Главная страница

А если нет родителей ?


Скачать 247.31 Kb.
Название А если нет родителей ?
Дата 26.04.2016
Размер 247.31 Kb.
Тип Документы

Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий говорит нам «……….. Недостаток доброго религиозно- нравственного воспитания нашего нынешнего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени, с которым во что бы то ни стало нужно бороться, в противном случае человечество неминуемо дойдет до окончательной гибели и нравственного разложения. Но для успешного лечения какой бы то ни было болезни ,прежде всего нужно узнать, где эта болезнь сосредоточена, где ее начало, причина. Вот почему для исправления недостатков в воспитании нашего юношества необходимо , прежде всего узнать, где причина этого дурного воспитания, кто виноват в ней…….» . И сам же отвечает на свой вопрос « Родители виноваты более всего в том, что их дети дурно воспитаны.»

А если нет родителей ?

Поэтому особого внимания требуют дети-сироты, воспитывающиеся в детских домах. По данным статистики - это свыше одного миллиона российских детей, живущих в условиях нарушения естественного процесса социализации, изолированности от важнейших институтов воспитания: семьи, внешкольных учреждений, моделирующих систему отношений «человек-общество». Психологическая и педагогическая наука доказала, что воспитанники детских домов хуже развиваются, у них позже и с некоторыми особенностями формируется интеллект, в социальном плане они вырастают ущербными, испытывая чувство отчужденности от интересов и дел окружающего мира и несовместимости с ним (И.В.Дубровина, Е.М.Мастюкова и др.). Определенный дефицит духовности порождает у многих из них, в лучшем случае, пассивное, а иногда и агрессивно-негативное отношение к жизни.

Многие выходя из под постоянного контроля воспитателей, не имея твердых нравственных устоев, не способны к преодолению стрессовых ситуаций, в борьбе с искушениями, страдают от их последствий . Все это приводит, как правило, к формированию саморазрушающего поведения.

Как было уже сказано выше дети из детских домов испытывают чувство отчужденности, а проще сказать одиночества, покинутости в окружающем их мире. И это не удивительно.

В д.д. круг общения детей очень ограничен, ограничен настолько, что человеку , не сталкивающемуся с этим даже трудно это себе представить.

Кого видят наши дети на протяжении 9 лет? Учителей, воспитателей, социальных педагогов, и лишь изредка промелькнут в д.д. незнакомые лица. В основном на праздники , дети увидят представителей отдела образования, муниципалов, благотворителей, но все эти встречи носят эпизодический характер: поздравили , вручили подарки и ушли. Не увидите вы в детском доме людей которые пришли просто пообщаться с детьми, рассказать о себе о своей семье , выслушать ребенка. Отсутствует в д.д. система , по расширению общения наших детей с внешним миром, а ведь они очень к этому тянуться.

Мы живем как маленькое государство, а страшно это тем, что, выходя из д.д. дома наши дети продолжают эту жизнь. Они учатся в тех ПТУ, где большинство детей из д.д. домов, они предпочитают общаться между собой, женится друг на друге, они даже комнаты получают так, что все соседи выпускники д.д. Чаще всего они чувствуют себя комфортно только в среде детей из д.домов.

Государство ведет огромную работу, чтобы дети из д.д. нашли себе семьи, и пытается решать эту проблему глобально, и мне кажется , начинает с конца. Ключевым словом в этой работе является - Возьмите себе ребенка. Но многих это пугает, а вот ели бы работа была начата с фразы (Придите в д.дом , поговорите, поиграйте, погуляйте, Пригласите в гости т.д. если каждый ребенок имел бы друга взрослого в не стен д.д. это было бы здорово).Не одни теоретические занятия по правилам общения и этикета не заменят живого общения.

И как часто, из- за отсутствия навыков общения , неумения отличать хороших людей от плохих наши дети попадают в « истории». Они рады пойти на контакт с любым , кто обратит на них внимание, выслушает, пожалеет. И как часто этим пользуются люди не чистоплотные.

Умело пользуются этим представители всевозможных религиозных сект, и наши дети не вооруженные твердыми нравственно- православными знаниями «пропадают» в этих сектах.

