Главная страница

«адаптация в детскому саду»


Скачать 55.29 Kb.
Название «адаптация в детскому саду»
Дата 14.02.2016
Размер 55.29 Kb.
Тип Документы

«АДАПТАЦИЯ В ДЕТСКОМУ САДУ»

Для любого ребенка поступление в детское дошкольное учреж­дение является трудным шагом. В этот момент резко изменяется окружающая обстановка, а вместо близких и дорогих родителей появляются воспитатели, няни и другие незнакомые взрослые. И все происходит в новом детском коллективе, где у каждого ре­бенка уже есть свое место, игрушки, друзья и т. п. Малыш мед­ленно привыкает к спальне со множеством кроватей, к коллектив­ным походам в туалет и прочим атрибутам общественного воспитания. Чтобы будущий воспитанник детского сада быстро привык к дошкольному учреждению, ему надо помочь. Эту помощь ребенку родители должны «организовать» задолго до поступления в детский сад.

Начать надо с самого главного - с наблюдения за состояни­ем здоровья малыша и его оздоровления. Постарайтесь вылечить все детские недуги и сделать необходимые профилактические при­вивки. Причем прививки делают не позднее чем за месяц до по­ступления малыша в детское дошкольное учреждение. И конечно, самое главное - это закаливание и физкультура. Воздушные ван­ны, влажные обтирания, длительные прогулки на свежем воздухе и другие закаливающие процедуры являются необходимым элемен­том всей подготовки детей к поступлению в детский сад. Закален­ные, физически подготовленные малыши почти не болеют в новых для них условиях.

Затем следует перестроить весь домашний режим под распо­рядок детского сада. Ребенок должен рано просыпаться, делать ут­реннюю гимнастику, есть в те часы, когда происходит прием пи­щи в детском саду, и т. п. Необходимо, чтобы ребенок спал днем, дневной сон является одним из важнейших режимных моментов в детском саду. Дети там значительно быстрее устают и от шума, и от многочисленных и продолжительных игр, ссор и т. п. Им не­обходим дневной сон, его ничем нельзя заменить, поэтому роди­тели должны либо сдвинуть дневной сон своего ребенка на то вре­мя, в которое сон проходит в детском саду, либо, если ребенок не спал днем, привить ему эту привычку. Восстанавливать дневной сон надо постепенно, начиная с кратковременного отдыха, чтения книг, а затем переходить на все более и более длительные паузы в активности ребенка. На восстановление привычки спать днем может уйти много времени, но малыш от этого только выиграет.

В детский сад дети должны поступать с уже сформировавши­мися навыками самообслуживания: они должны самостоятельно ходить в туалет или пользоваться горшком, чистить зубы, одевать­ся и раздеваться (взрослые могут им в этом помогать), пользо­ваться столовыми приборами и салфеткой, пить из чашки и т. п.
Эти навыки только на первый взгляд представляются элементар­ными, а как страдают дети, когда родители не научили их простым приемам самообслуживания.

Кроме того, взрослым необходимо постоянно прививать своим чадам доброту, чувство коллективизма, воспитывать у них послу­шание. Родителям следует помнить, что в детском саду все игруш­ки будут общими, а ребенок будет вынужден подчиняться общим требованиям.

Перед поступлением в детский сад родители должны познако­миться с педагогами и нянями этого учреждения. Затем в детский сад необходимо прийти с ребенком. Пусть малыш почувствует, что родители выражают полное доверие и симпатию этим новым для него людям. В течение нескольких дней можно приводить ребен­ка в детский сад на короткое время, постепенно переключая ма­лыша на воспитателя и няню.

В детский сад следует отдавать ребенка в последний летний месяц или в начале сентября, когда дети много времени проводят на свежем воздухе. На период адаптации ребенка к детскому са­ду маме не стоит устраиваться на постоянную работу, а если она уже трудится, то целесообразно взять отпуск или временно орга­низовать свободный график работы, чтобы побыть с малышом во время различных детсадовских мероприятий и забирать его по­раньше домой.

В первое время маме можно даже постоять незамеченной вблизи ограды садика или у открытой двери группы, наблюдая за ребенком. Она увидит, как он играет со сверстниками, разговари­вает, ведет себя за столом, ладит ли с воспитателем, агрессивен малыш или забит.

