Главная страница

Актуальность педагогического проекта


Скачать 110.84 Kb.
Название Актуальность педагогического проекта
Дата 22.02.2016
Размер 110.84 Kb.
Тип Документы

Педагогический проект «Модель проектирования индивидуальной образовательной траектории обучающегося в изучении предмета биологии».

Характеристика проекта.

Объект исследования: индивидуальные потребности обучающихся

Предмет исследования: организация образовательного процесса

Сроки реализации: 2 года (профильные 10-11 классы)

Актуальность педагогического проекта

Основная цель современной школы – создание условий для самореализации личности и удовлетворения потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями. Ещё Ян Амос Каменский в своей книге «Великая дидактика» писал о том, что все дети разные и надо дать возможность каждому развиваться с собственной скоростью.

Стремительно изменяющаяся социальная, экономическая и политическая ситуация, характерная для сегодняшнего этапа развития российского общества, ставит человека перед необходимостью быстро реагировать и адаптироваться к новым условиям. Та степень свободы, которую предоставляет общество человеку, в педагогическом аспекте означает, что воспитание молодого поколения должно включать деятельность по формированию у него умений распорядиться свободой: самостоятельно ставить личностно и социально значимые цели, проектировать траекторию их достижения во всем социальном пространстве, прогнозировать возможные результаты, планировать время, самостоятельно находить необходимую информацию. Поэтому при проектировании развития системы образования необходимо решить вопрос об обеспечении такого характера учебного процесса, который способствовал бы формированию таких навыков деятельности, как самоорганизация, индивидуальный ответственный выбор.

Современные подходы к организации образовательного процесса в старших (профильных) классах определяют проектирование индивидуальных образовательных программ как наиболее оптимальный и эффективный способ достижения обучающимся образовательных результатов. Закон «Об образовании», указывает, что «…обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения …. Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах государственного образовательного стандарта регламентируется уставом данного образовательного учреждения» (п.1 ст. 50);

С 2012 года в МБОУ СОШ № 3 г. Рассказово реализуется программа развития с личностно - ориентированным уклоном, которая предусматривает создание комфортной образовательной среды с целью сохранения психического и физического здоровья обучающихся и педагогов, оптимизацию учебно-воспитательного процесса; поиск способов формирования мотивов к учебной деятельности, постоянному наращиванию творческого потенциала личности, к овладению навыками самостоятельной и исследовательской деятельности; развитие познавательных интересов учащихся с разными психолого-физиологическими данными, исходным уровнем обученности и другими особенностями.

Направлением методической деятельности педагогического коллектива по теме: «Формирование компетентной, интеллектуальной, духовно-нравственной личности с активной гражданской позицией, способной к самоопределению в обществе» является разработка, адаптация или внедрение педагогических средств, необходимых для личностно-ориентированного образовательного процесса в школе: методик, программ, технологий, отдельных педагогических приемов, сценариев внеурочных мероприятий, коллективных творческих дел, нетрадиционных уроков и других методических разработок, необходимых для достижения образовательных и воспитательных целей.

Проектирование индивидуальной образовательной программы представляет собой процесс реализации замысла ученика, основанного на индивидуальных значениях и смыслах образования, видения его жизненных и профессиональных перспектив. Но далеко не все ученики старших классов способны четко сформулировать свои образовательные цели в аспекте своих жизненных и профессиональных перспектив на будущее. Многих учащихся возможность разработки и реализации индивидуальной образовательной программы (траектории) на 10 класс, 11 класс или на 10-11 класс просто пугает, они не готовы взять на себя ответственность за свой же собственный выбор, не уверены в его правильности. Решением данной проблемы может быть сужение области постановки целей и задач обучения, то есть разработка индивидуального образовательного маршрута не на весь учебный год (два), а на изучение конкретной темы, что позволит обучающемуся более четко понимать перспективы дальнейшего обучения.

Работу по построению индивидуальных образовательных маршрутов изучения отдельных тем необходимо проводить в 10 классе, что позволит обучающимся ответственно подойти к дальнейшему обучению в 11 классе и выработать отдельную образовательную траекторию для успешного окончания школы.

Противоречия.

  1. Между индивидуальными потребностями обучающихся и традиционным образованием.

  2. Между тенденцией к снижению мотивации к учению у современных школьников и возрастающими требованиями к выпускнику.

