Главная страница

Александренко светланы викторовны


Скачать 0.73 Mb.
Название Александренко светланы викторовны
страница 2/3
Дата 15.02.2016
Размер 0.73 Mb.
Тип Документы
1   2   3

Кольца Луллия как разновидность метода морфологического анализа в дошкольной дидактике.

Описание пособия.

Пособие состоит из 2-3 картонных дисков, подвижно соединённых на центральной оси, а также накладного сектора по диаметру самого большого диска.
В младшей группе этот накладной сектор делается в сплошном круге, чтобы закрывать все остальные изображения. В старшем возрасте - обозначается стрелками.
Каждый диск разделен на 8 секторов с кармашками, куда вставляются картинки.
Технология построения тренингов.

Кольца Луллия по сути своей это тот же морфанализ. Но практика показывает, что у детей это пособие вызывает больший интерес, чем игры с "дорожками".

На основе пособия "Круги Луллия" строятся тренинги 2-х видов: направленные на познание свойств объектов и преобразование этих свойств.

Для игры необходимо раскрутить круги и составить сочетание объектов (их признаков) из тех, которые попадут "под стрелочку". В зависимости от задания объяснить это сочетание.
Варианты сочетаний.

  • Объекты с объектами ("Найди, чем похожи", "Больше-меньше", "В какой сказке есть оба героя"…),

  • Объекты со свойствами: сказочные герои с характерами, природные объекты с характерными признаками класса ("Найди то, что растёт", "Как проявляется свойство "болеть" у этого объекта?", "В какой сказке этот герой с таким характером", "Придумай, как закончится эта сказка, если у героя станет такой характер"…)

  • Объекты с частями ("Чья это часть?", "Где у данного объекта такая часть?"…),

  • Объекты и "место" ("Найди место, где бывает объект", "Объясни, когда объект бывает в этом месте", "Что будет, если объект здесь окажется?"…),

  • Объекты и материалы ("Найди объект, который сделан из этого материала", "Как сделать такой объект именно из этого материала?" Например - стеклянное платье, шоколадный дом, книгу из фольги и т.д.),

  • Части с частями ("Если волшебник Объединяй соединит вместе эти части, какой объект получится? Для чего?"…),

  • Объекты со знаками: буквами, цифрами, номерами, геометрическими формами. ("Найди в объекте столько частей, сколько означает цифра", "Где в изображении объекта спряталась цифра?", "Есть ли эта буква в названии объекта?", "Как будет называться объект, если его первой буквой станет…", "Придумай дело для объекта, которое начинается на букву…", "Какая служба спешит на помощь?" - сочетание представителей служб спасения и телефонов вызова этих служб. "Как сможет помочь эта служба, если её вызвали не по назначению?", "Нарисуй объект, который состоит только из круглых (других) частей"…)

  • Знаки со знаками ("Придумай задачку с этими числами", "Подбери знак, который можно поставить перед этими числами", "Составь двузначное число", "Вспомни слово, в котором есть обе эти буквы", "Сложи слог"", "Сложи слово из слогов, придумай ему значение", "Нарисуй объект, у которого части заданной формы, размера, цвета"…)

Вариативность обозначений позволяет строить тренинги на основе "Колец Луллия" в любой области знаний.

Дидактическая игра Кольца Луллия по темам:

  • «Детский сад»;

  • «Семья»;

  • «Профессии»;

  • «Овощи»;

  • «Фрукты»;

  • «Домашние животные и их детеныши»;

  • «Птицы»;

  • «Различные дома» (люди, животные, птицы, рыбы, насекомые);

«Виды транспорта» (наземный, воздушный, водный).

Приложение № 5

Технология использования приемов фантазирования.

С детства, читая и перечитывая любимые сказки, а в школьном возрасте – научно-фантастические произведения, мы не перестаем удивляться полету творческой мысли авторов. Однако приемов, на которых строятся типовые фантастические преобразования совсем не много. Основаны они на физических преобразованиях объектов и их частей, признаков, места событий.

Технология ТРИЗ-РТВ основывается на приемах фантазирования. Эти приемы можно использовать уже с младшего дошкольного возраста. Но прежде предстоит их ввести в обиход и дать понятие о них на конкретных примерах.
Использование ТПФ в разных возрастных группах

  • 1-я и 2-я младшие группы - изменение размера, изменение структуры (дробление-объединение), изменение подвижности (оживление-окаменение).

  • Средняя группа - изменения во времени, специальное - универсальное волшебство, приём "наоборот".

  • Старшая группа - комплексное использование всех знакомых приёмов.

Прием фантазирования ОЖИВЛЕНИЕ – ОКАМЕНЕНИЕ .

Этот прием очень эффективен в работе с детьми, ведь им от природы свойствен аниматизм – одушевление всех предметов и явлений окружающей действительности. Именно этот прием лежит в основе сказки – литературного жанра, пользующегося у ребят особой любовью. Предложите детям представить, что тот или иной предмет вдруг ожил и заговорил – и тут же родится множество интересных историй.

В программе по ТРИЗ-РТВ “Росток” А.М. Страунинга хорошо прописан прием изготовления символа приема оживления: провести с детьми беседу о том, чем отличается живой объект от неживого. В процессе беседы выясняется, что живые объекты дышат, питаются, растут, двигаются, видят, издают звуки. Соответственно тогда у них должны быть глаза, рот, нос, руки и ноги. После ответов детей показать им прозрачный целлофан, на котором нанесены (наклеены, нарисованы) глаза, рот, нос, ручки и ножки, а туловища нет. Если его приложить к любому предмету, предмет “оживает”. Его можно свернуть в трубочку, скрепить, он будет стоять. Продемонстрировать с помощью его “оживление” предметов, а потом предложить детям назвать его. (Пусть дети сами придумают ему название. Наши дети назвали его “Оживлялка”). Этот прием можно с большим успехом использовать для решения каких-либо проблемных ситуаций и сказочных историй с превращениями. Этот прием вводится уже с младшего дошкольного возраста.

Сначала «оживление» проводит сам взрослый, а затем эту роль на себя берут уже сами дети (здесь уже вступают во взаимодействие два приема – данный прием «оживление» и прием фантазирования «эмпатия», который будет описан ниже). Это обыгрывание предметов очень нравится детям и воспитывает эмпатийное отношение к окружающему. Когда предмет начинает рассказывать о себе в лице ребенка (эмпатия) здесь происходит помимо развития воображения, фантазии и закрепление сенсорных эталонов (цвет, размер, форма, величина), что немаловажно именно в младшем дошкольном возрасте и конечно же развивается и совершенствуется речь ребенка, его интерес к окружающему миру.

Средний дошкольный возраст.

Можно Оживлялку представить (при условии, конечно, что обучение начинается именно с этого возраста) совершенно по другому (т.к. у них уже имеются определенный багаж знаний за плечами), в виде Волшебника, например, вот так: сегодня у нас в гостях Волшебник, которого вы все хорошо знаете по сказкам. Благодаря этому Волшебнику из снега получилась Снегурочка, заговорило полено – получился Буратино, а один герой сказки не только смог разговаривать, но даже петь песни, несмотря на то, что был всего лишь куском теста…(Можно показать соответствующие картинки). Спросить, чем, по мнению ребят, занимается этот Волшебник? Пусть приведут еще примеры, когда в сказках оживают и разговаривают разные предметы. Детям можно предложить нарисовать портрет Волшебника оживления, выбрать лучший и взять его за основу как символ оживления предметов. И в дальнейшем использовать в дальнейшей работе.

