Главная страница

Актуальности метода проектов 2 Структура деятельности обучающихся и учителя в ходе реализации проекта «Русские народные промыслы»



Скачать 302.5 Kb.
Название Актуальности метода проектов 2 Структура деятельности обучающихся и учителя в ходе реализации проекта «Русские народные промыслы»
Дата 04.05.2016
Размер 302.5 Kb.
Тип Реферат


СОДЕРЖАНИЕ



  1. Введение. Психолого-педагогическое обоснование

актуальности метода проектов____________________________________ 2



  1. Структура деятельности обучающихся и учителя в ходе реализации проекта «Русские народные промыслы» в 6 классе

2.1 Патриотическое воспитание в ходе реализации проекта________ 4

2.2 Технология проектной деятельности_________________________ 4

2.3 Место проекта в планировании уроков русского языка_________6

2.4 Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии

проектного обучения. Проект «Русские народные промыслы»______6

2.4.1 Работа над проектом «Русские народные промыслы»

на уроке развития речи в 6 классе ___________________________ 7

2.4.2 Классный час с привлечением родителей

учащихся 6 класса «Ярмарка русских народных промыслов» _____ 11


  1. Заключение _________________________________________________ 14

  2. Список литературы __________________________________________ 15

  3. Приложения ________________________________________________ 16


1. Психолого-педагогическое обоснование актуальности метода проектов

Проектировать

...значит создавать новую культурную норму,

а через нее новую возможность существования.

О. М. Генисаретский

Согласно современным стандартам общего образования мис­сия российского образования направлена на развитие творческо­го потенциала личности, способности к саморазвитию и самосовер­шенствованию путем активного и сознательного присвоения ново­го социального опыта, формирование гражданской идентичности. Это должно обеспечить укрепление российской государственности, конструктивное обновление всех сфер духовной, культурной, соци­альной и экономической жизни нашей страны.

Для реализации и развития перечисленных качеств и способно­стей личности учащегося необходимо активнее переходить в школь­ном образовании с методов репродуктивно-информационного обуче­ния к продуктивным формам и методам, позволяющим активизиро­вать личностный потенциал учащегося. Одним из них является ме­тод проектов, который завоевал широкую популярность в мировой педагогической практике, но до сих пор в должной мере не реализо­ван в отечественном школьном образовании1.

Проектирование определяют как сложный вид деятельности, сутью которой является построение образа объекта, системы или процесса с целью его дальнейшего воплощения в жизнь. Это твор­ческий процесс, т.к. результатом такой деятельности становится новая реальность.

Образовательный процесс понимается сегодня как взаимодей­ствие, сотворчество, взаимообучение. Его цель — полу­чение нового, действенного знания. Каждый обучаю­щийся, прокладывая свой путь к такому знанию, конструирует свое видение мира. Проект выражает намерение субъектов обра­зовательного процесса найти собственное решение личностно важ­ной познавательной проблемы. В педагогическом процессе проек­тирование — профессионально значимое педагогическое умение, которое выражается в прогнозировании, планировании своей дея­тельности, умении связывать этапы целеполагания и оценки кон­кретных результатов. Таким образом, обучение проектированию — важнейшая образовательная задача.

Метод проектов считается наиболее эффективным из методов обучения, особенно для освоения практических навыков, так как синтезирует все виды деятельности: самостоятельную работу уча­щихся под руководством учителя, исследовательскую деятельность школьников, совместную деятельность учеников, совместную тру­довую деятельность по освоению определенных навыков, деятель­ность, предполагающую результат и пр.

Метод проектов отражает основные принципы гуманистиче­ской педагогики и личностно ориентированного подхода, кото­рые признаны современной педагогикой в качестве приоритет­ных. Такой подход подразумевает развитие способностей учащегося и исходит из его возможностей. Это меняет весь процесс обучения и воспитания, сами отношения с учеником и подходы к оценке образовательных результатов.

Особенно актуальным метод проектов становится в наше время, потому что дает возможность школьнику проявлять активную по­зицию в познании, а учителю — осуществлять демократические формы управления процессом обучения. Проектирование необхо­димо для выработки у учащихся самостоятельного, критического мышления с опорой на знание фактов, формирования умения прак­тически применять полученные знания, принимать аргументиро­ванные решения, выбирать эффективные пути достижения цели, создавать продукт.
1 Филимонюк Л.А. Формирование проектной культуры педагога. В процес­се профессиональной подготовки: автореферат д-ра пед. наук. Махачкала, 2008.

