|
Африка: образ материка
|
 Скачать 114.83 Kb.
|
Тема урока: Африка: образ материка.
Практическая работа «Определение координат крайних точек материка, его протяженность по20* в.д.».
Автор: учитель географии Ермоленко Л.И.
Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Благовещенская средняя общеобразовательная школа № 1»
Класс: 7Б класс
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
Алексеев А.И. «География. Страны и континенты». Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. Академический школьный учебник «Полярная звезда». Москва «Просвещение» 2011г. 4-е издание.
Оборудование: Атлас материки и океаны, народы и страны. 7 класс;
контурные карты, раздаточный материал: физическая карта полушарий, физическая карта Африки; правила работы в контурной карте, план описания географического положения материка; линия-экватор; мультимедийный проектор, презентация Microsoft PowerPoint . Тип урока: практикум.
Методы: частично – поисковый.
Формы организации учебной деятельности:
-самостоятельная работа.
-рассказ учителя.
Цели урока:
Образовательная цель: создание условий для формирования у обучающихся представления о физико-географическом положении Африки; продолжение формирования картографических знаний и умений.
Развивающая цель: содействие развитию умений и навыков работы с разнообразными источниками географической информации, самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы; расширение кругозора и познавательной активности учащихся.
Воспитательная цель: создание условий для формирования взаимосотрудничества, толерантности.
Урок «Африка: образ материка». Цели урока:
Образовательная цель: создание условий для формирования у обучающихся представления о физико-географическом положении Африки; продолжение формирования картографических знаний и умений.
Развивающая цель: содействие развитию умений и навыков работы с разнообразными источниками географической информации, самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы; расширение кругозора и познавательной активности учащихся.
Воспитательная цель: создание условий для формирования взаимосотрудничества, толерантности.
Оборудование: карты атласа, настенная карта мира и Африки, контурные карты
Африки, презентация к уроку. Ход урока.
1
| -
Организация класса.
Материк лежит большой, Самый жаркий и сухой. Там и лето круглый год. Кто его мне назовет? (Африка)
(Слайды об Африке в презентации)
|
Подготовка к уроку, настрой на совместную деятельность.
| Слайд 1- 14
| 2
| -
Актуализация знаний
Учитель:
Мы начали наш урок со слайд - ряда «Уникальная Африка»
Как вы думаете, что будет предметом нашего изучения на уроке?
Подумайте, какова тема нашего сегодняшнего урока?
(если возможна будет заминка можно прочесть стихотворение к слайду 1) За морем-океаном в тени Килиманджаро. Купается огромный и добрый бегемот, Там зебры и жирафы, там небо дышит жаром, Кокосовые пальмы, бананы круглый год. В саванне бродят львы и прячутся гориллы, Шипят в пустыне змеи, качая головой. И щелкают зубами большие крокодилы, Когда проходят мимо них слоны на водопой. Учитель: На каком материке мы можем встретить таких животных и растения?
| Активизация познавательной активности обучающихся.
Эмоциональный вход в урок.
| Слайд 15
Дети: Африка
|
| Учитель
Совершенно верно.
Тема нашего урока: Африка: образ материка.
(записываем тему урока на контурной карте, также подписываем, чья работа, обратите внимание на оборудование вашего рабочего места)
| Выход на тему урока
| Слайд 15
|
| Учитель:
Сегодня на уроке мы должны изучить особенности физико-географического положения Африки, познакомиться с океанами и морями, омывающими материк.
Выполнить практическую работу в контурной карте.
Как вы думаете, какие карты мы будем использовать для описания материка?
|
|
Дети: Физическую карту Африки, физическую карту полушарий и климатическую карту мира.
|
| Учитель: Скажите, что такое «адрес материка»?
Мы с вами должны на контурной карте
составить адрес материка.
|
| Дети: Это географическое положение, где находится материк.
|
| Учитель:
Африка - это старейший континент нашей планеты, колыбель цивилизации. Несмотря на свой почтенный возраст, более 270 миллионов лет, этот омываемый океанами материк является, пожалуй, единственным, сохранившим гармонию с природой и не подвергшимся разрушительному влиянию человеческой деятельности. Именно этим, а также красотой своей природы и бурным разнообразием и неповторимостью животного мира, Африка так привлекательна для изучения, исследования.
Мы на уроке будем заниматься исследованиями этого континента.
|
|
Видеофильм «Дикая Африка» - фрагмент
|
| Учитель: Для того, что бы перейти к изучению материка нам необходимо выяснить, откуда же произошло название – Африка? Что оно обозначает?
Относительно происхождения слова "Африка" среди учёных существуют большие разногласия. Существует несколько гипотез возникновения названия этого материка. С ними нас познакомят ребята.
|
|
Слайд 15 - 16
Сообщение обучающихся.
(опережающее задание)
|
| Учитель: Что же такое ФГП?
(ФГП) – это положение по отношению к экватору, нулевому меридиану, тропикам и полярным кругам, океанам и другим материкам.
(учебник стр. 96)
Используя образцы, мы знакомимся с типовым планом характеристики географического положения материка.
| Введение понятия «Физико-географическое положение материка».
Работа в контурной карте.
|
Работа с учебником.
Работа в контурной карте.
|
| Выполнение практической работы.
Обратить внимание учащихся на правила работы в контурной карте.
Учитель:
-Как материк расположен по отношению к экватору?
-Как располагается материк по отношению к
начальному меридиану и тропикам?
- Показ крайних точек.
Задание: Определите координаты крайних точек и нанесите их в контурной карте.