В старшем дошкольном возрасте этот прием можно ввести следующим образом:

Показать детям, что дает жизнь всему живому: прочитать «Странный дождь» Е.Череповец. После чтения задать вопросы:

- Для чего нужна вода?

- Как будут жить растения, люди, животные без воды?

Показать глобус, объяснить, что это такое. Обратить внимание: сколько места вода занимает: если раскрутить, все голубое.

Приходим в результате к выводу: вода дает жизнь растениям, человеку, животным.

Прочитать или вспомнить фрагмент из сказки с живой водой. Представить ситуацию: воды нет. Как жить? Пищу приготовить: есть все сырое, грязное? Привести в чистоту тело, жилище, одежду. Как без воды?

Дать детям попить чистую воду, полит комнатные растения, опустить в воду грязную ткань, понаблюдать, что с ней будет (хорошо снимает грязь от акварельной краски).

Опять вывод: вода все оживляет, а что значит – живое? Чем живое отличается от неживого?

Подвести детей к выработке символа приема «оживление». Он нам дальше будет помогать все оживлять. Можно использовать Оживлялку из младшей группы, но лучше выработать другой символ, отталкиваясь от высказываний детей.

На основе этого приема происходит и закрепление сказок, и инсценирование, и драматизация, развиваются артистические способности, формируется речь, развиваются коммуникативные навыки и умения и конечно же творческие способности.

Играя с этим Волшебником можно применять соответственно много приемов игры со сказкой, используя также приемы технологии Дж. Родари (перевирание сказки, придумывание сказок с новым сюжетом с перепутанными героями, т.е. здесь широкое поле для развития детской фантазии и воображения).

Оживлять можно не только самые разнообразные предметы, объекты. Явления, но и застывшие метафоры. Повседневная речь, бытовая лексика полным-полна метафор, которые того и ждут, чтобы их восприняли буквально и развернули в виде рассказа. Тем более что для неискушенного слуха детей многие слова тоже звучат как метафоры, поддающиеся раскрытию (часы ходят минута в минуту, присядем на минутку, часы бьют, дождь идет, вода цветет, сахар-песок). Дети любую метафору воспринимают в прямом смысле. Тут все дело в том, что мы, взрослые, мыслим словами, словесными формулами, а дети – вещами, предметами, имеющимися в опыте. Их мысль на первых порах связана только с конкретными образами, благодаря которым и рождаются удивительные истории: “Гулял как-то Петушок по берегу реки, и увидел, что в реке вода зацвела. Набрал он цветочков разных: ромашек, колокольчиков, маков – и подарил их своей подружке Курочке. Она очень обрадовалась и поблагодарила Петушка за красивый букет”.

При воздействии Волшебника Окаменение живое становится неподвижным, а неживое - абсолютно статичным.

Методические рекомендации по построению системы тренингов.

  • Для детей младшего дошкольного возраста рекомендуются упражнения с поочередным приглашением Волшебников Оживления и Окаменения.

- Волшебник Оживления коснулся ваших стульев. Давайте покажем, как они побежали, как стали разговаривать и т. д.

- Птички в клетке коснулся Волшебник Окаменения. Покажите, как она прыгала, клевала зернышки, а сейчас какая она?

  • В средней группе рекомендуется усложнение игр. Производятся преобразования части объекта, места его нахождения.

- Что будет с игрушками (с одеждой), если их коснется Волшебник Оживления?

- Что случится с животными и растениями в уголке природы, если его навестит Волшебник Окаменения?

  • В старшем дошкольном возрасте организуются игры согласно представленной технологической цепочке с самостоятельным использованием приема статики-динамики.

  • В течение всего дошкольного периода следует вычленять прием оживления-окаменения при знакомстве со сказками, легендами, мифами.

Прием оживления: дерево – Буратино, овощи – Чиполлино, тесто – Колобок, снег – Снегурочка, металл – Железный Дровосек, говорящие зеркало и голова в сказках и т.п.

Прием статики: заснувшая царевна, Белоснежка, Спящая Красавица, Настенька (“Морозко”)…

Технологическая цепочка построения тренинга.

  • Беседа с детьми о делении мира на динамичные и статичные системы.

  • Преобразование объекта, его части или места нахождения (с помощью Волшебника Оживления).

- Представьте, что произошло бы, если бы Волшебник сделал в нашей группе все живым. Или сделал (так, что они могли бы говорить, самостоятельно передвигаться, принимать решения) части лица (например, глаза, нос, волосы могли бы убежать от нас, если бы мы их не мыли).

  • Преобразование объекта, его части или места нахождения с помощью Волшебника Окаменения.

  • Организуется продуктивная деятельность: лепка посуды, которой коснулся Волшебник Оживления Всемогу (Могутолько); рисование (универсальный костюм, в котором можно и ходить в гости, и плавать под водой, и спать, и т.д.); конструирование “Я могу сделать только это…”(ребенок сам выбирает материал и тему), далее объясняется “Мы можем много всего сделать из данных заготовок и с использованием дополнительных средств).”

Ожидаемые результаты.

Выделение основных и дополнительных функций объекта, придумывание и объяснение его новых функций.

Прием «Увеличение – Уменьшение».

Младший дошкольный возраст.

Воспитатель: - Сегодня я вас познакомлю с самым-самым большим человеком. Зовут его Великан. Он очень большой (показ символа приема «Увеличения») и умеет делать все тоже очень большим, т.е. всё увеличивать. Посмотрите, был у меня совсем маленький котенок (показ предмета или его изображение), а хотите Великан сделает его большим или даже огромным. Дети с интересом затаили дыхание. Предложите им на время закрыть глаза, а в это время заменяете незаметно для детей исходное изображение или предмет котенка на аналогичное только большего размера (можно отсканировать изображение и увеличить его). Предложите детям открыть глаза – удивлению и восхищению нет предела. Поясняете: был у меня совсем маленький котенок, а Великан сделал его вот таким. И здесь можно продолжить игру, сказав, а вот если Великан сделает котенка размером с целый дом, что будет? Это будет хорошо или плохо? Проанализировать ситуации: чем хорошо и чем плохо? В результате применения этого приема осуществляется и обогащение словарного запаса ребенка и развитие грамматического строя речи (закрепляется выстраивание синонимического ряда: большой, большущий, огромный, громадный и т.д.)

Так как данный прием фантазирования «Увеличение – Уменьшение» двойственный, то здесь же, на этом же занятии, вводится и разбирается второй символ – «Уменьшение». Вводится он следующим образом. Педагог рассказывает далее: а есть наоборот совсем-совсем маленький даже малюсенький человечек – это Гномик (показ картинки – изображение символа). Как вы думаете, а что он умеет делать? Дети уже могут догадаться сами, что если большой Великан все увеличивает, то маленький Гномик соответственно делает все маленьким – уменьшает. И здесь же на предыдущем примере исходного изображения маленького котенка Гномик делает его еще меньше. И теперь котенок становится малюсеньким и даже крошечным. Опять же анализируется данная ситуация: чем хорошо когда котенок такой малюсенький, а чем плохо, т.е. решается противоречие.