Отсутствие понимания у детей, что они русские православные люди , приводит к тому, что при усыновлении в Америку они согласны не только на смену Родины, но и своего имени, которое получили при крещении, потерю своей фамилии и смену веры, ведь чаще всего они оказываются в Америке в различных баптистских сектах. Когда усыновляют маленьких это еще как то понятно, но когда уезжают дети в 14-16 лет это говорит о том, что не привиты нами им элементарные нравственно- православные нормы: любовь к своему отечеству, близким ( ведь не секрет, что разбиваются семьи),часто бросают своих « недостойных» родителей, которым в старости могли бы быть опорой. Уезжают с радостью, не задумываясь ни о чем, и влечет ведь их туда не мысль о семье, о новых родителях, а лишь желания иметь те материальные блага , которые может дать им эта страна. И это тоже одно из упущений в духовно- нравственном воспитании наших детей.

Все это наводит на мысль о том , что на первом месте стоят идеалы, которые противоречат не только духовной жизни, но и природной сущности ребенка. Это последствия того, что в педагогической деятельности нравственно – духовные ориентиры перестали быть доминирующими. В сознании детей они не находят себе места, а « свято место пусто не бывает».

Сейчас в д.д. домах уделяется огромное внимание социализации воспитанников. Чаще всего оно сводится к тому, что мы стремимся вооружить детей знаниями и практическими умениями : писать заявления, решать свои бытовые проблемы обращением в соответствующие инстанции, платить за коммунальные услуги, знать свои права и обязанности, умению вести себя в обществе и т. Д. и. т. П. Проводим огромное количество бесед, экскурсий, но все это чаще всего теория и по выходе из д.д , оставшись один на один с любой жизненной трудностью наши дети чаще всего теряются.пнать свои права и обязанности, умению вести себя в обществе и т. и бытовые проблемыно и природной сущности ре

Опора государства- это полноценная, крепкая в экономическом и духовном плане семья. Традиционными ценностями русского народа были бескорыстие, братолюбие, целомудрие.И нельзя не согласится со священником Виктором Грозовским, Который в своей книге пишет « Когда всем классом обсасывают со всех сторон тему полового воспитания подростков, то это не просто отсутствие у взрослых дядей и тетей всякого благочестия, но, если хотите,- это преступное разрушение национальной системы ценностей.»

Очень часто выпускницы д.д. с легкостью оставляют своих детей. В нашем д.д.уже одно поколение сменило другое. И среди выпускниц последних трех лет уже есть « мамочки» оставившие своих детей. Объясняют они это очень просто. «мне было хорошо в д.д. меня кормили, обували, одевали, учили, водили на кружки…… А , что еще надо?

Вот здесь то и идет самый страшный духовно- нравственный перекос. Уже никогда не будет исполнен завет данный нам Свт. Иоанном Златоустом : « Если вы воспитаете своих сыновей, то они , в свою очередь, воспитают своих, а эти опять научат своих; продолжаясь таким образом до пришествия Христова, дело это доставит всю награду тому, кто послужил корнем.»

Происходит это потому, что все так называемое «семейное» и « половое» воспитание построено на том, что американцы называют «fo fan» - « для развлечения» , все поверхностно, все чуждо проникновения в суть вещей, все без системно, все отрывочно – нет подлинного образования и воспитания .

Если в таком нравственном аспекте, как патриотическое воспитание нам многое удается, то в семейном и половом мы терпим постоянно неудачи. Среди наших воспитанников - это и ранние беременности и аборты, не умение создать полноценную семью: мама и папа ( а главное полное не понимание важности этого), непонимание роли родителей для своих детей, не серьезное, и, что еще хуже безнравственное отношение к семье и браку.

Может, стоит вместо бесед о противозачаточных средствах, и безопасном сексе , услышать наконец слова Протоирея Артемия Владимирова «…что взрослые не должны жалеть сил и времени , чтобы вдалбливать в юные головы истину: « Храни, дитя мое, храни это сокровище !», но для того, чтобы изобретать самые разнообразные жанры, формы, методы общения, от чтения до бесед и прочих благих занятий, дабы мысль эта была усвоена и стала бы убеждением христианской девочки, девицы.».