М. Бен-Секка- 37°с. ш 11°в.д. - северная точка
М. Игольный-35° ю.ш. 20°в.д.- южная точка
Задание: Определите координаты крайних точек.
М. Рас-Хафун-10°с.ш. 51° в.д.- западная точка
М. Альмади-15°с.ш 18°з.д.- восточная точка
| Работа с физической картой полушарий и нанесение географических объектов в к/к
Работа в контурной карте
| Слайд 17
Дети:
-Африка расположена в с. полушарии и ю. полушарии.
-Африку в восточной части пересекает нулевой меридиан, меньшая её часть лежит в западном полушарии, а большая в восточном.
-Африку пересекает северный и южный тропики Самостоятельная работа обучающихся по карте.
|
| Физминутка. Упражнение «Найди меня»
Найди глазами: Красное море, Гвинейский залив, Гибралтарский пролив.
Посмотрели вправо: глаза смотрят на крайнюю
восточную точку Африки.
Посмотри налево: глаза смотрят на крайнюю западную точку Африки.
Взгляд переводим в такой последовательности: вниз, вверх, вправо, влево.
| Через 20 мин урока
Молодцы!
|
|
|
Учитель:
Сейчас мы узнаем как правильно определить протяженность материка не пользуясь линейкой и масштабом. Как вы думаете, это возможно?
-
При определении протяженности материка с севера на юг по 20* в.д. 1°=111 км.
-
В градусах 32* + 35* = 67*111=7437 км
Протяженность материка с запада на восток уч-ся определяют самостоятельно.
-
При определении протяженности материка с запада на восток 1°=110 км.
| Совместная работа учителя с учащимися
Самостоятельная работа обучающихся
| Слайд 18 Дети: Да!
Совместно с учащимися определяем протяженность материка с севера на юг.
|
| Учитель: В каких климатических поясах расположен материк?
| Работа с климатической картой
| Слайд 19
Дети: Если Африка пересекается экватором почти посередине, то климатические пояса должны повторяться в ней дважды с севера на юг, и Африка лежит в основном в экваториальном и тропическом климатическом поясе.
|
| Учитель: Какими морями и океанами омывается Африка?
Нанесите на контурную карту гидрографические объекты: океаны, моря, заливы, проливы, каналы
| Показ на физической карте географических объектов с нанесением в контурную карту
| Слайд 20
|
| Учитель: Мы продолжаем работать с планом характеристик географических объектов. Как материк Африка расположен относительно других материков?
Рассказ учителя с сопровождение показом географических объектов учащимися.
Африка удалена от Ю. Америки, Австралии, Антарктиды и С. Америки на значительное расстояние, за исключением Евразии. На севере Средиземное море и Гибралтарский пролив (14 км) отделяет её от Европы. На северо-востоке Африка соединяется с Азией узкой полоской суши – Суэцким перешейком шириной 200 км. В XIX в. здесь был построен Суэцкий канал. Суэцкий канал - судоходный бесшлюзовый канал в Египте, соединяющий Средиземное и Красное море. Зона канала считается условной границей между двумя континентами, Африкой и Евразией и имеет огромное значение для мирового судоходства.
Статистическая справка:
-Строился канал 10 лет
-Длина 161 км
-Ширина от120км до 318 км
-Глубина более 16 м.
Итак, практическая часть урока подошла к концу, перед вами лежат контурные карты, в которых вы выполнили работу и в конце урока вы их сдадите учителю. Ну а сейчас мы с вами поиграем.
| Работа с картой (развитие навыков работы с картой)
| Слайд 21,22
|
| Закрепление
С целью закрепления изученного материала можно предложить игру: учитель читает текст, затем останавливается, а обучающиеся должны закончить предложение.
-
« Африканский рог» - остров (Сомали)
-
Самое соленое море Земли (Красное)
-
Африка посередине пересекается (20 в.д. – меридианом, экватором.)
-
Нулевой меридиан пересекает Африку на (западе)
-
Африку омывают океаны,_____________ их по количеству (Атлантический и Индийский, 2)
-
С севера материк омывается _____________ - (Средиземным морем).
-
Восточной крайней точкой материка считается ( )
-
Дальше всех материков от Африки расположен материк______________ (Северная Америка).
-
Гвинейский залив расположен с ______________________материка.
-
Самый большой остров близ берегов Африки________________ (остров Мадагаскар)
Наш урок хочется закончить словами Николая Гумилёва «Сердце Африки пенья полно и пыланья,
И я верю, что если мы видим порой
Сны, которым найти не умеем названья,
Это ветер приносит их, Африка, твой!»
Итоги урока. Оценивание.
Итак, вы сегодня: Узнали, что материк Африка расположен по обе стороны от экватора, по обе стороны от нулевого меридиана, второй материк по площади, омывается Атлантическим и Индийским океаном, близко расположен к материку Евразия, имеет выгодное физико-географическое положение и закрепили навыки работы с картой, учебником, алгоритмом. Очень хорошо поработали, самостоятельно и я думаю, что получили от этого большое удовлетворение. Молодцы все.
| Закрепление изученного материала в игровой форме
|
|
| Ребята, чтобы дать оценку своей работы и уроку предлагаю вам закончить предложения:– Я чувствовал себя в процессе учения …– Свою работу на уроке я оцениваю …– Мне этот материал нужен для …– Я ухожу с … настроением!
|
|
|
| Домашнее задание: § 25, страницы 96, вопросы 1,2,6,11.
| Фиксирование домашнего задания.
| Слайд 23
| |
|
|