Главная страница

Александренко светланы викторовны


Скачать 0.73 Mb.
Название Александренко светланы викторовны
страница 3/3
Дата 15.02.2016
Размер 0.73 Mb.
Тип Документы
1   2   3

Многоэкранная схема сильного мышления (системный оператор)


Многоэкранная схема сильного мышления может использоваться для систематизации представлений, а также решения исследовательских задач и прогнозирования развития природных и рукотворных объектов.

Примерная последовательность вопросов к детям при прогнозировании развития природного объекта

  1. Что это? (называется объект и обозначается схемой).

  2. К какому миру он относится? К какому классу? Какие признаки говорят об этом?

  3. Где находится (живёт) наш объект? Какие условия в этом месте? (климат, питание и т.д.)

  4. Из каких частей состоит объект? Как каждая часть помогает объекту существовать? (Для чего каждая часть?)

  5. Кто его "друзья"? (представители того же класса).

  6. Каким этот объект был раньше? Откуда он появился?

  7. Какие у него были части? Чем они отличались от того, что есть сейчас?

  8. Как изменится этот объект, когда вырастет? Какие новые "дела" у него появятся?

  9. Что нужно, чтобы так произошло?

  10. Что будет, если… (задать условие по изменению климата, флоры, фауны региона, где обитает объект, в соответствии с уровнем природоведческих знаний детей).

Прогнозирование развития рукотворных объектов осуществляется путем решения следующих задач:

  • систематизация знаний об истории появления этого объекта (в историческом аспекте),

  • выявление противоречий, которые требовали для своего разрешения перехода на следующий этап развития,

  • формулировка претензии к объекту в современной ситуации,

  • представление ИКР (идеального конечного результата) для удовлетворения претензии,

  • представление ИС (идеальной системы) - "системы нет, а её функции выполняются",

  • представление ситуации, когда потребность в функции, выполняемой данной системой, отпадёт.

Примерная последовательность вопросов к детям при прогнозировании развития рукотворного объекта


  1. Что это? (называется объект и обозначается схемой).

  2. Для чего люди его придумали?

  3. Какие ещё вы знаете объекты с таким же назначением?

  4. Какие части есть у объекта? Как каждая из них помогает выполнению назначения?

  5. Как раньше люди решали свою проблему, когда этого объекта не было?

  6. Каким был "предшественник"?

  7. Что не устроило людей? Зачем они стали придумывать этот объект?

  8. Что сейчас нас не устраивает? Что хотелось бы изменить?

  9. Как это можно сделать в будущем? (Формулировка ИКР: недостаток самоустраняется; объект сам (за счет собственных ресурсов) решает свою проблему; появляется нечто, что помогает без затрат устранить претензию. ИКР - ближайшее будущее объекта, элементарный прогноз развития.)

  10. Наступит время, когда этого объекта не будет, но его "дело" будет выполняться. Как это будет? ("Идеальная система")

  11. Когда-нибудь людям больше не понадобится это "дело". Почему? Что изменится в жизни людей? (Свёртывание функции).

Системный оператор представляет собой девяти экранную схему сильного мышления.

Н/с

н/с

н/с

С

с

с

П/с

п/с

п/с

В этой схеме каждая клетка имеет свое значение.

С – система, т.е. объект, который находится в центре рассмотрения.

Каждая система имеет свое прошлое и будущее, имеет определенную функцию (т.е. то, для чего этот объект создан. Та работа, которую он выполняет.) У каждой системы есть набор свойств. Но эти свойства могут изменяться по мере развития системы.

Н/С – надсистема, ближайшее окружение объекта.

У каждой системы масса надсистем. В зависимости от того, как сформулирована задача, в качестве надсистемы можно рассматривать класс объектов, к которым эта система принадлежит (например, С – автобус, Н/С – городской транспорт), место нахождения (для автобуса – улица или автопарк, или полка в шкафу, если автобус игрушечный), материал, из которого эта система изготовлена и т.д.

П/С – подсистема, структурная единица системы.