И здесь уже ребятам предлагается сам символ приема «Увеличение – Уменьшение» - это могут быть отдельные картинки, скрепленные вместе, либо двойственное изображение наподобие карт, где одно изображение расположено вверху, а второе снизу.

И теперь этот прием кода будет использоваться детям уже будут ясны и понятны его функции. Но здесь важно уточнить еще раз, что как таковых Великана и Гномика не используем, а используем только их возможности увеличивать и уменьшать.

В среднем дошкольном возрасте.

(При условии, конечно, что обучение начинается именно с этого возраста) можно просто познакомить с еще одним Волшебником. Объяснить, что этот Волшебник умеет превращать все в большое или маленькое. Это он сделал так, чтобы появились гномики и Дюймовочка, чтобы были лилипуты и великаны. И зовут этого Волшебника Гномик-Великан (показ изображения символа), потому что он сам тоже может быть громадным, как… и совсем-совсем крошечным, как…(дети приводят примеры чего-то большого и очень маленького).

И здесь можно проанализировать ситуации: хорошо ли быть великаном? Почему? Хорошо ли быть крошками? Почему? Можно заодно и выяснить то, что мы и так бываем и великанами и крошками: большими для кого? Маленькими по сравнению с кем?

В старшем дошкольном возрасте

Вспомнить предметы, которые могут увеличиваться и уменьшаться; вспомнить героев сказок, которые могли уменьшаться и увеличиваться, просто были очень маленькими или огромными, рассмотреть иллюстрации к этим сказкам, спросит, кто из них (герой или предмет) может помогать увеличиваться или уменьшаться, пусть дети сами выберут символ приема. Допустим: Дюймовочку. Среди людей она была самая маленькая, среди эльфов, такая же, для бабочки – большая.

В результате использования приема фантазирования «Увеличение – Уменьшение» у детей развивается способность фантазировать, т. е. развивается творческое воображение и мышление, речь, накапливаются знания об окружающем мире, закрепляются сенсорные способности, закрепляется знание сказок и т.д.

Прием фантазирования «Ускорение – Замедление».

Младший и средний дошкольный возраст.

Детям предлагаются картинки животных, среди которых есть черепаха, используя картинки, дети должны выбрать самое медленное животное и объяснить свой выбор (черепаха). Далее также по картинкам (изображение видов транспорта, например, поезд, самолет, пароход, машина) предлагается выбрать самый быстрый транспорт (самолет), объяснить свой выбор.

Теперь предложите детям решить проблему: как сделать так, чтобы медленная черепаха, если захочет, могла бы тоже быстро двигаться? И здесь дети предлагают приделать черепахе крылья от самолета, посмотреть, что же получится (показ детям уже готового изображения черепахи с крыльями самолета).

Полюбоваться черепахой, уточнить бывает ли на самом деле такая черепаха? Порадоваться, что у нас такая есть. Уточнить ее возможности. Дать название данной черепахе (дети обычно предлагают название черепахосамолет). Так вводится очередной прием фантазирования «Убыстрение – Замедление». Здесь обязательно опять же уточняется, что как таковая черепахосамолет не используется, а применяется ее возможность что-то убыстрять – делать быстрым или что-то замедлять – делать медленным.

Прием фантазирования «Ускорение – Замедление» интересно рассмотреть на следующем примере: предложить детям рассмотреть ребенка (показ куклы-малыша): части тела, строение туловища. Рассказать детям, что дети растут, будут расти-расти и вырастут, как папы и мамы.

Предложить посмотреть, как будут дети расти на примере куклы – малыша (кукла-малыш изготовлен следующим образом: его руки, ноги, туловище и голову можно увеличивать, например, вдвое, растягивая их, так как продолжение их сделаны и сложены виде гармошки и скреплены скрепкой). Выясняем хорошо или плохо, кода что-то одно быстро растет, например, голова, руки, ноги, туловище (все рассматривается в отдельности) взяла и выросла (голова увеличивается вдвое). Когда это хорошо, а когда плохо? Удобно ил неудобно ходить с такой большой головой, делать что-то такими руками и т.д. На примере данной игры закрепляется знание строение тела человека, его функции и то, что человек растет, все части тела растут одинаково.

Старший дошкольный возраст.

Прием «ускорение – замедление». Вспомнить сказки, где присутствуют предметы, которые делали что-то или очень быстро или очень медленно. Сказки приготовить заранее. «Кот в сапогах» Ш. Перро, «Золушка» Ш. Перро (Золушка сшила платье за одну ночь), «Сказка о царе Салтане» А.Пушкина (Рост Гвидона), «Двенадцать месяцев» (смена месяцев), «Цветик – семицветик» (быстрое перенесение Жени).

Рассказать детям сказку «Красная шапочка» методом «перевирание сказки». Предложить помочь Красной шапочке и бабушке, используя прием «ускорение – замедление». Найти символ, который мог бы быть одновременно и быстрым и медленным.

Прием «Ускорение – Замедление» (черепахосамолет) хорош тем, что можно использовать в различных жизненных и сказочных ситуациях проводить их анализ, решая определенную проблему.

Прием фантазирования ДРОБЛЕНИЕ – ОБЪЕДИНЕНИЕ

ЦЕЛИ: развивать аналитико-синтетические умения, творческое воображение, мышление и речь детей.

Описание приема.

Фантастическое преобразование (деление и комбинирование) объектов или их частей.

В работе с дошкольниками прием представлен Волшебником Деления и Объединения. Основной принцип их действия – отсутствие всяких правил, аналогичность деления и комбинирования.

За действиями Волшебника Деления всегда следует фантастическое преобразование, производимое с помощью Волшебника Объединения или наоборот. Дети сами должны догадаться и объяснить волшебные преобразования с точки зрения практического применения.

Работу по данному приему можно начать следующим образом (для детей старшего дошкольного возраста). Шел по городу Волшебник… Его никто не видел, но все видели, что он делал: стоял велосипед – он его разобрал по деталям; росло дерево – он с него сбросил все листья, а потом и ветки; приготовили пирог – он его разделил на кусочки.… А в другой раз шел и делал все наоборот: кирпичи лежали – он построил дом; бревна плыли – он построил плот; цветы росли – составил букет.…Как могут звать такого Волшебника?

Да, действительно, он умеет все разделять и соединять, поэтому его так и зовут “Дели-Соедини” (Можно обозначить этот символ в виде волшебника с двумя лицами: добрым лицом и сердитым лицом – добрый объединяет, сердитый – разъединяет, ломает).

Старший дошкольный возраст.

Этот прием также можно рассмотреть на примере родословной семьи. Предложить детям принести и разложить фотографии своей семьи. Ребенок под ним мама и папа, под мамой и папой бабушки и дедушки. Распределяя кто чей, обратить внимание. Что как, будто дерево получилось. Вся семья как бы поддерживает ребенка. О нем заботится. А ребенок зависит от них. Кто-то уйдет, не будет заботиться, помогать - дереву станет трудно держать ребенка и т.д.

Итог: все вместе одна семья и всем хорошо и легко быть вместе. Но ведь иногда бывает, что все расходятся из дома. Утром все разошлись, семья, как бы разъединилась, вечером собрались, соединились. Манипуляции с разъединением и объединением проводятся на карточках. Можно также рассмотреть семью по горизонтальной линии системного оператора.

