Главная страница

Алфавитный подход к определению количества информации с использованием эор «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»


Скачать 117.24 Kb.
Название Алфавитный подход к определению количества информации с использованием эор «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»
Дата 11.02.2016
Размер 117.24 Kb.
Тип Урок

Алфавитный подход к определению количества информации

с использованием ЭОР «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»



ФИО

Борисова Елена Петровна



Место работы

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с.Петровка муниципального района Борский Самарской области



Должность

учитель информатики



Предмет

информатика и ИКТ



Класс

8



Тема урока

Алфавитный подход к определению количества информации



Базовый учебник

Информатика и ИКТ. Учебник для 8 класса / Н.Д.Угринович. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.


Цель:

  • Сформировать у учащихся понимание алфавитного подхода к измерению информации, научить решать задачи на определение количества информации.

Задачи:

  • обучающие (формирование познавательных УУД) – закрепить понятие количества информации, познакомить с алфавитным подходом при определении количества информации, формировать практические навыки по определению количества информации, научить решать задачи на определение информационного объёма сообщения

  • развивающие (формирование регулятивных УУД) – продолжить формирование научного мировоззрения, расширять словарный запас по теме «Информация»

  • воспитательные(формирование личностных и коммуникативных УУД) – формировать интерес к предмету, воспитывать настойчивость в преодолении трудностей в учебной работе.


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

  1. Организационный момент.

Приветствие, организация внимания детей.

  1. Проверка домашнего задания.

Ребята, кто выполнил все задания, поднимите руки.

Давайте проверим выполнение заданий и исправим ошибки.

Учащиеся объясняют алгоритм выполнения задания.

Задание 1.5 (2 бит)

Задание 1.6 (32 шариков)

Задание 1.7 (4 бит)

  1. Актуализация знаний

Фронтальный опрос (Работа с интерактивной доской).

Учащиеся выходят к доске и записывают ответы на поставленные вопросы.

Какая формула связывает между собой количество возможных информационных сообщений и количество информации, которое несет полученное сообщение? Запишите ответ и поясните. (N=2i , где N –  количество возможных информационных сообщений, i – количество информации, которое несет полученное сообщение)

Каковы единицы измерения информации? Запишите в порядке их возрастания. (бит, байт, килобайт и т.д.)

Что такое бит? (бит – это количество информации, содержащееся в информационном сообщении, уменьшающем неопределенность знания в два раза)

Чему равен 1 байт? (1 байт = 8 битов = 23 битов);

Переведите:
2 Мбайта = _______ Кбайт (2048 Кбайт)
16 бит = __________ байт (2 байта)
4 байта = _________ бит (32 бита)

  1. Подготовка к усвоению новых знаний

Учитель:

Ребята, какой урок у вас был перед информатикой?

Вы получили информацию?

А какое количество информации вы получили?

А если всю полученную информацию набрать в текстовом редакторе и сохранить в виде файла, можно будет определить его объём?

Ребята, откройте ноутбук, откройте программу Блокнот (Пуск/Все программы/Стандартные/Блокнот). Наберите слово Информация и сохраните файл в собственной папке под именем Информация. Определите информационный объём файла. Сколько получилось? (10 байт)

Внесите изменение – добавьте восклицательный знак и вновь сохраните файл.

Определите объём файла. (11 байт) На сколько изменился объём файла. Какой можно сделать вывод. (1 символ имеет вес 1 байт).

Сформулируйте тему урока.

Тема урока Алфавитный подход к измерению информации.

  1. Усвоение новых знаний

При алфавитном подходе к определению количества информации отвлекаются от содержания  (смысла) информации и рассматривают информационное сообщение как последовательность знаков определенной знаковой системы.

Под алфавитом некоторого языка мы будем понимать набор букв, знаков препинания, цифр, скобок, пробел и других символов, используемых в тексте.

Мощностью алфавита называется полное число символов алфавита. Мощность алфавита обозначается буквой N.

Например:

  • мощность алфавита из русских букв равна 33;

  • мощность алфавита из латинских букв – 26;

  • мощность алфавита текста набранного с клавиатуры равна 256 (строчные и прописные латинские и русские буквы, цифры, знаки арифметических операций, скобки, знаки препинания и т.д.);

  • мощность двоичного алфавита равна 2.

При алфавитном подходе считается, что каждый символ текста имеет информационную емкость. Информационная емкость знака зависит от мощности алфавита.

