|
Активизация мыслительной деятельности как средство развития одарённости детей через нестандартные формы работы при изучении физики
|
 Скачать 120.74 Kb.
|
Активизация мыслительной деятельности как средство развития одарённости детей через нестандартные формы работы при изучении физики
Сделать работу насколько возможно интересной для ребенка
и не превратить эту работу в забаву –
это одна из труднейших и важнейших задач дидактов. К.Д. Ушинский
В связи с потребностью общества в неординарной творческой личности проблема одаренности становится в наше время все более актуальной. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Так как нынешний век новых технологий требует уникумов, поэтому образовательная система стала вмещать в себя огромное количество нововведений.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования.
Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Поэтому мы, работающие с детьми, должны быть достаточно терпимы к критике вообще и себя в частности. Талантливые дети часто воспринимают невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающими. В результате такой ребенок может производить впечатление отвлекающегося, непоседливого, постоянно на все реагирующего. Для них не существует стандартных требований (как у всех), им сложно быть конформистами, особенно если существующие нормы и правила идут в разрез с их интересами и кажутся бессмысленными. Для одаренного ребенка утверждение, что так принято, не является аргументом. Ему важно знать и понимать, кем, как правило, принято, когда и зачем.
Одаренные дети выпадают из социума, часто опережают в развитии своих сверстников, но им не хватает детства.
Частые проявления одаренности - ранняя речь и большой словарный запас плюс необыкновенная внимательность, ненасытная любознательность, отличная память, высокий интеллект, хорошая обучаемость (схватывает информацию на лету), творческое мышление, нетривиальные способности в различных областях.
Что вкладывают в понятие "одаренность"? Гениальность - это чрезвычайно редкий феномен. Проявляется в достижениях мировой значимости. Талант связан с реализацией способности в определенной области. Одаренность, как потенциал, который позволяет личности добиваться успеха в какой-либо деятельности, при меньших энергозатратах, по сравнению с другими людьми. Так вот, одаренный человек не всегда талантливый, а вот талантливый - всегда одаренный.
Любопытно, что в младших классах примерно 17 - 20% учащихся относятся к потенциально одаренным детям. Однако к окончанию школы одаренными остаются лишь 2 - 5 % школьников. Причины самые разные: отношение взрослых к детской личности, продуктам ее творчества, благосостояние семьи, место жительства, возможность посещать кружки, факультативы, музеи.
Познание начинается с удивления, а продолжается через деятельность. Обучать - это значит постоянно использовать приемы, стимулирующие самостоятельный поиск, с помощью которого ученик находит, открывает для себя новые знания. Многолетний опыт преподавания физики в школе убеждает в том, что наиболее эффективны те методы обучения, которые способствуют развитию мышления учащихся и получению ими прочных знаний, способствуют умственному формированию прилежания, аккуратности.
В развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них лишь созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным. Поэтому при формировании познавательного интереса школьников использую такие эффективные педагогические средства, как внеклассные мероприятия по предмету и организация нестандартной, нетрадиционной деятельности на уроках.
Нестандартный подход к образованию является залогом представления каждому ученику равновеликого шанса достичь определенных высот в образовании. Цель нестандартного подхода к обучению - обеспечить каждому ученику условия для развития в процессе освоения содержания образования.
Нестандартное обучение:
-
решает психологические задачи - идет определение индивидуально-личностных особенностей учащихся, типа личности; сформированности компонентов учебной деятельности; выявления качества внимания, памяти, мышления, работоспособности;
-
решает предметно-дидактические задачи - разработка учебного материала; структурирование, обеспечивающее сходство структур содержания и типологического пространства учебно-познавательных возможностей учащихся;
-
реализует принцип "воспитывающего обучения"
Без успешного решения всех трех задач нетрадиционное обучение так и остается нереализованным.
Хочу остановиться на наиболее эффективных формах обучения, вызывающих у школьников интерес к учению.
УРОК
Учебный материал школьных дисциплин - не только источник знаний, но и БАЗА для развития индивида.
Единственной формой проведения уроков до недавнего времени была традиционная. Сегодня совершенствование учебного процесса требует развития и внедрения новых, нетрадиционных форм обучения. Изменение форм влечет за собой улучшение качества образования.
Нестандартные уроки - это те уроки, которые содержат способы подачи учебного материала, информацию и задания, которые содержат в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, комического, вызывают интерес у школьников к учебному предмету и способствуют созданию положительной эмоциональной обстановки учения. На уроке появляется возможность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, превращающая его из пассивного объекта воздействия в активного субъекта деятельности.
Проводить нестандартные уроки с учетом учебного материала без воздействия на мыслительную деятельность нецелесообразно.
Задания используемые на нестандартных уроках подразделяются на:
- организационные;
- информационные (информация учебно-познавательного характера, которая вызывает любопытство у учащихся). Например: почему появляются сквозняки? Почему цветы в лесу имеют светлую окраску, а на лугу яркую, темную, сочную?
