|
Адаптированная образовательная программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в 9 классе составлена на основе: Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9классов
|
 Скачать 189.67 Kb.
|
Адаптированная образовательная программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в 9 классе составлена на основе: Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9классов под редакцией В.В. Воронковой М.: ВЛАДОС, 2011г.
Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и легкого платья со специализацией по профессии швея-мотористка женской и детской легкой одежды.
Адаптированная образовательная программа предполагает возможность реализации актуальных в настоящее время компетентностного, личностно–ориентированного, деятельностного подходов, которые определяют цели и задачи.
Основной целью курса является овладение общетрудовыми и специальными умениями и навыками в области технологии изготовления женской легкой одежды.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
-
формирование прочных профессионально-трудовых умений и навыков;
-
развитие мышления, способности к пространственному анализу;
-
формирование эстетических представлений и вкуса;
-
воспитание культуры труда и умение использовать в практической деятельности общеобразовательных знаний и навыков.
При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала и постепенного ввода нового. Преподавание базируется на знаниях, получаемых на уроках математики, естествознания, географии, истории, русского языка.
Программа построена таким образом, что усвоение необходимых технологических знаний неразрывно связано с выполнением практических работ, т.е. с непосредственным трудом учащихся, на которые отводится не менее 80% учебного времени. Знания о свойствах материала, использовании их в производстве, правила обращения с инструментами, трудовые умения учащиеся приобретают в процессе изготовления изделия.
Для успешного обучения, кроме традиционных уроков, в программу включены такие формы занятий, как лабораторная работа, урок конкурс, экскурсии. Для закрепления полученных умений, в конце каждой четверти запланировано проведение занятий на практическое повторение. Для проверки умений, навыков и знаний в конце каждой четверти проводится контрольная работа. В ней предусматривается проверка устных знаний и выполнение практического задания. По окончанию курса обучения выпускники школы сдают экзамены по предмету «швейное дело».
Программа 9 класса предусматривает овладение учащимися промышленной технологией пошива женской и детской легкой одежды и скоростными приемами труда. В течение учебного года подростки моделируют и выполняют пошив платья отрезного по линии талии или бедер, юбки, сарафаны, блузки не сложного фасона, работают с готовыми выкройками. Выполняют пошив изделий по промышленной технологии, пошив юбок и брюк, по технологии, применяемой в массовом производстве. В третьей четверти знакомятся с организацией труда на швейной фабрике и трудовым законодательством. В четвертой четверти изучают технологические свойства новых тканей, нетканые ткани.
Возможность овладения профессией учащимися с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от коррекционной работы педагога на уроках профтруда. Основным направлением коррекционной работы является повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способностей к сознательной регуляции трудовой деятельности. Последнее предполагает формирование у учащихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений. Развитие умений происходит путем планомерного сокращения помощи учащимся в умственных и перцептивных (воспринимающих) действиях.
В начале обучения помощь должна быть максимальной. В отношении ориентировочных действий она состоит в демонстрации и объяснении конечного результата труда (готовые образцы изделия и чертеже выкройки), а также условий работы (используемых орудий труда, материалов, наглядных пособий). Развернутая помощь в планировании своих действий заключается в групповом обсуждении предстоящей работы и в практическом показе последовательности ее выполнения. Подражая наглядному показу учителя, дети овладевают правильными трудовыми действиями, а затем и операциями. Это воспитывает культуру труда, приучает детей правильно выполнять трудовые действия. При обучении умениям трудовые операции обычно расчленяются на более мелкие элементы – трудовые приемы и действия.
Сочетание демонстрации натурального изделия со словом учителя делает обучение более доходчивым, пробуждает интерес к работе. Постепенно, в результате активного наблюдения за образцом изделия, дети сами устанавливают с чего начинать работу, из каких деталей оно состоит, какие инструменты и приспособления понадобятся
Систематически на уроках используются предметно- инструкционные карты как при обсуждении плана работы, так и во время практического выполнения. Оба пособия, текстовой и набор образцов, приносят большую помощь, так как один ученик у доски воспроизводит план, опираясь на образцы, другой составляет его по смыслу текстов.
Этот вид работы активизирует внимание класса, заставляет следить за работой товарищей, оценивать правильность ответов. Имея план работы в виде текста и образцов последовательного выполнения, учащиеся достаточно полно могут представить себе последующие действия. Результативность самоконтроля обеспечивается за счет полноты и точности сформированного у учащихся образа конечного и промежуточного результата работы. При этом большое влияние имеет сформированность контрольно- измерительных умений и привычки к выполнению контрольных действий. Целенаправленное обучение общетрудовым умениям позволяет перейти от развернутой помощи к краткому инструктажу. Дополнительные объяснения проводятся индивидуально с каждым отстающим в обучении учащимся.
