Главная страница

Активизация мыслительной деятельности как средство развития одарённости детей через нестандартные формы работы при изучении физики



Скачать 120.74 Kb.
Название Активизация мыслительной деятельности как средство развития одарённости детей через нестандартные формы работы при изучении физики
Дата 24.04.2016
Размер 120.74 Kb.
Тип Документы

Активизация мыслительной деятельности как средство развития одарённости детей через нестандартные формы работы при изучении физики 

Сделать работу насколько возможно интересной для ребенка

и не превратить эту работу в забаву –

это одна из труднейших и важнейших задач дидактов.
К.Д. Ушинский

В связи с потребностью общества в неординарной творческой личности проблема одаренности становится в наше время все более актуальной. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Так как нынешний век новых технологий требует уникумов, поэтому образовательная система стала вмещать в себя огромное количество нововведений.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования.

Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Поэтому мы, работающие с детьми, должны быть достаточно терпимы к критике вообще и себя в частности. Талантливые дети часто воспринимают невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающими. В результате такой ребенок может производить впечатление отвлекающегося, непоседливого, постоянно на все реагирующего. Для них не существует стандартных требований (как у всех), им сложно быть конформистами, особенно если существующие нормы и правила идут в разрез с их интересами и кажутся бессмысленными. Для одаренного ребенка утверждение, что так принято, не является аргументом. Ему важно знать и понимать, кем, как правило, принято, когда и зачем.

Одаренные дети выпадают из социума, часто опережают в развитии своих сверстников, но им не хватает детства.

Частые проявления одаренности - ранняя речь и большой словарный запас плюс необыкновенная внимательность, ненасытная любознательность, отличная память, высокий интеллект, хорошая обучаемость (схватывает информацию на лету), творческое мышление, нетривиальные способности в различных областях.

Что вкладывают в понятие "одаренность"? Гениальность - это чрезвычайно редкий феномен. Проявляется в достижениях мировой значимости. Талант связан с реализацией способности в определенной области. Одаренность, как потенциал, который позволяет личности добиваться успеха в какой-либо деятельности, при меньших энергозатратах, по сравнению с другими людьми. Так вот, одаренный человек не всегда талантливый, а вот талантливый - всегда одаренный.

Любопытно, что в младших классах примерно 17 - 20% учащихся относятся к потенциально одаренным детям. Однако к окончанию школы одаренными остаются лишь 2 - 5 % школьников. Причины самые разные: отношение взрослых к детской личности, продуктам ее творчества, благосостояние семьи, место жительства, возможность посещать кружки, факультативы, музеи.

Познание начинается с удивления, а продолжается через деятельность. Обучать - это значит постоянно использовать приемы, стимулирующие самостоятельный поиск, с помощью которого ученик находит, открывает для себя новые знания. Многолетний опыт преподавания физики в школе убеждает в том, что наиболее эффективны те методы обучения, которые способствуют развитию мышления учащихся и получению ими прочных знаний, способствуют умственному формированию прилежания, аккуратности.

В развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них лишь созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным. Поэтому при формировании познавательного интереса школьников использую такие эффективные педагогические средства, как внеклассные мероприятия по предмету и организация нестандартной, нетрадиционной деятельности на уроках.

Нестандартный подход к образованию является залогом представления каждому ученику равновеликого шанса достичь определенных высот в образовании. Цель нестандартного подхода к обучению - обеспечить каждому ученику условия для развития в процессе освоения содержания образования.

Нестандартное обучение:

  1. решает психологические задачи - идет определение индивидуально-личностных особенностей учащихся, типа личности; сформированности компонентов учебной деятельности; выявления качества внимания, памяти, мышления, работоспособности;

  2. решает предметно-дидактические задачи - разработка учебного материала; структурирование, обеспечивающее сходство структур содержания и типологического пространства учебно-познавательных возможностей учащихся;

  3. реализует принцип "воспитывающего обучения"

Без успешного решения всех трех задач нетрадиционное обучение так и остается нереализованным.

Хочу остановиться на наиболее эффективных формах обучения, вызывающих у школьников интерес к учению.

УРОК

Учебный материал школьных дисциплин - не только источник знаний, но и БАЗА для развития индивида.

Единственной формой проведения уроков до недавнего времени была традиционная. Сегодня совершенствование учебного процесса требует развития и внедрения новых, нетрадиционных форм обучения. Изменение форм влечет за собой улучшение качества образования.

Нестандартные уроки - это те уроки, которые содержат способы подачи учебного материала, информацию и задания, которые содержат в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, комического, вызывают интерес у школьников к учебному предмету и способствуют созданию положительной эмоциональной обстановки учения. На уроке появляется возможность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, превращающая его из пассивного объекта воздействия в активного субъекта деятельности.

Проводить нестандартные уроки с учетом учебного материала без воздействия на мыслительную деятельность нецелесообразно.

Задания используемые на нестандартных уроках подразделяются на:

- организационные;

- информационные (информация учебно-познавательного характера, которая вызывает любопытство у учащихся). Например: почему появляются сквозняки? Почему цветы в лесу имеют светлую окраску, а на лугу яркую, темную, сочную?