Предложить детям подумать: кто может все разъединить и соединить. Что дома есть такое, которое умеет соединять? Из множества карточек выбрать необходимые предметы. Например: иголка, клей, швейная машина, молоток… Но это только объединяет, а что разъединяет? Например: ножницы, нож, молоток, лезвие.

Отметить, что молоток может делать и то и другое. Обрадовались: нашли. И пошли хозяйничать по «квартире».

Работа по сказкам.

“Дели-Соедини ” – это волшебник, поэтому он очень любит сказки… Вначале он сказки делит… Попробуйте узнать, какую сказку он разделил, если известны ее “части”: дед, бабка, курочка, яйцо, мышка… (Аналогично можно разделить еще и другие сказки).

Эту сказку он начал делить, но не успел до конца. В ней есть собака, кошка, мышка… Кто еще? (Дети называют остальных персонажей сказки “Репка”; аналогично рассматриваются еще несколько сказок).

Потом волшебнику надоело делить, и он начал соединять… И вот с какими сказочными героями он предлагает сочинить сказку: Змей-Горыныч, Буратино, Русалка, гномики, Вини-Пух… (Вначале сообща выбирается главный герой, его друзья и враги, место действия, а затем коллективно придумывается сказка.

А еще “Дели-Соедини” - художник. Это именно он придумал и нарисовал Русалку, дракона, кентавра…(Показать соответствующие изображения и обсудить их с детьми: как они сделаны и из каких частей состоят). Далее можно дать задание нарисовать необычных животных, соединив части различных других животных.

С помощью этого приема закрепляется знание сказок, развиваются творческие способности: мышление, воображение и, конечно же, речь ребенка.

Детям младшего дошкольного возраста этот прием нужно представить наглядно, производя при этом какой-либо вид деятельности, например, “посадить” на ковре лес из строительного материала (можно использовать другой подручный материал, например, бумагу или картон). Обратить внимание на то, что в основном всё состоит из частей, которые можно объединить. Если потом разъединить, можно из этих частей сделать что-то другое. Показать детям, как можно молотком и ножницами что-то разъединить и соединить. Дети помогают воспитателю. По этому принципу провести изменения в “коверном” лесу. Это нужно для того, чтобы показать детям наглядно каким инструментом можно разъединить и объединить. Что из этих предметов детям больше понравится, как символ, тот и будет дальше символом “дробления - объединения”.

Методические рекомендации по построению системы тренингов.

  • Работа с Волшебником Деления начинается с трех лет. Он воздействует на хорошо знакомые предметы и делит их на составляющие.

  • Дети четырех лет могут создавать новые объекты (вводится Волшебник Объединения) из каких-либо однородных геометрических форм (по типу лошарика – лошадки из шариков, которые соединяются с помощью пластилина).

  • С пяти лет предлагаются задания на составление фантастических животных. Например: “Составьте необычное животное, придумайте ему название. (”Чебукрокопав” – голова Чебурашки, туловище крокодила, хвост павлина). Расскажите о месте его обитания, характере, способах питания и защите от врагов).

Проводится анализ облика героев мифов и сказок. Из каких частей состоят эти существа: русалка (женщина и рыба), сфинкс (человек и лев), кентавр (мужчина и конь), сирин (птица и женщина), Тяни-Толкай (две лошади).

  • Дети шести лет устанавливают признаки и свойства, которые получены в результате фантастического объединения. (Чей признак (свойство) приобрел объект? (Говорящее зеркало в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях” обладает свойством человека – говорить и свойством телевизора – показывать).

Предлагаются задания, которые обобщают знания по теме. Например: герои каких сказок встречаются в мультфильме “Вовка в тридевятом царстве”? (“Сказка о рыбаке и рыбке”, “Василиса Премудрая” и др.).

Технологическая цепочка построения тренинга.

  • Предлагается выбрать объект (например, птицу), определить ее части, ее место в окружающем мире. (У птицы есть туловище, голова, крылья, хвост, лапы и т.д.: птица является частью животного мира, а животный мир – частью окружающего мира). Делается вывод о том, что все в мире состоит из частей.

  • Обсуждается ситуация: Волшебник Деления коснулся игрушечного грузовика. Расскажите, что с ним произошло? (Он рассыпался на части: кузов, кабину, колеса и т.д.).

- Если Волшебник Деления коснется какой-то из этих частей, например, колеса, что произойдет? (Колесо разлетится на шину, обод и диск и т.д.).

- Волшебник Деления коснулся дороги, по которой ехал грузовик. Что с ней произойдет? (Автомобильная дорога стала делиться на дорожное покрытие, бордюры и т.д.).

  • Вводится Волшебник Объединение, который все объединяет произвольно. Обсуждается практическое применение объекта.

- Если Волшебник Объединения коснется машины и дерева, что произойдет? (Они объединятся: машина может быть сделана из дерева и т.д.).

- Что произойдет, если Волшебник Объединения дотронется до диска из колеса и кузова? (Кузов может стать круглым, или в дисках можно будет перевозить грузы).

  • По итогам обсуждения организуется продуктивная деятельность (лепка, рисование, аппликация, сочинение сказок).

- Придумайте сказку, в которой действует Волшебник Деления и Объединения: запишите сюжет с помощью схем.

- Придумайте необычное животное, пригласив на помощь Волшебника Деления и Объединения. Нарисуйте его.

Ожидаемые результаты.

Умение проводить фантастическое преобразование объектов с помощью приема деления – объединения, его использование в продуктивной деятельности.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

ЧТО В ЧЕМ.

Цель игры: научить детей вычленять более мелкие элементы исходного предмета, объекта, названного словом.

Для детей младшего дошкольного возраста. Для игры необходим набор предметных картинок или сами предметы. Детям показывают предметы (картинки) по одному и спрашивают, что есть у каждого предмета (то есть из чего он состоит). Например, что есть у стула (ножки, сиденье, спинка), у телевизора (экран, кнопки, корпус), у собаки (лапы, хвост, голова). В дальнейшем игра усложняется, и она постепенно начинает использоваться только в словесном варианте. Но не стоит забывать, что сначала предлагаются слова, обозначающие простые и хорошо знакомые детям предметы, объекты: дом, машина, дерево, конфета, книга и т.п. Для упорядочивания ответов играющих можно пользоваться мячом.

Усложненный вариант игры ля детей более старшего возраста. Например: дом – крыша – труба – кирпич; книга – лист – страница – рисунок – краски.

ЧТО ОТ ЧЕГО.

Эта игра противоположна предыдущей. Ребенок отыскивает и называет предмет, объект сначала на основе нескольких, предъявленных им частей, а затем по одной из них. Например, циферблат, стрелки, маятник – часы; ствол, ветки, сучья, листья – дерево. Постепенно переходят к словесному варианту игры: по названию одной из частей дети отыскивают предметы. Находящиеся в непосредственном окружении, а в дальнейшем и вне его, то есть, опираясь на предшествующий опыт. В итоге ребятишки приходят к выводу о том, что один элемент может быть частью различных объектов. Например, листок – у книги, дерева, тетрадки; ручка – у бокала, кувшина, двери, человека и др.

