнотой и чёткостью выражать свои мысли
| |
|
|