Главная страница

Африка: образ материка


Скачать 114.83 Kb.
Название Африка: образ материка
Ермоленко Л.И
Дата 03.03.2016
Размер 114.83 Kb.
Тип Урок

Тема урока: Африка: образ материка.

Практическая работа «Определение координат крайних точек материка, его протяженность по20* в.д.».

Автор: учитель географии Ермоленко Л.И.

Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Благовещенская средняя общеобразовательная школа № 1»

Класс: 7Б класс

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

Алексеев А.И. «География. Страны и континенты». Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. Академический школьный учебник «Полярная звезда». Москва «Просвещение» 2011г. 4-е издание.

Оборудование: Атлас материки и океаны, народы и страны. 7 класс;

контурные карты, раздаточный материал: физическая карта полушарий, физическая карта Африки; правила работы в контурной карте, план описания географического положения материка; линия-экватор; мультимедийный проектор, презентация Microsoft PowerPoint .
Тип урока: практикум.

Методы: частично – поисковый.

Формы организации учебной деятельности:

-самостоятельная работа.

-рассказ учителя.

Цели урока:

Образовательная цель: создание условий для формирования у обучающихся представления о физико-географическом положении Африки; продолжение формирования картографических знаний и умений.

Развивающая цель: содействие развитию умений и навыков работы с разнообразными источниками географической информации, самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы; расширение кругозора и познавательной активности учащихся.

Воспитательная цель: создание условий для формирования  взаимосотрудничества,   толерантности.

Урок «Африка: образ материка».
Цели урока:

Образовательная цель: создание условий для формирования у обучающихся представления о физико-географическом положении Африки; продолжение формирования картографических знаний и умений.

Развивающая цель: содействие развитию умений и навыков работы с разнообразными источниками географической информации, самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы; расширение кругозора и познавательной активности учащихся.

Воспитательная цель: создание условий для формирования  взаимосотрудничества,   толерантности.

Оборудование: карты атласа, настенная карта мира и Африки, контурные карты

Африки, презентация к уроку.
Ход урока.

1

  1. Организация класса.

Материк лежит большой,
Самый жаркий и сухой.
Там и лето круглый год.
Кто его мне назовет? (Африка)

(Слайды об Африке в презентации)



Подготовка к уроку, настрой на совместную деятельность.

Слайд 1- 14

2

  1. Актуализация знаний

Учитель:

Мы начали наш урок со слайд - ряда «Уникальная Африка»

Как вы думаете, что будет предметом нашего изучения на уроке?

Подумайте, какова тема нашего сегодняшнего урока?

(если возможна будет заминка можно прочесть стихотворение к слайду 1)
За морем-океаном в тени Килиманджаро. Купается огромный и добрый бегемот,
Там зебры и жирафы, там небо дышит жаром,
Кокосовые пальмы, бананы круглый год.
В саванне бродят львы и прячутся гориллы,
Шипят в пустыне змеи, качая головой.
И щелкают зубами большие крокодилы,
Когда проходят мимо них слоны на водопой.
Учитель: На каком материке мы можем встретить таких животных и растения?

Активизация познавательной активности обучающихся.

Эмоциональный вход в урок.


Слайд 15


Дети: Африка






Учитель

Совершенно верно.

Тема нашего урока: Африка: образ материка.

(записываем тему урока на контурной карте, также подписываем, чья работа, обратите внимание на оборудование вашего рабочего места)


Выход на тему урока

Слайд 15






Учитель:

Сегодня на уроке мы должны изучить особенности физико-географического положения Африки, познакомиться с океанами и морями, омывающими материк.

Выполнить практическую работу в контурной карте.

Как вы думаете, какие карты мы будем использовать для описания материка?





Дети: Физическую карту Африки, физическую карту полушарий и климатическую карту мира.




Учитель: Скажите, что такое «адрес материка»?

Мы с вами должны на контурной карте

составить адрес материка.




Дети: Это географическое положение, где находится материк.




Учитель:

Африка - это старейший континент нашей планеты, колыбель цивилизации. Несмотря на свой почтенный возраст, более 270 миллионов лет, этот омываемый океанами материк является, пожалуй, единственным, сохранившим гармонию с природой и не подвергшимся разрушительному влиянию человеческой деятельности. Именно этим, а также красотой своей природы и бурным разнообразием и неповторимостью животного мира, Африка так привлекательна для изучения, исследования.

Мы на уроке будем заниматься исследованиями этого континента.






Видеофильм «Дикая Африка» - фрагмент




Учитель: Для того, что бы перейти к изучению материка нам необходимо выяснить, откуда же произошло название – Африка? Что оно обозначает?

Относительно происхождения слова "Африка" среди учёных существуют большие разногласия. Существует несколько гипотез возникновения названия этого материка. С ними нас познакомят ребята.





Слайд 15 - 16


Сообщение обучающихся.

(опережающее задание)




Учитель: Что же такое ФГП?

(ФГП) – это положение по отношению к экватору, нулевому меридиану, тропикам и полярным кругам, океанам и другим материкам.

(учебник стр. 96)

Используя образцы, мы знакомимся с типовым планом характеристики географического положения материка.

Введение понятия «Физико-географическое положение материка».

Работа в контурной карте.



Работа с учебником.


Работа в контурной карте.





Выполнение практической работы.

Обратить внимание учащихся на правила работы в контурной карте.

Учитель:

-Как материк расположен по отношению к экватору?

-Как располагается материк по отношению к

начальному меридиану и тропикам?