В «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г» особо подчеркивалось, что одной из составляющих повышения качества современного образования является духовное развитие личности. Формирование нравственных и духовных ценностей у детей является значимой социально- педагогической задачей.

Вот уже наступил 2010 год и на примере нашего детского дома можно сказать, что не удалось нам в полной мере решить все проблемы в духовно- нравственном воспитании наших детей.

Просматривая планы работы за последние годы, делая выводы , я вижу, что нам надо икать новые подходы, новые грани в работе по духовно- нравственному воспитанию наших детей.

С появлением очередной концепции появились новые программы, методические разработки, статьи, научные труды, конкурсы и т.п. И снова в школах внедряют, пробуют, эксперементируют………..

Почему мы так упорно не хотим в полной мере использовать православный опыт ?

За многие века своего существования Православие накопило колоссальный эстетический потенциал – лишать современного человека возможности осваивать его, значит несказанно его обеднять. Православная культура- это литература, включающая тысячи томов, написанных сотнями авторов, это иконы, в том числе и Андрея Рублева и фрески Дионисия, это богатейшие архитектурные традиции, прекрасная музыка, это наконец, прикладное искусство – богослужебные сосуды, оклады икон, церковные облачения, обряды и праздники которые живы до сих пор.

Самые благоприятные периоды в истории российского воспитания и образования были тогда, когда государство, Церковь, семья и школа действовали согласованно в сфере воспитания. Разрыв в системе этих отношений крайне негативно сказался на развитии нашей страны, системы образования и особенно воспитания.

В Православии были воспитаны наши военноначальники – полководцы и солдаты, писатели и художники, учёные, естествоиспытатели, врачи, подвижники благочестия. В настоящее время лишь Православная Церковь может предложить целостную, позитивную воспитательную систему, апробированную на протяжении десяти веков.
Главное правило воспитания дано в Библии. Словами святителя Филарета (Дроздова) его можно выразить так: давай детям воспитание благочестивое и нравственное, сообразное с Законом Божиим.

В православной педагогике духовно-нравственное воспитание пронизывает весь образовательный процесс и служит основой для формирования православного мировоззрения. В духовно-нравственном воспитании православие на первое место выдвигает жизнь в соответствии с христианскими заповедями. При этом задача состоит в том, чтобы не только раскрыть ученику неизменные нравственные нормы и принципы, но и научить ребенка исполнять их повседневно в своей жизни.

  • Рассказы о Рождении Иисуса Христа, Крещении, о Пасхе и Троице.

  • Объяснение некоторых заповедей Библии.

  • Слушание духовной музыки, колокольных звонов.

  • Знакомство с живописью на библейские сюжеты.

  • Рассматривание иллюстраций.

  • Поиск истины.

  • Организация условий практики доброделания.

Формы работы и методы

Лекции, слайдо-фильмы, экскурсии, встречи с интересными современ-никами, заочные путешествия, беседы, опросы, творческие задания, игровые занятия, совместные с семьями выезды в храмы, монастыри, сотрудничество с родителями, анализ трудностей и успехов, сопоставление планируемого результата с реально полученным, знакомство детей с фондом библиотека Центра духовной культуры, фотостенды, подготовка радио-телепередачи о событиях исторического прошлого.

Цель и задачи I года обучения:

  • нравственное воспитание – воспитание сердца человека, любви;

  • воспитание добродетелей: сострадания, жалости, воздержания, стыда, благоговения, веры, надежды;

  • воспитание чувств, роль искусства;

  • воспитание ума, воли, совести, правдивости;

  • борьба со злом;

  • формирование мировоззрения;

  • работа со словом.

Цель и задачи II года обучения:

  • доброжелательное и уважительное отношение к другим людям, способность к сочувствию, сопереживанию, состраданию, милосердию;

  • ответственность как способность держать ответ за собственное слово, поступок, дело, старание прогнозировать их последствия;

  • чувство собственного достоинства как осознанное стремление жить в горизонте нравственности.

Ожидаемый результат обучения и воспитания

1. Знание основных достопримечательностей города.

2. Интерес детей к познанию исторических событий и культурных традиций.

3. Умение детей вести себя воспитанно на занятиях по христианской культуре (в группах, музее, храме, обществе, с близкими и незнакомыми людьми).