- внеучебные задания занимательного характера, то есть задачи не связанные с программным материалом. Они ценны тем, что наряду с привитием школьникам интереса к учению способствуют также определенному накоплению учебных знаний, умений и навыков; задания могут быть репродуктивного и творческого характера;
- учебные занимательные задания (задачи (качественные и количественные), обычно не связанные с программным материалом, но способствующие усвоению и закреплению его учащимися).
Насыщение уроков творческими заданиями, каждое из которых вовлекает учеников в познавательную деятельность, пробуждает интерес и повышает интеллект. Среди этих заданий - простые и более сложные (написание рецензии, решение нестандартных задач, экспериментальные и проектные, создание физико-литературных рассказов, фразеологизмов, объяснение народных погодных примет).
Для активизации мыслительной деятельности необходимо, чтобы:
- уровень изучаемого материала опирался на реальные достижения учащихся;
- цели, поставленные нами или сформулированные в процессе настройки с учащимися, были достигаемы;
- неудача рассматривалась бы как переход на более высокий уровень;
- происходило побуждение к разнообразным формам деятельности, имеющим опору на зону ближайшего развития;
- акцентировалось внимание деятельности каждого ученика или на особенностях его личности;
- предупреждалось состояние тревожности, не допускалось перенапряжение уровня притязаний;
- подчёркивалась возможность решения более трудных задач.
Для того чтобы каждое занятие можно было считать реализующим деятельностный подход, оно должно завершаться рефлексией: обдумыванием и анализом совершенных действий, возникших мыслей и чувств с целью проверки и корректировки сделанного, выработки задач на будущее.
Внеклассная и внешкольная работа по физике
Под внеклассной работой понимаются необязательные систематические занятия учащихся с преподавателем во внеурочное время. Внеклассная работа по предмету является составной частью учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой и учителем.
В теории и методике обучения различают два типа внеклассной работы.
К первому типу относится внеклассная работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала (дополнительные занятия после уроков). Данный тип должен носить ярко выраженный индивидуальный характер: занятия с учащимися, попустившими занятия из-за болезни или другой уважительной причины, занятия с учащимися, перешедшими из другой школы, и.т.д.
Вторым типом внеклассной работы является работа с учащимися, проявляющими к изучению предмета повышенный, по сравнению с другими, интерес и способность. Это и является собственно внеклассной работой в традиционном понимании этого слова.
Внеклассная работа является естественным продолжением и дополнением основных форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке.
Наиболее важными задачами внеклассной работы на современном этапе развития школы является следующее:
-
пробуждение и развитее устойчивого интереса учащихся к предмету и ее приложениям;
-
расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу;
-
развитие творческих способностей и мышления у учащихся;
-
развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
-
создание актива, способного оказать помощь в организации эффективного обучения физике всего коллектива данного класса;
-
расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении физики в технике, экономике, повседневной жизни, о истории физики, о роли ведущих ученых-физиков в развитии мировой науки;
-
осуществление индивидуализации и дифференциации;
-
разностороннее развитие личности.
Хочу отметить следующее:
-
в содержание внеклассной работы необходимо включить вопросы, выходящие за рамки школьной программы по физике, но примыкающие к ней.
-
в содержание внеклассной работы необходимо включить и вопросы, вошедшие в содержание физического образования в последние десятилетия: :
-
в старших классах необходимо учитывать профиль, который выбрали учащиеся.
Внеклассная работа может осуществляться в самых разнообразных видах:
Индивидуальная работа - работа с учащимися с целью руководства внеклассным чтением по физике, подготовкой рефератов, докладов, сочинений, изготовлением моделей; работа с консультантами; подготовка некоторых учащихся к участию в олимпиадах.
Групповая работа - систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным коллективом учащихся. К ней можно отнести факультативы, кружки.
Массовая работа - эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом. К данному виду относятся вечера, научно - практические конференции, недели физики и астрономии, олимпиады (на первом этапе), конкурсы, соревнования.
На практике все три вида внеклассной работы тесно связаны друг с другом.
На сегодня наиболее распространенными формами внеклассной работы по-прежнему остаются факультативы, кружки, недели (декады) физики, стенная печать. В школах с большим числом учащихся появились спецкурсы, элективные курсы и профильные классы.
Во внеклассной работе практикуются межпредметные интеллектуальные соревнования: на лучшее решение задачи по химии (математике) с применением физики; на лучшее решение физической задачи средствами математики, информатики, химии, черчения; на лучшее решение нестандартной (комбинированной) задачи по смежным дисциплинам школьного курса, например математика - химия.
На внеклассных занятиях укрепляются и расширяются знания, полученные на уроках. На них можно лучше узнать индивидуальные особенности своих учеников и выявить среди них одаренных, проявляющих интерес к физике, а затем всячески развивать этот интерес.
Внешкольная работа, прежде всего, предназначена для учащихся, уже увлеченных физикой.
Основными формами внешкольной работы по физике на сегодня являются: заочные школы; районные НПК, олимпиады.