Надо научить ребенка дружить со сверстниками. К сожалению, в семьях часто вырастают дети, которые общаются только со взрослыми, живут их интересами, приобщаются к несвойственным детям занятиям и т. п. Хорошо, если малыш быстро научится на­выкам общения с детьми, детским забавам и играм. Адаптация к детскому дошкольному учреждению у таких детей проходит бы­стро и безболезненно.

Если малыш с радостью рассказывает о новенькой, которая все время ревет, мягко остановите его, посочувствуйте девочке, а утром, собирая в сад, положите в карман конфетку для ревы, и пусть он не забудет улыбнуться и позвать ее играть.

Старайтесь не возмущаться, выполнять все требования воспи­тателя - от задания что-то принести до подготовки карнавально­го костюма. Ребенок не должен чувствовать себя хуже других, за­видовать им или стыдиться своих родителей.

Никогда не выясняйте отношений с воспитателем (что бы ни случилось!) в присутствии ребенка и уж тем более не подобо­страстничайте. Страдающей стороной все равно будет малыш. Если отношения не улучшаются, лучше перевести его в другой садик, нанять няню или взять надомную работу. Постоянный контакт с педагогами детского сада позволит ро­дителям избежать и многих просчетов в воспитании ребенка и его дальнейшем обучении.

Довольно много детей приходит в детский сад с хроническими заболеваниями. Такие дети должны постоянно наблюдаться педи­атром, а родителям следует неукоснительно выполнять все вра­чебные рекомендации. Однако здесь особую категорию составля­ют дети с заболеваниями центральной нервной системы. Если ребенок наблюдается у невропатолога, родители хорошо знают детские проблемы. Есть дети с задержкой психического развития, которая становится очевидна не сразу. Дети внушаемы, говорят «плохие» слова, их шалости могут быть опасны или жестоки. У них отмечаются эмоционально-волевые нарушения. Есть дети-невротики — они часто плачут, подвержены страхам, беспокойно спят, заикаются, у них развиваются тики. Но такие дети могут вос­питываться в саду. Более того, им это совершенно необходимо. Ведь именно в детском саду их может часто наблюдать психолог и вовре­мя помочь разобраться в сложной ситуации. Конечно, в таких слу­чаях нельзя говорить о полном дне в саду — дети не выдерживают столь высокие эмоциональные и физические нагрузки. Малыши са­ми определят (а взрослые поймут по их поведению), как долго они чувствуют себя комфортно вне домашней обстановки, не ощущая напряженности и не уставая. И психологическое закаливание в та­ких ситуациях происходит по-особому: плавно и мягко. Протесты, слезы и другие отклонения должны заставить родителей задуматься и проконсультироваться с психологом, который может предложить индивидуальную программу воспитания ребенка в детском саду.

Поступив в детский сад, малыш может отказываться от пищи, вдруг начать просыпаться «в луже», «выдавать» повышенную температуру и сыпь, неожиданно стать плаксивым или агрессив­ным. Ни одно такое явление не возникает на пустом месте. Су­ществует причина, и ваша задача — найти ее дома или в детском са­ду. Допрашивание ребенка обычно бывает безрезультатно, маленькие дети иногда сами не понимают, что им не нравится. На­пример, чувства родителей, узнавших о том, что их дитя бьют или унижают в саду, не поддаются описанию. Опытный психолог ска­жет: плохой детский сад. В хорошем воспитатели не допустят по­добную ситуацию и решат этот вопрос с минимальными потерями для всех сторон.

Дома также надо обеспечить ребенку в период адаптации ща­дящий режим (рациональное питание, дневной сон, более продол­жительное время пребывания на свежем воздухе) с учетом вра­чебных и педагогических рекомендаций. Обстановка в семье должна быть спокойной, обращение родителей с ребенком особен­но ласковым.

Когда адаптация к детскому саду произойдет, родители узнают это по изменившемуся поведению ребенка. Его легко можно рассмешить, ребенок редко выходит из себя и капризничает не чаще одного-двух раз в неделю, и то когда на это либо причины. Малыш ложится спать спокойно, не выводя окружающих из терпения, у него нет ночных кошмаров или странных страхов (пойти в другую комнату, потрогать какой-либо и т. п.), он почти не мочится в постель. Ребенка можно на некоторое время оставить одного, не опасаясь, что он расплачется, будто родители оставили его навсегда, за ним не нужно постоянно присматривать. У него появляются друзья, с которыми он охотно играет. Если эти добрые перемены произошли, значит, все в порядке малыш привык к детскому саду и у него началась новая и интересная жизнь. В детском дошкольном учреждении он получит много нового и полезного.