4. Желание детей общаться с родной культурой.
т имы на примере нашего д.д. на этот вопрос.итания в наше время необходимо прежде всего узнать, где причина

Программа

1.задача. пригласить в детский дом людей не равнодушных к вопросам нравственного воспитания детей, любящих детей, желающих общаться с детьми и заведомо порядочных, известных своею деятельностью в своих приходах и получивших благословение своих духовных отцов.

Эта задача нами выполнена успешно. Налажено тесное сотрудничество с « Детской миссией». Уже два года эта организация ведет духовно просветительскую работу с детьми- сиротами. Благодаря этой миссии в нашем детском доме появились студенты С.Петербургской духовной семинарии Зайцев Евгений и Ипатов Александр. С их помощью мы познакомились с членами общины Иоанновского ставропигиального женского монастыря, и четверо общинников стали нашими постоянными гостями, учителями, помощниками.

Опираясь на теоретические знания и практический опыт этих людей , была написана программа для конкретной группы детей. Это 12 мальчиков в возрасте от 9 до 10 лет. Обучающихся в 3 и 2 классах ГОУ школы- интерна 7 вида № 69. города Зеленогорска.

В основу своей программы мы положили принципы православного воспитания : : строго сообразовыватьтя с уровнем умственного и нравственного развития учеников; соблюдать доступность для всякого ума; высокие истины приближать к пониманию своих слушателей; использовать простоту образов; избегать односторонноcти, разнообразить изложение; не оставлять ни одного вопроса без ответа; находить нужное слово для каждого ученика.

Познакомить подрастающее поколение с многообразным, чудесным и в то же время строгим и нравственно возвышенным миром Православия и со значением Православия в развитии всех сфер жизни общества, в личной жизни человека .

Цель данной программы

Повысить эффективность духовно-нравственного воспитания, через приобщения школьников к основам православной культуры.

Задачи:

1. Дать сведения об основных религиозных понятиях и представлениях.

2.познакомить с историей Ветхого и Нового Завета.

3. изучать историю Русской Православной Церкви,

4. воспитывать любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, святыням.

5. дать знания о Православной Церкви и Православном Храме. Раскрыть содержание и смысл православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки, литературы.

6. Приобщить детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения текстов Священного Писания, фактов церковной истории, примеров из жизни конкретных исторических лиц. Помочь детям понять смысл высоких нравственных ценностей православного христианства. Сформировать жизненную позицию неприятия жестокости, пошлости, алчности, хамства.

7. дать твердые ориентиры добра, истины, любви, научить сопереживать, отзываться на чужое горе, уметь мирно решать конфликты.

8. познакомить с основными православными праздниками и принимать в них участие.

Примерная структура занятий:

Программа «Основы духовной культуры»

Учебно-тематический план






Раздел. Тема.

Количество часов

Теория

Практика

I.

Введение. Священная история Ветхий Завет.







 

II.

Наша эра. Новый Завет.







 

III.

Церковь, Религия, Православие.







 

IV.










 

V.










 

 










 

Программа рассчитана на 2 года, четкого разделения тем по годам пока нет, т. к. нет практического опыта работы с данным материалом, реализация программы будет выстраиваться очень гибко, в зависимости от детского восприятия.

  1. вводное занятие ( знакомство детей с предлагаемой программой, ответы на вопросы, обсуждение данной программы с детьми)

направление

1. Изучение библии

  • Библия - книга жизни ( вводное занятие).

  • Ветхий Завет.

Духовная основа невидимого и видимого мира. Его Создатель и созидание.

Происхождение и природа Ангелов.

Результат падения, мятежа ангелов.

Сущность добрых и злых ангелов.

Назначение добрых и злых ангелов. Их дела.

Созидание материального мира.

Шестоднев. День покоя.

Происхождение человека. Две теории – эволюционная и библейская.

Физическая, психическая и нравственная конституция человека.

Происхождение духа и души человека.

Грехопадение. Последствие греха.

Первые преступления человека. Каин и Авель. Потоп. Вавилонское столпотворение. Содом и Гоморра.

Богоизбранный народ. Авраам и Сара. Авраам и Исаак.