  3. Между расширением информатизации и возможностями учащихся к

восприятию и усвоению знаний

  1. Между планированием уроков учителем и свободным планированием своей деятельности учащимися

Новизна проекта заключается в том, что обоснована возможность воплощения идей индивидуализации образования и свободного самоопределения обучающихся посредством построения индивидуальных образовательных маршрутов в пределах одной темы курса, у них есть возможность выбора, а выбор – это прогноз на успех, ситуацию успеха.

Данной проблеме посвящена описанная В.В. Давыдовым теория деятельности учащегося на уроке. Также основой для определения особенностей деятельности учащихся служат труды российских педагогов и психологов А.С.Белкина, Л.С.Выготского, В.А. Петровского и др.

По мнению психолога Д.Н. Богоявленского, овладение конкретными знаниями требует внутренней мотивации. Внимание учащихся при этом обращается не только на содержание учебного материала, но и на способы его приобретения, приёмы умственной деятельности.

Современный учитель должен уметь осуществлять педагогический анализ, то есть, обладать системой знаний, умений и навыков, обеспечивающих осознание учителем существующих реалий (особенностей учеников, дидактических средств и условий, уровня развития собственных компетентностей) и взаимосвязей этих реалий для организации образовательного процесса максимально комфортного и одновременно развивающего для каждого ученика

Технология ИСУД (автор Н.Л. Галеева) позволяет учителю достичь необходимого и достаточного уровня индивидуализации учебного процесса на своих уроках, так как эта технология позволяет учителю:

  • реализовать профессиональную потребность в обеспечении выбора таких приемов и форм работы ученика, которые обеспечат каждому ученику свой, индивидуальный путь к успеху.

  • реализовать целенаправленную встречу двух разнообразий – ученика и учебных форм работы – в пространстве учебного успеха ученика

Гипотеза Если включить старшеклассников в процедуру разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, то способность и готовность старшеклассников к самоопределению в социуме и осознанному, ответственному выбору собственных жизненных позиций возрастут, и каждый обучающийся станет успешнее.

Задачи

1.Провести теоретические исследования для конструирования модели построения индивидуальных образовательных маршрутов в пределах темы

2. Определить целевой, содержательный, организационно-процессуальный компоненты индивидуальных образовательных траекторий

3. Сконструировать открытую, динамическую модель методики построения индивидуальных образовательных маршрутов в пределах темы

4. Провести апробацию модели на практике

5.Определить эффективность функционирования модели

Пути решения

  1. Проанализировать состояние проблемы исследования.

  2. Определить возможные направления деятельности.

  3. Разработать: индивидуальные образовательные маршруты;

методическое и дидактическое сопровождение теоретических

и практических занятий; контролирующие материалы.

  1. Реализовать разработанные учебно-методические ресурсы

на уроках биологии.

  1. Провести диагностические исследования

Ожидаемые результаты .

  1. Создание открытой, динамической модели методики построения индивидуального образовательного маршрута .

  2. Успешная апробация модели.

  3. Совершенствование у обучающихся навыков самообразования.

  4. Формирование у обучающихся компонентов информационной компетенции.

  5. Повышение результативности ЕГЭ по биологии и успешное профессиональное самоопределение.

Способы диагностики.

1. Психолого-педагогическая оценка параметров ИСУД ученика (Н.Л. Галеева)

2. Методика изучения мотивационно- потребностной сферы старшеклассников (Маркова А.К.)

3 .Методика определения качества и уровня сформированности ключевых компетенций (П.И. Третьяков)

4. Мониторинг результатов ЕГЭ

Реализация проекта.

Для реализации проекта, необходимо грамотное применение современные педагогических технологий:

Педагогические технологии.

Информационно-коммуникационные

Технология критического мышления

Технология ситуационных задач

Технология ИСУД

Технология ДМИ

  1. Провести диагностику индивидуальных способностей и потребностей обучающихся.

  2. Определить элементы содержания и требования к уровню подготовки, а также возможные направления самостоятельной деятельности, которыми могут овладеть обучающиеся в процессе изучения темы.

  3. Организовать деятельность учащихся по выбору и составлению индивидуального образовательного маршрута для изучения данной темы.

  4. Составить сводную таблицу потребностей учащихся и сформировать тактические педагогические задачи на блок уроков по данной теме.

  5. Провести изучение темы с использованием индивидуальных образовательных маршрутов.