Основными путями повышения качества выполняемых работ является:
-создание психологической установки на изготовление изделий, отвечающих техническим требованиям и имеющих товарный вид.
-обучение нормативно одобренным приемам труда и применение в работе эффективной технологии.
-достаточный уровень технического и материального обеспечения труда учащихся.
Перед выполнением любого изделия проводится детальный анализ образца: дается характеристика его внешнего вида (фасона), способов соединения деталей, отделки, назначение изделия, ткань для пошива, после общей характеристики более подробно рассматривается обработка отдельных узлов. Обычно от детей с проблемами в обучении трудно добиться полного и самостоятельного описания изделия, поэтому достаточно, чтобы они правильно давали характеристику изделия по вопросам.
Программа предусматривает специализацию профессионального обучения в 9 классе. В программе учтены требования, предъявляемые к выпускникам производственных предприятий, о чем свидетельствуют такие темы, как « Технология пошива простейших изделий, выпускаемых базовым предприятием» или «Правила безопасной работы на швейной фабрике».
Основные методы работы с учащимися:
-наглядный - показ образцов, выполненной работы, анализ образца, демонстрация выполнения практической работы, поэтапный наглядный план работы
-практический - последовательное выполнение трудовой операции под руководством учителя
-словесный - предварительная краткая беседа, словесный инструктаж, рассказ;
Формы работы на уроках:
-индивидуальная - практическая работа.
-фронтальная - проверка знаний при помощи сигнальных карточек , тестирование и т.д.
-групповая – лабораторные работы
- коллективная - работа с пооперационным разделением труда
Система контроля в процессе обучения предполагает:
- наблюдение за поведением и эмоциональным состоянием учащихся;
- мотивированная оценка знаний и умений;
-проведение самостоятельных работа по окончанию четверти ;
-непосредственный контроль выполнения трудовых приемов и операций в практической деятельности
- устный опрос;
- проведение мониторинга качества успешности;
-самоконтроль;
-взаимоконтроль.
Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у детей эстетическое представление, благотворно сказывается на становление личности, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им самостоятельность в быту.
Содержание курса учебного предмета швейного дела направлено на подготовку учащихся к самостоятельному выполнению не сложных видов швейных работ на производстве и быту. При изучении данного предмета дети получают информацию об организации труда и производства на швейной фабрике; сведения о синтетических волокнах и тканях, их свойствах и особенностях обработки; материале по конструированию и разработке фасонов платья, использованию готовых выкроек и чертежей швейных изделий; технологии обработки отдельных деталей узлов швейных изделий и технологии их изготовления. Содержание программы по швейному делу в 9 классе
Вводное занятие
Итоги обучения и задачи на предстоящую четверть. Техника безопасности при работе в школьной мастерской. Распределение рабочих мест.
Особенности обработки изделий из синтетических тканей.
Ассортимент тканей из синтетических волокон и нитей. Особенности влажно-тепловой обработки. Чистка, стирка и хранение изделий из синтетической ткани.
Изготовление выкройки по основе платья и раскрой платья,
отрезного по линии талии или бедер.
Платье отрезное и цельнокроеное. Фасоны отрезного платья. Детали платья отрезного
по линии талии и по линии бедер. Использование выкроек основ платья, блузок и юбок для изготовления выкройки отрезного платья. Использование выкройки прямого рукава для изготовления выкроек рукава «фонарик» и «крылышко».
Соединение лифа с юбкой.
Ткани, используемые для пошива отрезного платья. Детали платья, отрезного по линии талии. Правила соединения лифа с юбкой.
Влажно-тепловая обработка изделий на швейной фабрике.
Оборудование отделочного цеха: виды (утюги, прессы, паровоздушные манекены), назначение. Общее представление о работе пресса. Назначение паровоздушного манекена. Требование к влажно-тепловой обработке изделий. Организация рабочего места при влажно-тепловой обработке изделия. Техника безопасности на рабочих местах. Трудовое законодательство.
Кодекс законов о труде. Основные права и обязанности рабочих и служащих. Трудовой договор. Перевод на другую работу. Расторжение трудового договора. Отстранение от работы. Рабочее время и время отдыха. Заработная плата. Трудовая дисциплина. Охрана труда. Труд молодежи.