С возрастом усложняются и правила игры. Теперь детям можно предлагать пары слов (например, дом-крыша; лес – магазин; воспитатель – мама; ложка – вилка; хлеб – крошка; шуба – шапка; лиса – нора; роза – шипы; дерево – земля и т.п.), а они устанавливают между ними связь – является ли один из названных объектов частью другого, или нет? Дети могут просто отвечать “да” и “нет” или полностью аргументировать свой ответ в зависимости от возраста. Интересно проходит эта игра, если ребята делятся на пары и придумывают название какого-либо предмета. Если в образовавшейся паре один из объектов будет “независимым”, то есть не являющимся частью предмета, придуманного партнером, то дети имеют возможность разбить свою пару и образовать новую, присоединившись к тому ребенку, название предмета которого будет для него зависимым, значимым. Когда взаимосвязь найдена, дети могут взяться за руки – это и будет сигналом к завершению задания.

В дальнейшем можно использовать и такой вариант: называется какой-либо предмет, а дети, аргументируя свой ответ, предлагают возможные для него взаимосвязи. Например, куда (во что) может входить (частью чего может быть) ботинок – в лужу (когда в нее вступишь), в шкаф (когда он стоит там и ждет, что его наденут), в ногу (когда его обувают), в магазин (там его продают); карандаш, конверт, шуруп, клетка, мыло, врач, лестница ит.п.

ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ.

Детям предлагаются два объекта (или предметные картинки) и предлагается объяснить, чем они схожи и чем отличаются друг от друга. Выигрывает тот, кто назвал больше признаков и аргументировал свои версии.

ОБЪЕДИНЕНИЕ.

Эта игра является логическим продолжением предыдущей, но она более вариативна. Проводить ее можно с наглядным материалом, так и в словесной форме – это зависит т возраста детей.

Вариант 1. “Что общего?”

Детям предъявляются (или называются) два объекта, между которыми нужно провести сравнение по нескольким признакам. Например, что общего между муравьем и грузовым автомобилем? Оба могут двигаться, переносить тяжелые предметы, им необходимо питание ( но у каждого оно свое), укрытие на время отдыха и т.д. Или между самолетом и карандашом: оба сделаны руками человека; корпус самолета напоминает форму карандаша и т.д.

Если игра проводится с детьми младшего дошкольного возраста, то в качестве игрового материала используются, либо реальные предметы, либо картинки. Собственно объединение предметов проводится на основе вычленения одного классификационного (общего) признака. Например, для игры сделана подборка из 10 картинок (диван, кошка, дерево, солнце, пальто, ложка и т.д.), где к первой предъявленной взрослым картинке (допустим, с изображением кошки) дети по очереди присоединяют все остальные, аргументируя (по возможности) признак общности с предыдущим объектом: дерево. как и кошка растет; ложка – может быть сделана из дерева; диван, как и ложка, атрибут любой квартиры; кошка – может спать на диване; пальто – у него воротник пушистый, как у кошки шерсть…

Можно построить игру и по-другому. Детям раздают картинки с различными изображениями (машина, дерево, человек, кошка, зонтик, ручка, часы, радио, портфель, самолет и пр.). После ознакомления с изображением дети могут объединяться друг с другом (парами, тройками, группами) в зависимости от свойства, заданного взрослым. Например: живой, издает звуки, выше стола, съедобный, сам передвигается, умеет разговаривать, живет в воде, молчит, не тонет, мокрый, холодный и т.п. Качества и свойства можно задавать самые разнообразные, и, естественно. Что и объектов, обладающих ими, может быть много.

В дальнейшем детям предлагается усложненный вариант игры, основной целью которого является развитие способности к обобщению по однородным параметрам (значение, свойства, функции и т.п.) самых разнообразных, и на первый взгляд не связанных друг с другом самостоятельных общностей. Например. Называют (или раздают картинки) ряд слов (рыбы, люди, насекомые, машины, растения, звери) и предлагают ответить: “Что у них общего?” (они двигаются, питаются и т.п.).

Вариант 2. ‘’Ресурсный анализ’’.

Поиск нескольких похожих предметов осуществляется ребенком в словесной форме на основе выявления соответствия по выполняемым функциям. Один и тот же предмет таит в себе множество ресурсов, использование которых будет зависеть от обстоятельств, где именно тот или иной ресурсный потенциал сыграет решающую роль. Например, кирпич имеет следующие свойства: он твердый, коричневый, пористый, значит, его можно использовать как строительный материал, вместо пресса, фильтра, им можно рисовать, его можно нагревать и делить. Но, в то же время рядом этих свойств обладают и другие объекты: рисовать можно красками, углем, карандашами; фильтром может быть тонкая металлическая сетка. Вата; делить можно яблоко, лист бумаги и пр. Примеров можно привести множество: машина перевозит грузы – ее работу может выполнить лошадь, верблюд, самолет, поезд, пароход, лодка, велосипед и т.д.; гитара издает звуки – будильник, пианино, магнитофон, радио, телевизор также звучат.

Многочисленные ресурсы содержатся не только в предметном, но и социальном мире. Поиск потенциала в любой жизненной ситуации не менее значим в жизни детей, чем ресурсный анализ предмета. В этой игре участвуют все мыслительные операции: узнавание, понимание, анализ, синтез, дифференциация, оценка, то есть происходит оптимальное развитие “прогностического” и “операционального' (расчленяющего) мышления. Детям можно предложить следующие ситуации, в которых необходимо выявить как можно больше ресурсов: “Лена пролила варенье на пол. Что теперь ей делать? Как поступить лучше всего?”, “Вася пошел гулять в лес и заблудился. Что ему делать? Как найти дорогу домой?”, “Катя решила пригласить детей в гости. Что для этого она должна сделать?” и т.д.

Добавление.

Взрослый называет (или показывает картинки с изображением) несколько предметов, объектов и т.п., а ребенок добавляет что-либо необходимое, в зависимости от условий того или иного заданного объединения. Например, лиса, волк. Заяц, медведь. Что надо добавить, чтобы получился лес (деревья, грибы, траву, других животных, птиц и т.д.), цирк (дрессировщика, зрителей, зверей, акробатов и т.п.).

Объекты объединения можно предлагать и в форме загадки. Например, две ноги, туловище, голова – что надо добавить, чтобы получился человек, животное; четыре ноги, пол – чтобы получились собака, стол, стул, шкаф; кровать, стулья, столы, двери, окна – чтобы получились детский сад, квартира, больница, магазин и т. п.

Этот вариант может быть использован и в графической форме. Ребенку предлагают лист бумаги, на котором изображен незавершенный сюжет какого-либо события, явления, или не до конца прорисованные предметы, которым необходимо придать некоторую целостность, законченность. “Набросок» дорисовывается ребенком в соответствии с замыслом, родившимся на основе восприятия, и придумывается название.

Рисунки по кругу.

В этой игре предполагается участие как минимум 3-5 детей. Каждый ребенок получает чистый лист бумаги и простой карандаш. По сигналу взрослого дети начинают рисовать. Через 1-2 минуты подается условный сигнал, и каждый из детей передает свой лист сидящему справа от него ребенку. Получив от соседа начатый рисунок, ребенок продолжает его в течение 1-2 минут и вновь по сигналу передает дальше. И так несколько раз (в зависимости от участников игры), до тех пор, пока к нему не вернется лист. На котором он начал рисовать (листы в начале игры можно подписать или пометить каким-нибудь знаком). Можно побеседовать с детьми о том, каков был их первоначальный замысел и как шло его изменение по ходу игры.