Сущность культурного развития составляют социальные отно­шения. Известный психолог Л.С. Выготский рассматривает развитие высших психиче­ских функций ребенка (внимание, память, мышление, речь, ариф­метические операции, высшие формы волевого поведения) как переход «естественных» функций в «культурные», который проис­ходит в ходе общения ребенка с другими людьми: «...через других мы становимся самими собой, и это правило относится не только к личности в целом, но и к истории каждой отдельной функции»1. Совместная работа над проектом помогает воспитанию социальных навыков взаимодействия, учит работать в команде, способствует становлению гражданской позиции, воспитанию толерантности. Метод проектов формирует личностные качества, которые развива­ются только в деятельности: умение работать совместно, брать от­ветственность за выбор решения, анализировать и беспристрастно оценивать результаты деятельности.

Проектная деятельность, сложная по структуре и междисцип­линарная по содержанию, синтезирует разные виды деятельно­сти и средства познания, она требует от человека умения анали­зировать, обобщать, экс­периментировать, отыскивать новые и непротиворечивые реше­ния, оценивать результаты.

Основой проектирования как творческого процесса является во­ображение.

От творческого проектное воображение отличают: сочетание фантазии с умением составить целостный образ воображаемого объ­екта; «запланированность» открытия; возможность удерживать не одну, а сразу несколько имеющихся изображений (картин), иногда противоречащих друг другу.

С возрастом формирование проектного (как и творческого) вооб­ражения затрудняется в силу накопления стереотипов восприятия и реакций. Поэтому насущная задача школы — развивать данный вид воображения у детей как можно раньше с учетом их возраст­ных особенностей, в частности, с подростками — предоставляя им возможность проявить самостоя­тельность в активной деятельности.

Метод проектов в современном школьном образовании рассматривается как альтернатива классно-урочной системе. Основные образовательные задачи метода проектов имеют надпредметный уровень: развитие социальных и коммуникативных компетентностей учащихся, познавательной и творческих способностей, самостоятельности, волевых качеств.

Таким образом, актуальность метода проектов обусловлена следующими концептуальными положениями современного образования:

  • смещение акцентов: от школы заучивания – к школе развития;

  • понимание значимости гуманитарного знания – востребованного, практико-ориентированного, личностно значимого знания;

  • признание ученика субъектом обучения, а значит, приоритетными его личность и интересы;

  • построение отношений учителя и ученика на основе диалога – событийной формы познания (познание себя и мира через познание другого);

  • осмысление демократизации системы обучения как равенства и ответственности сторон за его результат.

Обучение методу проектов может проходить только в самом проекте. Во второй главе будет рассмотрена система работы учителя по организации проектной деятельности учащихся 6 класса на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы».


_____________________________________________________________________________

1 Выготский Л.С. Проблемы развития психики // История развития высших психических функций. Собр. соч.: в 6 т. / под ред. A.M. Матюшкина. М., 1983. Т. 3. С. 144.
2. Структура деятельности обучающихся и учителя в ходе реализации проекта «Русские народные промыслы» в 6 классе

Любовь к малой Родине – это

нечто отвлечённое, это – и любовь

к своему народу, к своей местности,

к памятникам её культуры, гордость

своей историей…

Д.С. Лихачев

2.1 Патриотическое воспитание в ходе реализации проекта.

Воспитание патриотов – самая высокая задача любой системы образования, не теряющая значимости на протяжении всей истории человечества. Сегодня именно перед нами, педагогами, остро встали проблемы патриотического воспитания, духовно - нравственного становления ребёнка, формирования здорового образа жизни.

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской духовности, изучения истории народа, восстановления традиций. Любовь к родине, народу, истории своей страны важно прививать с детства. На своих уроках мы стараемся расширять и углублять представления учащихся о природных условиях и богатствах родного края, о национальных обычаях и традициях нашей Родины.

Этому способствуют уроки и внеклассные мероприятия инновационных жанров: урок-исследование, урок-мастерская, урок-размышление, дидактическая игра, круглый стол, учебная конференция. Поэтому тема проекта по развитию речи «Русские народные промыслы» была выбрана неслучайно.
2.2 Технология проектной деятельности

В процессе обучения методу проектов учащиеся должны освоить его технологию, чтобы уметь самостоятельно реализовать свой проект (от его замысла до рефлексии). Это возможно в старшей школе при условии методически правильно организованной работы учителя по введению метода проектов в образовательный процесс, начиная со среднего звена.

В таблице 1 указаны условия проектной работы, которые способствуют формированию надпредметных и общепредметных умений и навыков.

