Главная страница

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»


Скачать 43.63 Kb.
Название А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Дата 16.02.2016
Размер 43.63 Kb.
Тип Документы

ТЕМА: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цели уроков: ознакомить учащихся со «Сказкой о рыбаке и рыбке»; развивать умение выразительно читать произведение, умение интонацией передавать настроение; учить делить текст на части, выделять главную мысль; обогащать словарный запас детей; воспитывать доброту, милосердие; научить давать характеристику героям по плану, учить находить нужный отрывок в тексте по вопросам; научить отличать сказку от других произведений; ознакомить детей с биографией А.С. Пушкина; научить соблюдать гигиену чтения.

Формируемые УУД: 

Познавательные УУД:  формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение; анализировать содержание иллюстрации, сравнивать героев произведения, определять особенности литературной сказки.

Регулятивные УУД: выполнять учебное задание, используя алгоритм, выполнять взаимопроверку учебного задания, оценивать выразительность чтения одноклассников.

Коммуникативные УУД: формирование умения адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.

Предметные УУД: формирование умения сравнивать героев по их поступкам, желаниям речи, составлять словесный портрет литературного героя, умение выразительно читать текст, обогащение словарного запаса.

Личностные УУД: умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению.

Оборудование: учебник, презентация к уроку, аудиозапись сказки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Дети выразительно читают стихотворения о зиме.

III. Постановка цели урока

  • Сегодня на уроке мы продолжим изучать творчество А.С. Пушкина. (слайд 3) А угадать какое произведение мы будем сегодня читать, вам поможет иллюстрация.

Посмотрите на слайд 4.

  • Догадались? Правильно, это «Сказка о рыбаке и рыбке». А.С. Пушкин не писал специально для детей, но в его произведениях много ценнейших строк, которые должны знать дети. В сказках Пушкина показан конфликт между светлым и темным миром, между добром и злом.

  • Скажите, какие сказки Пушкина А.С вы знаете? Всего сказок у него пять. Какие? Посмотрите на следующие слайды и попробуйте отгадать. (слайды 5-8)

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде».

  • Кто уже знаком со сказкой о рыбаке и рыбке?

  • Можно по названию сказки рассказать, о каких героях пойдет речь?

  • Перелистайте страницы, посмотрите, какая большая сказка, но написана она не сплошным текстом, а поделена на части. Каждая часть сказки - это новый рассказ о новых событиях, которые происходят в жизни героев.

IV. Изучение нового материала

1. (Учитель включает аудиозапись сказки.)

2. Чтение с комментированием. Читают учащиеся по цепочке. По ходу чтения идет словарная работа. Объясняются слова и выражения: 1 часть (слайд 9)

ветхая землянка - старый дом, вырытый в земле;

невод - большая рыболовная сеть;

откуп - плата;

простофиля - глупый, несообразительный человек.

Вопросы после чтения:

  • Где жили старик со старухой?

  • Сколько лет они жили?

  • Какое чудо произошло?

  • Как отнеслась старуха к рассказу старика?

  • Какой вам представляется старуха?

  • Каким вам представляется старик?

2-3 части

Чтение учащимися, по ходу чтения идет словарная работа.

корысть - выгода, польза;

кликать - звать;

пуще - больше;

бранится - ругается. Вопросы после чтения:

  • Что теперь захотелось старухе?

  • Как отнеслась к просьбе рыбка?

V. Физкультминутка

VI. Продолжение изучения нового материала
4-5 части (слайд 10)

Читает учитель, дети следят по своим учебникам. По ходу чтения поясняются непонятные слова, читаются сноски. Вопросы после чтения:

  • Успокоилась старуха?

  • Что ей теперь хочется?

  • Какой вы теперь представляете себе старуху?

  • Изменилось ли отношение к ней?

Стала ли она добрее?

6-8 части

Читают ученики (про себя, затем вслух). Вопросы после чтения:

  • Кем теперь захотела стать старуха?

  • Почему это желание испугало старика?

  • Выполнил ли он приказ старухи?

  • Как изменилась старуха?

  • А почему народ над стариком насмехался и говорил: «Не садися не в свои сани!»?

  • Когда так говорят? {Когда человек не соответствует месту, которое занимает.)

VII. Рефлексия.

- С каким настроением вы заканчиваете урок?

Подведение итогов урока.

- С какой сказкой вы познакомились на уроке?

- Как бы вы поступили на месте старика?

- Какое ваше самое заветное желание?

Домашнее задание

Перечитать сказку, уметь находить нужный отрывок по вопросам, которые я завтра буду вам задавать.