Я хочу нарисовать…

Каждый из участников игры по очереди сообщает замысел рисунка, который он хотел бы нарисовать, а взрослый пытается объединить все сказанное в единый сюжет. Например, один ребенок говорит, что он хотел бы нарисовать аквариум, другой – медведя, третий – ракету и т. д. Взрослый сообщает: “Рисуем аквариум, в котором живут медведи, летают ракеты и …” По ходу рисования дети могут вносить добавления в свой рисунок, детализировать его (медведь в маске для подводного плавания и ластах и пр.). Обычно подобное рисование сопровождается детским смехом, сочинением веселых историй.

Изобретатели.

Этот вариант игры способствует развитию умения вычленять новые функции (назначения) предметов при объединении уже существующих, известных. Оглянитесь вокруг – какое множество вещей, объектов, совмещающих в себе функции двух и более предметов: диван-кровать, кресло-качалка, машины-рефрежираторы (холодильники), автомобили-миксеры и т. п.

Играют в эту игру так: детям раздаются предметные картинки (или реальные предметы) и предлагают объединить их попарно, чтобы можно было получить и назвать новый или необычный способ совместного использования этих предметов. Например, пара “стакан - линейка”. Если нет ложечки, то линейкой можно насыпать сахар в стакан и размешивать его. Линейкой можно измерять оставшееся количество чая в стакане. В стакан, как в подставку, можно поместить линейку, карандаши, ручки.

А что получится, если объединить утюг и лыжи? Как и где можно использовать полученный при помощи совмещения новый и необычный механизм? Термолыжи могут использоваться для того, чтобы спасти жизнь северным оленям – двигаясь по ледяной корке, покрывшей участки с растительностью, термолыжи растапливают ее и освобождают животным доступ к пище. С их помощью можно сделать большие сугробы проходимыми для машин. Подумайте вместе с детьми и у вас появятся гениальные идеи.

В последующем можно объединять между собой более 2-3 предметов.

Кто откуда?

Цель игры – научить детей выявлять закономерности, связи и отношения между объектами. Например, знакомя детей с животным миром, обратите их внимание на то, что сфера обитания накладывает на них определенный отпечаток на внешний вид животного: у птиц – крылья, у рыб – плавники и т. д. Поскольку условия обитания задаются внешней средой, то и животные, обитающие в различных географических, климатических условиях, по-разному приспосабливаются к ним. Попытайтесь представить, что получится с тем или иным животным, как изменится его внешний вид, если ему придется сменить сферу обитания.

Прием фантазирования СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ – УНИВЕРСАЛИЗАЦИЯ.

Описание приема.

Волшебник Всемогу (универсализация) и Могутолько (специализация).

Прием универсализации дает объекту возможность выполнять множество функций, даже не свойственных ему.

Прием специализации позволяет ограничить возможность объекта в рамках типичной для него функции.

Методические рекомендации по построению системы тренингов.

  • Организуется обсуждение с детьми понятий “универсальное - специальное” на предметном содержании: мебель, посуда, игрушки, еда, одежда, профессия, человек.

  • Детям среднего возраста предлагается самостоятельно выделить основные функции любых объектов (педагог побуждает определять их ресурсы) и, приглашая поочередно Волшебников универсализации и специализации ограничивать и расширять функции объектов.

  • В старшей и подготовительной группах возможности этих Волшебников расширяются: они могут сделать специальной или универсальной части объекта или любого места.

- В детский сад пришел Волшебник Всемогу. Что произойдет? (Всякий, кто придет сюда, будет накормлен, уложен спать, научен новым песням и играм. Также в детском саду всех учат водить машины, шить одежду и т.д.). Кто должен работать в таком учреждении? Как будут выглядеть группы, участки? А может быть их не будет вообще? Как назвать такое здание?

- В детский сад пришел Волшебник Могутолько, и там теперь занимаются только физкультурой (спят, пьют молоко и т.д.).

Обсуждение практического применения таких учреждений.

  • На материале сказок проводится анализ универсализация –специализация волшебства.

Универсализация: волшебная палочка, золотая рыбка, шука, цветик-семицветик, двое из ларца и т.д. (Как были ограничены их возможности).

Специализация: сапоги-скороходы, шапка-невидимка и т.д. (Как можно расширить их возможности?)

Технологическая цепочка построения тренинга.

  • Обсуждение объектов, выполняющих ограниченное число функций и многофункциональных.

- Назовите специализированные магазины (“Женская одежда”, “Обувь” и т.д.). Что за магазин универмаг, универсам, супермаркет и чем они отличаются от специализированных магазинов?

  • Преобразования объекта с помощью Волшебника Всемогу:

- расширяются имеющиеся функции;

- объект наделяется новыми функциями.

  • Описание преобразованного объекта, его устройства, практического использования.

  • Выделение функции объекта и ее изменение (Волшебник Могутолько); введение временного (пространственного, функционального) ограничения; ограничения на внутреннее устройства объекта.

  • Описание нового объекта, его устройства, практического использования.

Ожидаемые результаты.

Умение заменять признаки объектов на противоположные и рассказывать о практическом использовании нового объекта.

Умение самостоятельно использовать прием “наоборот” при создании творческого продукта.

О приеме О преобразовании объекта во времени следует сказать особо. В этом приеме существует несколько основных операций:

  1. Изменение скорости протекания времени (ускорение или замедление). В «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина царевич, посаженный в бочку вместе с матерью, становится взрослым в течение нескольких часов.

  2. Обратный ход времени. В сказке о молодильных яблоках старики превращаются в молодцев.

  3. «Машина времени» - путешествие из одной исторической эпохи в другую.

  4. Перепутывание времени – хаос в обыденном порядке событий и дел.

  5. Остановка во времени. У многих сказочных и фантастических героев не изменяется возраст. События могут остановиться во времени: «У нас все время пора пить чай», - говорил Кролик в книге Л. Кэррола «Алиса в Стране Чудес».

  6. «Зеркало времени» - анализ последовательности событий относительно своей жизненной линии.

Надо заметить, что любой объект, выбранный произвольно или по желанию детей, можно «протащить» через все типовые приемы фантазирования. Получится масса новых образов. А некоторые находки подтолкнут к «мини-изобретению».

Использование типовых приемов фантазирования в работе с дошкольниками.

Типовые приемы фантазирования

Примеры из литературных произведений

Рекомендации по организации работы с детьми.

Изменение размера (уменьшение, увеличение)

Репка, Дюймовочка, Карлик Нос, Маленький Мук, Страна Лилипутов.

При преобразовании объекта задавать критерии размера (большой, как…) Обсуждать, какие проблемы и выгоды приносит это изменение.

Изменение настроения (дробление, объединение)

Лошарик, Крококот, Тяни-Толкай, скатерть-самобранка.

Обсуждать, какие объекты изначально заданы, их части. Возможные комбинации. Для этого образа продумать образ жизни или сферу применения.

Изменение подвижности (оживление, окаменение)

Печка и ведра у Емели, каменный цветок, Колобок, Буратино…

Решение проблемных ситуаций, с которыми столкнулись герои в связи с изменениями.

Специальное (С) и универсальное (У) волшебство

С – сапоги-скороходы, ковер-самолет,

У – волшебная палочка, золотая рыбка

Универсальное волшебство объяснять: не просто «исполнять желания». А с примерами. Волшебство всегда должно иметь ограниченное количество: три желания и т.д.

Преобразование свойств времени

Сказка о потерянном времени.