  6. Оценить эффективность применения данной технологии и провести корректировку деятельности, согласно полученным результатам

При определении индивидуального образовательного маршрута каждый учащийся должен сам для себя определить план своих действий, личностное отношение к изучаемому материалу по этапам выбора:

  1. Выделить наиболее интересные познавательные вопросы и проблемы учебной темы.

  2. Выявить наиболее важные личностные цели изучения темы.

  3. Определить наиболее важные пункты плана намеченных целей (Как я буду выполнять намеченное: вместе с классом, индивидуально (могу обратиться за помощью к учителю), самостоятельно)

  4. Оценить имеющиеся материальные возможности для реализации намеченной деятельности.

  5. Оценить свою учебную готовность.

  6. Прогнозировать предполагаемые результаты изучения новой учебной темы

  7. Выбрать средства контроля изучения новой темы.

(Образец варианта выбора индивидуального образовательного маршрута – Приложение 2)

После заполнения учащимися индивидуальных образовательных маршрутов в начале изучения темы учитель составляет сводную таблицу, в которойрегистрирует основные смыслы учения ученика, наиболее значимые для него вопросы и проблемы, выделяет типичные познавательные затруднения, планирует использование Интернета, тематику индивидуальных заданий, исследовательских работ, проектов. в итоге учитель формирует тактические педагогические задачи на блок уроков:

Ф.И. ученика

Основные смыслы учения

Наиболее интересные вопросы и проблемы

Сформи

рован

ность

УИК

Сформи

рован

ность

ЗУН

Типич

ные учебные затрудне

ния

Ре

сур

сы

Инд

зада

ния

Педа

гоги

чес

кие

Зада

чи





























Затем учитель определяет содержание материала и методики контроля знаний и умений обучающихся.

Структура деятельности учителя:

  • разделяется содержание обучения на обязательную и необязательную, вариантную части, которые рассматриваются как составляющие единого целостного процесса образования и становления личности;

  • смещает организацию процесса познания в сторону ценностно-смыслового мышления;

  • изучает реакцию аудитории, гибко меняет план с учетом хода восприятия;

  • делает акцент на развитие умений анализировать собственное восприятие, собственное понимание мира.

В соответствии с индивидуальным познавательным стилем учащегося, учитель предлагает различные методы, технологии обучения, а также формы учебной деятельности.

Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов позволяет создавать условия для реализации обучающимися следующих прав и возможностей:

  • право на выбор индивидуальных смыслов, ценностей и целей образования;

  • индивидуальный отбор и последовательность освоения материала;

  • право выбора индивидуального темпа обучения, способов контроля, рефлексии и самооценки собственной деятельности на основе знания своих индивидуальных особенностей

  • превышение (опережение, расширение, и углубление) осваимого содержания, выбор дополнительной тематики.

Формирование индивидуальных образовательных маршрутов для учащихся позволит сохранить и развить их потенциал, успешно адаптироваться им как личностям в социуме и одновременно сделать их социально востребованными. Выбор индивидуального маршрута по отдельным предметным темам может способствовать выбору индивидуальной образовательной программы (траектории движения) в 11 классе. Будущее за такой образовательной средой, в которой должна произойти смена приоритетов: с дидактических компонентов на психологические. При этом базовый уровень «знаний-умений-навыков» превращается из цели обучения в средство актуализации познавательных, творческих и личностных возможностей обучающихся


Литература:

Эльконин Д.Б. «Избранные психологические труды»/ под ред. Д.М. Фельдштейна.- М.:Международная педагогическая академия,1995 год

  • Богоявленский Д.Н. «Психология усвоения знаний в школе»/Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская.- М.:Изд-воАПН РСФСР,1959 год.

  • Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. – М.: «5 за знания», 2006. – 144с.

  • Гин А.А Приемы педагогической техники. – М.: Вита-Пресс, 2004. -88с.

  • Зеркова Р.В. «Учимся работать с терминами» // Биология в школе. – 2005. - №5. С. 36-38.

  • Калинова Г.С., Суматохин С.В. «Актуальные вопросы развития биологического образования в 2012/2013 учебном году» //Биология в школе. – 2012. с.17 – 35.

  • Касаткин С. «Речевая культура школьников» //Народное образование. -2004. - №9. С.140.

  • Ковалева Т.М. Организация профильного обучения в старшей .

Использованные ресурсы:

1. http://fipi.ru