Таблица 1

Развитие умений учащихся в проектной деятельности

Условия проектной деятельности, |способствующие развитию умений



Умения учащихся, которые развиваются в проектной деятельности

Надпредметные

Общепредметные

Личностно значи­мая цель и пробле­ма

Вычленять проблемы, определять цели и задачи решения проблемы

Использовать средства представ­ления информации, схем реше­ния учебных и практических за­дач; планировать работу

Необходимость по­лучения практиче­ских результатов

Применять полученные знания

Собирать и анализировать новую информацию; углублять знания в определенной области

Педагогические си­туации с новыми и неожиданными трудностями

Воспринимать факты в не­привычных ракурсах; ре­шать неожиданно возни­кающие проблемы; искать нестандартные пути реше­ния проблем

Организовывать работу, учиться в активных формах; преобразо­вывать практическую задачу в ис­следовательскую и познаватель­ную

Условия проектной деятельности, способствующие развитию умений



Умения учащихся, которые развиваются в проектной деятельности

Надпредметные

Общепредметные


Мотивация

к позна­нию

Внедрять в практику новые механизмы и алгоритмы решения проблем

Интегрировать знания из разных источников


Коллективная

дея­тельность

Работать в группах; воз­главлять команду; орга­низовывать обсуждения и встречи группы; принимать решения и нести ответ­ственность

Проводить сравнение, анализ, обобщение, простейшую класси­фикацию, устанавливать анало­гии, относить к известным поня­тиям


Ситуации общения

Учиться сотрудничеству, такту, уважительному от­ношению к мнению других, ведению дискуссий

Воспринимать информацию на слух, ставить вопросы; убеждать, логически строить аргументацию; составлять высказывания в уст­ной и письменной формах


Автономность и свобода действий

Получать удовлетворение от работы; нести ответ­ственность

Осваивать межпредметные ка­тегории; контролировать и оце­нивать свои действия в соответ­ствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Представление

про­дукта деятельности

Делать отчет о проделан­ной работе

Представлять работу в разных формах; анализировать и оцени­вать свою и чужую работу


Рефлексия

Давать адекватную само­оценку, выявлять сильные и слабые стороны

Осваивать форму познаватель­ной и личностной рефлексии

Степень самостоятельности учащихся зависит от того, насколько педагог подготовил их к проектной деятельности.

Задача учителя в методе проектов — обучение следующим умениям и навыкам:

  • вычленять проблему;

  • аргументировать свою позицию выбора темы;

  • формули­ровать цель, конкретизировать задачи;

  • планировать работу;

  • действо­вать индивидуально, совместно в парах, группах;

  • составлять график работы, распре­делять время работы;

  • готовить презентацию результатов;

  • оценивать результаты, осуществлять рефлексию;

  • проводить исследование;

  • использовать методы обработки материала из литературы и Интернета.



2.3 Место проекта в планировании уроков русского языка
Метод проектов предполагает развитие интеграции связей учебных дисциплин, что способно сформировать качественно новую систему – «интегральное образовательное пространство». На интегрированном уроке систематика предмета отходит на второй план. Режим проектной деятельности может быть построен при отсутствии в планировании уроков по конкретным темам.

Так, в тематическом планировании уроков русского языка в 6 классе не выделены отдельные уроки для реализации проекта «Русские народные промыслы». С описанием предмета (игрушки) в научном и художественном стиле учащиеся знакомились на уроках развития речи в 5 классе. Однако необходимыми умения и навыками для выполнения данного проекта на тот момент они не обладали. Таким образом, работа над проектом была начата на уроке развития речи в 6 классе «Роль прилагательных в художественном тексте о русских народных промыслах», далее рассредоточена на нескольких уроках русского языка как работа по развитию письменной речи учащихся, индивидуально-групповых занятиях. Итоговая презентация результатов проектной деятельности и защита проектов были представлены учащимися на тематическом классном часе «Ярмарка народных промыслов».
2.4 Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения. Проект «Русские народные промыслы»


  1. Общие данные о проекте:

Предмет: русский язык.

Связь с другими предметами: изобразительное искусство, история России, технология.

Класс: 6.

Количество участников: 20 учащихся (3 рабочих группы, остальные – индивидуальные).

Тип проекта: учебный (сочинение-описание предмета русского народного промысла в научном и художественном стиле)

Направленность: информационный, исследовательский и творческий.

Форма работы: индивидуальная, групповая

Продолжительность: краткосрочный, рассчитанный на один месяц; 2 урока развития речи, индивидуально-групповые занятия, индивидуальные консультации, классный час.

Цели и задачи:

Методические

  • закрепить умения и навыки по развитию речи: приёмы сжатия текста; выборочное изложение текста; типы речи, описание предмета (игрушки); стили речи; создание текстов научного и художественного стилей.

Дидактические:

  • формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

  • совершенствование навыков исследовательской деятельности;

  • формирование навыков работы в команде;

  • приобретение навыков самостоятельной работы с небольшим объёмом информации.