Проводят эту работу преподаватели вузов, и мы, учителя.
В последние годы наряду с терминами внеклассная и внешкольная работа по физике часто употребляется и термин дополнительное образование по физике - это образовательный процесс, имеющий свои педагогические технологии и средства их реализации, по программам, дополняющим государственный стандарт средней школы. Дополнительное физическое образование школьников тесно связано с внеклассной работой по физике, вместе они входят в состав непрерывного физического образования.
Основные формы внеклассной и внешкольной работы. Олимпиады.
Самой распространенной формой работы соревновательного характера стали олимпиады. Они в какой - то мере тормозят проявляющийся ныне спад интереса к изучению физики у значительной части учеников.
На первый тур (школьный, теоретический) предлагаю задачи, содержание которых отражает условный мир идеализированных объектов - точечных масс, невесомых нитей. Нужно очень хорошо знать "правила игры" - законы физики - и, кроме того, проявить изобретательность и смекалку, умение выбирать нетривиальный способ рассуждения, отказавшись от решения задачи "в лоб".
Еще использую задачи, приближенные к практике, родившиеся под влиянием физического эксперимента, при наблюдениях явлений природы и т.п. В них рассматриваются реальные физические объекты, для которых трудно получить точное решение, и оно часто носит оценочный характер. Решая такие задачи, ученики должны продемонстрировать ясность физического мышления и ощущение масштабов физических явлений и величин. Сама я отдаю предпочтение второму типу задач, которые, иллюстрируя тезис "физика вокруг нас", являются прообразом научного поиска, выступают в качестве маленьких физических исследований. Многолетний опыт показывает, что они вызывают неизменный интерес у участников олимпиады, но справляются ребята лучше с задачами первого типа.
Олимпиада после проведения не заканчивается. Я разрешаю детям подумать над этими задачами дома самим или совместно с родителями, проверяю на уроках (если подходит тема), или после уроков, и за правильно выполненную задачу выставляю отметку.
Для того, чтобы дети работали как можно больше с приборами, уделяю ненормированное время на уроке для того, чтобы дети провели какой - либо опыт, измерили цену деления, измерили какой-либо параметр (объем, масса, КПД:). Высоко ценю использование разных методов измерений (если это возможно) и сравнение их между собой, а также предложение учащимися неординарных, оригинальных экспериментальных методов. Так как неумение многих ребят, даже хорошо подготовленных теоретически, работать руками, отношение их к эксперименту, как к черновой работе, стремление стать "чистыми" теоретиками, проявляется уже в школе.
Как показывает практика детей, проявляющих интерес к физике, как науке, немного.
При анализе специфики проведения олимпиад, видно, что решение задач не совпадает с особенностями научной работы, требующей "зоркости в поисках проблемы". Невозможно выяснить, умеют ли ребята проводить небольшие исследования, а не только решать задачи.
Предметные недели.
При проведении предметных недель идет слияние всех активных форм и методов внеурочной, внеклассной и внешкольной деятельности, что является своеобразным смотром результатов работы.
Основные мероприятия при проведении недели:
-
подготовка и оформление плана , который вывешивается за несколько дней до начала
-
выпуск тематических стенгазет, проведение конкурса на лучшую стенгазету;
-
конкурс рефератов по физике ("Тепловые двигатели", "Кристаллы и их применение", "Вклад ученых - физиков в победу над фашизмом");
-
смотр-конкурс моделей и приборов, изготовленных учащимися;
-
демонстрации кинофильмов;
-
конференция по физике;
-
проведение нестандартных уроков
-
выставка книг совместно с библиотекарем;
-
конкурс на лучший рисунок, плакат, отражающий физические явления, технику, астрономию, настоящее и будущее в науке и технике по представлениям детей;
-
экскурсии. Так как физика - это наука о природе, то постоянно провожу экскурсии в природу. Младшие школьники на экскурсии наблюдают, любуются красотой родного края, я стараюсь объяснить, что-то очень упрощенно, но так чтобы они почувствовали что физика - это очень интересная наука. Учащиеся среднего и старшего звена - уже пытаются сами объяснить природные явления, используя тот материал, который им известен.
Цель: показать, что в живой и неживой природе действуют законы физики и их проявления разнообразны. После экскурсии дети пишут сочинения, стихи, рисуют рисунки.
Экскурсии провожу и в кабинете физики, где ученики старших классов показывают и рассказывают о приборах , их назначении; рассказывают об ученых, их вкладе в развитии физики, как науки. Интерес у ребят вызывают такие приборы как линзы, зеркала, дифракционная решетка, стробоскоп, электрофорная машина;
КВН;
игры: "Звездный час", "Умники и умницы", "Поле чудес".
Итоги подводим на общешкольной линейке, где объявляют и награждают всех победителей.
"Мысль - мать деятельности, она живая душа её, не только зачинщица её, но и охранительница. Мысль поэтому служит основанием, началом и сокровеннейшей сущностью всей человеческой жизни на земле". (Т. Карлейл) |
|
|