Маленький Принц, Карлсон (возраст не меняется)

Обсуждать возможные операции преобразования объекта во времени.

Прием «Наоборот».

К.И. Чуковский «Путаница» - все происходит наоборот.

У объекта рассматриваются противоположные функции и признаки.

Приложение № 6

Метод фокальных объектов (МФО).

МФО является альтернативой метода каталога, предложенный американским психологом Ч. Вайтингом. Метод МФО заключается в том, что совершенствуемый образ держится в поле внимания, как в фокусе фотообъектива, а к нему «примеряются» свойства других, совершенно не связанных с изначальным объектом, предметов. Сочетания свойств оказываются иногда совершенно неожиданными, но именно это и вызывает интерес.

Цель метода

  • Научить ребенка наделять предмет нетипичными признаками.

  • Предоставлять и объяснять практическое назначение предмета с нетипичными признаками.
Технология построения тренинга

  1. Предложить детям наугад выбрать 2-3 объекта.

  2. Попросить назвать признаки или значения признаков (не менее 4-х) для каждого объекта.

  3. Предложить перенести названные признаки или значения признаков поочередно на другой, находящийся как бы в фокусе, объект.

  4. Поочередно обсудить каждое сочетание: фокусный объект + признак одного из объектов.

  5. Организуется продуктивная деятельность детей.
Методические рекомендации построения системы тренингов с детьми разного возраста

  • При работе по данному методу рекомендуется фиксировать признаки, свойства предметов, называемые детьми. Эта часть работы требует динамики.

  • Наглядность (изображения объектов, находящихся в "фокусе") не используется.

  • Педагог демонстрирует уверенность в том, что объект с необычным признаком может быть в реальной жизни. Эмоционально реагирует на парадоксальные сочетания (удивление, восторг, радость, грусть).

  • При выборе признаков объектов педагог исключает типичные значения признаков. Не выбираются для обсуждения признаки размера в значениях "большой - маленький"; признака формы в значениях "круглый - квадратный"; признака цвета в значении "белый - черный". Не употребляются такие определения, как "красивый - некрасивый".

  • Работа с детьми начинается с 3,5 лет. Педагог делает подборку словосочетаний, обозначающих объекты с нетипичными признаками. Обсуждается, когда (в каком случае) у объектов бывает такое свойство.

  • ПР: когда бывает "мыльное дерево" или "клетчатый дом".

  • С 4-4,5 лет детям предлагается перечислить признаки выбранного наугад объекта и поочередно рассмотреть их в сочетании с другим объектом. Обсудить неожиданные сочетания.

  • Детям 5-7 лет предлагается рассмотреть свойства 2-3 объектов, а затем сфокусировать их на какой-либо объект.

  • По итогам обсуждения организуется продуктивная деятельность.

Предложите детям назвать три любых объекта. Неплохо, если один из них будет представителем природного мира, второй – рукотворного, третий – вообще нематериальное понятие. Но это необязательное условие. Затем ребята называют как можно больше свойств выбранных предметов. \наиболее удачны качественные характеристики. Далее педагог выбирает объект, который будет модифицироваться и поочередно приписывает ему выбранные свойства, а дети объясняют, как это выглядит, и когда такое бывает.

Например, исходным объектом возьмем колыбель для малыша. Качества для нее нам «подарят»:

  • Человек (толстый, кучерявый, ленивый, дружелюбный),

  • Белка (пушистая, хвостатая, прыгучая),

  • Дом (кирпичный, разрушенный, красивый).

Новый образ может получиться таким: толстая колыбель – значит глубокая и широкая, в ней много места, малышу просторно. Кучерявая она от большого количества подвешенных игрушек и погремушек. У колыбели нет ни гнутых полозьев, ни колесиков, она просто стоит на полу неподвижно, в нельзя укачать ребенка, поэтому ее называют ленивой. А дружелюбная она потому, что в ней так много места. Что малыш может пригласить к себе в гости другого малыша, и они там прекрасно разместятся и поиграют вместе. Чтобы малыш не ушибся. Стенки колыбели изнутри обиты пушистым мехом, а лоскутки меха, которые свешиваются по краям, напоминают хвостики. Матрац имеет внутри пружины, поэтому колыбелька прыгающая. Кирпичный оттенок делает ее очень красивой, а разрушенный вид она имеет только тогда, когда ребенок так распрыгается на пружинном матраце. Что все содержимое колыбельки полетит во все стороны.

Работая с дошкольниками по МФО, не следует стремиться к тому, чтобы дети сразу составляли вам связный рассказ-описание по всем признакам. На первых порах достаточно только лексического объяснения полученных словосочетаний, а для закрепления и обобщения предложите детям нарисовать то, что получилось в результате коллективного фантазирования.

Классическая форма метода, его непродуктивность как инструмента решения проблем.

МФО как метод развития ассоциативного и логического мышления.

Особенности использования в разных возрастных группах:

  • Младшая - педагог сам задаёт нетипичные значения признаков объекту, а дети ищут оправдание ситуации (когда бывает лохматое дерево или усатый телевизор).

  • Средняя - применение значений признаков одного объекта к другому. Например: кукла бывает какая? Когда таким бывает апельсин, другие объекты?

Старшая - классический вариант МФО, бином фантазии Дж.Родари

МФО удобен в работе с подгруппами детей или в индивидуальной работе. Но вместе с тем может быть использован и как отдельный прием на коллективном занятии. Например, при сочинении сказок можно «построить» образ главного героя, в занятиях по рисованию придумать необычный вид знакомого объекта. При этом рисунки детей будут отличаться индивидуальностью, так как каждый будет изображать объект с одной или несколькими характеристиками.
Ожидаемые результаты

  1. Рассказывание (фантазирование) на основе необычного признака выбранного объекта. Объяснение возможных вариантов.

  2. Придумывание истории (сказки) с объяснением нетипичного свойства и практической значимости данного свойства.



Приложение № 7

Метод морфологического анализа (МА).

Суть метода заключается в переборе вариантов соединения определенных характеристик при создании нового образа. Метод МА появился в середине 30-х годов нашего столетия, благодаря швейцарскому астрофизику Ф. Цвикки, который использовал его исключительно для решения астрофизических задач.

Цель метода

  • Формировать у детей умение давать большое количество разных категорий ответов в рамках заданной темы.

  • Создавать условия для оценки ребенком полученных идей.

  • Учить детализировать наиболее удачные идеи.

  • Данное средство позволяет формировать подвижность мышления, развивает комбинаторику.
Технология проведения тренинга

  1. Представляется морфологическая таблица.

  2. Заполняются вертикальные и горизонтальные оси (количество, подбор показателей определяются целью и содержанием занятия).

  3. Рассматривается взаимодействие (поочередное или выборочное) горизонтальных и вертикальных показателей. Проводится обсуждение с детьми полученных вариантов взаимодействий (морфологический анализ).

  4. Организуется продуктивная деятельность по содержанию обсуждения.
Методические рекомендации построения системы тренингов с детьми разного возраста.

1-я младшая группа - усвоение сенсорных эталонов: цвет, форма, величина, материал.

По "Волшебной дорожке" (морфологическая таблица с одной горизонтальной графой, т.е. с одним признаком) отправляется объект, который преобразуется путём изменения значения какого-либо сенсорного признака.
Базовые вопросы

  • Кто (что) это?