Пророк Моисей и его подвиги во имя спасения своего народа.

Царь Давид, его сила, мудрость правителя и псалмопевца.

Ожидание Мессии, пророчество, Его предтечи.

  • Новый Завет.

Жизнь и пророчества Иоанна Предтечи.

Рождение Девы Марии, ее детство и школа благочестия, послушания, кротости и смирения, трудолюбия и нестяжания.

Благая весть Архангела Гавриила. Наш Ангел-Хранитель.

Рождество Иисуса Христа. Первые чудеса, связанные с именем Иисуса Христа в Вифлееме.

Детство, отрочество, возмужание Иисуса Христа в Назарете.

Крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Чудеса крещения.

Испытания, искушения и закалка Иисуса Христа в пустыне. Первое поражение дьявола от Иисуса Христа.

Победное шествие Иисуса Христа со своими учениками среди врагов и друзей.

Характер Христа: святость, любовь, смирение, кротость, душевное равновесие, молитвенность, послушание отцу, жертвенность, трудолюбие, милосердие, сострадание, героизм, патриотизм.

Чудеса Иисуса Христа.

Притчи Иисуса Христа.

Величие и сила последних дней жизни Иисуса Христа.

Предательство и подлость Иуды, Ирода, Понтия Пилата, первосвященников, части народа.

Мужество, героизм, милосердие, выносливость и стойкость духа в последние минуты, секунды жизни Иисуса Христа.

Чудеса в минуты кончины Иисуса Христа. Муки и страдания Девы Марии.

Сошествие в ад. Спасение праведников и очередная победа над дьяволом.

Великая победа Жизни над смертью – великое чудо Воскресения распятого, умершего Иисуса Христа.

Явления на земле живого Иисуса Христа многим своим ученикам.

Телесное вознесение Иисуса Христа на Небо, в Царствие Своего Отца.

Подвиги учеников Иисуса Христа после Его Вознесения.

Сошествие на землю Духа Святого и Его значение в созидании Христианской церкви.

О втором пришествии Иисуса Христа как Царя Вселенной и о Праведном суде.

  • Ведение тетрадей.

  • Составление и оформление каждым ребенком личного молитвослова.

  • Ведение словарика по старославянской грамоте.

Тема 1. Предмет курса – основы православной культуры – церковно- искусствоведческое краеведение.

Цель и задачи: формирование духовной и эстетической культуры, чувства любви к Родине, гуманного отношения к окружающему миру, возбуждение интереса к Отечественной и национальной культуре, христианству (православию), воспитание стремления к созданию и приумножению духовной культуры.

Тема 2. Священное Писание и Священное Предание – основа учения церкви.

Цель и задачи: дать религоведческие знания, которые могут быть важным элементом развития личности каждого современного образованного человека, независимо от его конфессиональной принадлежности. Религия и знания, связанные с ней, выступают как часть культуры в ее связи и взаимодействие с другими областями жизни и деятельности человека. Феномен христианства (православия) неразрывно связан с изучением истории, литературы, музыки, живописи. Знания об устоях и традициях миллионов православных католиков, протестантов, а также представление о влиянии христианства на ход различных исторических событий, помогут учащимся совершить немало открытий в себе и окружающем мире.

Тема 3. Архитектура православного храма

Задачи: дать знаки о строительстве храмов в Византии, на Руси, крестово- купольный храм, базилика, центрическая форма, кубическая.

Тема 4. Интерьер храма

Задачи: подготовить для России культурных и широко образованных граждан Отечества, способных самостоятельно осваивать духовные ценности многообразной и многонациональной культуры. Дать знания об иконостасе, иконах; план храма (притвор, средняя часть, алтарь, клирос).

Тема 6. Православные праздники

Задачи: показать значение православных праздников для христианина. Церковный год. Юлианский календарь. Отсчет времени по старому и новому стилю. Григорианский календарь.