- внеучебные задания занимательного характера, то есть задачи не связанные с программным материалом. Они ценны тем, что наряду с привитием школьникам интереса к учению способствуют также определенному накоплению учебных знаний, умений и навыков; задания могут быть репродуктивного и творческого характера;

- учебные занимательные задания (задачи (качественные и количественные), обычно не связанные с программным материалом, но способствующие усвоению и закреплению его учащимися).

Насыщение уроков творческими заданиями, каждое из которых вовлекает учеников в познавательную деятельность, пробуждает интерес и повышает интеллект. Среди этих заданий - простые и более сложные (написание рецензии, решение нестандартных задач, экспериментальные и проектные, создание физико-литературных рассказов, фразеологизмов, объяснение народных погодных примет).

Для активизации мыслительной деятельности необходимо, чтобы:

- уровень изучаемого материала опирался на реальные достижения учащихся;

- цели, поставленные нами или сформулированные в процессе настройки с учащимися, были достигаемы;

- неудача рассматривалась бы как переход на более высокий уровень;

- происходило побуждение к разнообразным формам деятельности, имеющим опору на зону ближайшего развития;

- акцентировалось внимание деятельности каждого ученика или на особенностях его личности;

- предупреждалось состояние тревожности, не допускалось перенапряжение уровня притязаний;

- подчёркивалась возможность решения более трудных задач.

Для того чтобы каждое занятие можно было считать реализующим деятельностный подход, оно должно завершаться рефлексией: обдумыванием и анализом совершенных действий, возникших мыслей и чувств с целью проверки и корректировки сделанного, выработки задач на будущее.

Внеклассная и внешкольная работа по физике

Под внеклассной работой понимаются необязательные систематические занятия учащихся с преподавателем во внеурочное время. Внеклассная работа по предмету является составной частью учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой и учителем.

В теории и методике обучения различают два типа внеклассной работы.

К первому типу относится внеклассная работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала (дополнительные занятия после уроков). Данный тип должен носить ярко выраженный индивидуальный характер: занятия с учащимися, попустившими занятия из-за болезни или другой уважительной причины, занятия с учащимися, перешедшими из другой школы, и.т.д.

Вторым типом внеклассной работы является работа с учащимися, проявляющими к изучению предмета повышенный, по сравнению с другими, интерес и способность. Это и является собственно внеклассной работой в традиционном понимании этого слова.

Внеклассная работа является естественным продолжением и дополнением основных форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке.

Наиболее важными задачами внеклассной работы на современном этапе развития школы является следующее:

  • пробуждение и развитее устойчивого интереса учащихся к предмету и ее приложениям;

  • расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу;

  • развитие творческих способностей и мышления у учащихся;

  • развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;

  • создание актива, способного оказать помощь в организации эффективного обучения физике всего коллектива данного класса;

  • расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении физики в технике, экономике, повседневной жизни, о истории физики, о роли ведущих ученых-физиков в развитии мировой науки;

  • осуществление индивидуализации и дифференциации;

  • разностороннее развитие личности.

Хочу отметить следующее:

  • в содержание внеклассной работы необходимо включить вопросы, выходящие за рамки школьной программы по физике, но примыкающие к ней.

  • в содержание внеклассной работы необходимо включить и вопросы, вошедшие в содержание физического образования в последние десятилетия: :

  • в старших классах необходимо учитывать профиль, который выбрали учащиеся.

Внеклассная работа может осуществляться в самых разнообразных видах:

Индивидуальная работа - работа с учащимися с целью руководства внеклассным чтением по физике, подготовкой рефератов, докладов, сочинений, изготовлением моделей; работа с консультантами; подготовка некоторых учащихся к участию в олимпиадах.

Групповая работа - систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным коллективом учащихся. К ней можно отнести факультативы, кружки.

Массовая работа - эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом. К данному виду относятся вечера, научно - практические конференции, недели физики и астрономии, олимпиады (на первом этапе), конкурсы, соревнования.

На практике все три вида внеклассной работы тесно связаны друг с другом.

На сегодня наиболее распространенными формами внеклассной работы по-прежнему остаются факультативы, кружки, недели (декады) физики, стенная печать. В школах с большим числом учащихся появились спецкурсы, элективные курсы и профильные классы.

Во внеклассной работе практикуются межпредметные интеллектуальные соревнования: на лучшее решение задачи по химии (математике) с применением физики; на лучшее решение физической задачи средствами математики, информатики, химии, черчения; на лучшее решение нестандартной (комбинированной) задачи по смежным дисциплинам школьного курса, например математика - химия.

На внеклассных занятиях укрепляются и расширяются знания, полученные на уроках. На них можно лучше узнать индивидуальные особенности своих учеников и выявить среди них одаренных, проявляющих интерес к физике, а затем всячески развивать этот интерес.

Внешкольная работа, прежде всего, предназначена для учащихся, уже увлеченных физикой.