Алфавит, с помощью которого записано сообщение состоит из N знаков. В простейшем случае, когда длина кода сообщения составляет один знак, отправитель может послать одно из N возможных сообщений, которое будет нести количество информации i. Тогда в формуле

http://festival.1september.ru/articles/600432/f_clip_image007.gif
N – количество знаков в алфавите знаковой системы
i – количество информации, которое несет каждый знак http://festival.1september.ru/articles/600432/2.gif

Например, из формулы можно определить количество информации, которое несет знак в двоичной знаковой системе http://festival.1september.ru/articles/600432/f_clip_image009.gif

Информационная емкость знака двоичной знаковой системы составляет 1 бит.

Задание (устно): определить какое количество информации несет буква русского алфавита (без буквы ё)

Решение: http://festival.1september.ru/articles/600432/f_clip_image011.gif

Буква русского алфавита несет 5 битов информации.
Формула N=2I связывает между собой количество возможных событий и количество информации, которое несёт полученное сообщение. В рассматриваемой ситуации N – это количество знаков в алфавите, знаковой системы, а I – количество информации, которое несёт один знак.

Откройте Интернет браузер и выберите закладку Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/), предмет Информатика и ИКТ, класс 8, глава 1. Человек и информация, §4. Измерение информации. Слайд 1.Алфавитный подход к измерению информации.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/58f73ba3-5116-4d38-8009-61f7fe64ed6d/view/



Изучите информационный слайд и запишите в тетрадь формулы для определения объёма текстового сообщения и используемые обозначения.

Количество информации в сообщении.

Сообщение состоит из последовательности знаков, каждый из которых несет определенное количество информации.

Количество информации в сообщении можно посчитать, умножив количество информации, которое несет один знак на количество знаков в сообщении.

I = K · i
где I – количество информации в сообщении
i – количество информации, которое несет один знак
K – количество знаков в сообщении http://festival.1september.ru/articles/600432/2.gif

Пример решения задач

Задача.

Сообщение, записанное буквами из 16-символьного алфавита, содержит 50 символов. Какой объём информации оно несёт?

Чтобы решить задачу, записываем ДАНО, НАЙТИ, РЕШЕНИЕ, ОТВЕТ.

В решении записывайте формулы. Не забывайте прописывать единицы измерения величин. В ответе значение переводите в соответствующие единицы измерения информации.



  1. Физкультминутка

  2. Проверка понимания

Ответьте на вопросы: Что называется алфавитом?

Что такое мощность алфавита?

От чего зависит информационный вес одного символа?

От чего зависит информационный объём сообщения?

  1. Закрепление нового материала

Ребята, сейчас вы самостоятельно потренируетесь в решении задач с использованием алфавитного подхода. Для решения задач используем ресурс Интерактивный задачник. Раздел «Измерение информации» в режиме тренировка.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a12b2b83-f353-4b69-88b8-b7eb29dfd642/view/



Работайте в удобном для вас темпе, внимательно читайте задание. При решении задач можно использовать калькулятор на компьютере. При затруднениях, поднимите руку и мы вместе решим проблему.

Режим Тренировка позволяет самостоятельно решить задачу, а при неверном ответе посмотреть образец решения, найти и исправить ошибку.





Выполнение практической работы учащимися.

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Ребята, сегодня вы познакомились с алфавитным подходом к измерению количества информации. Этот подход имеет практическое применение, ведь все текстовые файлы в памяти компьютера имеют свой информационный объём, который вычитается по формулам с которыми мы сегодня познакомились. Вспомните какие цели мы ставили в начале урока? Как вы считаете, вы добились поставленной цели? Подумайте и продолжите высказывание:

  • Я сегодня на уроке открыл для себя…

  • Мне понравилось на уроке то, что…

  • На уроке меня порадовало…

  • Я удовлетворён своей работой, потому что…

  • Мне хотелось бы порекомендовать…

  • Если бы я был учителем, то …

Домашнее задание.

§1.3.3 стр. 31-33

№ 1.8 – 1.10 стр.33

Интерактивный задачник в режиме зачёта.