Воспитательные:

  • воспитывать чувства патриотизма и любви к родине, способствовать воспитанию эстетического восприятия окружающего мира и пробуждению у шестиклассников интереса к народного творчества приобщать учащихся к искусству народных промыслов, к национальной культуре России;

Планируемый результат: создание групповых и индивидуальных проектов-описаний

изделий русских народных промыслов с последующим их представлением на тематическом внеклассном мероприятии.


  1. Этапы работы

Подготовительный этап: деятельность учителя и ученика во время урока русского языка «Роль прилагательных в художественном тексте».

2.4.1 Работа над проектом «Русские народные промыслы» на уроке развития речи в 6 классе.

Тема урока: «Роль прилагательных в художественном тексте о русских народных промыслах»

Цели и задачи:

  1. Формировать умение видеть образную, эмоциональную функцию прилагательных в художественном тексте, развивать умения использовать эпитеты в письменной речи.

  2. Повторить правописание безударных окончаний прилагательных.

  3. Воспитывать чувства патриотизма и любви к родине, способствовать воспитанию эстетического восприятия окружающего мира и пробуждению у шестиклассников интереса к народного творчества.

Тип урока: урок развития речи учащихся с применением ИКТ.

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, раздаточный материал, презентация «Из старины пришедшие ремесла…»

План урока: 

1. Организационный момент.

2. Постановка цели и задач урока.

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Повторение изученного ранее о прилагательном. Повторение орфограммы «Правописание окончаний имён прилагательных».

  3. Презентация «Из старины пришедшие ремёсла…».

Слово учителя: Мы видели, как народные умельцы искусно подбирают оттенки цвета, создавая произведения. Подобно художнику, поэт подбирает слова.

  1. Функции прилагательных в речи и художественном тексте. Работа с текстом стихотворения «Гжель».

Задание. Прочитайте текст. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически выделите орфограмму.

Гжель

Есть в Подмосковье такое местечко:
Белая рощица, син…   речка.
В этой негромк…   российск…  природе
Слышится эхо любим…     мелодий.
И светлее вода родниковая,
И дыхание ветра свежей –
Расцветает гжель васильков…  ,
Незабудков…   гжель.
Рядом с осинками в син…   рябинках,
Син…   гроздья на син…   рябинках,
Син…   зори и син…   птицы -
С этой красою ничто не сравнится.
Звонк…    волнами кружатся краски,
Чтобы блистали анютины глазки.
Льется узор под рукой мастерицы,
Чтобы нигде он не смог повториться.

Вопрос учителя: над каким видом орфограмм работали? Прочитайте текст. Чем он отличается от предыдущего стихотворения? (отсутствием прилагательных)

Есть в Подмосковье такое местечко:
рощица, речка.
В этой природе
Слышится эхо мелодий.
И вода ,
И дыхание ветра –
Расцветает гжель,
гжель.
Рядом с осинками в рябинках,
гроздья на рябинках,
зори и птицы.
С этой красой ничто не сравнится.
волнами кружатся краски,
Чтобы блистали анютины глазки.
Льется узор под рукой мастерицы,
Чтобы нигде он не смог повториться.

Вопрос учителя: Какова функция имен прилагательных в тексте? (Выделяют нужный предмет из многих одинаковых, передают красоту, яркость, разнообразие окружающих предметов, делают речь выразительнее и точнее, выражают личностное отношение).

7. Физминутка.

8. Творческое задание. На мультимедийный экране проецируем текст.

Задание: дополните текст прилагательными. Выразительно прочитайте получившийся текст. Определите роль прилагательных в тексте.

Перед нами поднос, бортики которого украшены …………………….. узором. В центре подноса -  ……………………  букет. Несколько самых крупных …………………… и ……………………… цветов, изображённых на ………………………… фоне, окружены россыпью «анютиных глазок» и ………………… незабудок. Цветы связаны между собой ……………………. стебельками, ………………. веточками и листочками. Это типичный орнамент жостовского подноса.

Вопрос учителя: как называются красочные прилагательные-определения, помогающие создать художественный образ предмета? (эпитеты).

9. Работа над проектом «Русские народные промыслы».

Слово учителя.

  • Учитель знакомит учащихся с проектной деятельностью, информирует о целях и задачах такой работы.

  • Предлагает на выбор темы: «Русские народные промыслы живы и сегодня», «Золотая хохлома», «Русские народные игрушки», «Изделие русского народного промысла, которое хранится в нашей семье».

  • Формирует предварительные группы учащихся. Возможен индивидуальный проект.

  • Предлагает план проектной деятельности с указанием ориентировочных сроков, составленный заранее, так как детям еще сложно это делать самостоятельно.

  • Учитель информирует о правилах оформления проектной работы. Учащиеся могут выполнять проект на листах бумаги А 4 или в виде мультимедийной презентации в PowerPoint.

10. Домашнее задание с инструкцией.