Основными формами внешкольной работы по физике на сегодня являются: заочные школы; районные НПК, олимпиады.

Проводят эту работу преподаватели вузов, и мы, учителя.

В последние годы наряду с терминами внеклассная и внешкольная работа по физике часто употребляется и термин дополнительное образование по физике - это образовательный процесс, имеющий свои педагогические технологии и средства их реализации, по программам, дополняющим государственный стандарт средней школы. Дополнительное физическое образование школьников тесно связано с внеклассной работой по физике, вместе они входят в состав непрерывного физического образования.

Основные формы внеклассной и внешкольной работы.  Олимпиады.

Самой распространенной формой работы соревновательного характера стали олимпиады. Они в какой - то мере тормозят проявляющийся ныне спад интереса к изучению физики у значительной части учеников.

На первый тур (школьный, теоретический) предлагаю задачи, содержание которых отражает условный мир идеализированных объектов - точечных масс, невесомых нитей. Нужно очень хорошо знать "правила игры" - законы физики - и, кроме того, проявить изобретательность и смекалку, умение выбирать нетривиальный способ рассуждения, отказавшись от решения задачи "в лоб".

Еще использую задачи, приближенные к практике, родившиеся под влиянием физического эксперимента, при наблюдениях явлений природы и т.п. В них рассматриваются реальные физические объекты, для которых трудно получить точное решение, и оно часто носит оценочный характер. Решая такие задачи, ученики должны продемонстрировать ясность физического мышления и ощущение масштабов физических явлений и величин. Сама я отдаю предпочтение второму типу задач, которые, иллюстрируя тезис "физика вокруг нас", являются прообразом научного поиска, выступают в качестве маленьких физических исследований. Многолетний опыт показывает, что они вызывают неизменный интерес у участников олимпиады, но справляются ребята лучше с задачами первого типа.

Олимпиада после проведения не заканчивается. Я разрешаю детям подумать над этими задачами дома самим или совместно с родителями, проверяю на уроках (если подходит тема), или после уроков, и за правильно выполненную задачу выставляю отметку.

Для того, чтобы дети работали как можно больше с приборами, уделяю ненормированное время на уроке для того, чтобы дети провели какой - либо опыт, измерили цену деления, измерили какой-либо параметр (объем, масса, КПД:). Высоко ценю использование разных методов измерений (если это возможно) и сравнение их между собой, а также предложение учащимися неординарных, оригинальных экспериментальных методов. Так как неумение многих ребят, даже хорошо подготовленных теоретически, работать руками, отношение их к эксперименту, как к черновой работе, стремление стать "чистыми" теоретиками, проявляется уже в школе.

Как показывает практика детей, проявляющих интерес к физике, как науке, немного.

При анализе специфики проведения олимпиад, видно, что решение задач не совпадает с особенностями научной работы, требующей "зоркости в поисках проблемы". Невозможно выяснить, умеют ли ребята проводить небольшие исследования, а не только решать задачи.

Предметные недели.

При проведении предметных недель идет слияние всех активных форм и методов внеурочной, внеклассной и внешкольной деятельности, что является своеобразным смотром результатов работы.

Основные мероприятия при проведении недели:

  • подготовка и оформление плана , который вывешивается за несколько дней до начала

  • выпуск тематических стенгазет, проведение конкурса на лучшую стенгазету;

  • конкурс рефератов по физике ("Тепловые двигатели", "Кристаллы и их применение", "Вклад ученых - физиков в победу над фашизмом");

  • смотр-конкурс моделей и приборов, изготовленных учащимися;

  • демонстрации кинофильмов;

  • конференция по физике;

  • проведение нестандартных уроков

  • выставка книг совместно с библиотекарем;

  • конкурс на лучший рисунок, плакат, отражающий физические явления, технику, астрономию, настоящее и будущее в науке и технике по представлениям детей;

  • экскурсии. Так как физика - это наука о природе, то постоянно провожу экскурсии в природу. Младшие школьники на экскурсии наблюдают, любуются красотой родного края, я стараюсь объяснить, что-то очень упрощенно, но так чтобы они почувствовали что физика - это очень интересная наука. Учащиеся среднего и старшего звена - уже пытаются сами объяснить природные явления, используя тот материал, который им известен.

Цель: показать, что в живой и неживой природе действуют законы физики и их проявления разнообразны. После экскурсии дети пишут сочинения, стихи, рисуют рисунки.

Экскурсии провожу и в кабинете физики, где ученики старших классов показывают и рассказывают о приборах , их назначении; рассказывают об ученых, их вкладе в развитии физики, как науки. Интерес у ребят вызывают такие приборы как линзы, зеркала, дифракционная решетка, стробоскоп, электрофорная машина;

КВН;

игры: "Звездный час", "Умники и умницы", "Поле чудес".

Итоги подводим на общешкольной линейке, где объявляют и награждают всех победителей.

"Мысль - мать деятельности, она живая душа её, не только зачинщица её, но и охранительница. Мысль поэтому служит основанием, началом и сокровеннейшей сущностью всей человеческой жизни на земле". (Т. Карлейл)