|
|
 Скачать 0.73 Mb.
|
Многоэкранная схема сильного мышления (системный оператор) Многоэкранная схема сильного мышления может использоваться для систематизации представлений, а также решения исследовательских задач и прогнозирования развития природных и рукотворных объектов.
Примерная последовательность вопросов к детям при прогнозировании развития природного объекта
-
Что это? (называется объект и обозначается схемой).
-
К какому миру он относится? К какому классу? Какие признаки говорят об этом?
-
Где находится (живёт) наш объект? Какие условия в этом месте? (климат, питание и т.д.)
-
Из каких частей состоит объект? Как каждая часть помогает объекту существовать? (Для чего каждая часть?)
-
Кто его "друзья"? (представители того же класса).
-
Каким этот объект был раньше? Откуда он появился?
-
Какие у него были части? Чем они отличались от того, что есть сейчас?
-
Как изменится этот объект, когда вырастет? Какие новые "дела" у него появятся?
-
Что нужно, чтобы так произошло?
-
Что будет, если… (задать условие по изменению климата, флоры, фауны региона, где обитает объект, в соответствии с уровнем природоведческих знаний детей).
Прогнозирование развития рукотворных объектов осуществляется путем решения следующих задач:
-
систематизация знаний об истории появления этого объекта (в историческом аспекте),
-
выявление противоречий, которые требовали для своего разрешения перехода на следующий этап развития,
-
формулировка претензии к объекту в современной ситуации,
-
представление ИКР (идеального конечного результата) для удовлетворения претензии,
-
представление ИС (идеальной системы) - "системы нет, а её функции выполняются",
-
представление ситуации, когда потребность в функции, выполняемой данной системой, отпадёт.
Примерная последовательность вопросов к детям при прогнозировании развития рукотворного объекта -
Что это? (называется объект и обозначается схемой).
-
Для чего люди его придумали?
-
Какие ещё вы знаете объекты с таким же назначением?
-
Какие части есть у объекта? Как каждая из них помогает выполнению назначения?
-
Как раньше люди решали свою проблему, когда этого объекта не было?
-
Каким был "предшественник"?
-
Что не устроило людей? Зачем они стали придумывать этот объект?
-
Что сейчас нас не устраивает? Что хотелось бы изменить?
-
Как это можно сделать в будущем? (Формулировка ИКР: недостаток самоустраняется; объект сам (за счет собственных ресурсов) решает свою проблему; появляется нечто, что помогает без затрат устранить претензию. ИКР - ближайшее будущее объекта, элементарный прогноз развития.)
-
Наступит время, когда этого объекта не будет, но его "дело" будет выполняться. Как это будет? ("Идеальная система")
-
Когда-нибудь людям больше не понадобится это "дело". Почему? Что изменится в жизни людей? (Свёртывание функции).
Системный оператор представляет собой девяти экранную схему сильного мышления.
Н/с
| н/с
| н/с
| С
| с
| с
| П/с
| п/с
| п/с
| В этой схеме каждая клетка имеет свое значение.
С – система, т.е. объект, который находится в центре рассмотрения.
Каждая система имеет свое прошлое и будущее, имеет определенную функцию (т.е. то, для чего этот объект создан. Та работа, которую он выполняет.) У каждой системы есть набор свойств. Но эти свойства могут изменяться по мере развития системы.
Н/С – надсистема, ближайшее окружение объекта.
У каждой системы масса надсистем. В зависимости от того, как сформулирована задача, в качестве надсистемы можно рассматривать класс объектов, к которым эта система принадлежит (например, С – автобус, Н/С – городской транспорт), место нахождения (для автобуса – улица или автопарк, или полка в шкафу, если автобус игрушечный), материал, из которого эта система изготовлена и т.д.
П/С – подсистема, структурная единица системы.
Выделение подсистем (частей) также зависит от условий задачи. Например: в системе «человек» можно в качестве подсистем рассмотреть:
-
Части тела, если речь идет об анатомическом строении,
-
Чувства и эмоции,
-
Черты характера, когда обсуждаются вопросы нравственности или культуры общения.