  • Объединиться в группы или индивидуально.

  • Выбрать тему проекта.

  • Выбрать предмет народного промысла для описания.

  • Оформить план работы над проектом (на листе бумаги или на слайде презентации в PowerPoint). Примерный план вывешен на доске информации к уроку и на сайте школы.

Примерный план

Этап 1

  • Выбор предмета русского народного промысла

  • Оформление плана

Срок исполнения: 4 дня

Контроль : индивидуально-групповая консультация

Этап 2

  • Исторические сведения о промысле (1 лист А4 или 2-3 слайда)

  • Изображение выбранного предмета русского народного промысла (1 лист А4 или 1 слайд)

Срок исполнения: 1 неделя (04.04.09)

Контроль: индивидуально-групповая консультация. Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Этап 3

  • Сочинение – описание предмета народного промысла в научном стиле (1 лист А4 или 1-2 слайда)

План сочинения

  1. Вступление. Изделие русского народного промысла.

  2. Основная часть. Научное описание изделия.

  1. Материал.

  2. Форма. Размер.

  3. Цвет. Орнамент.

  1. Заключение. Применение (использование) данного изделия.

Исполнители: каждый ученик класса

Срок исполнения: 1 неделя (11.04.09)

Контроль : оценивание работ по нормами проверки сочинений.

Этап 4

  • сочинение-описание изделия народного промысла в художественном стиле.

План сочинения

I. Вступление. Какой предмет я описываю. Откуда он у меня появился.

II. Основная часть. Художественное описание предмета.

1. Материал.

2. Форма изделия. Размер.

3. Цвет изделия. Орнамент.

III. Заключение. Как этот предмет используют у меня дома. Моё отношение к нему.

Исполнители: каждый ученик класса

Срок исполнения: неделя (18.04.09)

Контроль учителя: оценивание работ по нормами проверки сочинений.

Этап 5

  • итоговый классный час «Из старины пришедшие ремёсла…» «Ярмарка русских народных промыслов» с привлечением родителей учеников 6 класса

План мероприятия

  1. Выставка предметов народных промыслов.

  2. Выступление учащихся с рассказами об истории русских народных промыслов.

  3. Демонстрация лучших творческих работ учащихся. Коллективное обсуждение проектов. Самооценка учащихся.

  4. Рассказ Нуруллиной Л.Н. об истории создания и изготовлении павлово-посадских платков.

  5. Игра на русских народных инструментах.

  6. Исполнение частушек.

  7. Угощение традиционными русскими народными сладостями.

  8. Подведение итогов проекта. Награждение. Поощрение.

Срок проведения: 25.04.09

11. Подведение итогов урока. Оценивание учащихся.

На предварительном и 1- ом этапах работы над проектом «Русские народные промыслы» роль учителя велика: он организует школьников в группы, определяя цели и задачи для каждого, помогает определиться с выбором темы и планом будущего проекта,. Например: при определении заданий необходимо учитывать характер задания: реферативный, исследовательский или творческий. И в связи с этим используем дифференцированный и индивидуальный подход с учетом учебных возможностей, интересов, склонностей учащихся. В этом проявляется также личностно ориентированный аспект проектной деятельности.

2-й этап - осуществление деятельности. Именно на этом этапе обучающиеся проявляют большую самостоятельность в поиске информации по теме в книгах, в сети Интернет, отборе, анализе, систематизации, обобщении материала. Безусловно, обучающиеся должны владеть всеми методами и технологиями, которые они используют в самостоятельной работе. Когда детям не хватает знаний, каких-либо умений, они могут обратиться за помощью к родителям, библиотекарю, учителям изобразительного искусства и технологии. Учитель постоянно контролирует, нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности, ведь при подготовке проекта важен не только результат работы, но и сам процесс приобретения новых знаний и умений.

3-й и 4-й этапы – самостоятельная работа учащихся, помощь и контроль минимальны.

5-й этап - презентация проекта - как одна из целей проектной деятельности обязателен и с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя, т.к. именно на презентации появляется ощущение завершенности. Этот этап необходим для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Также завершающий этап - это возможность для учащихся проявить свои творческие способности в неформальной обстановке. Таким образом, внеклассное мероприятие вызвало живой отклик как у детей, так и у их родителей. Изделия русских народных промыслов, порой забытые и пылящиеся в домашних кладовых, были заботливо отмыты, выглажены и продемонстрированы на выставке во время внеклассного мероприятия.

2.4.2 Открытый классный час «Ярмарка русских народных промыслов»

Цель мероприятия:

  • знакомство с центрами русских народных промыслов, изделиями, технологией изготовления;

  • защита проектов; самоанализ и анализ работ учащихся;

  • воспитание любви к родной культуре, своей стране, духовно-нравственное воспитание;

  • привлечение родителей к внеклассной работе.