Практическое повторение
Пошив постельного белья, платья, блузки, женской и детской юбки, выполнение заказов базового предприятия.
Готовые выкройки и чертежи изделия в масштабе и в натуральную величину.
Готовая выкройка: особенности, название деталей и контурных срезов, условные обозначения линий, контрольных точек и размеров на чертежах в натуральную величину, цифровые обозначения на чертежах в уменьшенном масштабе.
Раскрой по готовым выкройкам или чертежам и пошив легкой женской одежды.
Готовая выкройка: название деталей, контрольные обозначения, описания к выкройке или чертежу. Выбор фасона и его анализ. Подбор тканей, ниток и фурнитуры. Подбор отделки для модели с отделкой. Норма расхода ткани при разной ее ширине. Анализ выкройки.
Оборудование швейного цеха.
Универсальная швейная машина: модели, скорость, виды выполняемых работ, основные механизмы. Приспособления к универсальной швейной машине (направляющие линейки для подшивки низа).
Заправка нитей в машину. Перевод регулятора строчки. Простейшие приемы регулировки натяжения верхней и нижней нитей. Специальная швейная машина: виды, характеристика и назначение видов. Заправка верхней и нижней нитей. Швейные машины- автоматы и полуавтоматы: характеристика и назначение.
Организация труда и производства на швейной фабрике.
Основные этапы изготовления одежды в швейной промышленности. Общее представление о разработке моделей и конструировании изделий для массового производства. Цеха на швейной фабрике: экспериментальный, подготовительный, раскройный и швейный. Общее представление об организации труда в основных цехах на швейной фабрике. Норма времени (время, необходимое для выполнения данной операции) и норма выработки (количество готовой продукции в единицу времени). Бригадная форма организации труда. Оплата труда швеи-мотористки. Разряды по существующей тарифной сетке.
Правила безопасной работы на швейной фабрике.
Законодательство по охране труда. Безопасность труда на швейной фабрике: в швейном цехе, на рабочем месте швеи-мотористки, других цехах. Электробезопасность. Безопасная работа при выполнении ручных и машинных операций, а также при влажно-тепловой обработке изделий. Правила и инструкции по безопасности труда на рабочем месте.
Технология пошива простейших изделий, выпускаемых базовым предприятием.
Ассортимент простейших изделий фабрики. Ткань, используемая для пошива простейших изделий: виды, технологические свойства. Основные детали изделий, названия срезов. Виды швов, используемых при пошиве изделий. Последовательность обработки изделий. Технические условия на готовые изделия. Пооперационное разделение труда при пошиве простейшего изделия. Нормы выработки и плановое задание на пошив простейшего изделия в производственных условиях.
Выполнение машинной закрепки на концах шва у деталей, обработанных на обметочной машине.
Универсальная машина, используемая для выполнения машинных закрепок как отдельных операций, характеристика, подготовка к работе. Подготовка деталей и изделий к выполнению на них машинных закрепок.
Технология пошива прямого цельнокроеного платья, применяемая в массовом производстве.
Работа подготовительного и раскроенного цехов: настил тканей, раскладка лекал, экономные приемы раскроя, оборудование для раскроя, проверка качества раскроя, маркировка кроя. Лекало: направление долевых нитей, контрольные точки для соединения деталей, хранение, материал для изготовления. Последовательность пошива прямого цельнокроеного платья: заготовка переда платья, соединение плечевых срезов, обработка горловины, втачивание рукавов в открытую пройму или обработка проймы подкройной обтачкой. Соединение боковых срезов, обработка низа изделия. Утюжка и складывание изделия.
Практическое повторение.
Выполнение в производственных условиях машинной закрепки на концах швов деталей, обметанных на обметочной машине.
Новые швейные материалы, используемые на швейном предприятии.
Новые ткани из натуральных волокон с добавкой искусственных и синтетических. Ткани с пропиткой, с блестящим покрытием, с применением металлических и металлизированных нитей. Нетканые материалы. Окраска, технологические свойства и использование новых тканей для изготовления одежды.
Технология пошива юбок и брюк, применяемая в массовом производстве одежды.
Ассортимент поясных изделий на фабрике. Ткани, используемые для изготовления поясных изделий: виды, свойства. Лекало, используемые на швейной фабрике для раскроя поясных изделий. Производственный способ обработки застежек в поясном изделии. Машины для обработки застежки. Новейшие технологии обработки пояса. Использование прокладочных материалов и спецоборудования для обработки пояса. Современный способ обработки низа поясного изделия. Выбор моделей, подбор тканей и отделки. Подбор лекал, внесение необходимых изменений в выкройку детали изделия.