Т.е. подсистема выделяется на основе того признака, который имеет значение в конкретной ситуации.
Работа с системным оператором предполагает формирование у ребенка умения анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: назначение (функцию), динамику развития в определенный период времени, его признаки и строение, потребность в изменении и усовершенствовании (для объектов рукотворного происхождения). Как дополнительный эффект на основе работы по формированию системного мышления появится навык построения различного рода классификаций по выделенному признаку.
Умение производить системные раскладки отрабатываются в играх и тренингах.
Работать с системным оператором можно начинать уже с младшего дошкольного возраста. Но он применяется в более упрощенном виде и называется: системный лифт.
Ввести его в обиход можно следующим образом: сначала рассматриваем виды домов, выясняем, что дома бывают разные: маленькие (одноэтажные) и большие высокие (многоэтажные). Провести беседу, в процессе которой выяснить: в каких домах дети живут, в каких хотели бы жить и почему. Подходим в процессе беседы к выводу, что для удобства в многоэтажных домах нужен лифт. Объясняем что такое лифт и для чего он необходим, что в нем хорошо и что плохо. Затем показываем рисунок домика и комментируем его:
Этот трехэтажный дом необычный. В нем живут не люди, а разные предметы. В этом доме есть лифт, он нам поможет быстро передвигаться по этажам дома. Давайте покатаемся на нем и посмотрим, что и где там располагается. Поднимаемся сначала на второй этаж. На втором этаже живут сами предметы. А теперь спускаемся на первый этаж. На первом этаже живут отдельные части этих предметов. А теперь поднимемся на самый верхний - третий этаж. А на третьем этаже расположились места, где могут находиться эти предметы.
А теперь давайте покатаем на этом лифте любой предмет, например, машину. Поднимаемся на второй этаж – здесь живет сама машина. Спустимся на первый этаж, здесь живут ее части, какие: кабина, кузов, руль, колеса. Поднимемся на лифте на третий этаж и подумаем, где может быть машина: в гараже, на дороге, в магазине, если она игрушечная и т.д.
Для удобства и наглядности можно проводить небольшие схематические зарисовки на модели системного лифта, расположенного на мольберте, а можно изготовить системный лифт из картона с цветными этажами и с кармашками, в которые можно вставлять заранее изготовленные пособия для игры.
В результате данной игры происходит анализ объекта, закрепление его составных частей, строения и функционирования. Этот процесс происходит в игре, в данном случае – это «катание объекта на лифте» и поэтому процесс усвоения происходит быстрее, прочнее и качественнее, так как детям это интересно.
Далее с возрастом усложняется процесс анализа объектов, добавляются для анализа еще другие различные качества и функции предмета и поэтому данный системный лифт можно преобразовать в «волшебный телевизор» или в пятиэкранку. В ТРИЗ этот прием называется системный администратор.
Можно также оставить название лифт, но преобразовать его, сказав, что этот лифт непростой, он может перевозить предметы не только вверх и вниз, но и вправо и влево по этажам. Слева на этаже - прошлое предметов, а справа – будущее.
Игры для закрепления ориентировки в этажах системного оператора.
“Назови этаж”: называется объект, а дети (хором или на пальцах, можно взять карточки с цифрами) указывают номер этажа.
“Расставить правильно”: дети получают наборы карточек. Их нужно расположить последовательно от надсистемы к подсистеме. Для проверки дети подходят к обозначению системного лифта и объясняют свою точку зрения: например, карточку с птицей ставим на второй этаж. Крыло – на первый этаж потому что …, а гнездо на третий этаж, потому, что … Желательно, чтобы дети называли еще дополнительные надсистемы и подсистемы, которых нет на карточках, например: у птицы есть еще и другие части: голова, туловище, хвост, лапки… или птица еще может находиться в небе, в лесу, на крыше…
С помощью системного администратора можно осуществлять и анализ сказок и сказочных ситуаций. |
|
|