. Малая родина

Первые упоминания в истории о местах, где мы живем. Обоснование Зеленогорска ( Терийоки). Первые поселения. Культура вероисповедание карелов и финнов.Первые постройки. Первые каменные дома. Первые храмы. Количество храмов, учебных заведений, заводов, фабрик. Культура в городе. Уникальная природа Карельского перешейка.
Финские здания города, сохранившиеся до наших дней

Скульптурные украшения города

Здание вокзала

Зеленогорский парк и пляж

Яблоневый сад и школа № 445

Зеленогорск сегодня

«Памяти павших…»

(Мемориал павшим воинам, памятник Согласия и Примирения)

Дача Новикова

Лютеранская церковь в Зеленогорске.История возникновения, разрушения и восстановления.

Зеленогорск и В.О.В. Герои В.О.В.

История Зеленогорской Церкви Казанской Божьей матери ( строительство, забвение и разрушение, восстановление).

Сегодняшний день церкви.

Святые места, святыни России.

- Что есть «святость». Почему некоторые места нашей Родины мы называем «святыми», «святынями».

- Рассказ о Троице-Сергиевой лавре, ее основателе преподобном Сергие Радонежском и его заслугах перед Родиной.

- Оптина пустынь – ее место в просветительстве России. Великие подвижники.

Вааламский монастырь, его история.

- Город Петра на Неве. Краткий исторический очерк. Александро-Невская лавра.. Исаакиевский, Казанский соборы. Петропавловская крепость. памятник Петру I. Мосты и каналы.. Иоанн Кронштадтский. Ксения Блаженная.

История храмов: Христа Спасителя, Василия Блаженного, Исаакиевского собора, местных храмов.

«Монашество на Руси»

Задачи: познакомить с историей создания и деятельного служение обителей труда и милосердия; на ярком примере жизни святого праведного Иоанна Кронштадтского, показать величие жертвенной любви, самоотречения во имя Бога и ближнего, радостного несения креста и венца мученического; воспитывать чувство благоговейного уважения к людям добровольно возложившим на себя тяготы немогущих и страждущих.

  • История жизни и трудов святого праведного Иоанна Кронштадтского.

  • Посещение и знакомство с архитектурным комплексом и укладом жизни Иоанновского ……….женского монастыря.

  • Знакомство с жизнью общины при Иоанновском монастыре.

  • Встреча с руководителем общины ……….. Николаем.

  • Пока только участие в праздниках общины, а в дальнейшем принимать активное участие в жизни общины и быть полезными.

Семья. Домострой.

Счастье и радость первой семьи в Эдемском саду в единстве с творцом и всей природой. Безболезненность, бессмертие, свободе.

Трагедия первой семьи – результат непослушания своему Отцу, Создателю.

Убийство брата братом. Каин и Авель.

Жизнь святого семейства Ноя и его спасение, как результат послушания.

Праведность семей Лотта, Авраама и Сары.

Иоаким и Анна и их дочь Мария.

Основы русской христианской, православной семьи: Вера, Надежда, Любовь, Церковь, Таинства церкви. Любовь к природе, своему краю, земле, друг к другу. Уход от многобожия и мифологии к Единому Богу, к Священному Писанию, Закону Божию. Познание законов природы, поведения людей и всей твари через Закон Божий. Вера в бессмертие природы и человека.

Основная сущность религиозных таинств и обрядов. Неразрывность таинств и обрядов с Законом Божиим церковным преданием, с духовным миром человека и его повседневной жизнью, с практикой, с верой в вечную жизнь.

Семейные отношения как отражение отношения между Богом и человеком, между Богом и природой, между Богом и Церковью, между Богом и Вечностью. Проблемы отцов и детей, старших и младших. Воспитание начал патриотизма в семье – быть патриотом семьи, дома, родословия. Домашние животные и отношение к ним.

Мир дома своего. Чистота духовной атмосферы: взаимная любовь, уважение, забота, ласка, интонация, благородство жестов, мимики. Тишина в семье. Духовные беседы. Чтение книг. Рассказы про старину. Колыбельные песни. Вечерние и утренние ритуалы семьи. Создание условий в семье для присутствия доброго духа: Святого Духа, Ангелов Хранителей, святых Отцов своих предков и борьба с духами злобы, ненависти, измены, предательства лицемерия, лени, осуждения.

Домашний уют. Эстетическая культура семьи. Самобытность каждого дома. Культ вещей или культ человека, личности, культ души, духа. Борьба с вещами, беспорядком, мусором и всякими паразитами. Культ телевизора, видео и радио. Культ животных. Мода и семья.