Ход проведения.

I.. Вступительное слово учителя.


Объявление темы, цели и задач. Представление гостей, родителей

Вступительное слово родителей о русских народных промыслах.

  • Появление промысла

  • Изделия из дерева

  • Изделия из глины

  • Изделия из металла

  • Ткачество

II. Основная часть. Представление промыслов. Презентация проектов.

Звучит музыка. Скоморохи приглашают всех на ярмарку.

Скоморохи: 1. Что за праздник! Что случилось?

Просто ярмарка открылась!

Шутки, смех со всех сторон.

Музыкальный перезвон.

2. Почтеннейшие господа!

Пожалуйте к нам сюда!

Привезли мы на базар

Раз диковинный товар!
1. Изделия ткацкого промысла. Павлово-Посадские платки.

(Под музыку девочки демонстрируют платки. Останавливаются перед зрителями.) Родители: На Востоке Подмосковья развивалось текстильное ремесло. Одним из выдающихся явлений русской культуры стала многоцветная набивка платков Павловского Посада.

? Кто знает, ребята, когда появились вот такие платки? (Ответы учащихся.) Родители: Рассказ об истории создания платков.

Скоморохи: 1. Вот подарки, так подарки!

Краской огненной горят.

Кто искусно расписал

Этот сказочный овал?

2. И скажите нам,откуда

Появилось это чудо?

Кто придумал эти краски,

Словно взятые из сказки?

(Девочки демонстрируют узоры платков.)

Родители: Рассказ о том, как создавались краски для росписи платков. (Девочки садятся.)
2. Изделия из дерева.

а) Хохлома.

Скоморохи 1. Весело - весело!

Мастерит всё село.

К нам приехала сама

Золотая хохлома!

2. Расступись, честной народ,

Нижний Новгород идёт!

(Мальчики играют на ложках, садятся на места.)

Родители: Вот хохломская расписная посуда из дерева. В деревнях без такой

посуды бывало и дня не обходилось: в неё хоть щи горячие, хоть квас холодный

лей, хоть кашу с маслом накладывай - ничего с ней не сделается.

? А откуда появилась такая посуда? Когда и где зародился промысел?

(Ответы детей.)

Родители: защита проекта об истории изготовления посуды, о технологии, о красках.

б) Игрушки из дерева. Матрёшки.

Скоморохи: 1. Ну-ка хлопнем все в ладошки-

К нам приехали матрёшки!

2. Сейчас споют свои частушки

Знаменитые игрушки.

(Выходят матрёшки и поют частушки. Начинает бабушка матрёшка.)

1 девочка Я-бабушка матрёшка,

Несу грибов лукошко.

За мной родные внучки

Идут, сложивши ручки.

И все они - матрёшеньки,

И все они - милёшеньки,

Все с аленькими щёчками,

Под пёстрыми платочками,

Нарядные, пригожие,

На бабушку похожие.

У каждой - по корзинке:

Набрали вам малинки.

2 девочка Мы весёлые матрёшки.

Ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки.

Ладушки, ладушки.

3 девочка В сарафанах наших пёстрых

Ладушки, ладушки.

Мы похожи, словно сестры,

Ладушки, ладушки.

4 девочка У нас розовые щёчки

Ладушки, ладушки.

И красивые платочки

Ладушки, ладушки.

5 девочка Мы весёлые подружки

Ладушки, ладушки.

Все пропели вам частушки

Ладушки, ладушки.

Родители:

? А что вы, ребята, знаете о матрёшках? (Ответы детей)

Учащиеся: защита проекта о деревянных игрушках. Демонстрация изделий.

3. Изделия из глины.

а) Дымковская игрушка. Свистульки.

Родители: Но не только из дерева изготавливали игрушки на Руси. В ход шёл и другой природный материал - глина.

Скоморохи: 1. Вот игрушки расписные, (показывает рукой)

Хохотушки вятские,

Щеголихи слободские,

Кумушки посадские.

2. У них ручки крендельком,

Щёчки будто яблоки.

С ними издавна знаком

Весь народ на ярмарке. Родители:

? А кто, ребята, расскажет о глиняных игрушках? (Ответы учащихся)

Родители: Рассказ об истории игрушки из глины.

Ученик рассказывает о свистульках, которые сам изготовил.

Демонстрирует, свистит мелодию.

б) Гжель. Родители:

? А кто ответит, ребята, изделия какого промысла представлены здесь?

Что вы знаете о нём? (Ответы детей)

Учащиеся: защита проектная работы об истории промысла. Демонстрация изделий. Применение - посуда, украшение.

4. Изделия из металла. Жостовский поднос.

Родители: Рассказ об изделиях из металла. История промысла.