Обработка окантовочным швом среза мелкой детали.
Приспособление к универсальной швейной машине для выполнения окантовочного шва. Требования к обработке срезов деталей окантовочным швом. Особенности обработки окантовочным швом закругленных срезов мелких деталей. Дефекты при выполнении окантовочного шва: разная ширина окантовки, искривленный край детали. Причины дефектов: отклонение в ширине окантовки, изменение в натяжении окантовки, уменьшение ширины окантовочного шва. Необходимость тщательного и постоянного контроля за выполнением окантовочного шва.
Практическое повторение
Подготовка к экзаменам.
Каждый раздел состоит из нескольких тем и содержания работы по каждой из них. Время, отведённое на изучение темы, может варьироваться в зависимости от степени её усвоения учащимися и материально-технического обеспечения кабинета. Содержание учебной программы предусматривает обучение учащихся по уровням в соответствии с возможностями каждого ребёнка.
Планируемый уровень к концу 9 класса
Академический компонент
В связи с тем, что способности к обучению учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида сугубо индивидуальны, приведённые ниже требования по формированию учебных умений и навыков которые могут быть применимы не ко всем учащимся, но являются ориентиром, к которому следует стремиться.
-получить знания о правилах безопасной работы с инструментами и швейными машинами
-уметь определять свойства и внешние признаки натуральных и искусственных шелковых тканей и волокон
-различать виды силуэтов
-распознавать виды дефектов ткацкого производства
-определять виды ремонта в зависимости от характера изделия
-уметь определять виды отделки легкого платья и блузок
-знать формы и виды соединения кокетки с основной деталью
-знать приспособления к бытовым швейным машинам и их применение
-ориентироваться в понятие борт и подборт
-промышленную технологию пошива легкой женкой одежды
-распознавать шелковые ткани, синтетические
-составлять план пошива изделия
-самостоятельно анализировать и контролировать качество выполненной работы
-разбирать челночный комплект (частично) , чистить и смазывать машину
-использовать готовые лекала при раскрое
-использовать приспособления швейной машины
-составлять описание модели изделия
-регулировать работу швейной машины
-обрабатывать воротники, рукава, манжеты, борта халатов
-самостоятельно выполнять пошив изделий массового производства (постельное, столовое и нижнее белье).
Жизненные компетенции.
Выбор форм, способов, методов и приемов работы на уроках трудового обучения позволяет учащимся получать следующие умения:
-позитивно относиться к труду и людям труда,
-осознавать необходимость и практическую значимость труда, который они выполняют;
-осуществлять выбор способов деятельности, реализовать их на практике;
-воспринимать целостную картину мира через единство предметного мира и мира природы, освоение трудовых умений и навыков;
-уважительно относиться к своему народу, его народным традициям на основе знакомства с наиболее распространенными народными промыслами и ремеслами в своем регионе и России;
-понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность;
-работать с материалами и инструментами, используемыми при изготовлении изделий;
-подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;
-производить измерительные действия при изготовлении изделий;
-соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, санитарно - гигиенические требования;
-экономно расходовать материалы;
-осуществлять простейшее планирование своей деятельности и придерживаться плана при выполнении изделия;
-осуществлять необходимые контрольные действия самостоятельно, на глаз, с помощью мерочки и линейки;
-работать по инструкциям, алгоритму;
-анализировать свое изделие и изделие товарища;
-определять правильность выполнения задания на основе сравнения с образцом и предыдущими аналогичными заданиями;
-участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения на события, поступки (приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), убеждать в правильности выбранного способа и т.д.)
-употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов
-общаться и понимать значимость общения для достижения положительного конечного результата;
-сотрудничать и соблюдать правила взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами
-ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
-работать самостоятельно;
Учебно-тематическое планирование уроков в 9 классе (465ч)
№ п/п
| Содержание материала.
| Количество часов
| Контрольные, самостоятельные, лабораторные,
практические работы, экскурсии
| 1.
| Вводное занятие.
| 12
|
| 2.
| Особенности обработки изделий из синтетических тканей.
| 6
| Лабораторная работа
«Определение синтетических тканей по внешнему виду, на ощупь и по характеру горения нитей»
| 3.
| Изготовление выкройки по основе платья и раскрой платья отрезного по линии талии или по линии бедер
| 16
| Практические работы. Разрезание выкройки основы платья по линии талии и по линии бедер. Раскладка выкройки на ткани. Изменение фасона юбки при раскрое. Раскрой с учетом припуска на швы. Прокладывание копировальных стежков.
| 4.
| Соединение лифа с юбкой.
| 34
| Практические работы. Подготовка к примерке платья. Примерка. Внесение исправлений после примерки. Обработка вытачек, боковых и плечевых срезов. Обработка пояса. Соединение лифа с юбкой притачным швом. Обметывание срезов на краеобметочной машине.
| 5.
| Влажно-тепловая обработка изделия на швейной фабрике.
| 6
| Экскурсия. Швейная фабрика. Отделочный цех. Ознакомление с оборудованием.
| 6.
| Трудовое законодательство
| 5
|
| 7.
| Готовые выкройки и чертежи изделий в масштабе и в натуральную величину
| 11
| Практические работы. Выбор фасона изделия с учетом его сложности. Анализ выкройки и чертежа.
| 8.
| Раскрой по готовым выкройкам или чертежам и пошив легкой женской одежды
| 70
| Практические работы. Раскладка выкройки на ткани. Проверка раскладки с учетом направления рисунка, экономного использования ткани и припусков на швы. Раскрой. Пошив и отделка изделия.
| 9.
| Оборудование швейного цеха.
| 25
|
| 10.
| Организация труда и производства на швейной фабрике
| 9
|
| 11.
| Правила безопасной работы на швейной фабрике
| 5
|
| 12.
| Технология пошива простейших изделий, выпускаемых базовым предприятием
| 17
| Практические работы. Изготовление изделия с пооперационным разделением труда.
| 13.
| Выполнение машинной закрепки на концах шва у деталей, обработанных на обметочной машине.
| 6
| Экскурсия. Швейная фабрика. Швейный цех. Наблюдения за работой швей.
| 14.
| Технология пошива прямого цельнокроеного платья, применяемая в массовом производстве.
| 36
| Практические работы. Раскрой платья по фабричным лекалам. Пошив платья по производственной технологии.
| 15.
| Новые швейные материалы, используемые на швейном предприятии.
| 8
| Лабораторная работа «Изучение прорубаемости новых тканей (строчка на машине иглами и нитками разных номеров), влагопроницаемости (намачивание водой, сушка, наблюдение за изменением внешнего вида), сминаемости, изменений вида и качества при утюжке, с разным температурным режимом»
| 16.
| Технология пошива юбок и брюк, применяемая в массовом производстве одежды.
| 39
| Практические работы. Раскрой изделия по готовым лекалам. Стачивание выточек и боковых срезов (при пошиве брюк стачивание среднего и шаговых срезов). Обметывание срезов швов. Влажно-тепловая обработка швов. Обработка застежки в боковом или среднем шве по промышленной технологии. Обработка и соединение накладного кармана с основной деталью (или другая отделка). Обработка и соединение пояса с верхним срезом изделия при использовании элементов промышленной технологии. Обработка швом вподгибку с открытым или закрытым срезом низа изделия на универсальной и специальной машинах.
| 17.
| Обработка окантовочным швом среза мелкой детали
| 6
|
| 18.
| Практическое повторение
| 130
| Пошив блузки.
Пошив блузки на застежке.
Подготовка к экзамену.
| 19.
| Самостоятельные работы.
Контрольная работа
| 24
| Самостоятельная работа «Обработка выреза горловины окантовочным швом», «Обработка нижнего среза рукава воланом».
Самостоятельная работа «Обработка верхнего среза кармана подкройной обтачкой», «Соединение кармана с основной деталью».
Самостоятельная работа «Обработка воротника», «Обработка нижнего среза рукава оборкой».
Контрольная работа «Пошив фартука», «Пошив наволочки».
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Программа Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 5-9 классов, под ред. В.В.Воронковой.
2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под ред. В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 1994.
3. Кулешова Г.П. Как обучать профессии учащихся с нарушением интеллекта: Методическое пособие. – М.,2006.
4. Мерсиянова Г.Н., Картушина Г.Б., Мозговая. Швейное дело. Учебное пособие для 7 – 8 классов вспомогательной школы.- М. Просвещение, 1990.
5. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. М., Просвещение, 1988.
6. Шинкаренко В.А. Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомогательных школ. – Минск: «университетское», 1990.
| |
|
|