Выделение подсистем (частей) также зависит от условий задачи. Например: в системе «человек» можно в качестве подсистем рассмотреть:

  • Части тела, если речь идет об анатомическом строении,

  • Чувства и эмоции,

  • Черты характера, когда обсуждаются вопросы нравственности или культуры общения.

Т.е. подсистема выделяется на основе того признака, который имеет значение в конкретной ситуации.

Работа с системным оператором предполагает формирование у ребенка умения анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: назначение (функцию), динамику развития в определенный период времени, его признаки и строение, потребность в изменении и усовершенствовании (для объектов рукотворного происхождения). Как дополнительный эффект на основе работы по формированию системного мышления появится навык построения различного рода классификаций по выделенному признаку.

Умение производить системные раскладки отрабатываются в играх и тренингах.

Работать с системным оператором можно начинать уже с младшего дошкольного возраста. Но он применяется в более упрощенном виде и называется: системный лифт.

Ввести его в обиход можно следующим образом: сначала рассматриваем виды домов, выясняем, что дома бывают разные: маленькие (одноэтажные) и большие высокие (многоэтажные). Провести беседу, в процессе которой выяснить: в каких домах дети живут, в каких хотели бы жить и почему. Подходим в процессе беседы к выводу, что для удобства в многоэтажных домах нужен лифт. Объясняем что такое лифт и для чего он необходим, что в нем хорошо и что плохо. Затем показываем рисунок домика и комментируем его:











Этот трехэтажный дом необычный. В нем живут не люди, а разные предметы. В этом доме есть лифт, он нам поможет быстро передвигаться по этажам дома. Давайте покатаемся на нем и посмотрим, что и где там располагается. Поднимаемся сначала на второй этаж. На втором этаже живут сами предметы. А теперь спускаемся на первый этаж. На первом этаже живут отдельные части этих предметов. А теперь поднимемся на самый верхний - третий этаж. А на третьем этаже расположились места, где могут находиться эти предметы.

А теперь давайте покатаем на этом лифте любой предмет, например, машину. Поднимаемся на второй этаж – здесь живет сама машина. Спустимся на первый этаж, здесь живут ее части, какие: кабина, кузов, руль, колеса. Поднимемся на лифте на третий этаж и подумаем, где может быть машина: в гараже, на дороге, в магазине, если она игрушечная и т.д.

Для удобства и наглядности можно проводить небольшие схематические зарисовки на модели системного лифта, расположенного на мольберте, а можно изготовить системный лифт из картона с цветными этажами и с кармашками, в которые можно вставлять заранее изготовленные пособия для игры.

В результате данной игры происходит анализ объекта, закрепление его составных частей, строения и функционирования. Этот процесс происходит в игре, в данном случае – это «катание объекта на лифте» и поэтому процесс усвоения происходит быстрее, прочнее и качественнее, так как детям это интересно.

Далее с возрастом усложняется процесс анализа объектов, добавляются для анализа еще другие различные качества и функции предмета и поэтому данный системный лифт можно преобразовать в «волшебный телевизор» или в пятиэкранку. В ТРИЗ этот прием называется системный администратор.

Можно также оставить название лифт, но преобразовать его, сказав, что этот лифт непростой, он может перевозить предметы не только вверх и вниз, но и вправо и влево по этажам. Слева на этаже - прошлое предметов, а справа – будущее.

















Игры для закрепления ориентировки в этажах системного оператора.

“Назови этаж”: называется объект, а дети (хором или на пальцах, можно взять карточки с цифрами) указывают номер этажа.

“Расставить правильно”: дети получают наборы карточек. Их нужно расположить последовательно от надсистемы к подсистеме. Для проверки дети подходят к обозначению системного лифта и объясняют свою точку зрения: например, карточку с птицей ставим на второй этаж. Крыло – на первый этаж потому что …, а гнездо на третий этаж, потому, что … Желательно, чтобы дети называли еще дополнительные надсистемы и подсистемы, которых нет на карточках, например: у птицы есть еще и другие части: голова, туловище, хвост, лапки… или птица еще может находиться в небе, в лесу, на крыше…

С помощью системного администратора можно осуществлять и анализ сказок и сказочных ситуаций.
1   2   3