? А что вы, ребята, знаете о нём? (Ответы детей)

Родители: Дополняет ответы детей. Знакомят с технологией изготовления подносов.
III. Итоговая часть мероприятия

Скоморохи: 1. Мы давненько уж не ели и покушать захотели.

2. На поднос еду кладите, всех скорее угостите!

Девочки выносят на подносах традиционные русские народные сладости: петушки на палочке, изготовленные самостоятельно, баранки, сушки. Демонстрируют изделия, угощают всех детей и гостей.

Родители из самовара разливают чай.

Заключительное слово учителя.

? Понравилось ли наше мероприятие? Почему столько лет живут народные промыслы?

? С каким народным умельцем вы познакомились на уроках литературы? («Левша» Н.С.Лескова)

Все обмениваются впечатлениями о проделанной работе. Учащиеся рассказывают о сложностях, с которыми они столкнулись во время работы над проектом, вспоминают о наиболее интересных и запомнившихся моментах своей творческой деятельности, оценивают работу, свою и других членов коллектива.
3. Заключение

Учебный проект по русскому языку для школьников-исследователей – это возможность делать что-то интересное самостоятельно индивидуально или в творческой группе, максимально используя свои возможности; это деятельность позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели.

Учебный проект для учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно – учить целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, поиску нужной информации, проведению исследования, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования, презентации хода своей деятельности.

Таким образом, проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать способы введения метода проектов в структуру уроков.

В результате реализации проекта «Русские народные промыслы» учащиеся 6 класса познакомились с историей, художественными особенностями народных промыслов России; получили представления о народных промыслах как связующем звене в исторической жизни народа: прошлое – настоящее, настоящее – будущее; развили нравственные и эстетические понятия (чувство гордости за свою страну, чувство прекрасного).

Работая над проектом, учащиеся закрепили следующие умения и навыки по развитию речи:

  • приёмы сжатия текста;

  • выборочное изложение текста;

  • типы речи, описание предмета (игрушки);

  • стили речи;

  • создание текстов научного и художественного стилей.

Особенно положительным моментом реализации проекта явился тот факт, что учащиеся в период работы общались в группах, конструктивно преодолевали возникающие изредка конфликты, отстаивали собственное мнение. Самостоятельно планируя место и время работы, дети учились быть ответственными. В ходе проектной деятельности каждый ученик смог показать себя с лучшей стороны, проявить свои интеллектуальные и творческие способности, показать разнообразные умения: кто-то собирал материал по теме, кто-то выполнял мультимедийную презентацию, кто-то демонстрировал традиционные русские народные угощения и предметы народных промыслов, изготовленные своими руками, а кто-то на заключительном этапе участвовал в музыкально-развлекательном представлении в ходе тематического классного часа.

Данный проект способствовал также не только сплочению классного коллектива, но и семьи: в подготовке и проведении итогового классного часа учителю помогали родители учащихся 6 класса Лариса Николаевна Нуруллина и Маргарита Сергеевна Склярова.

Одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закреплённых в Законе об образовании Российской Федерации, является воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Формирование истинного патриота своей Родины – дело благодатное, значимое и серьёзное. Сколько интересного и важного открываешь для себя и своих воспитанников на таких нетрадиционных уроках, как работа по методу проектов. А главное - убеждаешься и веришь в то, что дело, которому отдаёшь силы и творчество, не пропадает даром: детская душа чутко прикасается к тому волшебному источнику, из которого потом всю жизнь будет черпать живительную влагу, - любовь к своему Отечеству.

Список литературы


  1. Аносова Н.А. Нетрадиционные модели обучения / Н.А. Аносова // Проф. образование. 2001. - № 9. - с. 22 - 29.

  2. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. – М.: Искусство,1977.

  3. Выготский Л.С. Проблемы развития психики // История развития высших психических функций. Собр. соч.: в 6 т. / под ред. A.M. Матюшкина. М., 1983.

  4. Гузеев В.В. «Метод проектов» как технология четвертого по­коления // Планирование результатов образования и образователь­ная технология. М.,2001. С. 194—207.

  5. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интеграль­ной технологии обучения // Директор школы. 1995. № 6. С. 39—47.

  6. Жегалова С.К. Русская народная живопись: Кн. Для учащихся старших классов. – М.:Просвещение, 1994.

  7. Звонарева Л. Любите малую родину / Л. Звонарева // Клуб: Творчество. Общение. Интересы. 2000. - № 3. - С. 10 - 12.

  8. Евстифеева О. Кучменко Н. Метод проектов - среда, в которой даже «неудачники» обретают силу и уверенность. // Директор школы, 2003, 3:, с. 53

  9. Колесникова ИЛ., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогиче­ское проектирование: уч. пособие для вузов / под ред. И.А. Колес­никовой. М., 2005.