- Показ крайних точек.

Задание: Определите координаты крайних точек и нанесите их в контурной карте.

М. Бен-Секка- 37°с. ш 11°в.д. - северная точка

М. Игольный-35° ю.ш. 20°в.д.- южная точка

Задание: Определите координаты крайних точек.

М. Рас-Хафун-10°с.ш. 51° в.д.- западная точка

М. Альмади-15°с.ш 18°з.д.- восточная точка



Работа с физической картой полушарий и нанесение географических объектов в к/к

Работа в контурной карте


Слайд 17

Дети:

-Африка расположена в с. полушарии и ю. полушарии.

-Африку в восточной части пересекает нулевой меридиан, меньшая её часть лежит в западном полушарии, а большая в восточном.

-Африку пересекает северный и южный тропики
Самостоятельная работа обучающихся по карте.




Физминутка. Упражнение «Найди меня»

Найди глазами: Красное море, Гвинейский залив, Гибралтарский пролив.

Посмотрели вправо: глаза смотрят на крайнюю

восточную точку Африки.

Посмотри налево: глаза смотрят на крайнюю западную точку Африки.

Взгляд переводим в такой последовательности: вниз, вверх, вправо, влево.


Через 20 мин урока

Молодцы!









Учитель:

Сейчас мы узнаем как правильно определить протяженность материка не пользуясь линейкой и масштабом. Как вы думаете, это возможно?

  • При определении протяженности материка с севера на юг по 20* в.д. 1°=111 км.

  • В градусах 32* + 35* = 67*111=7437 км

Протяженность материка с запада на восток уч-ся определяют самостоятельно.

  • При определении протяженности материка с запада на восток 1°=110 км.




Совместная работа учителя с учащимися

Самостоятельная работа обучающихся

Слайд 18
Дети: Да!

Совместно с учащимися определяем протяженность материка с севера на юг.





Учитель: В каких климатических поясах расположен материк?


Работа с климатической картой

Слайд 19

Дети: Если Африка пересекается экватором почти посередине, то климатические пояса должны повторяться в ней дважды с севера на юг, и Африка лежит в основном в экваториальном и тропическом климатическом поясе.




Учитель: Какими морями и океанами омывается Африка?

Нанесите на контурную карту гидрографические объекты: океаны, моря, заливы, проливы, каналы



Показ на физической карте географических объектов с нанесением в контурную карту

Слайд 20





Учитель: Мы продолжаем работать с планом характеристик географических объектов. Как материк Африка расположен относительно других материков?

Рассказ учителя с сопровождение показом географических объектов учащимися.

Африка удалена от Ю. Америки, Австралии, Антарктиды и С. Америки на значительное расстояние, за исключением Евразии. На севере Средиземное море и Гибралтарский пролив (14 км) отделяет её от Европы. На северо-востоке Африка соединяется с Азией узкой полоской суши – Суэцким перешейком шириной 200 км. В XIX в. здесь был построен Суэцкий канал. Суэцкий канал - судоходный бесшлюзовый канал в Египте, соединяющий Средиземное и Красное море. Зона канала считается условной границей между двумя континентами, Африкой и Евразией и имеет огромное значение для мирового судоходства.

Статистическая справка:

-Строился канал 10 лет

-Длина 161 км

-Ширина от120км до 318 км

-Глубина более 16 м.

Итак, практическая часть урока подошла к концу, перед вами лежат контурные карты, в которых вы выполнили работу и в конце урока вы их сдадите учителю. Ну а сейчас мы с вами поиграем.

Работа с картой (развитие навыков работы с картой)

Слайд 21,22





Закрепление

С целью закрепления изученного материала можно предложить игру: учитель читает текст, затем останавливается, а обучающиеся должны закончить предложение.


  • « Африканский рог» - остров (Сомали)

  • Самое соленое море Земли (Красное)

  • Африка посередине пересекается (20 в.д. – меридианом, экватором.)

  • Нулевой меридиан пересекает Африку на (западе)

  • Африку омывают океаны,_____________ их по количеству (Атлантический и Индийский, 2)

  • С севера материк омывается _____________ - (Средиземным морем).

  • Восточной крайней точкой материка считается ( )

  • Дальше всех материков от Африки расположен материк______________ (Северная Америка).

  • Гвинейский залив расположен с ______________________материка.

  • Самый большой остров близ берегов Африки________________ (остров Мадагаскар)

Наш урок хочется закончить словами Николая Гумилёва
«Сердце Африки пенья полно и пыланья,

И я верю, что если мы видим порой

Сны, которым найти не умеем названья,

Это ветер приносит их, Африка, твой!»

Итоги урока. Оценивание.

Итак, вы сегодня: Узнали, что материк Африка расположен по обе стороны от экватора, по обе стороны от нулевого меридиана, второй материк по площади, омывается Атлантическим и Индийским океаном, близко расположен к материку Евразия, имеет выгодное физико-географическое положение и
закрепили навыки работы с картой, учебником, алгоритмом.
Очень хорошо поработали, самостоятельно и я думаю, что получили от этого большое удовлетворение. Молодцы все.

Закрепление изученного материала в игровой форме






Ребята, чтобы дать оценку своей работы и уроку предлагаю вам закончить предложения:– Я чувствовал себя в процессе учения …– Свою работу на уроке я оцениваю …– Мне этот материал нужен для …– Я ухожу с … настроением!










Домашнее задание: § 25, страницы 96, вопросы 1,2,6,11.

Фиксирование домашнего задания.

Слайд 23