  • С каким (цветом, формой и т.д.) повстречался?

  • Каким стал?

  • На что похож по этому признаку?

  • Что бывает такое же?

В конце игры объект собирает все значения признака (все цвета), и дети придумывают, как его изобразить (разноцветный кубик, солнышко выбранной формы и т.д.)

  • Морфологический анализ, как правило, проводится с группой детей в форме обсуждения (элементы "мозгового штурма").

  • Сочинение сказок по морфологической таблице предполагает использование элементов алгоритма составления сказок [В.Я. Пропп "Морфология сказки", 1928].

  • Реализация фантастического содержания должна идти в продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, запись сюжета сказки с помощью схем и т.д.).

2-я младшая группа - сенсорные эталоны (цвет, форма, размер) и преобразование объекта путём изменения значений признаков, подведение к пониманию противоположностей.

К методике для первой младшей группы добавляется новое творческое задание: на обратном пути герой попадает на границу между клетками "волшебной дорожки". Дети ищут способы сочетания противоположных значений признака. Например: зайчик прыгнул и попал между жёлтым и синим цветом. Каким он стал? Как раскрасился?

Следует побуждать искать разные варианты: не только смешение двух красок, но и разноцветные части (лапки жёлтые, ушки синие), и орнаменты (в клетку, полоску) и т.д.

Средняя группа - анализ признаков объектов и их значений с помощью сенсорного обследования (целенаправленное подключение анализаторов), реальное и фантастическое преобразование объектов с помощью изменения значений признаков, подведение к принятию сочетания противоположностей.

Возможна модель из двух "дорожек".

"Дорожка анализаторов"

  • по дорожке "гуляет" один анализатор и встречается с разными природными и рукотворными объектами;

  • по дорожке гуляет один (или два: природный и рукотворный) объект и встречается по очереди со всеми анализаторами;

  • по дорожке гуляет явление (радуга, гром, молния) и встречаясь с анализаторами, узнаёт о себе (задание фантастического характера).

"Дорожка времени": сезоны, части суток, дни недели.

"Волшебники" - знакомые типовые приёмы фантазирования. По дорожке гуляют два героя, которые подвергаются противоположному по значению "волшебству" одновременно - одного увеличили, а другого уменьшили и наоборот. Какие при этом возникают проблемы?

Аналогично организуется тренинг по любому признаку.

Создать совершенно новый образ животного, используя метод морфологического анализа. Прочитать «Закаляка» К.Чуковского. Обсудить, что еще у животных бывает и сколько? Обсудить наличие у животных каких-либо частей. Названные части выкладываются наверху морфологической таблицы. Предложить желающим детям выбрать себе конверт. С каким-либо домашним животным. Дети раскладывают в кармашки таблицы содержимое своего конверта. По той горизонтальной линии. Где обозначено его животное. Раскладывая части животных по кармашкам, дети могут объяснять, почему так разложили. Потом один из детей выбирает из любых кармашков те части животных, которые он хочет соединить. Соединяют на фланелеграфе. Все обсуждают, кто получился. Описать его жизнь, питание, пользу, назвать. Можно разделить детей на подгруппы. Каждая выбирает свое животное и обыгрывает его. При желании во время обыгрывания, дети могут дополнить что-нибудь из таблицы. Из подручного материала сделать ему место жительства. Аналогичную игру можно провести при ознакомлении детей с видами одежды - игра «Дом одежды».

Старшая группа - конструирование образа на основе классической морфологической таблицы.

Значение МА в дошкольной практике - метод, формирующий аналитико-синтетическую деятельность ребёнка по определённым показателям:

  • Формирование умений анализа на основе выделенного признака (мышление).

  • Формирование умений преобразования объектов на основе выделенного признака (воображение).
Ожидаемые результаты

  1. Умение давать большое количество вариантов ответов в рамках заданной темы.

  2. Самостоятельный выбор наиболее интересных, их оценка и подробный рассказ о фантастическом действии с достаточной степенью достоверности.

  3. Выстраивание сюжета на основе самостоятельно выбранных показателей: героя (герои), функций (целей).

  4. Описание изменений свойств и поведения героя в разных обстоятельствах.

Рассмотрим работу по данному методу подробнее: для удобства все предлагаемые характеристики заносятся в таблицу.

Например, мы решили придумать новый образ, необычный образ Бабы Яги. Изначально наше воображение рисует нам привычную скрюченную, страшно озлобленную старуху в ступе и с помелом. Не станем на первых порах отказываться от этого. Выделим основные критерии, по которым можно охарактеризовать этот сказочный персонаж, и занесем их в таблицу по вертикали. Количество характеристик выбирается произвольно, чем их больше, тем подробнее степень описания образа. В число этих признаков можно внести части тела, особенности голоса, даже язык общения.

Теперь забудем на время о Бабе Яге и внесем в таблицу возможные варианты выбранных характеристик.

Возможные варианты характеристик.

возраст

младенец

подросток

Молодая дама

Женщина средних лет

Столетняя старуха

Стиль одежды

ползунки

Водолазное снаряжение

Спортивный костюм

Классический костюм

Форма милиционера

Средство передвижения

ступа

ходули

мотоцикл

Роликовые коньки

ослик

характер

скандальный

покладистый

Мечтатель по натуре

плакса

романтик

Место жительства

Избушка на курьих ножках

Небоскреб в Нью-Йорке

колодец

Телефонная будка

Группа детского сада

А теперь приступаем к самому главному: совершенно произвольно выберем из каждого ряда по одной характеристике и попытаемся соединить их воедино. Например, Баба Яга – молодая девушка в спортивном костюме. По характеру она капризна. Домом ей служит Нью-Йорский небоскреб, а вместо ступы она передвигается на ходулях.

Или, младенец, одетый в водолазное снаряжение, скандальный. Живущий в домике на курьих ножках и передвигающийся верхом на ослике.

Это наша Баба Яга в раннем детстве. Остается только придумать историю с участием этого героя.

Аналогично можно работать и с рукотворными предметами (попробуйте придумать с ребятами новый вариант будильника или автомобиля) или с отвлеченными понятиями, нематериальными объектами (новые игры, способы учения, трудовые действия и т.д.).

Чем моложе дети, тем меньше характеристик изначально задается, т.к. новый образ создается в словесном описании, поэтому малыши не всегда могут удержать его в полном объеме в голове. Однако при желании педагог может схематично изображать то, что рождается в коллективном обсуждении.

Если в морфологическую таблицу внести героев сказок и описание места событий, то возможно сочинение волшебных историй. В этом случае обязательно нужно определить, кто будет добрым и злым героем, кто с кем дружит, с каким злом или несправедливостью идет борьба. Какие волшебные силы при этом помогают.

Морфологическая таблица «Конструирование сюжета сказки»

название

герои

чудо

место

Золушка

Принц

Мачеха

Золушка

Башмачок

Дворец

Репка

Дед

Кошка

Мышка

Репка

Огород

Теремок

Лягушка

Зайчик

Медведь

-

Поле

На основе морфологического анализа можно не только создавать новые образы, но и учить детей преобразованию объектов на основе выбранного признака. В этом случае по вертикали в таблице разместятся объекты, а по горизонтали значение выбранного признака (сенсорные эталоны).

Морфологический анализ полезен и как инструмент стимуляции воображения детей.

Приложение № 8
1   2   3