  10. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образова­тельные технологии. М.; Воронеж, 1998.

  11. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеуроч­ной деятельности // Народное образование. 2000. № 7.

  12. Новые педагогические и информационные технологии в си­стеме образования: уч. пособие для студентов пед. вузов и системы повыш. квалификации пед. кадров / под ред. Е.С. Полат. М., 1999.

  13. Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса // Школьные технологии. 2006. № 6. С. 43—47.

  14. Савенков А.И. Творческий проект, или Как провести само­стоятельное исследование // Школьные технологии. 1998. № 4. С. 144—148.

  15. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: уч. пособие. М., 1998.

  16. Ученические школьные проекты в системе школьного обра­зования: методические рекомендации. СПб., 2004.

  17. Филимонюк Л.А. Формирование проектной культуры педагога. В процес­се профессиональной подготовки: автореферат д-ра пед. наук. Махачкала, 2008.

  1. Чечель ИД. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. 1998. №3. СИ—16; №4. С. 3—10.

  2. www.amaltea-suvenir.ru

  3. www.matrena.ucoz.ru/news

  4. ru.wikipedia.org.

Приложения
Приложение 1

Руководство для учащихся (предпроектный этап)

Проект — это самостоятельная исследовательская деятельность по решению значимой для участников проекта проблемы.

1. Перед началом работы над проектом ответьте на следующие
вопросы:

  • Какова цель проекта?

  • Почему участие в проекте для меня важно?

  • Что потребуется сделать для осуществления проекта?

  • Что лично я буду делать в проекте?

  • Какими должны быть участники проектной группы, чтобы проект был успешным?

  • Какие трудности могут встретиться в проекте и как их мож­но преодолеть?

  • Какой продукт мы хотим получить в итоге?

  • Кто, кроме нас самих, может быть заинтересован в этом про­дукте?

  • С каких позиций можно будет оценить полученный про­дукт?




  1. Проанализируйте свои ответы и обсудите их с другими участ­никами проекта.

  2. Оцените свою готовность к проекту по 5-балльной шкале.

  3. Что, по-вашему, станет решающим фактором успешности проекта?


Приложение 2

Основные этапы работы над проектом

Этап 1

Определение темы и цели: от проблемы к теме и цели проекта.

Что мы хотим?

Задачи:

  • собрать идеи;

  • дифференцировать (определить) их и обсудить в процессе дискуссии;

  • прийти к единому мнению и решению.

Этап 2

Планирование работы: от цели к распределению этапов и обя­занностей.

Как мы будем достигать цели?

Задачи:

Этап З

Реализация проекта: от плана к реализации.

Что мы будем конкретно делать?

Задачи:

  • работать в группах по плану;

  • совместно координировать выполнение работ;

  • вносить изменения в планирование (при этом не изменять срок выполнения проекта).

Этап 4

Презентация проекта: от результата к его представлению.

Что мы представляем как результат проекта?

Задачи:

  • представить результаты заинтересованным лицам (одно­классникам, общественности);

  • изменить форму презентации в зависимости от обстоя­тельств.

Этап 5

Рефлексия и оценка проекта.

Что было сделано хорошо, а что плохо?

Задачи:

  • проанализировать содержание и методы работы, способы взаимодействия;

  • оценить продукт.


Приложение 3

Основные параметры оценки проекта

  1. Актуальность выдвинутой проблемы / соответствие изучае­мой тематике.

  2. Достаточная глубина проникновения в проблему.

  3. Привлечение знаний из других областей.

  4. Корректность используемых методов исследования.

  5. Доказательность аргументации и выводов.

  6. Активность каждого участника проекта.

  7. Демократический стиль принимаемых решений.

  8. Характер общения и взаимодействия в групповой работе.

  9. Оформление результатов проведенного проекта (эстетика, грамотность).

  10. Умение вступать в дискуссию, отвечать на вопросы оппо­нентов.

Оценка развития социальной компетентности учащихся в проектной деятельности выражается в «приращениях» умений:

  • изъясняться, выражать свои чувства, мнение и желания;

  • слушать, наблюдать за другими, воспринимать динамику развития групповых процессов, находить свое место в группе;

  • воспринимать и выслушивать критику и вступать в дискус­сию;

  • сотрудничать, нести ответственность за собственные дей­ствия, понимать других, ставить себя на место другого, разрешать конфликты;

  • адаптироваться, налаживать контакты, осознавать собствен­ные возможности, высказывать адекватную критику.



Приложение 4
Мультимедийные презентации проектов учащихся 6 класса «Русские народные промыслы»

Приложение 5
Фотографии проведения открытого классного часа «Ярмарка народных

промыслов» в 6 классе