Семейные традиции. Родословное дерево. Родина предков. Биография предков, дедушки, бабушки, папы, мамы. Отношение к наградам, грамотам, поощрениям, профессиональные традиции, кухня семьи, особые блюда. Отношение к земле, природе, к религии, церкви. Патриотизм. Отношение к власти, бедности, бедным, богатству, богатым. Дачные дела. Ремесла в семье, увлечения (собирание марок, монет и др.)

Будни и праздники в семье. Любовь к учебе, работе в семье. Разговоры о делах на работе, об учебе. Рассказы о профессии родителей, посещение на работе родных и близких, знакомство с коллегами старших. Общие уборки в доме. Подготовка к праздникам. Что такое праздник, рассказ о первых праздниках на земле, о старых и новых праздниках, о светских, государственных, региональных, семейных, личных праздниках. Праздничный этикет. Игры и игрушки в доме, отношение к ним.

Культура и искусство в семье. Объяснение слова «культура». История возникновения культуры. Православие и культура. Культура как жемчужина. Понятие «культурный человек». Всемирная и отечественная культура. Культура поведения в семье, в общественных местах. Культура одежды, интерьера, дома, подъезда, улиц. Семейные отношения к музыке, театру, кино, литературе, поэзии, балету. Домашняя библиотечка. Посещение общественных библиотек. Декоративно-прикладное искусство в семье: посуда, мебель, украшения, ковры, дорожки, салфетки, вышивка, рукоделие. Домашние концерты. Совместные прогулки и поездки. Опасность пристрастия к азартным играм.

Правила этикета. Что такое этикет. История этикета. Светский этикет и правила и правила поведения православного человека. Ветхозаветные правила этикета. Правила домостроя. Знакомство. Поведение за столом, в гостях, в театре, общественном транспорте, на природе. Ритуалы перед сном и после сна. У постели больного. Поведение больного. Поведение со старшими и младшими. В доме гости. Гостеприимство. Поздравления и пожелания. Прощание с близкими перед отъездом. Встречи. Настоящий мужчина и настоящая женщина. Участие к человеку. Дома после школы, во дворе. Хлебосольство, странноприимство, щедрость и бескорыстие. Гости желанные.

Культура речи в семье. Речевое поведение взрослых и детей. Речевой этикет – приветствия, прощания, извинение, поздравление, пожелание, благодарность, утешение, сочувствие, одобрение. Просьба, совет. Этикетные формулы: слово спасибо (спаси Бог), благодарю, не дай Бог, хранит вас Господь, Господь с вами, с Богом, упаси Господи, благослови, благая весть. Национальный этикет – правила поведения и речи, принятые у данного народа. Русский этикет. Разговор с родителями, с учителями, друзьями, незнакомыми людьми. Этикетные выражения прощания и сопутствующие им формулы благодарности, обмена любезностями, приглашения снова в гости. Речевой этикет перед сном и после сна. Речевые приемы вежливости. Речь и телефон.

Малая церковь, домашняя церковь. Традиции нашего народа. Красный угол и «дьявольский фонарь» – телевизор. Освящение жилья. Крещение детей, венчание. Соблюдение постов взрослыми, детьми, больными, беременными, роженицами. Православные праздники в семье, ритуальные блюда в семье.

Литература для родителей и педагогов

(раздел «Краткая история Родины»)

1. Карамзин Н.М. «История государства Российского» в 3 кн. М., 1989 г.

2. «Культура древней Руси». Изд. «Просвещение», Л., 1967 г.

3. Беллярминов И.И. «Курс Российской истории» М., изд. «Роман-газета» 1994 г.

4. Любимов М.В. «Искусство древней Руси» Москва, изд. «Просвещение», 1974 г.

5. «Христианство и Русь», изд. «Наука», Москва, 1988 г.

6. Творогов О.В. «Древняя Русь. События и люди», С—Петербург «Наука», 1994 г.

7. «Как крещена Русь», изд. «Политиздат», Москва, 1988 г.

8. «Россия под скипетром Романовых» 1613-1913 г.г.» Изд. СП «Интербук» 1990 г.