Урок окончен. Спасибо за урок.
Технологическая карта урока



Этапы урока

Используемые ЭОР

Действия учителя

Действия учащихся

Время

Формируемые УУД

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1

Организационный




Приветствует учащихся, проверяет готовность к учебному занятию, отмечает отсутствующих, организовывает внимание детей

Демонстрируют готовность к уроку

1 мин

Самоопределение, знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения и соотнести его с нормами

Волевая саморегуляция




Умение слушать и вступать в диалог

2

Проверка домашнего задания




Устанавливает правильность и сознательность выполнения заданий

Отвечают, сравнивают с образцом, исправляют ошибки

3 мин

Установление связи между целью учебной деятельности и мотивом

Контроль, коррекция, оценка (выделение и осознание качества и уровня усвоения)

Знаково-символические действия, умение осознанно строить речевые высказывания, выбор наиболее эффективных способов решения.

Умение слушать и вступать в диалог, умение с достаточной полнотой и чёткостью выражать свои мысли, умение с достаточной полнотой и чёткостью выражать свои мысли.

3

Актуализация знаний




Организует проверку уровня усвоения знаний учащихся по вопросу «Определение количества информации»

Задаёт вопросы, уточняет ответы учащихся.

Отвечают на вопросы, ответы записывают на интерактивной доске

4 мин

Самоопределение, установление связи между целью учебной деятельности и мотивом.

Оценка (выделение и осознание качества и уровня усвоения)

Структурирование знаний Умение с достаточной полнотой и чёткостью выражать свои мысли

Умение слушать и вступать в диалог

4

Подготовка к изучению нового материала




Постановка учебной проблемы, показ значимости изучаемого материала. Организует работу учащихся с ноутбуками, подводит учащихся к формулированию темы урока, определению целей.


Выполняют практическое задание, участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, выдвигают гипотезы. Формулируют тему и цели урока

5 мин

Установление связи между целью учебной деятельности и мотивом


Постановка, цели, учебной задачи, выдвижение гипотез и их обоснование

Поиск и выделение необходимой информации, анализ объектов,

выделение и формулирование познавательной цели

Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами

5

Изучение нового материала



Алфавитный подход к измерению информации

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/58f73ba3-5116-4d38-8009-61f7fe64ed6d/view/


Знакомит учащихся с понятиями алфавит, мощность алфавита, информационная емкость знака, информационный объем сообщения.


Открывают ЭОР, изучают и фиксируют полученную информацию в тетрадь

6 мин

Жизненное, личностное, профессиональное самоопределение

Целеполагание, планирование деятельности, волевая саморегуляция

Поиск и выделение необходимой информации, анализ объектов, знаково-символические действия

Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с Интернет Умение слушать и вступать в диалог

6

Физкультминутка




Называет упражнения

Выполняют упражнения

2 мин

Знание моральных норм

Волевая саморегуляция




Взаимодействие со сверстниками и взрослыми

7

Проверка понимания




Задаёт вопросы по теме, выясняет уровень усвоения нового материала, корректирует ответы учащихся

Отвечают на вопросы

2 мин

Нравственно-этическое оценивание содержания

Контроль, оценка, коррекция

Умение структурировать знания

Умение слушать и вступать в диалог, владение идеологическими и монологическими формами речи

8

Закрепление нового материала

Слайд



Интерактивный задачник. Раздел "Измерение информации"

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a12b2b83-f353-4b69-88b8-b7eb29dfd642/view/


Рассматривает пример решения задачи.

Проговаривает алгоритм решения.

Демонстрирует пример оформления задачи.

Учитель демонстрирует ЭОР и делает необходимые комментарии.

Объясняет способы использования Интерактивного задачника

В процессе выполнения заданий оказывает помощь учащимся по их запросу

Проверяет запись в тетрадь учащимися решения и хода решения.

Открывают информационный ресурс, выполняют практическую работу в соответствии с инструкциями

10 мин

Самоопределение

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, саморегуляция, выбор наиболее эффективных способов решения задачи

Составление плана и последовательности действий Поиск и выделение необходимой информации, знаково-символические действия,

Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с Интернет

9

Рефлексия. Подведение итогов урока




Предлагает учащимся обобщить приобретённые знания. Просит учеников оценить уровень усвоения нового материала

Отмечает, в какой мере достигнуты цели, выполнены задачи урока, говорит о дальнейшем плане изучения темы.

Выставляет оценки за урок

Задаёт домашнее задание


Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают своё мнение Записывают домашнее задание

7 мин

Личностное самоопределение

Контроль и оценка своей деятельности в рамках урока

Построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия

Умение слушать и вступать в диалог, умение с достаточной полнотой и чёткостью выражать свои мысли