9. Орехов Дмитрий «Святые места России». С.- Петербург 2000 г.

10. «Русские монастыри», М., 1995 г.

11. Шульц С. «Храмы Петербурга» СПБ. 1994 г.

Литература для детей:

1. Дегтярев А.Я., Дубов И.В. «Начало Отечества» Л., Дет. лит., 1983 г.

2. Каргалов В., Сахаров А. «Полководцы Древней Руси» М., 1986 г.

3. «Наша Родина в прошлом. Беседы по истории России» изд. Ассоциация ХХI век, Смоленск, 1999 г.

(Раздел II «Малая Родина»)

4. Юдин В. «Слава отчего края» Н.В. изд., Волгоград 1968 г.

5. Киреев А.Ф. «Родная природа» Н.В. изд., Волгоград 1967 г.

6. «Царицын – Сталинград - Волгоград 1967 г.

7. Рябов С.И., Самойлов Г.П., Супрун В.И. «Петр I в Царицыне и на среднем Дону», изд. «Перемена», Волгоград 1999 г.

8. «Битва за Сталинград» Н.В. изд., Волгоград 1969 г.

9. Водолагин М. «Волжская твердыня», изд. «Советская Россия», М. 1962 г.

10. «Путеводитель по Волгограду» Н.В. изд., Волгоград 1980 г.

11. «Красен человек трудом» Н.В. изд., Волгоград 1983 г.

12. Коротов Е.В. «Твоя родословная», изд. «Перемена» Волгоград 1999 г.

Для педагогов и родителей

1. Муравьев А.Н. «Путешествие по святым местам русским» Москва, изд. «Книга» 1990 г.

2. Орехов Д. «Святые места России» С.- Петербург Издательский дом «Невский проспект» 2000 г.

3. «Культура Древней Руси», изд. «Просвещение», Ленинград, 1967 г.

4. Любимов Л. «Искусство Древней Руси», Москва «Просвещение» 1974 г.

5. Забелин И. «История города Москвы», изд. «Столица», Москва 1990 г.

(Раздел IV «Семья. Домострой»)

1. Флоренская Т.А. «Мир дома твоего», изд. «Школа-Пресс», Москва 1999 г.

2. «Домострой» Ярославль 1991 г.

3. «Семья и воспитание» МПФ «Благовест», Москва 1996 г.

4. Куломзина С.С. «Наша Церковь и наши дети», изд. «Мартис», Москва 1993 г.

5. «Толковая Библия» Стокгольм 1987 г.

6. «От святой купели и до гроба. Краткий устав жизни православного христианина», изд. «Трим», Москва 1994 г.

7. «Мысли о детях. В православной церкви сегодня». «Сестра Магдалина», Москва 1992 г.

8. Священник Анатолий Гармаев «Обрести себя», Волгоград 2000 г.

9. Православное воспитание детей», Москва 1997 г.

10. Пилипов В. «Так ли плох домострой» Москва 1992 г.

11. «Малая церковь. Настольная книга прихожанина» изд. «Русский мир» 1992 г.

12. «Телеведение как проблема для современного пастырства», Монреаль 1988 г.

13. Троицкий благовест № 24

14. Влияние телевидения на человеческую душу» Тр. Сергиева Лавра, 1993 г.

15. «Отношение христианина к науке, государству и культуре. По взгляду православного христианина». Изд. «Синтагма» 1997 г.

16. Диакон Андрей Кураев «Школьное богословие», Москва.1997 г.

Для детей

1. «Наша Родина в прошлом», изд. «Ассоциация ХХI век. Смоленск, 1999 г., «Храм Христа спасителя», журнал, Москва, 1996 г.

назад  I  далее


.

Тема: «Монашество на Руси»

Задачи: познакомить историю создания и деятельное служение обителей труда и милосердия; на ярком примере показать величие жертвенной любви, самоотречения во имя Бога и ближнего, радостного несения креста и венца мученического; воспитывать чувство благоговейного уважения к людям добровольно возложившим на себя тяготы немогущих и страждущих.

Тема: «Любовь, побеждающая смерть»

Задачи: на конкретных личных примерах показать величие духа, формировать ценностные ориентиры на основе христианской этики и любви.